51. Скандинавские мифы как культурный феномен в развитии стран се. Основные источники сведений о сканд мифологии – «Старшая Эдда»




Дата канвертавання30.04.2016
Памер36.41 Kb.
51. Скандинавские мифы как культурный феномен в развитии стран СЕ.

Основные источники сведений о сканд. мифологии – «Старшая Эдда» (собрание древних песен о богах и героях, авторство приписывают исландцу Сэмунду Мудрому в 13 в.), «(Младшая) Эдда» (собрал исландец Снорри Стурлусон в 13 в.). "Эдду" Снорри называют "Младшей Эддой", так как она отражает более позднее отношение к мифологическим сюжетам, чем "Старшая". Еще мифологические сюжеты описываются в «Деянии датчан» Саксона Грамматика.

Как и в мифологии других народов, в скандинавской мифологии есть космогонические мифы (о происхождении мира), антропогонические (о происхождении людей), эсхатологические (о конце света). В мифах представляется модель мира.

Особенности сканд. миф-ии:

-воинственный характер (по некоторым предположениям из-за того, что она сформировалась в период подготовки викингов к завоеваниям), подготовка к смерти в бою (и попаданию в Вальхаллу),

-считалось, что конунги обладали колдовским и пророческим даром,

-после принятия христианства язычество не было забыто, можно говорить о двоеверии. Мифы сохранились (некоторые все-таки подверглись влиянию христианства, но не столь значительно), мифы оказали большое влияние на культуру,

-мифологию трудно отделить от эпоса (о мифологии судят из эпических источников: в обеих эддах есть песни как о богах, так и о героях),

-главный бог – Один, а не громовержец Тор (как у многих других народов).

Велико влияние сканд. мифов на культуру как скандинавскую, так и мировую (в т.ч. современную). В честь сканд. богов названы дни недели (вторник – Тюр, среда – Один, четверг – Тор, пятница – Фрея). Значительно влияние «низшей» мифологии (поверья о существах, населяющих окружающий мир: альвы, тролли). С троллями связано много географич. Названия (Тролльхейм, Тролльхольм, Трольванн – озеро троллей и т.д.). В музыке – цикл опер Вагнера «Кольцо нибелунгов» ( в соврем. музыке мифологич. темы тоже очень популярны). В живописи – например норвежец Теодор Киттельсен, рисовавший троллей. В современной литературе – сканд. мифы стали основой для зарождения жанра фэнтези.

В настоящее время возрождение языческой традиции – асатру.
Пантеон богов: Один (бог войны и победы, хозяин Вальхаллы, бог мудрости и магии), Тор (бог грома, дождя, защищающий богов и людей от чудовищ) и Фрейр (ван, бог плодородия и лета) – почитались больше всех.

Локи – трикстер (двуличный, изворотливый, хитрый

Фригг (богиня домашнего очага, жена Одина), Фрея (богиня любви, плодородия, предводительница валькирий), Сиф (жена Тора, златовласая красавица, богиня плодородия), Идунн (хранительница молодильных яблок).

Вообще в сканд. Мифологии боги делятся на асов (верховных богов) и ванов (богов плодородия), которые находятся в постоянном противостоянии. Также есть великаны (турсы: ётуны, инеистые великаны и др.), альвы (=эльфы; темные и светлые, духи природы).



Происхождение мира: цартсво льда Нифльхейм и царство огня Муспелльхейм породили великана Имира и корову Аудумлу; от пота великана родились инеистые великаны, корова лизала соленые камни и из них получился Бури, они все переженились и появились боги. Асы убили Имира и сделали из его тела Мидгард (страну людей).

Происхождение людей: братья Один, Вилле и Ве нашли ясень и иву и делали из них первых людей по имени Аск (м) и Эмбла (ж).

Конец света (Рагнарёк): В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов Нагльфар, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.



Структура мира: 9 миров, соединенных между собой мировым деревом – ясенем под названием Игдрассиль. Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд. Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.).

О сканд. И финно-угорской мифологии: «Калевала» с наибольшим, пожалуй, правом носит наименование «мифологического эпоса»» . В ней имеются руны, излагающие мифологичекие события: сотворение мира, светил, добыча для людей культурных ценностей. Вся обстановка действия, все мировоззрение персонажей пронизаны архаичностью, что сильно сближает эпос с мифологическими текстами скандинавов и славян. Как уже отмечалось, большое место в тексте отводится магическим заговорам (направленным на противника) и заклинаниям - молитвам (обращенным к верховному существу Укко с просьбой о помощи). Подобные мифологические формулы были присущи как местным (финским колдунам), так и представителям других земель (жителям Лапландии, острова Готланд и д.р.)3. Сравнение колдунов «Калевалы» с персонажами «Эдд» позволяет не только выявить одинаковые, свойственные обоим народам черты магического искусства, но и более детально описать образ «чародея-чужеземца».

Не менее важную роль играет содержащаяся в «Калевале» информация о мироустройстве древних угро-финнов. Мировой дуб, уничтоженный Вяйнямейненом, находит точную аналогию в мифах славян и скандинавов (ясень Иггдрасиль). Деление древа на три составляющих, с особым выделением нижнего мира, так же позволяет говорить о возможной общей мифологии для всех североевропейских народов.



Ученые: Гуревич, Стеблин-Каменский.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка