Управление образования витебского облисполкома государственное учреждение дополнительного образования взрослых




старонка1/4
Дата канвертавання22.04.2016
Памер1.07 Mb.
  1   2   3   4
Дадатак 6
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Исследовательская деятельность

как ориентир развития и расширения

образовательных возможностей

обучающихся
Тезисы интернет-конференции


Витебск 2012

Печатается по решению совета Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Редакционная коллегия:

А.Б. Кондратович, О.В. Брись, Е.А. Михайловская, Т.П. Марчик, Ю.И. Малахова

Исследовательская деятельность как ориентир развития и расширения образовательных возможностей обучающихся: тезисы интернет-конференции. Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО». 2012. - 371 с.


В сборнике приводятся материалы интернет-конференции, раскрывающие актуальные проблемы и наработанный опыт по организации и сопровождению иссследовательской деятельности обучающихся в учреждениях образования.

Адресуется педагогическим работникам системы основного и дополнительного образования, методистам, осуществляющим учебную и учебно-методическую работу.

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДАМ

ОБУЧЕНИЯ И РУКОВОДСТВУ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Шаститко Е.Л.

ГУО «Средняя школа № 8 г. Орши»


Зачем заниматься исследовательской деятельностью в школе.

Что такое наука и следует ли заниматься научной деятельностью учащимся. Давайте обратимся к Закону Республики Беларусь о науке, что говорится в нем о научной деятельности: «Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения».



Этапы научного исследования.

Для того, чтобы работа была качественной необходимо соблюдать все этапы ее выполнения. И так поговорим об этапах выполнения исследовательской работы.

Этап первый - поиск проблемы. Проблема научной работы - это нехватка знаний. Нашли проблему, значит определили новое знание, которое должно быть получено в ходе выполнения работы.

Этап второй - разработка проблемы. В процессе разработки проблемы, формулируем цель нашей работы.

Этап третий - определяем задачи и выбираем методы их решения, планируем практическую часть нашего исследования.

Этап четвертый - выполняем практическую часть: проводим исследования, получаем данные, используем оборудование и т.д.

Этап пятый - обрабатываем данные: составление схемы, проводим расчеты и т.д.

Этап шестой - выводы. Анализируя данные, сопоставляя их с уже известными знаниями, и с результатами исследований других ученых исследователь приходит к своим выводам и формулирует их. Выводов должно быть столько сколь задач

Этап седьмой - презентация работы. Это может быть научная статья, конкурсная работа. Подготовив ее, исследователь подает ее на конкурс, а затем делает научный доклад (устную презентацию). Презентация оформляется строго в соответствии с принятыми стандартами.

Формирование умений и навыков ступень творчества ученика.

Процесс обучения не может быть сведен только к накоплению знаний. Готовность к сознательным и точным действиям по применению знаний реализуется в умениях и навыках. Различают две группы умений и навыков: общие, относящиеся ко всем предметам, и общеучебные и специальные, формируемые только на одном предмете, специальности.

Как общеучебные, так и специальные умения и навыки включают организационные, информационные, интеллектуальные и коммуникативные умения и навыки. Организационные специальные - это умения формулировать цель наблюдения, опыта или исследования, самостоятельно подбирать оборудование и объекты, последовательно выполнять работу. Интеллектуальные - это логичность наблюдений, оформление результатов наблюдений, воспитание воли, целеустремленности, самостоятельности. Информационные - это сравнение результатов собственных наблюдений с литературными данными; умение сделать сравнение, анализ, выводы, оформить результаты наблюдений. Коммуникативные - это умение доложить результаты собственных наблюдений в виде текстового доклада, объяснения, сообщения; умение выслушать вопрос и ответить на него. Формирование специальных умений и навыков - это более высокая ступень в развитии ученика, ступень творчества.

Частные методы научного познания. К ним относятся наблюдение, распознавание и определение объектов в природе; сравнительно-аналитический метод; исследование.

Наблюдение - обязательное звено в познании природы. При обучении биологии наблюдение является основным источником знаний. Благодаря наблюдениям формируются представления, относящиеся к одной из форм чувственного познания. Проводя наблюдение в природе, учащиеся учатся подмечать, а это ведет к воспитанию воли, целеустремленности, самостоятельности, развитию познавательной активности, формированию мировоззрения и ценностных ориентаций.

Сравнительно-аналитический метод. Это метод научного познания природы. Он представляет собой углубленный и более результативный вид наблюдения. При сравнительно-аналитическом методе осуществляется активное противопоставление познающего субъекта познаваемому объекту, выделяется объект познания, стимулируется чувственное познание и отвлеченное мышление познающего субъекта.- Этот метод обеспечивает познание частей целого и отношений между этими частями, позволяющее относить их к систематическим группам и классифицировать. При этом виде наблюдения большое значение имеет не только сравнение, но также анализ и синтез результатов наблюдения. Но при этом методе выявляются лишь внешние особенности наблюдаемых объектов и невозможно достаточно глубоко проникнуть в сущность познаваемых предметов и явлений.

Сравнительно-аналитический метод включает следующие этапы: цель, определение объектов познания, познание частей целого и отношений между ними, обобщение. Этот метод развивает у учащихся логическое мышление.



Эксперимент. Значительное место в курсе биологии опыту (эксперименту). Это метод познания, при котором явления природы изучаются в искусственно создаваемых условиях, которые с контролем. Учебный эксперимент включает этапы цели опыта, подбор оборудования и объектов, конструирование условии опыта, наблюдение в процессе эксперимента, формулирование выводов из наблюдений, сравнение, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов из опыта. Таким образом, опыт можно определить как наблюдение в условиях, специально созданных для достижения поставленной цели.

Осуществлять экспериментальное исследование можно только на теоретической основе, поэтому эксперимент следует рассматривать как единство теории и практики, ведущее к глубокому раскрытию сущности изучаемых объектов. Экспериментатор имеет возможность неоднократно повторять изучение явления или варьировать его, вводя новые условия, сравнивать полученные результаты, анализировать и синтезировать их, делать доказательные выводы и объективные обобщения. Очень часто в сочетании с экспериментом применяются математические методы.

Более высокая степень развития учащихся - это творчество. В соответствии со степенью развития ученик выполняет научное исследование.

Тематика научных исследований подбирается с учетом возрастных, индивидуальных и интеллектуальных особенностей учащихся, с учетом интересов самого ученика. Значительное место в работе над научной темой отводится работе с научной литературой, изучению терминологии. Разработка плана работы включает проверку гипотезы (условия проведения эксперимента), подготовку приборов и материалов для каждого этапа работы разработку формы записи информации и отчетности. После составления плана ученик подбирает материалы и оборудование. Учитель помогает, контролирует, поощряет инициативу ученика. Ответственным моментом в работе является фиксация результатов наблюдений.

По мере накопления материала составляются таблицы, графики, рисунки. В конце исследования выполняется оформление работы, включающее пять основных частей: введение, материал и методику исследования, результаты работы и их обсуждение, выводы и список использованной литературы.

Исследовательский метод - фундамент исследовательских навыков.

Научно-исследовательская работа - это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:


  • приобщить их к процессу выработки новых знаний;

  • освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;

  • научить пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

  • выработать умение работать с основными компьютерными программами;

  • предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

  • глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

  • свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;

  • отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

  • знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Педагог также должен обладать значительным комплексом умений:

  • выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);

  • подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости составить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;

  • применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;

  • определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;

  • прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;

  • выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;

  • обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

  • по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Креативность – фактор развития педагога и учащегося.

Хотелось бы выделить креативность как один из факторов, способствующих развитию потенциала педагога и обучающегося, влияющий на умение противостоять трудностям и помогающий искать неординарные пути исследования проблемных ситуаций. На сегодняшний день креативность педагогов является наиболее значимым фактором развития и совершенствования как системы образования в целом, так и всех ее субъектов в отдельности.

Понятие "креативность" включает:


  • умение творчески мыслить в любой области, находить оригинальные решения жизненных проблем с опережением времени;

  • навык решения творческих задач в предметной (профессиональной) сфере деятельности, в области своих интересов;

  • умение управлять инерцией мышления на базе знания специальных методов и приемов;

  • умение применять инструмент теории сильного мышления в жизненных ситуациях с ориентацией на идеальный результат;

  • знание основных закономерностей окружающего мира, систем и объектов;

  • понимание того, что особенностью творческого процесса является оригинальность, адекватность поставленной задаче и состоятельность.

  • оригинальность, адекватность задаче и состоятельность. Также о наличии креативности свидетельствуют:

  • беглость мысли (количество идей в единицу времени);

  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

  • оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

  • любознательность (чувствительность к проблемам, имеющим место в окружающем мире);

  • способность выстраивать гипотезу, фантазировать.

Заключение.

Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:


  • овладеть существенными научными понятиями, представлениями;

  • самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;

  • точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;

  • приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

  • сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;

  • проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;

  • выстроить доказательство и давать опровержение.

  • При написании исследовательской работы у молодых людей развиваются умения:

  • анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);

  • сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);

  • обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);

  • определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);

  • доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, - они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.

Из личного опыта: мои ошибки.

С учащимися исследовательской деятельностью я занимаюсь с 2008 года. Не сразу наши работы имели успех, были и неудачи. Что бы другие ни повторяли мои ошибки, хочу поделиться ими с вами.

Итак, какие типичные ошибки допускаются при написании работы.

1. Подборка темы: тема не должна быть избитой – ненужно открывать то, что уже и так известно, например «Содержание тяжелых металлов в овощах увеличивается, если они выращены возле шоссе…».

2. Реферативный тип работы.

3. Количество выводов по работе должно быть равным задачам.

4. Безусловно, работа должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями.

5. Работать над собой постоянно.


Список литературы

1. Кульенеева Л.Г.Формирование умений и навыков. Специальные умения и навыки, журнал «Бiялогiя: праблемы выкладання» 1999 №1. с.4-15

2. Савенков А.И.Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.

3. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребен-ка. / А.И.Савенков// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2006. .

4. Чечель И.Д.Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Станкевич Т.Г.

ГУО «Гимназия №1 г. Новополоцка»
Современное общество предъявляет качественно новые требования к системе образования. Одним из таких требований является формирование исследовательской культуры учащихся, ставшей в последнее время неотъемлемой частью школьного образования.

Под исследовательской деятельностью следует понимать умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Получить информацию можно не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира.

Следует отметить, что исследовательская деятельность в школе имеет свои отличительные черты, так как ее основная задача неполучение объективно нового знания, а развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, которые стремятся совершенствовать свои знания в определённой области науки, развитие и совершенствование исследовательских навыков и умений[2].

Очевидно, что ребенок, который приходит в школу, уже является исследователем по своей природе, поэтому задача учителя направить детское любопытство и любознательность в русло исследовательской деятельности. Так, проведя опрос своих друзей или одноклассников, прохожих на улице и проанализировав полученную информацию, учащиеся могут выявить неизвестные им ранее факты, узнать то, что даже не могли предположить раннее.

Умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней (наблюдать и сравнивать, проводить мониторинг, анализировать и экспериментировать) необходимо человеку в повседневной жизни, а ведь одной из задач школьного образования является подготовка личности, способной быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни в современном обществе, выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях науки [1].

Включение учащихся в исследовательскую деятельность следует начинать с определения их потребностей, интересов и желаний. Тема исследования должна быть не навязанной педагогам, а выбранной род девизом «Я хочу это знать. Мне это интересно», лишь тогда она приобретет истинную значимость для него.

Одним их наиболее аффективных приемов вовлечения детей в исследовательскую деятельность является прием «А знаете ли Вы?», т.е. учитель должен таким образом преподнести материал, чтобы у детей возникла потребность задать вопрос учителю, другу, родителям и конечно самому себе, высказать свою точку зрения. Для этого необходимо пообщаться с родителями, сходить в библиотеку, воспользоваться ресурсами сети Интернет, провести небольшое исследование и м. др. Кульминацией является презентация полученной информации, ее анализ и обсуждение.

Следует помнить, что исследование – это не только напечатанная объемом до 20 страниц работа, с выводами и списком использованных источников, но и стенгазеты, плакаты, PowerPoint презентации и небольшие видеофильмы, макеты, проспекты и м. др.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность способствует:

-повышению престижа и популяризации научных знаний,

-формированию исследовательских навыков как способа освоения действительности,

-развитию навыков самостоятельной работы с научной и специальной литературой,

-развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и педагогов,

-повышению познавательной активности учащихся, мотивации.

Организация исследовательской деятельности в школе в значительной мере позволяет решить одну немаловажную проблему - падение интереса к учебе. Желание учиться и поглощать с "аппетитом" новые знания наблюдается, как правило, у детей 1-4 классов, так как активность, любознательность и жажда знаний являются неотъемлемой особенностью детского поведения. Однако в 8-11 классах на первый план выступают желание общаться, определение собственного «Я». Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность способствует удовлетворению этой потребности.

Любое исследование должно включать в себя следующие этапы:

1.Подготовительный этап: данный этап предполагает выбор темы исследования, выявление объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы исследования

2.Этап планирования: определение основных направлений работы и методов исследования, поиск источников информации

3.Основной этап: этот этап предполагает собственно само исследование (наблюдение, эксперимент, анализа литературы, статистических и опытных данных мн. др.)

4.Заключительный этап: на данном этапе происходит анализ собранной информации; формулируются выводы

5. Презентационный этап

Организация исследовательской деятельности учащихся должна строиться с учетом следующих принципов:

- добровольность участия

- учет возрастных особенностей учащихся, включенных в исследовательскую деятельность

- научность исследовательской деятельности

- общественно полезная направленность и значимость осуществляемой исследовательской деятельности

- успешность, независимо от конечного результата (самостоятельный поиск и решение – уже успех для учащихся) [3]

Таким образом, вовлечение детей в исследовательскую деятельность позволяет создать благоприятные условия для их всестороннего развития, способствует повышению познавательной активности, формированию исследовательских навыков как необходимого условия новой образовательной среды.


Список литературы

  1. Исследовательский поиск: первые шаги / Н.Г. Степанова. Народная Асвета, 2010 – №6

  2. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / А.И. Добриневская. Кираванне у адукации, 2010 – №9

  3. Планирование участия школьников в исследовательской деятельности / Н. Зильберберг. Школьное планирование, 2011 – №2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дюкова С.В.

ГУО «Студенковская детский сад –

средняя школа Сенненского района»

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Исследовательская деятельность учащихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами

Количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:


  1. Умение работать с рекомендованной литературой. А это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.

На начальном этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в нашей школе разработана технология овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Она, во-первых, характеризуется тем, что учащиеся со 2 по 11 класс принимают участие в ней, во-вторых, охватывает не отдельные предметы, а практически все, которые входят в учебный план школы, следовательно, эта технология носит системный подход, как по форме её построения, так и по содержанию. Практическая реализация этой технологии нам виделась в проведении интеллектуальных марафонов «Самый умный», «Весь мир открытий полон…», «Что, где, когда?» и многие другие. С целью развития у учащихся умения использовать полученные учебные знания как средство для работы с информацией на уровне применения предметных знаний и умений; развития мотивации учения и познавательных способностей у учащихся, выработка умений состязаться в строго указанных временных рамках, воспитания навыков состязательности как личностного качества лидеров и конкурентноспособности в дальнейшей жизни. Любое исследование предполагает получение новых знаний. С целью формирования навыков исследовательской деятельности разработан метод последовательной адаптации учащихся к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования - это объект текущего познавательного интереса учащегося, который и становится темой его исследования. Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме.

В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

Важным моментом исследования является поиск свойств объекта познания и новое их применение. Более высокий уровень исследовательской деятельности учащегося происходит в период поиска новых, неизвестных ранее свойств исследуемого объекта. Сам факт поиска новых свойств - это опыт исследования, экспериментирования, личных открытий. На базе найденных новых свойств школьники обучаются находить и по возможности практически воплощать свои новые идеи в различных направлениях.

Так в области теоретической деятельности - это:

-выдвижение гипотез;

-определение закономерностей;

-составление прогнозов развития.

В области прикладной деятельности - это:

-предложения по улучшению функционирования рассматриваемых систем;

-усовершенствование технических систем на уровне предполагаемого изобретения;

-создание новых методов получения результатов;

-выпуск авторских материалов для широкого круга пользователей.

Таким образом, учащиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят учащимся в дальнейшем иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами.

В связи с тем, что диапазон интересов школьников достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора учащихся, педагогов, родителей. В будущем у ребят уже будет сформирован навык защиты своих творческих продуктов, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций.

Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и автоматически переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное - нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.

Таким образом, правильная организации исследовательской деятельности школьников позволяет:

1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.

2. Осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.

3. Получить новый, общественно-полезный интеллектуальный продукт.

4. Формировать научно-исследовательские навыки.

5. Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.

6. Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.

7. Создать условия, которые позволяют учащимся:

-определить текущие границы личных знаний;

-реализовать личный творческий потенциал в научно-исследовательской деятельности;

-проверить актуальность личного интереса и повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования;

-на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;

- самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования;

- самостоятельно осваивать новые виды деятельности, например, технические средства, компьютерные программы;

- расширить область индивидуальных знаний через знакомство с результатами других исследований;

- увидеть бесконечность познания окружающего мира через понимание бесконечности познания отдельных его элементов.

ДАСЛЕДЧАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ ЯК АРЫЕНЦІР РАЗВІЦЦЯ І ПАШЫРЭННЯ АДУКАЦЫЙНЫХ МАГЧЫМАСЦЕЙ ВУЧНЯЎ

Праневіч В.І.

ДУА “Сярэдняя школа № 1г. Новалукомля”


Галень, цяперака хуста, таўчонікі, бурвалак, дукрыць… Гэта словы маёй бабулі, мова майго роднага кутка на Чашніччыне. Гэта жывое слова, дыялектнае слова, у якім вучні адчулі прыгажосць і адметнасць. Слова, якое далучыла да пошукава-даследчай дзейнасці, стала арыенцірам развіцця і пашырэння адукацыйных магчымасцей вучняў. Упершыню гэта адбылося на ўроку роднай мовы, дзе вучням было прапанавана паразважаць над выслоўем “Што сяльцо, то новае слаўцо”, паспаборнічаць у веданні дыялектных слоў.

На ўроку ўзнікла праблема:



  • няведанне спадчыннага слова;

  • няўменне растлумачыць значэнне слова.

Выслоўе “Што сяльцо, то новае слаўцо” стала дэвізам жыцця групы вучняў. Дзеці неслі ў школу слова, дыялектнае слова, слова бабулі, слова роднага кутка на Чашніччыне.

Прадуктам стаў Слоўнік дыялектаў Чашніцкага раёна Віцебскай вобласці.

Гэта праца шмат у чым незвычайная, бо дыялектнага слоўніка Чашніцкага раёна не было, народная мова не вывучана. Мы зрабілі гэта першыя. Праца нас зацікавіла, зацікавіла слова, і мы вырашылі не спыняцца на дасягнутым.

Вучні заўважылі праблемы:



  • знікненне спадчыннага слова

  • няведанне крыніц папаўнення дыялектнага слова.

На 2-ім этапе быў складзены слоўнік-даведнік “Дыялектнае слова Чашніччыны і абласныя гаворкі”.

Слоўнік-даведнік уключае 188 дыялектных слоў Чашніцкага раёна, якія падзелены на 5 відаў: лексічныя, семантычныя, марфалагічныя, фанетычныя, словаўтваральныя. Кожнае народнае слова Чашніччыны падаецца ў параўнанні з абласнымі гаворкамі. Напрыклад, лісапед - дыялект Чашніччыны і ровар – дыялект Гродзеншчыны. Агульнаўжывальнае слова – веласіпед. Трэба адзначыць, што ў працэсе працы ўзнікалі пэўныя цяжкасці, трэба было сабраць дыялекты, шукаць адпаведнікі ў слоўніках, тэлефанаваць у розныя куткі Беларусі. Сустракаюцца выпадкі, што аналагаў да Чашніцкага дыялекта не знайшлі.

Задачы расшырыліся:

- сталі даследаваць пранікненне замежных слоў у гаворкі, даследаваць віды дыялектаў, пранікаць у глыбіню народнага слова.



c:\users\username\pictures\mp navigator\2012_04_04\img.jpg c:\users\username\pictures\mp navigator\2012_04_03\img.jpg
На аснове двух слоўнікаў з’явілася даследчая праца “Дыялектнае слова Чашніччыны і абласныя гаворкі” (аднайменная назва са слоўнікам-даведнікам).

Як было сказана вышэй, дыялектызмы Чашніцкага раёна падзелены на

5 відаў.

Марфалігічныя. Словы адрозніваюцца родам, канчаткамі. Напрыклад, ямо.

Словаўтваральныя. Словы, якія адрозніваюцца словаўтваральнымі марфемамі. Напрыклад, жартун, лапікла.

Фанетычныя. Словы, якія адрозніваюцца гукавой спецыфікай гаворак. Напрыклад, кохта, магáзін, гóстры.

Семантычныя. Словы з іншым значэнннем, чым у літаратурнай мове. Напрыклад, агрызак – той, хто груба, са злюсцю гаворыць.

Лексічныя. Словы невядомыя літаратурнай мове. Гладамыра (пераборлівы, наравісты чалавек).

Каб паказаць колькасць слоў рознага віду, мы зрабілі дыяграму. З якой бачна, што дыялект Чашніччыны грунтуецца больш на фанетычных і лексічных асаблівасцях.
c:\users\username\pictures\mp navigator\2012_04_04\img_0002.jpg

Узнікненне дыялектызмаў і дзяленне іх на віды мае свае прычыны:



  1. вымаўленне слоў, як лягчэй, зручней для органаў маўлення (плацця, ідзець);

  2. замена слова па падабенству, дабаўка суфікса ці прыстаўкі (жартун);

  3. замена выпадковымі словамі часта пад уплывам замежных слоў (байня).

Мы ведаем, што пры ваенных дзеяннях, пры культурных зносінах, народы заўсёды запазычваюць адны ў другіх словы. І таму зацікавіліся пранікненнем замежных слоў у гаворкі Чашніччыны. Зрабілі вывад, што ў дыялектах Чашніччыны ёсць рысы рускай, украінскай і польскай моў.

Да рыс рускай мовы адносіцца, напрыклад, мяккае вымаўленне зацвярдзелых зычных: бурякі; замена выпадковымі словамі: халепа; ужыванне асобных формаў дзеясловаў: палож.

Да рыс украінскай мовы ў дыялекце Чашніччыны адносіцца ўжыванне замест [ў] [в] - вовк, товстый; канчаткі мн.л. на мо: ямо; слоў ў будучым складаным часе: рабіцьму.

Да рыс польскай мовы адносіцца запазычанне з польскіх слоў: файна.

Каб адлюстраваць пранікненне замежных слоў у дыялекты Чашніччыны, мы зрабілі дыяграму. З яе бачна, што ў дыялектах Чашніцкага раёна больш асаблівасцей рускай мовы. Мы высветлілі такіх рыс 17 з 26. З украінскай мовай агульных рыс напалову менш. Гэта 8 з 26. З польскай мовы пранікла толькі адно слова.
c:\users\username\pictures\mp navigator\2012_04_04\img_0003.jpg

На аснове дыяграмы зрабілі вывад: пранікненню замежных слоў у наш дыялект спрыяе месца размяшчэння раёна, гістарычныя ўмовы, эканамічныя, культурныя сувязі.

Вывучэне беларускіх мясцовых гаворак паказала, што мова беларускай народнасці склалася з 2-х асноўных дыялектаў – паўночна-ўсходняга і паўднёва-заходняга. І таму рэзка выражанай мяжы паміж дыялектамі Чашніччыны і абласнымі дыялектамі няма, можа толькі раздзяляюцца нешырокай паласой “змешаных” гаворак.

У аснове працы “Дыялектнае слова Чашніччыны і абласныя гаворкі” даследчая, інтэлектуальна-пазнавальная і творчая дзейнасць старшакласнікаў з улікам іх інтарэсаў, уласнага выбару і сацыяльных камунікацый. Этапы падрыхтоўкі і рэалізацыі маюць пошукавы і пазнавальны характар. Гэта вынік шматгадовай дзейнасці. Даследавалі гіпотэзу “Што сяльцо, то новае слаўцо” праз метады: гутарку, апытванне насельніцтва, параўнанне, супастаўленне, складанне дыяграм, табліцы.

Вылучылі новыя задачы:

- надрукаваць працу;

- пазнаёміць са спадчынным словам жыхароў Чашніцкага раёна.

Адна з задач рашаецца зараз. Мы знаёмім з дыялектным словам Чашніччыны не толькі жыхароў Чашніцкага раёна, але і Віцебшчыны. Настаўнікі-філолагі, настаўнікі пачатковых класаў выкарыстоўваюць слоўнікі, даследчую працу “Дыялектнае слова Чашніччыны і абласныя гаворкі” на ўроках беларускай мовы пры вывучэнні тэмы “Лексіка”, на факультатыўных занятках, на ўроках літаратуры. Напрыклад, пры вывучэнні твора І.Мележа “Людзі на балоце” супаставілі дыялект Палесся і Чашніччыны.

Праца нас зацікавіла, зацікавіла слова, і мы вырашылі не спыняцца на дасягнутым. Будзем прадаўжаць даследаваць дыялектнае слова ў творчасці пісьменнікаў Чашніччыны.

У канцы навучальнага года я зрабіла апытванне вучняў-даследчыкаў.

1. Якім быў ваш эмацыянальны стан падчас распрацоўкі, выканання даследчай дзейнасці?


  • Увесь час падтрымлівалася радасць спасціжэння новага.

  • Была ўпэўнена, што робім патрэбную працу.

2. Вашы думкі аб удзеле ў праекце.

- Вопыт, набыты ў працэсе даследавання, дапаможа ў будучым. Расшырыўся ўлік інтарэсаў, абудзілася цікавасць да роднага краю, да слова.

- Я лічу, што даследчая дзейнасць падрыхтавала да вучобы ў ВНУ. Адчула ўпэўненасць, згубілася боязь, навучылася адбіраць матэрыял, працаваць калектыўна.

- Усвядоміў сутнасць жыцця, жыццёвай пазіцыі. Удзячны настаўніцы за ўдзел у працы. Засвоіў словы на ўсё жыццё: “Немагчыма спасцігнуць “вялікае”, не зразумеўшы і не “ўчуўшы” малога”.

3. Як вы ацэньваеце вынікі працы?

- Сплаціла, аб’яднала па інтарэсах, сталі сябрамі.

- Гэта выхаванне чалавека.

Даследчая дзейнасць – адна з прыступак сталення, развіцця вучня, патрабуе пэўных інтэлектуальных, духоўных, камунікатыўных намаганняў. Да выступлення, абароны даследчай работы “Дыялектнае слова Чашніччыны і абласныя гаворкі” мае вучні ўзышлі ў ролі вучоных, грамадзян. Яны гавораць пра сваю заклапочанасць усім тым, што адбываецца вакол, узіраючыся ў будучыню, усё глыбей адчуваючы неабходнасць звароту да духоўнага вопыту і мудрасці, здабытых нашымі продкамі. Вопыт, набыты ў даследаванні, дапамог і дапаможа вучням ў творчай самарэалізацыі. Даследчая дзейнасць – арыенцір развіцця і пашырэння адукацыйных магчымасцей навучэнцаў.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка