В. А. Четвергов, С. М. Овчаренко




старонка1/3
Дата канвертавання24.04.2016
Памер467.34 Kb.
  1   2   3

В. А. ЧЕТВЕРГОВ, С. М. ОВЧАРЕНКО



НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И
ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИКИ


ОМСК 2002


Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения

______________________________


В. А. ЧЕТВЕРГОВ, С. М. ОВЧАРЕНКО


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И
ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИКИ

Конспект лекций

Омск 2002

УДК 629.424.01


Научно-технический прогресс и проблема надежности техники: Кон­спект лекций по дисциплине «Надежность и диагностика локомотивов»/

В. А. Четвергов, С. М. Овчаренко. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2002. 33 с.


В конспекте изложены вопросы надежности тех­нических систем. Приведена краткая история развития, услож­нения технических систем. Рассмотрены вопросы влияния низкого уровня на­дежности технических систем на экономику и безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта.

Цель конспекта лекций – закрепление знаний, полученных студентами в процессе изучения курса «Надежность и диагностика локомотивов», в про­цессе самостоятельной работы.

Предназначены для студентов 5-го курса очной и заочной форм обучения по специальности «Локомотивы».
Библиогр.: 2 назв. Табл. 7.
Рецензенты: доктор техн. наук В. Г. Григоренко;

доктор техн. наук В. В. Лукин.


________________________

 Омский гос. университет

путей сообщения, 2002


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………...…………… 5
1. Возрастание значения надежности в ходе научно-технического

прогресса.………………………………………………………………..…… 6


2. Техникоэкономические последствия низкой надежности техники….. 17
3. Надежность как составляющая качества технических объектов……… 20

4. Краткие сведения из истории развития науки о надежности………….. 24

Заключение…………………………………………………………………... 31


Библиографический список…………………………………………………. 32

ВВЕДЕНИЕ


Уровень развития современных технических систем, сложность и важность выполняемых ими функций создали для человека как бы вторую сферу обитания – техносферу. Последствия отказов технических систем порой сопоставимы с катастрофами. Низкая надежность используемых технических средств приводит к неоправданно большим потерям времени и затратам.

В конспекте рассмотрены история развития технических систем, динамика возрастания сложности структуры и их технических характеристик. В работе приведены примеры отказов, повлекшие за собой не только громадные финансовые потери, но и оказавшие губительное воздействие на жизнь людей и окружающую среду.

Предлагаемая работа, являясь частью конспекта лекций по дисциплине «Надежность и диагностика локомотивов», предназначена для формирования минимально необходимого объема знаний инженера путей сообщения в вопросах оценки роли теории надежности технических систем в жизни человека.

Конспект лекций состоит из восьми отдельных работ и представляет вопросы от истории возникновения проблемы до современных положений теории надежности и диагностики локомотивов.


5


  1. ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ В ХОДЕ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Проблема надежности не нова, хотя наука о надежности технических систем (ТС), технических объектов (ТО) зародилась лишь в середине XX в. Можно не сомневаться в том, что первобытный человек, идя на охоту, скажем, на мамонта с простейшим оружием  каменным топором или пикой, надеялся на то, что это орудие охоты не подведет его в бою, что оно надежно. Важность проблемы надежности возрастала в течение многих столетий по мере создания человеком орудий, все более мощных, эффективных, вы­полняющих важные и сложные функции машин, сооружений, систем. Во­обще говоря, можно утверждать, что история развития человеческого обще­ства  это история изобретения, создания и совершенствования различных орудий труда, технических устройств и соответствующих технологий для удовлетворения постоянно растущих потребностей и запросов людей. В ре­зультате трудом многих поколений создана громадная техносфера  рукотворная искусственная «природа», в которой и существует современный человек.

Процесс наращивания техносферы не был равномерным во времени. Многие сотни лет этот процесс был исключительно слабым. Темпы его уско­рения существенно возросли в связи с начавшимся научно-техническим про­грессом (промышленная революция в начале XIX в.) и его современной ста-

дией  научно-технической революцией, начавшейся в середине XX в. Экспоненциальный характер развития техносферы подтверждают следующие факторы:

увеличилось количество видов (типов) технических систем, технических объ­ектов, инструментов, машин, приборов, сооружений, устройств, систем, предприятий различного функционального назначения, изделий, выпускаемых серийно;

современные технические системы по своему устройству и взаимодействию элементов стали более сложными;

усложнились функции, возложенные на тех­нические системы;

повысился уровень функциональных показателей технических объектов (производительность, мощность, скорость, точность, экологичность, эффек­тивность);

увеличились интенсивность использования оборудования, систем, напряженность режимов их работы;

6

существенно увеличились затраты на создание технических систем и сооружений;



возникла необходимость преодоления вредного воздействия технических систем и оборудования на окружающую среду.

Рост количества типов ТО различного функционального назначения за время человеческой деятельности представлен данными табл.1.1. В ней приведены данные лишь о количестве видов изделий, а на их основе выпуска­ется, при­чем часто огромными сериями, множество модификаций, отличающихся значениями параметров.


Т а б л и ц а 1.1

Количество видов ТО и их сложность




Временной

период

Примерное


количество видов

ТО различного


назначения

Среднее число


элементов наиболее

сложных ТО

(сложность)


100 000 лет назад

10 000 лет назад

1 000 лет назад

Настоящее время



5

50

1000



50000

1

10

100



(68)105

В качестве показателя сложности ТО в данном случае рассматривается количество элементов, входящих в его состав. Так, первые орудия труда че­ловека (заостренная палка, каменное рубило, скребок и т. д.) состояли из од­ного элемента. За прошедшие века сложность создаваемых человеком орудий труда  ма­шин, приборов, систем  неизмеримо выросла. Например, обычная электрон­ная лампа, применявшаяся в 50  60-х гг., состояла из 60  90 элементов, ав­томобиль «Москвич»  из 10 тыс., американский межконтинентальный баллистический снаряд « Атлас »  300 тыс., счетно-аналитическая машина

60-х гг.  из 600 тыс. элементов. Чем выше сложность ТО, тем жестче требо­вания к надежности каждого элемента. Данные о сложности и требуемом уровне надежности элементов для некоторых систем, применявшихся в 60-е гг., приведены в табл. 1.2.

7

Т а б л и ц а 1.2


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка