Российская академия наук федеральное государственное бюджетное учреждение науки




Дата канвертавання19.04.2016
Памер274.63 Kb.


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук

ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»

Ученым советом ГБС РАН Директор ГБС РАН

Протокол № 9 от 09.06.2015 г. ________________ А.С. Демидов

«______» _________________ 2015 г.

Рабочая программа дисциплины

«Дендрология»

«Вариативная часть. Дисциплины по выбору»

основной образовательной программы аспирантуры

по направлению подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство



направленность 06.01.07 Защита растений

Москва 2015



СОДЕРЖАНИЕ




1.

Внешние требования……………………………………………




1.1.

Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины ……………………….…..........




1.2.

Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Дендрология» ……………………




2.

Цели, задачи и особенности дисциплины………….………...




2.1.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины…….




3.

Организационно-методические данные дисциплины ……..




3.1.

Распределение учебных часов дисциплины по видам работ и по семестрам………………………………………………………….




3.2.

Тематический план учебной дисциплины………………………




3.3.

Содержание разделов дисциплины……………………………...




3.4.

Практические занятия……………………………………………




3.5.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………..




3.5.1.

Композиционные работы…………………………………………




3.5.2.

Самостоятельная работа студентов………………………………




4.

Контроль успеваемости студентов……………………………




4.1.

Устный опрос…….……………………………………………….




4.2.

Рейтинговая система оценки……………………………………..




4.3.

Зачет……………………………………………………………




5.

Рекомендуемая литература…………………………………….




5.1.

Основная литература………………………………………………




5.2.

Дополнительная литература………………………………………




5.3.

Программное обеспечение и интернет ресурсы…………………




5.3.1.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…………………………………………………………………




6.

Материально-техническое обеспечение дисциплины……





1. ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Требования основной образовательной программы к уровню освоения содержания дисциплины
1. Объектами изучения аспирантов являются леса, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава, качества лесных насаждений и повышению их продуктивности; сбережение, охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда, лесопарки, парки, естественные и искусственные ландшафты.

2. Аспирант подготовлен к решению следующих профессиональных задач:



Научно-исследовательская деятельность:

  • проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;

  • участие в выполнении экспериментов;

  • проведение наблюдений и измерений, составление их описания, анализ результатов и формулировка выводов;

  • разработка новых методов испытаний технологических процессов лесного хозяйства, лесовосстановления и ландшафтного строительства (в составе творческого коллектива).

Производственно-технологическая деятельность:

  • организация технологических процессов лесовозобновления, посева, посадки и ухода за лесными культурами, защиты и охраны леса, реализации проектов ландшафтного строительства;

  • организация лесного мониторинга;

  • организация отвода и приемки лесосек;

  • организация учета леса и лесопродуктов;

  • организация проведения метрологической поверки применяемых средств измерений.

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений при наличии различных вариантов решения поставленной задачи;

  • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого уровня качества технологического процесса и экологических последствий;

  • осуществление технического и экологического контроля и управления качеством технологических процессов лесохозяйственных мероприятий.



2. Цели, задачи и особенности дисциплины
Целью преподавания дисциплины является ознакомление с морфо-биологическими, экологическими особенностями и декоративными качествами древесных растений, используемых в озеленении. Приобретение практических навыков, позволяющих свободно ориентироваться в таксонометрическом разнообразии древесных растений, их фитоценотических особенностях и их фенологическом развитии.

Аспирант должен знать:

  • требования древесных растений к условиям внешней среды, классификации деревьев и кустарников по отношению к основным экологическим факторам;

  • декоративные особенности древесных растений;

  • характеристику основных семейств, родов и видов древесных растений, применяемых в озеленении;

  • основные фенологические параметры древесной растительности и уметь оформлять специальные отчеты по ним;

Аспирант должен иметь представление:

  • о действующем и перспективном ассортименте пород древесных растений и безошибочно их определять по основным морфологическим признакам;

  • о подборе ассортимента древесных и кустарниковых пород для благоустройства городских, лесопарковых ландшафтов и других объектов зеленого строительства;

  • об агротехнике и посадке декоративных древесных растений.

Аспирант должен уметь (иметь навыки):

  • навыки работы с гербарием;

  • навыки использования различных определителей растений;

  • анализировать и сопоставлять материалы собственных наблюдений и делать из них выводы;

  • составления композиций различного типа с использованием декоративных деревьев и кустарников, с учетом их декоративных свойств и биологических особенностей;

Особенностью дисциплины является владение знаниями морфологических, систематических, биологических, экологических особенностей древесных растений. Грамотное использование их при создании лесопарковых насаждений, озеленении населенных пунктов и промышленных предприятий, ландшафтно-архитектурных территорий.

Курс рассчитан на 72 академических часа, в т.ч. 24 аудиторных и 48– самостоятельной работы. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций (8 часов) и практических занятий (16 часов). Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью графических работ и рефератов.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.
2.1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Текущая аттестация студентов – оценка знаний и умений проводится постоянно на практических занятиях с помощью устных опросов и оценки самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация студентов проводится в форме итогового контроля по дисциплине: зачета.



3. Организационно-методические данные дисциплины


3.1. Распределение учебных часов дисциплины по видам работ

Таблица 1





Виды работы

Распределение учебных

часов

1

Общее количество часов по учебному плану

72

2

Аудиторная работа

24




Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)




3

Самостоятельная работа

48




Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение графических работ) (СР)







Вид итогового контроля

Зачет



3.2. Тематический план учебной дисциплины

Таблица 2



Наименование разделов

и тем дисциплины (укрупнёно)

Всего кол-во часов на раздел

Аудиторная работа

Внеаудиторная работа

Л

ПЗ

СР

Раздел 1 «Основы биологии древесных растений»

17

2

2

13

Раздел 2 «Систематика и характеристика древесных растений отдела Голосеменные Gymnospermae (Pynophyta

19

2

4

13

Раздел 3 «Систематика и характеристика древесных растений класса Покрытосеменные Двудольные Dicotyledones (Magnoliopsida)»

36

4

10

22

Итого по дисциплине

72

8

16

48

3.3. Содержание разделов дисциплины


Введение

Раздел 1 «Основы биологии и экологии древесных растений»

Тема 1 «Общие сведения о древесных растениях»

Дендрология как наука, ее цель и задачи. Зеленые насаждения как средство защиты от неблагоприятных климатических факторов. Влияние зеленых насаждений на состав воздуха. Фитонцидные свойства декоративных растений

Жизненные формы древесных растений. Вечнозеленые и листопадные растения. Размеры деревьев и кустарников. Классификация деревьев и кустарников по высоте, по диаметру кроны. Быстрота роста. Классификация древесных пород по быстроте роста в высоту. Долговечность древесных растений.

Понятие о декоративности. Величина растений и декоративные качества кроны деревьев и кустарников. Форма, плотность, фактура кроны. Форма, величина, фактура, окраска листьев. Декоративные качества цветков (форма, окраска, запах, время и продолжительность цветения). Декоративные качества плодов (форма, величина, окраска, время сохранения на ветвях). Декоративные качества ствола (форма, фактура и цвет коры).



Тема 2 «Онтогенез и основы фенологии древесных растений»

Возрастные этапы развития древесных растений (эмбриональный, ювенильный, виргинильный, генеративный, старения). Влияние условий внешней среды на степень плодоношения.

Фенология – наука о сезонном развитии природы. Дендрофенология. Фенологическое развитие древесных растений. Понятие фенофаз. Значение фенологических наблюдений в практике озеленения. Методики фенологических наблюдений за древесными растениями. Понятие о вегетационном периоде и покое.

Тема 3 «Основы экологии древесных растений»

Влияние температуры на рост и развитие древесных растений. Холодостойкость, морозостойкость и зимостойкость древесных растений. Классификация древесных пород по способности переносить пониженные температуры. Ассортимент деревьев и кустарников обладающих зимостойкостью.

Отношение деревьев и кустарников к воде. Классификация древесных пород по потребности в воде.

Свет – как один из важнейших экологических факторов. Светолюбивые, полутеневыносливые и теневыносливые древесные растения.

Требования деревьев и кустарников к составу и плодородию почвы.

Газоустойчивость древесных растений (анатомо-морфологическая, биологическая, физиологическая). Ассортимент дымоустойчивых древесных пород. Ветроустойчивость деревьев и кустарников.

Влияние топографических условий на различные виды древесных растений.

Действие биотических и антропогенных факторов на рост, развитие и распространение древесных растений. Воздействие древесных растений на окружающую среду.



Тема 4 «Интродукция и акклиматизация растений»

Природные зоны России. Расположение, сумма положительных температур, количество выпадаемых осадков, продолжительность вегетационного периода. Преимущественная дендрофлора.

Понятие интродукции. Экзоты, аборигены. Акклиматизация и натурализация древесных растений. Ботанические виды и их ареалы. Характеристика внутривидовых таксонов.
Раздел 2 «Систематика и характеристика древесных растений отдела Голосемянные Gymnospermae (Pynophyta)»

Тема 1 «Классы Саговниковые Cycadopsida, Гнетовые Gnetopsida, Гинкговые Ginkgoopsida»

Общая характеристика отдела Голосеменные. Жизненные формы, строение стебля, виды листьев. Генеративные побеги. Строение семян.

Класс Саговниковые. Семейство Саговниковые Cycadaceae (Саговник). Форма роста, листья, генеративные органы, хозяйственное значение.

Класс Гинкговые. Семейство Гинкговые Ginkgoaceae (Гинкго). Форма роста, листья, генеративные органы, хозяйственное значение, декоративные формы



Тема 2 «Класс Хвойные Pinopsida»

Общая характеристика класса. Жизненные формы, строение стебля, виды листьев. Генеративные побеги. Строение семян.

Семейство Сосновые Pinaceae (Сосна, Лиственница, Кедр, Пихта, Ель, Тсуга, Псевдосуга). Форма роста, листья, генеративные органы, хозяйственное значение, декоративные формы.

Семейство Кипарисовые Cupressaceae (Кипарис, Кипарисовик, Можжевельник, Туя, Туевик, Микробиота). Форма роста, листья, генеративные органы, хозяйственное значение, декоративные формы.



Раздел 3 «Систематика и характеристика древесных растений класса Покрытосеменные Двудольные Dicotyledones (Magnoliopsida)»

Тема 1 «Подкласс Магнолииды Magnoliidae»

Семейство Магнолиевые Magnoliaceae (Магнолия, Лириодендрон)

Семейство Лимонниковые Schisandraceae (Лимонник)

Тема 2 «Подкласс Ранункулиды Ranunculidae»

Семейство Барбарисовые Berberidaceae (Барбарис, Магония)

Семейство Лютиковые Ranunculaceae (Княжик, Ломонос)

Тема 3 «Подкласс Гамамелидиды Hamamelididae»

Семейство Ильмовые (Вязовые) Ulmaceae (Вяз)

Семейство Буковые Fagaceae (Бук, Каштан, Дуб)

Семейство Березовые Betulaceae (Береза, Ольха, Ольховник, Граб, Лещина)

Семейство Ореховые Juglandaceae (Орех, Кария, Птерокария)

Тема 4 «Подкласс Диллениды Dilleniidae»

Семейство Пионовые Paeoniaceae (Пион)

Семейство Ивовые Salicaceae (Ива, Тополь)

Семейство Актинидиевые Actinidiaceae (Актинидия)

Семейство Вересковые Ericaceae (Багульник, Рододендрон, Вакциниум, Клюква, Вереск, Эрика)

Семейство Липовые Tiliaceae (Липа)



Тема 5 «Подкласс Розиды Rosidae»

Семейство Гортензиевые Hydrangeaceae (Гортензия, Чубушник, Дейция)

Семейство Крыжовниковые Grossulariaceae (Крыжовник, Смородина)

Семейство Розоцветные Rosaceae

Подсемейство Спирейные Spiraeoideae (Спирея, Пузыреплодник, Рябинник, Стефанандра)

Подсемейство Шиповниковые Rosoideae (Шиповник, Курильский чай, Малина)

Подсемейство Яблоневые Maloideae (Яблоня, Груша, Айва, Хеномелес, Рябина, Арония, Ирга, Боярышник, Кизильник)

Подсемейство Сливовые Prunoideae (Слива, Вишня, Абрикос, Персик, Миндаль, Черемуха)

Семейство Бобовые Leguminosae (Fabaceae) (Аморфа, Карагана, Ракитник, Бобовник, Дрок)

Семейство Мимозовые Mimosaceae (Альбиция, Акация)

Семейство Цезальпиниевые Caesalpinaceae (Гледичия)

Семейство Рутовые Rutaceae (Феллодендрон, Птелея)

Семейство Сумаховые Anacardiaceae (Скумпия, Сумах)

Семейство Кленовые Aceraceae (Клен)

Семейство Конскокаштановые Hippocastanaceae (Конский каштан)

Семейство Кизиловые Cornaceae (Кизил, Дерен)

Семейство Аралиевые Araliaceae (Аралия, Плющ, Элеутерококк)

Семейство Бересклетовые Celastraceae (Бересклет, Древогубец)

Семейство Крушиновые Rhamnaceae (Крушина)

Семейство Виноградовые Vitaceae (Виноград, Виноградовник, Девичий виноград)

Семейство Лоховые Elaeagnaceae (Лох, Облепиха)

Тема 6 «Подкласс Астериды Asteridae»

Семейство Маслиновые Oleaceae (Ясень, Бирючина, Сирень, Форзиция)

Семейство Жимолостные Caprifoliaceae (Жимолость, Вейгела, Снежноягодник, Калина, Бузина)

Семейство Бигнониевые Bignoniaceae (Катальпа)



Тема 7 «Подбор и использование сортимента декоративных древесных растений»

Обзор современного рынка декоративных деревьев и кустарников. Правильный выбор растения при покупке.

Примеры создания композиций из древесных растений

3.4. Практические занятия

Таблица 3





Раздел, тема

Практическое занятие

Вид контрольного мероприятия

Раздел 1 «Основы биологии и экологии древесных растений»

1

Тема 3 «Основы экологии древесных растений»

Экологические факторы среды, влияющие на древесные растения Климатические факторы: свет, температура, вода, воздух

Устный опрос

Эдафические, топографические, биотические и антропогенные экологические факторы

Раздел 2 «Систематика и характеристика древесных растений отдела Голосемянные Gymnospermae (Pynophyta)»

2

Тема 2 «Класс Хвойные Pinopsida»

Семейство Сосновые Pinaceae. Род Ель, Сосна, Пихта, Лиственница

Устный опрос

3

Семейство Кипарисовые. Род Туя, Можжевельник

Устный опрос

Раздел 3 «Систематика и характеристика древесных растений класса Покрытосеменные Двудольные Dicotyledones (Magnoliopsida)»

4

Тема 2 «Подкласс Ранункулиды Ranunculidae»

Семейства: Барбарисовые, Лютиковые

Устный опрос

Тема 3 «Подкласс Гамамелидиды Hamamelididae»

Семейство Березовые, Ильмовые

Тема 4 «Подкласс Диллениды Dilleniidae»

Семейства Ивовые, Липовые

5

Тема 5 «Подкласс Розиды Rosidae»

Подсемейство Спирейные

Устный опрос

Подсемейство Яблоневые

6

Подсемейство Шиповниковые

Устный опрос

Подсемейство Сливовые

7

Семейства Кленовые

Устный опрос

Тема 6 «Подкласс Астериды Asteridae»

Семейство Маслиновые

8

Тема 7 «Подбор и использование сортимента декоративных древесных растений»

Обзор современного рынка декоративных деревьев и кустарников. Правильный выбор растения при покупке.

Устный опрос

3.5. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

3.5.1. Композиционные работы

В конце обучения аспирант должен сдать, выполненную самостоятельно работу по созданию выбранной композиции из декоративных древесных растений.



Примеры предлагаемых композиций из древесных растений:

  • Односторонняя декоративная группа из древесных растений.

  • Угловая декоративная группа из древесных растений.

  • Декоративная группа из древесных растений кругового обзора.

  • Декоративная группа из древесных растений с архитектурным объектом.

Промежуточной формой контроля является индивидуальная защита композиционной работы. Для защиты аспирант представляет рисунок выполненный от руки или распечатанный на цветном принтере в формате А4. В процессе защиты студент должен показать знания биологические особенности выбранных древесных растений и логического обоснования их расположения на плане.

За каждую сданную и защищенную работу аспиранту начисляются баллы в соответствии с рейтинговой системой оценки на текущий год. Баллы начисляются с учетом качества выполнения графической работы и уровнем усвоения теоретического материала, проявленным при ее защите.



3.5.2. Самостоятельная работа аспирантов

Самостоятельная проработка разделов и тем дисциплины осуществляется с помощью учебников и учебных пособий, согласно списку рекомендуемой литературы. За материал, выполненный в виде реферата, начисляются баллы, учитываемые в рейтинговой системе.

Темы для самостоятельного изучения материала:

Раздел 1 «Основы биологии и экологии древесных растений»

Влияние зеленых насаждений на состав воздуха.

Фитонцидные свойства декоративных растений.

Влияние условий внешней среды на степень плодоношения древесных растений.

Фенологическое развитие древесных растений (на примере определенного вида древесного растения).

Ассортимент деревьев и кустарников обладающих зимостойкостью.

Классификация древесных пород по потребности в воде.

Светолюбивые, полутеневыносливые и теневыносливые древесные растения.

Ассортимент дымоустойчивых древесных пород.

Биотическое воздействие древесных растений на окружающую среду.

Акклиматизация и натурализация древесных растений.

Раздел 2 «Систематика и характеристика древесных растений отдела Голосеменные Gymnospermae (Pynophyta

Семейство Сосновые Pinaceae (Кедр, Тсуга, Псевдосуга).

Семейство Кипарисовые Cupressaceae (Кипарис, Кипарисовик, Туевик, Микробиота).

Декоративные формы и сорта широко распространенных видов рода Можжевельник. Форма роста, листья, генеративные органы, использование в ландшафтном озеленении.

Декоративные формы и сорта широко распространенных видов рода Туя Форма роста, листья, генеративные органы, использование в ландшафтном озеленении.

Декоративные формы и сорта широко распространенных видов рода Пихта. Форма роста, листья, генеративные органы, использование в ландшафтном озеленении.

Декоративные формы и сорта широко распространенных видов рода Ель. Форма роста, листья, генеративные органы, использование в ландшафтном озеленении.

Декоративные формы и сорта широко распространенных видов рода Сосна. Форма роста, листья, генеративные органы, использование в ландшафтном озеленении.



Раздел 3 «Систематика и характеристика древесных растений класса Покрытосеменные Двудольные Dicotyledones (Magnoliopsida

Семейство Ильмовые (Вязовые) Ulmaceae (Дзельква, Каркас)

Семейство Буковые Fagaceae (Каштан, Дуб)

Семейство Березовые Betulaceae (Ольховник, Граб, Лещина, Хмелеграб)

Семейство Ореховые Juglandaceae (Орех, Кария, Птерокария)

Семейство Мимозовые Mimosaceae (Альбиция, Акация)

Семейство Цезальпиниевые Caesalpinaceae (Гледичия)

Семейство Рутовые Rutaceae (Феллодендрон, Птелея)

Семейство Сумаховые Anacardiaceae (Скумпия, Сумах)

Семейство Конскокаштановые Hippocastanaceae (Конский каштан)

Семейство Аралиевые Araliaceae (Аралия, Диморфант, Плющ, Элеутерококк, Калопанакс, Акантопанакс)

Семейство Бересклетовые Celastraceae (Бересклет, Древогубец, Трехкрыльник)

Семейство Крушиновые Rhamnaceae (Крушина, Жёстер)

Семейство Виноградовые Vitaceae (Виноград, Виноградовник, Девичий виноград)

Семейство Жимолостные Caprifoliaceae (Линнея, Диервилла, Абелия)

Семейство Кизиловые Cornaceae (Кизил, Дерен)

Семейство Виноградовые Vitaceae (Виноград, Виноградовник, Девичий виноград)

Семейство Лоховые Elaeagnaceae (Лох, Облепиха)

Семейство Бигнониевые Bignoniaceae (Катальпа)

4. Контроль успеваемости аспирантов

4.1. Устный опрос

Оценка выставляется в зависимости от количества правильных ответов и может варьировать от 1 до 10.

Аспиранты, пропустившие занятия по уважительной причине, и не участвовавшие в устном опросе, могут сдать его во внеурочное время.
4.2. Рейтинговая система оценки

Оценка знаний, умений и навыков работы аспирантов по дисциплине осуществляется с использованием бально-рейтинговой системы. В течение обучения учитывается посещение практических и лекционных занятий, защиту графических работ, и рефератов по самостоятельному изучению материала.

Бально-рейтинговая система оценки может быть дополнена дополнительными пунктами и доработана с учетом рабочего учебного плана на каждый учебный год.

Пример бально-рейтинговой оценки.

1. Посещение лекций (2 балла) х 8 – 16 баллов max;

2. Посещение практических занятий (2 балла) х 16 – 32 баллов max;

3. Выполнение самостоятельной работы, реферат (1 балл) х 76 -76 баллов max;

4. Выполнение композиционных работ (10 баллов) х 2 – 20 баллов max;

Всего – 144 балла

Аспиранты, набравшие менее 86 баллов, не допускаются до сдачи зачета. Для повышения количества баллов возможно выполнение тестовых заданий и написание рефератов по пропущенному материалу.


4.3. Зачет


К зачету допускаются аспиранты, полностью выполнившие учебный план, отработавшие все пропущенные занятия, сдавшие 2 композиционные работы.

Зачет сдается устно по билетам.



Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине:

  1. Жизненные формы древесных растений, их классификация

  2. Кустарники и кустарнички как жизненные формы древесных растений

  3. Полукустарники как жизненная форма древесных растений

  4. Лианы как жизненная форма древесных и полудревесных растений

  5. Деревья как жизненная форма древесных растений, классификация типов деревьев

  6. Жизненный цикл развития древесных растений, возрастные периоды жизненного цикла

  7. Эмбриональный, ювенильный и виргинильный периоды жизненного цикла древесных растений

  8. Генеративный и старческий периоды жизненного цикла древесных растений, классификация древесных растений по устойчивости плодоношения

  9. Основные фенофазы развития вегетативных органов на виргинильном и последующих этапах онтогенеза

  10. Основные фенофазы развития генеративных органов на генеративном и последующих этапах онтогенеза

  11. Фенологическое развитие древесных растений, понятия: «период вегетации», «вегетационный период», «глубокий покой», «вынужденный покой»

  12. Понятия: «фенофаза», «фенодата», «феноинтервал»

  13. Понятия: «вид», «диагноз вида», классификация ареалов древесных растений

  14. Внутривидовые таксоны древесных растений

  15. Экологические факторы среды, их классификация

  16. Вода как климатический экологический фактор развития древесных растений, классификация древесных растений по влаголюбивости и устойчивости к затоплению

  17. Температура как климатический экологический фактор развития древесных растений, температурные зоны, классификация древесных культур по теплолюбивости

  18. Понятия: «морозостойкость», «холодостойкость», «зимостойкость», «заморозкоустойчивость», классификация древесных культур по морозостойкости

  19. Воздух как климатический экологический фактор развития древесных растений

  20. Свет как климатический экологический фактор развития древесных растений, классификация древесных растений по светолюбивости

  21. Эдафические экологические факторы развития древесных растений, классификация древесных растений по отношению к кислотности почвы и почвенному плодородию

  22. Топографические экологические факторы

  23. Биотические экологические факторы

  24. Антропогенные экологические факторы

  25. Биогеоценоз и его элементы

  26. Природные зоны России и сопредельных государств

  27. Горные ландшафты России и сопредельных государств

  28. Интродукция древесных растений, акклиматизация и натурализация

  29. Эфедра, Гинкго, Араукария: морфологические и биологические особенности, виды, направления использования в декоративном садоводстве

  30. Кипарис и кипарисовик: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  31. Тис: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  32. Декоративные древесные растения семейства Таксодиевые: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  33. Пихта: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  34. Тсуга, Псевдотсуга, Кедр: морфологические и биологические особенности, виды, направления использования в декоративном садоводстве

  35. Криптомерия, Микробиота, Туевик: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  36. Ель: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  37. Лиственница, Псевдолиственница: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  38. Сосна: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  39. Можжевельник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  40. Туя: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  41. Лириодендрон и магнолия: морфологические и биологические особенности, направления использования в декоративном садоводстве

  42. Барбарис: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  43. Магония: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  44. Клематис, Княжик: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  45. Вяз: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  46. Дуб: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  47. Граб: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  48. Ольха: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  49. Берёза: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  50. Орех: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  51. Ива: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  52. Тополь: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  53. Рододендрон, Багульник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  54. Вереск, Эрика: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  55. Вакцинум, клюква: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  56. Липа: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  57. Гортензия: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  58. Чубушник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  59. Спирея: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  60. Пузыреплодник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  61. Рябинник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  62. Роза: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  63. Яблоня: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  64. Арония: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  65. Боярышник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  66. Рябина: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  67. Хеномелес: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  68. Кизильник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  69. Миндаль и Луизения: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  70. Слива: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  71. Вишня: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  72. Черемуха: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  73. Карагана: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  74. Акация: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  75. Партеноциссус: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  76. Дёрен: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  77. Клён: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  78. Сирень: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  79. Ясень: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  80. Бирючина: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  81. Калина: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  82. Жимолость: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  83. Снежноягодник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  84. Конский каштан: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  85. Лимонник: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве

  86. Актинидия: морфологические и биологические особенности, виды, декоративные сорта, направления использования в декоративном садоводстве


5. Рекомендуемая литература

5.1. Основная литература


  1. Булыгин Н.Е., Ярмишко В. Т. Дендрология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Лесное хозяйство" направления "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" М: Изд-во МГУЛ, 2003. – 528с.

  2. Громадин А.В. Дендрология, учебное пособие М: Изд-во РГАУ - МСХА имени К. А. Тимирязева, 2010. - 847 с.

  3. Киселева К. В. Флора средней полосы России: атлас-определитель: учебное пособие / под ред. В. С. Новикова. - Москва: Фитон+, 2010. - 544 с.

  4. Матюхин Д.Л., Манина О.С., Королева Н.С. Виды и формы хвойных, культивируемые в России. Часть 1. Juniperus, Cephalotaxus, Taxus, Torreya. 2-е изд. 2009. 259 с.

  5. Матюхин Д.Л., Манина О.С., Сысоева Е.С. Виды и формы хвойных, культивируемые в России. Часть 2. Picea A.Dietr., Thuja L.. 2009. 288 с.

5.2. Дополнительная литература


  1. Бондорина И., Сапелин А.Ю. Декоративно-лиственные деревья и кустарники для климатических условий России.- М.: «Кладезь-Букс», 2004.-114с

  2. Булыгин Н.Е. Фенологические наблюдения над древесными растениями – Л., 1979. – 97 с.

  3. Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой 2-е изд. (Серия "Определители по фауне и флоре России", вып. 9). 2007. 268 с.,

  4. Дьякова Т.Н. Декоративные деревья и кустарники: новое в дизайне вашего сада. М.: Колос, 2001. 360 с.

  5. Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А. Декоративные деревья и кустарники: Атлас-определитель.-М.:ЗАО»Фитон+», 2008.-208с

  6. Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность. 1974. 704 с.

  7. Кремер Б.П. Деревья. Местные и завезенные виды Европы: Пер. с нем. М.: Астрель АСТ, 2002. - 287 с.,

  8. Марковский Ю.Б. Все хвойные растения.-М.: ЗАО»Фитон+», 2007.-272с.

  9. Фирсов Г.А. Хвойные в Санкт-Петербурге / Г.А. Фирсов, Л. В. Орлова. – СПб.: Росток, 2008. – 336 с

  10. Фирсова Г.В.; Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя М.: Высш.шк., 1995. - 336 с

5.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


Поисковые системы: Yandex, Rambler, Google, Mail.ru, Agropoisk.ru,

  1. Научная электронная библиотека e-library.ru

  2. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm

  3. Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru

  4. Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/

  5. Природа России: справочная информация http://www.ecosystema.ru/

  6. Центр охраны дикой природы: http://biodiversity.ru/

  7. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/

  8. Питомник растений Россельхозпитомник - http://питомник.рф/

  9. Питомник Евро-Плант - http://www.euro-plant.ru

5.3.1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. База данных "Флора сосудистых растений Центральной России" - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml

  2. Энциклопедия декоративных садовых растений - http://flower.onego.ru

  3. Электронный определитель травянистых и древесных растений средней полосы- www.ecosystema.ru

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекционные занятия по дисциплине Дендрология должны проводиться в аудитории, оснащенной мультимедийным оборудованием для демонстрации лекционного материала.

Для проведения практических занятий по дисциплине необходима аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием для демонстрации учебного материала. По учебным материалам должны быть:



  • таблицы, плакаты на бумажных и электронных носителях;

  • определители Голосеменных и Покрытосеменных растений;

  • коллекция шишек основных древесных растений относящихся к классу Хвойные Pinopsida;

  • коллекции семян и плодов древесных растений, относящихся к классу Magnoliopsida, Двудольные Dicotyledones;

  • гербарный материал;

  • видеофильмы;

  • DVD носители с указанием основных декоративных признаков древесного материала производимого отечественными питомниками.


Программу разработали ведущие специалисты ГБС РАН и РГАУ «МСХА им. К.А.Тимирязева»



База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка