Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов




старонка1/6
Дата канвертавання29.04.2016
Памер1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи

Бауэр Елена Анатольевна



НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ психолого-педагогического сопровождения СОЦИАЛЬНО-ПсихологическОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОсТКОВ-МИГРАНТОВ

19.00.07 – Педагогическая психология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Нижний Новгород– 2012



РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА»

Официальные оппоненты:

Темиров Таймураз Владимирович,

доктор психологических наук, доцент

Российская академия образования,

начальник управления координации опытно-экспериментальных и внепрограммных исследований РАО



Сорокина Татьяна Михайловна,

доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

заведующая кафедрой социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования



Сомов Денис Сергеевич,

доктор педагогических наук, доцент

ФГБОУ «Гимназия № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова», директор


Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

имени И.Я. Яковлева»

Защита состоится 28 мая 2012, в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул. Тимирязева, 31, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан «27» апреля 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Ф. Комарова



Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Проблемы межэтнического и межкультурного взаимодействия являются на сегодняшний день актуальным предметом исследования науки и практики. Этому способствует ряд обстоятельств, определяемых, прежде всего, процессами глобализации, происходящими в мире. Процессы глобализации; взаимопроникновение культур, связанное с развитием телекоммуникаций, средств массовой информации, способствуют формированию новой этнокультурной среды; создают предпосылки для большого количества прямых (миграция, туризм, студенческие обмены) и опосредованных (Интернет, СМИ) контактов между представителями разных сфер: экономики, политики, культуры, образования, людьми вообще.

В последние десятилетия миграция выдвинулась в ряд важнейших мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. По объему миграции наша страна оказалась на третьем месте в мире, после Германии и США, принимая в среднем за год по 781 тыс. мигрантов. Переселение людей в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения значительной части россиян, существенно обостряет социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Наряду с позитивным влиянием на демографическую обстановку в стране, последствия миграционных процессов сказываются в негативном плане в политической, социальной, экономической, культурно-психологической и др. сферах жизни, становятся источниками социальной напряженности и дестабилизации экономической и политической обстановки.

Развитие Европы как многонационального и многоязыкового общества является реальным фактом. Для гармоничного сосуществования всех европейских стран необходимо взаимодействие не только на политическом и экономическом уровнях, но и в межличностном плане. Это свидетельствует о необходимости разработки специализированных мер, направленных на интеграцию мигрантов в новую социокультурную среду, что всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии (в частности, кавказофобии и антисемитизма), мигрантофобии, приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества при отсутствии активной социальной стратегии формирования толерантности как инструмента обеспечения согласия между отдельными людьми и группами с различными противоречивыми ценностными ориентациями существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально–экономической, межпоколенческой и политической интолерантности.

К числу проблем, с которыми сталкиваются мигранты на новом месте жительства, относятся не только традиционные социальные и юридические аспекты нормативно-правового регулирования статуса, проблемы трудоустройства, жилищного и социально-бытового обустройства мигрантов, но и сложнейшие социально-психологические проблемы адаптации и коадаптации мигрантов и принимающего общества. Они представляют собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами перемен, культурных различий, изоляции и депривации, связанной с непростыми вопросами воспитания толерантности как местного населения, так и мигрантов.

Меры, предпринимаемые для социально-психологической адаптации мигрантов на разных уровнях государственного управления, нередко не приносят должных результатов, поскольку проводятся без серьезных концептуальных разработок и осуществляются методом дорогостоящих проб и ошибок. Вместе с тем следует отметить, что в условиях радикальной трансформации и модернизации российского общества социальные институты, действующие в сфере регулирования миграционных процессов, в первую очередь ориентированы на осуществление функций контроля и надзора, в связи с чем, острейшие вопросы собственно социально-психологической адаптации мигрантов и принимающего общества уходят на второй план. Данное обстоятельство не позволяет находить своевременные и адекватные решения обозначенных проблем, тем самым существенно снижая уровень адаптированности мигрантов и толерантности принимающего общества.

Пока не разработана единая теория социально-психологической адаптации личности, которая дала бы исчерпывающий ответ на вопрос о том, какие адаптивные механизмы позволяют личности преодолеть сложные жизненные ситуации и достичь состояния адаптированности. Поэтому существует объективная необходимость анализа и теоретического осмысления современной ситуации, сложившейся в сфере социально-психологической адаптации этой категории населения; дальнейшего развития теории социально-психологической адаптации применительно к внешним мигрантам, разработки научно-практических основ организации деятельности по психологической реабилитации; психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации, социальной помощи мигрантам, с учетом накопленного отечественного опыта и международной практики, а также разработка различных программ социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам мигрантов, как особо незащищенной группы, направленных на преодоление отчуждения в новой социокультурной среде, оказание содействия в оптимизации адаптационного процесса в новом социуме.

С каждым годом доля тех, кому оказываются различные виды социальной и психологической помощи, сокращается, а доля детей из категории социально незащищенных семей вынужденных мигрантов постоянно возрастает. Современные социальные, психологические и педагогические службы должны учитывать основные тенденции в развитии общества. В миграционном потоке в РФ дети и подростки составляют более четверти всех прибывающих переселенцев. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшими среди них являются:


  • психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства (подростки, в силу своей зависимости от взрослых, всегда являются вынужденными мигрантами) и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

  • кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

  • общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

  • адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

  • трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. (Гриценко В.В., Шустова Н.Е. 2004).

Следовательно, важнейшим условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение актуальных потребностей, среди которых наибольшее значение приобретают следующие потребности в: чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть самим собой, социально-психологической защищенности, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.

Поэтому изучение процесса социально-психологической адаптации данной категории, а именно подростков-мигрантов - будущего нашей страны, является чрезвычайно актуальным. Для этого необходимо разработать и использовать новую концепцию социально-психологической деятельности по адаптации подростков-мигрантов, научно-практических основ психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Данная концепция должна базироваться на новом, интеркультурном подходе, на идеях интеркультурной педагогики, который должен стать интегративным и целостным подходом в психологической и педагогической работе. В основе этотого подхода лежит идея целенаправленного учета этнокультурных особенностей подростков- мигрантов в программах школьного образования.



Состояние научной разработанности проблемы исследования. Анализ научной литературы показал, что существует достаточно большое число исследований, в которых акцентируется внимание преимущественно на различных аспектах социально-психологической адаптации индивида к новой социокультурной среде. Однако они не создают целостного представления об исследуемой проблеме.

Значительный вклад в разработку проблемы социальной и социально-психологической адаптации индивида к среде в рамках теории социализации личности внесли философы-экзистенциалисты (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Леперс) и феноменологи (Э. Гуссерль), рассматривающие адаптацию через проблему осознания индивидом себя и нахождение им смысла существования; через реализацию своего личностного потенциала, восприятие себя в качестве основного контролирующего фактора жизни. В психологии и педагогике определяются различные подходы к пониманию сущности процесса социальной адаптации индивида к среде. Эту проблему исследовали И.П. Павлов, Ж. Пиаже, психологи-функционалисты (У. Джеймс), бихевиористы (Б. Скиннер), психоаналитики (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг).

Адаптация с точки зрения восстановления идентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе рассматривалась психологами гуманистической концепции (А.Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл). Научно-социологическому анализу особенностей процесса социализации мигрантов в стране иммиграции посвящены работы М.С. Добряковой, Б.Г. Жогина, Т.Ф. Масловой, В.К. Шаповалова. Психологическими основами феномена миграции занимались J. Guber, E. Stonequist, А.Г. Асмолов, А.И. Воложин, А.А. Налачжян и др.

Педагогический аспект социальной адаптации, предполагающий определение комплекса средств включения молодых людей в систему социальных отношений, рассматривался в трудах классиков-педагогов И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, Л.Л. Рыбаковский, Т.Г. Стефаненко. Влияние среды и других факторов на процесс адапатции индивида рассматриваются в исследованиях А.В. Мудрика, А.Я. Найна, В.Д. Семенова, Г.Н. Серикова, В.А. Черкасова, П.И. Чернецова и др. Роль положительных и отрицательных эмоций в механизмах индивидуальной адаптации человека раскрыта в работах A.A. Дубровского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Исследования в контексте деятельностного подхода проводились отечественными психологами (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.С. Кон, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн). Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко обозначили взаимосвязи и взаимовлияние категорий внутри понятийного ряда: «сознание» - «практика» – «культура», исследуя проблему социальной адаптации в рамках метода категориальных рядов. В настоящее время получили признание гуманистически ориентированные, адаптивные, ценностно-ориентированные типы социальных, образовательных, воспитательных и развивающих систем, обладающих психолого-педагогическим потенциалом для совершенствования процесса социальной, социально-педагогической и социально-психологической адаптации личности (А.Ф. Аменд, В.А. Караковский, С.А. Репин, А.В. Усова, Т.И. Шамова, Е.Я. Ямбург, Н.М. Яковлева и др.).

В связи с проблематизацией процесса социальной адаптации (А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова), рассматривается вопрос о психологическом и педагогическом сопровождении жизнедеятельности индивида. Однако фактически отсутствуют работы, касающиеся поиска форм и методов сопровождения, в том числе, социально-педагогического, специфика которого заключается в направленности на определенную возрастную группу, требующую поддержки, помощи и социального вмешательства в конкретной социальной ситуации.

Проблема толерантности рассматривается очень широко, с различных позиций, в частности, можно отметить работы философов Н.А. Бердяева, P.P. Валитовой, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, П.П. Николсона, Л.В. Скворцова, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, М. Уолцера, Б.М. Хомякова, и др.; этнографов и историков М.Н. Губогло, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова и др.; педагогов З.Т. Гасанова, В.П. Комарова, B.C. Кукушкина, Б. Риардон и др.; психологов А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, И.Б. Гриншпун, Е.Ю. Клепцовой, Н.М. Лебедевой, Ф.М. Малхозовой, Г.У. Солдатовой, А.В. Тишкова, Л.А. Шайгеровой, Е.И. Шлягиной и т.д. Работы этих и многих других авторов составили необходимую теоретическую базу нашего исследования, поскольку в них обстоятельно освещаются вопросы истоков толерантности, ее смыслового содержания и структурообразующих компонентов, видов, особенностей проявления во внутриличностном пространстве индивида, реализации в поведении и т.д.

При изучении психологических особенностей толерантности мигрантов, мы опирались на работы этнографов, этносоциологов, психологов и т.д., рассматривавших вопросы взаимоотношений приезжих и коренного населения (И.М. Бадышева, Г.С. Витковская, А.В. Дмитриев, Ж.А. Зайончковская, Н.П. Космарская, Н.М. Лебедева, Е.И. Филиппова и др.); проблемы аккультурации в новых государствах (Ю.В. Арутюнян, Дж. Берри, А.И. Гинзбург, Р. Мендоза, И.А. Субботина, В.А. Тишков и др.); влияния миграции на психологические особенности личности (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, Р. Лифтон, Льебкинд, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова и др.); специфики и основных направлений психотерапевтической работы с мигрантами (В.В. Гриценко, В.К. Калиненко, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова и др.), в частности арт-терапевтический подход к работе с подростками-мигрантами (Д.Калманович, Б.Ллойд, М.Мауро, В.Н.Никитин и др.) и т.д.

Концепция исследования опирается на психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества; системный подход, который позволяет рассматривать адаптацию как целостный процесс, направленный не только на приспособление к среде, но и на активное ее преобразование. Процессы социализации-индивидуализации (основные смысловые конструкты социальной адаптации) выступают как единый неразрывный процесс, хотя определенное доминирование социализации или индивидуализации может проявляться на определенных этапах личностного развития (теория поуровневого развития личности). Этот аспект проблемы социальной адаптации чрезвычайно важен применительно к проблеме миграции в современном Российском обществе. Традиционно в отечественной психологии считается, что показателем успешной адаптации человека, в том числе, конечно же, и подростка, является его социализация, то есть успешное усвоение социального опыта, требований и ожиданий социума в новых условиях жизни, в новой социальной среде.

В отечественной психологии, берущей начало в классических работах Л.С.Выготского, среда (как предметная, так и социальная) рассматривалась как источник психического развития человека, которое осуществляется в процессе интериоризации, присвоения внешнего и перевода его в содержание внутреннего мира. Отечественная психология соглашалась с тем, что основными механизмами развития личности являются уподобление и присвоение, близкие по своему содержанию понятиям аккомодации и ассимиляции в системе Ж. Пиаже. Однако не уделялось достаточно внимания рассмотрению внутреннего мира человека, что было обусловлено в основном господством марксистской идеологии, понимающей личность как отражение общественных отношений.

Принцип активного приспособления индивида к среде является ключевым моментом теории А.Ф. Лазурского, а успешная адаптация связывается с высоким уровнем психического развития. Понятие «уровень психического развития» по своему психологическому содержанию сходно с понятием самоактуализации в гуманистических теориях личности. В теории деятельности А.Н. Леонтьева взаимодействие человека и социальной среды трактуется не как приспособление, но получает свое объяснение в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов. В рамках этой теории ведущим источником адаптации выступает активность подростка, имеющая не приспособительный, а преобразующий характер, направленная на освоение природной, а также социальной среды.

Перспективным с точки зрения практического решения задачи полноценной социализации и адаптации детей-мигрантов в процессе школьного обучения представляется психосоциальный подход Э. Эриксона. Эпигенетическая схема личностного развития Э. Эриксона максимально психологична. То есть она позволяет оценить, как развивается конкретная личность в конкретных условиях (будь то образовательная среда или более широкий социальный контекст). Очень важно при этом, что значимые личностные идентификации (в том числе и этнокультурного характера) учитываются, но отнюдь не абсолютизируются. Кроме того, в рамках психосоциального подхода, особенности индивидуального и социогенетического развития рассматриваются в неразрывной взаимосвязи. Тем самым обеспечивается реальная возможность разрабатывать и реализовывать интегрированные психопрофилактические, развивающие, обучающие программы, в равной степени учитывающие объективные потребности развивающейся личности (с учетом индивидуальных особенностей, а также характерных особенностей, присущих тем или иным этническим и социальным группам) и требования общества, предъявляемые к подрастающему поколению. Психолого-педагогические программы, составляющие содержание психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации, должны быть нацелены на формирование позитивной идентичности и толерантности, как психологической устойчивости и цивилизационной нормы, с учетом культурных, индивидуальных особенностей, а также специфических особенностей и проблем подростка.

Среди множества объективных факторов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации подростков-мигрантов в новую социокультурную среду, мы особо выделяем образовательное учреждение, в частности, школу, акцентируя внимание на ее функции социализирующего института, роли в формировании социальной компетентности и толерантности. Именно в школе, являющейся в настоящее время поликультурной образовательной средой, есть возможность создать все условия для эффективности процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов при организации соответствующей помощи и психологической поддержки.

Все вышесказанное актуализирует проблему организации в школьной среде психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации подростков-мигрантов, которое является сложной социально-психологической и педагогической деятельностью, охватывающей весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающей единой психолого-педагогической системой, включающей в себя объект и субъект, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Это целенаправленный, планируемый и особым образом организуемый воспитательно-образовательный процесс, направленный на создание необходимых условий, способствующих полноценной самореализации личности и ее интеграции в социуме. Это как раз и является тем направлением, где психология и педагогика интегрируются, выступая, как система действий, взаимодополняя усилия друг друга в решении общей задачи. Решение такой задачи также требует реализации комплексного подхода на основе синтеза данных и других наук: культурологи, этнологии, религиоведения и социологии.

Необходимо признать, что теоретико-методологический, психолого-педагогический и содержательно-методический аспекты организации психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов в условиях современных образовательных учреждений остаются явно недостаточно исследованными.

Существующие на современном этапе развития общества противоречия между:

– глобализационными процессами, происходящими в мире, ростом числа поликультурных школ и неэффективной миграционной политикой государства, деятельностью социальных институтов в области создания условий и реализации специализированных мер, направленных на интеграцию мигрантов в новую социокультурную среду;

– объективной потребностью современного общества в социально-психологической адаптации как подростков-мигрантов, так и подростков принимающей страны к новой социокультурной среде и, усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии, этнофобии, приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и нетерпимости, а также многочисленными факторами, детерминирующими дезаптацию подростков;

– возросшей потребностью общества в научно-теоретическом и методическом обеспечении процесса социально-психологической адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в психологической науке;

– пониманием важности психологических механизмов формирования социальной компетентности и толерантности, психологического здоровья подростков как наднациональных интегральных личностных качеств и недостаточным учетом значимости этих качеств для достижения эффективности адаптационных процессов;

– объективной потребностью обретения нового уровня межнационального взаимодействия, основанного на универсальных общечеловеческих ценностях, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических основ формирования личности подростка как носителя этнонациональной толерантности,

позволили определить научную проблему исследования, заключающуюся в необходимости выявить как сущность процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов, так и эффективные психологические механизмы адаптации, формирования толерантности как социальной нормы, как основы политики достижения социального согласия, миролюбия, веротерпимости и противодействия экстремизму в полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном российском обществе

Цель исследования разработка методологического и методического обеспечения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов, апробация и оценка эффективности комплексной психолого-педагогической программы психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации подростков-мигрантов на основе выявления сущности, природы и психологических механизмов этого процесса.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка