5 класс
Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.
О́пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.
Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.
Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:
-
музыку (вокальную и инструментальную)
-
изобразительное искусство,
Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:
-
Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).
-
Хор под управлением хормейстера.
-
Поэт, писатель-автор литературного произведения.
-
Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.
-
Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.
-
Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.
-
Артисты балета-балерины и танцовщики.
-
Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.
-
Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.
-
Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).
Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.
Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена.
На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.
Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.
Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.
Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.
Виды оперы:
-
Опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)
-
Гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер)
-
Семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)
-
Опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)
-
Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)
-
Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)
-
Музыкальная драма (Р.Вагнер)
В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.
Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.
Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерство и новаторство.
Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).
Особенно прославились своими замечательными операми композиторы "Могучей кучки":
-
Н.Римский-Корсаков
-
М.Мусоргский
-
А.Бородин
-
Ц.Кюи
-
М.Балакирев
Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:
Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).
Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении С.Лемешева.
Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин".
У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: "Пиковая дама", "Мазепа".
Вопросы:
-
О чём идёт речь в этом ариозо?
-
Какой голос его поёт?
-
По какому литературному произведению создана опера "Евгений Онегин"?
-
Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?
|