Ямских Ирина Евгеньевна, доцент Заведующий кафедрой биогеоценологии Н. В. Степанов 2007 г учебная программа




старонка1/3
Дата канвертавання25.04.2016
Памер401.86 Kb.
  1   2   3
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»







УТВЕРЖДАЮ




Директор ИФББТ

_____________/ В.А.Сапожников /

«____»_______________2007 г.




рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина ОПД. Ф. 2 Ботаника
Укрупненная группа 020000 – естественные науки
Специальность 020208.65 Биохимия
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра биогеоценологии

Красноярск

2007

УЧЕБНАЯ программа Дисциплины
Cоставлена в соответствии с ГОС ВПО по укрупненной группе

020000 – естественные науки
Специальность 020208.65 Биохимия
Программу составили:
Иванова Елена Анатольевна, проф. ______________________________
Степанов Николай Витальевич, доцент _________________________
Филиппова Ирина Панфиловна, ст. препод. _____________________
Ямских Ирина Евгеньевна, доцент ____________________________
Заведующий кафедрой биогеоценологии

Н.В.Степанов _________________

«___» _____________2007 г.
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры биогеоценологии

«25 » мая 2007 г. протокол № 9


Заведующий кафедрой биогеоценологии

Н.В.Степанов _________________


Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________


Директор института фундаментальной

биологии и биотехнологии ______________________В.А.Сапожников


Цель и задачи изучения дисциплины


1.1. Цель преподавания дисциплины.

Формирование у студентов представлений:

- о структуре тела растений, связанных с нею функциях, и их эволюционных изменениях;

- о базовых понятиях систематики низших и высших растений, филогенетической классификации, приспособительной эволюции и многообразии растительного мира.


1.2. Задачи изучения дисциплины.

Изучение анатомического и морфологического строения тканей, органов растения, их функции и формирование в процессе онтогенеза и филогенеза; взаимосвязи растений и окружающей среды.

Изучение основных отделов, классов, порядков низших растений (водорослей), особенностей строения клеток разных отделов водорослей.

Изучение основных отделов, классов, порядков высших растений. Выявление эволюционных тенденций в систематических группах и филогенетических связей растений.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные биологические понятия, положенные в основу анатомии и морфологии растений; знать строение клеток, тканей и органов растений;

иметь представления о формировании структуры растительных организмов в онто- и филогенезе

основные биологические понятия, положенные в основу систематики низших и высших растений;

современные филогенетические системы растительного мира;

сравнительную характеристику разных по объему таксонов;

пути развития различных групп растений, связь между ними и значение для биосферы,

уметь:


пользоваться микроскопом, готовить препараты для микроскопии,

распознавать элементы структуры растительных организмов и правильно оформлять результаты наблюдений

систематизировать знания о низших и высших растениях, полученные при изучении учебников, лекций, дополнительной литературы;

ставить научно-практическую задачу по заданной теме и успешно ее решать;

проводить анализ эволюционного развития растительного мира;

грамотно излагать теоретический материал, вести дискуссии;

распознавать основные морфологические признаки, характеризующие различные группы растений;

применять полученные знания в рациональном использовании растительных ресурсов и охраны окружающей среды.


1.3. Межпредметная связь.

Дисциплина «Ботаника» связана с общей экологией, экологией растений, географией, геоботаникой, биогеографией и лесоведением.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Ботаника» в отводится 250 часов, из них: аудиторные занятия 119 час: лекции (84 час.), лабораторные занятия (35 час.); самостоятельная работа (131 час).




Вид учебной работы

Всего

часов



Семестр

1

2

3

Общая трудоемкость дисциплины

250

-

-

-

Аудиторные занятия:

119

51

54

32

лекции

84

34

18

32

лабораторные занятия (ЛЗ)

35

17

18

-

Самостоятельная работа:

131

40

40

51

изучение теоретического курса (ТО)

131

40

40

51

Вид промежуточного контроля

зачет/экзамен

экзамен

зачет

экзамен


3. Содержание дисциплины.

3.1. Модули и разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

часы


ЛЗ или СЗ

часы


Самостоятельная работа

часы


1

Модуль 1 «Анатомия и морфология растений»

34

17

40

2

Основы цитологии и гистологии растений.

10

6

10

3

Вегетативные и генеративные органы растений. Размножение. Растение и окружающая среда.

24

11

30

4

Модуль 2 «Альгология»

18

18

40

5

Модуль 3 «Систематика высших растений»

32

-

51

6

Высшие споровые растения

20

-

30

7

Высшие семенные растения

12

-

21


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1 «Анатомия и морфология растений»

Раздел 1. Основы цитологии и гистологии растений.

Тема 1. Предмет, методы и краткая история развития ботаники. (1 ч)

Основные разделы ботаники. Отличительные особенности растений. Положение растений в системах органического мира. Значение растений в природе и для человека. История развития ботаники.



Тема 2. Строение растительной клетки. (3 ч)

Особенности строения прокариотической и эукариотической клеток. Черты сходства и различия клеток растений, животных и грибов.

Общий план строения растительной клетки. Химический состав и физические свойства протопласта. Гиалоплазма: химический состав, функции. Рибосомы: морфологическое строение, локализация в клетке, функции. Одномембранные органеллы (плазмалемма, эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи, лизосомы, центральная вакуоль, пероксисомы, сферосомы): строение, типы, основные функции.

Двумембранные органеллы клетки (митохондрии и пластиды): строение, форма, размеры, функции. Онтогенез и взаимопревращение пластид.

Клеточное ядро. Локализация в клетке, химический состав, морфологическое строение, функции. Размножение клетки. Митотическое деление ядра. Цитокинез. Понятие клеточного цикла. Мейоз, его основные черты, биологическое значение и место в онтогенезе растений. Отклонения от нормальных делений клетки: амитоз, эндомитоз, полиплоидия. Цитоплазматические включения: резервные вещества, метаболиты. Клеточная оболочка, ее химическое строение и физические свойства. Первичная и вторичная оболочки. Плазмодесмы и поры.

Тема 3. Появление тканевого строения у растений. Образовательные, основные и покровные растительные ткани. (3 ч)

Основные пути эволюции низших растений. Появление тканевого строения. Ткани и принципы их классификации. Образовательные ткани: строение, классификация. Типы деления меристематических клеток (антиклинальное, периклинальное, тангенциальное).

Ассимиляционные, запасающие, воздухоносные ткани (аэренхима): функции, цито-анатомическое строение. Расположение данных типов тканей в теле растения. Покровные ткани. Эпидермис и его функции. Особенности строения и функционирования клеток (основных, устьиц, трихом). Типы устьичного аппарата. Перидерма: особенности строения клеток и функции феллогена, феллодермы и феллемы (пробки). Формирование чечевичек и их физиологическое значение. Строение и функции ритидома (корки). Всасывающие ткани. Функции и распространение среди различных групп растений.

Тема 4. Выделительные, механические и проводящие растительные ткани. (3 ч)

Наружные и внутренние выделительные ткани: строение, локализация и функции. Механические ткани (колленхима, склеренхимные волокна, склереиды): морфологическая и функциональная характеристика. Расположение механических тканей в теле растений.

Проводящие ткани. Ксилема: ткани, входящие в ее состав (трахеальные элементы, древесинная паренхима, волокна либриформа): строение, классификация, эволюция. Типы утолщений вторичной оболочки трахеальных элементов. Тилообразование. Первичная и вторичная ксилема. Флоэма: ткани, входящие в ее состав (ситовидные элементы, клетки-спутницы, лубяная паренхима, лубяные волокна): строение, функции, эволюция. Гистогенез ситовидных элементов. Первичная и вторичная флоэма. Проводящие пучки и их классификация.

Раздел 2. Вегетативные и генеративные органы растений. Размножение. Растение и окружающая среда.

Тема 5. Понятие органа в морфологии растений. Строение корня. (4 ч)

Функции корня. Зоны молодого корня: деления, роста (растяжения), всасывания, проведения. Строение и функции корневого чехлика. Особенности апикального нарастания корня. Гистогены апикальной меристемы корня (дерматоген, периблема, плерома) и их роль в образовании тканей корня. Первичное и вторичное строение корня. Заложение камбия и формирование вторичных проводящих элементов в корне. Явление поликамбиальности. Типы корневых систем. Видоизменения корней в связи с выполнением дополнительных функций.



Тема 6. Строение побега. (2 ч)

Типы ветвления осевых органов растений (дихотомическое, моноподиальное и симподиальное). Элементарные и годичные побеги. Строение и деятельность апикальной меристемы побега. Понятие о гистогенах - тунике и корпусе. Строение и функции почки. Классификация почек по расположению, функциональному значению. Процесс распускания почек.



Тема 7. Стебель и его функции. (4 ч)

Морфология стебля. Классификация стеблей по положению в пространстве (прямостоячий, стелющийся, ползучий, приподнимающийся, вьющийся, лазящий, свисающий, плавающий и др.). Первичное строение стебля. Развитие проводящей системы. Связь проводящих тканей стебля и листьев. Эволюция стели. Вторичное строение стебля. Типы вторичных утолщений: пучковый, переходный, непучковый. Особенности строения и функционирования камбиальных клеток. Анатомическое строение многолетних стеблей древесных растений. Кольца прироста вторичной древесины и причины их образования. Тилообразование и его значение. Использование древесины и луба в народном хозяйстве. Строение стеблей однодольных растений.



Тема 8. Лист и его функции. (2 ч)

Строение и морфологические типы листьев (бифациальные, эквифациальные, унифациальные). Типы листорасположения. Морфология листа. Простые и сложные листья. Классификации листьев по форме листовой пластинки, рассечению, форме верхушки, основания, края листовой пластинки, жилкованию. Анатомическое строение листа. Различия в строении листа растений различных экологических групп. Онтогенез листа. Явление листопада и его биологическое значение. Разнообразие листьев. Типы видоизменений побега: подземные и надземные.



Тема 9. Размножение растений. (2 ч)

Вегетативное размножение растений, его биологическое значение. Естественное и искусственное вегетативное размножение. Клональное микроразмножение растений. Типы бесполого размножения растений. Строение спорангиев у низших и высших растений. Равно- и разноспоровые растения.



Тема 10. Строение цветка. (4 ч)

Морфологические типы цветков: актиноморфные, зигоморфные, ассиметричные; обоеполые и однополые; со спиральным, циклическим и гемициклическим расположением частей цветка. Двудомные и однодомные растения.

Околоцветник и его типы. Чашечка и венчик: строение, функции, происхождение. Андроцей. Происхождение и эволюция тычинок. Морфологическое и анатомическое строение тычинки. Микроспорогенез. Строение пыльцевого зерна (микроспоры). Развитие мужского гаметофита. Микрогаметогенез. Гинецей. Происхождение и эволюция гинецея. Типы гинецея. Строение пестика. Завязь и ее типы и биологическое значение. Расположение и строение семязачатков. Мегаспорогенез. Развитие зародышевого мешка (женского гаметофита). Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений и его биологический смысл. Отклонения от нормального оплодотворения. Правила составления формулы и диаграммы цветка.

Тема 11. Цветение и опыление растений. Типы соцветий. (2 ч)

Самоопыление и перекрестное опыление. Типы перекрестного опыления. Приспособления растений к перекрестному опылению. Абиотические и биотические агенты, переносящие пыльцу. Приспособления цветка к данным агентам. Соцветия, их биологическое значение. Классификация соцветий по способу нарастания осей и степени их разветвленности (рацемозные, цимозные, агрегатные и тирсоидные). Происхождение и эволюция соцветий.



Тема 12. Строение семян и плодов. (2 ч)

Развитие семени. Строение и функции семенной кожуры. Развитие зародыша и эндосперма. Строение зародыша у однодольных и двудольных растений. Перисперм. Условия, необходимые для прорастания семян. Покой семян и его причины. Надземное и подземное прорастание семян. Развитие и строение плодов. Строение околоплодника. Типы вскрывания плодов. Классификация плодов по типу гинецея. Способы распространения плодов и семян.



Тема 13. Экологические группы и жизненные формы растений. (2 ч)

Классификация и схема действия экологических факторов. Эвритопные и стенотопные виды. Экологические группы растений по отношению воде, к свету и к общему богатству почв. Галофиты, псаммофиты, литофиты. Понятие жизненной формы. Эколого-морфологическая классификация жизненных форм растений: древесные, полудревесные, травянистые растения. Классификация травянистых растений И.Г.Серебрякова. Классификация жизненных форм по К.Раункиеру.


Модуль 2 «Альгология»

Тема 1. Предмет, задачи и методы изучения альгологии. (2 ч)

История развития альгологии. Выдающиеся альгологи. Общая характеристика водорослей. Место водорослей в системе органического мира. Методы изучения водорослей.



Тема 2. Особенности строения клеток цианобактерий и эукариотических водорослей. Типы морфологической организации водорослей. (2 ч)

Сравнение особенностей строения прокариотической и эукариотической клетки водорослей: клеточные покровы, структуры цитоплазмы, фотосинтетический аппарат, основные запасные вещества, жгутиковый аппарат и пр. Эволюция таллома водорослей.



Тема 3. Царство Eukarya. Характеристика отдела Glaucophyta и отдела Rhodophyta. (2 ч)

Общая характеристика. Пигменты, запасные питательные вещества, строение панциря, типы створок, размножение. Филогения. Распространение. Значение.



Тема 4. Характеристика отдела Heterokontophyta. Особенности строения водорослей классов Chrysophyceae, Parmophyceae, Sarcinochrysidophyceae, Xanthophyceae, Eustigmatophyceae. (2 ч)

Общая характеристика. Пигменты, запасные питательные вещества, Особенности строения клеточных стенок. Размножение. Филогения. Распространение. Значение.



Тема 5. Характеристика отдела Heterokontophyta. Особенности строения водорослей классов Bacillariophyceae, Raphidophyceae, Dictyochophyceae, Phaeophyceae. (2 ч)

Общая характеристика. Пигменты, запасные питательные вещества, Особенности строения клеточных стенок. Размножение. Филогения. Распространение. Значение.



Тема 6. Характеристика отделов Dinophyta (динофлагелляты), Pyrmnesiophyta (Haptophyta) и Cryptophyta. (2 ч)

Общая характеристика. Пигменты, запасные питательные вещества, Особенности строения клеточных стенок. Размножение. Филогения. Распространение. Значение.



Тема 7. Характеристика отделов Euglenophyta и Chlorophyta. (2 ч)

Общая характеристика. Пигменты, запасные питательные вещества, типы структурной организации таллома, размножение, особенности жизненного цикла. Филогения. Распространение. Значение.



Тема 8. Размножение и жизненные циклы водорослей. Происхождение и эволюция водорослей. (2 ч)

Вегетативное, бесполое, половое размножение. Типы полового процесса. Гомоталлизм, гетероталлизм. Особенности жизненных циклов водорослей. Основные гипотезы происхождения прокариотических и эукариотических водорослей. Основные симбиогенезы



Тема 9. Экология, распространение, роль водорослей в природе. Экологические группы водорослей. (2 ч)

Абиотические, биотические и антропогенные факторы, влияющие на распространение водорослей. Экологические группы водорослей по отношению к различным факторам среды обитания. Роль водорослей в природе. Использование водорослей в микробиологической, пищевой, фармацевтической и других отраслях промышленности.


Модуль 3 «Систематика высших растений»

Раздел 1. Высшие споровые растения.

Тема 1. Общая характеристика высших растений. Древнейшие представители высших растений. Уровни соматической организации. (2 ч)

Появление высших растений в геологической истории Земли. Гипотезы происхождения высших растений. Общая характеристика высших растений. Уровни соматической организации высших растений.

Отдел Rhyniophyta. Появление телома, особенности анатомического строения, различные типы спорангиев. Древнейшие ископаемые представители. Выделение порядков Rhyniales и Psilophytales (Trimerophytales). Роль риниевых в эволюции высших растений.

Тема 2. Характеристика отдела Lycopodiophyta. Отдел Psilotophyta. (2 ч)

Происхождение, совершенствование способностей использования ресурсов среды, эволюция полового и бесполого размножения. Возникновение синтелома. Общая анатомо-морфологическая характеристика. Жизненный цикл. Микро-, макро- и гетерофиллия. Спорофиллы и их особенности. Равно- и разноспоровость. Классификация, происхождение, филогения плауновидных. Класс Drepanophycopsida как древнейший таксон плауновидных, представители, особенности их местообитаний, размножение. Класс Lycopodiopsida. Связь с древнейшими плаунами, черты сходства и различия. Общая характеристика; особенности строения и развития спорофита. Представители Плауновых, их экология и география, ценотические связи. Класс Isoetopsida, его разделение на порядки. Класс Selaginellopsida: сравнение древних и современных представителей, их морфолого-анатомическая характеристика. Специфика жизненной формы и гаметофита. Характер местообитаний. Отдел Psilotophyta. Общая характеристика отдела на примере родов Псилот и Тмезиптерис, черты их примитивности. География, экология, вероятные причины выживания.



Тема 3. Происхождение хвощей. Биология, экология, систематика отдела Equisetophyta. (2 ч)

Общая характеристика. Классификация. Происхождение: совершенствование морфоструктур у предков хвощей; появление синтелома хвощей и его сопоставление с синтеломом плаунов. Эволюция бесполого и полового размножения. Класс Bowmanitopsida (Sphenophyllopsida) - клинолисты. Особенности анатомического и морфологического строения; специфика первичной ксилемы и образования вторичной ксилемы; разнообразие спороносных структур у клинолистов. Класс Equisetopsida - Хвощевые. Характерные особенности класса и его разделение на порядки Calamostachyales (Каламостахиевых) и Equisetales (Хвощевых); специфика анатомо-морфологического строения. Порядок Calamastachyales: разнообразие в строении стробил. Порядок Equisetales: подразделение на семейства Tschernoviaceae, Gondwanostachyaceae, Echinostachyaceae и Equisetaceae. Современные представители порядка, их экология, биология и география.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка