Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви




Дата канвертавання24.04.2016
Памер76.4 Kb.
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

иеромонах Филарет (Кузьмин)

«____» _____________ 20__г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЧТЕНИЕ ЛАТИНСКИХ АВТОРОВ»








(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)



по направлению

подготовки

033400




Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400







(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400




магистр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Казань 2012

  1. Цели освоения дисциплины:

Цель курса – расширение, обобщение и систематизация знаний в области грамматики, лексикологии и синтаксиса латинского языка, развитие и совершенствование навыков перевода, анализа и интерпретации сакральных текстов различной жанровой природы. Особое место отводится изучению богослужебных текстов, особенностей грамматики и экзегетического синтаксиса языка.Вульгаты.
2. Место дисциплины в структуре ПООП магистратуры

В.2.3. Модуль «Языки сакральных текстов и церковная книжность»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате, в частности вследствие изучения курса «Латинский язык», «Патристика» и некоторых других специальных дисциплин.

Место учебной дисциплины – в системе дисциплин вариативной (профильной) части, в т.ч. дисциплин по выбору.
Краткое содержание.

Морфология латинского языка. Имя существительное: обзор системы, сложные случаи в склонении. Имя прилагательное: общий обзор, степени сравнения прилагательного, исключения в системе образования форм и изменения. Имя числительное: обзор. Местоимение: разряды, общие и частные особенности образования форм, склонения. Наречия: способы образования наречий, степени сравнения. Глагол. Общий обзор образования временных форм. Императив. Конъюнктив и особенности его употребления. Неличные формы глагола и отглагольные имена: инфинитив, супин, герундий, герундив; особенности их употребления. Синтаксис латинского языка. Особенности употребления падежей. Синтаксис простого предложения. Инфинитивные и независимые синтаксические обороты. Синтаксис сложного предложения. Риторические фигуры.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины учащийся должен обладать следующими компетенциями:










В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать: грамматическую систему латинского языка и основной фонд профессиональной лексики.

Уметь: применять эти знания как в непосредственной работе с текстами латинских авторов, так и в своей научно-исследовательской и педагогической деятельности в целом.

    Владеть: навыками перевода текста.

    Демонстрировать: знания, полученные в ходе изучения курса, в своей научно-исследовательской работе.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ зачетных единицы, _68__ауд. часа.







п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Морфология латинского языка. Имя.

1

1-6




СР:12

Пр:12

К еженед.



Участие в практических занятиях (1-6), текущий опрос


2

Морфология латинского языка. Глагол.

1

7-12

Л: 2

СР:12

Пр:12

К

еженед.


Присутствие на лекциях (7), текущий опрос, участие в практических занятиях (8-12)

3

Синтаксис латинского языка.

1

13-18

Л:2

СР:12

Пр:8

К еженед.



Присутствие на лекциях (13), текущий опрос, участие в практических занятиях (14-18)

4

Практикум: чтение и перевод латинских авторов

2

1-16




СР:40

Пр:32

К

еженед.


Участие в практических занятиях (1-15), текущий опрос, зачет (16).


5. Образовательные технологии

Лекции, практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.



    При проведение лекций планируется проведение кратких опросов, диалогичность общения.

    При  проведении практических занятий предусмотрено использование  активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя и с обсуждением возникающих проблем в формате Интернет-форума.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов связана с переводами текстов, выбор которых осуществляется преподавателем из коллекций текстов сетевых библиотек:
Biblia Sacra Vulgata [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.drbo.org/lvb/
Documenta Catholica Omnia: Omnium Paparum, Conciliorum, Ss Patrum, Doctorum Scriptorumque Ecclesiae qui ab Aevo Apostolico ad usque Benedicti XVI Tempora Floruerunt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/
The Latin Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/
Для работы со словарем предлагается использовать сетевой ресурс с развитой системой поиска:
Большой латинско-русский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://linguaeterna.com/vocabula/
Кроме того, на сайте кафедры классической филологии МГУ можно бесплатно скачать программу для работы с латино-русским словарем Quirinus:
http://www.philol.msu.ru/~classic/quirinus/

Для зачета предлагается текст для перевода и грамматического разбора.
Пример текста:
Verbum quare dictum de Filio Dei. Quod Verbum sit idipsum quod Pater. Credimus etiam in Iesum Christum Filium Dei, Patris unigenitum, id est unicum, Dominum nostrum. Quod tamen Verbum non sicut verba nostra debemus accipere, quae voce atque ore prolata verberato aere transeunt, nec diutius manent quam sonent. Manet enim illud Verbum incommutabiliter; nam de ipsum dictum est, cum de Sapientia diceretur, In se ipsa manens innovat omnia (Sap. 7,27). Verbum autem Patris ideo dictum est, quia per ipsum innotescit Pater. Sicut ergo verbis nostris id agimus, cum verum loquimur, ut noster animus innotescat audienti, et quidquid secretum in corde gerimus, per signi huiusmodi ad cognitionem alterius proferatur: sic illa Sapientia, quam Deus Pater genuit, quoniam per ipsam innotescit dignis animis secretissimus Pater, Verbum eius convenientissime nominatur. 4. Inter animam autem nostram et verba nostra, quibus eundem animum ostendere conamur, plurimum distat. Nos quippe non gignimus sonantia verba, sed facimus; quibus faciendis materia subiacet corpus. Plurimum autem intereat inter animum et corpus. Deus vero cum Verbum genuit, id quod est ipse genuit; neque de nihilo, neque de aliqua iam facta conditaque materia; sed de seipso id quod est ipse. Hoc enim et nos conamur, cum loquimur, si diligenter consideremus nostrae voluntatis appetitum; non cum mentimur, sed cum verum loquimur. Quid enim aliud molimur, nisi animum ipsum nostrum, si fieri potest, cognoscendum et perspiciendum animo auditoris inferre: ut in nobis ipsi quidem maneamus, nec recedamus a nobis, et tamen tale iudicium, quo fiat in altero nostra notitia, proferamus; ut, quantum facultas conceditur, quasi alter animus ab animo per quem se indicet proferatur? Id facimus conantes et verbis, et ipso sono vocis, et vultu, et gestu corporis, tot scilicet machinamentis id quod intus est demonstrare cupientes: quia tale aliquid proferre non possumus, et ideo non potest loquentis animus penitus innotescere; unde etiam mendaciis locus patet. Deus autem Pater, qui verissime se iudicare animis cognituris et voluit et potuit, hoc ad se indicandum genuit, quod est ipse qui genuit: qui etiam Virtus eius et Sapientia dicitur, quia per ipsum operatus est et disposuit omnia; de quo propterea dicitur, Attingit a fine usque ad finem fortiter, et disponit omnia suaviter (Sap. 8,1).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:


Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. Часть теоретическая: Морфология и синтаксис. М., 2003.

Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. Часть практическая. Синтаксис. М., 2003.
б) дополнительная литература:

Кацман Н.Л., Покровская З.А. Латинский язык: учебник для высших учебных заведений.-М., 2006.(6-е изд)

Колотовкин Н.И. Учебник латинского языка для высших духовных учебных заведений. М.: ГЛК Шичалина, 2002.

Попов А.Н., Шендяпин П.М. Латинский язык. М., 2008.

Файер В.В., Наумова Е.С. Латинский язык: учебник для высших учебных заведений. М. 2007.

в) программное и коммуникационное обеспечение:


Учебные материалы по дисциплине можно найти на сайтах:
Biblia Sacra Vulgata [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.drbo.org/lvb/
Documenta Catholica Omnia: Omnium Paparum, Conciliorum, Ss Patrum, Doctorum Scriptorumque Ecclesiae qui ab Aevo Apostolico ad usque Benedicti XVI Tempora Floruerunt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.documentacatholicaomnia.eu/
The Latin Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/
Большой латинско-русский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://linguaeterna.com/vocabula/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оргтехника,  теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 033400 – Теология, _________________________


 Автор:

_______________Н.Г.Николаева, д.ф.н. зав.кафедрой филологии Казанской духовной семинарии

Рецензент (ы) _

Программа одобрена на заседании ______________________________________



 от ___________ года, протокол № ________.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка