Буква ё для обозначения слога-слияния




Дата канвертавання30.04.2016
Памер68.27 Kb.
ТЕМА УРОКА: Буква ё для обозначения слога-слияния.
ЦЕЛИ УРОКА :

I. Обучающие.

1. Познакомить школьников с буквой е, обозначающей два звука /в начале слова, после гласных/.

2. Совершенствовать навык плавного чтения с переходом на чтение целыми словами.

II. Развивающие.

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать речь, мышление школьников.

3. Совершенствовать дикцию учащихся.



III. Воспитывающие.

I. Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе.


I. ОРГМОМЕНТ.

Дети, мне очень приятно, что в первый день после каникул мы с вами будем работать. Посмотрите, даже солнышко вам мило улыбает­ся. Оно тоже довольно, что вы пришли в школу.


II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

Давайте, дети, отправимся в зимний лес. Он сказочно красив, не­повторим. Зеленеют елочки, на ветках деревьев шапки снега. Видны следы зверей, птицы порхают с ветки на ветку. У лесных зверей своя жизнь, у них тоже есть своя школа, лесная школа. Давайте отправимся туда.


III ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА,

1. Пока мы в пути, давайте вспомним, какие глаcные буквы вы уже знаете? Назовите гласные, которые приказывают читать твердо.

Назовите гласные, которые приказывают читать мягко /е, я, и /. А какие гласные мы еще называем хитрые? /е, я/ Почему ? /В начале сло­ва, в середине и в конце после гласных обозначают два звука: /й’э/, /й’а/,


2. Работа по карточкам.

Пока мы шли по лесу, случайно попали в чащу леса. Чтобы вы­браться из нее, нам нужно пробраться через эти елочки. А елочки не простые, они волшебные, елочки-задания. Если мы справимся с зада­нием, мы увидим тропинку дальше в лес.

Снимите елочки-карточки и выполните задание. Соедините слова с подходящими схемами. Пять учащихся работают по карточкам.
3. К нам навстречу выбежал зайчишка. Он очень торопится в школу, лесную школу, и может проводить нас туда на большую поляну. Но вот беда: он не может выполнить домашнее задание и просит нас помочь ему его выполнить. А задание у зайчика такое: надо отгадать, в каких словах буквы е и я обозначаются два звука, а в каких один звук. Если буква обозначает один звук, показываем зайчику карточку с красным цветом, а если два звука - слог - слияние:

е /ли я/ма Та/ня

ле /с ма /як ста/я

/Собрать карточки - елочки и проверить/

Молодцы, дети, мы выполнили все задания и вышли на большую поляну. Прочитайте, куда торопился наш знакомый зайчишка.

/Лесная школа/
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Кто ученики в лесной школе?

Кто учитель? /Ёж/

Сегодня учитель ежик знакомит своих учеников с новой буквой. Мы тоже с вами еще не знакомы с этой буквой. Давайте удобно сядем за парты лесной школы и послушаем учителя.


V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слого-звуковой анализ слова ёжик.

Дети, сколько слогов в слове ёжик? Какой первый?

Какой второй? Назовите ударный?

Посмотрите на схему слова ёжик и скажите, чем представлен первый слог? А второй ? Медленно произнесем первый слог. Какие звуки услышали ? / йо /


2. Обозначение звуков буквой.

Дети, два звука, образовавшие слияние /йо /, принято обозначать не двумя буквами, а одной ё. Посмотрите на доске лесной школы она написана. Посмотрите;это заглавная буква Ё , а это строчная е.

На какую букву похожа ? / е /

Е и Ё - родные сестры.

Различить сестер непросто. Но у буквы Ё две точки. Словно к ле­сенке гвоздочки. Сложим из палочек букву Ё. А вот место буквы в ал­фавите и место на ленте букв.

/Учитель показывает./


3. Работа с кассой букв.

Учитель Ёж просит нас составить его имя : ёжик. Давайте, ребята, составим слово ёжик.

Сколько нужно взять букв, чтобы записать первый слог ?

Какие буквы, чтобы записать слог-слияние : жи.

Какое правило знаете ?

Какой звук на конце ?

Какой буквой запишем?

Получилось слово ежик.

Посчитаем, сколько звуков на схеме? / 5 /

А сколько букв в слове? / 4 /

Почему? /Буква ё в начале слова обозначает два звука./
4. Чтение слов.
1. Игра "Собери словечко",

Белка тоже торопилась на урок. И когда прыгала с ветки на ветку, рассыпала слова, но запомнила, что все слова начинаются на букву ё:



кижё, шер, чаколе

Что значит прочитать ё ? /Надо её назвать /.

Буква ё - колючка. Почему ? На букву ё ты назовешь три слова :

ёлочка, ёжик, ёрш, и всё ужасно колко.

Прочитаем слова : ёлочка, ёжик, ёрш , Какой слог ударный ?

Обратите внимание на букву ё всегда падает ударение. Почему ? Вот какую сказку рассказал учитель Ёж своим ученикам. Послушаем ее.

Сказка "Почему Ё всегда ударная ?"

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки - ой, нет! две точки.

Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от кото­рых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву - букву Ё, Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
2. Игра "Сравни слова ".

Ёжик /рис. ежа/ ёжик/ рис. прически / ёрш / рис. рыбы / ёрш / рис. щетки для мытья /

Почему записаны одни и те же слова, а предметы нарисованы разные?


Обобщение учителя.

Одно и тоже слово может обозначать раз­ные предметы.



3. Игра "Кто внимательный ?"

Задание: назвать слова с буквой ё.

Ёжик и ершик

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится.

- Мам! Что это мы всё спим да спим ... Можно, я схожу к своему другу ёршику?

- Да ты что? Замерзнешь ещё. Спи!

Лежал-лежал ёжик, ёрзал - ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Все белым - бело, и снег на ёлках то на цыпленка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

- Ой, как здорово!

А ёршик-то сидит в реке, ничего этого не видит! Прибежал к реке, а вместо реки- один лед, и прорубь посередине.

- Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замерз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

- Ну, чего кричишь, спать не даешь?

- А разве вы тоже спите?



- Ещё как. До самой весны. Шел бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в теплую нору. Замерз весь, съел меду, чтоб не заболеть, и залег спать до весны.



/Г.Юдин/
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ёлочки зеленые на ветру качаются

На ветру качаются - низко наклоняются.

Сколько ёлочек зеленых? /учитель показывает рис.с четырьмя елочками/

Сколько сделаем наклонов.

VII.ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ.

Прочитаем скороговорку:



У ёлки иголки колки.

Подумайте,о чем говорится в скороговорке !?

Проговорим скороговорку медленно вслух наизусть.

Теперь шепотом несколько раз : сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

Произнесем скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

Кто без ошибок произнесет скороговорку ?


VIII. ЧТЕНИЕ СЛОВ С ДОСКИ.

Моё Прочитаем слова. Как понимаете значение слова моё ?



/Принадлежит мне /

С воё Как понимаете значение слова свое /принадлежит себе/


IX. ЧТЕНИЕ СЛОВ В СТОЛБИКАХ.

ёжик моё

ёж своё

ёлочка ёлка

Прочитаем слова цепочкой. Прочитаем слова с ё в начале слова. Сколько ё обозначает звуков ? Прочитаем слова с ё в конце слов. Сколько звуков ?


X. БЕСЕДА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.

Учитель Ёж нарисовал картинку о том, что с ним произошло ле­том. Рассмотрите её.

Кого видите на лесной поляне?

Кто был с детьми?

Кого увидели дети в кустах?
XI. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЕМ.

А вот какой рассказ составил по этой картине Ёж.



Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик! Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала на свое место.
XII. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ РАССКАЗА

- Понравился рассказ учителя Ёжика?



- Где были дети?

- Кого они увидели?

- Кто напал на ёжика?

- Почему Жучка отбежала на свое место?
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Каждое животное по-своему приспосабливается для защиты от врагов. Ежа спасают иголки, он может свернуться в клубок.



Не боится волка ёжик.

Не боится щуки ёршик.

Что им щуки, что им волки,

Если есть у них иголки.
XIII. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА УЧАЩИМИСЯ.

1. А теперь прочитаем текст. Читаем цепочкой, по одному пред­ложению. Как по-другому сказать возле ? / около, рядом /

Как понимаете: "Да не тут - то было ?" /напрасно, бесполезно/



2. Игра "РАЗВЕДЧИКИ"

- Найдите и прочитайте все слова с буквой ё.

- Подумайте, как можно озаглавить текст.


XIV. ИТОГ УРОКА.

- С какой буквой познакомились в лесной школе ?

- Какая она ? Почему хитрая ? Когда обозначает два звука ?



Учитель Ёж благодарит вас, ребята , за хорошую работу .

/Дети жмут лапку ежа./


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка