Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц



Дата25.04.2016
Памер0.92 Mb.
#32704
       
Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.


-  Загнать мяч в ворота

 1.Вытянуть губы вперед трубочкой

 2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками

 



-  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

 4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

 

  



-  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10

 

 




 -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
 

 -  Чистим зубки

1.Улыбнуться

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы



- Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 





- Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз




- Киска сердится

1. Губы в улыбке, рот открыт

2. Кончик языка упирается в нижние зубы

3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»

 

Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.

   

 -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).





-  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

  

  

-  Блинчик



 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

 4.Удерживать под счет от 5 до 10



  -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.





- Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 


- Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

- Лошадка

1. Вытянуть губы

2. Приоткрыть рот

3. Поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик» - губы-«Дудочка» продолжаем цокать.

 

-  Грибочек



 1.Улыбнуться

 2.Показать зубы, приоткрыть рот

 3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

 4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

   


-  Гармошка

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу)

 3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)
   
- Чашечка

1. Улыбнуться

2. Широко открыть рот

3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)





-  Парашютик

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.На кончик носа положить ватку

 3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
 


Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

  

-  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

 

    



-  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

 

   


-  Качели

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

 

- Часики

1. Улыбнуться, открыть рот

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой


- Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"
   


-  Пароход гудит

 1.Губы в улыбке

 2.Рот приоткрыт

 3.Прикусить кончик языка между зубами и длительно произнести звук «ы-ы-ы» (получится ЛЛЛЛ…)


  

 -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»
 

 Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

    


-  Чистим зубки

1.Улыбнуться

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
   
 -  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад

   

  




-  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

4.Удерживать под счет от 5 до 10


 


 -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

  


- Часики

1. Улыбнуться, открыть рот

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой





- Орешки


1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"
   


 -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
    


-  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»


     

-  Барабанщик

 1.Улыбнуться

 2.Открыть рот



 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Тема недели: Декрет о привлечении денежных средств во вклады 4
2015 -> Намеснік Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь
2015 -> Метадычныя рэкамендацыі па правядзенні 1 верасня першага ўрока І мерапрыемстваў, прысвечаных Дню ведаў
2015 -> Расклад работы аб’яднанняў па інтарэсах І спартыўных секцый дуа “Шаняўская сярэдняя школа імя Міколы Засіма” на канікулы з 25. 10 па 01. 11. 2015 года
2015 -> Прыкладнае каляндарна-тэматычнае планаванне па вучэбным прадмеце «Беларуская мова»
2015 -> Тема недели: цик беларуси утвердил итоги выборов Президента 3
2015 -> Программа деятельности правительства Беларуси на 2015 год 4
2015 -> Тема недели. Выборы-2015: цик беларуси зарегистрировал четырех кандидатов на пост Президента 3
2015 -> Час правядзення Мерапрыемствы


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2022
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка