Проблема использования последствий мирового финансового кризиса в странах постсоветского пространства для модернизации экономики россии



Дата17.04.2016
Памер131.58 Kb.
#6530

А.И. Суздальцев

Государственный университет – Высшая школа экономики




ПРОБЛЕМА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОСЛЕДСТВИЙ
МИРОВОГО
ФИНАНСОВОГО
КРИЗИСА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ








Мировой финансовый кризис затронул экономики всех стран постсоветского пространства. Однако с учетом специфики функционирования национальных экономических моделей, относительной изолированности финансовых систем большей части стран СНГ от мировых финансовых рынков негативные последствия кризиса не сразу сказались в деятельности реального сектора, проявившись, прежде всего, в банковских системах, торговле и строительстве.

Придя на постсоветское пространство в формате финансового, кризис быстро стал приобретать черты классического экономического кризиса. Для та­кой трансформации в экономике постсоветского пространства были свои специфические условия, заложенные после распада единой советской экономической модели еще в 90-е гг. прошлого столетия.

Прежде всего, практические все страны постсоветского пространства имели еще в докризисный период отрицательное сальдо внешней торговли. В условиях кризиса размер отрицательного сальдо станет еще большим, что потребует срочного внешнего кредитования.

Западная часть постсоветского пространства, составляя его самую про­мышленно развитую часть, не первое десятилетие находится в перманентном энергетическом кризисе, не имеющем решения.

Доступ к внешним источникам кредитования в некоторой степени открыт только для Казахстана, Грузии и Украины. Для Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии по политическим причинам возможности получения финансовой поддержки с Запада в начале кризиса были резко ограничены.

Золотовалютные резервы национальных банков не позволили долгое время поддерживать курс национальных валют. Девальвация и сопровождающие ее социально-экономические и политические последствия могут оказать дестабилизирующее воздействие на государства СНГ.

Внешние инвестиции в экономики большинства стран постсоветского пространства в предкризисный период не создали критическую массу, способную в кратчайший срок провести модернизацию национальных экономик.

За исключением Украины и Казахстана, которые в крайне ограниченных масштабах интегрированы в мировые финансовые рынки, остальные страны СНГ не имеют развитых фондовых рынков, контакты с мировыми фондовыми и товарными биржами носят косвенный, условный характер.

Экономика большинства стран постсоветского пространства, пережив пе­риод деиндустриализации 1990-х гг., в настоящее время в большей степени сконцентрирована в двух-трех основных секторах, обеспечивающих экспорт (Украина – продукция металлургической промышленности и АПК; Белоруссия – нефтепродукты, удобрения, металлургия; Казахстан, Азербайджан, Туркменистан – энергоносители и т.д.) и находящихся под контролем государства или мощных финансово-промышленных групп, непосредственно связанных с политическими группировками, претендующими на власть (Украина).

В силу специфики экономики постсоветских стран под ударом кризиса прежде всего оказались банковские системы молодых независимых государств, в относительно высокой степени связанные с мировыми финансовыми рынками и обслуживающими экспорт. В целом, страны постсоветского пространства ока­зались не подготовлены к натиску мирового финансового кризиса.

С начала октября 2008 г. банковский сектор основных стран постсоветского пространства (Украина, Казахстан, Белоруссия) столкнулся с кризисом ликвидности, попутно обнаружив, что западные банки (США и ЕС) полностью или частично закрыли лимиты непокрытого финансирования банков СНГ. Запаса прочности у банков хватило буквально на две недели, и уже к середине месяца резко сократилось, а в ряде банков полностью прекратилось кредитование как для населения, так и для торговли, строительства, промышленности. В особом положении оказался банковский сектор Киргизии, который фактически принадлежит банкам Казахстана.

Волна снятия вкладов населением угрожала опрокинуть депозитные «пирамиды». В Украине и Белоруссии были приняты срочные меры по ограничению доступа вкладчиков к своим деньгам, что немедленно сказалось на политическом климате в обществе.

В большинстве стран постсоветского пространства статистика о снятии вкладов населением, учитывая ее политическую значимость, закрыта или искажена. Только к середине декабря 2008 г. в большинстве стран постсоветского пространства в среде вкладчиков удалось сбить волну панических настроений.

На общем фоне расшатывания банковских систем из банков начался отток капитала за рубеж. В первую очередь финансовые активы уходили в страны ЕС и Россию. От оттока капитала пострадали банки Казахстана, Украины, частично Белоруссии.

Вместе с кризисом ликвидности в банковских системах во всех странах постсоветского пространства начались процессы падения курса национальных валют. Влияние кризиса на промышленность стран постсоветского пространства носило многоплановый характер.

Помимо резкого сокращения кредитования, на промышленный сектор большое влияние оказало как падение цен на экспортную продукцию (энергоносители, металл, зерно – Украина), так и общее падение спроса на продукцию стран СНГ на мировых рынках и в России. Резкое снижение спроса на продукцию экспортных отраслей стран СНГ и снижение кредитования привели к сокращению производства прежде всего в экспортных отраслях народного хо­зяйства стран постсоветского пространства.

В результате кризиса на более чем 40% упало производство в основных экспортных отраслях Украины, в Белоруссии основные экспортеры промышленных товаров столкнулись с кризисом перепроизводства. В частности, к концу ноября 2008 г. украинские металлургические комбинаты снизили уровень загрузки производственных мощностей до 40% из-за падения спроса, в первую очередь, на зарубежных рынках1.

Стагнация, вызванная мировым финансовым кризисом, в сфере капитального строительства, оптовой и розничной торговле, сфере услуг в странах ЕС и России привела к масштабным трансформациям в секторе трудовой миграции. С ноября 2008 г. наметился отток гастарбайтеров из стран пребывания на Родину. В частности, Украина ожидает возвращение около 3 млн. своих граждан2.

С возвращением гастарбайтеров в свои страны можно ожидать обострения социально-политических проблем – роста безработицы, дестабилизации рынка труда, но также и политических. В частности, на Украине ожидается рост безработицы в 2009 г. до 2 млн. человек3, что, несомненно, скажется на и так непростой политической ситуации в стране.

Несмотря на то, что в каждой стране СНГ сейчас вырабатываются и реализуются свои собственные национальные планы антикризисных мер, основные меры противодействия последствиям мирового финансового кризиса в странах постсоветского пространства примерно одинаковы и в большей степени находятся в русле административно-командных методов управления экономикой.

В ряде стран республиканское руководство приложило максимум усилий для скрытия от населения факта кризиса (Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан и т.д.). В частности, в октябре 2008 г. президент Республики Беларусь А. Лукашенко запретил говорить о кризисе в Белоруссии, опасаясь взять на себя ответственность за негативные социально-экономические последствия кризиса4. Была предложена политическая формула, отражающая популистскую политику властей: «Кризис оказал лишь опосредованное влияние на экономику Белоруссии»5.

Как и в России, в первые месяцы кризиса власти стран СНГ сосредоточили свои усилия на поддержке банковских систем.

Власти повсеместно ограничили доступ населения к собственным депозитам, попытались изыскать внутренние финансовые резервы и осуществить фи­нансовый маневр.

В целом, отказ банков стран СНГ от кредитования жилья, резкое сокращение выдачи кредитов на покупку автомобилей и рост ставок по потребительскому кредитованию, пересмотр условий кредитования предприятий, включая переход с валюты на финансирование в национальных валютах в рамках уже открытых кредитных линий, рост ставок по рублевым межбанковским кредитам, закрытие зарубежных кредитных линий и иные негативные последствия мирового финансового кризиса для банковских систем стран постсоветского пространства не встретили в октябре–ноябре 2008 г. продуманной валютно-финан­совой стратегии руководств стран СНГ.

В ноябре 2008 г. почти все страны постсоветского пространства приняли ряд мер по ограничению импорта.

К концу 2008 г. действия, предпринимаемые властями стран СНГ с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса, стали постепенно принимать более-менее системный характер, и появилась возможность объединить их в несколько блоков.

Финансовый блок объединяет меры в сфере валютного регулирования, де­нежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В частности, практически во всех странах запланировано сокращение налоговой нагрузки на реальный сектор (прежде всего косвенные налоги). Сокращены расходы бюджетов, включая бюджеты государственных инвестиционных программ. Повсеместно была проведена девальвация национальных валют. Национальные банки в связи с де­фицитом ликвидности приняли решение о снижении нормативов резервных требований для банков.

Обращает на себя внимание то, что только в Казахстане руководство республики приняло меры по решению проблем с ипотечными кредитами, выделив 5 млрд. долл. США6. В других странах СНГ ипотечное кредитование развито на порядок слабее.

Экспортный блок включает в себя меры по поддержке экспортеров. Власти ищут возможности сохранить экспорт и удержать внешние рынки. С этой целью рассматриваются меры по выделению кредитов предприятиям экспортной отрасли, различных субсидий, списание процентов по кредитам.

Одновременно руководства стран СНГ предприняли ряд мер по сокращению импорта. Самой распространенной мерой оказалось блокирование оплаты импортных контрактов валютой.

Практически во всех странах СНГ на 2009 г. были приняты дефицитные бюджеты. В бюджетах повсеместно предусмотрены сокращения расходов на бюджетное строительство, оборону и т.д. В Казахстане сократили национальную космическую программу. Созданные в 2007–2008 гг. Стабилизационные фонды оказались полностью задействованы для противодействия кризису. Ни в одной из стран постсоветского пространства не удалось обнаружить реальных программ по спасению пенсионных систем, которые, по причине резкого снижения отчислений из основных экспортных отраслей, могут оказаться на грани банкротства7.

Однако масштабы потерь и необходимость получения срочных финансовых резервов превращают запланированные мероприятия в полумеры. В частности, по расчетам белорусских экспертов, белорусским властям для минимизации последствий кризиса в настоящее время необходимо оперировать свободным ресурсом в 17–18 млрд. долл. США (Л. Злотников)8. По мнению лидера Партии регионов Украины В. Януковича, Киеву для аналогичных мер необходимо не менее 45 млрд. долл. США9. Имеются подобные расчеты и для других стран СНГ. Ситуация усугубляется тем, что страны западной части постсоветского пространства имеют проблемы с обеспечением своей экономики и домохозяйств энергоносителями по приемлемым для них ценам.

Основные надежды пострадавших от мирового финансового кризиса стран постсоветского пространства связаны с внешней финансовой помощью от МВФ и России.

Потребность в кредитах МВФ на постсоветском пространстве велика. В I–II кварталах 2009 г. золотовалютные резервы большинства стран постсоветского пространства будут исчерпаны, что может привести к череде дефолтов. В этих условиях кредиты МВФ приобретают политический характер.

Практически все основные страны постсоветского пространства обратились за поддержкой в Международный валютный фонд. Однако пока только Украина смогла в условиях жесткого политического противостояния и угрозы внеочередных парламентских выборов буквально за несколько дней утвердить и провести через Верховную Раду пакет антикризисных мер и получить первый транш кредита МВФ (4,5 млрд. долл. США) из выделенных ей 16,4 млрд. долл. США. Тем не менее получить второй транш ей пока не удается по причине запланированного уровня дефицита бюджета на 2009 г.

Белоруссия в январе получила первый транш кредита МВФ в 2,5 млрд. долл. США. Выполняя условия МВФ, власти Белоруссии пошли на быструю де­вальвацию белорусского рубля (20%), снизили зарплаты бюджетникам, сократили перекрестное субсидирование в сфере.

В первой декаде декабря 2008 г. Международный валютный фонд одобрил выделение 98 млн. долл. США в качестве кредита для Киргизии, который поможет справиться одной из беднейших экономик Средней Азии с «внешними шоками»10. К числу «внешних шоков» оказались причислены рост цен на сырье, энергокризис и падение инвестиций из Казахстана. В определенном смысле данный кредит можно считать антикризисным.

В зоне риска оказались наиболее бедные страны постсоветского пространства, пострадавшие от оттока капитала, резкого снижения экспорта. Им будет чрезвычайно сложно выйти из экономических проблем без внешней поддержки. В этом случае у России появляется реальная возможность не только резко увеличить свое политическое влияние в регионе, но и попутно решить ряд серьезных политико-экономических проблем, с которыми российский бизнес стал-кивается в странах СНГ (защита российских инвестиций, транзитные риски, проблемы создаваемых таможенных союзов, участие (допуск) к приватизации и т.д.), что в целом должно способствовать закреплению доступа России к ресурсам региона и расширению возможностей для их использования в модернизации российской экономики в посткризисный период.

Прямое и косвенное упование на поддержку со стороны России, в общем, способствует росту авторитета Российской Федерации на постсоветском пространстве, но и в немалой степени свидетельствует о сохранении в сознании пра­вящих элит и политических классов стран СНГ в целом иждивенческих настрое­ний по отношению к России.

Процесс кризиса, оказавший очень тяжелое воздействие на экономику постсоветского пространства, создал у российских властей ощущение, что у России возникло некое «окно возможностей», позволяющее быстро вырваться вперед и, используя кризис и общее ослабление мировой экономики, внести свой вклад в появление нескольких более-менее структурированных финансовых рынков, которые рано или поздно обязательно вступят в конкуренцию друг с другом.

Политической подоплекой для таких надежд являются надежды на появление экономической многополярности. Обычно в данном случае ссылаются на мнение министра финансов Германии Пеера Штайнбрюка, считающего, что «Соединенные Штаты потеряют статус сверхдержавы в мировой финансовой системе»11 (21 сентября 2008 г.).

Составной частью данных надежд можно назвать попытки навязать партнерам иные, кроме мировых конвертируемых валют, валюты, так называемые региональные резервные валюты. Эмоциональным индикатором такого рода мнений является высказывание Д. Медведева 11 ноября: «Если бы кризис случился, когда не было евро, последствия были бы куда серьезнее»12. В данном случае евро приводится в качестве примера состоявшейся региональной резервной валюты.

Схема для укоренения региональной резервной валюты избрана традиционная – фонды, которые формально должны регулировать региональную экономическую политику, а на самом деле, кредитовать экономику стран СНГ, желающих изменить свою национальную экономическую модель. Во всех странах постсоветского пространства еще с 1990-х гг. выработаны собственные национальные экономические политики.

В рамках ЕврАзЭс создан Антикризисный фонд в объеме 10 млрд. долл. США, основную долю (75%) в который внесла Россия и 15% – Казахстан. Фонд предназначен для оказания «экстренной помощи» странам ЕврАзЭс, попавшим в сложное экономическое положение.

Пока только в рамках выделения второго транша кредита Москве удалось договориться с Минском о подписании совместного антикризисного плана, уни­фицирующего экономическую политику. Гарантий, что Белоруссия данный план будет выполнять, нет. Также нет гарантий, что выделенные кредиты когда-либо вернутся. Планируется, что в благодарность за финансовую поддержку страны постсоветского пространства войдут, а если вернее, вернутся в сферу экономического влияния России, что позволит будущему российскому финансовому центру получить собственный регион.

Однако для развития данного процесса есть дополнительные препятствия. Во-первых, ни для одной из стран постсоветского пространства Россия не является монопольным торговым партнером, даже для Белоруссии, как партнера по строительству Союзного государства, где доля России во внешнеторговом обороте не превышает 45%. Из 32 млрд. долл. товарооборота Белоруссии с Россией в 2008 г. отрицательное сальдо составило 11 млрд. долл. Практически все страны постсоветского пространства имеют в торговле с Россией дефицит. В условиях неуклонной девальвации российского рубля с российского рынка буквально выдавливается экспорт из стран ЕврАзЭс, СНГ. Торговые диспропорции будут нарастать.

Во-вторых, выделяя кредиты странам постсоветского пространства, Россия их выделяет в долларах, а не в рублях. Для придания российскому рублю статуса региональной резервной валюты используется политика перевода торговли энергоносителями между Россией и странами постсоветского пространства на рубли. Однако попытка Москвы в условиях кризиса распространить валютный пул на базе российского рубля и на страны ЕврАзЭс вряд ли вызовет поддержку со стороны Астаны.

Создание валютного пула на базе российского рубля возможно исключительно с энергодефицитными странами постсоветского пространства, что резко ограничивает возможности позиционировать российский рубль в качестве региональной резервной валюты. Партнеры России по постсоветскому пространству быстро уловили политическую подоплеку плана по приданию российскому рублю роли региональной резервной валюты и активно эксплуатируют данную идею в собственных целях.

Было бы ошибкой считать, что тенденции международного финансового кризиса на постсоветском пространстве создают для России безусловное положительное «окно возможностей». В посткризисный период Российская Федерация столкнется на просторах СНГ во многом с новой экономической ситуацией и новой экономической конфигурацией. Кризис «унесет» последние «останки» постсоветской экономики, усилит втягивание стран постсоветского пространства в мировые финансовые рынки и международное разделение труда.

В

результате кризиса влияние России на постсоветском пространстве претерпит серьезные изменения. Доступ к использованию ресурсов стран СНГ для модернизации российской экономики в результате обострения конкуренции с внешними силами – ЕС, Китай, США, а также Польша, Турция, Иран – окажется затруднен. Сохранение российского влияния в регионе Восточной Европы и Средней Азии в посткризисный период во многом зависит от способности современных институтов и структур постсоветского пространства адекватно реагировать на последствия мирового финансового кризиса. Особую роль в этих институтах и структурах, включая СНГ, ЕврАзЭс, СГ РФ и РБ, приобретает Россия как единственный на постсоветском пространстве субъект мировой экономики и мировой политики.



1 www.novoteka.ru/r/Economics.Industry.Metallurgy?lastdate=/2008-11-23

2 news.qs.kiev.ua/lenta/news_full.php?id=224508

3 novarobota.ua/viewnews-361.html

4 www.newsru.com/arch/finance/31oct2008/lukash

5 www.charter97.org/ru/news/2008/11/3/11706/

6 www.rian.ru/crisis_news/20081124/155785255.html

7 www.rian.ru/crisis_news/20081127/156002692

8 www.charter97.org/ru/news/2008/11/20/12256/

9 www.newsukraine.com.ua/news/130511/

10 demoscope.ru/weekly/047/panorama01.php

11 www.gazeta.ru/news/lenta/2008/09/25/n_1274794.shtml

12 www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=837214&ct=news




Каталог: data -> 2010
data -> Прафсаюзнаму камітэту па прафсаюза студэнтаў
data -> Анатоль бензярук касцюшкі сяхновіцкія гісторыя старадаўняга роду
data -> Рэгіянальных ліній эканом-класу па ст. Бабруйск дзейнічае з 10 студзеня 2015 г
data -> Modulе Informatіon tеchnology іn thе hеalth carе basіcs. Procеssіng and analysіs mеdіcal – bіologіcal data
data -> Modulе Usіng pеrsonal computеr for sеarch and prе-procеssіng mеdіcal data. Tеxt tеst quеstіons
data -> Тэма: Памяць і навучанне
data -> Міністэрства культуры рэспублікі беларусь
data -> «Развіцце гандлева-прамысловай сферы Беларусі ў 1901-1914 гг.»
2010 -> Программа краткосрочного повышения квалификации «Немецкий язык для профессионального общения»
2010 -> Нижегородский филиал


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2022
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка