Мотивация компаний к сертификации систем менеджмента качества iso 9001: страновой и отраслевой контекст




Дата канвертавання22.04.2016
Памер127.97 Kb.
Мотивация компаний к сертификации систем менеджмента качества ISO 9001:

страновой и отраслевой контекст

На протяжении десятилетий проблема качества, поиска наиболее результативной организационной модели достижения наилучшего качества остается одной из ключевых в экономике и менеджменте. Исследованию теоретических и практических аспектов этой проблемы посвящено значительное число работ зарубежных и российских учёных, аналитиков, практиков бизнеса. При этом, несмотря на многообразие существующих подходов к исследованию проблемы системы менеджмента качества (СМК), остается ряд вопросов, требующих дальнейшей разработки. В частности, не является хорошо изученным вопрос относительно совместного проявления внутренних и внешних эффектов от сертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001. Сравнительно мало межстрановых исследований, охватывающих большое количество стран. Достаточно редко объектом межстрановых исследований становятся российские предприятия или предприятия стран с переходной экономикой. Это сужает возможности сопоставительного анализа преимуществ сертификации СМК в разных рыночных и институциональных условиях.



Цель работы — исследование факторов принятия решения о прохождении фирмой сертификации СМК в странах с переходными экономиками.

Для анализа взята совокупность 29 стран Центральной, Восточной и Южной Европы и Центральной Азии, участвующих в многолетнем совместном исследовании Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка BEEPS. В качестве информационной основы использованы массивы данных за 2002, 2005 и 2009 г., включающие от 6,7 до 11,7 тыс. фирм, а также база данных WorldDevelopmentIndicators Всемирного Банка1, содержащая сведения о показателе ВВП на душу населения в исследуемых странах за указанные годы (характеристика уровня экономического развития государств). Существование стран, обладающих общими чертами, позволило выделить три группы стран — новые члены ЕС, страны СНГ и страны, не входящие ни в один из названных союзов (Южная Европа, включая Турцию).

Сравнительный анализ зарубежных работ, посвященных анализу мотивов фирм со специфичными характеристиками, к получению сертификата СМК ISO 9001, позволяет констатировать наличие большого количества позитивно мотивирующих факторов. Наиболее значимые для целей исследования факторы – следующие: отраслевая принадлежность, принадлежность капитала, размер фирмы, рыночная среда, тип собственности, технологический уровень фирмы, объем экспорта, доля управленческого персонала.

С учетом обзора предшествующих исследований был выдвинут ряд гипотез о влиянии различных факторов на решение компании о сертификации СМК на соответствие стандарту ISO 9001.



Гипотеза H1 (персонал): высокая квалификация и компетентность персонала положительно влияют на готовность фирмы к сертификации.

Гипотеза H2 (финансовые возможности):использование кредитных ресурсов положительно влияет на стремление к сертификации СМК.

Гипотеза H3 (тип собственности): частная форма собственности на фоне ее высокой концентрации, а также наличие иностранного (со)владельца стимулируют фирму к получению сертификата СМК ISO 9001.

Гипотеза H4 (рынок): конкуренция на внутреннем рынке и ориентация на внешний рынок стимулируют фирму к получению сертификата.

Гипотеза H5 (размер бизнеса, отрасль национального хозяйства и страна): более крупные промышленные фирмы, расположенные в более развитых странах, более склонны к сертификации СМК.

Гипотезы тестировались по общей выборке, а также по группам стран. Для получения «портрета» фирмы, обладающей сертификатом, был построен ряд бинарных логистических моделей, которые тестировались на годовых данных.

В качестве зависимой переменной выступает ISO — бинарная переменная, принимающая значение «1», если компания имеет сертификат СМК ISO 9001 и «0» — в противном случае. Характеристика объясняющих переменных для окончательной спецификации приведена ниже.

Размер фирмы определен двумя переменными: 2



Medium — принадлежность к средней по размеру фирме (50–249 работников, дамми-переменная);

Large — принадлежность к крупной по размеру фирме (более 250 работников, дамми-переменная).

Характеристики персонала фирмы представлены тремя переменными:



Age_gen_man — возраст генерального директора фирмы, лет (только для исследования 2002 г.);

Educ_gen_man — принимает значение «1», если генеральный директор фирмы имеет высшее образование (дамми-переменная, только для исследования 2002 г.);

Professionals — доля работников с высшим образованием.

Финансовые возможности компании выражаются переменной Debt, обозначающей наличие банковского кредита у фирмы (дамми-переменная).

Показатели рыночной среды (конкуренция и рынки) представлены следующими переменными:

Pres_Compet — принимает значение «1», если фирма считает давление местных или иностранных конкурентов важным для принятия решения о внедрении нового продукта (дамми-переменная);

Pres_Custom — принимает значение «1», если фирма считает давление покупателей важным для принятия решения о внедрении нового продукта (дамми-переменная);

Compet_number_less4 — дамми-переменная количества конкурентов у фирмы, принимающая значение «1», когда количество конкурентов составляет от 1 до 3;

Compet_number_over4 — дамми-переменная количества конкурентов у фирмы, принимающая значение «1», когда количество конкурентов не меньше 4;3

Export — доля совокупной продукции фирмы, которая прямо или косвенно экспортируется, в общих продажах;

Import — доля прямо или косвенно импортируемых материалов в общем объеме поставок фирмы.

Характеристики собственности представлены переменными:



Privatized — принимает значение «1», если фирма была приватизирована (дамми-переменная);

Privateпринимает значение «1», если фирма — частная со дня ее основания (дамми-переменная);

Fully_Foreign — принимает значение «1», если 100% капитала фирмы принадлежит иностранным собственникам (дамми-переменная);

Joint_Foreign — принимает значение «1», если часть капитала фирмы принадлежит иностранным собственникам (дамми-переменная);

Largerst_holder — доля владения фирмой крупнейшим собственником, % капитала.

Также использовались несколько контрольных переменных:



  • уровня экономического развития страны: GDPcap_lg - ВВП на душу населения.

  • отраслевой принадлежности предприятия: Industry - принимает значение «1», если фирма является предприятием обрабатывающей или добывающей промышленности (дамми-переменная); Servicesпринимает значение «1», если фирма является предприятием сферы услуг (гостиничный и ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля, в 2002 и 2005 гг. – аренда и недвижимость, в 2009 г. – интеллектуальные услуги); Other - принимает значение «1», если фирма работает в сфере строительства, транспорта или является предприятием другой отрасли национального хозяйства, не относящейся к вышеперечисленным.

При проведении предварительных расчетов без включения в анализ контрольных переменных, не было замечено значительных изменений в величинах и значимости коэффициентов при других независимых переменных. Однако сами данные переменные значимо влияют на наличие у предприятия сертификата ISO 9001.

В целом результаты эмпирического исследования подтвердили и конкретизировали допущения о сочетании внешних и внутренних факторов, предопределяющих решение компании о сертификации ISO 9001. Результаты обобщены и представлены в Табл.1. Говоря о результатах относительно внутренних факторов (показателей деятельности фирмы), необходимо отметить, что наибольшее влияние на вероятность наличия на фирмах обследованных стран сертификата СМК ISO 9001 оказывают размер фирмы и ее принадлежность к промышленной группе. Выделяются по степени и устойчивости воздействия и такие характеристики, как принадлежность к государственной форме собственности и полное владение иностранцами компанией. Предприятия с государственным капиталом чаще получают сертификат, что, скорее всего, связано с большей доступностью для них денежных ресурсов и большим доверием со стороны инвесторов и банков, предоставляющих кредиты.



Таблица 1. Сводные результаты проверки гипотез

 Сфера

Факторы, влияющие на наличие сертификата ISO 9001

Фактический результат

Персонал

Персонал с высшим образованием

+ (2005, 2009 гг)

Генеральный директор с высшим образованием

нет влияния

Возраст генерального директора

нет влияния

Финансы

Использование кредита

+ (2005, 2009 гг.)

Рынок

Большое количество конкурентов



Высокая степень давления потребителей

+

Высокая степень давления конкурентов

нет влияния

Высокая доля экспортируемой продукции

+

Высокая доля импортируемой продукции

+ (2005 г.)

Собствен-ность

Присутствие иностранного собственника

+

Частная форма собственности

_

Факт приватизации

– (2005, 2009 гг.)

Концентрация собственности



Размер

Крупные и средние фирмы

+

Отрасль национа-льного хозяйства

Промышленность (обрабатывающая и добывающая)

+


Другие отрасли (транспорт, строительство и т.п.)

+ (2009 г.)

Развитие страны

Высокий уровень ВВП на душу населения

_

Примечания: * курсивом выделены разнящиеся результаты, полученные при оценке двух моделей.

«+» — положительное влияние;

«–» — отрицательное влияние.
Результаты анализа внешних факторов (показателей рынка) показывают, что давление со стороны покупателей рождает спрос на новые управленческие инструменты, свидетельством наличия которых в компании служит сертификат СМК ISO 9001. При этом давление со стороны конкурентов в большинстве случаев влияния не оказывает. Данный результат может показаться несколько неправдоподобным, но степень достоверности измерения видов рыночного давления в опросах BEEPS остается под вопросом. Следует также учесть, что фирмы из стран с переходными экономиками имеют существенные ресурсные ограничения и соответственно далеко не всегда даже нуждающиеся в управленческих инновациях фирмы могут профинансировать их внедрение.

В результате исследования были сформированы три варианта «портрета» фирмы, обладающей сертификатом СМК ISO 9001 (Табл.2).

Фирма в странах — новых членах ЕС имеет сертификат СМК, если она является средней или крупной промышленной или относящейся к другой отрасли национального хозяйства (кроме сферы услуг), скорее государственной компанией, получающей кредиты и характеризующейся более низким уровнем концентрации собственности. Она функционирует в стране с более низким уровнем экономического развития, имеет более высокую долю персонала с высшим образованием, немолодого генерального директора и испытывает сильное давление со стороны малого числа конкурентов.

«Портрет» владельца сертификата в СНГ — это крупная или средняя промышленная государственная либо иностранная (полностью или частично) компания, с более низкой концентрацией капитала, имеющая кредит, экспортирующая и импортирующая продукцию, испытывающая высокое давление уже со стороны потребителей. Она обладает более высокой долей персонала с высшим образованием и также расположена в стране с более низким уровнем развития.



В странах Южной Европы «портрет» фирмы, имеющей сертификат СМК ISO 9001, следующий: это крупная или средняя промышленная или относящаяся к другой отрасли национального хозяйства (кроме сферы услуг) скорее государственная компания, имеющая кредит и у которой высокая доля персонала имеет высшее образование и меньший уровень концентрации собственности. Эта фирма обладает небольшим количеством конкурентов и, возможно, испытывает давление со стороны потребителей, у ее генерального директора – высшее образование, а сама она функционирует в стране с более низким уровнем экономического развития.

Таблица 2. Обобщенные результаты межстранового анализа

Влияние на сертификацию

Новые страны ЕС

СНГ

Южная Европа

Положительное влияние

  • персонал с высшим образованием

  • крупный и средний размер предприятия*

  • немолодой генеральный директор предприятия

  • наличие кредита (только 2005 г.)

  • давление со стороны конкурентов (только 2005 г.)

  • полная принадлежность иностранному собственнику (только 2002 г.)

  • промышленное предприятие

  • предприятие других отраслей народного хозяйства (не сфера услуг и промышленность) (2005 и 2009 гг.)

  • персонал с высшим образованием (2005 и 2009 гг.)

  • наличие кредита (только 2005 г.)

  • крупный и средний размер предприятия

  • давление со стороны потребителей (2002 и 2005 гг.)

  • высокая доля экспортируемой продукции (2009 г.)

  • высокая доля импортируемой продукции

  • иностранный собственник предприятия (2002 и 2009 гг.)

  • промышленное предприятие

  • персонал с высшим образованием

  • наличие высшего образования у генерального директора

  • крупный и средний размер предприятия

  • наличие кредита (2005 и 2009 гг.)

  • давление со стороны потребителей (2005 г.)

  • небольшое количество конкурентов у предприятия (только 2002 г.)

  • высокая доля экспортируемой продукции (2002 г.)

  • высокая доля импорта (только 2005 г.)

  • промышленное предприятие

  • предприятие других отраслей народного хозяйства (не сфера услуг и промышленность) (2002 и 2009 гг.)

Отрицательное влияние

  • высокий уровень экономического развития страны

  • большое количество конкурентов у предприятия (только 2005 г.),

  • частная форма собственности (2002 и 2005 гг.)

  • концентрация собственности (2002 и 2005 гг.)

  • высокий уровень экономического развития страны

  • частная форма собственности (2005 и 2009 гг.)

  • концентрация собственности

  • приватизация предприятия

  • высокий уровень экономического развития страны

  • частная форма собственности (только 2005 г.)

  • концентрация собственности (2005 и 2009 гг.)

Примечания: * жирным шрифтом выделены одинаковые для всех групп стран результаты;

«+» — положительное влияние;

«–» — отрицательное влияние.
Результаты исследования помогают понять, почему фирмы в разных странах принимают или не принимают решение о получении сертификата СМК ISO 9001, который признан инструментом сокращения разрыва в доходах компаний из стран с развивающимися и развитыми экономиками. В условиях все еще незначительного по сравнению с развитыми странами количества российских фирм, внедривших СМК ISO 9000, соответствующая политика государства может способствовать развитию менеджмента качества в России, тем самым — повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Литература

Деминг В.Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994.

Руководство по процессному подходу к системам менеджмента качества. ISO/TC176/SC2/N544R. 2001.



Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.

Blunch N., Castro P. Multinational enterprises and training revisited: Do international standards matter? Washington, DC: World Bank, 2005. (Social Protection Discussion Paper Series).

Correa P.G., Fernandes A.M., Uregian C.J. Technology adoption and the investment climate: Firm-level evidence for Eastern Europe and Central Asia // The World Bank Economic Review. 2009. 24 (1). P. 121–147.

Deming W.E. Quality, productivity and competitive position. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982.

Escanciano C., Fernandez E., Vazquez C. Linking the Firm's Technological Status and ISO 9000 Certification: Results of an Empirical Research. Elsevier Science Ltd., 2002.

Lo C.K.Y., Yeung A.C.L., Cheng T.C.E. Impact of ISO 9000 on time-based performance // Engineering and Technology. 2007. Issue 30. P. 35–40.

Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. New Jersey: Prentice-Hall, 1985.

Juran J.M. A history of managing for quality: the evolution, trends and future direction of managing for quality. Milwaukee, WI: ASQC Quality Press, 1995.

Prajogo D., Sohal A. 2009. Experiences of Australian firms in implementing ISO 9001: A comparison of the 1994 and 2000 versions // International Journal of Productivity and Quality Management. 4 (4). P. 383–399.

Shewhart W.A. Statistical Method from the Viewpoint of Quality Control. Toronto: General Publishing Company, 1986.

The ISO Survey of Certifications 2009. Geneva: International Organization for Standardization, 2010.

White M.A. 1999. The relationship between ISO 9000 and business performance: Does registration really matter? // Journal of Managerial Issues. 11 (3). P. 330–343.

Wiele T., Brown A. 2002. iso 9000 series certification over time: What have we learnt? In: erim Report Series Research in Management (March issue): 1–18.





1 http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators

2 Для оценки размера фирмы в первоначальных расчетах использовалось разбиение на три группы, но затем эта категориальная переменная была заменена на две дамми-переменные, что несколько улучшило качество модели.

3 В некоторых спецификациях модели в качестве переменной, отвечающей за количество конкурентов, использован объединенный индикатор Compet_Number — «количество конкурентов». Этот способ измерения конкуренции не приводил к существенным изменениям, хотя несколько улучшил параметры модели.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка