Священная Римская Империя Германской Нации (лат. Sacrum Romanum Imperium Nationis Germanicæ, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation), также известная как «Первый рейх»




Дата канвертавання22.04.2016
Памер309.32 Kb.
Священная Римская Империя Германской Нации (лат. Sacrum Romanum Imperium Nationis Germanicæ, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation), также известная как «Первый рейх» – крупное государственное образование в центре Европы, просуществовавшее с 962 по 1806 гг. Это государство позиционировало себя как прямой преемник франкской империи Карла Великого (768-814), которая наряду с Византией считала себя наследницей античной Римской империи. Несмотря на номинальный имперский статус, эта империя на протяжении всей своей истории оставалась децентрализованной, имевшей сложную феодальную иерархическую структуру, объединявшую множество государственных единиц. Хотя во главе империи стоял император, его власть не являлась наследственной, так как титул присваивался коллегией курфюрстов. Кроме того, эта власть не была и абсолютной, ограничиваясь сначала аристократией, а позже, с конца XV века – рейхстагом.

Образование Священной Римской империи

Предпосылки формирования крупного имперского государства в центре Европы следует искать в сложном положении, сложившемся в регионе в поздней античности и раннем средневековье. Крушение Западной Римской империи было болезненно воспринято современниками, которым идейно казалось, что империя существовала всегда и будет жить вечно – настолько универсальной, древней и священной была сама ее идея. Это наследие античности дополнялось и новой мировой религией – христианством. На некоторое время, к VII в., идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в Римской империи начиная с ее христианизации, была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, выполнявшая объединительную функцию для смешавшегося после Великого переселения народов населения, о ней помнила. Церковная система, требуя единообразия в вероучении и организации, поддерживала чувство единства у народов. Многие представители духовенства сами были римлянами, живя по римскому праву и пользуясь латинским языком как родным. Они хранили античное культурное наследие и идею единого всемирного светского государства. Так святой Августин в трактате «О граде Божием» (De Civitate Dei) предпринял критический анализ языческих представлений об универсальной и вечной монархии, но средневековые мыслители истолковали его учение в политическом аспекте, более позитивно, чем подразумевал сам автор.

При этом до середины VIII в. на Западе формально признавалось верховенство византийского императора, однако после того как в Византии началось ударившее по церкви иконоборческое движение, римские папы стали все больше ориентироваться на Франкское королевство, правители которого сами проводили объединительную политику. Реальная власть короля франков Карла Великого (768-814) к тому моменту, когда на Рождество 800 г. в церкви Св. Петра в Риме папа Лев III (795-816) увенчал его императорской короной, была сравнима в глазах современников лишь с властью правителя Римской империи, выполнявшего роль покровителя церкви и святого престола. Коронация явилась освящением и легализацией его власти, хотя по сути явилась результатом соглашения между папой, королём, церковными и светскими сановниками. Сам Карл придавал большое значение титулу императора, возвышавшего его в глазах окружающих. При этом ни он, ни короновавший его папа не имели в виду восстановление только Западной Римской империи: возрождалась Римская империя в целом. В силу этого Карл считался 68-м императором, преемником восточной линии непосредственно после низложенного в 797 г. Константина VI, а не преемником свергнутого в 476 г. Ромула Августула. Римская империя считалась единой, неделимой. Хотя столицей империи Карла Великого был Ахен, имперская идея была связана с Римом, центром западного христианства, который объявлялся как политическим, так и церковным центром империи. Императорский титул изменил положение Карла, окружил его особенным блеском; вся деятельность Карла с тех пор была связана с теократическими идеями.

Однако империя Карла Великого оказалась недолговечной. По итогам Верденского раздела 843 г. империя опять угасла как единое государство, вновь трансформируясь в традиционную идею. Титул императора сохранился, однако реальная власть его носителя ограничилась лишь территорией Италии. А после кончины последнего римского императора Беренгара Фриульского в 924 г. власть над Италией в течение нескольких десятилетий оспаривалась представителями ряда аристократических родов Северной Италии и Бургундии. В самом Риме папский престол оказался под полным контролем местного патрициата. Источником возрождения имперской идеи стала Германия, где возрождение наметилось в первой половине X в., в период правления в восточной части бывшей Каролингской империи Генриха I Птицелова (919-936), основателя первой немецкой (Саксонской) династии. Он заложил основы не только Германского королевства, но и будущей Священной Римской империи. Его дело продолжил Оттон I Великий (936-973), при котором в состав государства вошла Лотарингия с бывшей имперской столицей Каролингов Ахеном, были отражены набеги венгров, началась активная экспансия в сторону славянских земель, сопровождавшаяся энергичной миссионерской деятельностью. При Оттоне I церковь превратилась в главную опору королевской власти в Германии, а племенные герцогства, составлявшие основу территориальной структуры Восточнофранкского королевства, были подчинены власти центра. В итоге к началу 960-х годов Оттон I стал наиболее могущественным правителем среди всех государств-наследников империи Карла Великого, приобретя репутацию защитника церкви и положив начало итальянской политике, так как в то время имперская идея связывалась с Италией и получением императорского достоинства от папы в Риме. Будучи религиозным человеком, он хотел быть христианским императором. В конечном итоге по завершении трудных переговоров 31 января 962 г. Оттон I принес папе Иоанну XII присягу с обещанием охранять безопасность и интересы папы и Римской церкви, что послужило юридическим основанием для становления и развития средневековой Римской империи. 2 февраля 962 г. в церкви Св. Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной, после чего он, уже в новом качестве, заставил Иоанна XII и римскую знать присягнуть ему на верность. Хотя Оттон I не намеревался основывать новую империю, рассматривая себя исключительно как преемник Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским монархам означал окончательное обособление Восточнофранкского королевства (Германии) от Западнофранкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и североитальянских территорий, выступавшего наследником Римской империи и претендующего на роль покровителя христианской церкви. Так родилась новая Римская империя. Византия не признала императором грубого франка, также как и Франция, что изначально ограничило универсальность империи.



Основы и история титулатуры Священной Римской империи

Традиционный термин «Священная Римская империя» появился довольно поздно. После своей коронации Карл Великий (768-814) пользовался длинным и вскоре отброшенным титулом «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». После него вплоть до Оттона I (962-973) императоры именовали себя просто «Император Август» (лат. imperator augustus) без территориальной конкретизации (подразумевая, что в перспективе вся бывшая античная Римская империя, а в перспективе и весь мир подчинятся им). Первый монарх Священной Римской империи Оттон I использовал титул «император римлян и франков» (лат. imperator Romanorum et Francorum). В дальнейшем Оттона II (967-983) иногда именовали «Император Август римлян» (лат. Romanorum imperator augustus), а начиная с Оттона III (996-1002) этот титул становится обязательным. При этом между вступлением на трон и своей коронацией кандидат пользовался титулом королей Римлян (лат. rex Romanorum), а начиная со своей коронации носил титул Германский Император (лат. Imperator Germanicæ). Словосочетание «Римская империя» (лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с середины X в., окончательно закрепившись к середине XI в. Причины задержки кроются в дипломатических осложнениях из-за того, что преемниками Римской империи считали себя и византийские императоры. При Фридрихе I Барбароссе (1155-1190) с 1157 г. к словосочетанию «Римская империя» в знак ее христианско-католического характера впервые было добавлено определение «Священная» (лат. Sacrum). Новый вариант названия подчёркивал убежденность в святость мирского государства и претензии императоров к церкви в контексте завершившейся недавно борьбе за инвеституру. Эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя» (лат. Sacrum Romanum Imperium), по-немецки (нем. Heiliges Römisches Reich) оно стало встречаться при императоре Карле IV (1346-1378). Добавление к названию империи словосочетания «германской нации» появилось после того, как в руках австрийской династии Габсбургов в XV в. оказались все земли (кроме швейцарских), населенные в основном немцами (нем. Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae), изначально чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. Так в указе императора Фридриха III (1452-1493) от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи германской нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. императором Максимилианом I (1508-1519) впервые официально была использована окончательная форма «Священная Римская империя германской нации», сохранившаяся до 1806 г., хотя в своих последних документах это государственное образование обозначалось как просто «Германская империя» (нем. Deutsches Reich).

С точки зрения государственного строительства в 962 г. было положено начало соединению в одном лице двух титулов – императора Римского и короля Германского. Сперва это соединение носило личный характер, но затем – вполне официальный и реальный. Однако, основанная в Х в. империя являлась, в сущности, обычной феодальной монархией. Усвоив идею преемственности своей власти от древнего мира, императоры осуществляли ее феодальными методами, управляя племенными герцогствами (основными политическими единицами в Германии) и марками (пограничными административно-территориальными образованиями). Сперва Священная Римская империя имела характер феодально-теократической империи, претендующей на высшую власть в христианском мире. Положение императора и его функции определялись из сравнения власти императорской с властью папской. Считалось что он был «imperator terrenus», наместником Бога на земле в светских делах, а также «patronus», защитником церкви. Поэтому власть императора во всем соответствовала власти папы, а отношения между ними считались аналогичными отношениям души и тела. Коронационный церемониал и официальные титулы императора указывали на стремление придать императорской власти божественный характер. Император считался представителем всех христиан, «главой христианского мира», «светским главой верных», «покровителем Палестины и католической веры», превосходящий достоинством всех королей. Но эти обстоятельства стали одной из предпосылок многовековой борьбы германских императоров за обладание Италией с папским престолом. Борьба с Ватиканом и усиление территориальной раздробленности Германии постоянно ослабляли императорскую власть. Теоретически находясь выше всех королевских домов Европы, титул императора не давал королям Германии дополнительных полномочий, так как реальное управление осуществлялось используя уже существующие административные механизмы. В Италии императоры мало вмешивались в дела своих вассалов: там их главной опорой являлись епископы ломбардских городов.

По сложившейся традиции императоры короновались четырьмя коронами. Коронование в Ахене делало монарха «королем франков», а со времени Генриха II (1014-1024) – «королем римлян»; коронование в Милане – королем Италии; в Риме монарх получал двойную корону «urbis et orbis», а Фридрих I (1155-1190), под конец жизни, принял и четвертую корону – бургундскую (regnum Burgundiae или regnum Arelatense). Коронуясь в Милане и Аахене, императоры не называли себя королями лангобардов и франков, менее значимыми титулами в сравнении с титулом императора. Последний принимался только после коронации в Риме, а это создавало чрезвычайно важную основу для притязаний папы, из рук которого передавалась корона. До Людвига IV (1328-1347), гербом империи являлся одноглавый орёл, а начиная с Сигизмунда (1433-1437) таковым становится двуглавый орёл, в то время как герб короля римлян сохранился в виде одноглавого орла. При саксонских и франконских правителях императорский престол был избирательным. Каждый христианин-католик мог стать императором, хотя обыкновенно выбирался член одной из могущественных княжеских фамилий Германии. Избирали императора курфюрсты, чью независимость узаконила золотая булла 1356 г. Этот порядок этот продержался до Тридцатилетней войны.



Социально-экономическое развитие Священной Римской империи

Социально-экономическое развитие Священной Римской империи на протяжении всего времени существования этого государственного образования коррелировалось с тенденциями общеевропейского развития, но имело и свои особенности. В частности, входящие в состав империи территории значительно отличались друг от друга по населению, языку, уровню развития, поэтому политическая раздробленность империи сопутствовала экономической дезинтеграции. Начиная с раннего средневековья в Германских землях основой хозяйствования являлось пашенное земледелие, сопровождавшееся активным освоением пустошей и лесов, а также мощным колонизационным движением на восток (оно выражалось и в переселении крестьян на пустующие или отвоёванные земли, а также в силовой экспансии немецких рыцарских орденов). Процессы феодализации развивались медленно, закрепощение крестьянства также происходило замедленными темпами в сравнении с соседями, поэтому на раннем этапе основной хозяйственной единицей являлся свободный или полузависимый крестьянин. Позднее, с ростом продуктивности земледелия наблюдалось усиление эксплуатации крестьян со стороны феодалов разного уровня. С XI-XII вв. в результате активного развития сеньориальных и свободных имперских городов стало формироваться сословие бюргерства. В сословной иерархии особую роль стал играть поддерживаемый императорами слой мелких и средних рыцарей и министериалов, мало зависящей от местных князей. Последние две группы населения стали опорой центральной имперской власти.

В Итальянских владениях империи процессы экономического развития оказались более интенсивными. Сельское хозяйство развивалось значительно быстрее, чем в немецкой метрополии и характеризовалось многообразием форм крестьянского землевладения, при этом главным движителем экономики стали города, быстро превратившиеся в крупные торгово-ремесленные центры. К XII-XIII вв. они добились и фактически полной политической самостоятельности от феодалов, а их богатства приводили к продолжавшейся борьбе императоров за усиление своей власти в итальянском регионе.

В эпоху позднего средневековья в связи с трансформацией империи в сугубо немецкое образование, социально-экономическое развитие зависело от процессов, происходивших в Германии. В этот период повышение спроса на хлеб привело к повышению товарности аграрного сектора в Северной Германии, с укрупнением крестьянских владений на западе и ростом вотчинного хозяйства на востоке. Южногерманские земли, отличавшиеся мелкими крестьянскими хозяйствами, испытали активное наступление феодалов, выражавшееся в увеличении барщины, росте повинностей и других форм ущемлений крестьян, что приводило (вместе с нерешёнными церковными проблемами) к серии крестьянских выступлений (гуситские войны, движение «Башмака» и др.). Разразившаяся в середине XIV в. эпидемия чумы, серьёзно сократив численность населения страны, положила конец немецкой аграрной колонизации и привела к оттоку производительных сил в города. В неаграрном секторе экономике на первый план вышли ганзейские города Севера Германии, сосредоточившие в своих руках торговлю в Северном и Балтийском морях, а также текстильные центры Южной Германии (Швабия) и Исторических Нидерландов (пока они примыкали к империи). Новый импульс получили и традиционные центры горного дела и металлургии (Тироль, Чехия, Саксония, Нюрнберг), при этом огромную роль в развитии индустрии стали играть и крупные купеческие капиталы (империя Фуггеров, Вельзеров и др.), финансовый центр которых располагался в Аугсбурге. Несмотря на значительный рост экономических показателей субъектов империи (прежде всего торговых), необходимо отметить, что он наблюдался в условиях отсутствия единого немецкого рынка. В частности, наиболее крупные и успешные города предпочитали развивать связи с заграничными партнёрами, а не с немецкими, притом, что значительная часть городских центров вообще оказалась изолированной от контактов даже с ближними соседями. Такое положение способствовало сохранению как экономической, так и политической раздробленности в империи, от чего в первую очередь выигрывали князья.

Усиление эксплуатации крестьянства Южной Германии, обострение межсословных противоречий на раннем этапе Реформации привели к масштабному народному восстанию, получившему названию Великой крестьянской войны (1524-1525). Поражение немецкого крестьянства в этой войне на ближайшие века определило его социально-экономическое положение, приведя к усилению феодальной зависимости на Юге Германии и распространению крепостничества на другие регионы, хотя свободное крестьянство и общинные институты сохранились в ряде районов страны. При этом в целом социальное противостояние между крестьянством и дворянством в XVI-XVII вв. утратило остроту, во многом за счёт развития разных форм патронажа, религиозной солидарности и наличия судебных возможностей защиты крестьянами своих интересов. Поместное и крестьянское хозяйства в XVII в. имели тенденцию консервации существующих порядков. Развитие имперских городов в раннее новое время характеризовалось стагнацией бывших экономических лидеров и переходом первенства в руки центральнонемецких городов во главе с Франкфуртом и Нюрнбергом. Наблюдалось и перераспределение финансовых капиталов. Процесс усиления бюргерского сословия в эпоху реформации постепенно сменился обратным явлением, когда на первое место вышло дворянство. Даже в рамках городского самоуправления происходил процесс роста олигархических институтов и укрепления власти городского патрициата. Тридцатилетняя война окончательно добила Ганзу и разорила многие немецкие города, подтвердив экономическое лидерство Франкфурта и Кёльна.

В XVIII в. в ряде регионов страны наблюдалось существенное оживление суконной и металлургической промышленности, появились крупные централизованные мануфактуры, однако по темпам своего индустриального развития империя оставалась отсталым государством в сравнении с соседями. В большинстве городов продолжал господствовать цеховой строй, а производство в значительной степени зависело от государства и дворян. В большинстве регионов страны в сельском хозяйстве сохранялись старые формы феодальной эксплуатации, а появившиеся крупные помещичьи предпринимательские хозяйства основывались на барщинном труде крепостных крестьян. Наличие мощных военных машин у ряда княжеств и королевств империи позволяло не опасаться возможностей крупных крестьянских выступлений. Процессы экономического обособления территорий продолжались.



Эпоха правления Оттонов и Гогенштауфенов

Как император Оттон I (962-973) имел власть в наиболее могущественном государстве Европы, однако его владения оказались существенно меньше тех, что принадлежали Карлу Великому. Они ограничивались в основном германскими землями, северной и центральной Италией; нецивилизованными пограничными областями. При этом главной заботой для императоров представляло удержание власти одновременно и к северу, и к югу от Альп. Так Оттон II (967-983), Оттон III (996-1002) и Конрад II (1024-1039) были вынуждены подолгу находиться в Италии, защищая свои владения от наступающих арабов и византийцев, а также периодически подавляя волнения итальянского патрициата. Однако окончательно утвердить имперскую власть на Апеннинском полуострове германским королям так и не удалось: за исключением короткого царствования Оттона III, перенёсшего свою резиденцию в Рим, ядром империи оставалась Германия. К правлению Конрада II, первого монарха Салической династии, относится формирование сословия мелких рыцарей (включая министериалов), чьи права гарантировались императором в постановлении «Constitutio de feudis» 1036 г., которое легло в основу имперского ленного права. Мелкое и среднее рыцарство в дальнейшем стало одним из главных носителей тенденций интеграции в империи.

Важную роль при ранних династиях Священной Римской империи играли отношения с церковью, особенно касающиеся кадровых назначений в церковную иерархию. Так выборы епископов и аббатов осуществлялись по указанию императора, и ещё до рукоположения священнослужители приносили ему клятву верности и ленную присягу. Церковь была включена в светскую структуру империи и превратилась в одну из главных опор трона и единства страны, что отчётливо проявилось в правление Оттона II (967-983) и во время несовершеннолетия Оттона III (996-1002). Тогда папский престол оказался под доминирующим влиянием императоров, часто единолично решавших вопросы назначения и смещения римских пап. Наибольшего расцвета имперская власть достигла при императоре Генрихе III (1046-1056), который начиная с 1046 г. получил право назначать пап подобно епископам в германской церкви. Однако уже в период несовершеннолетия Генриха IV (1084-1106) началось падение влияния императора, что происходило на фоне подъёма клюнийского движения в церкви и развившихся из него идей григорианской реформы, утверждавших верховенство папы римского и полную независимость церковной власти от светской. Папство обратило принцип свободы «божественного государства» против власти императора в делах церковного правления, в чём особенно прославился папа Григорий VII (1073-1085). Он утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках так называемой «борьбы за инвеституру», противостояния папы и императора по кадровым назначениям в церкви в период с 1075 по 1122 гг. Борьба Генриха IV и Григория VII нанесла первый и самый тяжелый удар империи, значительно понизив ее влияние как в Италии, так и среди германских князей (самым запоминающимся эпизодом этого противостояния было хождение в Каноссу в 1077 г. тогда ещё германского короля Генриха IV). Борьба за инвеституру завершилась в 1122 г. подписанием Вормского конкордата, закрепившего компромисс между светской и духовной властью: отныне выборы епископов должны были происходить свободно и без симонии, однако светская инвеститура на земельные владения, а тем самым и возможность императорского влияния на назначение епископов и аббатов, сохранялась. В целом, итогом борьбы за инвеституру можно считать существенное ослабление контроля императора над церковью, что способствовало подъёму влияния территориальных светских и духовных князей. После смерти Генриха V (1111-1125) юрисдикция короны стала значительно меньше: была признана самостоятельность князей и баронов.

Отличительными чертами политической жизни империи во второй четверти XII в. оказалось соперничество между двумя крупными княжескими родами Германии – Гогенштауфенами и Вельфами. Достигнутый в 1122 г. компромисс не означал окончательной ясности в вопросе о верховенстве государства или церкви, и при Фридрихе I Барбароссе (1155-1190) борьба между папским престолом и империей разгорелась вновь. Плоскость противостояния на сей раз сместилась в сферу разногласий о принадлежности итальянских земель. Главным направлением политики Фридриха I стало восстановление императорской власти в Италии. При этом его правление считается периодом наивысшего престижа и могущества империи, так как Фридрих и его преемники централизовали систему управления подконтрольных территорий, покорили итальянские города, установили сюзеренитет над государствами вне империи, распространили свое влияние даже в восточном направлении. Не случайно, что Фридрих считал свою власть в империи зависящей непосредственно от Бога, такой же священной, как и папская. В самой Германии позиции императора значительно укрепились благодаря разделу владений Вельфов в 1181 г. с формированием достаточно крупного домена Гогенштауфенов, к которым в 1194 г. в результате династической комбинации перешло Сицилийское королевство. Именно в этом государстве Гогенштауфены смогли создать сильную централизованную наследственную монархию с развитой бюрократической системой, в то время как в собственно немецких землях усиление региональных князей не позволяло закрепить подобную систему правления.

Фридрих II Гогенштауфен (1220-1250) возобновил традиционную политику по установлению имперского господства в Италии, пойдя на жёсткий конфликт с папой римским. Тогда в Италии развернулась борьба гвельфов, сторонников папы римского, и гибеллинов, поддерживавших императора, развивавшаяся с переменным успехом. Концентрация на итальянской политике вынудила Фридриха II пойти на большие уступки немецким князьям: по соглашениям 1220 и 1232 гг. за епископами и светскими князьями Германии признавались суверенные права в рамках их территориальных владений. Эти документы стали правовой основой для формирования в составе империи полунезависимых наследственных княжеств и расширения влияния региональных правителей в ущерб прерогативам императора.

Священная Римская империя в позднее средневековье

После прекращения династии Гогенштауфенов в 1250 г. в Священной Римской империи начался длительный период междуцарствия (1254-1273), завершившийся в 1273 г. вступлением на германский трон Рудольфа I Габсбурга (1273-1291). Хотя новые монархи предпринимали попытки восстановить былое могущество империи, династические интересы вышли на первый план: значение центральной власти продолжало падать, а роль правителей региональных княжеств – возрастать. Избираемые на имперский престол монархи прежде всего старались максимально расширить владения своих семей и править на основе их поддержки. Так Габсбурги закрепились в австрийских землях, Люксембурги – в Чехии, Моравии и Силезии, Виттельсбахи – в Бранденбурге, Голландии и Геннегау. В этом отношении показательно правление Карла IV (1346-1378), при котором центр империи переместился в Прагу. Ему же удалось провести важную реформу конституционного устройства империи: Золотой буллой (1356) была учреждена коллегия курфюрстов из семи членов, в состав которой вошли архиепископы Кёльна, Майнца, Трира, король Чехии, курфюрст Пфальца, герцог Саксонии и маркграф Бранденбурга. Они получили исключительное право избрания императора и фактически определять направления политики империи, при сохранении за курфюрстами права внутреннего суверенитета, что закрепило раздробленность немецких государств. Таким образом в позднее Средневековье принцип выборности императора приобрёл реальное воплощение, когда во второй половине XIII в. – конце XV в. императора выбирали из нескольких кандидатов, а попытки установления наследственной власти оказывались неудачными. Это не могло не привести к резкому росту влияния крупных территориальных князей на имперскую политику, причём семь наиболее могущественных князей присвоили себе исключительное право избрания и смещения императора (курфюрсты). Эти процессы сопровождались укреплением среднего и мелкого дворянства и ростом феодальных усобиц. В периоды междуцарствий империя теряла свои территории. После Генриха VII (1308-1313) окончилась власть императоров над Италией; в 1350 г. и 1457 г. к Франции перешло Дофине, а в 1486 г. – Прованс. По трактату 1499 г. Швейцария тоже перестала быть зависимой от империи. Священная Римская империя всё более ограничивалась исключительно немецкими землями, превращаясь в национальное государственное образование немецкого народа.

Параллельно наблюдался процесс освобождения имперских учреждений из-под власти папства, что произошло благодаря резкому падению авторитета пап в период Авиньонского пленения. Это позволило императору Людвигу IV (1328-1347), а вслед за ним и крупным региональным немецким князьям, выйти из подчинения римскому престолу. Было устранено и всякое влияние папы на выборы императора курфюрстами. Но когда в начале XV в. резко обострились церковно-политические проблемы в условиях раскола католической церкви, функцию её защитника на себя взял император Сигизмунд (1433-1437), которому удалось восстановить единство римской церкви и престиж императора в Европе. Но в самой империи ему пришлось вести длительную борьбу с гуситской ересью. При этом попытка императора найти опору в городах и имперских рыцарях (т.н. программа «Третьей Германии») провалилась из-за острых разногласий между этими сословиями. Потерпела неудачу имперская власть и в попытке покончить с вооружёнными конфликтами между субъектами империи.

После смерти Сигизмунда в 1437 г. на престоле Священной Римской империи окончательно утвердилась династия Габсбургов, представители которой, за одним исключением, продолжали править в ней до её роспуска. К концу XV в. империя оказалась в глубоком кризисе, вызванном несоответствием её институтов требованиям времени, развалом военной и финансовой организации, децентрализацией. В княжествах началось формирование собственного аппарата управления, военной, судебной и налоговой систем, возникли сословные представительные органы власти (ландтаги). К этому времени Священная Римская империя представляла уже, в сущности, лишь немецкую империю, где власть императора признавалась только в Германии. От пышного титула Священной Римской империи оставалось одно название: князья расхитили все земли и разделили между собой атрибуты императорской власти, оставив императору только почетные права и считая его своим ленным господином. Особенного унижения достигла императорская власть при Фридрихе III (1440-1493). После него ни один император не был коронован в Риме. В европейской политике влияние императора стремилось к нулю. В то же время упадок имперской власти способствовал более активному вовлечению имперских сословий в процессы управления и формированию всеимперского представительного органа – рейхстага.



Священная Римская империя в раннее новое время

Растущая из-за постоянно враждующих мелких государств внутренняя слабость империи требовала её реорганизации. Закрепившаяся на троне Габсбургская династия стремилась слить империю с Австрийской монархией и начала реформы. Согласно Постановлению Нюрнбергского рейхстага 1489 г. учреждались три коллегии: курфюрстов, духовных и светских имперских князей, имперских вольных городов. Обсуждение ставившихся императором на открытии рейхстага вопросов теперь производилось отдельно по коллегиям, а решение принималось на общем собрании коллегий тайным голосованием, причем коллегия курфюрстов и коллегия князей обладали решающим голосом. В случае одобрении императором решений рейхстага они принимали силу имперского закона. Для принятия постановления требовалось единогласие всех трех коллегий и императора. Рейхстаг обладал широкими политическими и законодательными компетенциями: рассматривал вопросы войны и мира, заключение договоров, являлся высшей судебной инстанцией империи. Его постановления охватывали обширный спектр вопросов – от нарушения предписаний против роскоши и шулерства до упорядочения монетной системы и учреждения единообразия в уголовном судопроизводстве. Однако реализации законодательной инициативы рейхстага препятствовало отсутствие общеимперских исполнительных органов власти. Рейхстаг созывался императором по согласованию с курфюрстами, определявшими место его проведения. С 1485 г. рейхстаги созывались ежегодно, с 1648 г. исключительно в Регенсбурге, а с 1663 г. до 1806 г. рейхстаг можно считать постоянно действующим органом власти со сложившейся структурой. Фактически он трансформировался в постоянный конгресс посланников германских князей во главе с императором.

К моменту смерти императора Фридриха III (1493) система управления империей находилась в глубоком кризисе из-за существования в ней нескольких сотен государственных образований различного уровня независимости, доходов и военного потенциала. В 1495 г. Максимилиан I (1508-1519) созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг, на утверждение которого предложил проект реформы государственного управления империи. По итогам обсуждения была принята так называемая «Имперская реформа» (нем. Reichsreform), по которой Германия была разделена на шесть имперских округов (в 1512 г. в Кёльне к ним были добавлены ещё четыре). Этой реформой также предусматривалось создание высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага и закон о Земском мире – запрет использования военных способов разрешения конфликтов между субъектами империи. Органом управления округа стало окружное собрание, в котором право участия получили все государственные образования на его территории. Утверждённые границы имперских округов просуществовали практически без изменений до разрушения окружной системы в начале 1790-х гг. из-за войн с революционной Францией, хотя часть из них просуществовала до самого конца империи (1806). Имелись и исключения: так не являлись частью системы округов земли Чешской короны; Швейцария; большинство государств Северной Италии; некоторые немецкие княжества.

Однако дальнейшие попытки Максимилиана углубить реформирование империи, создав единые органы исполнительной власти, а также единую имперскую армию провалились. В силу этого, осознавая слабость императорской власти в Германии, Максимилиан I продолжил политику своих предшественников по обособлению Австрийской монархии от империи, что выразилось в налоговой самостоятельности Австрии, её неучастии в делах рейхстага и других общеимперских органов. Австрия фактически была поставлена вне империи, а её независимость была расширена. Кроме этого, преемники Максимилиана I (кроме Карла V) уже не стремились к традиционной коронации, а в имперское право вошло положение, что сам факт избрание германского короля курфюрстами делает его императором.

Реформы Максимилиана были продолжены Карлом V (1519-1556), при котором Рейхстаг превратился в периодически созываемый орган законодательной власти, ставший центром осуществления имперской политики. Рейхстаг также обеспечивал сложившийся устойчивый баланс власти между разными социальными группами страны. Была разработана и система финансирования общеимперских расходов, которая хотя и оставалась несовершенной из-за нежелания курфюрстов вносить свою долю в общий бюджет, но позволявшая вести активную внешнюю и военную политику. При Карле V был утверждён единый уголовный кодекс для всей империи – «Constitutio Criminalis Carolina». В результате преобразований конца XV – начала XVI вв. империя приобрела организованную государственно-правовую систему, позволившую ей сосуществовать и даже успешно конкурировать с национальными государствами нового времени. Однако реформы не были завершены, из-за чего империя до конца своего существования продолжала оставаться совокупностью старых и новых институтов, так и не приобретя атрибутов единого государства. Формирование новой модели организации Священной Римской империи сопровождалось ослаблением выборного принципа избрания императора: с 1439 г. на престоле империи прочно установилась династия Габсбургов – наиболее сильный немецкий род в регионе.

Большое значение для повышения эффективности имперских округов имели постановления рейхстага 1681 г., передавшие вопросы военного строительства и организации армии империи на уровень округов. В компетенции императора были оставлены лишь назначение высшего командного состава и определение стратегии военных действий. Финансирование армии осуществлялось по округам за счёт взносов окружных государств-членов в соответствии с пропорцией, утверждённой в 1521 г. Эта система демонстрировала эффективность в случае, если подавляющее большинство членов округа принимали реальное участие в обеспечении войск. Однако многие крупные княжества (например, Бранденбург или Ганновер) преследовали в основном собственные цели, поэтому зачастую отказывались от участия в окружных мероприятиях, что практически парализовало деятельность округов. Округа, где отсутствовали крупные государства, часто являлись примером эффективного взаимодействия и даже создали межокружные союзы.

Начавшаяся в 1517 г. Реформации быстро привела к конфессиональному расколу империи на лютеранский север и католический юг. Реформация уничтожила ту религиозную теорию, на которой основывалась империя. В условиях возрождения претензий на гегемонию в Европе императора Карла V, а также его политики централизации имперских институтов, это привёло к обострению внутреннего положения Германии и росту конфликта между императором и сословиями государства. Нерешённость церковного вопроса и провал Аугсбургского рейхстага 1530 г. в достижении компромисса привели к оформлению двух политических союзов в Германии – протестантского Шмалькальденского и католического Нюрнбергского, чьё противостояние вылилось в Шмалькальденскую войну 1546-1547 гг., потрясшую конституционные основы империи. Несмотря на победу Карла V, вскоре против него сплотились все основные политические силы империи. Их не устраивали универсализм политики Карла, стремившегося создать «всемирную империю» на основе своих обширных владений, а также непоследовательность в решении церковных проблем. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге появился Аугсбургский религиозный мир, признавший лютеранство в качестве легитимной конфессии и гарантировавший свободу вероисповедания имперским сословиям в соответствии с принципом «cujus regio, ejus religio». Это соглашение позволило преодолеть вызванный Реформацией кризис и восстановить работоспособность имперских институтов. Хотя конфессиональный раскол и не был преодолён, политически империя восстановила единство. При этом Карл V отказался подписать этот мир и вскоре сложил с себя полномочия императора. В результате на протяжении следующего полувека католические и протестантские субъекты империи весьма эффективно взаимодействовали в органах управления, что позволяло сохранять в Германии мир и социальное спокойствие.

Основными тенденциями развития империи во второй половине XVI – начале XVII вв. стали догматическое и организационное оформление и обособление католицизма, лютеранства и кальвинизма, и влияние этого процесса на социальные и политические аспекты жизни немецких государств. В современной историографии этот период определяется как «Конфессиональная эпоха» (нем. Konfessionelles Zeitalter), во время которой ослабление власти императора и развал правительственных институтов привёли к формированию альтернативных властных структур: в 1608 г. протестантскими князьями была организована Евангелическая уния, на что католики в 1609 г. ответили учреждением Католической лиги. Межконфессиональное противостояние неуклонно углублялось и привело в 1618 г. к пражскому восстанию против нового императора и короля Чехии Фердинанда II (1619-1637). Поддержанный Евангелической унией мятеж обернулся началом тяжёлой и кровавой Тридцатилетней войны (1618-1848), в которую включились представители обоих конфессиональных лагерей Германии, а затем и иностранные государства. Заключённый в октябре 1648 г. Вестфальский мир положил конец войне и кардинальным образом преобразовал империю.



Завершающий период Священной римской империи

Условия Вестфальского мира оказались тяжёлыми, имевшими фундаментальное значение для будущего империи. Территориальные статьи договора закрепили утрату империей Швейцарии и Нидерландов, признанных независимыми государствами. В самой же империи значительные земли попали под власть иностранных держав (особенно усилилась Швеция). Мир подтверждал проведённую секуляризацию церковных земель Северной Германии. В конфессиональном плане католическая, лютеранская и кальвинистская церкви уравнивались в правах на территории империи. Для имперских сословий было закреплено право свободного перехода из одной религии в другую, для религиозных меньшинств гарантировались свобода вероисповедания и право на эмиграцию. При этом конфессиональные границы были строго зафиксированы, а переход правителя княжества в другую религию не должен был приводить к смене конфессии его подданных. Организационно Вестфальский мир привёл к кардинальной реформе функционирования органов власти империи: отныне религиозные проблемы отделялись от административно-правовых вопросов. Для их решения в рейхстаге и имперском суде был введён принцип конфессионального паритета, по которому каждой конфессии предоставлялось равное количество голосов. В административном плане Вестфальский мир перераспределил полномочия между властными институтами империи. Теперь текущие вопросы (включая законодательство, судебную систему, налогообложение, ратификацию мирных договоров) передавались в компетенцию рейхстага, ставшего постоянно действующим органом. Это существенным образом изменило баланс сил между императором и сословиями в пользу последних. В то же время, имперские чины не становились носителями государственного суверенитета: субъекты империи оставались лишёнными ряда атрибутов независимого государства. Так они не могли заключать международные договоры, входящие в противоречие с интересами императора или империи.

Таким образом, согласно условиям Вестфальского мира император фактически лишался всякой возможности непосредственно вмешиваться в администрацию, а сама Священная Римская империя становится сугубо Германским образованием, непрочной конфедерацией, существование которой постепенно теряет всякий смысл. Это выражалось в существовании в поствестфальской Германии около 299 княжеств, ряда самостоятельных имперских городов, а также неподдающегося учёту множества мелких и мельчайших политических единиц, зачастую представлявших собой небольшое поместье, наделённое правами государства (в качестве примера можно привести около тысячи лиц со званиями баронов или имперских рыцарей, не сохранивших сколько-нибудь значительных владений).

Поражение в Тридцатилетней войне также лишило империю ведущей роли в Европе, которая перешла к Франции. К началу XVIII в. Священная Римская империя утратила способность к экспансии и ведению наступательных войн. Даже внутри империи западнонемецкие княжества тесно блокировались с Францией, а северные ориентировались на Швецию. Кроме того, крупные образования империи продолжали идти по пути консолидации, укрепляя собственную государственность. Впрочем, войны с Францией и Турцией рубежа XVII – XVIII вв. вызвали возрождение имперского патриотизма и вернули императорскому престолу значение символа национальной общности немецкого народа. Укрепление императорской власти при преемниках Леопольда I (1658-1705) привело к возрождению абсолютистских тенденций, но через укрепление Австрии. Уже при Иосифе I (1705-1711) имперские дела фактически перешли в ведение придворной австрийской канцелярии, а эрцканцлер со своим ведомством были отстранены от процесса принятия решений. В XVIII в. империя существовала как архаичное образование, сохранив лишь громкие титулы. При Карле VI (1711-1740) проблемы империи оказались на периферии внимания императора: его политика определялась в основном его претензиями на испанский престол и проблемой наследования габсбургских земель (Прагматическая санкция 1713 г.).

В целом, к середине XVIII в. крупные немецкие княжества де-факто вышли из-под контроля императора, а тенденции дезинтеграции явно превалировали над робкими попытками императора сохранить баланс сил в империи. Попытки же перенести на имперское пространство успехи централизаторской политики в наследственных землях Габсбургов встретили резкую оппозицию имперских сословий. Против «австризации» имперской системы решительно высказался целый ряд княжеств во главе с Пруссией, взявшей на себя роль защитника немецких свобод от «абсолютистских» притязаний Габсбургов. Так Францу I (1745-1765) не удалась попытка восстановить прерогативы императора в сфере ленного права и создать эффективную имперскую армию. А к концу Семилетней войны немецкие княжества вообще перестали повиноваться императору, что выражалось в самостоятельном заключении сепаратного перемирия с Пруссией. В период войны за Баварское наследство 1778-1779 гг. имперские сословия во главе с Пруссией открыто выступили против императора, пытавшегося силовыми методами закрепить за Габсбургами Баварию.

Для самого императора корона Священной Римской империи неуклонно теряла привлекательность, становясь главным образом средством для укрепления Австрийской монархии и позиций Габсбургов в Европе. Одновременно застывшая имперская структура входила в противоречие с австрийскими интересами, ограничивая возможности Габсбургов. Особенно ярко это проявилось в период правления Иосифа II (1765-1790), вынужденного практически отрешиться от имперских проблем, сосредоточившись на интересах Австрии. Этим успешно пользовалась Пруссия, выступавшая защитником имперского порядка и под шумок усиливающая свои позиции. В 1785 г. Фридрихом II был создан Союз немецких князей как альтернатива подконтрольным Габсбургам имперским институтам. Австро-прусское соперничество лишало остальные немецкие государственные образования возможности оказывать хоть какое-нибудь влияние на внутриимперские дела и реформировать имперскую систему в своих интересах. Всё это вело к так называемой «усталости от империи» почти всех входящих в неё субъектов, даже тех, которые исторически являлись главной опорой конструкции Священной Римской империи. Устойчивость империи была окончательно утрачена.



Ликвидация Священной Римской империи

Великая Французская революция первоначально привела к консолидации империи. В 1790 г. между императором и Пруссией был заключён Райхенбахский союз, временно прекративший австро-прусское противостояние, а в 1792 г. подписана Пильницкая конвенция с взаимными обязательствами оказать военную помощь французскому королю. Однако целями нового императора Франца II (1792-1806) оказались не укрепление империи, а реализация внешнеполитических планов Габсбургов, включавших расширение собственно Австрийской монархии (в том числе за счёт немецких княжеств) и изгнание французов из Германии. 23 марта 1793 г. рейхстаг объявил общеимперскую войну Франции, однако имперская армия оказалась крайне слабой из-за ограничения субъектами империи участия их воинских контингентов в боевых действиях за пределами собственных земель. Они также отказывались платить военные взносы, стремясь скорее добиться сепаратного мира с Францией. С 1794 г. имперская коалиция стала распадаться, а в 1797 г. армия Наполеона Бонапарта вторглась из Италии на территорию наследственных владений Австрии. Когда император-Габсбург из-за поражений от революционной французской армии перестал оказывать поддержку мелким государственным образованиям, рухнула вся система организации империи.



Однако в этих условиях была предпринята ещё одна попытка реорганизовать систему. Под нажимом Франции и России после длительных переговоров и при фактическом игнорировании позиции императора был принят проект реорганизации империи, утверждённый 24 марта 1803 г. В империи производилась всеобщая секуляризация церковных владений, а свободные города и мелкие графства поглощались крупными княжествами. Это фактически означало конец системы имперских округов, хотя юридически они просуществовали до официального роспуска Священной Римской империи. Всего, не считая аннексированных Францией земель, в составе империи было упразднено свыше 100 государственных образований, при численности населения секуляризированных земель около трёх миллионов человек. В результате реформы наибольшие приращения получили Пруссия, а также французские сателлиты Баден, Вюртемберг и Бавария. После завершения территориального размежевания к 1804 г. в составе империи осталось около 130 государств (не считая владений имперских рыцарей). Произошедшие территориальные изменения затронули положение рейхстага и коллегии курфюрстов. Были упразднены титулы трёх церковных курфюрстов, чьи права предоставлялись правителям Бадена, Вюртемберга, Гессен-Касселя и эрцканцлеру империи. В результате в коллегии курфюрстов и палате князей имперского рейхстага большинство перешло к протестантам и сформировалась сильная профранцузская партия. При этом ликвидация традиционной опоры империи – вольных городов и церковных княжеств – привела к потере империей устойчивости и полному падению влияния императорского престола. Священная Римская империя окончательно превратилась в конгломерат реально независимых государств, утратив перспективы политического выживания, что стало очевидно даже для императора Франца II. Стремясь оставаться равным по рангу Наполеону, в 1804 г. он принял титул императора Австрии. Хотя этот акт не нарушал напрямую имперскую конституцию, он свидетельствовал об осознании Габсбургами возможности потери престола Священной Римской империи. Тогда также появилась угроза того, что римским императором будет избран Наполеон. Этой идее симпатизировал даже эрцканцлер империи Карл Теодор Дальберг. Однако последний, смертельный удар по Священной Римской империи нанесла победоносная для Наполеона война с Третьей коалицией в 1805 г. Отныне перед империей стояло две перспективы: либо роспуск, либо реорганизация под французским господством. Учитывая властные аппетиты Наполеона, сохранение Францем II имперского престола грозило привести к новой войне с Наполеоном (о чём свидетельствовал соответствующий ультиматум), к которой Австрия была не готова. Получив гарантии французского посланника, что Наполеон не будет искать короны римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 г. он объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Одновременно он освободил имперские княжества, сословия, чины и должностных лиц имперских учреждений от обязанностей, наложенных на них имперской конституцией. Хотя с юридической точки зрения акт об отречении не считается безупречным, отсутствие в Германии политической воли поддерживать существование имперской организации привело к тому, что Священная Римская империя германской нации перестала существовать.
Литература:

Балакин В.Д. Творцы Священной Римской империи. М., 2004; Брайс Дж. Священная Римская империя. М., 1891; Бульст-Тиле М.Л., Йордан К., Флекенштейн Й. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. Дробинской К.Л., Неборской Л.Н., под ред. Ермаченко И.О. СПб., 2008; Воцелка К. История Австрии: культура, общество, политика. М., 2007; Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977; Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в нач. XVII в. М., 2004; Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола: 1555-1648. СПб, 2002; Низовский А. Ю. Реликвии Священной Римской империи германской нации. М., 2008; Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации / Пер. с фр. М.В. Ковальковой. СПб., 2009; Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии ХIII-ХVI веков. Вологда, 1985; Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М., 2003; Angermeier H. Reichsreform 1410–1555. München, 1984; Aretin von K.O.F. Das Alte Reich 1648-1806. 4 vols. Stuttgart, 1993-2000; Brauneder W., Höbelt L. (Hrsg.) Sacrum Imperium. Das Reich und Österreich 996–1806. Wien, 1996; Bryce James. The Holy Roman Empire. New York, 1911; Gotthard A. Das Alte Reich 1495–1806. Darmstadt, 2003; Hartmann P.C. Das Heilige Römische Reich deutscher Nation in der Neuzeit 1486-1806. Stuttgart, 2005; Hartmann P.C. Kulturgeschichte des Heiligen Römischen Reiches 1648 bis 1806. Wien, 2001; Herbers K., Neuhaus H. Das Heilige Römische Reich – Schauplätze einer tausendjährigen Geschichte (843–1806). Köln-Weimar, 2005; Moraw P. Von offener Verfassung zu gestalteter Verdichtung. Das Reich im späten Mittelalter 1250 bis 1490. Berlin, 1985; Prietzel M. Das Heilige Römische Reich im Spätmittelalter. Darmstadt, 2004; Schmidt G. Geschichte des Alten Reiches. München, 1999; Schindling A., Ziegler W. (Hrsg.) Die Kaiser der Neuzeit 1519–1806. Heiliges Römisches Reich, Österreich, Deutschland. München, 1990; Weinfurter S. Das Reich im Mittelalter. Kleine deutsche Geschichte von 500 bis 1500. München, 2008; Wilson P.H. The Holy Roman Empire, 1495-1806. London, 1999.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка