«Поэт-герой Муса Джалиль»




Дата канвертавання24.04.2016
Памер62.75 Kb.


Сценарий урока исторической памяти, проведенного в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Тема: «Поэт-герой Муса Джалиль»
Тип урока: урок Памяти.

Цели урока:

- формировать историческую память через эмоциональное восприятие поэзии Великой Отечественно войны;

- воспитывать чувство национального самосознания на основе сопричастности к историческому прошлому Родины, наследию старших поколений;

- развивать творческие способности учащихся.



Оборудование: - мультимедийное оборудование;

- историческая хроника;

- фонограммы музыкального сопровождения.

Место проведения: актовый зал МОУ гимназия № 87 г. Краснодара.

Время проведения: 6 февраля 2014 года, 14.50

Участники: учащиеся 6АБВГД классов, ветераны, родители.

Ход урока

Ведущий 1.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Эти слова принадлежат замечательному татарскому поэту Мусе Джалилю, чей творческий и жизненный подвиг мы вспомним сегодня. Его имя стало олицетворением гуманизма, символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью.



Ведущий 2.

Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле,

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

Вам я поверил свое вдохновенье,

Жаркие чувства и слез чистоту.

Если умрете – умру я в забвенье,

Будете жить – с вами жизнь обрету.

В исполнении учащегося звучит стихотворение «Мои песни»

Ведущий 3.

Подвиг Джалиля подготовлен всей его жизнью, всей его биографией. Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года в бедной крестьянской семье в небольшом татарском селе Мустафино. В школу пошел, когда ему не было еще и шести лет. Уж очень просился. И за один год овладел программой четырех классов сельской школы, затем учился в городской школе Оренбурга.



Ведущий 4.

Муса много читал и очень рано начал сочинять стихи. В 1919, когда ему исполнилось 13 лет, в красноармейской газете впервые напечатали его стихи, призывающие насмерть биться с врагом. В 1925 году выходит первая книга стихов Джалиля. Он оканчивает литературный факультет Московского университета, работает редактором различных детских журналов, много пишет. В 1939 году писатели Татарии выбрали его руководителем своего писательского союза.



Ведущий 1.

Но потом началась Великая Отечественная война, и Муса Джалиль пришел в военкомат Казани, требуя отправить его на фронт. Повестка о мобилизации пришла ему 13 июля 1941 года.



В исполнении учащегося звучит стихотворение «Прощай, моя умница»

Ведущий 2.

В ряды действующей армии Муса Джалиль попал на сразу: сначала его зачислили на курсы политработников, затем в звании старшего политрука направили в Москву в распоряжение командования. С 5 апреля 1942 года поэт стал корреспондентом фронтовой газеты «Отвага». Стихотворение «След» написано именно в те годы.



В исполнении учащегося звучит стихотворение «След»

Ведущий 3.

Собирая материал, он часто бывал на передовой, сам участвовал в боях. Обстановка на Волховском фронте была сложной. В письме к своему другу Джалиль сообщал: «У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, деремся не на жизнь, а на смерть». Вскоре писем от поэта не стало. Последнее датировано 3 июня 1942 года.



Ведущий 4.

Только после войны выяснилось, что летом 1942 года фашистам удалось окружить 2-ю ударную армию, в рядах которой сражался Джалиль. Больше двух месяцев бойцы вели ожесточенные бои с захватчиками. Кончились продукты, не хватало снарядов и патронов. Но они и не думали сдаваться. В конце июня наши бойцы сделали попытку вырваться из враждебного кольца. Ночью проложили по болоту дорогу из поваленных деревьев и утром пошли на последний штурм. Некоторым удалось прорваться. Муса Джалиль был тяжело ранен осколком вражеской мины и без сознания попал в плен.



Ведущий 1.

Нечеловеческие условия немецкого концлагеря не сломили Мусу Джалиля. Оказавшись за колючей проволокой, он создает подпольную антифашистскую организацию, на которую возлагает большие надежды. При помощи верных друзей стремится связаться с антифашистами среди самих немцев, устраивает побеги пленных.



Ведущий 1.

После поражения на Волге гитлеровцы пытались сформировать из военнопленных нерусских национальностей так называемые легионы, чтобы отправить на фронт против советских войск. По всем лагерям насильно вербовали узников в легион «Идель-Урал» (Идель – татарское название Волги).



Ведущий 2.

Джалиль и его соратники делают все, чтобы сорвать преступные планы фашистов. Подпольщики тайно печатают листовки, в которых призывают пленников, вербуемых в легион, повернуть оружие против самих же фашистов, ведут антифашистскую пропаганду. Мощным средством агитации служат стихи Мусы Джалиля.



В исполнении учащегося звучит стихотворение «Волки»

Ведущий 3.

Результат не замедлил сказаться. В 1943 году на восток был послан первый батальон, сформированный из военнопленных. Доехав до линии фронта, батальон восстал, разоружил гитлеровских офицеров и перешел на сторону Красной армии. Враги видели, что их планам не суждено осуществиться, но все-таки продолжали сколачивать легионы для использования их на Западном фронте и для тыловых работ.



Ведущий 4.

Тогда подпольная организация, руководимая Джалилем, приняла решение организовать общее восстание легионеров. Оно было назначено на 14 августа 1943 года, но за 4 дня до этого срока поэта арестовали по доносу предателя. Подпольная организация подверглась разгрому. Муса и его соратники были доставлены в Берлин, в гестапо, подверглись нечеловеческим пыткам, но не выдали своих товарищей, и гитлеровцам не удалось поставить героев на колени.



Ведущий 1.

Ничего не добившись, фашисты заперли Джалиля в каменном мешке – сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине. Но и тут, в ожидании смертной казни, поэт продолжал писать. В Моабите он создал лучшие свои произведения, записывая их в маленькие самодельные блокнотики, которые прятал от надзирателей.



Ведущий 2.

Один из них, где было записано 60 стихотворений, принес в Союз писателей Татарии в 1946 году бывший военнопленный, друг Мусы Джалиля, Н. Тергулов.



Ведущий 3.

Второй блокнот с 50 стихотворениями вынес на волю и переслал в Россию в 1947 сосед Джалиля по камере бельгийский патриот Андре Тиммерманс.


Ведущий 4.

А самому поэту не суждено было дождаться свободы. В начале 1944 года в Дрездене состоялся суд, приговоривший его к смертной казни. Джалиля и его мужественных товарищей казнили на гильотине 25 августа.



В исполнении учащегося звучит стихотворение «Палачу»

Ведущий 1.

Джалиль погиб в борьбе против фашистского мракобесия. Но остались его бессмертные стихи и песни. Поэту посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А за цикл стихов «Моабитская тетрадь» он был удостоен Ленинской премии.



В исполнении учащегося звучит стихотворение «Варварство»

Ведущий 2.

Джалиль писал свои пламенные стихи в нечеловеческих условиях. Читаешь его произведения и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из 94 стихотворений 67 созданы им после вынесения смертного приговора. Но все они не о смерти, а о жизни. По меткому выражению одного из исследователей, в «Моабитской тетради» есть цикл «послевоенных» стихотворений.



Ведущий 3.

Стихотворение «Один совет» обращено к молодежи, начинающей жить. Оно является мудрым заветом старшего поколения юношеству и в некоторой степени могло бы быть вступлением к Моабитскому циклу.

Жить бесполезно – лучше уж не жить,

На ровном месте кочкою служить.

Свети потомкам нашим, как маяк,

Свети, как человек, а не светляк.



Ведущий 4.

Поэт мечтал увидеть победу, встретиться с друзьями, женой, дочерью. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни о детях, о близких, о Родине. Но и те, которые он создал, навеки бессмертны.



Хореографическая композиция «Синий платочек»

Ведущий 1.

Когда-то Муса Джалиль сказал: «Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать». Хотя его уже нет среди нас, его стихи живы и будут жить вечно, пока мы их читаем.



Ведущий 2.

Если жизнь проходит без следа,


В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой –
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах!

Алмазян О.О., классный руководитель 6А класса





База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка