В свете событий в Республике Беларусь за период декабрь 2010 — январь 2011




Дата канвертавання15.03.2016
Памер276.13 Kb.
Международная наблюдательная миссия

Комитета международного контроля

за ситуацией с правами человека в Беларуси
Аналитическая записка №3-1

«Реализация права на защиту и свободное осуществление адвокатской деятельности

в свете событий в Республике Беларусь

за период декабрь 2010 — январь 2011»
по состоянию на 20 января 2011 г.

Настоящий документ представляет собой систематизированную подборку фактов вмешательства в деятельность адвокатского сообщества в Республике Беларусь.
I. Введение
Адвокаты, на законных основаниях осуществляющие защиту граждан и их гарантированных прав и свобод, согласно международным стандартам (прежде всего, закрепленным в Декларации ООН «О праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы» и подтвержденным документами ОБСЕ), приравниваются к правозащитникам и подлежат особой защите.

Институт адвокатуры должен быть независимым от власти, т.к. его основная роль состоит в предоставлении гражданам помощи в том числе и в решении их споров с властями. Ее деятельность должна базироваться на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Как подчеркивается в Стандартах независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов, принятых на Конференции МАЮ в сентябре 1990г. в Нью-Йорке:

«6. Руководствуясь установленными правилами, стандартами и этическими нормами, адвокаты при выполнении своих обязанностей всегда должны действовать свободно, честно и бесстрашно, в соответствии с законными интересами клиента и без какого-либо вмешательства или давления со стороны власти либо общественности.

7. Адвокат не должен отождествляться или идентифицироваться властями и общественностью с его клиентом или с делом его клиента, независимо от того, насколько популярным или, напротив, непопулярным может быть это дело.

12. Независимость адвокатов при ведении дел лиц, лишенных свободы, должна гарантироваться с тем, чтобы обеспечить оказание им свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи, в том числе обеспечить право на посещение этих лиц.

13. Юристам должны быть предоставлены такое оборудование и возможности, которые необходимы для эффективного выполнения ими профессиональных обязанностей, в том числе <…> право свободно искать, истребовать, получать и, согласно профессиональным нормам, распространять информацию и идеи, относящиеся к их профессиональной деятельности”.1
В соответствии с Основными принципами, касающимися роли юристов, принятыми восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990г., Гавана, Куба:

“7. Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

8. Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы: а) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства; b) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами; и с) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций.

17. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности юристов в результате выполнения ими своих функций, власти обеспечивают им надлежащую защиту.

18. Юристы не отождествляются со своими клиентами или интересами своих клиентов в результате выполнения ими своих функций.

20. Юристы пользуются гражданским и уголовным иммунитетом в отношении соответствующих заявлений, сделанных добросовестно в виде письменных представлений в суд или устных выступлений в суде или в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе”.2


Любое давление на адвокатов ставит под сомнение доступ к эффективной правовой помощи их клиентов и может создать препятствие для отправления справедливого правосудия, к которому, согласно своим заявлениям, стремятся власти Республики Беларусь.
В докладе, опубликованном по итогам визита в Республику Беларусь в 2000 году Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов ООН, было отмечено, что «исполнительная власть, в частности министерство юстиции, осуществляет чрезмерный контроль над юристами. Такой контроль подрывает главный смысл независимости юристов и является нарушением Основных принципов, касающихся роли юристов. Этот контроль ведет к злоупотреблениям, результатами которых становятся обвинения в преследовании, запугивании и вмешательстве со стороны исполнительной власти… Специальный докладчик обеспокоен преследованием некоторых адвокатов за то, что они защищают своих клиентов. Судебное преследование или угроза судебного преследования адвокатов за их профессиональную деятельность противоречит принципу 20 Основных принципов, касающихся роли юристов. Специальный докладчик считает, что преследование этих адвокатов за их работу, связанную с правами человека, является нарушением права на свободу выражения мнения и нарушением принципа 14 Основных принципов, касающихся роли юристов. Юристам должно быть предоставлено право заниматься своей профессиональной деятельностью без каких-либо преследований, запугиваний, помех или неправомерного вмешательства со стороны правительства или каких-либо других кругов. В этой связи правительству следует помнить о своих обязательствах согласно принципам 16, 17 и 18 Основных принципов, касающихся роли юристов».3
Внесение Министерством юстиции Республики Беларусь представления руководству Минской городской коллегии адвокатов4, в котором Министерство требует принять дисциплинарные меры в отношении ряда адвокатов, защищающих политиков и общественных деятелей, заставляет обратить особое внимание на адвокатов, как уязвимую группу в связи с событиями 19 декабря 2010г. Анализ ситуации с обеспечением свободы их деятельности является предметом данной аналитической справки.
II. Заявление Министерства юстиции Республики Беларусь «О нарушении законодательства об адвокатуре» и последующие действия Министерства
29 декабря 2010г. на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь было опубликовано сообщение о нарушении законодательства об адвокатуре. В нем было отмечено, что «Отдельные адвокаты, осуществляющие защиту лиц, <…> обвиняющихся в совершении действий, направленных на организацию массовых беспорядков, сопровождавшихся попыткой захвата государственных учреждений, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, допускают грубые нарушения Правил профессиональной этики адвоката, действующего законодательства, в том числе Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре». В частности, некоторые адвокаты, злоупотребляя своим правом на защиту иных лиц, в искаженном свете подают информацию о ходе следствия и возможности реализации прав своих подзащитных на юридическую помощь, состоянии их здоровья и условиях содержания, тенденциозно подают информацию о работе правоохранительных органов страны». Действия адвокатов были оценены как имеющие низкий профессиональный уровень и нарушающие Правила профессиональной этики. На основании этого Министерством было внесено представление руководству Минской городской коллегии адвокатов о принятии безотлагательных мер к безусловному соблюдению адвокатами законодательства и Правил профессиональной этики.5
3 января 2011г. адвокат Гродненской областной коллегии адвокатов Валентина Бусько была лишена лицензии за участие несанкционированном массовом мероприятии 19 декабря 2010г. в центре г. Минска. Валентина Бусько вместе с сыном Евгением участвовали в акции 19 декабря, оба были задержаны. Валентина была осуждена судом Московского района на 10 суток административного ареста. Адвокат планирует обжаловать решение коллегии в суде, по ее словам за 15 лет работы у нее не было ни одного взыскания.6

По сообщению Министерства юстиции 4 января 2011г. Коллегия Министерства юстиции поддержала решение Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь от 3 января 2011г. об аннулировании лицензии адвокату Гродненской областной коллегии Валентине Бусько. Также в сообщении Министерства юстиции указывается, что адвокат Минской городской коллегии адвокатов Павел Сапелко, подзащитными которого являются бывший кандидат в президенты Андрей Санников и руководитель предвыборного штаба кандидата в президенты Виталия Рымашевского Павел Северинец, по мнению Министерства юстиции, допустил некорректные высказывания в адрес адвокатуры, как независимого правового института, подвергнул сомнениям обоснованность действий Министерства юстиции, как государственного лицензирующего органа, заявив, что это «прессинг со стороны государства на деятельность государственных адвокатов». В адрес коллегии направлено представление о привлечении его к дисциплинарной ответственности и предложением рассмотреть вопрос о целесообразности его пребывания в составе президиума Минской городской коллегии адвокатов.7

Также в сообщении Министерства отмечено, что ряд СМИ освещает информацию, полученную от адвокатов, в искаженном виде. Было подчеркнуто, что адвокаты Минской городской коллегии адвокатов Ирина Бурак, Марианна Семешко с представителями СМИ не разговаривали и интервью не давали. Указано, что иные адвокаты «предупреждены о более корректных высказываниях в СМИ, не дающих повода к искажению реальных фактов и полученной информации».8

Опубликованная в различных СМИ информация от Павла Сапелко, которая вызвала нарекания со стороны Министерства, состояла в следующем. Сапелко оценил состояние своего подзащитного Андрея Санникова, как тяжелое — “Санников сильно избит и представляет из себя ужасное зрелище. Он практически не может передвигаться”. Кроме того, несмотря на подписку о неразглашении материалов дела было заявлено, что бывший кандидат в президенты “абсолютно невиновен и подозрения, выдвинутые в его отношении, абсолютно не имеют под собой оснований; все случившееся во время массового мероприятия мы, сторона защиты, считаем явной провокацией”, а также о планах защиты обжаловать в прокуратуре немотивированное применение силы по отношению к Санникову во время задержания.9Также Павел Сапелко заявил, что его подзащитный во время ведения следственных действий вынужден пребывать “в животных условиях и искусственной изоляции – не иметь ни вестей о своей супруге, ни сведений, как обстоят дела с его ребенком, не иметь возможности, в конце концов, отреагировать на результаты выборов”.10 Адвокат поражен позицией Министерства юстиции и его заявлением от 29 декабря 2010г. в отношении адвокатов обвиняемых и подозреваемых в совершении уголовных преступлений в связи с событиями 19 декабря 2010г. По его словам, он впервые столкнулся “с явлением некоего прессинга со стороны государства на деятельность государственных адвокатов”.11


12 января 2011г. Министерство юстиции сообщило на своем сайте, что факт публикаций в отдельных СМИ со ссылкой на адвокатов сообщений, в которых «в искаженном свете подается информация о реализации подзащитными прав на юридическую помощь, тенденциозно оценивается работа правоохранительных органов страны», расценен как нарушение Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и стал основанием для внесения представления в Министерство информации Республики Беларусь.12

В этом же сообщении Министерство признает направление запроса по поводу гродненского адвоката Валентины Бусько в связи с ее предполагаемым участием в акции оппозиции 19 декабря 2010г., но утверждает, что президиум Гродненской областной коллегии адвокатов “самостоятельно посчитал недопустимым ее пребывание в адвокатском объединении и осуществление адвокатской деятельности, решение о чем было вынесено на следующий день после отбытия ею административного наказания”.13


14 января 2011г. адвокат Павел Сапелко на сайте газеты «Беларусский партизан» во исполнение предписания Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.01.2011г. № 15-1-05/4 опубликовал официальное опровержение высказываний, размещенных в средствах массовой информации со ссылкой на его имя (газета «Обозреватель» №52 от 31.12.2010г. в статье «Задержанным 19-20 декабря начали предъявлять обвинения»; сайты telegraf.by, 23.12.2010г.; belaruspartizan.org 23.12.2010г.; news.date.bs, 27.12.2010г.).14

14 января 2011г. Министерство юстиции Республики Беларусь создало рабочую группу по разработке новой редакции Правил профессиональной этики адвоката. Членам всех коллегий адвокатов предлагается до 25 января 2011г. вносить свои предложения по изменениям Правил.15
17 января 2011г. по информации газеты «Наша Ніва» Минская городская коллегия адвокатов не усмотрела фактов нарушения в действиях своих коллег, чем отказала в удовлетворении представления Министерства юстиции на четырех адвокатов, в том числе и Павла Сапелко, которые занимаются делами обвиняемых по делу о массовых беспорядках 19 декабря 2010г.. Кроме того, по словам Александра Пыльченко, председателя Минского городской коллегии адвокатов, представление от Министерства юстиции о нецелесообразности пребывания Павла Сапелко в составе президиума Минской городской коллегии адвокатов в коллегию не поступало.16

Минская коллегия адвокатов дважды отказывала Министерству юстиции в возбуждении дисциплинарного производства. В качестве средства давления Министерством юстиции была организована масштабная проверка всех адвокатов и юридических консультаций Минской коллегии адвокатов.

Реакцией на сообщение Министерства юстиции «О нарушении законодательства об адвокатуре» стали заявления международных юридических сообществ. Так 11 января 2011г. Правление Ассоциации юристов Украины на своем официальном сайте выразило свою обеспокоенность давлением на адвокатов со стороны Министерства юстиции, а также надежду, что Республика Беларусь как государство будет гарантировать независимость адвокатуры, что является залогом защиты прав и свобод граждан.17 Далее 12 января 2011г. Международная Комиссия Юристов в своем заявлении выразила свою озабоченность увеличивающимся количеством случаев давления и преследования юристов в Беларуси, последовавшим за недавним подавлением протестов против результатов президентских выборов. Давление включает в себя инициирование и поддержку процедур лишения лицензии Министерством юстиции и попытки ограничить их свободу выражения мнения.18 17 января 2011 г. Сеть Домов Прав Человека обратилась с письмом к национальным и международным ассоциациям адвокатов, в котором был дан обзор фактов давления на адвокатов и организации адвокатского самоуправления и призыв к участию в кампаниях солидарности с белорусскими коллегами19. Кроме этого, свою поддержку коллегам из Беларуси выразил Датский союз юристов. 26 января Комиссия по правам человека при Верховном Совете Адвокатской Палаты Республики Польша обратилась с официальным обращением к Послу Беларуси в Республике Польша в котором заявляет о недопустимости препятствования государства деятельности адвокатов20

III. Обращение Белорусского Хельсинкского Комитета к Спецдокладчику ООН по вопросам независимости судей и адвокатов
12 января 2011г. Белорусский Хельсинкский Комитет направил обращение к Специальному докладчику по вопросам независимости судей и адвокатов Совета по правам человека ООН Габриэле Кнаул, в котором описал действия Министерства юстиции по отношению к адвокатам.21

В обращении отражены следующие случаи:



  • заявление Министерства от 29 декабря 2010г.;

  • требование от 5 января 2011г. к адвокату Тамаре Сидоренко о публичном опровержении до 15 января 2011г. предоставленной в интернете с ее слов информации от 24 декабря 2010г. о препятствовании во встрече с подзащитным;

  • аналогичное требование к Павлу Сапелко;

  • лишение лицензии адвоката Валентины Бусько 4 января 2011г. Гродненской коллегией адвокатов в связи с ее участием в акции 19 декабря 2010г. в Минске;

  • возбуждение 10 января 2011г. Генеральной прокуратурой дела в отношении адвоката Михаила Волчека за разглашение данных следствия по делу старшего следователя Генеральной прокуратуры Светланы Байковой.

Перечисленные действия были квалифицированы организацией как давление на адвокатуру и угрозу независимости работы адвокатов.

Уже через полчаса после опубликования сообщения о направлении обращения БХК к Спецдокладчику в офис организации Министерством юстиции был прислан факс, подписанный Начальником управления по вопросам некоммерческих организаций А.О. Кириченко, с предложением в течении получаса предоставить текст обращения.22

Вслед за этим, 12 января 2011г. Министерство юстиции на своем сайте расценило информацию БХК как “необъективно отражающую работу государственных и правоохранительных органов по поддержанию в республике стабильности и правопорядка, умышленно искажающую реальную обстановку в стране, попытку дискредитировать Республику Беларусь в глазах мировой общественности”. В связи с этим, Министерство юстиции вынесло письменное предупреждение правозащитной организации23, что в соответствии со статьями 28 и 29 Закона “Об общественных объединениях” дает возможность Министерству юстиции обратиться в суд с заявлением о приостановлении, а затем и ликвидации организации24.

По утверждению председателя БХК Олега Гулака, решение Министерства юстиции о вынесении письменного предупреждения будет обжаловано организацией в Верховном суде.25



IV. Обеспечение права на защиту

В соответствии с статьей 44 п.4. Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь “Защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения.” Статья 48 в п. 2 УПК закрепляет, что “Защитник имеет право: <...> беспрепятственно общаться со своим подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед”.26 Таким образом, национальным законодательством гарантируется обвиняемым и подозреваемым в совершении уголовного преступления реализацию права на защиту.



23 декабря 2010г. адвокаты арестованных кандидатов в президенты направили жалобу Генпрокурору Беларуси Григорию Василевичу в связи с тем, что им не дают возможности реализовать законное право на встречу со своими подзащитными. Жалобу подписали адвокаты Тамара Сидоренко (подзащитный Владимир Некляев), Павел Сапелко (подзащитные Андрей Санников и Павел Северинец), Ирина Минина (подзащитный Андрей Дмитриев) и Олег Агеев (подзащитный Алексей Михалевич). Адвокаты также оставили запись в книге жалоб и предложений в дежурной части КГБ о том, что "существующий порядок нарушает права адвокатов на встречу с подзащитными".27

В связи с жалобами участников уголовного процесса на нарушения права на защиту лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления по статье 293 «Организация массовых беспорядков» Уголовного кодекса Республики Беларусь по факту событий 19 декабря 2010г., прокуратурой города Минск была проведена проверка, изучены материалы уголовного дела. По заявлению заместителя начальника отдела прокуратуры Минска Сергея Борисенко в эфире программы «Панорама» Первого канала 14 января 2011 г. каких-либо нарушений процессуального законодательства органом уголовного преследования не установлено; все задержанные лица, подозреваемые в совершении данного преступления, обеспечены адвокатами.28

В тоже время, информация о невозможности встреч у адвокатов с подзащитными, подозреваемыми и обвиняемыми по делу о массовых беспорядках 19 декабря 2010г. продолжает поступать.

По словам адвоката Владимира Некляева Тамары Сидоренко попытки посетить подзащитного 22, 23, 24 и 31 декабря 2010г., 4, 13 и 17 января 2011г. не увенчались успехом. Причина — постоянная занятость помещения для встреч в СИЗО КГБ, при этом в очереди на встречу адвокат все время стояла одной из первых (13 января — второй, 17 января — первой).29,30 Сидоренко три раза обжаловала в Генеральную прокуратуру действия сотрудников следственного изолятора КГБ, которые препятствуют встречам с подзащитным. Жалобы были переданы Генеральной прокуратурой на рассмотрение в прокуратуру г. Минска. Из прокуратуры г. Минска пришел ответ, что данные действия должны быть обжалованы. Кроме того, Тамара Сидоренко обращалась с ходатайствами к администрации СИЗО, но какого-либо результата они не принесли.31



14 января 2011г. Тамара Сидоренко направила в Следственное управление предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома заявление с требованием обеспечить встречу с подзащитным.32

По мнению известного юриста и правозащитника Гарри Погоняйло, проблема отсутствия свободных кабинетов для встреч в СИЗО КГБ является исключительно проблемой КГБ и не должна быть проблемой адвокатов и клиентов.33



17 января 2011г. Тамара Сидоренко получила из прокуратуры Минска ответ на жалобы адвокатов с просьбой обеспечить право защищать обвиняемых в Генеральную прокуратуру от 22, 23 и 24 декабря 2010г. В тексте начальнику СИЗО КГБ предложено изыскать возможности для обеспечения прав адвокатов на встречи со своими подзащитными. Однако ни Тамара Сидоренко, ни адвокат Николая Статкевича — Татьяна Станкевич, так и не попали к своим подзащитным.34

IV. Обобщение ситуации о встречах адвокатов с подзащитными

В ряде средств массовой информации постоянно присутствует информация о том, что у адвокатов нет возможности встретиться со своими подзащитными из числа бывших кандидатов в президенты и других лиц, проходящих в качестве обвиняемых и подозреваемых по уголовным делам в связи с событиями 19 декабря 2010г.



На момент составления записки:35 вся информация о встречах адвокатов с подзащитными касается их присутствия только во время следственных действий, несмотря на то, что Уголовно-процессуальный кодекс гарантирует право на защиту, без ограничения времени и количества встреч с адвокатами, и встречи наедине с подзащитными принципиальны для выработки правовой позиции и обеспечения права на защиту:



Имя подзащитного

Имя адвоката

Встречи, о которых есть информация

1

Владимир Некляев


Тамара Сидоренко и Владимир Букштынов

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.36 37

2

Андрей Санников

Павел Сапелко

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.38

3

Николай Статкевич

Татьяна Станкевич

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.



4

Дмитрий Бондаренко

Марианна Семешко

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.39

5

Александр Отрощенков

Марианна Семешко

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.

6

Павел Северинец

Павел Сапелко

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом.40

7

Анатолий Лебедько

Ирина Бурак

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом. С адвоката взята подписка о неразглашении.41

8

Александр Арастович

Надежда Курбасова

29 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях.



9

Ирина Халип

Владимир Толстик

30 декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом42, адвокат дал подписку о неразглашении материалов дела и даже родителям подзащитной не может сообщить никакой информации.43

10

Владимир Кобец

Юрий Сташкевич

3 января 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях. С этого момента нет информации о встречах с адвокатом. С адвоката взята подписка о неразглашении материалов дела.44

11

Сергей Возняк

Лариса Атаманчук

13 января декабря 2010г. адвокат присутствовал на следственных действиях.45 46

12

Александр Федута

Светлана Лохач

4 и 14 января адвокат встречался с подзащитным во время следственных действий.47

13

Анастасия Положанко

Екатерина Петрович

Каждый день проводятся следственные действия, адвокат присутствует. Информации о встречах с адвокатом наедине не было.



14

Сергей Марцелев

Людмила Чичикова

С момента предъявления обвинения нет информации о встречах с адвокатом.

15

Александр Класковский

Ирина Бурак

С момента предъявления обвинения нет информации о встречах с адвокатом.

16

Наталья Радина

Марианна Семешко

Есть информация о встрече с адвокатом 27 декабря 2010г. во время следственных действий48 с 29 декабря 2010г. нет информации о встречах с адвокатом.49

17

Алексей Михалевич

Олег Агеев

Есть информация о встрече с адвокатом 6 января 2011 г. во время следственных действий.50

На момент подготовки обзора, 20 января 2011г., другая информация о встречах адвокатов с подзащитными отсутствует. Отсутствует информация о том, что у адвокатов была возможность встретиться наедине с подзащитными, несмотря на то, что Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь гарантирует право на защиту, без ограничения времени и количества встреч с адвокатами.

V. Выводы:

Требование Министерства юстиции о принятии Минской городской коллегией адвокатов дисциплинарных мер в отношении ряда адвокатов, защищающих политиков и общественных деятелей, является формой давления на адвокатов и может создать угрозу для полноценной профессиональной деятельности независимого адвокатского сообщества.

Действия Министерства юстиции Республики Беларусь могут быть оценены, как нарушающие пункт 16 Основных положений о роли адвокатов, принятые Конгрессом ООН, т.е. препятствующие осуществлению адвокатами своей профессиональной деятельности в обстановке, свободной от запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства. Действия Комитета Государственной Безопасности, связанные с необеспечением достаточного количества комнат для свиданий в следственном изоляторе КГБ, также нарушают названный пункт Основных принципов, касающихся роли юристов, в части об обеспечении беспрепятственного консультирования адвокатами своих клиентов.

Адвокаты встречались со своими подзащитными во время следственных действий и не имели возможности пообщаться наедине, несмотря на законность подобных требований. Кроме того, встречи с подзащитными носят ограниченный характер, очевидно, что адвокаты не имеют возможности встречаться со своими подзащитными по мере необходимости. Такая практика не дает возможности согласовывать позиции, учитывать интересы подзащитных и, соответственно, организовать их эффективную защиту. Подобные действия представителей власти, в частности руководства СИЗО КГБ, нарушают гарантии Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь о беспрепятственном общении со своим подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед (Статья 48 УПК РБ), международные обязательства государства в сфере обеспечения права на защиту и независимость адвокатской деятельности, в том числе п. 3 статьи 14 Международного Пакта про гражданские и политические права, «Стандарты независимости юридической профессии», «Основные положения о роли адвокатов», «Основные принципы, касающиеся роли юристов», и другие документы.



В свете отсутствия достаточной информации о судьбе обвиняемых и подозреваемых по делу о массовых беспорядках 19 декабря 2010г., особенно содержащихся в следственном изоляторе КГБ, а также высокого уровня общественного интереса к названным лицам, адвокаты стали фактически единственным источником информации для родственников и широкой общественности, в том числе национальных и международных правозащитных организаций, относительно состояния здоровья, условий содержания, общего эмоционального и психологического состояния бывших кандидатов в президенты и других задержанных. Давление на адвокатов не только означает посягательство на независимость адвокатуры, но и внушает серьезные опасения на счет уровня защищенности обвиняемых и подозреваемых от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания. Очевидно, что в сложившейся ситуации государство вместо давления на адвокатов обязано удовлетворить общественный интерес к вопросу о положении задержанных по делу о событиях 19 декабря через, например, обеспечение доступа независимых наблюдателей, которые могли бы оценить степень гуманности обращения с задержанными и уровень уважения их человеческого достоинства.

VI. Рекомендации:

Министерству юстиции Республики Беларусь гарантировать независимость адвокатуры и отдельных адвокатов в соответствии с принципами международного права и национального законодательства, прекратив практику давления через индивидуальные предписания адвокатам опровергнуть обнародованные ими сведения, касающиеся уровня соблюдения прав человека в отношении их подзащитных, а также отозвать представления в коллегии адвокатов в отношении привлечения названных адвокатов к различным формам дисциплинарной ответственности.

Профессиональным сообществам адвокатов и юристов других стран принимать активное участие в работе по совершенствованию Правил профессиональной этики адвокатов, осуществлять контроль за гарантированием ими независимости и свободы деятельности адвокатов.

Профессиональным сообществам адвокатов и юристов других стран поддержать своих коллег в Беларуси, в частности Минскую городскую коллегию адвокатов, которая несмотря на представления Министерства юстиции, продолжает защищать интересы своих членов. Поддержка может быть выражена в виде официальных заявлений своей позиции и писем на имя коллегии, а также Министерства юстиции Республики Беларусь, других органов власти, как сделали Ассоциация юристов Украины, Международная Комиcсия Юристов, Датский союз юристов и Комиссия по правам человека при Верховном Совете Адвокатской Палаты Республики Польша.

Министерству юстиции Республики Беларусь подготовить новую редакцию Правил профессиональной этики адвокатов в соответствии с примерами аналогичных документов демократических стран мира и придерживаясь соблюдения принципа независимости адвокатуры, как основной гарантии полноценной реализации права каждого на защиту.

Министерству юстиции Республики Беларусь инициировать пересмотр решения Гродненской областной коллегии адвокатов о лишении адвокатской лицензии Валентины Бусько.

Руководству СИЗО КГБ неукоснительно выполнить предложение прокуратуры Минска об обеспечении прав адвокатов на встречи со своими подзащитными путем выделения дополнительных помещений для подобных встреч, что соответствует требованиям Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и взятых на себя Беларусью международных обязательств в сфере обеспечения права на защиту, гарантировав таким образом возможность встреч адвокатов с подзащитными наедине и без ограничения количества встреч и их продолжительности.

Руководству СИЗО КГБ и органам, ведущим расследование, регулярно информировать общественность через различные СМИ о датах встреч подозреваемых и обвиняемых по делу о массовых беспорядках 19 декабря 2010г. с адвокатами, в том числе о встречах наедине, а также об условиях содержания и состояния физического и психического здоровья названных лиц в частности через допуск к оценке уровня соблюдения прав человека в их отношении независимых наблюдателей.

Специальному докладчику ООН по вопросам независимости судей и юристов предпринять срочные меры в отношении властей Республики Беларусь, гарантирующие независимость адвокатского корпуса Республики, в том числе личный визит для оценки ситуации и переговоров с представителями власти, написание запросов к различным органам власти Беларуси в отношении недопустимости давления на отдельных адвокатов и адвокатских профессиональных объединений, а также публично информировать широкую общественность и в первую очередь правозащитные организации в том числе и через СМИ об инициированных действиях и их последствиях.

Миссиям Евросоюза, Европейской комиссии, представителям правительства председательствующей в ОБСЕ Литве предпринять меры по выяснению у адвокатов подозреваемых и обвиняемых в организации событий 19 декабря 2010г. информации о количестве их встреч с подзащитными, в том числе наедине, о процессуальном статусе их подзащитных и формулировках предъявленного им обвинения, а также о соблюдении других процессуальных норм, вытекающих из статуса названных лиц.

Международным структурам, работающим в сфере защиты прав человека, и национальным правозащитным институтам организовать контактный пункт по защите правозащитников и национальным правозащитным институтам, которому вменить в обязанности мониторинг соблюдения права на справедливый суд и права на защиту в отношении правозащитников и лидеров оппозиции с соблюдением всех норм международного права и национального законодательства. Обеспечить присутствие независимых наблюдателей во время судебных заседаний в отношении подозреваемых и обвиняемых в организации событий 19 декабря 2010г., а также лиц, задержанных в связи с последующими публичными действиями, направленными на солидарность с уже задержанными, обратив особое внимание на обеспечение властями Республики Беларусь права на защиту указанных лиц.

Национальным судам Республики Беларусь обеспечить беспрепятственный доступ общественности и независимых наблюдателей к мониторингу хода судебных заседаний, ка по административным, так и по уголовным делам, а также гарантировать всем участникам этих заседаний право на эффективную защиту в рамках судебного процесса.

26 января 2011г.



1http://www.ibanet.org/About_the_IBA/IBA_resolutions.aspx

2http://www.un.org/russian/documen/convents/role_lawyers.htm

3http://www.belhelcom.org/?q=ru/node/7425

4http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=734

5http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=734

6http://udf.by/news/society/37405-u-lishennoy-licenzii-advokata-za-plechami-15-let-bezuprechnoy-praktiki.html

7http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=737

8http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=737

9http://telegraf.by/2010/12/sapelko-sannikov-predstavljaet-iz-sebja-uzhasnoe-zrelische.html

10http://news.date.bs/incidents_210553.html

11http://www.oboz.by/articles/detail.php?article=2831

12http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=744

13http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=744

14http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=6&news=74815&newsPage=0

15http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=745

16http://nn.by/?c=ar&i=49093

17http://uba.ua/rus/news/1240

18http://icj.org/default.asp?nodeID=349&sessID=&langage=1&myPage=Legal_Documentation&id=23655

19http://humanrightshouse.org/Articles/15814.html

20http://belarus.regnum.ru/news/1368336.html

21http://belhelcom.org/?q=ru/node/7425

22http://www.belhelcom.org/?q=ru/node/7436

23http://www.minjust.by/ru/site_menu/news?id=744

24http://www.belhelcom.org/?q=node/7435

25http://www.belhelcom.org/?q=ru/node/7438

26http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK9900295#&Article=44

27http://news.21.by/politics/2010/12/24/219118.html

28http://news.tut.by/society/211666.html

29http://news.tut.by/politics/211503.html

30http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=13&news=74907&newsPage=0

31http://arche.by/by/33/110/4310/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%A1%D1%96%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8D%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%9D%D1%8F%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%9E-%D1%85%D0%BE%D1%87%D0%B0-%D1%81%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8D%D1%87%D0%B0%D1%9E-%D0%B7-%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D1%96-(-%D0%B2%D1%96%D0%B4%D1%8D%D0%B0).htm

32http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=13&news=74907&newsPage=0

33http://svabodaby.net/by/97/politics/826/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D0%9F%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D0%B9%D0%BB%D0%B0-%E2%80%9C%D0%A3%D1%81%D1%8E-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%96%D0%BD%D1%83-%D0%B7%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BD%D0%B5-%D0%BA%D1%96%D0%BD%D1%83%D1%86%D1%8C%E2%80%A6%E2%80%9D.htm?tpl=251

34http://belaruspartizan.org/bp-forte/?page=100&backPage=13&news=75020&newsPage=0

35http://nn.by/?c=ar&i=49022

36http://www.interfax.by/news/belarus/86045

37http://news.tut.by/politics/211503.html

38http://www.interfax.by/news/belarus/86045

39http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-9732.html

40http://www.belsat.eu/be/wiadomosci/a,1168,tatstsiana-sieviaryniets-my-niebiaspiechnyia-dlia-ulady-iak-sviedki-padzieiau.html

41http://new.racyja.com/news/anatol-lyabedzka-tretsi-dzen-trymae-galadouku-u-izalyatary

42http://www.rian.ru/society/20110114/321602936.html

43http://n-europe.eu/topics/2011/01/11/intervyu_s_babushkoi_danily_syna_andreya_sannikova_i_iriny_khalip


44http://www.svaboda.org/content/article/2276103.html

45http://charter97.org/be/news/2011/1/14/35230

46http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-9727.html

47http://feduta.jimdo.com/free-feduta/%D1%81hronica

48http://www.svaboda.org/content/article/2261470.html

49http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-9732.html

50http://michalevic.org/by/actualities/news/55-short-news/214-2011-01-11-19-41-49

+375 33 636 05 00 \ +375 33 340 67 72 Международная наблюдательная миссия

int.observation.mission@gmail.com Комитета международного контроля за

http://hrwatch-by.org ситуацией с правами человека в Беларуси


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка