Доклад коалиции подготовлен и представлен следующими организациями




Дата канвертавання02.07.2016
Памер331.26 Kb.



Второй цикл Универсального Периодического Обзора

Республики Беларусь
Представлен 15 сентября 2014 г.
Доклад коалиции подготовлен и представлен следующими организациями:



  • РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет», http://belhelcom.org/

  • ПЦ «Вясна», http://spring96.org/

  • ПУ «Центр правовой трансформации», http://www.lawtrend.org/

  • Ассамблея демократических неправительственных организаций Беларуси, http://belngo.info/

  • РОО «Белорусская ассоциация журналистов», http://baj.by/

  • РОО «Правовая инициатива»,

  • Комитет «Солидарность», http://www.salidarnasc.org/

  • Инициатива «За свободное вероисповедание»

  • Офис по правам людей с инвалидностью, http://www.disright.org/

  • Белорусский документационный центр

  • Белорусский дом прав человека им. Б. Звозскова. http://humanrightshouse.org/Members/Belarus_BY/index.html

Контактное лицо коалиции:


РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»

Дмитрий Черных

Адрес электронной почты: dzmitry.charnyh@gmail.com

Телефон: +375 17 222 48 00

Адрес: Беларусь, Минск 220036, ул. К.Либкнехта, 68, офис 1201

http://www.belhelcom.org



Количество слов: 4529 (не включая заголовки разделов)

Оглавление


Оглавление 2

Общая политика в области прав человека и верховенства права 3

Сотрудничество с международными механизмами по защите прав человека 3

Рекомендации: 4

Право на жизнь 4

Смертная казнь 4

Рекомендации: 4

Насильственные исчезновения политических оппонентов власти 5

Рекомендации: 5

Запрет пыток и жестокого обращения 5

Рекомендации: 6

Право на справедливый суд, независимость судей и юристов 7

Рекомендации: 8

Неприкосновенность частной жизни. Защита персональных данных 8

Рекомендации: 9

Свобода слова 9

Доступ к информации 10

Рекомендации: 10

Религиозные свободы 11

Рекомендации: 11

Свобода собраний 11

Рекомендации: 12

Свобода ассоциаций 12

Рекомендации: 13

Равенство всех перед законом, запрет дискриминации 14

Рекомендации: 14

Права людей с инвалидностью 14

Рекомендации: 15

Академические свободы 15

Рекомендации: 16



Общая политика в области прав человека и верховенства права


  1. Власти Беларуси не продемонстрировали минимально необходимый уровень политики поддержки и уважения прав человека. Рекомендации в рамках УПО об освобождении политзаключенных, либерализации законодательства о свободе выражения и выборах признаны неприемлемыми и не выполнены, по отдельным позициям правовые рамки еще больше ужесточились. В стране нет органов и структур, ответственных за выработку и продвижение политики в области прав человека, не принимаются периодические комплексные планы в этой сфере. Деятельность парламентской комиссии, в компетенцию которой, среди прочего, входят вопросы прав человека, за отчетный период практически неизвестна.

  2. Во исполнение рекомендаций УПО на нескольких международных конференциях, организованных МИД совместно со структурами ООН с приглашением зарегистрированных НПО обсуждался опыт функционирования института Омбудсмена. Однако создание Национального учреждения по правам человека в Беларуси в публичных планах правительства не фигурирует.

  3. Рекомендации, данные в рамках первого тура УПО, правительством не публиковались и не были предметом широкого обсуждения, не известно о составлении каких-либо планов о принятии мер по их реализации. Вместе с тем, в 2014 году состоялись две встречи – национальных консультаций – по реализации рекомендаций первого цикла, на которых присутствовали только зарегистрированные НПО. Однако общественности не известно о дальнейших шагах по составлению и реализации планов работ по их итогам.

  4. Беларусь практически находится вне современного международного процесса развития идей прав человека и поиска ответа новым вызовам в таких вопросах как, в частности, права человека и борьба с терроризмом и экстремизмом, права человека и приватность в условиях развития информационного общества.

Сотрудничество с международными механизмами по защите прав человека


  1. В отчете о ходе выполнения рекомендаций УПО Беларусь представила информацию о сотрудничестве с механизмами защиты прав человека в рамках ООН1. Однако, данная информация не может служить достаточным подтверждением того, что Беларусь выполняет рекомендации УПО и готова добросовестно продолжать сотрудничество с ООН и другими международными организациями. На практике, рекомендации УПО по данному направлению Беларусью реализуются лишь частично либо не реализуются вообще. Из 57 рекомендаций, либо поддержанных Беларусью, либо признанных ею приемлемыми, по состоянию на ноябрь 2011 года реализовываются только 19; 38 рекомендаций либо реализовываются частично, либо не реализовываются вообще. Из 19 рекомендаций, признанных Беларусью неприемлемыми, не реализовываются все 19. Из 15 рекомендаций, объявленных реализованными, на деле реализована только одна; 4 рекомендации реализованы только частично, а 10 – не реализованы вовсе2.

  2. Беларусь продолжает практику непризнания соображений, в которых Комитет ООН по правам человека установил нарушения Республикой Беларусь Международного пакта о гражданских и политических правах.

Рекомендации:


Беларусь должна добросовестно сотрудничать с международными механизмами по защите прав человека, в том числе:

  • Своевременно предоставлять периодические доклады в соответствующие договорные органы;

  • Принять все меры, необходимые для эффективного и действенного исполнения соображений Комитета ООН по правам человека и других договорных органов, принятых в отношении Беларуси; и

  • Эффективно сотрудничать со специальными процедурами ООН.


Право на жизнь

Смертная казнь


  1. Беларусь продолжала выносить смертные приговоры и исполнять их.

  2. Всего за период с 2010 по август 2014 года в Беларуси известно о казнях 9 человек (А. Жук, В. Юзепчук, А. Бурдыко, О. Гришковец, И. Мялик, В. Ковалёв, Д, Коновалов, Г. Юзепчук, П. Селюн). Еще 2 смертных приговора вынесены в отношении А. Грунова и Э. Лыкова в конце 2013 года и вступили в законную силу, однако об их приведении в исполнение на момент представления отчета информация отсутствует3.

  3. Продолжалась практика вынесения смертных приговоров Верховным Судом в качестве суда первой инстанции, в частности, в отношении Владислава Ковалёва и Дмитрия Коновалова, что лишает осужденных права на его кассационное обжалование. В отношении указанных лиц смертный приговор был приведены в исполнение уже через 2 месяца после их вынесения.

  4. В 5 случаях (В. Ковалёв, А. Жук, В. Юзепчук, А. Бурдыко, О. Гришковец, П. Селюн) смертные приговоры были приведены в исполнение, несмотря на то, что в отношении приговорённых были начаты процедуры защиты в соответствии с Правилами процедуры КПЧ № 92 по поданным индивидуальным обращениям в КПЧ ООН. Правительство Беларуси было письменно уведомлено об их начале. В двух случаях по индивидуальным обращениям уже казнённых А. Жука и В. Ковалёва, КПЧ ООН установил нарушение Республикой Беларусь ст. 6 МПГПП – права на жизнь.4

  5. В соответствии с законодательством, смертная казнь в Беларуси исполняется непублично путем расстрела, о дате и месте казни не сообщается, тела казнённых родственникам не выдаются, и о месте захоронения не сообщается. КПЧ ООН неоднократно признавал данные процедуры жестоким и бесчеловечным обращением в отношении родственников казнённых5.

Рекомендации:


Республика Беларусь должна:

  • присоединиться ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах и отменить смертную казнь.

  • в качестве промежуточной меры до присоединения ко Второму Факультативному протоколу в ближайшее время ввести мораторий на исполнение смертной казни.

  • до отмены смертной казни или введения моратория на ее исполнение внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, которые бы гарантировали родственникам приговоренных к смертной казни возможность проститься с ними, а также возможность захоронения тел казненных в соответствии с традициями их семей.

Насильственные исчезновения политических оппонентов власти6


  1. Белорусские власти по-прежнему не предприняли необходимых действий к раскрытию дел об исчезновениях в 1999­-2000 годах политических оппонентов режима: экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, бывшего вице-спикера Верховного Совета Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского, журналиста Дмитрия Завадского. Таким образом, рекомендации, сделанные в рамках Универсального периодического обзора 2010 года в этой части, государством не выполнены. Подозрения против высших должностных лиц до сих пор не опровергнуты в установленном законом порядке. При этом в деле Красовского КПЧ ООН признал Беларусь виновной в нарушении Международного пакта о гражданских и политических правах, поскольку она не предоставила эффективное средство правовой защиты и не обеспечила проведение тщательного и эффективного расследования по соответствующим фактам, уголовное преследование и наказание виновных, надлежащее информирование о результатах проведенных расследований и надлежащую компенсацию.7

Рекомендации:


Республика Беларусь должна:

  • Ратифицировать Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений;

  • Принять необходимые меры по полному и беспристрастному расследованию дел по исчезновению политических;

  • Привлечь лиц, которым инкриминируются эти преступления, к ответственности независимым судом, а в случае установления их вины обеспечить их наказание в соответствии с международными обязательствами Беларуси.

Запрет пыток и жестокого обращения


  1. Беларусь лишь частично реализовала только 1 из 6 рекомендаций доклада рабочей группы УПО 2010 года. Беларусь игнорирует Рекомендации, принятые Комитетом ООН против пыток на 47 сессии в ноябре 2011 года.

  2. Беларусь до сих пор не сделала заявлений по ст. 21, 22 Конвенции против пыток (далее Конвенции8), а также не присоединилась к Факультативному протоколу к Конвенции. За отчётный период в национальное законодательство не было включено определение пытки, согласующееся со ст. 1 Конвенции. Проект соответствующих изменений в Уголовный кодекс внесен в Парламент еще в 2013году, однако на момент подачи доклада не принят.

  3. Сохраняется практика недопуска адвокатов к заключенным или арестованным. В стране не создан эффективный механизм разбирательства по жалобам на пытки или ненадлежащее обращение в государственные органы. Должностные лица, в отношении которых проводится проверка по заявлению о фактах пыток, не отстраняются от исполнения своих служебных полномочий на время проверки. Медицинская служба входит в систему МВД, проблематично зафиксировать телесные повреждения заключенных, находящихся в закрытых учреждениях.

  4. Нет эффективного механизма обжалования ненадлежащих условий содержания при административном аресте. Прокуратура пересылает жалобы в ведомство, на которое подана жалоба. Проверки по таким жалобам не проводятся, ответы однотипные, утверждающие, что условия содержания соответствуют законодательству.9

  5. Судебные разбирательства по делам о фактах пыток за отчётный период не стали более справедливыми и эффективными. Судами не вынесено ни одного решения, связанного с наказанием виновных и компенсацией жертве10.

  6. В Беларуси существуют общественные наблюдательные комиссии, призванные осуществлять контроль за деятельностью органов, исполняющих наказания, но они полностью зависят от Министерства юстиции и эффективного мониторинга не проводят. Посещение комиссией пенитенциарного учреждения возможно лишь с предварительного разрешения Департамента исполнения наказаний МВД. Вместе с тем в законодательство внесены изменения, предусмотревшие право членов комиссии встречаться с заключенными наедине, без присутствия администрации, однако на практике это право нередко нарушается.

  7. Общественный контроль за другими закрытыми учреждениями (следственные изоляторы, места содержания административно арестованных, изоляторы временного содержания и отделения милиции, психиатрические лечебницы) законодательством не предусмотрен11.

Рекомендации:


Республика Беларусь должна привести законодательство и практику в области свободы от пыток и жестокого обращения в соответствие с международными стандартами, в том числе:

  • Строго соблюдать полный запрет на применение пыток;

  • Включить в национальное законодательство определение пытки, согласующееся с определением в ст. 1 Конвенции;

  • Присоединиться к Факультативному протоколу к Конвенции против пыток;

  • Обеспечить оперативное, беспристрастное и всестороннее расследование всех жалоб о применении пыток и жестокого обращения в отношении лиц, подвергнутых аресту, задержанию или тюремному заключению;

  • На время проверки по заявлению о фактах пыток отстранять от исполнения своих служебных полномочий всех должностных лиц, в отношении которых проводится проверка;

  • Пересмотреть порядок формирования общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих мониторинг пенитенциарных учреждений, предусмотрев участие в таких комиссиях представителей независимых общественных, в том числе правозащитных организаций;

  • Отменить уведомительный характер посещения пенитенциарных учреждений, законодательно обеспечить возможность общественного контроля за другими закрытыми учреждениями.

Право на справедливый суд, независимость судей и юристов12


  1. В 2011 году принят Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь», который наметил ряд позитивных мер по развитию системы общих судов, таких как: введение элементов апелляции в уголовный процесс с дальнейшим расширением их применения в уголовном и гражданском процессах; внедрение процедуры медиации по отдельным категориям дел; рассмотрение вопроса о возможности введения института присяжных заседателей и другие. Однако большинство его положений так и остались лишь планами.

  2. Органы исполнительной власти продолжают играть решающую роль в назначении судей. Зависимость судей от исполнительной власти усугубляется еще и короткими сроками пребывания в должности (в 2013-14 годах лишь 15% судей назначались бессрочно).

  3. Необходимо отметить принятие 29 ноября 2013 года Декрета Президента № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», в соответствии с которым с 1 января 2014 года полномочия по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов от Министерства юстиции переданы Верховному Суду, что формально уменьшает зависимость судебных органов и судей от исполнительной власти. В то же время в структуре Администрации Президента Республики Беларусь сохраняется Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти, вопросам гражданства и помилования.13 Данный орган, среди прочего, вносит на рассмотрение Президента предложения о назначении на должности и освобождение от должностей судей, присвоении им квалификационных классов, подготавливает соответствующие акты Президента, разрабатывает проекты актов Президента по вопросам, связанным с деятельностью органов судебной власти. Фактически оно выполняет функции, которые в большинстве государств входят в компетенцию органа, состоящего, главным образом, из судей, и именуемого Судебным Советом, Советом судей или Высшим советом юстиции.

  4. Сохраняется проблема вынесения политически мотивированных судебных постановлений (приговоры в отношении фигурантов уголовного дела по факту массовых беспорядков в Минске в декабре 2010 года, приговор в отношении правозащитника Алеся Беляцкого, приговоры в отношении анархистов, в результате чего осужденные признавались политзаключенными).

  5. Следует признать положительным принятие Пленумом Верховного Суда постановления № 11 от 20 декабря 2013 г. «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов», направленного на обеспечение публичности судебных разбирательств. На практике положения постановления в части обеспечения открытости и гласности судебных разбирательств, нередко игнорируются судами.14

  6. 1 января 2013 года вступил в силу Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который усилил зависимость адвокатов и органов адвокатского самоуправления от исполнительной власти, в частности, Министерства юстиции15.

  7. Остается крайне низким процент оправдательных приговоров – 0,44% за 2013 г.16

  8. Национальное законодательство не предусматривает возможности кассационного обжалования приговоров (в том числе о применении смертной казни) и решений Верховного суда по делам, рассмотренным им в первой инстанции.

Рекомендации:


Для улучшения ситуации в сфере отправления правосудия и независимости судей Республике Беларусь следует:

  • Передать все функции по отбору, назначению, освобождению от должностей и привлечению к дисциплинарной ответственности судей от органов исполнительной власти органам судейского самоуправления;

  • Расширить практику бессрочного назначения судей, внеся соответствующие изменения в законодательство;

  • Исключить практику использования суда в качестве инструмента преследования инакомыслящих;

  • Провести реформу адвокатуры в соответствии с международными стандартами, в частности, исключив чрезмерный контроль за адвокатурой со стороны Министерства юстиции и предоставив более широкие полномочия органам адвокатского самоуправления.


Неприкосновенность частной жизни. Защита персональных данных


  1. В Беларуси отсутствует закон в сфере защиты персональных данных17.

  2. Законодательное регулирование персональных данных является непоследовательным. Закон «О регистре населения» и Закон «Об информации, информатизации и защите информации» содержат несогласованные определения термина «персональные данные», что приводит к невозможности единообразного подхода к правовому регулированию сферы защиты персональных данных.

  3. В законодательстве не определены субъекты оборота персональных данных, а также ответственность за нарушение правил обращения с персональными данными. На практике это приводит к их фактической безнаказанности. В 2012 году в результате «технического сбоя» персональные данные ряда политиков, правозащитников и журналистов были внесены в базу данных граждан, право которых на выезд из Беларуси временно ограничен, и им был запрещен выезд из страны. Позже МВД признало ошибку и исключило всех ошибочно включенных лиц из базы данных, однако к ответственности никто из виновных не был привлечен.

  4. Продолжает действовать Указ президента №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», который предусматривает ряд ограничений прав на неприкосновенность частной жизни. Идентификация абонентских устройств при оказании интернет-услуг, а также сведений об оказанных интернет-услугах и хранение этих сведений в течение года является произвольным вмешательством в частную жизнь и тайну корреспонденции по смыслу п.1 ст.17 Пакта. Такое вмешательство выражается в тотальном наблюдении за выходами в интернет пользователей сети Интернет и посещением их интернет-сайтов. Также непонятна цель хранения сведений об оказанных интернет-услугах в течение года, что не соответствует положениям Пакта и не преследует законных целей, необходимых в демократическом обществе.

Рекомендации:


  • Законодательством Беларуси должны быть предусмотрены достаточные гарантии защиты персональных данных в процессе коммерческого использования, а также уполномоченный государственный орган, ответственный за реализацию гарантий.

Свобода слова


  1. Республика Беларусь продолжает нарушать право на свободу выражения мнения и свободу информации.18

  2. Закон «О СМИ» предусматривает обязательную регистрацию СМИ по разрешительному принципу и дает государству возможность закрывать СМИ даже за небольшие нарушения. Институт аккредитации используется для ограничения доступа журналистов к информации; корреспонденты иностранных СМИ сталкиваются еще и с дополнительными ограничениями. Уголовное преследование за клевету и оскорбление, а также законодательства о противодействии экстремизму вместе с другими законами используются для ограничения свободы СМИ и преследования независимых журналистов и издателей.

  3. Государственные СМИ получают существенные бюджетные дотации, более выгодные условия для распространения и получения рекламы. В то же время независимые издания сталкиваются с фактами экономической дискриминации и препятствиями в распространении.

  4. Прокуратурой и КГБ выносятся предупреждения белорусским журналистам за сотрудничество со СМИ, зарегистрированными в других государствах, известны случаи привлечения журналистов за такое сотрудничество к административной ответственности.

  5. Милиция задерживает журналистов, зачастую с применением насилия. Особенно острой эта проблема является для репортеров, освещающих массовые уличные акции.

  6. Несмотря на постоянное давление со стороны международных организаций и структур, власти страны не хотят обсуждать рекомендации по изменению законодательства о СМИ и практике его применения, направленные на приведение ситуации со свободой СМИ в Беларуси в соответствие с международными стандартами.

  7. Обеспокоенность вызывает случаи применением властями Беларуси законодательства о противодействии экстремизму, которые порой носили характер цензуры, в том числе, художественных произведений, произведений литературы и т.д.

Доступ к информации


  1. В Беларуси законодательство не предусматривает эффективного механизма доступа граждан к информации государственного сектора. Закон «Об информации, информатизации и защите информации»19дает возможность произвольно устанавливать ограничения доступа к информации государственного сектора, а инструменты обжалования административных решений не являются эффективными.

  2. С 2010 г. на основании указа президента в Беларуси действует ограничение доступа к ряду сайтов, содержащих «информацию, запрещённую к распространению в соответствии с законодательными актами»20для государственных органов и организаций, организаций образования и культуры. Обжалование ограничений не принесло положительного результата.

Рекомендации:


Для улучшения ситуации в сфере свободе слова Республике Беларусь следует:

  • Принять меры по созданию общественных телерадиовещательных СМИ и конкурентного медиа-рынка;

  • Предоставить массово-политическим изданиям равный доступ к государственной системе распространения СМИ;

  • Прекратить практику произвольных задержаний журналистов, в том числе во время освещения ими массовых мероприятий;

  • Предусмотреть равные возможности для осуществления профессиональной деятельности журналистам любых медиа, включая фрилансеров;

  • Максимально упростить процедуру регистрации СМИ;

  • Декриминализировать диффамацию;

  • Отказаться от практики применения аккредитации для ограничения доступа к информации.

Религиозные свободы


  1. Религиозная деятельность без государственной регистрации религиозной общины запрещена. За организацию либо участие в деятельности религиозной организации, не прошедшей регистрацию, установлена уголовная ответственность по статье 193-1 Уголовного кодекса. В отчетном периоде прокуратура выносила предупреждения по данной статье, возбуждалось уголовное дело, однако позже оно было прекращено.

  2. Проведение религиозных мероприятий в помещениях, не имеющих статуса культовых, допускается только при получении разрешения в соответствии с Законом «О массовых мероприятиях».

  3. Иностранные граждане в Беларуси не могут являться руководителями религиозных организаций, иную религиозную деятельности они вправе осуществлять только после получения соответствующего разрешения.

  4. Право на распространение религии посредством создания собственных средств массовой информации ограничено тем, что им обладают лишь только религиозные объединения, регистрация которых весьма проблематично для многих конфессий.

Рекомендации:


Религиозное законодательство и правоприменительную практику в сфере свободы религии и вероисповедания следует привести в соответствие с международными стандартами данного права, в связи с чем необходимо:

  • Упразднить обязательную государственную регистрацию религиозных общин;

  • Отменить получение разрешений на проведение религиозных мероприятий в помещениях, находящихся в законном владении религиозных организаций;

  • Снять законодательные ограничения на учреждение средств массовой информации религиозными организациями различных видов;

  • Предоставить иностранным гражданам, законно находящимся в Беларуси, реализовывать в полном объеме право на свободу религии без получения дополнительных разрешений (являться учредителями и руководителями религиозных организаций, осуществлять законную религиозную деятельность, включая преподавание в духовных учебных заведениях);

  • Исключить из законодательства нормы, предусматривающие ограничения деятельности религиозных организаций территорией, указанной в уставе.

Свобода собраний


  1. Ни одна из рекомендаций УПО, касающаяся реализации права на мирные собрания, не была признана Беларусью приемлемой. Чрезмерные ограничения мирных собраний по-прежнему закреплены в белорусском законодательстве. Принятые в 2011 году изменения и дополнения в Закон «О массовых мероприятиях» еще серьезно ухудшили правовые рамки реализации свободы мирных собраний и критиковались как не соответствующим международным стандартам Европейской комиссией за демократию через право совместно с БДИПЧ ОБСЕ21.

  2. Законом предусмотрен разрешительный порядок проведения любых массовых мероприятий. Проведение собраний в местах скопления людей, вблизи зданий, где размещаются органы власти и управления, запрещено законом и решениями местных органов власти. Те же правила регулируют собрания в помещении и одиночные пикеты, а также любые рекламные и коммерческие акции.

  3. Любые формы мирных собраний, которые проводятся без разрешения властей, немедленно разгоняются, нередко с непропорциональным применением физической силы и специальных средств. Всего с января 2010 по август 2014 года более 1200 человек осуждены к краткосрочному аресту и денежным штрафам за участие в мирных собраниях, демонстрациях и пикетах22.

Рекомендации:


  • Республике Беларусь необходимо привести законодательство, регулирующее порядок проведения массовых мероприятий и устанавливающее ответственность за его нарушение, в соответствие с международными стандартами по свободе собраний.

Свобода ассоциаций


  1. Несмотря на то, что Беларусь по итогам предыдущего УПО признала приемлемыми ряд рекомендаций по улучшению состояния свободы ассоциаций и условий для деятельности организаций гражданского общества23, каких-либо значимых изменений в этой сфере не произошло.

  2. Внесенные в 2013 году изменения в Закон «Об общественных объединениях» несколько смягчили технические условия создания объединений, но порядок регистрации остался затруднительным, а широкий круг оснований для отказа дает Министерству юстиции возможность произвольно отказать в регистрации на основании технических нарушений или незначительных недостатков в оформлении документов24. В период с 2010 по 2014 Министерство юстиции отказало в регистрации десяткам объединений, в том числе правозащитным25. Закон предусматривает возможность судебного обжалования таких решений, но на практике суды никогда не удовлетворяют такие жалобы.26

  3. Условия создания политических партий на практике не дают возможности реализовать право на учреждение новых партий. Последний случай регистрации новой партии был в 2000 году.27

  4. Осенью 2011 года в Уголовный кодекс была внесена статья 369-2, устанавливающая ответственность за нарушение порядка получения пожертвований из-за рубежа, что серьезно осложнило условия деятельности НПО.28 Для получения иностранных пожертвований необходимо согласие государства. Корпоративные пожертвования могут быть получены только по закрытому перечню целей.29

  5. Возможности для взаимодействия НПО с властями ухудшились. В сентябре 2011 года был распущен общественно-консультативный совет при администрации президента.30 Осенью 2013 года в Избирательный кодекс внесли значительные поправки без предварительного опубликования законопроекта и без обсуждения с политическими партиями и НПО.31

  6. Несмотря на многочисленные рекомендации предыдущего раунда УПО об отмене статьи 193-1 Уголовного кодекса,32 устанавливающей наказание до двух лет тюрьмы за деятельность в составе незарегистрированных НПО, эта статья не была отменена.33 Уголовные дела по этой статье продолжают возбуждаться,34 а прокуратура и КГБ регулярно выносят предупреждения о привлечении к уголовной ответственности членов незарегистрированных объединений.35

Рекомендации:


Беларуси необходимо:

  • Привести законодательство и практику в области свободы ассоциаций и правового регулирования организаций гражданского общества в соответствие с международными стандартами, в том числе отменить уголовную ответственность за организацию и участие в деятельности незарегистрированных организаций, а также отменить запрет на деятельность незарегистрированных объединений;

  • Упростить процедуру регистрации политических партий и иных общественных объединений, фондов;

  • Отменить необходимость предварительной регистрации иностранных пожертвований в государственных органах, а также отменить ограничительные перечни целей, на которые могут быть получены иностранные пожертвования и пожертвования со стороны белорусских субъектов;

  • Расширить возможности организаций гражданского общества для привлечения пожертвований и предоставив налоговые льготы для пожертвований со стороны белорусского бизнеса;

  • Разработать недискриминирующую и открытую систему финансирования некоммерческих организаций из государственного бюджета на конкурсной основе;

  • Законодательно закрепить механизмы консультаций между государственными органами и организациями гражданского общества, а также расширить практику обсуждения с организациями гражданского общества проектов законов, затрагивающих их интересы.

Равенство всех перед законом, запрет дискриминации 36


  1. Белорусское законодательство закрепило лишь общие принципы равенства и запрета дискриминации. Дефиниция дискриминации содержится только в Трудовом кодексе, специальных механизмов противодействия дискриминации нет, поэтому на практике эффективных средств защиты нет.

  2. Исследования показывают, что с проблемы дискриминации проявляются по различным основаниям, в частности возраст, гендер, религиозная и этническая принадлежность, сексуальная ориентация, политические убеждения, инвалидность, язык.

  3. Правительство предпринимает определенные меры в защите уязвимых групп и меньшинств, в первую очередь в сфере домашнего насилия и защиты прав женщин, поддержки людей с инвалидностью, вовлеченности национальных меньшинств. Проведена международная конференция совместно УВКПЧ ООН по проблеме языка вражды.

Рекомендации:


Беларуси необходимо разработать и продвигать инклюзивную систему мер по обеспечению реального равенства и развитию возможности защиты от случаев дискриминации, в том числе, следует принять специальный всеобъемлющий закон о противодействии дискриминации, который базировался бы на международных стандартах и вводил запрет дискриминации по открытому перечню оснований в числе которых: раса, цвет кожи, этническая принадлежность, пол, семейный статус, язык общения, религия и верования, политические и иные взгляды, национальное и социальное происхождение, гражданство, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, возраст, инвалидность, состояние здоровья.

Права людей с инвалидностью


  1. В 2013-2014 году официальные источники продолжали сообщать о процессе подготовки законопроекта о присоединении Беларуси к Конвенции о правах инвалидов37. Несмотря на неоднократные заявления о готовности страны, в том числе экспертное заключение о соответствии норм белорусского права положениям Конвенции38, обсуждение Конвенции Парламентом в 2014 не планируется39.

  2. Несмотря на представительный семинар, проведенный Советом республики Национального собрания40 проект законопроекта о присоединении представлен не был и не является публичным. Вопрос подписания Факультативного протокола к Конвенции в данное время Республикой Беларусь даже не рассматривается.

  3. Несмотря на официальные заявления о приведении внутренней политики к нормам конвенции, в Беларуси по ряду показателей наблюдается обратная реакция. Политика сегрегации по признаку инвалидности имеет устойчивую тенденцию расширения.41

  4. Люди с инвалидностью в Беларуси не обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни. Лишение дееспособности зачастую происходит без достаточных оснований, а инициировать восстановление дееспособности человек с инвалидностью сам не может. Зачастую судебные процессы по лишению дееспособности происходят без участия самих лишаемых. Данная практика послужила основанием для решения Конституционного суда о необходимости реформирования данного института42, которое так и не произошло.

Рекомендации:


Беларуси необходимо:

  • Подписать и ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов;

  • Привести белорусское законодательство и практику его применения в соответствие с нормами Конвенции о правах инвалидов;

Академические свободы


  1. Нарушения академических свобод в вузах Беларуси продолжают носить системный и массовый характер.

  2. В образовании существуют факты ограничений и нарушений фундаментальных свобод, таких как свобода ассоциаций, свобода избирать и быть избранным, свобода передвижения, ограничивается право на участие в управлении университетом, выносятся неправомерные дисциплинарные взыскания, имеет место принудительный труд. Таким образом, на студентов оказывается давление со стороны администраций учебных заведений, которое традиционно увеличивается во время значимых общественных событий.43 Отмечается усиление давления на студентов за участие в деятельности организаций гражданского общества, несмотря на то, что Кодекс об образовании устанавливает запрет на использование образовательного и воспитательного процессов в политических целях.

  3. Существуют факты незаконного преследования преподавателей за их общественные взгляды и право свободно выражать свое мнение. Так, одним из ярких примеров являются преследования и увольнения преподавателей и ученых Гродненского государственного университета.

  4. Сохраняется разрешительный порядок выезда учащихся за границу во время учебного года. Наблюдается увеличение количества отчисленных студентов по политическим мотивам.44

Рекомендации:


Беларуси необходимо:

  • строго придерживаться установленного Кодексом об образовании запрета на использование образовательного и воспитательного процессов в политических целях;

  • отменить ограничения на свободу передвижения, в том числе разрешительный порядок выезда за границу как для студентов, так и для преподавательского состава высших и средних учебных заведений;

  • прекратить практику политически мотивированных отчислений студентов и увольнений профессорско-преподавательского состава.




1http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/UPR/Pages/UPRImplementation.aspx;

2Доклад о прогрессе в реализации Республикой Беларусь рекомендаций УПО http://belhelcom.org/ru/upr_progres;

3http://spring96.org/ru/news/67915, http://spring96.org/ru/news/70598;

4http://spring96.org/ru/news/32864http://spring96.org/ru/news/67168http://spring96.org/en/news/50965http://spring96.org/en/news/59260;

5http://spring96.org/ru/news/39159http://spring96.org/ru/news/32532http://spring96.org/en/news/63801;

6 Более подробно о проблеме насильственных исчезновений Доклад Белорусского документационного центра: http://spring96.org/files/misc/individual-submission-to-the-universal-periodical-revue-of-belarus-bdc.pdf

7http://www1.umn.edu/humanrts/russian/hrcommittee/Rview1820sess104.html;

8 Доклад белорусских неправительственных организаций и правозащитников по соблюдению Республикой Беларусь Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в отношении к докладу Беларуси на 47 сессии Комитета против пыток ООН (октябрь 2011 года) http://protivpytok.org/doklad-belorusskix-nepravitelstvennyx-organizacij-i-pravozashhitnikov-po-soblyudeniyu-respublikoj-belarus-konvencii-protiv-pytok-i-drugix-zhestokix-beschelovechnyx-ili-unizhayushhix-dostoinstvo-vid;

9 Промежуточный обзор по соблюдению Республикой Беларусь Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания http://protivpytok.org/nashi-dostizheniya/obzor-po-soblyudeniyu-respublikoj-belarus-konvencii-protiv-pytok;

10 Промежуточный обзор по соблюдению Республикой Беларусь Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания http://protivpytok.org/nashi-dostizheniya/obzor-po-soblyudeniyu-respublikoj-belarus-konvencii-protiv-pytok;

11 Альтернативная информация, представляющаясяврамках последующей деятельности по заключительным замечаниям Комитета против пыток, принятых на 47 сессии (март 2014 года) http://protivpytok.org/alternativnaya-informaciya-predstavlyayushhayasyav-ramkax-posleduyushhej-deyatelnosti-po-zaklyuchitelnym-zamechaniyam-komiteta-protiv-pytok-prinyatyx-na-47-sessii-podgotovlena-belorusskoj-obshhestve?preview=true&preview_id=1869&previ;

12 Более подробно о проблемах независимости судебной власти см. доклад РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»: http://belhelcom.org/ru/sud

13http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=P31300264&p1=1&p5=0

14http://belhelcom.org/sites/default/files/analytical%20report%20jan%20apr.pdf;

15http://by.prava-by.info/wp-content/uploads/2014/07/advokat_itoh.pdf;

16http://www.court.by/justice/press_office/press_release/a699dc51159a2cf5.html;

17 Справочный документ “Cвободный интернет: политические принципы и правовые нормы. Республика Беларусь в глобальном контексте” http://www.lawtrend.org/wp-content/uploads/2014/06/SVOBODNYJ-INTERNET_F_CHG_ITOG.pdf#viewer.action=download;

18http://baj.by/sites/default/files/monitoring_pdf/belarus_media_freedom_eng_web.pdf;

19http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1552;

20 Положение «О порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами» - доступно через http://providers.by/zakony/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poryadke-ogranicheniya-dostupa-polzovatelej-internet-uslug-k-informacii-zapreshhennoj-k-rasprostraneniyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelnymi-aktami/;

21http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD(2012)006-e;

22http://spring96.org/persecution?JDateFrom=2010-01-01&JDateTo=2014-08-01&ArticleID=26&page=37;

23В том числе такие рекомендации Бельгии, Боливии, Канады, Индонезии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании и Швейцарии были признаны приемлемыми;

24 «Freedom of Association and the Legal Status of Non-Profit Organizations in Belarus in 2013» published by the Assembly of Pro-Democratic NGOs and the Legal Transformation Center. http://belngo.info/2014.the-assembly-of-pro-democratic-ngos-and-the-legal-transformation-center-lawtrend-analyzed-the-situation-in-the-civil-sector.html;

25В частности, см. «Freedom of Association and the Legal Status of Non-Profit Organizations in Belarus in 2012» published by the Assembly of Pro-Democratic NGOs and the Legal Transformation Center http://belngo.info/2013.freedom-of-association-and-legal-status-of-non-commercialorganizations-in-belarus.html;

26 «Monitoring freedom of association and the status of non-profit organizations in Belarus for the second quarter 2014» published by the Assembly of Pro-Democratic NGOs and the Legal Transformation Center. https://docs.google.com/file/d/0Bwh6rJZ1JOWsQmZTM1BzUGh2a28/edit;

27 См. Официальный сайт Министерства юстиции http://minjust.by/ru/site_menu/about/struktura/obschestv/registr/politpart;

28 «Analysis of Amendments Initiated to be Introduced into the Legislation of the Republic of Belarus Analytical Note by Belarusian Human Rights Defenders» October 17, 2011 by The Assembly of Pro-Democratic NGOs, Republican Human Rights Public Association “Belarusian Helsinki Committee”, Human Rights Center “Viasna”, Legal Transformation Center. http://www.belhelcom.org/en/node/14434;

29 «Assessment of the Legal Framework for Non-Governmental Organizations in the Republic of Belarus» by September 2013 Assessment of the Legal Framework for Non-Governmental Organizations in the Republic of Belarus 1 International Center for Not-for-Profit Law under Belarus Reforms and Media Assistance Program (BRAMA), p. 76 http://www.icnl.org/programs/eurasia/Belarus_Assessment%20of%20NGO%20Legislation.pdf;

30Makey dissolves Public Advisory Council http://naviny.by/rubrics/english/2011/09/23/ic_articles_259_175213/;

31 Report of the Special Rapporteur on the situation of human rights in Belarus (A/68/276), point 35 http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/420/01/PDF/N1342001.pdf?OpenElement;

32 Рекомендации Бельгии, Чешской Республики, Франции, Израиля, Нидерландов, Польши.

33 «Assessment of the Legal Framework for Non-Governmental Organizations in the Republic of Belarus» by September 2013 Assessment of the Legal Framework for Non-Governmental Organizations in the Republic of Belarus 1 International Center for Not-for-Profit Law under Belarus Reforms and Media Assistance Program (BRAMA), p. 93 http://www.icnl.org/programs/eurasia/Belarus_Assessment%20of%20NGO%20Legislation.pdf;

34Shchuchyn resident faces criminal charges under Art. 193.1 http://spring96.org/en/news/64021;

35 New Wave of Warnings Under Article 193.1 http://belngo.info/2013.new-wave-of-warnings-under-article-193-1.html

36 Более подробно см. Доклад о неравенстве и дискриминации «За полчаса до весны», подготовленный участниками Сети за равенство и недискриминацию в Беларуси: http://belhelcom.org/sites/default/files/belarus%20cr_russian_4web.pdf

37http://www.belta.by/ru/all_news/society/V-Belarusi-dorabatyvaetsja-zakonoproekt-O-prisoedinenii-Belarusi-k-Konventsii-o-pravax-invalidov_i_616658.html, http://www.belta.by/ru/all_news/society/Belarus-gotova-prisoedinitsja-k-Konventsii-OON-o-pravax-invalidov_i_661182.html;

38http://center.gov.by/reportPROON.html;

39http://house.gov.by/index.php/,7034,,,,0,,,0.html;

40http://www.sovrep.gov.by/index.php/.1.9043.2..0.0.0.html;

41http://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/informatsija-o-sistemeministerstvatruda-i-sotsialnoj-zaschitynbsprespubliki-belarus_2259;

42http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=32173;

43http://bolognaby.org/wp-content/uploads/2014/07/Monitoring_academic_freedom_Belarus_Jan-May-2014_RU.pdf, http://salidarnasc.org/en/content/отчет-о-результатах-деятельности-мониторинга-нарушений-академических-свобод-в-вузах-беларуси;

44http://www.salidarnasc.org/content/адлічэнне-студэнтаў-па-палітычных-матывах-павялічылася;



База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка