Литература Раннего Средневековья. Историческая деконструкция понятия «литература»




Дата канвертавання30.04.2016
Памер85.63 Kb.
1 курс з/о и 2 курс з/о

История зарубежной литературы средних веков и Возрождения


I.Тематический план:

1. Проблема хронологических границ курса. Географическое пространство курса. Латино-кельско-германский Запад. Расширение пространства в эпоху великих географических открытий как основа для сложения европоцентристских концепций эпохи Возрождения.

2. Христианство как определяющий фактор развития европейской культуры. Антитеза язычество-христианство. Наследие античной философии в христианской теологии: космологический неоплатонизм античности и теологический неоплатонизм средневековья. Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция: смена «космоса» и «логоса» сверхприродным богом и иррациональной верой, смена мимесиса фантасией.

3. Контраст языческой и христианской этики (ответственность, интроспекция, самоограничение и самопожертвование). Блаженный Августин, «О Граде Божьем» и «Исповедь».

3. Традиционализм средневековой культуры: ориентация на прошлое, на образцовые модели; слабая внутренняя динамика, устойчивость тенденций развития, патриархат. Функции знака в традиционных культурах.

4.Универсализм средневековой культуры. Иерархизм, аллегоризм, стремление сквозь тварный мир прозреть божий замысел во всем. Картина мира средневекового человека. Собор как учебник жизни. Самосознание средневекового человека: борьба язычества и христианства.

5. Роль языка и слова («в начале было Слово») в средневековой культуре. Функции латыни как языка церкви. Кто, как и зачем создавал средневековые рукописи. Скриптории монастырей – типография Гутенберга. Революция книгопечатания и становление литератур на национальных языках. Распространение книг и его последствия.

6.Литература Раннего Средневековья. Историческая деконструкция понятия «литература». Церковная /светская литература, ученая/народная литература. Житийная, «научная» литература, хроники. Читательские установки средневекового сознания. Становление категории авторства. Отсутствие саморефлексии в литературе, ее органичность.

7.Судьба античного наследия в раннем Средневековье. Средневековая латинская литература.

8. Древнейшие памятники европейского эпоса. Эпос архаический (догосударственный) и героический (государственный). Миф и сказка как источники архаического эпоса. Кельтская литературная традиция и ее последующая роль в европейских литературах. Уладский цикл, образ Кухулина. «Старшая Эдда». Песни о богах, картина мира в скандинавской мифологии. Поэтика эпических песен «Старшей Эдды». Песни о героях.

«Беовульф» - поздний пример архаического эпоса.

9. «Песнь о Роланде». Христианские и национально-патриотические мотивы песни. Система этических ценностей, центральные образы.

«Песнь о моем Сиде». История и быт; демократизм и народность поэмы.

«Песнь о Нибелунгах». Черты архаики и куртуазии, особенности художественного пространства-времени, черты разных культурных эпох в основных героях (архаическая проблематика в образах Зигфрида и Брюнхильды, раннесредневековые проблемы мести в образе Кримхильды. Вассальной верности в образе Хагена).

10. Рыцарская культура и литература. Военно-рыцарские ордена.

Взлет и гибель культуры Прованса. Возникновение индивидуального чувства и категории авторства в европейской лирике: трубадуры, труверы, миннезингеры. Жанры лирической поэзии (канцона, альба, пастурела, тенсона, плач). Любовь в рыцарской лирике.

Три цикла рыцарского романа: античный, восточный, бретонский (артуровский). Хронология создания, взаимодействие между циклами, развитие категории авторства.

«Роман об Александре». Романы о короле Артуре – смесь языческого и христианского начал. Романы Кретьена де Труа и В.фон Эшенбаха.

«Тристан и Изольда».

11. Городская литература с точки зрения процесса секуляризации: внимание к новым сферам действительности, быту и повседневности, новый тип литературного героя, новый тон. Полемика городской культуры с куртуазной.

Дидактика. «Роман о Розе».

Сатира. Фаблио, шванки, «Роман о Лисе».

Поэзия вагантов. Поэзия Ф.Вийона.

Обряд католического богослужения и формирование литургической драмы. Роль клириков и роль горожан в театральных постановках. Система театральных жанров: мистерия, миракль, моралите. Фарс.

12. Данте Алигьери. Неоплатонизм как основа творчества. «Новая жизнь» - композиция, поэтика, мистические смыслы книги, сборник как предвестие «Комедии». Трактаты Данте «Пир» и «Монархия».

«Комедия». История создания и традиции эпоса. Религиозно-лирический эпос. Многозначность символико-аллегорической художественной системы Данте. Тройка и терцины. Космогония Данте. Лирический герой.

13. Историческая генеалогия понятия «Возрождения». Хронология Возрождения. Гуманизм как ядро Возрождения. человеческого достоинства. Идеальный христианин-мирянин “uomo universale” как модель личности гуманизма и следствия этого противоречия. Неоплатонизм и антропоцентризм гуманизма. Концепция божественной личности.

14. Эстетика Ренессанса. Отказ от средневекового аскетизма, возрождение языческой полноты жизни, гармонии и пропорции. «Обратная перспектива», «золотое сечение» и расцвет живописи. Литература итальянского Возрождения.

15. Боккаччо. Ранняя проза. «Декамерон» и становление европейской новеллы. Истоки приема «обрамленного повествования». Синтез литературных традиций в новеллах Боккаччо.

Новеллы «Декамерона» как классика жанра. Гуманистические жанры в творчестве Боккаччо.

16. Петровка – образцовый гуманист. Биография, этапы творчества. Соотношение их с «Канцоньере». Сонет Петрарки: форма, содержание. Петраркизм в европейской лирике.

17. Северное Возрождение. Филологическая деятельность гуманистов по переводу священных книг на новые языки и их истолкованию как предпосылка Реформации.

Перевод Библии Мартина Лютера и пути формирования немецкого литературного языка. Возникновение лютеранства/протестантизма как реакция на кризис католичества.

18. Рабле. Биография. История создания, значение, смысл и поэтика романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

19. Поэзия «Плеяды». Ронсар. «Опыты» Монтеня и новая концепция личности в литературе.
20. Творчество Шекспира. Беспрецедентность и загадочность проблем шекспировского творчества. Репутация у современников и становление культа Шекспира.

Биография. Шекспировский вопрос. Этапы творчества. Сонеты. Исторические хроники Шекспира и их связь со средневековой и античной традицией. «Ричард II».

Арсенал драматургических средств и приемов в комедиях Шекспира, эволюция его комедий. «Двенадцатая ночь» как компендиум шекспировской комедии.

Исключительное разнообразие драматургических приемов в зрелых трагедиях Шекспира. «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир».

Своеобразие поздних трагикомедий Шекспира. Театральность «Бури».

Творчество Шекспира – центр западного литературного канона Нового времени.


Практические занятия:



Европейский классический эпос. «Песнь о Роланде».

Особенности жанра, циклы жест. Система персонажей, образ Карла Великого. Роланд – эпический герой, персонажи, противопоставленные ему: Аэльрот, Ганелон, Оливье. Изображение мусульманского мира, принцип параллелизма-противопоставления. Отражение в «Песни» эпохи первых крестовых походов. Понятие о чести, долге, вассальном служении. «Песнь о Сиде». Изображение Реконкисты. Достоверность и вымысел в поэме. Сид, его отношение с королем, вассальная верность, благородство. Эпизод с инфантами Каррионскими. Мусульмане в «Песне о Сиде». Сравнение Сида, героя поэмы, с Сидом из романсов. «Песнь о Нибелунгах» как образец книжного эпоса. Связь с историческими событиями. Композиция «Песни», персонажи, характеристика эпического героя и эпического подвига, данная Е. М. Мелетинским. Особенности синтаксиса книжного эпоса.


Литература

Песнь о Роланде. Песнь о моем Сиде. Романсеро. М., 1976.

Песнь о Нибелунагах. / Изд. подг. Адмони В. Г., Жирмунский В. М. и др. Л., 1972.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995.

Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.


Данте «Божественная комедия»

Замысел Комедии и ее цель. Данте герой и автор жития. Обоснование путешествия по Вселенной. Космос Данте. Вергилий и мир античной культуры. Мистическая и куртуазная традиции в «Божественной комедии». Беатриче – вдохновительница и героиня поэмы. Время и пространство в Комедии, движение в Аду, Чистилище и в Раю. Закон золотого сечения и композиция произведения. Уровень числовой символики, аллегории, символы, мистические образы. Неоплатонические понятия, образ света и зеркала у Данте. «Божественная комедия» – энциклопедия средневекового знания. История, естественные науки, философия и богословие в «Комедии». Жанровые особенности «Комедии» и ее значение для мировой культуры.


Литература

Данте. Божественная комедия.

Доброхотов А. Л. Данте. М., 1990.

Шичалин Ю. А. О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте. // Западноевропейская средневековая словесность.

«Гамлет»: новый тип героя в европейской драматургии. Проблема Гамлета. Мастерство Шекспира-драматурга в построении трагедии. Роль «Гамлета» в дальнейшем развитии литературы. «Макбет» как трагедия власти. Сверхъестественный элемент в трагедии. Эволюция образа главного героя.
Список художественных текстов

Аврелий Августин. Исповедь.

Ирландские саги.

Старшая Эдда.

Белвульф.

Песнь о Роланде.

Песнь о моем Сиде.

Песнь о Нибелунгах.

Поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов. М., 1974 (БВЛ).

Роман о Тристане и Изольде.

Средневековые французские фарсы. М., 1981

Лирика Франсуа Вийона.

Чосер. Кентерберийские рассказы.

Данте. Божественная комедия. Новая жизнь.

Петрарка. Книга песен.

Боккаччо. Декамерон.

Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Лопе де Вега. Собака на сене.

Сервантес. Дон Кихот. Назидательные новеллы.

Шекспир. Сонеты. Ричард II. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Отелло. Макбет.


Учебники

М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский и др. История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. Любое издание.

Стадников В.Г. Зарубежная литература и культура средних веков, Возрождения, XII века. - М., 2009.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х тт. М., Владос, 2001.

Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. В 2-х тт. М., 2005.

История Всемирной Литературы, М., «Наука»,.Т. 2 ,1984 – Средние века, Т. 3, 1985. – Возрождение.

О.И.Федотов. История западноевропейской литературы Средних веков. М., Флинта, 1999.
Дополнительная литература

История Всемирной литературы в 9 т.т. Т. I., М.. 1983, с. 271–302, 501–515; Т. 2, М., 1984, с. 438–592.

Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1963.

Блок, Марк. Феодальное общество // М.Блок. Апология истории. М., 1986.

Бродель, Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., Прогресс, 1986.

Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995 (1-е изд. – 1919)

Гаспаров М. Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975, с. 421–514.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Эдда и сага. М., 1979.

Дюби, Жорж Тысячный год от Рождества Христова/ Жорж Дюби; Пер. с фр. Н.Матяш.- Москва:Путь,1997.- 239 с.

Елина Н. Г. Данте. М., 1965.

История крестовых походов: Перевод с английского= The Oxford illustrated history of the crusades (загл. ориг.)/ Под ред. Джонатана Райли-Смита.- Москва:Крон-пресс,1998.- 494 с.: ил., портр., карт.- (Серия "Экспресс")

Кардини,Франко Истоки средневекового рыцарства/ Франко Кардини.- Сретенск: МЦИФИ,2000.- 360 с.

Кёнигсбергер,Гельмут Средневековая Европа, 400-1500 годы: Перевод с английского/ Гельмут Кёнигсбергер; Предисл. и коммент. Д.Э.Харитоновича.- Москва:Весь мир,2001.- 374 с.: карт.

Кин Морис. Рыцарство. М., Научный мир, 2000.

Косиков Г. К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5–41.

Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

Ле Гофф,Жак Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада: Перевод с французского/ Жак Ле Гофф.- Екатеринбург: Издательство Уральского университета,2000.- 325 с.: ил.- (Другая история)

Ле Гофф,Жак Средневековый мир воображаемого.- Москва:Прогресс, 2001.

Ле Гофф,Жак Цивилизация средневекового Запада: Перевод с французского/ Жак Ле Гофф; Послесл. А.Я.Гуревича.- Сретенск:Межконфессиональный центр историко-философских исследований Толедо,2000.- 370 с.: карт., рис.

Макьявелли. История Флоренции. М., «Наука», 1987.

Мандельштам О. Франсуа Виллон. Разговор о Данте.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976. Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон-Кихоте».

Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков/ РАН. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького; Сост.: О.Е.Нестерова.- Москва:Наследие, 1999

Хёйзинга,Йохан Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах: Перевод с нидерландского= Herfsttij der Middeleeuwen/ Йохан Хёйзинга; Сост. и пер. Сильверстов Д.В.; Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В.И.; Заключ. ст. и науч. коммент. Харитоновича Д.Э.- Москва:Прогресс-Культура,1995.- 413 с.,[8] л. ил., портр.- ("Памятники исторической мысли").- (Сочинения: В 3 томах /Й.Хейзинга; Т.1).



Эко, Умберто. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка