Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме
«Опера. Традиции и новаторство»
учителя высшей квалификационной категории
Хайрутдиновой Риммы Ильиничны.
Цель урока: увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая
способствовала появлению гениальных образцов современной музыки.
Задачи:
Образовательные
- формирование умения использовать изученную информацию в рамках данного урока;
- обобщение знаний по теме «Полифония», по структуре классической оперы;
- развитие аудио- визуальных навыков.
Развивающие
- формирование критического мышления;
- развитие памяти, воображения, коммуникативности;
- познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы.
- расширение информационн-образовательного пространства.
Воспитательные
- усиление творческой активности;
- развитие коммуникативной компетентности
Тип урока – комбинированный.
Методы – ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала, метода моделирование образа музыкального произведения.
Формы работы – групповая (учащиеся сидят в группах по 4 человека), фронтальная, самостоятельная индивидуальная.
Структуры работы – таймд – раунд – робин, таймд – пэа – шэа, эй – ар – гайд, зум – ин, конэрс, модель фрейер.
Виды муз деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений.
Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.
Ход урока.
1.Организационный момент в форме музыкального приветствия.
Учитель: ребята, давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.
Прежде чем продолжать беседу о музыке, мне хотелось бы узнать, о чём вы узнали из предыдущего урока. В этом мне поможет структура
таймд – раунд – робин на обсуждение каждому по 20 секунд (ЧАСЫ.)
Подведём итоги. Отвечает стол №… другие могут дополнить недостающую информацию.
Предполагаемые ответы:
- И.С.Бах – великий немецкий композитор,
- непревзойдённый,
- полифонист, органист,
- композитор эпохи барокко,
- дата жизни,
- подвергался гонениям,
- потерял зрение и т.д.
Что такое полифония и гомофония? таймд – пэа – шэа с соседом по плечу.
на обсуждение каждому по 20 секунд (ЧАСЫ.)
Отвечает ученик под номером … стол №…
2. Учитель: сформулировать тему этого урока поможет конверт, в котором находятся ключевые фразы из которых нужно составить предложение:
(для определения темы урока выполняем задание в группах) 1 минута ЧАСЫ.
«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере.
Учитель:Что вы знаете об опере? В этом поможет разобраться структура
ЭЙ АР ГАЙД
Согласны ли вы с утверждением (поставьте «+», ели да)? 2 минуты (ЧАСЫ.)
до
|
утверждения
|
после
|
|
Опера – танцевальный жанр музыки
|
|
|
Опера – вокальный жанр музыки
|
|
|
Опера- современный жанр музыки
|
|
|
Опера – классический жанр музыки
|
|
|
Опера – сценический жанр музыки
|
|
|
Опера появилась в России
|
|
|
Опера появилась во Франции
|
|
|
Опера появилась в Италии
|
|
|
Опера появилась в Америке
|
|
|
Опера возникла в XVI веке
|
|
|
Опера возникла в XVII веке
|
|
|
В опере использовали пиротехнику
|
|
|
Выступали воздушные гимнасты
|
|
|
В опере не пели, а рассказывали
|
|
|
Опера уличный вид искусства
|
|
|
Опера походила во дворцах
|
|
|
Во время спектакля можно было играть в шахматы
|
|
|
Опера – попытка возрождения греческой драмы
|
|
|
Даже известные оперные актёры жили небогато
|
|
|
Известные оперные актёры имели большой достаток
|
|
Просморт презентации в структуре ЗУМ ИН (фрагментарный просмотр с закреплением новой информации).
Предлагаю вам просмотреть фрагмент оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта»
Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта в двух действиях; либретто Э. Шиканедера. Первая постановка: Вена, театр «Ауф дер Виден», 30 сентября 1791 года. 222 года назад! А 2 года назад её показывали в Казанском театре оперы и балета им.М Джалиля
По сюжету у царицы ночи похитили дочь и она отправляет принца и птицелова её спасти.
Просмотр 3 минуты
- Вы знакомы с этой арией?
- На каком языке исполняется?
Это одна из сложнейших арий и по сей день и, возможно, по этому продолжает быть популярной.
В подтверждение просмотр фрагмента из программы «Голос». 2-3 мин.
В интернете можно найти много вариантов исполнения. Это лишний раз подтверждает популярность арии царицы ночи и сегодня.
Учитель: Как вы думаете, опера сегодня, какая она? Изменилась или осталась прежней?
Рассуждают…
Учитель: Предлагаю посмотреть ещё один фрагмент, не объявляя стиля и названия. Просмотр рок-оперы «Моцарт» 5-7 минут.
- Смогли ли вы понять, о чём пойдёт речь в этой опере?
- похожа ли она на классическую оперу?
- что отличает?
- почему возник этот союз рока и оперы?
(в 60 годы растёт популярность рок музыки и не пропадает тяга к серьёзным жанрам вот и возникает идея слияния двух, казалось бы, несовместимых направлений) возникает в Британии и Америке. Во время действия музыканты могут находится на сцене, используются современные электронные инструменты, спецэффекты.
структура ЭЙ АР ГАЙД дополните ответы в таблице.
2 минуты. ЧАСЫ.
Обсуждение.
КОНЭРС говорит тот у кого больше пуговиц. Затем тот, кто слушал.(по одной минуте каждый)
2 угла. Тема углов: «РОК-ОПЕРА» и «ОПЕРА»
Учащиеся выбирают разные углы, затем выбирают себе пару (или в своём, или в соседнем углу)и обсуждают то, что они знают по этой теме. Обсуждение 2 минуты
Опрос .
Прошу пройти всех на свои места.
Закрепит полученные знания нам поможет МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (на листочках указать обязательные характеристики, необязательные, примеры и антипримеры). Обсуждение.
Домашнее задание: подготовить сообщение о В.А.Моцарте.
Оценки за урок.
Наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.
Приложение 1
Структуры работы:
1) таймд – раунд – робин (Timed Round Robin) – обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде из 4 человек по кругу в течении определённого количества времени;
2) таймд – пэа – шэа (Timed-Pair-Share) – обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени;
3) эй – ар – гайд (Anticipation-Reaction Guide) - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ ит.д.);
4) зум – ин (Zoom) - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определённой теме;
5) конэрс (Corners) – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа;
6) модель фрейер (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). |