Издательский и владельческий книжный переплет XIX – начала XX века: история и особенности изготовления (на примере изданий из фонда отдела редких и ценных книг нб огу) Шевченко И. Б




Дата канвертавання28.04.2016
Памер92.64 Kb.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЕТ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ ИЗ ФОНДА ОТДЕЛА РЕДКИХ И ЦЕННЫХ КНИГ НБ ОГУ)

Шевченко И.Б.



Оренбургский государственной университет, г. Оренбург
В последнее время внимание к проблемам истории и искусства отечественной книги, в том числе и к вопросам оформления переплета, возросло в связи с развертыванием подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» в рамках федеральной целевой программы «Культура России», участницей которой является научная библиотека университета.

Кроме того, необходимость изучения истории переплетного дела заявленного периода диктуется не только развитием теоретических представлений о книге, но и практическими целями атрибуции и оценки того или иного экземпляра. Так как, внешний вид и сохранность книги влияют на ее ценность. Состояние и сохранность переплета, материалы, из которых он изготовлен, не только помогают атрибутировать издание, но и играют важную роль при приобретении редкой книги.

В научной библиотеке Оренбургского государственного университета фонда редких книг составляет около 5 000 экземпляров. Важно отметить, что все редкие издания библиотеки университета отражены в справочном аппарате научной библиотеки, доступны для читателей. В отделе принята коллекционная расстановка книг. Это позволяет планомерно, детально работать с единичными экземплярами, причем не только в составе коллекций, но и отдельно от них, что дает возможность составить более полную картину о коллекционной значимости, сохранности, физическом состоянии  хранящихся в фонде изданий.

Одной из наиболее объемных коллекций, хранящихся в фонде научной библиотеки, является книжное собрание, переданное Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М. И. Рудомино в 2005 году .

Состав этого книжного собрания весьма многогранен и может быть представлен следующим образом:

а) по видам изданий: книги: монографии, учебники, учебные пособия брошюры;

б) по языку: на всех западно-европейских языках;

а) по содержанию: художественная, публицистическая, мемуарная; научная и научно-популярная, учебная, справочная;

г) по тематике: литературоведение, лингвистика, филология, история, политология, социология, художественная литература,

д) по хронологии XIX- начало XX вв

е) книги с экслибрисами, суперэкслибрисами, владельческими печатями и дарственными надписями.

Достаточно объемную часть этого собрания составляют редкие экземпляры изданий из фондов отечественных и зарубежных библиотек разных типов и видов. Наличие таких изданий, их внешний вид позволило провести небольшое исследование под названием «Издательский и владельческий книжный переплет XIX – начала XXвека: история и особенности изготовления».

Цель исследования заключается в воссоздании истории издательского и индивидуального переплета в конце XIX - начале XX вв., процесса его изготовления и выявлении его особенностей в системе книжного дела России конца XIX - начала XX вв. Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи исследования:

1. Поиск сведений о мастерах и мастерских изготовлявших индивидуальный переплет в конце XIX - начале XX в.

2. Выявление, описание и анализ образцов издательского и владельческого переплета конца XIX - начала XX вв. в фонде научной библиотеки университета

3. Определение особенностей продукции разных переплетных заведений в конце XIX - начале XX вв. и предпочтений владельцев книжных собраний и заказчиков индивидуального переплета.

Объект исследования – издательский и владельческий индивидуальный переплет конца XIX - начала XX века из фонда отдела редких и ценных книг.

Предмет исследования - особенности внешнего облика и внутренней структуры издательского и владельческого переплета. В ходе исследования были выявлены издания, выпущенные известнейшими Российскими и Европейскими книжными издательствами

Издательским называется переплет, изготовленный одновременно со всем изданием. Он, как правило, единообразно оформлен для всего тиража или части тиража книги.

В отличие от него владельческий (штучный или индивидуальный) переплет изготовляется индивидуально, по заказу покупателя или владельца книги, он различен для каждого экземпляра того или иного издания.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до 1917 г. включительно. Выбор данного временного промежутка связан с рядом причин. В 1870 - 1880-х гг. происходят качественные изменения в книжном деле: усовершенствование типографского производства, становление крупных частных издательств, их специализация, расширение издательского репертуара, привлечение новых слоев покупателей. Все это приводит к существенным переменам во внешнем облике книги, ускорению ее производства и удешевлению, что способствует быстрому развитию издательского переплета. Открываются переплетные фабрики, их владельцы начинают помечать переплеты особым клеймом, указывающим на производителя, - бумажным ярлыком и тиснением на крышках. Но наряду с издательским переплетом продолжает существовать переплет индивидуальный. В этот период растет интерес к красиво оформленной книге, к ее материальной форме, не только в среде библиофилов, круг которых расширяется, но и в обществе в целом. Появляются издательства, специализирующиеся на выпуске библиофильских изданий, предполагавших последующую замену обложки художественным индивидуальным переплетом. Изготовители индивидуальных переплетов также начинают более последовательно маркировать свою продукцию, что дает возможность выделить московские переплеты этого периода из массы аналогичных индивидуальных переплетов. Границей хронологических рамок исследований стал 1917 г., что связано с изменением форм собственности и социальными потрясениями, изготовление индивидуального переплета замедляется, меняется состав заказчиков, многие мастерские прекращают свое существование.

Исследуемые издания выявлялись путем просмотра на полках. Таким образом был изучен 2 501 экземпляр. Из этого количества просмотренных книг 75% изданий имеют издательский переплет; библиотечный переплет (полученный книгами вследствие отсутствия переплета или его ветхости в процессе использования в библиотеке); индивидуальный переплет с клеймами разных городов.

В исследовании рассматривались также и индивидуальные переплеты без клейм, т. к. теоретически каждый из этих переплетов мог быть сделан в переплетной мастерской. Здесь необходимо подчеркнуть, что в данном случае место изготовления индивидуального переплета чаще всего связано не с местом издания книги, а с местом ее покупки и таким образом - косвенно - с местом жительства владельца библиотеки.

Анализ публикаций по теме исследования позволяет сделать вывод, что до конца XVIII века - времени появления издательского переплета в России - фактически все книжные переплеты в той или иной степени были индивидуальными, штучными, владельческими.

Первыми переплетами относительно массового характера, единообразно и просто оформленными, можно считать переплеты книг, изданных на Московском печатном дворе в конце XVI-XVII веков и предназначенных для продажи.. Начиная со второй половины XVIII столетия переплеты всех русских книг уже четко можно разделить на две большие группы: издательские и владельческие.

Важно, что принципиальные различия между ними заключались отнюдь не в переплетных материалах, которые практически почти не отличались друг от друга за исключением сафьяна и дорогих видов тканей, которые на протяжении длительного исторического развития использовались исключительно для изготовления владельческих переплетов, а в подходе к самому целевому назначению переплета, в характере и способе его украшения. Например, если в оформлении издательских переплетов художники стремились отразить содержание книги, часто помещая на верхнюю крышку переплета сюжетную картинку, то индивидуальные владельческие переплеты решались почти исключительно в декоративно-украшательском плане, в них широко применялись аппликации, мозаика из разноцветных кусочков кожи, резьба по коже, богатое золотое тиснение, особенно на корешке (который, в отличие от плоского и ровного корешка издательского переплета, оставался бинтовым), и др.

Характерным элементом оформления владельческих переплетов являлся суперэкслибрис. Кроме того, инициалы владельца книги иногда тиснились золотом в нижней части корешка переплета. Ценность владельческого переплета во многом определяется мастерством переплетчика.

К сожалению, в истории русского переплетного дела сохранилось не так много имен создателей уникальных образцов переплетов. В России, в отличие от европейских стран, было не принято оставлять на переплете клеймо его автора и исполнителя. Только во второй половине XIX века в связи с интенсивным развитием русского книжного дела, и резким увеличением количества выпускаемых книг, а так же широким развитием массового издательского переплета ситуация меняется: владельческие переплеты становятся "подписными". Наиболее известными мастерами по изготовлению индивидуальных владельческих переплетов на рубеже XIX-XX веков были Э. Ро (Роу), В. Нильсон, Мейер, А. Шнель (официальный поставщик двора его императорского величества, самый дорогой переплетчик Петербурга начала XX века), А. Д. Петерсон в Петербурге. В фонде ОРЦК были выявлены издания с клеймом А. Петцмана.

На протяжении XIX и в начале XX века издательские переплеты часто отличались друг от друга в пределах одного тиража издания. Это было связано с тем, что многие книги в этот период выходили из печати в обложке, а затем по желанию заказчика заключались в тот или иной переплет. Такую форму взаимоотношений с покупателями, например, активно использовал издатель А. Ф. Маркс (издание выявлено в фонде ОРЦК) при отправке подписчикам бесплатных приложений к журналу "Нива".

В процессе исследования в библиотеке были выявлены переплеты с клеймами 20 московских, петербургских и иностранных ремесленных переплетных мастерских и фабрик. Большинство этих образцов имеют клейма переплетных заведений Т. И. Гагена и А. П. Петцмана, Маркса что еще раз подтверждает их известность среди потенциальных заказчиков индивидуальных переплетов, широкое распространение продукции (переплеты принадлежат библиотекам разных владельцев), размах производства. Наличие в составе продукции этих мастерских значительного количества «улучшенных» и главное - «роскошных» переплетов говорит о высоком уровне работы.

Среди других переплетных заведений, изготавливавших переплеты II и I класса, в том числе исполнявших заказы на подносные экземпляры членам императорского дома, - мастерские А. Папковой, А. Петцмана, Н. Татушина, фирма «Гринберг», а также переплетные цеха типолитографий Н. И. Куманина и И. Н. Кушнерева (выявлено в фонде ОРЦК).

Проведенное исследование позволило воссоздать историю книжного переплета (издательского и индивидуального) XIX – начала XX века, процесса его изготовления и выявить его особенности. На примере образцов, хранящихся в фонде библиотеке определить, описать и проанализировать образцы книжных переплетов, определить их индивидуальные особенности. Полученный в ходе исследования материал об изготовлении книжных переплетов может быть использован в качестве дополнительной информации при изучении Спецкурса по «Истории книжного дела», проведении семинаров по книжной культуре, при оформлении - тематических книжных выставок.



Таким образом, можно сделать вывод, что издания, составляющие фонд отдела редких и ценных книг научной библиотеки, представляют собой ценные исторические источники, которые способствуют мотивации к их изучению. Проведенное исследование позволило:

  1. Раскрыть фонд отдела редких и ценных книг научной библиотеки университета.

  2. Ввести в научный и культурный оборот сведения о переплетах изданий, представленных в фонде отдела.

  3. Обеспечить научное описание переплетов, отвечающее международным стандартам и позволяющее идентифицировать и проследить тенденции развития книжной культуры.

  4. При аннотировании редких изданий охарактеризовать каждый элемент переплета (особое внимание уделить художественной стороне переплета)

    1. Указать сведения о переплетчике и месте изготовления переплета.

    2. Указать сведения об экземпляре (подносной, библиофильский и др.)

    3. Указать сведения о владельце книги.

Сведения, полученные в ходе исследования, вошли в Национальную программу «Сохранение библиотечных фондов Российской Федерации» (2001) целью которой является воссоздание репертуара книжных памятников, унификация деятельности по выявлению, учету, описанию, хранению и использованию книжных памятников, координации деятельности библиотек, архивов, музеев по основным направлениям работы с книжными памятниками.
Список литературы


  1. Адарюков, В. Я. В мире книг и гравюр [Текст] : воспоминания: факс. воспр. изд. 1926 г. / В. Я. Адарюков; Гос. акад. худож. наук. - М. : Книга, 1984. - 60 с.

  2. Золотова, М. Б. Книжные переплеты московских мастерских конца ХIХ - начала ХХ века : (из собрания Румянцевского музея) / Мария Борисовна Золотова // Библиотековедение, 2006. - N 6. - С. 67-70.

  3. Золотова, М. Б. Московский индивидуальный книжный переплет конца XIX начала XX века: дисс. канд. ист. наук. 05.25.03 / М. Б. Золотова. - М., 2006 . – 201 с.

  4. Золотова, М. Б. Переплетные мастерские в Петербурге и Москве при обществах социальной поддержки в XIX - начале XX вв. / Золотова М. Б. // Румянцевские чтения : Материалы международной конференции (5-7 апреля 2005 ): Тез. и сообщ. - М., 2005. - С. 88-93.

  5. Золотова, М. Б. Переплеты мастерских Т. И. Гагена и А. П. Петцмана в собрании Российской государственной библиотеки /Золотова М. Б. // Книга в пространстве культуры : Научно-практический сборник : Приложение к журналу «Библиотековедение». — М., 2006. - Вып. 1 (2). - С. 66 - 70.

  6. Золотова, М. Б. Ремесленное переплетное производство в Москве в конце XIX -начале XX вв. / Золотова М. Б. // Книга в пространстве культуры : Научно-практический сборник : Приложение к журналу «Библиотековедение». - М., 2005. - Вып. 1. - С. 66 - 72.

  7. Золотова, М. Б. Русский индивидуальный художественный переплет XIX -начала XX вв. / Золотова М. Б. // Антиквариат : Предметы искусства и коллекционирования. - №4 (26). - 2005. - С. 116-125.

  8. Игошев, В. В.  Типология новгородских серебряных окладов Евангелий XVI века / Валерий Викторович Игошев // Библиотековедение, 2007. - N 3. - С. 56-63. - Ил.: 6 фот. - Примеч.: с. 62. - Библиогр.: с. 62-63.

  9. История книги [Текст]  / под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. - М. : Светотон, 2001. - 400 с.

  10. Павлов, И. П. Ручной переплет [Текст] : практ. пособие / И. П. Павлов. - М. : Высш. шк., 1993. - 160 с.

  11. Полонская, И. М. Русская издательская обложка и переплет XVIII в. // Книга. Исслед. и материалы. - 1979. - с. 152-161.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка