Рабочая программа дисциплины основы палеонтологии, общая стратиграфия направление ооп: прикладная геология




Дата канвертавання27.04.2016
Памер340.59 Kb.


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

_________А.Ю. Дмитриев

«___» ____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
основы палеонтологии, общая стратиграфия
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: прикладная геология

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: 130101 «Прикладная геология»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): инженер

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 2; СЕМЕСТР 3;

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Общая геология»

КОРЕКВИЗИТЫ: «Кристаллография и минералогия»

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

18

часов (ауд.)




Лабораторные занятия


36

часов (ауд.)

Практические занятия


0

часов (ауд.)

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

54

часа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

54

часа

ИТОГО

108

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 3 СЕМЕСТРЕ



Обеспечивающая кафедра: «Общей геологии и землеустройства»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор А.А. Поцелуев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП:

ПРЕПОДАВАТЕЛИ: к.г.-м.н., доценты Э.Д. Рябчикова, И.В. Рычкова
2011

1. Цели освоения дисциплины

Основными целями преподавания дисциплины «Основы палеонтологии, общая стратиграфия» являются:

- выработка у студентов геологического мировоззрения;

- создание основы для получения в дальнейшем специальных знаний, умений и навыков в процессе изучения всех последующих геологических дисциплин.


2. Место дисциплины в структуре ООП
«Основы палеонтологии, общая стратиграфия», относится к дисциплинам профессионально-специализированного цикла. Она непосредственно связана с дисциплинами естественно-научного цикла («Общая геология»), опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Основы палеонтологии, общая стратиграфия» является: «Кристаллография и минералогия».

3. Результаты освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Основы палеонтологии, общая стратиграфия», должен научиться самостоятельно определять остатки ископаемых организмов, определять возраст геологических образований, свободно ориентироваться в геохронологической (стратиграфической) шкале, анализировать первичные геологические материалы (стратиграфические колонки, схемы, геологические разрезы и т.д.), восстанавливать на основании этого анализа историю геологического развития отдельных регионов на территории континентов.

Таблица 1

Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины

З2.16; З4.4

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

важнейшие типы ископаемых организмов, используемых для установления геологического возраста слоев.

Классификацию органического мира Земли.

Принципы построения геохронологической (стратиграфической) шкалы.



У2.16; У4.4

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

определять ископаемые остатки растений и беспозвоночных животных, определять с их помощью возраст геологических тел.

Свободно ориентироваться в геохронологической (стратиграфической) шкале.


В2.16; В4.4

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:

опытом работы с ископаемыми остатками животных и растений и внедрения в производственную деятельность





4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения

Таблица 2





Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)


Итого

Формы текущего контроля и аттестации

Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.

1

Палеоботаника

2




6

5

13

Коллоквиум № 1

2

Палеозоология: Простейшие, губки, археоциаты, книдарии, трилобиты

2




4

6

12

Коллоквиум № 2

3

Брахиоподы, иглокожие

2




2

6

10




4

Моллюски и граптолиты

2




6

8

16

Коллоквиум № 3

5

Введение в стратиграфию

2




4

4

10




6

Методы стратиграфии

2




4

5

11




7

Периодизация истории Земли

2




2

6

10

Коллоквиум № 4

8

МСШ, стратиграфические схемы

2




4

7

13

Коллоквиум № 5

9

Стратиграфический кодекс России

2




4

7

13




10

Промежуточная аттестация
















Экзамен




Итого

18




36

54

108





4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Палеоботаника

Лекция. Основа классификации ископаемых организмов. Надцарство Прокариоты (Доядерные). Царство Цианобионты. Cтроматолиты, онколиты, их геологическое значение. Надцарство Эукариоты (Ядерные). Царства Растения, Животные.

Палеоботаника (Царство Phyta), классификация и общая характеристика растений. Низшие и высшие растения.



Лабораторная работа 1. Формы сохранности организмов.

Лабораторная работа 2. Просмотр коллекций по палеоботанике. Определение окаменелостей. Высшие растения (табл. 3).

Лабораторная работа 3. Решение задач. Коллоквиум №1.
Царство Phyta (Растения)

Таблица 3



Отдел

Класс

Порядок

Род

Propteridophyta

(Псилофиты или

Риниофиты) S-D





Pteridophyta D-Q

Lycopodiopsida

Плауновидные

D-Q


Lepidodendrales

Лепидоденд-роновые

С-P-T1


Lepidodendron C-P

Knorria C-P

Sigillaria C-P

Stigmaria C-P



Equisetopsida

Членистостебельные

Хвощеподобные

D3-Q



Calamitales

Каламитовые C-P



Calamites C-P

Аnnularia C-P



Equisetales

Хвощовые C-Q



Phyllotheca C-P

Polypodio-

psida


Споровые

Папоротники D2-Q



 

Pecopteris C-P

Cladophlebis J-K



Pinophyta Gymnospermae

Голосеменные D3-Q



Порядок

Род

Pteridospermidae

Семенные папоротники C-P



Gondwanidium C-P

Angaropteridium C-P



Cordaitales Кордаиты C-P

Cordaites C-P


Coniferales Хвойные C2-Q

Taxodium K-KZ (P-N)

Ginkgoales

Гинкговые MZ-KZ



Ginkgo sibirica J-K

Czekanowskiales

Чекановскиевые MZ



Czekanowskia J-K

Cycadales Цикадовые MZ-KZ


Nillsonia MZ






Bennettitales Беннеттитовые T2-K





Раздел 2. Палеозоология: Простейшие, губки, археоциаты, книдарии, трилобиты.

Лекция 2. Краткая характеристика типов (табл. 4), строение, особенности морфологии ископаемых, образ жизни и условия обитания организмов, значение для геологии.

Лабораторная работа 4. Просмотр коллекций по данным типам. Диагностика родов.

Лабораторная работа 5. Решение задач (определение окаменелостей). Коллоквиум № 2.

Раздел 3. Брахиоподы, иглокожие

Лекция 3. Краткая характеристика типов, строение, особенности морфологии ископаемых, образ жизни и условия обитания организмов, значение для геологии.

Лабораторная работа 6. Просмотр коллекций по данным группам организмов. Диагностика родов.

Раздел 4. Моллюски и граптолиты

Лекция 4. Краткая характеристика, строение, особенности морфологии, образ жизни и условия обитания данных групп организмов, значение для геологии.

Лабораторная работа 7. Просмотр коллекций по двустворчатым и брюхоногим моллюскам. Диагностика родов. Определение окаменелостей.

Лабораторная работа 8. Просмотр коллекций по головоногим моллюскам и граптолитам. Определение окаменелостей.

Лабораторная работа 9. Решение задач. Коллоквиум № 3.
Царство Zoa (Животные)

Таблица 4



Тип

Класс

Подкласс

Отряд

Род

Sarcodina

Саркодовые

€-Q


Foraminifera Фораминиферы

€-Q





Fusulinida

C-P


Fusulina C 2-3

Nummulites P-N



Nummulitida

K2-Q



Porifera

Пороносцы RF-Q



Spongia

Губки


V-Q

Silicispongia

Кремневые

V-Q





Ventriculites K2

Archaeocyathi

Археоциаты €1






Cnidaria

Стрекающие

Coelenterata

Кишечнополостные

V-Q

Anthozoa

Коралловые

полипы V-Q




Tabulatoidea PZ




Halysites O-S

Favosites S-D

Michelinia D-P

(C1 Кузбасса)



Tetracoralla

(Rugosa)

O-P





Triplasma altaicus D1

Caninia C-Р1

Lithostrotion C1


Annelida Кольчатые черви

V-Q








Serpula S-Q

Spirorbis O-Q



Bryozoa

Мшанки


О-Q







Polypora S-P

Fenestella S-P



Brachiopoda

Брахиоподы

€-Q


Inarticulata

Беззамковые €-Q






Lingula O-Q

Obolus C2-O1



Articulata Замковые

€-Q





Atrypida

O2-D



Atrypa S-D




Spiriferida

O2-J1



Acrospirifer cheehiel D2g

Syringothyris C1

Choristites mosquensis C2m





Productida

D-P


Productus C





Pentamerida

C2-D

Conchidium S

Zdimir D2





Продолжение таблицы 4

Тип

Класс

Подкласс

Отряд

Род

Echinodermata Иглокожие

€-Q


Cystoidea

Морские


пузыри

O-D






Echinosphaerites O2-3

Crinoidea

Морские


лилии

O-Q






Encrinus T2

Pentacrinus MZ



Echinoidea

Морские


ежи O-Q





Cidaris T3-KZ

Echinocorys K2- P1




Arthropoda

Членистоногие

V-Q


Trilobita

Трилобиты PZ









Agnostus €3

Paradoxides €2

Оlenoides €2

Asaphus O1-2

Phacops S-D

Bronteus D



Mollusca

Моллюски


V-Q

Bivalvia

Двустворки €-Q







Taxodonta

Рядозубые

2-Q


Arca J3-Q

Heterodonta

Разнозубые

S-Q


Cardium N-Q



Dysodonta

Беззубые

O-Q


Inoceramus J-K

Ostrea K-KZ

Buchia J2-K1

Pecten P2-Q



Schizodonta

Расщепленнозубые O-Q



Unio J-Q

Trigonia T3-K1



Pachyodonta

Рудисты J3-K



Diceras J3

Hippurites K2






Gastropoda

Брюхоногие €-Q




Переднежаберные €-Q




Patella P2-Q

Turritella K-Q

Rapana P3-Q

Bellerophon S-T1



Заднежаберные С-Q

Pteropoda

Крыложаберные KZ






Легочные

С-Q





Helix N-Q

Lymnaea KZ




Продолжение таблицы 4


Тип

Класс

Подкласс

Отряд

Род

Mollusca

Моллюски

V-Q


Cephalopoda

Головоногие

3-Q


Nautiloidea

C3-KZ




Nautilus P3-Q

Endoceratoidea O




Endoceras O

Ammonoidea

D-K


Goniatitida

Гониатиды

D-P


Timanites D3


Ceratitida

Цератиты


P-T

Ceratites T2

Ammonitida Аммониты

J-K



Virgatites J3

Craspedites J

Perisphinctes J3


Coleoidea D-Q

Belemnitida

Белемниты

J-K


Belemnites J- K1

Hemichordata

Полухордовые



C-Q

Graptolithina

Граптолиты



C-C

Graptoloidea O-S

редко D1



Осеносные

Monograptus S-D1

Rastrites S1l







Тип Chordata. Хордовые Є-Q

Подтип Vertebrata. Позвоночные C-Q

Таблица 5


Инфра

тип


Н/класс

Класс

Подкласс

Род

Agnatha. Бесчелюстные Є-Q

 

Diplorhina.

Парноноздревые Є3-Q



Thelodonti.

Телодонты O-D1



Thelodus O-S

Heterostraci.

Разнощитковые Є3-D



Drepanaspis D1

Monorhina.

Одноноздревые S2-Q



Anaspida. Беспанцирные S2-D

Pharingolepis D1

Osteostraci.

Костнопанцирные S2-D



Hemicyclaspis D1

Cyclostomi.

Круглоротые S?-Q



Lampetra Q

Conodontophorata.

Конодонтофораты C3-T









Gnathostomi. Челюстноротые S2-Q

Pisces. Рыбы S2-Q

Placodermi.

Пластинокожие S2-D



Arthrodira.

Артродиры S2-D



Dinichthys D3

Antiarchi.

Антиархи D2-3



Bothriolepis D3

Acanthodei.

Акантоды S2-P



 

Euthacanthus D1

Chondrichthyes.

Хрящевые рыбы D2-Q



Elasmobranchii.

Акуловые D2-Q



Helicoprion P1

Holocephali.

Цельноголовые D3-Q



Osteichthyes.

Костные рыбы D-Q



Crossopterygii.

Кистеперые D-Q



Latimeria Q

Dipnoi.

Двоякодышащие D2-Q



Dipterus D2-3

Actinoprterygii.

Лучеперые D2-Q



Leptolepis T2-K1




Продолжение таблицы 5

Инфра

тип


Н/кл.

Класс

Подкласс

Род

Gnathostomi. Челюстноротые S2-Q

Tetrapoda. Четвероногие D3-Q

Amphibia. Земноводные D3-Q

Stegocephali.

Стегоцефалы D3-K



Ichthyostega D3

Labirinthodontia.

Лабиринтодонты D3-T



Benthosuchus T1

Batrachosauria.

Лягушкоящеры D-P






Lepospondyli.

Тонкопозвоночные C-P



Seymouria P2




Parareptilia

C3-Q



Cotylosauria.

Котилозавры С3-T



Skutosaurus P2

Pareiasaurus P2

Chelonia. Черепахи T-Q

 

Reptilia. Пресмыкающиеся С2-Q

Synapsida. Зверообразные, Териодонты C2-J2

Inostrancevia P3

Demetrodon P3

Lepidosauria.

Чешуйчатые C3-Q

(Змеи K-Q)


Mosasauria K2

Synaptosauria.

Синаптозавры P-K



Placodus J3

Plesiosaurus T3-J1

Ichthyosauria.

Ихтиозавры C3-K



Ichthyosaurus J

Archosauria. Архозавры

P3-Q



Надотряд

Отряд

Род

Thecodontia.

Текодонты P3-T



 

 Saltosuchus T3

Dinosauria.

Динозавры

T2-K


Saurischia Ящеро

тазовые


Diplodocus J3

Saurolophus K2

Tyrannosaurus K2

Ornithischia.

Птицетазовые



Avimimus K2

Pterosauria. Крылатые ящеры T3-K

 

Sordes J Pteranodon K

Crocodylia.

Крокодилы

T3-Q


 

 




Продолжение таблицы 5




Ин/тип

Н/кл.

Класс

Подкласс

Род

Gnathostomi. Челюстноротые S2-Q

Tetrapoda. Четвероногие D3-Q

Aves.

Птицы


T3 -Q

Praeornithurae. Довеерохвостые T3 

Protoavis T3

Saururae. Ящерохвостые J3

Archaeopteryx J3

Ornithurae. Веерохвостые K-Q.

Ichthyornis K2

Mammalia. Млекопитающие, Theria. Звери T3-Q

Prototheria. Первозвери T3-Q

Утконос, ехидна

Pantotheria. Пантотерии T3-K




Metatheria. Cумчатые T3-Q

Кенгуру

Eutheria.

Высшие звери или Плацентарные

K-Q


Insectivora.

Насекомоядные K-Q



Ежи, землеройки, кроты, тушканчики

Chiroptera.

Рукокрылые P-Q



Летучие мыши, крыланы

Edentata.

Неполнозубые P-Q



Ленивцы, муравьеды, броненосцы

Creodonta.

Креодонты P-N






Fissipedia. Настоящие хищные K2-Q

Мангусты, кошки, гиены, собаки, лисы, медведи, норки

Pinnipedia.

Ластоногие P3-Q



Моржи, тюлени

Lagomorpha.

Зайцеобразные K-Q



Зайцы, пищухи

Rodentia.

Грызуны P-Q



Белки, нутрии, бобры, хомяки, мыши

Condylartrha.

Кондиляртры K2-P



Phenacodus P2

Perissodactyla. Непарнокопытные P-Q

Лошади, носороги

Indricotheriidae P2-N1

Proboscidea.

Хоботные P2-Q



Mammuthus Q2-3,

Мастодонты, слоны



Cetacea.

Китообразные P2-Q



Киты, дельфины, кашалоты

Artiodactyla.

Парнокопытные P2-Q



Свиньи, бегемоты, жирафы, олени

Primates.

Приматы K-Q




Обезьяны, гоминиды

Раздел 5. Введение в стратиграфию

Лекция 5. Определение науки, объект, предмет. История стратиграфии. Стратиграфическое расчленение и стратиграфическая корреляция. Значение стратиграфии.

Лабораторная работа 10. Построение стратиграфической колонки по описанию разрезов.

Лабораторная работа 11. Руководящие формы палеозоя. Просмотр коллекции.

Раздел 6. Методы стратиграфии

Лекция 6. Относительная и абсолютная геохронология. Методы стратиграфии: непалеонтологические и биостратиграфические. Непалеонтологические методы: последовательности напластований; маркирующих горизонтов и опорных границ; литолого-минералогический; ритмо-стратиграфический; тектоно-стратиграфический; геофизические методы. Абсолютная геохронология. Радиологические методы.

Биостратиграфические методы. Метод руководящих форм; анализа комплекса окаменелостей, эволюционный метод, микропалеонтологические методы. Приемы сопоставления разнофациальных осадочных толщ.



Лабораторная работа 12. Руководящие формы мезозоя и кайнозоя. Просмотр коллекции.

Лабораторная работа 13. Решение задач (определение окаменелостей) по фанерозою.

Раздел 7. Периодизация истории Земли

Лекция 7. Периодизация истории Земли и стратиграфические схемы. Стратиграфическая и геохронологическая шкалы. История создания Международной (общей) стратиграфической шкалы (МСШ).

Лабораторная работа 14. Построение стратиграфической колонки по образцам горных пород. Коллоквиум № 4.

Раздел 8. Подразделения МСШ: Акротема (акрон), эонотема (эон), эратема (эра), система (период), отдел (эпоха), ярус (век), зона (фаза). Два аспекта МСШ (геохронологический и стратиграфический). Три составные части МСШ (криптозой, фанерозой, квартер).

Лабораторная работа 15. Защита отчета по построению стратиграфической колонки.

Лабораторная работа 16. Построение местных стратиграфических схем (на примере Алтае-Саянской складчатой области). Коллоквиум № 5.

Раздел 9. Стратиграфический кодекс России (2006). Стратиграфические подразделения: основные и специальные. Понятие о стратотипе. ЕСШ как инструмент межрегиональной корреляции. Единицы местной стратиграфии (комплекс, серия, свита). Региональные стратиграфические схемы. Горизонт, слои с географическим названием. Соотношение подразделений местных, региональных схем и Международной стратиграфической шкалы.

Лабораторная работа 17. Построение региональных стратиграфических схем.

Лабораторная работа 18. Допуск к экзамену.

4.3. Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.



Таблица 6



Формируемые

компетенции

Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8



З2.16

х

х

х

х















З4.4













х

х

х

х



У2.16

х

х

х

х















У4.4













х

х

х

х



В2.16

х

х

х

х















В4.4













х

х

х

х

  1. Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.

Таблица 7



ФОО
Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,


Тр*., Мк**

СРС

К. пр.

IT-методы

х
















Работа в команде



















Case-study



















Игра



















Методы проблемного обучения.



















Обучение

на основе опыта



х
















Опережающая самостоятельная работа













х




Проектный метод



















Поисковый метод



















Исследовательский метод




х







х




Другие методы


















Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:



  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий, коллекций палеонтологического музея;

  • самостоятельное изучение теоретического и практического материала дисциплины с использованием учебных коллекций, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала на лабораторных работах с использованием наборов окаменелостей и тестов.


6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

- изучении учебных коллекций по палеозоологии, палеоботанике;

- выполнении домашних заданий (составлении описаний диагностических признаков родов и видов ископаемых организмов);

- подготовке к экзамену;

- выступлении на историко-палеонтологическом кружке с докладом.
Темы, выносимые на самостоятельную проработку:


  • Типы Аннелиды, Мшанки (табл. 2), Хордовые (табл. 3).


6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

направлено на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:



  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенным группам ископаемых;

  • исследовательской работе и участии в кружках, научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах.


6.3. Контроль самостоятельной работы

  • Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.

6.5. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

  1. Время в геологии

  2. Древнейшие предки человека.

  3. Брахиоподы и их значение в стратиграфии.

  4. Значение руководящих групп (родов, видов) фауны и флоры в стратиграфии.

  5. Псилофиты – первые наземные растения.

  6. Кораллы как геологические часы.

  7. Проблема происхождения жизни на Земле.

  8. Абсолютный возраст горных пород.


7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам:

- анализа подготовленных студентами рефератов;

- сдачи коллоквиумов и во время экзамена для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).


7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают четыре типа заданий:



  1. Теоретический вопрос по одной из групп ископаемой флоры.

  2. Теоретический вопрос по одной из групп ископаемой фауны беспозвоночных.

  3. Теоретический вопрос по методам стратиграфии.

  4. Теоретический вопрос по стратиграфическому кодексу.


7.2. Примеры экзаменационных вопросов

  1. Первые наземные растения. Классификация, строение, значение для геологии.

  2. Общая характеристика, строение, образ жизни, условия обитания и геологическое значение трилобитов.

  3. Непалеонтологические методы в стратиграфии (на примере одного из них).

  4. Единицы местной стратиграфии.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

  1. Богоявленская О.В., Федоров М.В. Основы палеонтологии. – М.: Недра, 1990. – 209 с.

  2. Глухова Л.В. Общая стратиграфия.- Красноярск, 1992. – 80 с.

  3. Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – Ч. 1. – 448 с. Ч. 2. – 496 с.

  4. Парфенова М.Д. Историческая геология с основами палеонтологии, 1999 г., 520 с.

  5. Подобина В.М., Родыгин С.А. Историческая геология: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТГУ, 2000. – 262 с.

  6. Рябчикова Э.Д., Рычкова И.В. Палеонтология. – Томск: Изд-во ТПУ. 2010 г., 138 с.

  7. Савина Н.И. Основы и методы стратиграфии: Учебное пособие. – Томск, 2003. – 198 с.


Дополнительная литература

  1. Бондаренко О.Б., Михайлова И.А. Определитель ископаемых беспозвоночных. – М.: Недра, 1984. – 533 с.

  2. Владимирская Е.В. и др. Историческая геология с основами палеонтологии. – Л.: Недра, 1986. – 405 с.

  3. Рябчикова Э.Д. Практикум по исторической геологии, 2004 г., 76 с.

9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении лабораторных работ студенты используют учебные коллекции ископаемых остатков. Оборудован специальный кабинет исторической геологии (104 ауд.) с новейшей Международной стратиграфической шкалой (2006 г.). Одна стена кабинета отведена под стенды со сводными стратиграфическими колонками и реальными образцами ископаемых остатков к ним по нескольким регионам России.

- В составе кафедры с 1996 года работает палеонтологический кабинет-музей.
* приложение – Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра.

9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Указывается материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины): технические средства, лабораторное оборудование и др.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки «Прикладная геология»

Авторы: Рябчикова Э.Д., Рычкова И.В.



Программа одобрена на заседании кафедры ОГЗ ИПР
(протокол № ____ от «___» _______ 2011 г.).



База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка