Программа дисциплины «Гибкое управление проектами»




Дата канвертавання22.04.2016
Памер162.6 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Гибкое управление проектами» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра для магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Менеджмента



Программа дисциплины

Управление IT-проектами



для направления 080200.68 «Менеджмент»



для магистерской программы: «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

Автор программы:


Зуйков Кирилл Александрович, старший преподаватель, kirill.zuykov@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры управления проектами «___»____________ 2014 г


Декан Факультета менеджмента

Проф. Филинов Н.Б. ______________________

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Резюме курса

В рамках курса рассматриваются различные аспекты управления IT-проектами: место IT-проектов в стратегическом управлении организацией, управление IT-проектом со стороны заказчика и со стороны подрядчика. Вопрос формирования требований к IT-продукту рассматривается с точки зрения потребностей автоматизации бизнес-процессов. Студенты получают представление о видах IT-аутсорсинга, облачных технологиях (программное обеспечение как услуга), а также о проектах в жизненном цикле сервисной компании. При рассмотрении IT-проекта на стороне заказчика особое внимание уделяется целеполаганию, обеспечивающему связь IT-проекта со стратегией организации, управлению содержанием проекта, рискам, а также вопросам выбора подрядчика и типа контракта. На стороне подрядчика рассматривается управление требованиями к программному продукту, а также современные методы обеспечения качества продукта: непрерывная интеграция, разработка на основе тестирования. Также курс включает в себя темы, посвященные продуктовой разработке в IT (риски продуктовой разработки, управление продуктом). Курс носит теоретико-методический и инструментальный характер и направлен на создание теоретических и практических знаний в области управления IT-проектами.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент» обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации».


2Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Управление IT-проектами» является формирование у слушателей системного видения проектов в сфере информационных технологий. В результате изучения курса студенты получают теоретические знания и практические навыки для успешной реализации IT-проектов, а также управления изменениями в организации, для осуществления которых выполняются данные проекты.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать этапы работы и роли в проекте по гибким методологиям

  • Знать подходы к принятию решения об использовании гибких подходов

  • Знать основные стратегии по внедрению гибких подходов в организации

  • Знать основные принципы организации гибкого процесса работы над проектом

  • Уметь организовать управление проектом по гибким методологиям

  • Уметь проводить качественные оценки задач в проекте и с рассчитывать планируемое время проекта

  • Уметь обеспечивать регулярность поставки результатов проекта конечным пользователям

  • Уметь обеспечивать максимально быструю обратную связь между проектной командой и заказчиками проекта

  • Уметь постоянно улучшать процесс, по которому работает команда

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-1

Понимает место и роль IT-проектов в управлении организационными изменениями. Способен грамотно выбирать подход к автоматизации бизнес-процессов.

Лекции, семинары

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-5

Способен оценивать целесообразность выполнения IT-проекта для достижения целей организационного изменения. Способен оценивать и учитывать риски IT-проекта, умеет ими управлять.

Семинары, выполнение практического задания

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-6

Умеет работать с требованиями к IT-продукту, определять приоритеты требований, в том числе в условиях неопределенности. Способен сформировать систему метрик продукта и процесса для управления IT-проектом, управлять разработкой на основе фактов.


Лекции, семинары, выполнение практического задания

Способен идентифицировать и формулировать задачи, возникающие в практике компаний, в области управления проектами, программами и портфелями проектов; критически анализировать и обобщать российские и международные работы в этой области

ПК-10

Знаком с публикациями по теме управления IT-проектами, хорошими практиками и практическими кейсами применения гибких практик российскими и зарубежными компаниями. Способен осуществлять выбор технологий управления проектами, исходя из критериев соответствия их проблемам, стоящим перед компанией.

Лекции, семинары, выполнение практического задания

Способен занять позицию проектного менеджера в малых и средних компаниях или позицию, связанную с гибким управлением проектами

ПК-19

Демонстрирует способность занять позицию проектного менеджера в малых и средних компаниях или более высокую должность

Лекции, семинары, выполнение практического задания

Способен выявлять проблемы, с которыми компания может столкнуться в будущем, и решать задачи для преодоления этих проблем

ПК-23

Владеет навыками выявления проблем, с которыми компания может столкнуться при управлении организационными изменениями и реализации IT-проектов, обладает необходимыми знаниями для решения данных проблем

Лекции, семинары, выполнение практического задания

Способен выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные информационные технологии для обработки информации в соответствии с поставленной задачей в сфере управления, анализировать результаты расчетов и обосновывать управленческие рекомендации

ПК-27

Демонстрирует навыки обоснования инструментов, современных технологий для решения задач анализа процесса и продукта, применения метрик, организации виртуального пространства для управления проектом и сбора метрик

Семинары, выполнение практического задания

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс является частью цикла дисциплин, преподаваемых в рамках магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» направления 080200.68 «Менеджмент».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Управление проектами

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Вводная лекция. Место IT-проектов в управлении организацией. Подходы к ав-томатизации бизнес-процессов

26

4

2




20

2

Программное обеспечение как услуга. Аутсорсинг.

26

4

2




20

3

Жизненные циклы IT-проектов с точки зрения заказчика и подрядчика

30

4

2




24

4

IT-проект на стороне заказчика. Цели проекта. Управление содержанием IT-проекта.

36

6

6




24

5

IT-проект на стороне подрядчика. Технологии управления проектом разработки ПО

36

6

6




24

6

Разработка плана управления IT-проектом. Управление сроками, затратами, качеством, коммуникациями.

26

4

2




20




ИТОГО:

180

28

20




132



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль **




3

4




Текущий

(неделя)


Работа на семинарах

*

*




Промежу­точный

Контрольная работа

*




Представление промежуточных результатов выполнения практического задания

Домашнее задание




*

Презентация и письменный отчет по результатам выполнения практического задания













Итоговый

Экзамен





*

Письменный тест 80 мин.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка работы на семинарах проводится преподавателем по участию студентов в обсуждении темы занятий. Порядок расчета приведен в разделе 10.

В течение курса студенты выполняют домашнее задание. Домашнее задание представляет собой самостоятельную практическую работу, в ходе которой студенты должны продемонстрировать овладение навыками разработки плана управления IT-проектами. В качестве объекта для выполнения практического задания студенты выбирают любой реальный или гипотетический проект в отрасли информационных технологий: проект организационного изменения на основе внедрения IT-продукта или проект разработки нового продукта.

По итогам выполнения задания студенты представляют отчет, содержащий: результаты проектного анализа с обоснованием необходимости в выполнении проекта для организации, модели бизнес-процессов "как есть" и "как будет", варианты использования разрабатываемого или внедряемого программного продукта, реестр заинтересованных сторон, требования к продукту проекта, организационную структуру проекта, план управления проектом. План управления проектом должен содержать план управления содержанием, базовое расписание, базовый план по стоимости, план управления качеством, план коммуникаций.



7Содержание дисциплины





    Раздел 1 Вводная лекция. Место IT-проектов в управлении организацией. Подходы к автоматизации бизнес-процессов.

Место IT-проектов в управлении организацией. Автоматизация бизнес-процессов: "лоскутная" автоматизация, комплексная автоматизация, аутсорсинг бизнес-процессов (BPO). Внедрение информационной системы управления проектами как проект.


Литература по разделу:
Альтшулер И., Аксенов Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Питер 2009

Portougal V., Sundaram D., Business Processes. Operational solutions for SAP implementation. / IBM Press 2006

Software Extension to the PMBoK Guide Fifth Edition / PMI 2013


    Раздел 2. Программное обеспечение как услуга. Аутсорсинг.

    Программное обеспечение как услуга (Software as a service, SAAS). Виды IT-аутсорсинга, инсорсинг. Облачные технологии. Управление IT-сервисами (IT Service Management), библиотека ITIL (IT infrastructure library). Проекты разработки в жизненном цикле сервисной компании.

    Литература по разделу:



Альтшулер И., Аксенов Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Питер 2009

    Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугами. / М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, – 283 с.

    Словарь терминов и определений ITIL на русском языке / Crown Copyright 2011

    An introductory overview of ITIL / itSMf 2011

    Раздел 3. Жизненные циклы IT-проектов с точки зрения заказчика и подрядчика.



Жизненный цикл IT-проекта. Жизненные циклы в различных стандартах. Этапы ЖЦ проекта на стороне заказчика: концептуализация, конфигурация, развертывание, передача. Этапы ЖЦ проекта на стороне подрядчика: Анализ, архитектура, реализация и тестирование, релиз
Литература по разделу:


    Software Extension to the PMBoK Guide Fifth Edition / PMI 2013

    Portougal V., Sundaram D., Business Processes. Operational solutions for SAP implementation. / IBM Press 2006



    Раздел 4. IT-проект на стороне заказчика. Цели проекта. Управление содержанием IT-проекта.



IT-проект на стороне заказчика. Цели проекта. Связь целей IT-проекта со стратегией организации. Управление содержанием IT-проекта. Моделирование бизнес-процессов. Расчет окупаемости IT-проекта. Общая стоимость владения программным продуктом. Риски заказчика. Выбор поставщика/подрядчика. Выбор типа контракта. Стейкхолдеры IT-проекта. Сопротивление изменениям.
Литература по разделу:

    Portougal V., Sundaram D., Business Processes. Operational solutions for SAP implementation. / IBM Press 2006

    Раздел 5. IT-проект на стороне подрядчика. Технологии управления проектом разработки ПО

IT-проект на стороне подрядчика. Управление требованиями. Роли пользователей разрабатываемого продукта. Варианты использования. Организация процесса разработки ПО. V-образная модель жизненного цикла разработки. Инфраструктура для организации командной работы. Управление командой: роли, ответственность, мотивация. Современные подходы к организации разработки ПО. Разработка на основе тестирования (Test-driven development). Непрерывная интеграция. Гибкое управление проектами. Управление коммуникациями в IT-проекте. Управление виртуальной командой разработчиков. Продуктовая разработка (New Product Development). Управление продуктом. Риски продуктовой разработки.


Литература по разделу:


    Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. / Русская редакция 2004

    Купер А. Психбольница в руках пациентов / Символ-плюс 2009

    Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды, 3-е издание / Символ-плюс 2013

    Software Extension to the PMBoK Guide Fifth Edition / PMI 2013



    Раздел 6. Разработка плана управления IT-проектом. Управление сроками, затратами, качеством, коммуникациями.



"Проектный треугольник" в IT-проектах. Управление сроками IT-проекта. Закон Брукса. Синдром 90%. Оценки IT-проектов. Конус неопределенности. Качество программного обеспечения. Качество продукта. Процессы обеспечения качества (quality assurance). Соглашение об уровне сервиса. Метрики качества. Качество процессов. Непрерывное улучшение процессов. Человеческий фактор обеспечения качества. Модели зрелости проектного управления в IT-проектах. Управление затратами. Связь затрат со сроками в IT-проекте. Связь затрат с качеством.



Литература по разделу:

    Макконнелл С. Сколько стоит программный проект / М: Русская редакция, СПб: Питер, 2007 – 297 с.

    Software Extension to the PMBoK Guide Fifth Edition / PMI 2013

8Образовательные технологии


При проведении учебной работы используются такие образовательные технологии как проведение групповых дискуссий, деловые игры, ответы на вопросы преподавателя, разбор практических задач.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль включает в себя посещение семинаров и обсуждение вопросов, касающихся аспектов гибкого управления проектами.

9.2Выполнение учебного проекта


В ходе изучения дисциплины студенты выполняют самостоятельно учебное задание по разработке плана управления IT-проектом.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях (презентация и обсуждение текущего состояния выполнения учебного проекта в группах, ответы на вопросы преподавателя, отчет о предпринятых улучшениях процессов управления проектом). Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оауд.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:



Отекущий = Оауд;
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль выставляется по следующей формуле, где Опромежуточный – оценка за качество выполнения учебного проекта, включающая оценку за контрольную работу, на которой представляются промежуточные результаты выполнения проекта, оценку за выполнение домашнего задания, включающего подготовку отчета о процессе выполнения проекта и презентации продукта и процесса, и оценку за написание эссе.

Опромежуточный = 0,4·ОКР + 0,6·ОДЗ
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за выполнение экзаменационного теста:
итоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,4·Отекущий + 0,1·Опромежуточный)

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Основная литература


  1. Альтшулер И., Аксенов Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Питер 2009

  2. Брукс П. Метрики для управления ИТ-услугами. / М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, – 283 с.

  3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы / Символ-плюс 2010

  4. Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. / Русская редакция 2004

  5. Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды, 3-е издание / Символ-плюс 2013

  6. Купер А. Психбольница в руках пациентов / Символ-плюс 2009

  7. Макконнелл С. Сколько стоит программный проект / М: Русская редакция, СПб: Питер, 2007 – 297 с.

  8. Словарь терминов и определений ITIL на русском языке / Crown Copyright 2011

  9. An introductory overview of ITIL / itSMf 2011

  10. Portougal V., Sundaram D., Business Processes. Operational solutions for SAP implementation. / IBM Press 2006

  11. Software Extension to the PMBoK Guide Fifth Edition / PMI 2013

11.2Дополнительная литература




  1. Быстрая разработка программ. Принципы, примеры, практика, Роберт К. Мартин, Джеймс В. Ньюкирк, Роберт С. Косс

  2. The Agile Samurai: How Agile Masters Deliver Great Software, Jonathan Rasmusson



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекций и некоторых семинаров (на которых проходит деловая игра) используется проектор.

13Академическая честность




13.1В Университете поощряется совместная работа студентов в виде обсуждения информации и знаний полученных во время лекции и семинарских занятий. Студент может оказывать или получать "консультативную" помощь от своих сокурсников. Однако подобное сотрудничество ни в коем случае не подразумевает заимствование выполненной другим студентом какой-либо части работы или целой работы будь-то в форме электронного письма, приложения к электронному письму, компьютерной дискеты или распечатанного на бумаге текста. В случае "списывания" оба студента получают оценку "0" за данное задание. За нарушение правил Университета студент может получить неудовлетворительную оценку за весь курс по данной дисциплине, а также понести иные дисциплинарные наказания.




13.2Во время экзамена каждый студент выполняет свое задание самостоятельно. В это время запрещаются любые разговоры или обсуждение, сравнение выполненных заданий, "списывание" или иное любое взаимодействие с остальными студентами. Нарушение этих правил ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен и за весь курс по данной дисциплине, а также иным дисциплинарные наказания.

14Обеспечение условий для студентов с ограниченными возможностями


Высшая школа экономики обязуется предоставлять студентам с ограниченными возможностями равные условия для учебы на основе принципов обеспечения жизнедеятельности, доступности и неограниченности. Преподаватель создает все условия, которые могут быть необходимыми для обучения студентов с ограниченными возможностями. Запросы студентов с ограниченными возможностями относительно обеспечения условий для получения образования принимаются в течение трех недель с момента начала семестра (кроме экстренных случаев). Студенты могут зарегистрироваться в Учебной части факультета для того, чтобы удостоверить свою потребность в соответствующих условиях обучения.




База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка