Исходные данные




Дата канвертавання25.04.2016
Памер101.82 Kb.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

  1. Происшествие имело место в темное время суток, при свете фар транспортных средств, видимость проезжей части при ближнем свете фар 40 - 50 м.

  2. Происшествие имело место на перекрестке ширина одной из проезжих частей 15,0 м и второй - 6,5 м. Дорожное покрытие асфальтобетонное, на момент происшествия находилась в сухом состоянии. Дорога горизонтальная.

  3. Проезжая часть ул.Люстдорфская дорога предназначена для движения в двух направления, разделенных между собой двойной осевой линией дорожной разметки по два ряда в каждом направлении.

  4. Автомобиль AUDI в технически исправном состоянии с водителем и пассажиром, двигался по ул. Люстдорфская дорога в левом крайнем ряду на расстоянии 0,4 м от левого борта до разделительной линии дорожной разметки со скоростью около 60 км/час согласно показаний его водителя.

  5. В правом ряду в попутном с автомобилем AUDI направлении впереди него у правого края проезжей части на расстоянии около 0,5 м от него остановился для высадки пассажиров автомобиль OPEL KADETT в технически исправном состоянии. После высадки пассажиров, автомобиль OPEL KADETT начал движение с разгоном, затем проехав расстояние около 10 - 12 метров начал выполнение поворота налево. При этом с момента начала поворота налево до момента столкновения автомобиль OPEL KADETT преодолел расстоянии 13,8 м (6,1 м до середины полосы и 7,7 м от середины до места столкновения. Время движения автомобиля OPEL KADETT от середины полосы до места столкновения составляло 1,2 - 1,4 сек.

  6. Взаимоположение автомобилей в момент столкновения согласно траспортно-трасологических исследований.

  7. Момент возникновения опасности для движения возникал с момента пересечения автомобилем OPEL KADETT середины полосы.

И С С Л Е Д О В А Н И Е

Для экспертного исследования был представлен автомобиль AUDI-100





Исходя из вышеизложенного необходимо заключить, что на автомобиле AUDI-100 на его передней части преимущественно справа имеются следы и повреждения, характерные для образования в результате ударного контакта с массивным равнопрочным объектом, имеющим выступающие поверхности с вертикально и горизонтально ориентированными границами линейной формы и направлением ударной нагрузки спереди назад.

Для экспертных исследований был автомобиль OPEL KADETT



Исходя из вышеизложенного необходимо заключить, что автомобиль OPEL KADETT на его левой боковой поверхности спереди имеет следы и повреждения ударно-динамического характера в результате контакта с массивным равнопрочным объектом, имеющим выступающие поверхности с вертикально и горизонтально ориентированными границами линейной формы с ориентацией ударной нагрузки по направлению слева направо несколько спереди назад

Раздельным и сравнительным исследованием, натурным сопоставлением повреждений и следов, обнаруженных в процессе экспертного осмотра на автомобилях AUDI-100 и OPEL KADETT , а также наиболее выступающих их частей и деталей определяется совпадения формы, размеров, степени выраженности, направленности и высоты расположения от уровня опорной поверхности на следующих их частях:



Автомобиль OPEL KADETT

Автомобиль AUDI-100

вмятина на панели задней левой двери

торец переднего правого крала, правая фара

деформация переднего левого крыла в районе обвода колесной арк

счес в нижнем левом углу таблички гос.номерного знака

деформации левого порога

передний бампер

Таким образом, необходимо заключить, что при рассматриваемом происшествии в первичный ударный контакт вступили левая боковая поверхность автомобиля OPEL KADETT и передняя часть автомобиля AUDI-100.

Посредством проведения моделирования с помощью плоскостных моделей автомобилей AUDI-100 и OPEL KADETT и использованием информации об обнаруженных на них следах и повреждениях и вышеизложенного определено, что при первичном столкновении угол между линиями продольных осей автомобилей составлял около 75 - 85 0, примерно как указано на схеме:



Для разрешения вопроса о расположении места столкновения на проезжей части изучалась и наносилась на схему масштабом 1 : 100 информация, содержащаяся в протоколе осмотра места происшествия и схеме к нему

Следует указать, что наиболее информативными о расположении транспортного средства на опорной поверхности являются следы их колес, оставленные непосредственно перед наступлением происшествия.

В этой связи следует указать некоторые особенности столкновения автомобилей AUDI-100 и OPEL KADETT в конкретике рассматриваемого события, определяемые исходя из обнаруженных на них следах и повреждениях:



  • контактирование происходило при весьма значительном перекрытии по ширине передней части автомобиля AUDI-100 и габаритной длине автомобиля OPEL KADETTпод углом не существенно отличающемся от 90 градусов;

  • при такого рода контактах наступает блокировка транспортных средств в ходе которой колеса заблокированного транспортного средства, как правило, оставляют следы на проезжей части ("следы шин" в районе осевой линии дорожной разметки;

  • кроме этого, в процессе входа в контакт возникают поперечные силы, стремящиеся наклонить либо опрокинуть автомобиль OPEL KADETTна правый борт и при этом приподнимающие, прежде всего, переднее левое колесо этого автомобиля (исходя из расположения на нем зоны контакта), соответственно нагружающие переднее правое колесо, на диске которого имеются существенные деформации; вполне очевидно, что при вышеизложенном процессе оставлен косоориентированный "след юза от колеса" и далее "царапины на асфальте и бордюрном камне";

С учетом вышеизложенного, проводилось моделирование с использованием плоскостных масштабных моделей автомобилей AUDI-100 и OPEL KADETT; в ходе указанного моделирования модель автомобиля OPEL KADETT располагалась таким образом, чтобы задние колеса этого автомобиля находились на нанесенных на масштабную схему "следах шин", а переднее правое колесо - на косоориентированном "следе юза от колеса"; автомобиль AUDI-100 располагался исходя из определенного выше взаимоположения указанных транспортных средств в момент входа их в контакт (см. схему ниже).

Для разрешения вопроса о расположении автомобиля OPEL KADETTна проезжей части по ее ширине проводилось моделирование с учетом вышеизложенного, а также справочно установленного минимального радиуса поворота этого автомобиля 5,2 м.

При этом определено, что автомобиль OPEL KADETT мог начать выполнение поворота налево, находясь не левее изображенного на схеме его положения, т.е. правым бортом на расстоянии не более 2,0 м.



Исходя из задаваемых исходных данных, рассматриваемое происшествие имело место на дороге в населенном пункте в районе перекрестка.

Это происшествие заключается в столкновении автомобиля AUDI-100 с автомобилем OPEL KADETT, вначале стоящем в попутном с автомобилем AUDI направлении у правого края проезжей части впереди него, а затем начавшего движение с ускорением, после чего осуществляющего поворот налево.

С технической точки зрения представляет интерес для проведения анализа создавшейся на проезжей части перед происшествием ситуации в определении расстояния от места столкновения, на котором располагался автомобиль AUDI в момент начала автомобилем OPEL KADETT пересечения середины полосы при выполнении им поворота налево, которое возможно определить путем решения расчета:

Sa = tп * Vа / 3,6; (м)

где:


  • tп - время движения автомобиля OPEL KADETT в опасной зоне - 1,2 - 1,4 сек;

  • Va - скорость движения автомобиля AUDI перед рассматриваемым происшествием -60 км/час;

Sa =1,2 * 60 / 3,6 = 20,0 м; Sa = 1,4 * 60 / 3,6 = 23,3 м;

Исходя из проведенного расчета, величина удаления автомобиля AUDI от места столкновенияя в момент начала автомобилем OPEL KADETT пересечения середины полосы при выполнении им поворота налево определяется равной около 20,0 - 23,3 м.

В общем случае действия водителя при намерении осуществления начала движения и маневрирования регламентируются требованиями п.10.1 Правил дорожного движения, согласно которым водитель перед изменением направления движения должен убедиться в том, что это будет безопасным и не создаст препятствий другим участникам движения.

Кроме этого, в соответствии с требованиями п.10.4 Правил дорожного движения, водитель пред выполнением поворота налево должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении.

Исходя из требований раздела 1.Общие положения Правил дорожного движения, понятие "уступить дорогу" (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен продолжать движения и не осуществлять каких-либо маневров, если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, необходимо заключить, что фактически в рассматриваемом случае, поскольку перед рассматриваемым происшествием сзади к автомобилю OPEL KADETT приближался автомобиль AUDI-100, то с технической точки зрения водителю автомобиля OPEL KADETT в соответствии с требованиями пп.10.1, 10.4 Правил дорожного движения необходимо было отказаться от осуществления маневрирования до проезда мимо него автомобиля AUDI.

Исходя из вышеизложенного, для водителя автомобиля OPEL KADETT техническая возможность не стать помехой для движения автомобиля AUDI заключалась в возможности этого водителя реализовать свои надлежащие действия, т.е. воздержаться от начала движения маневрирования до проезда мимо него автомобиля AUDI.

Поскольку происшествие в рассматриваемом случае имело место в условиях достаточной видимости, то с технической точки зрения указанное обстоятельство обеспечивало для водителя автомобиля OPEL KADETT реальную возможность своевременного обнаружения того, что сзади к нему приближается автомобиль AUDI-100, движущийся в прямом направлении и действовать в соответствии с указанным обстоятельством.

Поскольку автомобиль OPEL KADETT перед рассматриваемым происшествием находился в технически исправном состоянии, то это обстоятельство обеспечивало для водителя этого автомобиля реальную возможность в изменении режима, скорости и направлений движения в зависимости от своих намерений и складывающейся на дороге ситуации.

Таким образом, необходимо заключить, что каких-либо причин технического характера, которые препятствовали бы водителю автомобиля OPEL KADETT путем надлежащего и своевременного выполнения вышеизложенных требований Правил дорожного движения не стать помехой для движения автомобиля AUDI из представленных материалов не усматривается.

Как следует из вышеизложенного, водитель автомобиля AUDI в рассматриваемом случае пользовался преимущественным правом проезда.

Однако, вполне очевидно, что в ходе движения автомобиля AUDI наступал момент, когда возможно было объективно обнаружить с водительского места этого автомобиля, что в пределы полосы его движения по проезжей часть движется автомобиль OPEL KADETT и возникала угроза наступления контактирования, т.е. складывающаяся на дороге ситуация становилась опасной для дальнейшего движения.

В общем случае действия водителя при возникновении опасности для движения регламентируют требования 12.3 Правил дорожного движения, согласно которым этому водителю с момента обнаружения опасности для движения надлежит принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства или безопасному для остальных участников движения объезду препятствия.

Следует указать, что для безопасного объезда движущегося объекта водителю с технической точки зрения должно быть заблаговременно гарантированно известны режим и траектория дальнейших движений этого объекта для обеспечения этому водителю соответствующей возможности своевременного избрания гарантированно безопасных точки и направления предстоящего объезда.

В рассматриваемом случае вышеизложенное подразумевает наличие у водителя автомобиля AUDI возможности прогнозировать дальнейшие действия водителя автомобиля OPEL KADETT по изменению им характера, режима, направлений и скорости его перемещений, что вполне очевидно, является весьма проблематичным.

Кроме этого, экстренное маневрирование, когда водитель, стремясь не дать перерасти опасной ситуации в аварийную, должен вращать рулевое колесо как можно быстрее и не всегда успевает согласовать скорость и угол поворота руля и управляемых колес со скоростью движения управляемого им транспортного средства, не гарантирует сохранения этим транспортным средством его поперечной устойчивости и может привести к его заносу или опрокидыванию.

Таким образом, в рассматриваемом случае с технической точки зрения для водителя автомобиля AUDI применение объезда поворачивающего автомобиля OPEL KADETT являлось не приемлемым.

Следовательно, в рассматриваемом случае водителю автомобиля AUDI с момента обнаружения им того, что в полосу, занимаемой его автомобилем перемещается автомобиль OPEL KADETT, осуществляющий поворот, надлежало применить экстренное торможение, как наиболее эффективный способ снижения скорости движения.

Исходя из вышеизложенного, для водителя автомобиля AUDI техническая возможность предотвратить столкновение с автомобилем OPEL KADETT заключалась в возможности этого водителя реализовать свои должные в свете требований Правил дорожного движения действия, т.е. до момента критического сближения с этим автомобилем снизить скорость движения управляемого им автомобиля до полной остановки.

В аналогичных рассматриваемому случаях указанное обстоятельство, как правило, устанавливается путем сопоставления величин So - остановочного пути автомобиля AUDI в задаваемых следствием условиях рассматриваемого происшествия и - удаления автомобиля AUDI от места столкновения в момент возникновения опасности для движения, задаваемого следствием и определенного выше около 20,0 - 23,3 м.

Расстояние, которое необходимо для снижения скорости движения автомобиля AUDI 60 км/час до полной остановки определяется из расчета:

Sо = (t1 + t2 + 0,5 * t3) * Vа / 3,6 + Vа² / 26 * j

где:


  • t1 - время реакции водителя в рассматриваемой дорожной ситуации - 1,0 сек;

  • - фактическая скорость движения автомобиля AUDI при рассматриваемом происшествии - 60 км/час;

  • t2 - время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля AUDI - 0,2 сек;

  • t3 - время нарастания замедления при торможении исправного автомобиля AUDI сухом на асфальтобетоне - 0,25 сек;

  • j - установившееся замедление при торможении исправного автомобиля AUDI на сухом асфальтобетоне - 6,9 - 7,5 м/сек² ;

Sо = (1,0 + 0,2 + 0,5 * 0,25) * 60 / 3,6 + 60² / 26 / 6,9 = 42,2 м;

Sо = (1,0 + 0,2 + 0,5 * 0,25) * 60 / 3,6 + 60² / 26 / 7,5 = 40,5 м;

Исходя из проведенного расчета величина расстояния, которое необходимо для снижения скорости движения автомобиля AUDI 60 км/час до полной остановки определяется равным около 42,2 - 40,5 м.



Таким образом, поскольку при сопоставлении величин Sо = 42,2 - 40,5 м с соответственно Sа = 20,0 - 23,3 м определяется, что последняя меньше, то необходимо заключить, что в рассматриваемом случае водитель автомобиля AUDI не располагал технической возможностью предотвратить столкновение с автомобилем OPEL KADETT путем применения экстренного торможения с задаваемого момента возникновения опасности


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка