Учебное пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2012 ббк 85. 313 (3) тольяттинская консерватория




Дата канвертавання19.04.2016
Памер362.32 Kb.
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Евстигнеева Л.А.

КОНЦЕРМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Учебное пособие

для студентов и преподавателей

Тольятти


2012

ББК 85.313 (3)
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Кафедра концертмейстерского мастерства


Составитель:

Евтигнеева Л.А.

доцент Тольяттинской консерватории

Рецензент:

Шаталова Е.И.

Зав. кафедрой концертмейстерского мастерства,

доцент Тольяттинской консерватории

К 64 Концертмейстерское мастерство. Справочник /учебное пособие для студентов и преподавателей кафедры концертмейстерского мастерства исполнительских отделений музыкальных вузов/Тольяттинская консерватория. Сост. Евстигнеева Л.А. Реценз. Шаталова Е.И. – изд. Тольятти, 2012. – 40 с.
ББК 85.313 (3)
Учебное пособие по предмету “Концертмейстерское мастерство” предназначено студентам Тольяттинской консерватории, а также студентам исполнительских отделений высших учебных заведений культуры и искусства.

© Евстигнеева Л.А., 2012

© Тольяттинская консерватория, 2012

СОДЕРЖАНИЕ


От составителя ............................................................. 4


Русские оперы .............................................................. 5


Вокальные циклы

русских композиторов ................................................... 6


Русские советские оперы ............................................. 7
Вокальные циклы

русских советских композиторов ................................. 9


Оперы зарубежных композиторов ............................. 14
Вокальные циклы

зарубежных композиторов .......................................... 18


Классификация и характеристика

певческих голосов ........................................................ 22


Оперно-вокальная терминология ............................... 30
Фильмы-оперы ............................................................. 33
Список литературы ...................................................... 37

От составителя


Данная работа содержит в себе материалы, предназначенные для подготовки студентов, обучающихся на кафедре концертмейстерского мастерства к коллоквиуму, который проводится в IX семестре обучения в консерватории. К таким материалам относятся: сведения о знаменитых концертмейстерах, классификация и характеристика певческих оперных голосов, расшифровка некоторых оперно-вокальных терминов, основные произведения русских и зарубежных композиторов, представленные вокальными циклами, с указанием авторов текста и музыки. В справочнике есть даты рождения и смерти каждого композитора, что дает возможность правильно сориентироваться в отношении его стиля и направления творчества.

Списки вокальных циклов, представленные в справочнике, могут быть использованы в качестве дополнения к программе по предмету «Концертмейстерское мастерство» для составления репертуарных списков и сдачи репертуарного минимума по теме «Вокальные циклы русских и зарубежных композиторов» студентами IV курса кафедры концертмейстерского мастерства. Кроме того, справочными данными могут воспользоваться студенты и преподаватели кафедры сольного пения. Камерное исполнительство на факультете «Сольное пение» предполагает изучение вокальных циклов, которые широко представлены в справочнике.

Основой для создания справочника послужила работа преподавателя музыкального училища при Московской Государственной консерватории (а ныне профессора МГК) М.В. Савельевой «Краткие справочные данные для подготовки учащихся 4 курса фортепианного отделения к коллоквиуму по концертмейстерскому мастерству». Автор указала, что «каждый педагог, в ходе учебного процесса будет вносить в эти разделы новые данные, расширяя и углубляя эту работу». Справочник М.В. Савельевой датирован 1982 годом и, в связи с появлением новых произведений в современной вокальной литературе, новых авторов вокальных циклов, выходом на артистическую арену новых оперных исполнителей, репертуарные списки потребовали коррекции и обновления. Кроме того, справочник дополнен списком интернет-сайтов о композиторах, певцах, концертмейстерах, упоминаемых в данной работе.

Русские оперы
Алябьев Александр Александрович (1787-1851)

«Лунная ночь»


Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)

«Князь Игорь»


Глинка Михаил Иванович (1804-1857)

«Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»


Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869)

«Эсмеральда», «Каменный гость», «Русалка»


Мусоргский Модест Петрович (1839-1881)

«Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»


Направник Эдуард Францевич (1839-1916)

«Нижегородцы», «Гарольд», «Франческа да Римини», «Дубровский»


Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943)

«Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь»


Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1906)

«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей Бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок».


Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894)

«Дмитрий Донской», «Демон», «Купец Калашников», «Нерон», «Попугай», «Сибирские охотники или Сороковой медведь», «Фераморс», «Хаджи-Абрек», «Фомка-дурачок», «Дети степей», «Маккавеи», «Среди разбойников», «Горюша»


Танеев Сергей Иванович (1856-1915)

«Орестея»


Чайковский Петр Ильич (1840-1893)

«Воевода», «Опричник», «Черевички», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»



Вокальные циклы

русских композиторов
Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956)

«Цветы зла» – на стихи Ш. Бодлера


Глинка Михаил Иванович (1804 -1857)

«Прощание с Петербургом» – на стихи Н.В. Кукольника (12 песен)


Метнер Николай Карлович (1879-1951)

3 романса на стихи М. Лермонтова, А. Пушкина, А. Фета из И. Гёте

9 песен И. Гёте

3 стихотворения Г. Гейне ор.12

12 песен И. Гёте ор. 15

6 стихов И. Гёте ор. 18

3 стихотворения Ф. Ницше ор. 19

8 стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета ор. 24

6 стихотворений А. Пушкина ор. 32,36

7 стихотворений А. Пушкина ор. 29

5 стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета ор. 37

4 песни ор. 45

7 песен ор. 36

7 песен на стихи А. Пушкина ор. 52

7 песен на стихи русских и немецких поэтов ор. 61
Мусоргский Модест Петрович (1839-1881)

«Юные годы» – на стихи Н. Грекова, А. Кольцова, А. Плещеева, Н. Некрасова

«Без солнца» – на стихи А. Голенищева-Кутузова, М. Лермонтова, Дж. Байрона
«Песни и пляски смерти» – на стихи А. Голенищева-Кутузова

«Раёк» – музыкальная пародия на стихи М. Мусоргского


Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908)

«Весной» – на стихи А. Толстого и А. Фета

«Поэту» – на стихи А. Майкова и А. Пушкина

«У моря» – на стихи А. Толстого

Вокальный цикл на стихи М. Лермонтова

Вокальный цикл на стихи А. Пушкина

Вокальный цикл на стихи А. Майкова

Вокальный цикл на стихи А. Толстого


Танеев Сергей Иванович (1856-1915)

«Из ирландских мелодий»

«Мамортели» – на слова из сборника переводов Эллиса
Чайковский Петр Ильич (1840-1893)

«14 детских песен» – на стихи А. Плещеева, И. Сурикова, С. Аксакова




Русские советские оперы
Александров Анатолий Николаевич (1888-1982)

«Дикая Бара», «Бэла»


Банщиков Геннадий Иванович (род. 1943)

«Осталась легенда», «Любовь и Силин», «Опера о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Смерть корнета Кляузова», «Горе от ума», «Любовник Мельпомены»


Василенко Сергей Никифорович (1872-1956)

«Сын солнца», «Христофор Колумб», «Буран», «Великий канал», «Суворов», опера-кантата «Сказание о великом граде Китеже и тихом озере Светояре»


Гаврилин Валерий Александрович (1939-1999)

«Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»


Денисов Эдисон Васильевич (1929-1996)

«Четыре девушки»


Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1987)

«Кола Брюньон», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «В огне»


Молчанов Кирилл Владимирович (1922-1982)

«Заря», «Неизвестный солдат», « А зори здесь тихие», «Русская женщина»

Николаев Алексей Александрович (1931-2003)

«Горе – не беда», «Ценою жизни», «Разгром»

Пейко Николай Иванович (1916-1995)

«Айхылу»
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953)

«Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Семен Катко», «Дуэнья», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»
Сидельников Николай Николаевич (1930-1992)

«Аленький цветочек», «Бег», «Чертогон»


Слонимский Сергей Михайлович (род. 1932)

«Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Царь Иксион», «Король Лир», «Антигона»


Таривердиев Микаэл Леонович (1931-1996)

«Кто ты?», «Граф Калиостро»


Флярковский Александр Георгиевич (род. 1931)

«Дороги дальние»


Чайковский Александр Владимирович (род. 1946)

«Девушка смеётся», «Верность», «Три сестры», «Царь Никита», «Три мушкетёра», «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане»


Шапорин Юрий Александрович (1887-1966)

«Декабристы»


Шебалин Виссарион Яковлевич (1902-1963)

«Укрощение строптивой», «Солнце над степью»


Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975)

«Екатерина Измайлова»


Щедрин Родион Константинович (род. 1932)

«Не только любовь», «Мертвые души», «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова»



Вокальные циклы

русских советских композиторов
Александров Анатолий Николаевич (1888-1982)

«Из александрийских песен» – на стихи Б. Кузьмина (4 тетради)

«Отблески времени» – на стихи А. Фета, Е.Бара-тынского, Г. Хафиза, А. Пушкина

«Золотые ветви» – на стихи А. Глобы

«Верность» – на стихи С. Северцева

Цикл романсов на стихи А. Пушкина

12 стихотворений советских поэтов – С. Маршака, А. Исаакяна, С. Щипачева и др.
Банщиков Геннадий Иванович (род. 1943)

Вокальный цикл на стихи Г. Лорки


Василенко Сергей Никифорович (1872-1956)

«Заклинания» – на стихи В. Брюсова, А. Блока

«Маорийские песни» – на стихи В. Бальмонта

«Шесть индусских мелодий» – на стихи Р. Тагора

Цикл обработок русских песен (10)

8 негритянских и индийских мелодий

3 песни на стихи В.Брюсова

«Экзотическая сюита» – на стихи В. Брюсова, К.Бальмонта, В. Иванова


Волошинов Виктор Владимирович (1905-1960)

8 песен на стихи Ю. Лермонтова

«Светлый мир» – на стихи А. Блока и К. Бальмонта

«Китайские песни»

«На западе»
«Отвага» – на стихи Г. Гейне, И. Гёте

«Русский человек» – на стихи В. Васильева

«Слова любви» – на стихи Н. Грибачева
Гаврилин Валерий Александрович (1939-1999)

«О любви» – на стихи В. Шефнера

2 немецкие тетради – на стихи Г. Гейне

«Русская тетрадь» – на народные тексты

«Марина» – на стихи М. Цветаевой

«Времена года» – на стихи С. Есенина и народные

«Три песни Офелии» – на текст трагедии У. Шекспира
Гохман Елена Владимировна (1935-2010)

«Лирическая тетрадь» – на стихи А. Ахматовой, М.Цветаевой, С. Нерис

«Бессонница» – на стихи М. Цветаевой

«Благовещенье» – на стихи М. Цветаевой

«Последние строфы» – на стихи Ф. Тютчева
Десятников Леонид Аркадьевич (род. 1955)

«Любовь и жизнь поэта» – на стихи Д. Хармса, Н. Олейникова


Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1987)

7 веселых песен – на стихи английских поэтов в переводах С. Маршака

4 песни-шутки – на стихи С. Михалкова, С. Маршака

3 восьмистишия Р. Гамзатова

5 романсов на стихи Р. Гамзатова

10 сонетов У. Шекспира в переводе С. Маршака

«Время» – вокальный цикл со вступлением

и речитативом на слова С. Маршака


Канчели Гия Александрович (1935-1978)

«Не печалься»

Караманов Алемдар Сабитович (1934-2007)

«Звезды» – на стихи С. Щипачева


Карш Наталья Николаевна (род. 1951)

«Сны» – на стихи Ф. Тютчева


Левина Зара Александровна (1906-1976)

«Акварели» – на стихи Э. Мошковской

«Музыкальные картины» – на стихи Э. Мошковской
«Черёмуха» – на стихи С. Есенина

«4 настроения»

«Круглый год» – на стихи С. Маршака

Циклы романсов на стихи С. Капутикян, О. Шираза, японских поэтов, обработки народных песен


Молчанов Кирилл Владимирович (1922-1982)

«Из испанской поэзии» – на стихи Г. Лорка

«Песни Хиросимы» – на стихи современных японских поэтов

«Любовь» – на стихи Н. Хикмета, А. Вознесенского

«Край ты мой заброшенный» – на стихи С. Есенина

«Черная шкатулка» – на стихи Л. Ашкенази

(для мужского голоса и чтеца)

Вокальный цикл на стихи Дж. Хьюза


Мясковский Николай Яковлевич (1881-1950)

«Из лирики Степана Щепачева» – 10 романсов

«Размышления» – на стихи Е. Баратынского

6 стихотворений А. Блока

3 цикла на стихи А. Блока, Ф. Тютчева, А. Дельвига

12 романсов на стихи М. Лермонтова

Сборник «За многие годы»

Цикл романсов на слова А. Кольцова, Ф. Тютчева


Николаев Алексей Александрович (род. 1931)

Вокальные циклы на стихи Г. Лорки, на народные немецкие тексты, на стихи М. Карема, М. Цветаевой, И.Бунина, Н. Заболоцкого, А. Твардовского


Пейко Николай Иванович (1916-1995)

«Сердце воина» – на стихи советских поэтов

«Звуки ночи Гарлема» – на стихи Г. Апполинера

8 вокальных поэм и триптих «Осенние пейзажи»

на стихи Н. Заболоцкого

Романсы на стихи А. Блока


Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953)

5 песен без слов

5 стихотворений А. Ахматовой

5 стихотворений К. Бальмонта

3 романса на стихи А. Пушкина

«Гадкий утенок» – по сказке Г. Андерсена

2 тетради обработок русских народных песен

3 детские песни – на стихи А. Барто, Л. Квитко


Попов Гавриил Николаевич (1904-1972)

«Из позабытых песен» на шотландские тексты

в переводе С. Маршака
Салманов Вадим Николаевич (1912-1978)

«Из Шелли» – на стихи К. Бальмонта, Б. Толмашевского, К. Челина, В. Левина

«Испания в сердце» – на стихи Г. Лорки и П. Неруды

«Песни об одиночестве» – на стихи Г. Лорки

Вокальные циклы на стихи А. Блока, А. Фета, Я. Купалы, С. Есенина
Свиридов Георгий Васильевич(1915-1998)

6 песен на стихи А, Пушкина

8 песен на стихи М. Лермонтова

«Слободская лирика» – на стихи А. Исаакяна, А. Прокофьева

«Смоленский рожок»

«У меня отец – крестьянин» – на стихи С. Есенина

«Из Шекспира» – 7 песен на стихи Р. Бёрнса

«Петербургские песни» – на стихи А. Блока

5 песен на стихи А. Исаакяна

9 песен на стихи А. Блока

«Отчалившая Русь» – на стихи С. Есенина
Слонимский Сергей Михайлович (род. 1932)

«Весна пришла» – на стихи японских поэтов

«Песни вольницы» – на слова русских народных песен

«Польские строфы» – на стихи Е. Рейна

«Прощанье с другом в пустыне» – из древне-восточного эпоса

«Монологи» – древне-восточная лирика

«Весёлые песни» – на стихи Д. Хармса

«Песни трубадуров» – на стихи старофранцузских поэтов

«Песнь песней» – древне-восточная лирика

Романсы на стихи А. Ахматовой

4 стихотворения О. Мандельштама

«Я ловил ощущения» – на стихи Е. Винокурова

«Запомни этот мир» – на стихи А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной
Таганов Олег Николаевич (род. 1961)

«Золотые острова»


Таривердиев Микаэл Леонович (1931-1996)

«Акварели» – на стихи средневековых японских поэтов

«Грустные песни» – на стихи А. Исаакяна

«Следы на песке» – на стихи С. Кирсанова

«Прощай, оружие» – слова Э. Хамингуэя

«Цикл вокальных миниатюр на стихи индийских поэтов

Циклы на стихи В. Маяковского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, М. Светлова, Б. Ахмадулиной, Е. Евту-шенко, М. Цветаевой.
Тищенко Борис Иванович (1939-2010)

«Три этюда на фоне моря» – на стихи А. Толстого


Флярковский Александр Георгиевич (род. 1931)

«Тебе, о, Родина» – стихи С. Есенина

«Если полюбишь» – стихи С. Щипачева

«Баллады сердца моего»


Фролов Андрей Андреевич (род. 1960)

«Бесприютные песенки» – на стихи Е. Гуро


Чайковский Борис Александрович (1925-1996)

«Из Киплинга»

Вокальные циклы на стихи Ю. Лермонтова, А. Пушкина, Ф. Тютчева, Н. Заболотцкого
Шапорин Юрий Александрович (1887-1966)

«Из лирической тетради» – на стихи Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина

«Элегии» – на стихи М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина, А. Блока

«Память сердца» – 8 романсов на стихи Ф. Тютчева

Романсы на стихи А. Пушкина

Романсы на стихи советских поэтов

«Далёкая юность» – на стихи А. Блока
Шебалин Виссарион Яковлевич (1902-1963)

2 цикла на стихи Сафо

12 стихотворений А. Пушкина

6 романсов на стихи М. Лермонтова

Романсы на стихи немецких поэтов – Р. Демеля, Р. Рильке, Г. Гейне

7 песен на стихи А. Коваленкова

«На земле мордовской» – на стихи А. Прокофьева

Цикл на стихи А. Твардовского


Шнитке Альфред Гарриевич (1934-1998)

3 стихотворения М. Цветаевой

8 песен из спектакля «Дон Карлос»
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975)

4 романса и на стихи А. Пушкина

4 монолога на стихи А. Пушкина

6 романсов для баса на стихи поэтов Великобритании

«Из еврейской народной поэзии» – для трех голосов

и фортепиано

5 романсов на слова Е. Долматовского

«Испанские песни»

«Греческие песни»

«Сатиры» (Картинки прошлого) – на стихи Саши Черного

Цикл на слова из журнала «Крокодил»

7 стихотворений Блока (вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано)

6 стихотворений М. Цветаевой (сюита для контральто и фортепиано)

Сюита на слова Л. Микеланджело

4 стихотворения капитана Лебядкина
Шумилов Геннадий Павлович (1943-1994)

«Из фронтовой лирики»


Щедрин Родион Константинович (род. 1932)

«Век мой, зверь мой» – на стихи О. Мандельштама

«Не только любовь» – на текст по мотивам рассказов С. Антонова

Оперы зарубежных композиторов
Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787)

«Орфей и Эвридика»


Барбер Самуэл (1910-1981)

«Ванесса», «Антоний и Клеопатра», «Партия в бридж»


Беллини Винченцо (1801-1835)

«Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки», «Норма», «Сомнамбула», «Пуритане», «Адельсон и Саль-вини», «Бьянка и Джернандо», «Заира», «Эрнани», «Беат-риче ди Тенда»


Бетховен Людвиг ван (1770-1827)

«Фиделио», «Огонь Весты»


Бизе Жорж (1838-1875)

«Дон Прокопио», «Искатели жемчуга», «Иван Грозный», «Пертская красавица», «Кармен»


Бойто Арриго (1842-1918)

«Мефистофель», «Нерон»


Бриттен Бенджамин (1913-1976)

«Питер Граймс», «Поругание Лукреции», «Альберт Херринг», «Давайте ставить оперу», «Билли Бад», «Глориана», «Поворот винта», «Ноев ковчег»


Вагнер Рихард (1813-1883)

«Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль», «Тристан и Изольда», тетрология «Кольцо Нибелунгов»


Вебер Карл Мария фон (1786-1826)

«Волшебный стрелок», «Эрвианта», «Оберон»


Верди Джузеппе (1813-1901)

«Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», «Король на час», «Набукко, или Навуходоносор», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Эрнани», «Двое Фоскари», «Жанна д’Арк», «Альзира», «Аттила», «Макбет», «Разбойники», «Иерусалим», «Корсар», «Битва при Леньяно», «Луиза Мил-лер», «Стиффелио», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Сицилийская вечерня», «Джованна де Гусман», «Симон Бокканегра», «Арольдо», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф»


Вольф Гуго (1860-1903)

«Коррехидор»


Гуно Шарль (1818-1893)

«Сафо», «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Мирейль»


Дебюсси Клод (1862-1918)

«Пеллеас и Мелизанда»


Делиб Лео (1836-1891)

«Лакме»
Дворжак Антонин (1841-1904)

«Русалка»
Доницетти Гаэтано (1797-1846)

«Любовный напиток», «Лючия ди Ламермур», «Дон Паскуале», «Фаворитка», «Дочь полка», «Линда ди Шамуни», «Сумасбродство», «Бедные странствующие виртуозы», «Мария Стюарт», «Колокольчик», «Дочь полка», «Лючия ди Ламмермур» и др. (70 опер)


Каталани Альфредро (1854-1893)

«Вали», «Лорелея», «Деяниче», «Эдмеи»


Леонкавалло Руджеро (1857-1919)

«Богема», «Заза», «Паяцы», «Роланд из Берлина», «Семейство Медичи», «Чаттертон», «Майя», «Гоффредо Мамели», «Царь Эдип» и др. (более 20 опер)


Массне Жюль 1842-1912)

«Манон», «Вертер», «Дон-Кихот», «Сид», «Лагорский король», «Таис», «Сафо», «Иродиада»


Меюль Этьенн Никола (1763-1864)

«Иосиф», «Ариодант», «Гораций Коклес», «Стратоника»


Мейербер Джакомо (1791-1864)

«Роберт Дьявол», «Гугеноты», «Африканка», «Лагерь в Силезии», «Пророк»


Мийо Дариус (1892-1974)

«Христофор Колумб», «Боливар», «Давид», «Заблуд-шая овца», «Агамемнон», «Эсфирь из Карпантра», «Хоэфо-ры», «Протей», «Эвмениды», «Несчастья Орфея», «Бедный матрос», «Пробуждение Европы», «Отречение Ариадны», «Освобождение Тесея», «Максимилиан», «Опера нищих», «Медея», «Фиеста», «Виновная мать», «Святой Луи, король Франции»


Монсиньи Пьер (1729-1817)

«Дезертир», «Нескромные признанья», «Одураченный Кади», «Король и фермер», «Роза и Кола», «Алина, королева Голкондская», «Прекрасная Арсена», «Феликс, или Найденыш»


Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791)

«Мнимая простушка», «Бастиен и Бастиенна», «Король-пастух», «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»


Оннегер Артюр (1892-1955)

«Юдифь», «Антигона», «Орленок»


Пуленк Франсис (1899-1963)

«Человеческий голос», «Диалоги кармелиток»


Пуччини Джакомо (1858-1937)

«Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Чио-чио- сан», «Девушка с Запада», «Джанни Скикки», «Турандот»


Равель Морис (1875-1937)

«Испанский час», «Дитя и чары»


Респиги Отторино (1879-1936)

«Король Энцо», «Семирама», «Спящая красавица в лесу», «Бельфагор», «Пламя», «Затонувший колокол», «Лукреция», «Мария Египетская»


Россини Джоаккино (1792-1868)

«Танкред», «Итальянка в Алжире», «Золушка», «Сорока-воровка», «Дева озера», «Путешествие в Реймс», «Граф Ори», «Вильгельм Телль», «Брачный вексель», «Счастливый обман», «Камень преткновения», «Случай делает вором», «Турок в Италии», «Сигизмунд», «Елизавета Английская», «Альмавива, или Напрасная предосторожность», и др. (39 опер)


Сен-Санс Камиль (1835-1921)

«Этьен Марсель», «Генрих VIII», «Прозерпина», «Асканио», «Самсон и Далила»


Сметана Бедржих (1824-1884)

«Делибор», «Браниборы в Чехии», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна», «Виола», «Чертова стена», «Либуше», «Проданная невеста»


Тома Амбруаз (1811-1896)

«Миньона», «Гамлет», «Франческа да Римини»


Штраус Рихард (1864-1949)

«Саломея», «Электра», «Простые напевы», «Девушки-цветы»


Шуберт Франц (1797-1828)

«Альфонсо и Эстрелла», «Заговорщики», «Розамунда»



Вокальные циклы

зарубежных композиторов
Барбер Сэмюэл (1910-1981)

Вокальные циклы на стихи Дж. Джойса, Р. Рильке


Бетховен Людвиг Ван (1770-1827)

«К далекой возлюбленной» – 6 песен на стихи Н. Эйтелеса


Бизе Жорж (1838-1875)

«Пиренейские песни» (обработки народных песен)


Брамс Йоганнес (1833-1897)

«Прекрасная Магелона» – 15 песен на слова Л. Тика

«4 строгих напева» – для баса на библейские темы

«Детские песни»


Бриттен Бенджамин Эдвард (1913-1976)

«На этом острове» – 5 песен на стихи У. Одена

7 сонетов Микеланджело

«Духовные сонеты» Дж. Дона

3 тетради обработки народных и старинных английских композиторов

Вокальный цикл на стихи А. Пушкина

«Озарения» – для голоса и струнного оркестра на стихи А. Рембо
Вагнер Рихард (1813-1883)

5 стихотворений на стихи М. Вазендонк


Вебер Карл Мария (1786-1826)

«Лира и меч» – на стихи Т. Кёрнера


Вакерлен Жан Батист Теодор (1821-1910)

«Пасторали»

«Народные песни Франции»

«Голоса прошлого»

«Бабушкин альбом»
Вольф Гуго (1866-1903)

Вокальный цикл на стихи Мёрике – 53 песни

Вокальный цикл на стихи Гёте – 20 песен

Вокальный цикл на стихи Эйхендорфа – 51 песня

3 стихотворения Микеланджело

Испанская книга песен (44 песни)

Итальянская книга песен (46 песен)

Старинные напевы – 6 стихотворений Келлера


Григ Эдвард (1843-1903)

«Норвегия» – слова Ф. Паульсена

«Дитя гор» – слова А. Гарборга

«Со скал и фьордов» – слова Х. Драхмана

«Мелодии сердца» – слова Г. Андерсона

4 стихотворения из новеллы Б. Бьёртона «Рыбачка»


Дебюсси Клод (1862-1918)

«Изысканные празднества» – 2 тетради на слова П.Верлена

«Забытые ариетты» – слова П. Верлена

«Лирические прозы» – слова К. Дебюсси

«Песни Битилис» – слова К. Луиса

3 баллады Ф. Вийона

5 стихотворений Ш. Бодлера
Малер Густав (1860-1911)

«Песни странствующего подмастерья» – на слова Г.Малера

«Песни об умерших детях» – на стихи Ф. Рюккерта

Песни из «Чудесного рога мальчика» – слова народные


Мийо Дариус (1892-1974)

«Еврейские поэмы», «Немного музыки», «Немного упражнений»

«Грезы» – на стихи неизвестного поэта

«Маленькие легенды» – на стихи М. Карема

«Фонтаны и родники» – на стихи Ф. Жамма

«Петроградские вечера»

«Каталог цветов» – на стихи Л. Доде
Онеггер Артюр (1892-1955)

6 поэзий Ж. Кокто

3 песни из «Маленькой русалки» Г. Андерсена

«Дельфиниум» – слова П. Клоделя

« Небольшой курс морали» – слова Ж. Жироду
Пуленк Франсис (1899-1963)

«Человеческие образы»

«Прохлада и жар» – на стихи П. Элюара

8 польских песен

«Калиграммы» – на стихи Г. Аполлинера
Равель Морис(1875-1937)

«Шехеразада» – 3 песни на слова Т. Клингзора

«Мадагаскарские песни» – на стихи Э. Парни

«Естественные истории» – на стихи Ж. Ренара

«Народные песни» – испанские, французские, еврейские, шотландские, фламандские, русские

3 песни Дон-Кихота – на стихи П. Морана


Регер Макс (1873-1916)

5 песен памяти Ф. Шуберта

6 стихотворений Н. Риттера

12 песен к Вольфу

Напевы, Песни, Скромные напевы
Респиги Отторино (1879-1936)

Вокальный цикл на стихи А. Негри

«Сельские боги» – на стихи А. Рубино
Россини Джиокомо Антонио (1792-1868)

«Музыкальные вечера» – цикл романсов и дуэтов


Сибелиус Ян (1865-1957)

Вокальный цикл на стихи Й. Рунеберга


Шёнберг Арнольд (1874-1951)

15 стихотворений на слова С. Георге


Штраус Рихард (1864-1949)

«Песни печали» – слова А. Шака

«Лепестки лотоса» – слова А. Шака

«Простые напевы» – слова Ф. Дана

«Девушки-цветы» – слова Ф. Дана
Шуберт Франц (1797-1828)

«Прекрасная мельничиха» – 20 песен (ор. 25)

«Зимний путь» – 24 песни (ор.89)

«Лебединая песня» – 14 песен на стихи Л. Рельштаба, Г. Гейне


Шуман Роберт (1810-1856)

«Любовь поэта» – 16 песен на стихи из «Лирического интермеццо» Г. Гейне

«Любовь и жизнь женщины» – на стихи А. Шимиссо

5 стихотворений М. Стюарт

«Любовные песни» – на стихи Ф. Рюккерта

«Круг песен» (ор.24) – на стихи Г. Гейне

«Бедный Петерс» – на стихи Г. Гейне (3 песни)

«Песенный ряд» – на слова Т. Кернёра (12 песен)

«Мирты» – на стихи Ф. Рюккерта, И. Гёте, Р. Бернса, Г.Гейне, Дж. Байрона

«Альбом для юношества» детские песни на стихи А.Фаллерслебена


Хиндемит Пауль (1895-1963)

«Житие Марии» – на стихи Р. Рильке (2 редакции)


Классификация и характеристика

певческих голосов
Певческий голос характеризуется диапазоном, высотой, тембром, силой.

Тембр – определяющее качество певческого голоса. Тембр хорошего певческого голоса отличается яркостью, полётностью, округлостью, мясистостью звучания.

Общий объём певческих голосов – 4, 5 октав. Каждый певческий голос должен иметь диапазон в 2 октавы.

Голоса классифицируются по тембру звучания и высоте используемых звуков. Из четырёх основных типов голосов – высокие и низкие, мужские и женские, нельзя не выделить голоса, относящиеся к среднему регистру.


Женские певческие голоса
Сопрано

Название голоса происходит от итальянского слова sopra, что означает – «над».

Диапазон: «до» 1 октавы – «до» 3 октавы
Основные разновидности
Колоратурное сопрано

Диапазон: «до» 1 октавы – «фа», «соль» 3 октавы


Оперные партии:

В. Моцарт «Севильский цирюльник» – Розина

В. Моцарт «Волшебная флейта» – Царица ночи

Л. Делиб «Лакме» – Лакме

Д. Верди «Риголетто» – Джильда

Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» – Царевна-Лебедь


Исполнители: Аделина Патти (Италия), Джудитта Паста (Италия), Генриэтта Зонтаг (Германия), Жени Линд (Швеция), Галли Курчи (Италия), Тотти даль Монте (Италия), Нелли Мелба (Австралия), Марчелла Зембрих (Польша), Дебора Пантофель-Нечецкая (Россия), Елена Степанова (Россия), Вера Фирсова (Россия), Гоар Гаспарян (Армения), Галина Олейниченко (Россия), Галина Ковалева (Россия), Белла Руденко (Россия), Натали Дессей (Франция), Светлана Феодулова (Россия).
Лирико-колоратурное сопрано

Оперные партии:

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Марфа

Д. Верди «Травиата» – Виолетта

М. Глинка «Руслан и Людмила» – Людмила

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» – Снегурочка

М. Глинка «Иван Сусанин» – Антонида
Исполнители: Лили Понс (Франция), Эва Бандровска-Турска (Польша), Антонина Нежданова (Россия), Джоан Сазерленд (Австралия), Елена Степанова (Россия), Валерия Барсова (Россия), Ирина Масленникова (Россия)
Лирическое сопрано

Для этого голоса характерны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене.


Оперные партии:

П.И. Чайковский «Евгений Онегин» – Татьяна

П.И. Чайковский «Иоланта» – Иоланта

Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» – Чио-чио-Сан

Р. Вагнер «Лоэнгрин» – Эльза

Дж. Пуччини «Богема» – Мими

С. Прокофьев «Война и мир» – Наташа Ростова
Исполнители: Прасковья Жемчугова (Россия), Надежда Забела-Врубель (Россия), Мирелла Френи (Италия), Рене Флеминг (США), Тарья Турукен (Финляндия), Анна Нетребко (Россия), Анжела Георгиу (Румыния), Даниель Де Низ (США), Анна Катерина Антоначчи (Италия), Мария Чулкова (Россия)
Лирико-драматическое сопрано

Оперные партии:

Н.А. Римский-Корсаков «Псковитянка» – Ольга

А. Даргомыжский «Каменный гость» – Донна Анна

А. Даргомыжский «Русалка» – Наташа
Исполнители: Анисья Булахова (Россия) – первая исполнительница Наташи в «Русалке», Юлия Платонова (Россия) – первая исполнительница Ольги в «Псковитянке» и Донны Анны в «Каменном госте», Луиз Маршал (Канада), Элизабет Шварцкопф (Австрия), Елена Кругликова (Россия), Леокадия Масленникова (Россия), Тамара Милашкина (Россия), Мария Биешу (Молдавия)
Драматическое сопрано

Характеризуется большой силой звучания на всём диапазоне, плотным нижним регистром.


Оперные партии:

П.И. Чайковский «Пиковая дама» – Лиза

М.И. Глинка «Руслан и Людмила» – Горислава

А. Бородин «Князь Игорь» – Ярославна


Исполнители: Паолина Лука (Австрия), Кристина Нильсон (Швеция), Хариклее Даркле (Румыния), Мария Калласс (Италия), Софья Панова (Россия), Евгения Смоленская (Россия), Татьяна Тугаринова (Россия), Мария Гулегина (Россия), Миша Брюггергосман (Канада), Эллина Гаранча (Латвия), Вероника Жан (Франция), Любовь Казарновская (Россия), Монсерат Кабалье (Испания)
Меццо-сопрано

Диапазон звучания: «ля» малой октавы – «ля» второй октавы. Для этого голоса характерна полнота звучания в среднем регистре и наличие нижнего грудного регистра


Оперные партии:

М. Мусоргский «Хованщина» – Марфа

М. Мусоргский «Борис Годунов» – Марина Мнишек

Н.А. Римский-Корсаков «Садко» – Любава

К. Сен-Санс «Самсон и Далила» – Далила

Дж. Верди «Аида» – Амнерис

Ж. Бизе «Кармен» – Кармен

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Любаша

П.И. Чайковский «Пиковая дама» – Графиня
Исполнители: Дезире Арто (Франция) – ученица Полины Виардо, Фьоренца Коссото (Италия), Медея Фигнер (Россия), Надежда Обухова (Россия), Мария Максакова (Россия), Софья Преображенская (Россия), Вероника Борисенко (Россия), Ирина Архипова (Россия), Елена Образцова (Россия), Магдалена Кожена (Чехия), Вальтрауд Майер (Германия), Ольга Бородина (Россия), Джульетта Силионато (италия), Агнесс Балтса (Греция), Татьяна Троянос (США), Тереза Берганца (Испания), Зара Долуханова (Россия), Евгения Вербицкая (Россия), Криста Людвиг Педерцини (Италия), Анастасия Болдырева (Россия), Елизавета Антонова (Россия), Федора Барбьери (Италия), Лариса Авдеева (Россия).

Колоратурное меццо-сопрано

Оперные партии:

Дж. Россини «Золушка» – Золушка

Дж. Россини «Свадьба Фигаро» – Розина

Дж. Россини «Итальянка в Алжире» – Изабелла

В. Моцарт «Так поступают все женщины» – Дорабелла
Исполнители: Мария Фелисита Малибран (Франция), Джульетта Симионато (Италия), Тереса Берганса (Испания), Вера Давыдова (Россия), Джойс ДаДонато (США), Чечелия Бартоле (Италия).
Контральто

Название происходит от итальянского слова contralto – низкий.

Диапазон: «фа» малой октавы – «фа» второй октавы

Наиболее характерный и выразительный регистр – грудной. Для голоса контральто композиторами написаны оперные арии амплуа «травести» (в переводе с французского travestir – переодевать; «травести» – актриса, исполняющая роли с переодеванием в мужской костюм).


Травести

Оперные партии:

М.И. Глинка «Иван Сусанин» – Ваня

М.И. Глинка «Руслан и Людмила» – Ратмир

Ш. Гуно «Фауст» – Зибель

В. Моцарт «Свадьба Фигаро» – Керубино


Контральто

Оперные партии:

П.И. Чайковский «Евгений Онегин» – Ольга

П.И. Чайковский «Пиковая дама» – Полина

А. Бородин «Князь Игорь» – Кончаковна
Исполнители: Александра Латышева (Россия), Дарья Леонова (Россия), Конкордия Антарова (Россия), Евгения Збруева (Россия), Анна Петрова (Росия), Елизавета Лавровская (Россия), Кэтлин Ферриер (Англия), Елизавета Антонова (Россия), Анна Бичурина (Россия), Евгения Вербицкая (Россия), Натали Штуцман (Франция), Нина Гапонова (Россия), Марианн Андерсон (США).

Мужские певческие голоса
Тенор

Название происходит от итальянского tenoro, от латинского tenere – держать, исполнять в хоре главную мелодию, служившую основой для других голосов.

Диапазон: «до» малой октавы – «до» второй октавы. Ноты пишут на октаву выше действительного звучания.
Основные разновидности

Контр-тенор

Диапазон: «до» малой октавы – «ми» второй октавы

Для контр-тенора писались партии, ранее предназначавшиеся для певцов-кастратов.


Исполнители: Эрик Курмангалиев (Россия), Олег Безинский (Россия), Евгений Аргышев (Россия), Альфред Деллер (Англия), Брайон Асава (США). Певцы-кастраты: Гаэтано Береннштадт (Ииталия), Доменико Аннибали (Италия), Антонио Мария Бернаки (Италия)
Тенор-альтино

Диапазон: «до» второй октавы – «ми» второй октавы


Оперные партии:

Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» – Звездочет


Исполнители: Сергей Юдин (Россия), Степан Балашов (Россия), Михаил Серышев (Россия), Сергей Волгин (Россия)
Лирический тенор

Оперные партии:

П.И. Чайковский «Евгений Онегин» – Ленский

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка» – Берендей

П.И. Чайковский «Майская ночь» – Левко

Дж. Россини «Сивильский цирюльник» – Альмавива

Дж. Верди «Травиата» – Альфред

Р. Вагнер «Лоэнгрин» – Лоэнгрин


Исполнители: Анжело Мазини (Италия), Беньямино Джильи (Италия), Тито Скипа (Италия), Петер Андерс (Германия), Леонид Собинов (Россия), Сергей Лемешев (Россия), Иван Козловский (Россия), Евгений Южин (Россия), Григорий Большаков (Россия), Юрий Марусин (Россия).

Лирико-драматический тенор

Оперные партии:

Э. Направник «Дубровский» – Дубровский

Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» – Ромео

Ж. Бизе «Искатели жемчуга» – Надир

Ж. Массне «Вертер» – Вертер

Д. Пуччини «Богема» – Рудольф

Л. Делиб «Лакме» – Джеральд

Исполнители: Николай Фигнер (Россия), Юсси Бъёрлинг (Швеция), Ян Кепура (Польша), Жан Пирс (США), Питер Пирс (Англия)


Драматический тенор

Оперные партии:

П.И. Чайковский «Пиковая дама» – Герман

Дж. Верди «Аида» – Радамес

Дж. Верди «Отелло» – Отелло

Р. Леонкавалло «Паяцы» – Канио

Ж. Бизе «Кармен» – Хозе

П. Масканьи «Сельская честь» – Туридду

Дж. Пуччини «Тоска» – Каварадосси
Исполнители: Леонид Леонов (Россия), Жан де Решке (Польша), Франческо Таманьо (Италия), Марио Ланца (Италия), Франко Корелли (Италия), Энрико Карузо (Италия), Иван Ершов (Россия), Иван Алчевский (Россия), Георгий Нэлепп (Россия), Никандр Ханаев (Россия), Зиновий Бабий (Россия), Зураб Соткилава (Россия), Лучано Паваротти (Италия), Хосе Каррерас (Испания), Давид Гвинианидзе (Россия)
Баритон

от греческого baritones – тяжелозвучный.

Диапазон: «ля» большой октавы – «ля» первой октавы
Основные разновидности:
Лирический баритон (тенор-баритон)

Оперные партии:

Ш. Гуно «Фауст» – Валентин

П.И. Чайковский «Пиковая дама» – Елецкий

Р. Леонкавалло «Паяцы» – Сильвио

П.И. Чайковский «Евгений Онегин» – Евгений Онегин

Дж. Верди «Травиата» – Жермон
Исполнители: Павел Хохлов (Россия), Джузеппе де Лука (Италия), Пантелей Норцов (Россия), Павел Лисициан (Россия), Дмитрий Хворостовский (Россия), Джино Беки (Италия), Этторе Бастиани (Италия), Паскуал Амато (Италия), Лео Нуччи (Италия), Этторе Бастианини (Италия).
Драматический баритон (бас-баритон)

Оперные партии:

Дж. Верди «Риголетто» – Риголетто

Р. Вагнер «Летучий голландец» – Голландец

Дж. Пуччини «Тоска» – Скарпиа

Н. Рубинштейн «Демон» – Демон

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Григорий Грязной

Дж. Верди «Отелло» – Яго

С. Рахманинов «Алеко» – Алеко
Исполнители: Матиас Баттистини (Италия), Тита Руффо (Италия), Тито Гоби (Италия), Максимилиан Максаков (Россия), Георгий Бакланов (Россия), Павел Андреев (Россия), Камилло Эверарди (Бельгия), Джордж Лондон (США), Александр Батурин (Россия), Леонид Сметанников (Россия), Сергей Лейферкус (Россия), Александр Ворошилов (Россия), Ален Томас (Англия).
Бас
Название происходит то итальянского basso – низкий

Диапазон: «фа» большой октавы – «фа» первой октавы


Основные разновидности:

высокий бас или basso cantante,

низкий бас или basso profundo, характерный или комический или бас – buffo,

в хоровой практике – басы-октависты (нижняя нота – «фа» контроктавы)


Оперные партии баса cantante:

М.И. Глинка «Руслан и Людмила» – Руслан

А.П. Бородин «Князь Игорь» – Князь Игорь

Л. Делиб «Лакме» – Нилаканта

А.С, Даргомыжский «Русалка» – Мельник

М.И. Глинка «Иван Сусанин» – Иван Сусанин

П.И. Чайковский «Евгений Онегин» – Гремин

А. Тома «Миньона» – Лотарио

С.С. Прокофьев «Война и мир» – Кутузов
Оперные партии баса profundo:

В.А. Моцарт «Волшебная флейта» – Зарастро

А.П. Бородин «Князь Игорь» – Кончак

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста» – Собакин

В.А. Моцарт «Похищение из сераля» – Осмин
Оперные партии баса buffo:

Н.А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила» – Фарлаф

Дж. Россини «Севильский цирюльник» – Бартоло

Д. Чимарозо «Тайный брак» – Джероламо


Исполнители: Федор Шаляпин (Россия), Осип Петров (Россия), Владимир Касторский (Россия), Федор Стравинский (Россия), Алексей Кривченя (Россия), Марк Рейзен (Россия), Василий Петров (Россия), Александр Пирогов (Россия), Максим Михайлов (Россия), Евгений Нестеренко (Россия), Георгий Селезнёв (Россия), Борис Гмыря (Россия), Борис Штоколов (Россия), Пата Бурчуладзе (Грузия), Руджеро Раймонди (Италия), Сэмюэл Рамей (США), Александр Ведерников (Россия), Чезаре Сьепи (Италия), Аскар Абдразаков (Россия), Феруччо Фурланетто (Италия), Михаил Гужов (Россия), Дмитрий Скориков (Россия), Поль Робсон (США).

Басы-buffo: Луиджи Лаблаш (Италия), Джузеппе Фреццолини (Италия), Владимир Миллер (Россия), Иван Паторжинский (Россия), Михаил Рыба (Россия).


Известные пианисты-концертмейстеры

Борис Абрамович (Россия)

Наум Вальтер (Россия)

Александр Дедюхин (Россия)

Абрам Макаров (Россия)

Федор Кёнеман (Россия)

Джеральд Мур (Великобритания)

Семен Стучевский (Россия)

Николай Корольков (Россия)

Важа Чачава (Россия)

Михаил Аркадьев (Россия)

Матвей Сахаров (Россия)

Сергей Филин (Россия)

Александр Ерохин (Россия)

Берта Козель (Россия)

Георг Орентлихер (Россия)

Инна Коллегорская (Россия)

Евгений Шендерович (Россия)

Левон Оганезов (Россия)

Оперно-вокальная терминология
А капелла (итал. a capella – как в часовне) – много-голосное хоровое или сольное пение без инструментального сопровождения.
Аве Мария (лат. Ave Maria – радуйся, Мария)– музы-кальное произведение на текст католического гимна в честь девы Марии.
Аллилуйя (др.-евр. – хвалите бога) – напев востор-женного, ликующего характера. Составляющая часть кантаты, мотета, мессы, магнификата.
Ариетта (итал. arietta – маленькая ария) – небольшая ария, отличающаяся простотой изложения и песенным характером мелодии.
Ариозо (итал. ariozo – вроде арии) – небольшая ария свободного построения, отличающаяся простотой изло-жения и песенным характером мелодии.

Ария (итал. aria – песня, воздух) – законченный по построению эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается широкой распев-ностью. Часто ей предшествует речитатив.


Бельканто (итал. belcanto – прекрасное пение) – стиль вокального исполнения, возникший в XVII веке в связи с развитием оперного жанра. Характеризуется певучестью, полнотой, благородством звука, подвижностью, способ-ностью к исполнению виртуозных пассажей.
Вокализ (франц. vocalis – гласный звук, лат. vocalis – звучащий ) – произведение для пения без слов на гласный звук. Упражнение для развития вокальной техники.
Децимет (лат. dezimus – десятый) – оперный или камерный ансамбль десяти участников
Диапазон (греч. diapason)– звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука
Зингшпиль (нем. singtn – петь, spiel – игра) – род комической оперы, сочетающей диалоги с пением и танцами
Кабалетта (итал. cabaletta от cobola – строфа, куплет) – небольшая вокальная пьеса с четкой, постоянно возвра-щающейся ритмической фигурой. Встречается в виде стретто или ансамблевого завершения дуэта.
Каватина (итал. cavatina от cavata – извлекать) – небольшая оперная ария лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом.
Кантата (итал. cantare – петь) – произведение для певцов-солистов, хора и оркестра торжественного или эпического характера. От оратории отличается меньшим размером, однородностью содержания, менее развитым сюжетом.
Кантилена (итал. cantilena – песенка от лат. cantilena – пение) – небольшая вокальная пьеса напевного характера.
Канцона – (итал. canzona – песня) – старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением.
Колоратура (итал. coloratyra – украшение от лат. coloro– приукрашиваю) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы, украшающие вокальную партию.
Либретто – (итал. libretto – тетрадка, книжечка) – полный литературный текст оперы, оперетты, словесное изложение содержания балета. Автор либретто – либреттист.
Магнификат (лат. Magnificat anima Mea Dominum – величит душа моя Господа) – первое слово католического песнопения, в котором говорится о радости Девы Марии, ожидающей рождения Иисуса. Имеет радостный, жизнеутверждающий характер.
Мадригал – (итал. madrigale от лат. mater – мать) – песня на родном (материнском) языке. Небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.
Месса (итал. messa от лат. missa – посылаю) – много-частное произведение для хора, солистов, оркестра, органа, написанное на текст католической литургии.
Нонет (лат. nonus – девятый) – сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.
Кирие (греч. Kurie eleison – Господи, помилуй) – католическое песнопение, начальный раздел мессы.
Глория (греч. Gloria Excelsis Deo – Слава в вышних богу) – древний христианский богослужебный гимн.
Кредо (лат. Credo – верую, Credo in Unum Deum – Верую в единого бога) – составная часть католических месс.
Санктус (лат. sanctus – свят) – древний христианский литургический гимн, раздел мессы.
Бенедиктус (лат. benedictus – благословен) – католическое песнопение, раздел мессы: Свят господь бог Савооф и благословен.
Агнус дей (лат. agnus dei – Агнец божий) – католическое песнопение, заключительный раздел мессы (взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир).
Октет (лат. octo – восьмой) – оперный или камерный ансамбль для восьми участников.
Оратория (лат. orо – говорю, молю) – крупное музы-кальное произведение для хора, солистов, оркестра. Состоит из вокальных ансамблей, арий, речитативов, оркестровых номеров. От кантаты отличается более круп-ным размером, развернутым сюжетом, эпико-драматическим характером. От оперы – преобладанием повествовательного элемента над драматическим развитием.
Опера (итал. opera – труд, дело, сочинение) – музыкально-драматическое сочинение, основанное на син-тезе слова, сценического действия, музыки. Разновидности оперы: опера большая французская, опера-буффа, опера лирико-драматическая, опера лирическая, французская опера нищих, опера- серия, опера эпическая.
Портаменто (итал. portare – переносить) – в сольном пении и игре на смычковых инструментах означает скользящий переход от одного звука к другому.
Реквием (лат. Requiem – на упокой; от первого слова латинского текста «Покой вечный даруй нам, Господи») – циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение траурного характера. Авторы реквиемов: О. Лассо, Дж. Палестрина, В. Моцарт, Л. Керубини, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Дж. Верди, Ш. Гуно, А. Дворжак, К. Сен-Санс, Г. Форе, И. Стравинский, Б. Бриттен, Д. Кабалевский, А. Караманов.
Речитатив (итал. resitare – декламировать) – род вокальной музыки, который интонационно и ритмически воспроизводит бытовую и декламационную речь.
Романс (испан. romance – песня на романском языке) – сольная лирическая песня с инструментальным сопро-вождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием.
Серенада (итал. sera – вечер) – вечерняя песня.
Стабат Матер (лат. Stabat Mater dolorosa – стояла мать скорбящая) – начало католического песнопения, посвя-щенного образу Богоматери, стоящей около распятого Христа. Авторы песнопений: Ж. Дюпре, Дж. Палестрина, Дж. Перголези, Д. Скарлатти, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Дворжак, А. Серов, К. Шимановский, Ф. Пуленк, К. Пенде-рецкий.
Страсти, пассион (лат. passsio – страдание) – произведение для солистов, хора, оркестра на религиозный сюжет о страданиях и смерти Христа.
Стретта (итал. stretta – сокращать) – заключительный эпизод финала оперы, идущий в ускоренном темпе.
Тесситура (итал. tessitura – ткань) – высотное поло-жение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения), низкая тесситура.
Фальцет (итал. falso – ложный) – один из регистров певческого голоса, преимущественно мужского, в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного. Певец берет ноты, выходящие за рамки его диапазона.
Хабанера (испан. habanera – гаванская, Гавана) – испанская народная песня-танец, отличающаяся сдер-жанным четким ритмом, в размере 2/4.
Хорал (греч. choros – хор) – церковное хоровое пение на религиозный текст.

Фильмы-оперы
«Князь Игорь» (СССР, 1969)

Музыкальная драма по одноименной опере А. Бородина (1887), написанной по мотивам русского эпоса «Слово о полку Игореве» (XII в.).


«Алеко» (СССР, 1953)

Экранизация одноименной оперы С. Рахманинова (1892), написанной по романтической поэме А. Пушкина «Цыганы» (1824).


«Русалка» (СССР, 1971)

По опере А. Даргомыжского (1855), написанной по одноименной драме А. Пушкина (1830).


«Иоланта» (СССР, 1963)

По одноименной опере П. Чайковского (1891) на сюжет драмы Г. Херца «Дочь короля Рене» (1865).


«Катерина Измайлова» (СССР, 1966)

Фильм на основе оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (1931) по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864).

«Хованщина» (СССР, 1959)

Фильм-опера по одноименной музыкальной драме М. Мусоргского (1880).


«Царская невеста» (СССР, 1965)

Исторический фильм по опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» (1868). В основе одноименная драма поэта, переводчика и драматурга Л. Мея (1849), сюжет заимствован из «Истории Государства Российского» Н. Карамзина (1818).


«Черевички» (СССР, 1944)

Фильм снят по опере П. Чайковского «Черевички» (1885), либретто к которой написано по мотивам повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1830).


«Борис Годунов» (СССР, 1954)

Художественный фильм-опера по одноимённой трагедии А. Пушкина (1825) и музыкальной драме М. Мусоргского (1869).


«Пиковая дама» (СССР, 1960)

Экранизация одноименной оперы П. Чайковского (1890), написанной по мотивам повести А. Пушкина (1833).


«Демон» (СССР, 1960)

Телевизионная версия оперы А. Рубинштейна «Демон» (1871) по одноименной поэме М. Лермонтова (1839).


«Евгений Онегин» (СССР, 1958)

Фильм-опера по одноименному роману в стихах А. Пушкина и опере П. Чайковского (1830).


«Соловей» (Франция, 2004)

Фильм основаны на опере И. Стравинского (1913), написанной по сказке Г. Андерсена (1843).


«Воццек» (ФРГ, 1970)

По мотивам экспрессионистской оперы австрийского композитора А. Берга в трёх действиях (1921).


«Любовный напиток» (Италия, 1948)

Мелодрама в двух актах Г. Доницетти. Итальянское либретто было написано Ф. Романи на основе французского либретто Э. Скриба для оперы Д. Обера «Любовное зелье» (1831).


«Волшебная флейта» (Швеция, 1975)

В основе фильма опера-зингшпиль В. Моцарта в двух действиях (1791)


«Севильский цирюльник» (США, 1982)

По опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816). В основе оперы – комедия П. Бомарше «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность» (1775)


«Отелло» (СССР, 1979)

Фильм по опере Дж. Верди «Отелло» (1886), написанной по пьесе У. Шекспира (ок.1604). Сюжет пьесы основан на произведении Д. Чинтио «Венецианский мавр» (XVI в.)


«Так поступают все женщины» (Италия, 1991)

Мелодрама, в основе сюжета – веселая драма В. Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»(1790)


«Ромео и Джульетта» (Франция, 1982)

Фильм снят по опере Ш. Гуно (1867), написанной по трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1592). Изначально в основе сюжета лежит история Пирама и Фисбы, рассказанная в «Метаморфозах» римским поэтом Овидием (2-8 г.г. н.э.)


«Дон Жуан» (США, 1979)

Фильм снят по опере А. Даргомыжского «Каменный гость» (1869). В основе – похождения испанца Дон Хуана, персонажа около 150 литературных произведений (Ж. Мольер «Дон Жуан или Каменый пир», Ж. Дюмениль «Каменный гость, или Испепеленный атеист», А. Пушкин «Каменный гость», П. Мериме «Души чистилища» и мн.др.).


«Саломея» (Австрия, 1974)

Музыкальная драма Р. Штрауса (1905) на Библейский сюжет, по одноименной драме О. Уайльда (1891).

«Кармен» (Италия, 1984)

Фильм снят по опере Ж. Бизе (1874)., которая написана по мотивам одноимённой новеллы П. Мериме (1845).


«Паяцы» (Италия, 1953)

Экранизация оперы Р. Леонкавалло (1892). Сюжетная основа оперы заимствована из пьесы К. Мендеса (1887).


«Травиата» (США - Италия, 1982)

В основе фильма одноименная опера Дж. Верди (1853) по мотивам романа «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1848).


«Парсифаль» (США, 2012)

Экранизация музыкальной драмы Р. Вагнера (1882), вдохновение для создания которой композитор черпал в эпосе В. фон Эшенбаха «Парцифаль» (начало XIII в.).


«Риголетто» (Германия, 1982)

Фильм снят на основе оперы Дж. Верди «Риголетто» (1851), которая была задумана по мотивам пьесы В. Гюго «Король забавляется» (1832), запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора.


«Замок герцога Синей Бороды» (СССР, 1968)

Экранизация оперы Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1911), написанной на либретто Б. Балажа по его сценической балладе, с использованием мотивов пьесы-сказки М. Метерлинка «Ариана и Синяя Борода или Тщетное избавление». (Легенду про Синюю Бороду обрабатывали многие авторы: Ш. Перро, А. Франс, П. Дюка и др.)


«Сельская честь» (Италия, 1982)

Фильм по опере П. Масканьи (1890), созданной по новелле Дж. Верги с одноименным названием (1889).


«Тоска» (Франция, 2001)

Фильм-опера снят по музыкальному произведению «Тоска» Дж. Пуччини (1895), либретто которого (Л. Иллики и Дж. Джакозы) основано на одноименной драме В. Сарду (1887).


«Мадам Баттерфляй» (Франция - Великобритания - Германия, 1995)

Экранизация оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан»)(1904) по пьесе Д. Беласко «Гейша» (1900). Сюжет пьесы изначально заимствован из одноименной повести Д. Лонга (1890).


«Богема» (Австрия - Германия, 2008)

Экранная адаптация оперы Дж. Пуччини «Богема» (1895), написанной на основе произведения А. Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1851).


«Аида» (Италия, 1953)

Фильм по опере Дж. Верди «Аида» (1871).


«Эрнани» (США, 2012)

Фильм снят по одноименной опере Дж. Верди (1844), в основе сюжета которой – драма В. Гюго «Эрнани, или Испанская честь» (1830).



Список литературы
1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. – М., Музыка, 2001.

2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., Музыка, 1999.

3. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. – М., 1974.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. – Л., Музыка, 1986.

5. Краткий музыкальный словарь-справочник / общая редакция Э. Леонова. – М., Кифара, 2002.

6. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т.С. Крунтяева, Н.В. Молокова – М., С-Пб., Музыка, 1996.

7. Музыкальный энциклопедический словарь – М., Советская музыка, 1990.

8. Савельева М.В. Краткие справочные данные для подготовки учащихся 4 курса фортепианного отделения музыкального училища при Московской государственной консерватории к коллоквиуму по концертмейстерскому мастерству. – Изд-во Московской консерватории, 1982.

9. Самонов А. Хрестоматия по советской музыкальной литературе. – М., Музыка, 1980.

10. Словарь музыкальных терминов / сост. Е.А. Яных. – Москва: АСТ; Донецк: Агата; Владимир: ВТК, 2009.

11. Смирнова Э., Самонов А. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. – М., Музыка, 1982.
Интернет сайты:

http://www.wicipedia

http://искусство и культура – Каталог файлов –T–portal.ru

http://www.solofmp3.ru/index.php/Antologia-opery

http://www.kult-obzor.ru

http://www.peoples.ru /art/theatre/opera

http://www.rusarchives.ru/guide/muzspb/bib.shtml

http://www.youtube.com

http://www.kino-teatr.ru

http://www.fedorov.ws/dic.html

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/html

http://libretto-oper.ru/

http://tolkslovar.ru/l2182.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/

http://classicmusic.ladogda.ru/

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО


Справочник

для студентов исполнительских отделений

музыкальных вузов

Компьютерный набор: Л.А. Евстигнеева

Компьютерная верстка: А.А.Филимонова

Подписано в печать 12.10.12.

Формат 60^80 1/16. Гарнитура Arial.

Печ.листов 2,5

Тираж 100 экз. Заказ № 324.
Тольяттинская консерватория

445017, г. Тольятти, Самарская область, ул.Победы, 46.



Тел./факс: 26-37-53

e-mail: tii.tlt@mail.ru, iskusstv@mail.ru


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка