Примерное календарно-тематическое планирование
для I-го отделения вспомогательной школы
с белорусским и русским языками обучения
Для школ с русским языком обучения
«Русский язык», I—V классы;
«Литературное чтение», III—V классы;
«Беларуская мова. Літаратурнае чытанне», VI—X классы.
Для школ с белорусским языком обучения
«Беларуская мова», I—V класы;
«Літаратурнае чытанне», III—V классы.
Для школ с белорусским и русским языками обучения
«Математика», I—V классы;
«Человек и мир», I—VI классы;
«Социально-бытовая ориентировка», I—V классы;
«География», VII—X классы;
«Биология», VII—10 классы;
«Изобразительное искусство», I—V классы;
«Трудовое обучение», I—IV классы.
Предлагаемое планирование является примерным и может корректироваться педагогом по его усмотрению. При составлении использовались действующие учебные программы и учебные пособия для I-го отделения вспомогательной школы, в том числе и подготовленные к 2010/2011 учебному году.
Примерное календарно-тематическое планирование рассмотрено на заседании секции специального образования Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь (протокол от 16.09.2010 № 10) и рекомендовано к использованию.
Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
для 1-го класса I отделения вспомогательной школы
с русским языком обучения
Обучение грамоте и развитие речи (5 часов в неделю)
№ п/п
|
Тема
|
К-во часов
| -
|
Введение в школьную жизнь. Знакомство с классом, школой, режимом дня
|
1
| -
|
Учитель и ученики. Порядок в классе
|
1
| -
|
Имя и отчество учителя. Имена и фамилии учеников. Учителя и ученики других классов
|
1
| -
|
Перемены в школе. Их назначение. Правила поведения на переменах
|
1
| -
|
Нормы этикета. Формулы приветствия, извинения, благодарности, просьбы и т. п.
|
1
| -
|
Уточнение и развитие зрительного восприятия. Дидактические игры на уточнение и развитие зрительного восприятия (цвет) «Волшебные мячи»
|
1
| -
|
Школьные принадлежности. Их назначение, расположение во время письма
|
1
| -
|
Уточнение и развитие зрительного восприятия. Дидактические игры с геометрическими формами, конструирование из палочек, полосок бумаги
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Ориентировка на листе бумаги (верх—низ). Коррекция пространственных представлений
|
1
| -
|
Предложение. Выделение предложений из речи
|
1
| -
|
Составление предложений с определенным словом по образцу
|
2
| -
|
Подготовка к письму. Развитие мелкой моторики (обводка по трафарету изображений знакомых предметов)
|
2
| -
|
Условно-графическое изображение предложений
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Ориентировка на листе бумаги (справа—слева). Коррекция пространственных представлений
|
1
| -
|
Составление предложений по предметным картинкам, по демонстрируемым действиям
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Развитие мелкой моторики (рисование простых предметов: домик, елочка, забор)
|
2
| -
|
Деление простого предложения на слова. Практическое знакомство со словом
|
1
| -
|
Условно-графическое изображение слов в предложении
|
2
| -
|
Подготовка к письму. Штриховка геометрических фигур, изображений знакомых предметов горизонтальными и вертикальными линиями
|
2
| -
|
Составление предложений с заданным количеством слов
|
1
| -
|
Слог. Практическое знакомство со слогом. Деление двусложных слов на слоги
|
1
| -
|
Определение количества слогов в слове
|
2
| -
|
Подготовка к письму. Рисование прямых линий и простых предметов из них
|
2
| -
|
Условно-графическое изображение слога. Отличие от слова
|
1
| -
|
Определение слова по первому слогу
|
1
| -
|
Определение слова по второму слогу с использованием наглядности
|
1
| -
|
Подготовка к письму. «Прописывание» точек, черточек в пределах рабочей строки, по нижней и верхней линиям рабочей строки
|
2
| -
|
Уточнение и развитие слухового восприятия. Звуки природы. Определение источника звука
|
1
| -
|
Звуки речи. Выработка умения отчетливо повторять произносимые учителем слова
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Написание длинных и коротких прямых палочек
|
2
| -
|
Звуки и буквы. Выделение из речи некоторых звуков [а], [о], [у], [м]
|
2
| -
|
Звуки и буквы. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на наглядность
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Прописывание длинных и коротких наклонных палочек
|
2
| -
|
Звуки и буквы. Определение места звука в слове
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Прописывание палочек с закруглением внизу
|
1
| -
|
Подготовка к чтению. Знакомство с художественной книгой
|
1
| -
|
Подготовка к письму. Прописывание палочек с закруглением вверху
|
1
| -
|
Звуки и буквы. Подбор слов, начинающихся с заданного звука
|
1
| -
|
Прописывание палочек с закруглением вверху и внизу
|
1
| -
|
Звуки речи. Выделение звуков [а], [о], [у], [м] из слов
|
1
| -
|
Прописывание овалов и полуовалов
|
2
| -
|
Звуки речи. Звук [а]. Выделение [а] в словах
|
1
| -
|
Звук и буква А, а. Конструирование буквы из различных материалов. Написание строчной буквы а
|
1
| -
|
Звук и буква А, а. Написание прописной буквы А
|
1
| -
|
Звук и буква У, у. Конструирование буквы. Выделение [у] в словах.
|
1
| -
|
Звук и буква У, у. Написание строчной и прописной букв У, у
|
2
| -
|
Чтение слогов-слов ау, уа. Звуко-буквенный анализ слов
|
2
| -
|
Написание слогов-слов ау, уа
|
1
| -
|
Звук и буква О, о. Выделение [о] в словах
|
1
| -
|
Звук и буква О, о. Написание строчной и прописной букв О, о
|
2
| -
|
Чтение букв А, О, У в таблице и букваре
|
1
| -
|
Чтение и письмо слогов-слов ао, оа, ау, уа, оу, уо
|
2
| -
|
Звук и буква М, м. Выделение [м] в словах
|
1
| -
|
Конструирование М, м из различных материалов
|
1
| -
|
Звук и буква М, м. Написание строчной буквы м
|
1
| -
|
Звук и буква М, м. Написание прописной буквы М
|
1
| -
|
Чтение и письмо обратных слогов ам, ом, ум
|
1
| -
|
Чтение и письмо прямых слогов ма, мо, му
|
1
| -
|
Написание прямых и обратных слогов (ам, ом, ум, ма, мо, му)
|
1
| -
|
Написание слогов Ам, Ом, Ум, Ма, Мо, Му
|
1
| -
|
Чтение слогов с выученными буквами
|
1
| -
|
Составление и чтение закрытых и открытых двузвуковых слогов, их сравнение
|
2
| -
|
Звук и буква С, с. Конструирование буквы. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Звук и буква С, с. Выделение [с] в словах
|
1
| -
|
Звук и буква С, с. Чтение слогов
|
1
| -
|
Написание строчной буквы с
|
1
| -
|
Написание прописной буквы С
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов ас—са, ос—со, ус—су. Сравнительный звуко-буквенный анализ
|
1
| -
|
Письмо слогов ас—са, ос—со, ус—су
|
1
| -
|
Звук и буква Х, х. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [х] в словах. Конструирование Х, х из различных материалов
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с Х, х
|
1
| -
|
Написание строчной буквы х
|
1
| -
|
Написание прописной буквы Х
|
1
| -
|
Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов с буквой х
|
1
| -
|
Чтение и письмо слогов ах—ха, ох—хо, ух—ху.
|
1
| -
|
Составление и чтение слов с усвоенными слогами (су—хо, му—ха, у—хо).
|
1
| -
|
Звук и буква Ш, ш. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [ш] в словах. Конструирование буквы Ш, ш
|
1
| -
|
Составление и чтение слов с буквой Ш, ш
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ш
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ш
|
1
| -
|
Сравнительный звуко-буквенный анализ обратных и прямых слогов
|
1
| -
|
Чтение и письмо слогов аш—ша, ош—шо, уш—шу
|
1
| -
|
Звук и буква Л, л. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [л] в словах. Конструирование буквы
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с Л, л
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв л, Л
|
1
| -
|
Составление и чтение слов, предложений
|
1
| -
|
Чтение и письмо слов, предложений с буквой л
|
1
| -
|
Звук и буква Н, н. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [н] в словах. Конструирование буквы Н, н из различных материалов
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой н
|
1
| -
|
Написание строчной буквы н
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Н
|
2
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой н
|
1
| -
|
Составление и чтение слов, предложений
|
1
| -
|
Чтение и письмо слов, предложений
|
1
| -
|
Звук и буква ы. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [ы] в словах. Звуко-буквенный анализ слов мыло, сыры
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ы
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов, слов, предложений
|
1
| -
|
Чтение и списывание слов, предложений
|
1
| -
|
Письмо слов под диктовку (после проведения звуко-буквенного анализа)
|
1
| -
|
Звук и буква Р, р. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [р] в словах. Конструирование буквы
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой р
|
1
| -
|
Написание строчной буквы у
|
1
| -
|
Написание прописной буквы У
|
1
| -
|
Составление и чтение слов, предложений
|
1
| -
|
Чтение и написание слов, предложений
|
1
| -
|
Письмо слов под диктовку (после проведения звуко-буквенного анализа слов)
|
1
| -
|
Составление и чтение слов и предложений с выученными буквами
|
1
| -
|
Звук и буква К, к. Соотнесение буквы и звука
|
1
| -
|
Конструирование буквы. Выделение [к] в словах
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов, слов с буквой к
|
1
| -
|
Написание строчной буквы к
|
1
| -
|
Написание прописной буквы К
|
2
| -
|
Составление и чтение слов, предложений
|
1
| -
|
Чтение и письмо слов, предложений
|
1
| -
|
Звук и буква П, п. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Выделение [п] в словах. Конструирование буквы П, п
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой П, п
|
1
| -
|
Написание строчной и прописной букв п, П
|
2
| -
|
Составление, чтение и письмо слов с буквой П, п
|
1
| -
|
Звук и буква И, и. Выделение [и] в словах. Конструирование И, и
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой И, и (обратные и прямые)
|
1
| -
|
Написание строчной и прописной букв и, И
|
2
| -
|
Дифференциация звуков ы—и
|
1
| -
|
Составление, чтение, письмо слов с буквой И, и
|
1
| -
|
Звук и буква Т, т. Выделение [т] в словах. Соотнесение звука и буквы
|
1
| -
|
Составление и чтение слогов с буквой Т, т
|
1
| -
|
Написание строчной и прописной букв т, Т
|
2
| -
|
Составление и чтение слогов, слов с буквой Т, т
|
1
| -
|
Чтение и списывание слов, предложений
|
1
| -
|
Письмо слов под диктовку
|
1
| -
|
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур
|
2
| -
|
Дифференциация звуков с—ш
|
2
| -
|
Составление и письмо слов из усвоенных слоговых структур
|
2
| -
|
Дифференциация звуков л—р
|
2
| -
|
Составление и чтение предложений
|
1
| -
|
Составление предложений по картинкам. Письмо предложений
|
2
| -
|
Повторение изученного материала
|
1
|
Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
для 2-го класса I-го отделения вспомогательной школы
с русским языком обучения
Обучение грамоте и развитие речи (5 часов в неделю)
№
п/п
|
Тема
|
К-во часов
| -
|
Введение в школьную жизнь. Повторение правил школьника, режима дня
|
1
| -
|
Составление и анализ предложений. Тема «Здравствуй, школа»
|
1
| -
|
Составление предложений по действиям, изображенным на картинках (сказка, режим дня)
|
1
| -
|
Составление рассказа. Тема «Школа»
|
1
| -
|
Выделение слов в предложении. Тема «Учебные принадлежности» («Игрушки», «Овощи»)
|
1
| -
|
Выделение звуков в слове. Тема «Домашние животные»
|
1
| -
|
Звук и буква А, а. Тема «Фрукты»
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв а, А
|
1
| -
|
Звук и буква У, у. Звуко-буквенный анализ слов
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв у, У. Слоги-слова ау, уа
|
2
| -
|
Звук и буква О, о. Выделение [о] в словах. Чтение прямых и обратных слогов с буквой о
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв о, О. Письмо слогов с буквой о. Слова. Предложения
|
1
| -
|
Звук и буква ы. Чтение слов с буквой ы, предложений с этими словами
|
1
| -
|
Письмо буквы ы. Письмо слов с буквой ы, предложений с этими словами
|
1
| -
|
Звук и буква И, и. Составление и чтение слов с буквой и
|
1
| -
|
И как отдельное слово. Письмо строчной и прописной букв и, И
|
1
| -
|
Звук и буква М, м. Чтение прямых и обратных слогов с буквой м
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв м, М. Слово «мама»
|
2
| -
|
Звук и буква Н, н. Чтение слов с буквой н, предложений с этими словами
|
1
| -
|
Звук и буква Н, н. Чтение трехбуквенных слов
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв н, Н
|
2
| -
|
Звук и буква С, с. Составление и чтение двуслоговых слов
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов со звуком [с]
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв с, С
|
2
| -
|
Письмо под диктовку слогов, слов после предварительного звуко-буквенного анализа
|
1
| -
|
Звук и буква Ш, ш. Звуко-буквенный анализ слов
|
1
| -
|
Дифференциация звуков с—ш
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв ш, Ш
|
1
| -
|
Звук и буква Х, х. Выделение [х] в слове
|
1
| -
|
Составление и чтение двуслоговых слов с изученными буквами
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв х, Х
|
2
| -
|
Звук и буква Л, л. Выделение [л] в слове. Составление и чтение слогов и слов с изученными буквами
|
1
| -
|
Звук и буква Л, л. Чтение предложений
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв л, Л. Письмо слов из усвоенных слоговых структур
|
1
| -
|
Звук и буква Р, р. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной буквы, р, Р. Слова с данной буквой. Предложения
|
2
| -
|
Дифференциация звуков р—л
|
1
| -
|
Звук и буква К, к. Чтение слогов и слов с [к]
|
1
| -
|
Чтение предложений. Письмо строчной буквы к
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы К. Письмо слогов и слов с буквой к
|
1
| -
|
Письмо под диктовку слогов, слов с буквой к после предварительного звуко-буквенного анализа
|
1
| -
|
Звук и буква П, п. Чтение слогов, слов, предложений с буквой п
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы п. Письмо слогов, слов с буквой п
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы П. Письмо слов с буквой П
|
1
| -
|
Звук и буква Т, т. Составление и чтение слов с буквой т
|
1
| -
|
Чтение предложений из слов со звуком т
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв т, Т
|
2
| -
|
Дифференциация звуков ы—и. Звук и как показатель мягкости согласных
|
1
| -
|
Письмо слов с буквами ы—и. Письмо под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа
|
1
| -
|
Чтение слогов и слов с изученными буквами
|
1
| -
|
Закрепление написания изученных букв, слогов и слов с этими буквами
|
1
| -
|
Звук и буква З, з. Составление и чтение слогов с буквой з
|
1
| -
|
Чтение слов с твердым и мягким звуком з. Звуко-буквенный анализ слов
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв з, З
|
2
| -
|
Дифференциация звуков з—с. Чтение слогов, слов, предложений и текстов
|
1
| -
|
Звук и буква В, в. Составление и чтение слогов и слов с буквой в
|
1
| -
|
Чтение предложений из слов со звуком в. Чтение текста
|
1
| -
|
Чтение слов с твердым и мягким звуком в. Звуко-буквенный анализ слов
|
1
| -
|
Написание строчной и прописной букв в, В
|
2
| -
|
Звук и буква Ж, ж. Составление и чтение слов с буквой ж
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ж. Письмо слогов, слов
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ж. Письмо предложений
|
1
| -
|
Дифференциация звуков ж—з
|
1
| -
|
Слог жи. Дифференциация звуков ж—ш. Правописание жи—ши
|
3
| -
|
Письмо под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа
|
1
| -
|
Списывание с классной доски, «Букваря» слов, предложений
|
1
| -
|
Звук и буква Б, б. Составление и чтение слов с буквой б
|
1
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы б. Письмо слогов, слов с буквой б
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Б. Письмо предложений
|
1
| -
|
Дифференциация звуков б—п
|
1
| -
|
Звук и буква Г, г. Составление и чтение слогов и слов с буквой г
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов. Чтение предложений, текстов. Большая буква в начале предложения, точка в конце
|
2
| -
|
Письмо строчной и прописной букв г, Г
|
2
| -
|
Дифференциация звуков г—к
|
1
| -
|
Звук и буква Д, д. Составление и чтение слогов и слов с данной буквой
|
1
| -
|
Чтение слов, предложений, текста
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв д, Д
|
2
| -
|
Дифференциация звуков д—т
|
1
| -
|
Слоги и слова со стечением согласных в начале и в конце
|
2
| -
|
Предложения со словами со стечением согласных. Большая буква в начале предложения, точка в конце
|
1
| -
|
Звук и буква й. Составление и чтение слов с буквой й
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов со звуком й
|
1
| -
|
Написание буквы й; слов и предложений с данной буквой
|
1
| -
|
Дифференциация звуков й—и
|
1
| -
|
Буква ь. Звуко-буквенный анализ слов с буквой ь
|
1
| -
|
Письмо буквы ь. Письмо слов, предложений с буквой ь
|
1
| -
|
Составление и чтение слов с мягким знаком
|
1
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Закрепление написания изученных букв. Большая буква в начале предложения, точка в конце
|
1
| -
|
Звук и буква Е, е. Составление и чтение слов с буквой е
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы е
|
1
| -
|
Буква е как показатель мягкости согласных
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Е. Написание слов, предложений с буквой е
|
2
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Звук и буква Ё, ё. Составление и чтение слов с буквой ё
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ё
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ё
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов с буквой ё
|
1
| -
|
Чтение предложений, текстов
|
1
| -
|
Звук и буква Я, я
|
1
| -
|
Составление и чтение слов с буквой я. Письмо строчной буквы я
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов с буквой я
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Я
|
1
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Звук и буква Ю, ю. Составление и чтение слов с буквой ю
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ю
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов с буквой ю
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ю
|
1
| -
|
Чтение предложений, текст
|
1
| -
|
Звук и буква Э, э. Составление и чтение слов с буквой э
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы э
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Э
|
1
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Звук и буква Ч, ч. Составление и чтение слов с буквой ч
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ч
|
1
| -
|
Звуко-буквенный анализ слов с буквой ч
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ч. Чтение и написание слов с буквой ч, предложений с подобными словами
|
1
| -
|
Дифференциация ч—с
|
1
| -
|
Текст, ответы на вопросы по тексту
|
1
| -
|
Звук и буква Щ, щ. Составление и чтение слов с буквой щ
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв щ, Щ
|
2
| -
|
Дифференциация щ—ч
|
1
| -
|
Чтение предложений, текста
|
1
| -
|
Звук и буква Ц, ц
|
1
| -
|
Дифференциация звуков ц—ч
|
1
| -
|
Дифференциация ц—с
|
1
| -
|
Письмо строчной и прописной букв ц, Ц
|
2
| -
|
Звук и буква Ф, ф. Составление и чтение слов с буквой ф
|
1
| -
|
Письмо строчной буквы ф
|
1
| -
|
Чтение слов и предложений с буквой ф
|
1
| -
|
Письмо прописной буквы Ф
|
1
| -
|
Дифференциация звуков в—ф
|
1
| -
|
Буква ъ. Составление и чтение слов с буквой ъ
|
1
| -
|
Письмо буквы ъ
|
1
| -
|
Дифференциация букв ь—ъ
|
1
| -
|
Алфавит. Списывание с доски, «Букваря» слов, предложений (рукописный вариант записи)
|
1
| -
|
«Беларусь — наша Родина». Чтение текста и заучивание наизусть стихотворения
|
1
| -
|
Списывание в тетрадь рукописного текста
|
1
| -
|
Проверка навыков чтения. Чтение текста, ответы на вопросы по иллюстрации
|
1
| -
|
Запись печатного текста рукописными буквами в тетрадь
|
1
| -
|
Связное высказывание в виде ответов на 2—3 вопроса по тексту
|
1
| -
|
Письмо слов под диктовку (задание на дифференциацию смешиваемых звуков)
|
1
| -
|
Времена года. Осень. Заучивание наизусть стихотворений
|
1
| -
|
Письмо с печатного текста
|
1
| -
|
Времена года. Зима. Ответы на вопросы
|
1
| -
|
Письмо печатного и рукописного текстов
|
1
| -
|
Времена года. Весна. Ответы на вопросы по иллюстрации
|
1
| -
|
Письмо предложений из двух—трех слов под диктовку
|
1
| -
|
Времена года. Лето. Выборочное чтение
|
1
| -
|
Контрольное списывание
|
1
| -
|
Сказка. Ответы на вопросы
|
1
|
* Внеклассное чтение проводится в послебукварный период по 15—20 минут 2 раза в неделю.
|