Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 11 Паразитология очной и заочной форм обучения «подготовлено к изданию»




Дата канвертавання27.04.2016
Памер281.05 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

ЭНТОМОЛОГИЯ



Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.11 Паразитология

очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Толстиков А.В/

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «___»_____2011 г. № протокола____ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК отделения биологии «___»_____2011 г. № протокола____

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Отделение Биологии

кафедра зоологии и ихтиологии

Толстиков А.В.


ЭНТОМОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.02.11 Паразитология

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Толстиков А.В. Энтомология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.02.11 Паразитология, очной и заочной форм обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 15 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Энтомология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Толстиков А.В., 2011.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины

Целью спецкурса является ознакомление аспирантов со строением насекомых, их таксономическим и экологическим разнообразием вредителей растений, взаимоотношениям в системе «растение-фитофаг», технологии защиты растений от вредителей.

В процессе изучения дисциплины аспиранты решают следующие задачи:

1) изучение морфологии, анатомии и физиологии насекомых; 2) принципы современной систематики рецентных видов и история их расселения; 3) роль насекомых в биоценозах и значение их для человека; 4) методы полевых и лабораторных исследований насекомых-вредителей.

Учебно-методический комплекс «Зоология беспозвоночных» соответствует требованиям паспорту специальности 03.02.11 Паразитология.



    1. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП аспирант должен обладать следующими компетенциями:

- следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека;

-приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии;

-демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимать значение биоразнообразия для устойчивости биосферы;

- демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;

- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, иметь современное представление об основах эволюционной теории, о микро и макроэволюции.


В результате освоения дисциплины аспирант должен:

  • Знать: основы строения, функционирования организма насекомых, их таксономическое и экологическое разнообразие.

  • Уметь: применять полученные знания на практике.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподаванию энтомологии, ведению дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 4. Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы и 180 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план



    Тема

    недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Из них в интерактивной форме

    Форма контроля

    Лекции

    Практические занятия

    Самостоятельная работа

    1.

    Введение. Энтомология как наука ее содержание. Происхождение насекомых

    1

    2




    10

    12

    2

    Реферат

    2.

    Расчленение тела и строение его покрова. Скелет и мускулатура

    2

    2

    2

    10

    14




    Контрольная работа

    3.

    Сегментарный состав головы, происхождение и специализация ее придатков. Типы ротовых аппаратов. Строение грудных сегментов и конечностей. Устройство и работа летательного аппарата. Строение брюшного отдела

    3-4

    4

    4

    14

    22

    2

    Устный опрос

    4.

    Пищеварительный аппарат и питание

    5

    2

    2

    10

    14




    Устный опрос

    5.

    Органы дыхания и терморегуляции

    6

    2

    2

    10

    14




    Реферат

    6.

    Кровеносная система, ткани полости тела и органы выделения

    7

    2

    2

    10

    14




    Реферат

    7.

    Половая система и размножение

    8

    2

    2

    10

    14




    Устный опрос

    8.

    Нервная система и органы чувств. Морфофункциональная организация органов чувств, механизмы работы ЦНС и поведение

    9-10

    4

    2

    10

    16




    Устный опрос

    9.

    Эмбриональное развитие и метаморфоз. Гормональная регуляция метаморфоза и диапауза

    11

    2

    2

    10

    14




    Устный опрос

    10

    Аутэкология и синэкология насекомых. Основные экологические группы насекомых.

    12-13

    4

    4

    16

    24

    6

    Контрольная работа

    11

    Эволюционная история и распространение насекомых. Таксономия и система рецентных насекомых

    14

    4

    2

    16

    22

    2

    Реферат




    Итого (часов, баллов):

    14

    30

    24

    126

    180

    12

    Зачет




    Из них в интерактивной форме







    12















    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов





    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    обязательные

    1.

    Введение. Энтомология как наука ее содержание. Происхождение насекомых

    Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

    1

    10

    2.

    Расчленение тела и строение его покрова. Скелет и мускулатура

    Выполнение контрольных

    работ



    2

    10

    3.

    Сегментарный состав головы, происхождение и специализация ее придатков. Типы ротовых аппаратов. Строение грудных сегментов и конечностей. Устройство и работа летательного аппарата. Строение брюшного отдела

    Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

    3-4

    14

    4.

    Пищеварительный аппарат и питание

    Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

    5

    10

    5.

    Органы дыхания и терморегуляция

    Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

    6

    10

    6.

    Кровеносная система, ткани полости тела и органы выделения

    Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

    7

    10

    7.

    Половая система и размножение

    Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

    8

    10

    8.

    Нервная система и органы чувств. Морфофункциональная организация органов чувств, механизмы работы ЦНС и поведение

    Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

    9-10

    10

    9.

    Эмбриональное развитие и метаморфоз. Гормональная регуляция метаморфоза и диапауза

    Выполнение индивидуальных заданий (глоссарий)

    11

    10

    10.

    Аутэкология и синэкология насекомых. Основные экологические группы насекомых.

    Выполнение контрольных

    работ


    12-13

    16

    11.

    Эволюционная история и распространение насекомых. Таксономия и система рецентных насекомых

    Выполнение индивидуальных заданий (доклады с рефератами)

    14

    16




    ИТОГО: 14

    126



  3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Общая паразитология

+






















+

+

+


  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение. Энтомология как наука ее содержание. Происхождение насекомых.
Предмет и задачи энтомологии. Значение насекомых в природе и для человека. Причины большого видового разнообразия и высокой численности насекомых. История изучения энтомологии. Предки членистоногих. Проблема возникновения насекомых по данным сравнительной морфологии и палеонтологии. Положение насекомых в системе беспозвоночных животных. Насекомые и близкие к ним группы.
Тема 2. Расчленение тела и строение его покрова. Скелет и мускулатура

Подразделение тела на сегменты и тагмы. Строение покрова тела насекомых. Скульптура покрова, кутикулярные выросты и волоски. Структурная и пигментная окраска покровов. Проницаемость и линька покровов. Система рисунка. Криптизм и мимикрия. Классификация и строение кожных желез. Функциональные типы кожных желез их назначение: линочные, смазочные, слюнные, аллотрофические, шелкоотделительные, восковые, лаковые, пахучие, ядовитые, феромонные.

Скелетная основа сегмента. Преимущества наружного скелета. Первичная и вторичная сегментация. Принцип вторичной сегментации тела насекомого. Строение туловищного сегмента.

Тема 3. Сегментарный состав головы, происхождение и специализация ее придатков. Типы ротовых аппаратов. Строение грудных сегментов и конечностей. Устройство и работа летательного аппарата. Строение брюшного отдела.

Сегментарный состав головы. Номенклатура частей головы. Происхождение головных придатков. Гомологизация частей ротовых придатков с конечностью примитивных членистоногих. Мышцы ротовых придатков. Исходный план строения ротового аппарата и его эволюция. Основные типы ротовых аппаратов. Конвергенция и параллелизмы морфофункциональной организации ротовых аппаратов насекомых.

Скелетные особенности грудных сегментов. Гипотеза Р.Снодгарса о происхождении плейрита. Строение грудного сегмента. Особенности птероторакса. Основные мышцы груди. Видоизменения грудного отдела. Строение и сочленение конечностей. Типы ног. Механизмы ходьбы.


Происхождение и строение крыльев. Жилкование крыльев. Формирование крыла. Сочленение крыла с телом. Движение крыльев. Складывание и расправление крыльев. Сцепление крыльев. Типы крыловых мышечных моторов и специализация птеротораксов в разных отрядах. Сцепление и эволюция крыльев. Полет насекомых.

Сегментарный состав. Строение брюшного сегмента. Брюшные придатки не связанные с размножение. Придатки постгенитаьных сегментов. Эволюция брюшного отдела. Половые придатки самок. Яйцеклады Thysanura и Pterygota. Мужские половые придатки. Абберантные группы. Строение мужских половых придатков Thysanura. Половые придатки Pterygota. Фаллическая и перифаллическая группы. Модификация мужского полового аппарата.

Тема 4. Пищеварительный аппарат и питание

Пищевые потребности насекомых. Строение пищеварительной системы. Ультраструктурные особенности строения передней, средней и задней кишки. Перетрофическая оболочка. Фильтрационные камеры. Модификации строения кишечника равнокрылых. Типы секреции пищеварительных ферментов. Внекишечное пищеварение. Потребление и усвоение растительной пищи и других трудно расщепляемых соединений. Переваривание древесины и роль кишечных симбионтов.


Тема 5. Органы дыхания и терморегуляция

Трахейное дыхание членистоногих и его происхождение. Особенности дыхательной системы насекомых. Кожное дыхание. Строение трахейной системы. Эволюция трахейной системы. Апнейстические, голопнейстические и гемипнейстические формы. Строение дыхалец. Дыхальца личинок высших двукрылых. Дыхательные движения и их регуляция. Органы дыхания водных насекомых. Типы трахейных жабр. Особенности газообмена и регуляция температуры тела.


Тема 6. Кровеносная система, ткани полости тела и органы выделения

Формирование и строение полости тела насекомых. Строение кровеносной системы. Строение сердца и его иннервация. Циркуляция крови. Состав гемолимвы и еее функции. Типы гемацитов и их функции. Перикардиальные клетки. Жировое тело и его назначение. Органы свечения. Строение, типы и функции мальпигиевых сосудов.


Тема 7. Половая система и размножение

Строение половой системы самца и самки. Сперматогенез и строение сперматозоидов. Типы яйцевых трубок. Оогенез и вителлогенез. Способы оплодотворения насекомых и других наземных членистоногих. Способы размножения. Регуляция пола при партеногенезе. Откладка яиц. Гонотрофические циклы. Плодовитость, генерации, смена поколений.


Тема 8. Нервная система и органы чувств. Морфофункциональная организация органов чувств, механизмы работы ЦНС и поведение

Морфофункциональная организация нервной системы. Развитие нервной системы в онтогенезе. Подразделение нервной системы на центральную, переферическую и симпатическую. Брюшная нервная цепочка. Строениесегментальных ганглиев. Организация синапсов. Строение головного мозга, его особенности у общественных насекомых.

Особенности организации органов чувств. Основные типы сенсилл насекомых. Строение органов зрения. Роль органов чувств в жизни насекомых. Механизмы работы ЦНС и поведение насекомых. Ориентация в пространстве и времени. Сигнализация у насекомых. Сложные формы поведения насекомых. Сенсорные основы управления поведением насекомых.

Тема 9. Эмбриональное развитие и метаморфоз. Гормональная регуляция метаморфоза и диапауза

Строение яйцеклетки. Типы яиц и их адаптация к среде. Эмбриональное развитие. Вылупление из яйца. Полиэмбриония. Постэмбриональное развитие. Метаморфоз, его типы и их происхождение. Полиморфизм насекомых. Понятие о жизненных формах и жизненных схемах. Регуляция биологических особенностей онтогенеза на основе обратных связей.

Эндокринные органы насекомых. Нейрогормоны. Основные гормоны – регуляторы метаморфоза. Ювеноиды и прекоцены. Нейросекреторное управление метаморфозом и диапаузой. Диапауза и периодизм развития насекомых.

Тема 10. Аутэкология и синэкология насекомых. Основные экологические группы насекомых.

Основные положения экологии насекомых. Воздействие на насекомых основных абиотических и биотических факторов окружающей среды. Особенности наземно-воздушной, водной и эдафической среды обитания насекомых. Популяции насекомых, внутрипопуляционные взаимодействия. Местообитание и ареал.

Синэкология насекомых. Насекомые в экосистемах. Экологическая связь насекомых с растениями.
Тема 11. Эволюционная история и распространение насекомых. Таксономия и система рецентных насекомых

Основные ископаемые фауны насекомых и вымершие отряды. Связь ископаемых насекомых с современными. Насекомые и история жизни на земле. Эволюция насекомых. Становление современных фаунистических областей. Расселение и типы ареалов у современных видов.

Задачи и методы систематики. Соотношение между диагностикой, таксономией и филогенетикой. Система рецентных насекомых. Вклад отечественных энтомологов в фаунистику и систематику насекомых. Значение систематики для прикладной энтомологии.


  1. Практические занятия

1. Тагмозис тела насекомых. Строение головной капсулы

Изучение тагмозиса и морфологии головного отдела насекомых.

Объект: шершень (Vespa crabro).
2. Строение ротового аппарата ортоптероидного типа

Изучение исходной формы ротового аппарата насекомых – грызущего (ортоптероидного).

Объект: американский таракан (Periplaneta americana).
3. Модификации ортоптероидного ротового аппарата

Изучение отклонений от типичной схемы строения грызущего (ортоптероидного) типа ротового аппарата насекомых.

Объект: личинки муравьиного льва (Myrmeleon formicarius), малого водолюба (Hydrophilus caraboides), стрекозы (Aeschna grandis).
4. Превращение грызущего ротового аппарата в хоботок у перепончатокрылых. Строение ротового аппарата лижущего типа

Знакомство с ротовыми аппаратами перепончатокрылых.

Объект: пилильщик (Tenthredo sp.), пчела медоносная (Apis mellifera).
5. Строение лепидоптероидного ротового аппарата

Изучение ротового аппарата булавоусых чешуекрылых (Rhopalocera).

Объект: капустная белянка (Pieris brassicae).
6. Ротовые аппараты колюще-сосущего типа. Эволюция хоботков у Nematocera

Изучение эволюции ротовых аппаратов двукрылых в связи с развитием гематофагии. Объект: мошки (Simulium sp.), комары (Anopheles sp.).


7. Строение хоботков у Brachycera

Изучение строение ротового аппарата короткоусых двукрылых в связи с развитием гематофагии.

Объект: слепни (Tabanus sp.).
8. Фильтрующий ротовой аппарат Cyclorrhapha

Изучение строение ротового аппарата круглошовных мух.

Объект: комнатная муха Musca domestica.
9. Стоение грудного отдела насекомых

Изучение грудного отдела насекомых, его специализация в связи с полетом.

Объект: шершень (Vespa crabro).
10. Различные типы грудных конечностей

Изучение ходильных ног насекомых в связи с различными способами передвижения.

Объекты: коллекционный материал: жужелица зернистая (Carabus granulatus), кузнечик серый (Decticus verrucivorus), медведка обыкновенная (Grillotalpa grillotalpa), плавунец окаймленный (Dytiscus marginatus), богомол (Mantis sp.), пчела медоносная (Apis mellifera). Спиртовые материалы: американский таракан (Periplaneta americana), комнатная муха (Musca domestica).
11. Строение крыловой пластинки. Жилкование крыльев

Изучение строения крыльев насекомых из различных систематических групп.

Объект: стрекоза бабка медная (Cordulia aenea), боярышница (Aporia crataegi).

12. Строение брюшка. Придатки брюшка

Изучение брюшка и его придатков у насекомых.

Объект: американский таракан (Periplaneta americana), медоносная пчела (Apis mellifera).

13. Анатомическое строение насекомых

Изучение внутреннего строения насекомых.

Объект: американский таракан. Живые культуры.
14. Метаморфоз насекомых

Изучение фаз развития насекомых.

Объекты: стрекоза бабка медная (Cordulia aenea), нехрущ июньский (Amphimallon solstitialis) на разных фазах развития.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Темы для рефератов:

1. Энтомология как наука. Предмет, задачи, методы исследований. Становление энтомологии. Развитие энтомологической науки в регионе.


2. Строение тела насекомых. Строение и сегментарный состав головной капсулы.

3. Морфология ротовых аппаратов. Ротовые аппараты насекомых-фитофагов


4. Строение грудного отдела тела насекомых. Конечности. Крылья, полет.

5. Брюшко насекомых. Придатки брюшка.

6. Питание и пищеварение насекомых. Особенности устройства пищеварительной системы насекомых-фитофагов.

7. Дыхательная, выделительная и кровеносная системы насекомых.

8. Половая система насекомых. Особенности размножения и развития.

9. Нервная система насекомых. Органы чувств. Поведение насекомых.

10. Разнообразие насекомых-вредителей растений.

11. Характеристика группы многоядных вредителей.

12. Характеристика группы вредителей зерновых, зернобобовых, эфиромасличных культур, сахарной свеклы, картофеля и овощных культур.

13. Характеристика группы вредителей плодово-ягодных культур.

14. Разнообразие и экологические группы вредителей леса.

15. Химический способ защиты растений. Способы применения пестицидов.


16. Классификация химических средств защиты растений.

17. Негативные последствия применения пестицидов. Переход к экологически-обоснованным методам защиты растений.


18. Чувствительность и устойчивость организмов к действию пестицидов.
19. Агротехнический, механический и физический методы защиты растений.
20. Биологические методы защиты растений. Примеры успешного использования энтомофагов.

Для основы списка и глоссария можно использовать следующую литературу:


  1. Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология. М.: Мир, 1985. 572 с.

  2. Тишлер В. Сельскохозяйственная экология. М., Колос, 1971. 433 с.

  3. Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. М.-Л., Советская наука, 1949. 900 с.

4. Словарь-справочник энтомолога. М., Нива России, 1992. 335 с.

Вопросы для самоконтроля (тест):



  1. Тенториум у насекомых представляет собой

а) вырост на голенях задних ног;

б) «внутренний скелет» головной капсулы;

в) кутикулярный ободок вокруг стигм;

г) углубление на темени.


  1. Полагают, что гипофаринкс – производное

а) слившихся стернитов челюстных сегментов;

б) головотрубки;

в) цибариума;

г) саливариума.




  1. Для личинок двукрылых характерна дезинтеграция

а) мальпигиевых сосудов;

б) придатков брюшка;

в) кишечника;

г) головной капсулы.


  1. Хоботок бабочек в основном образован

а) галеа;

б) лациниями;

в) глоссами;

г) параглоссами.




  1. Тип жилкования крыла архедиктион не характерен для

а) стрекоз;

б) веснянок;

в) поденок;

г) двукрылых.


  1. Самцов таракановых легко отличить от самок по наличию у первых

а) церок;

б) грифелек;

в) яйцеклада;

г) каудального филамента.


  1. Равнокрылые стрекозы дышат с помощью

а) наружных трахейных жабр;

б) внутренних ректальных жабр;

в) всей поверхности тела;

г) наружными жабрами, расположенными на головной капсуле.




  1. Тимпанальные органы (органы слуха) у саранчовых, где снаружи видна барабанная перепонка, расположены в

а) голенях передних ног;

б) по бокам первого брюшного сегмента;

в) тазиках задних ног;

г) в головной капсуле.



  1. В жевательном желудке у таракана

а) четыре зуба двух типов;

б) шесть зубов двух типов;

в) девять зубов трех типов;

г) четыре неодинаковых по форме зуба.


  1. Главнейшим барьером на пути испарения воды у наземных насекомых служит

а) эндокутикула;

б) гиподерма;

в) базальная мембрана;

г) эпикутикула.

8. Контрольные вопросы к зачету




  1. Предмет и задачи энтомологии.

  2. Насекомые. Положение насекомых в системе членистоногих.

  3. Общая характеристика насекомых.

  4. Деление насекомые на отряды. Принципы, положенные в основу классификации насекомых.

  5. Происхождение насекомых как дериватов предковых форм аннелид.

  6. Тагмозис тела насекомых.

  7. Строение головной капсулы насекомых.

  8. Строение ротового аппарата ортоптероидного типа.

  9. Модификации ортоптероидного ротового аппарата.

  10. Превращение грызущего ротового аппарата в хоботок у перепончатокрылых.

  11. Строение ротового аппарата лижущего типа.

  12. Строение лепидоптероидного ротового аппарата и его эволюция в пределах отряда чешуекрылых.

13. Ротовые аппараты колюще-сосущего типа. Эволюция хоботков у Nematocera.

14. Строение хоботков у Brachycera.

15. Фильтрующий ротовой аппарат круглошовных мух.

16. Строение грудного отдела насекомых.

17. Мускулатура грудного отдела. Принцип вторичной сегментации.

18. Субкоксальная теория происхождения плейрита. Конечности насекомых. Их типы.

19. Происхождение крыла у насекомых.

20. Строение крыловой пластинки насекомых. Жилкование крыльев.

21. Строение брюшка насекомых.

22. Придатки брюшка насекомых.

23. Пищеварительная система насекомых.

24. Выделительная система насекомых.

25. Дыхательная система насекомых.

26. Половая система насекомых.

27. Нервная система насекомых.

28. Органы чувств насекомых.

29. Эмбриональное развитие насекомых.

30. Типы постэмбрионального развития насекомых.

31. Основные экологические группы насекомых.

32. Эволюция насекомых.


9. Образовательные технологии.

Интерактивные образовательные технологии: круглые столы «Происхождение насекомых», «особенности аутэкологии насекомых».

Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), исследовательские методы, мультимедийные продукты.

Экскурсии в Зоологический музей ТюмГУ.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
10.1. Основная литература:

Бей-Биенко Г.А. Общая энтомология. СПб, Проспект Науки, 2008. 488 с.

Бондаренко Н. В., Глущенко А. Ф. Практикум по общей энтомологии: Учебное пособие. СПб., Проспект Науки, 2010. - 352 с.

Мозолевская Е.Г., Селиховкин А.В. Лесная энтомология. М., Академия, 2011. 416 с.


10.2. Дополнительная литература:

Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений. Л., Колос, 1978. 255 с.

Воронцов А.И. Лесная энтомология. М., Высшая школа, 1975. 368 с.

Воронцов А.И. Мозолевская Е.Г. Практикум по лесной энтомологии. М., Высшая школа, 1978. 294 с.

Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. Изд. 3. М., Либроком, 2012. 368 с.

Поспелов С.М. Арсеньева М.В. Груздев Г.С. Защита растений. Л., Колос, 1979. 432 с. Практикум по лесной энтомологии. М., Академия, 2004. 272 с

Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология. М., Мир, 1985. 572 с.

Тишлер В. Сельскохозяйственная энтомология. М., Колос, 1971. 433 с.

Чернышев В.Б. Экология насекомых. М., МГУ, 1996. 230 с.

Чернышев В.Б. Экологическая защита растений. Членистоногие в экосистеме: Учебное пособие. М., МГУ, 2001. 136 с.

Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии. М.-Л., Советская наука, 1949. 900 с.
10.3. Периодические издания:

1. Журнал «Вестник Томского университета».

2. Журнал «Вестник Тюменского университета».

3. Журнал «Вопросы ихтиологии» М.: Академиздат «Наука».

4. Журнал «Зоологический журнал» М.: Академиздат «Наука».

5. Журнал «Экология» М.: Академиздат «Наука».


10.4. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://www.zin.ru/projects/zinsecta/rus/zinsecta.asp

http://www.floranimal.ru/classes/2703.html

http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/




  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Занятия по дисциплине специализации «Энтомология» проводятся в специализированной лаборатории кафедры зоологии и ихтиологии, оборудованной компьютерной системой и переносным видеооборудованием. Для чтения лекций имеется мультимедийная аудитория. В качестве учебного материала используются географические карты и атласы, специальные таблицы, а также мультимедийные продукты. Для проведения практических занятий имеется необходимое оборудование и материалы (компьютерная техника, агрегированная с мультимедийным оборудованием, контурные карты).

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201__ / 201__ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « »_______________201__ г.
Заведующий кафедрой ___________________/Гашев С.Н./

Роспись Ф.И.О.





База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка