В. Ильин первичная профсоюзная организация завода ««форд мотор компани» во всеволожске ленинградская область




старонка1/3
Дата канвертавання19.04.2016
Памер427.14 Kb.
  1   2   3
В.Ильин
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОДА ««ФОРД МОТОР КОМПАНИ» ВО ВСЕВОЛОЖСКЕ (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Предыстория завода
Автомобильный завод «Форд» появился во Всеволожске недавно, однако у него есть предыстория, которая важна для понимания настоящего. Компания «Форд» имеет традиционные связи с Россией, корни которых уходят к началу 20 века. Компания держалась за русский рынок, несмотря на все превратности истории этой страны. Это важный факт, частично объясняющий, почему «Форд» оказался среди первых иностранных автомобильных компаний, решившихся на крупномасштабное производство в России.

Впервые автомобили Генри Форда появились в России в 1907 году, когда в Москве открылось торговое представительство «Ford Motor Company», которое позднее было перенесено в Петербург. Уже к 1911 году дилеры Форд работали в Варшаве, Харькове, Одессе, Екатеринославле. А к 1913 году автомобили (различных марок) Форда приобрели популярность у богатых россиян.

Революция 1917 г. прервала деятельность «Форда» в России. Но, как оказалось, не надолго. Уже в 1919 году обеими сторонами был заключен договор на поставку в Советскую Россию 400 машин для сельского хозяйства. В 1925 году импорт автомобильной продукции достиг своего пика: 11140 единиц техники, из которых 10505 составляли трактора. В 1928 году СССР решил перенимать опыт Америки, куда и оправилась советская делегация. 31 мая 1929 года было подписан контракт с компанией «Ford» о сотрудничестве в строительстве в СССР завода максимальной мощностью до 100 тысяч автомобилей в год. Контракт был подписан на девять лет, но уже в 1935 году соглашение фактически перестало действовать.

В 1970-х годах Форд неоднократно принимал приглашения от советской стороны принять участие в строительстве АвтоВАЗа, обсуждался вопрос об участии в строительстве КАМАЗа (но «Ford» не принял). Реальное сближение состоялось только осенью 1987 года, когда «Ford» вновь пригласили поучаствовать в развитии советского автопрома. На сей раз переговоры были удачными и даже состоялся целый комплекс полигонных испытаний новой модели, но производство машин «директорского» класса запущено не было. Проект в 1989 году был свернут, стороны на этот раз не сошлись по вопросам сугубо экономическим.

В 1991 году в Москве появился первый официальный дилер «Форд Мотор Компании». Два года спустя автомобили «Ford» (практически полная европейская гамма и несколько американских моделей) прошли ставшую обязательной сертификацию. В 1995 году успешное развитие коммерческих операций в России потребовало создания в стране собственного представительства. Одной из основных задач, поставленных перед открывшимся в марте 1996 года московским офисом компании, стал поиск площадки под строительство завода, мощности которого покрыли бы потребности местного рынка.

В конце концов площадка была найдена в г. Всеволожске Ленинградской области. Основными факторами выбора стали:

1) Близость морских и железнодорожных путей:

это облегчает доставку комплектующих из Европы.

2)Наличие в районе ресурсов рабочей силы, в т.ч. квалифицированной.

3) Санкт-Петербург является крупнейшим после Москвы рынком сбыта автомобилей. К 2005 г. здесь сбывалось 60 % производимых автомобилей компании.

В настоящее время «Ford Motor Co» принадлежит 159 заводов по всей планете, в том числе 70 - на территории США. На них занято около 332800 человек. Кроме того, в сферу деятельности концерна входит изготовление

электроники, топливного оборудования, изделий из пластмасс, кондиционеров, а также аренда автомобилей и производство запчастей.


Создание завода
8 июля 1999 года, руководство компании заключило инвестиционное соглашение с российским правительством об организации производства автомобилей в городе Всеволожск Ленинградской области. Еще через год «Ford» выходит из СП "Форд Юнион", который с 1997 года вел "отверточную" сборку моделей «Escort» и «Transit» на заводе в поселке Обчак под Минском Производство в Белоруссии свернуто в рамках программы реструктуризации европейского подразделения компании, и все силы были брошены на строительство большого завода в России. Завод был ориентирован на выпуск модели «Ford Focus» - модели, которая получила звание «автомобиля года» в Европе и Америки в том же 1999 году.

9 июля 2002 года состоялось торжественное открытие завода в городе Всеволожске. Его стоимость составила 200 млн. долл. Он стал первым производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании. Производственная мощность завода составила 25 000 автомобилей в год с возможным увеличением производства до 100 000 автомобилей в случае изменения запросов рынка. На заводе первоначально было 400 рабочих мест. Специально под Ford был разработан режим свободного таможенного склада, позволяющий беспошлинно ввозить комплектующие в обмен на обязательства по локализации производства (уровень локализации должен был составить 50% по истечении пяти лет, начиная с 2002 года).

В 2003 году завод набрал мощность и перешел на работу в две смены, а в 2003 году – в три смены. В 2002 году завод выпустил 2,5 тысячи автомобилей, в 2003-м — 16,3 тысячи, в 2004-м — 29,7 тыс.(продано – около 40 тыс.), в 2005 г. - около 32 тысяч автомобилей.

В 2005 году завод был реконструирован под выпуск «Ford Focus» второго поколения. Кроме того, было принято стратегическое решение увеличить производство до 60 тыс. автомобилей в год. На эту реконструкцию компания потратила порядка 50 миллионов долларов. По словам президента Ford Motor Company в России Хенрика Нензена, переход на новую модель был продиктован стратегическими планами марки по завоеванию российского рынка.


Технология производства и условия труда
Производство автомобиля во Всеволожске начинается со сварки кузова. Этот процесс состоит из трех этапов. Первый — сварка отдельных деталей (их около сотни) в крупные узлы. Второй — сборка кузова в единое целое в главном кондукторе. Третий — окончательная проварка сварных швов и "навеска" наружных деталей кузова. Все работы выполняются вручную. На кондукторах детали сжимаются струбцинами и свариваются сварочными клещами. Использовать роботы, каждый из которых стоит около миллиона долларов, при относительно маленьких объемах производства считается экономически нецелесообразным. Поэтому здесь качество сварки всецело зависит от "человеческого фактора". Контроль сварных точек проводится механическим способом (с помощью молотка и зубила), а на "лицевых" панелях — с помощью ультразвука. Такому контролю подвергается каждый четвертый кузов. А раз в месяц один из кузовов уходит в заводскую лабораторию: его разрывают в клочья, проверяя все до единой точки сварки.

Окраску кузовов проводят на линии мощностью до 25 тысяч машин в год. Это не окрасочная камера, а именно линия, которая занимает большой цех. Обезжиренный кузов поступает на участок фосфатирования и нанесения катафорезного грунта. Это уже полностью автоматизированный процесс, в ходе которого кузов последовательно погружается в несколько ванн. Затем — сушка, герметизация сварных швов, нанесение шумоизолирующей мастики и противогравийного покрытия, укладка шумопоглощающих матов. Сначала наносится грунт, а после сушки кузов покрывается эмалью и лаком. Кузова окрашиваются вручную, обычными пистолетами-краскопультами. Можно окрашивать кузова в 10 цветов, а чтобы сменить краску, нужно лишь взять другой пистолет. Скрытые кузовные полости обрабатываются восковой мастикой. Посторонним вход на линию окраски воспрещен: весь процесс должен происходить в стерильной чистоте.

На небольшом подвесном конвейере, который проложен в форме буквы U, монтируются электропроводка, внутренняя отделка, ставятся стекла. Параллельно "подсобираются" двери, приборная панель, подвески, двигатель. Соединение кузова с ходовой частью проходит в два этапа. Сначала на кузов монтируется задняя подвеска, а затем — передний модуль, который включает собранные на подрамнике двигатель, коробку передач, рулевой механизм и собственно подвеску. После заправки эксплуатационными жидкостями автомобиль поступает в дождевую камеру на контроль герметичности, а затем — на беговые барабаны.
Персонал
Открытие завода в пригороде С.-Петербурга казалось многим местным жителям отличной перспективой. Когда объявили набор персонала, хлынул поток заявлений. На четыреста рабочих мест претендовало около десяти тысяч человек. В результате отбор был весьма жестким: тесты, собеседования с психологом, мастером.. Отобранные работники обучались в центре подготовки кадров во Всеволожске, а некоторые - и на фордовских заводах в Испании, Германии и Швеции. Подготовка рабочих для работы на конвейере простая и занимает обычно несколько дней.

Со временем привлекательность завода снизилась.



- Насколько жестко отбор ведут?

- Раньше был жестче. Сейчас все уже знают, что платят здесь 10 тыс., а работать надо очень много. Народ не шибко идет (3).

К середине 2005 г. численность постоянных работников компании во Всеволожске достигла 1700 чел.

Стремясь повысить гибкость в работе с персоналом и независимость от давления профсоюза, администрация начала использовать политику аутсорсинга. Рекрутинговые компании подбирают для «Форд Мотор Компани» рабочих для выполнения временных работ. По словам лидеров профкома, им платят почти в два раза больше, чем постоянным рабочим аналогичной квалификации. Правда, эти рабочие привлекаются на условиях временных контрактов, не получают медицинскую страховку, не участвуют в процессе профессионального роста, что связано с повышением зарплаты в связи с повышением разрядов. Как временные работники они не могут вступать в профсоюз.

- В перспективе, - считает председатель профкома, - это может быть угроза, но нанимают 150 человек всего на линию. И эту перспективу угрозы мы прекрасно осознаем (3).
Зарплата
Несомненное преимущество работы на «Форде» - стабильная оплата труда.

- Но белая зарплата, вовремя платят (3).

Правда, уровень ее нельзя назвать высоким даже по местным меркам. Тарифная ставка рабочего 1 разряда - 11100, «чистыми на руки» - 9500.



- Дворник в Питере 10000 получает! (3).

Важным фактором возможного увеличения дохода рабочих являются сверхурочные – «овертаймы», как говорят на заводе. Они позволяют увеличить зарплату еще на ¼. Поэтому, по расчетам профкома (официальные данные не обнародуются), средняя зарплата рабочего – примерно 15 тыс. руб. в месяц.



- Но чтоб заработать 15 тыс., - говорит председатель профкома, - люди живут на заводе: посреди недели переработка, в субботу выходят. Конвейерная машина выжимает все. Кто-то радуется, люди недалекого ума, что есть возможность заработать. Да, есть, но дело в другом: сколько ты оставляешь здоровья за эти три тысячи лишних (3).

Зарплата на «Форд Моторс Компани» во Всеволожске примерно в 5 раз меньше, чем получают рабочие корпорации "Форд" в Польше, Чехии, Венгрии. Но в сравнении с положением в России зарплата здесь смотрится сносно: средняя зарплата рабочих в машиностроительной отрасли по России составляет

менее 6 тысяч рублей, в Петербурге - 10,8 тысячи рублей, на «АвтоВАЗе» - 12,1 тыс. руб.

Стремясь сократить издержки, администрация начала проводить линию на рационализацию системы оплаты труда.

В 2005 г. администрация в одностороннем порядке изменила доплаты за разряды. В результате те, кто получил новые разряды после 1 марта, начали получать на 1000–15000 руб. меньше тех, кто получил такой же разряд раньше и выполняет такую же работу.

- Это дискриминация абсолютная! – считают в профкоме.

Работа на «Форде» не предусматривает никаких премиальных за выполнение и перевыполнение плана, что русским рабочим кажется естественным. Только в ходе конфликта осени 2005 г. удалось этого добиться.



- Понимаете, - комментируют в профкоме, - западные компании, приезжая сюда, пытаются все это завуалировать как бы командной работой: «Мы члены одной команды… Давайте!» Лозунгами действуют, так же, как в «Макдоналдсе»: вы знаете, мы вам не платим ни фига, но вы все члены одной

команды, команды «Макдоналдс»! Везде одно и то же. Но если в «Макдоналдсе» мальчишки и девчонки, то здесь уже везде взрослые люди и как бы лозунги эти хороши только сначала, когда вот ты попал в западную компанию и рад, вот их тут раньше не было, а теперь они есть, и я с ними, и мы члены одной команды… Через там некоторое время наступает озарение, что это все только слова, для того чтобы не платить деньги. И когда начинаешь это понимать, пытаешься что-то сделать (3).

В 2006 г. администрация отменила овертаймы. Профком считает, что это в отместку за несговорчивость рабочих.



- Типа раз вы так, мы вам заработать не дадим (3).

Ежегодно с 1 марта руководство компании проводит индексацию заработной платы: в 2004 г. инфляция составила 12 %, зарплату повысили на 13 %.



- Это, - утверждает председатель профкома, - не повышение зарплаты: 1%. Поначалу они нас еще путали, но потихонечку мы начинаем понимать (3).
Создание профсоюзной организации
Первичная профсоюзная организация завода возникла в 2002 г. по инициативе снизу. В качестве инициатора выступил рядовый менеджер по закупкам. Его решимость некоторые работники завода объясняют тем, что администрация его чем-то обидела.

Инициатива была поддержана обкомом профсоюза машиностроителей, куда и вошла первичная организация. В то же время аналогичным образом была создана первичная организации и на другом иностранном заводе «Катерпиллер».



- Ребята пришли сюда, и были созданы организации, потом мы уведомили работодателей (4).

Руководство обкома восприняло это событие как важный и симптоматичный шаг.

- У «Форда» великое достижение. Там работают молодые ребятишки – 25 – 26 лет. И они решили взять судьбу в свои руки. И это великое достижение. Люди поняли, что надо заниматься самим. Профсоюз не будет заниматься вместо них, он лишь дает возможность. И в этом смысле переоценить фордовцев невозможно (4).

Администрация предприятия восприняло это событие негативно, но активно не препятствовала. А вскоре опасения были сняты. Профсоюзная организация заняла традиционную нишу, сосредоточившись на организации праздников, подарках детям и т.д. В 2003 году было принято решение, что профсоюз интересы рабочих перед руководством представлять не будет, т.к. эта функция была передана совету трудового коллектива.

К середине 2005 г. в профсоюзной организации состояли 112 чел.
Поездка профсоюзной делегации в Бразилию
Толчком к радикальному изменению профсоюзной организации стала поездка пары рабочих завода в Бразилию в качестве представителей профкома.

Бразильские профсоюзы корпорации «Форд» ежегодно проводят семинар, на котором собираются профсоюзные лидеры и активисты, работающие на заводах корпорации в Северной и Южной Америках. Когда организаторы узнали о создании профсоюзной организации на заводе "форд" в России, они пригласили оттуда пару представителей. Большую роль в организации семинара и вовлечении в него представителей профсоюзов разных страна, в т.ч. и России играет международная организация TIE (Transnational Information Exchange).

Председатель профкома по какой-то причине поехать не смог. Вместо него поехал Алексей Этманов, рабочий, член профсоюза, не состоявший даже в профкоме. Правда, некоторую активность он проявлял уже и тогда. Когда предложили поездку, он сразу согласился. Мотивация простая: «Съезжу в Бразилию на халяву!».

Но ожидавшаяся туристическая поездка оказалась совершенно иной. Отдыха не получилось. "За все время, - говорит он, - только два раза искупался в океане" (2).

В Бразилии гостей ознакомили с работой местной профсоюзной организации. А.Этманова это потрясло. Он впервые понял, что профсоюз может быть не таким, каким он видел его в России. Запомнилась картинка:

- Там я увидел такую ситуацию. Подходит начальник участка к рабочему и говорит: «Делай!» - «Я не обязан это делать. Встретимся в профкоме». Начальник сразу: «Хорошо. Ты не должен это делать». Это же показатель! Защищенность материальная и моральная. Увидел реальную профсоюзную работу (2).

На протяжении всего семинара - днем и вечером - шло общение с коллегами из других стран, несмотря на языковой барьер.



- Когда у них конференция - ежевечерние пьянки. Люди разноязыкие. Но после второго стакана я обнаружил, что у меня шикарный английский язык [смеется]. Я его когда-то учил. С канадцами пообщались (2).

Обнаружилось, что работа на заводе в Бразилии такая же тяжелая, как и в России, а порой и тяжелее. Но отличие состоит в том, что профсоюз пытается контролировать условия труда, хотя и вынужден идти на компромиссы.



- Пашут так же, как и мы. Но жара! «И как вы боретесь с этим?» - «Система кондиционирования стоит дорого. Соглашение подписано, но ни мы, ни администрация пока не можем пойти на это» (2).

Первое впечатление от общения:



- Сильнейший профсоюз! Инициаторами являются механики. Они с образованием и осознают необходимость профсоюзной работы (2).

Вероятно, впервые А.Этманов столкнулся с вопросами идеологии, которые переплетаются с повседневными проблемами труда на предприятии. В постсоветскую эпоху слова "идеология", а тем более "марксисистская идеология" для многих звучат как ностальгия по "политико-массовой работе" идеологических отделов партийных органов КПСС, которые обклеивали пространство городов и фабрик лозунгами "Слава КПСС!", "Слава рабочему классу", "Вперед к победе коммунизма!" и т.д. В Бразилии А.Этманов с удивлением обнаружил, что люди, никогда не жившие в СССР или в подобных странах, говорят о марксизме как ключе к пониманию реальностей современного капитализма. И он, кажется, удивляясь самому себе, увидел в этом большой смысл.



- Говорят о марксизме, о борьбе рабочего класса против капитала. Но ведь это так и есть на самом деле! Они из нас все жилы вытягивают. Их цель – как можно меньше заплатить, а наша противоположная: как можно больше получить. Действительно борьба (2).

Непродолжительное общение с коллегами из других стран подвело Алексея к размышлениям по поводу жизни в своей стране:



- Я послушал и потихонечку начал понимать, что действительно в единстве сила, что люди сами добились… Обидно стало за Россию. Мы же люди, не обезьяны какие-нибудь! Бразильцы – те же русские. Такие же любители попить. Абсолютно похожий народ, хотя более импульсивный. Посмотрел. Обидно стало. Зажегся (2).
Поворот в жизни профсоюзной организации
Алексей вернулся в Россию с идеями возрождения настоящего профсоюза.

- Зажегся. Приехал. А у нас тут коллективный отпуск. Со мной попало 8 человек. Я им прожужжал все уши. И мы приехали домой уже профсоюзными активистами (2).

На конференции А.Этманов рассказал о поездке в Бразилию, о своих впечатлениях и выводах.



- Я рассказывал про Бразилию, как профсоюз пробил шведский стол (не как у нас дерьмовая столовка). Рабочие защищены. Начальник не имеет право тыкать тебя в дерьмо носом. Поверили (2).

Профком был переизбран в новом составе. В качестве нового председателя избрали А.Этманова. Прежнего председателя оставили в профкоме из сугубо гуманитарных соображений:



- Даже в профкоме мы его оставили. Нельзя же сдавать! Его бы просто уволили по старой памяти (2).

Этот день - 9 августа 2005 г. - новые активисты считают днем возрождения профсоюзной организации своего завода. Сразу же все силы были брошены на увеличение численности членов профсоюза, т.к. без достижения уровня, превышающего 50 %численности персонала, согласно закону, нельзя ставить вопрос о праве профкома представлять трудовой коллектив. И успехи в этом деле оказались впечатляющими: к конференции в профсоюзе состояли 112 человек, а через месяц - уже 800. Убеждать рабочих вступать в профсоюз было не просто.



- Я, Саня [член профкома - В.И. и другие пошли в каждую смену. А нам говорят: «Мы там уже были! Мы знаем, что это такое». - «Нет, такого у вас еще не было. Давайте попробуем! Давайте доверьтесь». Сейчас в профсоюзе 1056 человек. И начали потихонечку выступать, барахтаться (2).
Профком
Новый профком был создан в основном из единомышленников, которых вдохновила идея создания боеспособного профсоюза, с которым все будут считаться.

- А в профкоме активные люди или те, кого вытолкнули, как в советское время? – спрашиваю председателя.

- Абсолютно активные. При выборах было условие: готовность жертвовать личным временем (2).

- В профкоме 10 человек, которые просто готовы в любое время дня и ночи работать для людей, бесплатно (3).

Правда, полного единства добиться не удалось. В профком включили прежнего председателя, попали и другие люди, которые потом оказались чужеродным элементом, что проявилось в процессе обострившихся отношений с администрацией.



- Он [бывший председатель профкома - В.И.] продал нас на первых же переговорах: "Я должен уехать, но если будет голосование, то я за то, чтобы переговоры продолжались". Он настаивал быстрее голосовать. А они увидели, что он слабое звено, пару бесед провели, должность предлагали. Мы потом спросили его, сколько ему заплатили… Не говорит… Мы его даже нехорошим словом обозвали. Сейчас в работе профкома не участвует. По сути дела, надо убирать, в профкоме три человека не тех, включая его. Двоих мы уже убрали (3).

В профкоме 11 членов.



- Все рабочие. Служащие повыходили сразу, как только мы начали бороться. Из служащих [смеется] получаюсь я один. И то я как бы только исполняю обязанности (2).

33-летний Алексей Этманов имеет биографию типичную для человека своего поколения. До прихода на «Форд» пытался стать бизнесменом:



- Чем только не занимался, время было лихое. На себя работал. В Финляндию мотался, туда обратно, барахло, шиномонтаж свой был, но бизнес на чужих деньгах не построишь в нашей стране, дикие проценты по займу. Банки же не дают, пришлось идти на поклон к братве, а там проценты! Ну, так вот промучился, авторемонтом, шиномонтажом, плюнул, а что там, копейки оставались. Желаний было много, а возможностей… Надо иметь деньги, чтобы что-то делать (3).

На «Форд» попал случайно («спьяну»):



- К приятелю приехал, а он только на «Форд» устроился. Я только приехал из Финляндии, устал, сутками в машине, а он похвастался, что на «Форде» все хорошо. Ну и я решил попробовать, вот уже три года (3).

Прошел короткое обучение. Работал на заводе сварщиком. Помимо работы на заводе учится на втором курсе – на технолога.



- Меня ждала должность мастера, начальника участка. Они меня мурыжили. Я год ждал. И тут жене говорю: слушай, начнем профсоюз поднимать, ведь должность не получу. А она говорит: да какая разница, уже раз решил, давай (3).

Потом его назначили исполняющим обязанности начальника участка. Это повышение совпало с началом подъема профсоюзного движения. Многие восприняли этот шаг администрации как попытку купить активиста.



- Мне предложили должность. Я жене говорю: «Все! Надо отказываться. Люди будут говорить: Покупают!». Мне дали должность, как только пошло развитие профсоюза, хотя должность должны были дать еще год назад. Жена говорит: «А чего отказываться? Продолжай свое дело! Ты что боишься сварщиком обратно уйти? В чем проблема? Когда тебя выкинут с этой должности, станет ясно, что только сука может стать начальником участка. Поэтому продолжай!» И я стал. Люди, правда, подходили: «Покупают! А мы начал тебе верить». – «Давайте, - говорю, - ребята конкретику. Давайте будем смотреть по действиям. Говорить можно много». После этого у нас начались бучи: подготовка забастовки, требования, начали отстаивать работяг, не давать их увольнять, выносить выговора необоснованные. И тот человек, который говорил «Покупают!», пришел и говорит: «Извини, Алексей. Я ошибался. Я не думал, что можно взять это все и долбать их же за их же деньги» (3).

Поворот в судьбе, добровольно сделанный А.Этмановым, понятен не всем:



- Много штрейкбрехеров, много продажных… И для них

непонятно, почему я не продался. А у меня совесть, болезненное чувство собственное достоинства (3).

Но жена, работающая на этом же заводе в цехе покраски, его понимает, поддерживает и сама участвует в профсоюзной работе.

Председатель, как и все члены профкома, работают в профсоюзе бесплатно в свободное время, рассматривая это как свой принцип.

- Можно спорить, что должны быть освобожденные. Я сейчас получаю достаточно нормально, с переработками, мне хватает на жизнь. Я не могу позволить себе столько денег запросить у профсоюза. Чтобы мне профсоюз оплачивал 25 тыс. в месяц. Вот когда мы продавим коллективный договор и обяжем работодателя платить председателю профкома, я уйду в освобожденные, буду заниматься только профсоюзными делами (3).

Есть лишь некоторые компенсации расходов:



- Ну, из профсоюзных денег сотовый телефон купили, ну иногда дают на бензин (на своей машине по делам много езжу), а так все на голом энтузиазме.

Есть и другие аргументы в пользу работы на общественных началах:



- Мне предполагают в освобожденные председатели, но я отказываюсь, потому что здесь я руку на пульсе держу, здесь я каждый день на заводе, в любую секунду доступен каждому, что-то случилось, меня сразу найдут (3).

А.Этманов ездит на «Жигулях» 12-й модели.



- Мы тут нашего менеджера по персоналу приплющили: пора машину выдавать, ведь мы же лицо компании. Он тогда говорит: «Посмотрим, как пойдут переговоры по деньгам». – «А, тогда не надо. Мы лучше будем на «12-й» ездить, если вы нас решили так купить (2).

Профком в своем очищенном составе стремится работать коллегиально. Приверженность этому принципу разные стороны обосновывают по-разному. Руководители обкома профсоюза машиностроителей утверждают, что он пошел от них, когда они обнаружили, что председатель не доводит до профсоюзного актива всю информацию, которую получает в обкоме:



- Мы на них потратили на 80 тыс. больше. Но члены профкома об этом не знают. И я предложил на конференции: «Вы председателя профкома одного не отпускайте, т.к. все время идет кривая информация». И вы видели? Они здесь были вдвоем (4).

Председатель профкома выводит этот принцип из собственного понимания профсоюзной работы, из обобщения ее опыта:



- Опасен вождизм. У нас, если меня нет, мое место займут другие. А когда все замыкается на одного человека, это очень плохо. <…>. Сейчас мы получили такую ситуацию на «Катерпиллере». Был Валера, мы не знали других людей. Мы на двоих замкнулись. Они: «Мы поведем!». Десяток громких заявлений. Высокое самомнение. Все! Валера слег: то ли в запой ушел, то ли заболел. И сейчас администрация растащит их всех по разным углам. Потом создать профсоюз на этом предприятии будет гораздо сложнее, чем сейчас (5).

Профком через постоянное информирование рядовых членов о состоянии трудовых отношений и о своих действиях, стремится создать ситуацию, при которой инициативы будут идти снизу, а профкому останется только организовать рабочих на их реализацию.



- Мы поставили дело так, что решают люди. Я целый день в цеху, подхожу к людям, показываю график, говорю, какие есть возможные пути: мы бастуем, или они продают этот график + 30%. Тебе хватит? Нет. Они продают график + 45%, хватит? Да, все, я не буду бастовать. Вот именно общение с людьми. А вот если скажут, что хоть + 70%, но люди не захотят, тогда да, мы возглавим, пойдем бастовать. Но протест должен родиться изнутри. Так и на переговорах, они дают нам что - то, вот, подписывайте, а мы говорим: нет, не можем, мы озвучиваем мнение людей и должны все с ними согласовывать (3).

Особенно важен этот принцип в организации отношений с администрацией предприятия. Председатель не берет на себя функций единоличного представительства.



- А у нас, вы знаете, кто у нас есть под рукой, тот и идет. У нас нет такого, что мы там готовимся. Ну, если только проблема есть, тогда готовимся, а так кто может, тот и идет. Три или четыре человека, и вы знаете, мы взяли за правило себе принцип польского профсоюза «Солидарность», где есть такое правило, чтобы не встречаться с руководством один на один. Потому что они играют в такие интересные игры, могут скомпрометировать в любой момент. Тут важно: если тебя поймали в коридоре и какой-то вопрос на бегу обсудили с начальством, это не страшно, но если ты идешь на встречу, то только с кем-то (3).

Формирование дееспособного профкома требует серьезных усилий по обучению его членов, ведь никто из них никогда раньше серьезно не занимался профсоюзной работе и обучался ее тонкостям.



- Наиболее активных стараемся обучать, потому что вдвоем с ним мы эту революцию не совершим (2).

Заседания нового профкома проходят регулярно – обычно два раз в неделю по воскресеньям. Делать это на предприятии по разным причинам неудобно. Предприятие находится от Всеволожска на удалении. На его территорию не допускают посторонних, которые нередко приглашаются профкомом. Кроме того, администрации чувствует себя хозяином на заводе, давая понять профсоюзным активистам их гостевой статус. Сначала профком заседал на квартире председателя, потом начал арендовать помещение в местном доме офицеров.



- Собираемся каждую неделю, в воскресенье (3).

Серьезная профсоюзная работа требует от активистов нового образа жизни, который втягивает не только их, но и членов семей.



- Это надо отрываться от семьи, от детей. Приезжать на пару часов (3).

Активная профсоюзная жизнь меняет весь образ жизни активистов.



- Поначалу жена относилась настороженно, - говорит один из членов профкома. А сейчас: «У тебя когда профком? В воскресенье или в субботу?». Она воспринимает это как должное. И я, когда мы дня два куда-

нибудь не летим, чувствую, что мне уже чего-то не хватает. Как мужики,

которым хочется бухнуть. Это какой-то драйв (см). Серьезно! <…> Профсоюзная зависимость. <…> Пара дней – и чего-то не хватает (5) .
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка