Тема: Опера самый значительный жанр вокальной музыки




Дата канвертавання25.04.2016
Памер34.08 Kb.
5 класс

Тема: Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.


О́пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.
Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.
Опера - особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:

  • музыку (вокальную и инструментальную)

  • литературу,

  • хореографию,

  • изобразительное искусство,

  • драматическое искусство.


Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:

  • Композитор-автор музыки.

  • Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).

  • Хор под управлением хормейстера.




  • Поэт, писатель-автор литературного произведения.

  • Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.




  • Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.

  • Хореограф - разучивает с артистами балета танцевальные партии.

  • Артисты балета-балерины и танцовщики.




  • Художник-постановщик - продумывает всё художественное оформление спектакля.

  • Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены - создают художественный образ спектакля.




  • Режиссер - осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены - расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).

Опера - самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера - это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.


Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена.

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.



Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.


Виды оперы:


  • Опера-сериа (серьёзная опера - А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)

  • Гранд-опера (большая опера - Д.Мейербер)

  • Семисериа (полукомическая - некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)

  • Опера-буффа (комическая - Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)

  • Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)

  • Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)

  • Музыкальная драма (Р.Вагнер)

В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.

Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерство и новаторство.

Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).


Особенно прославились своими замечательными операми композиторы "Могучей кучки":

  • Н.Римский-Корсаков

  • М.Мусоргский

  • А.Бородин

  • Ц.Кюи

  • М.Балакирев

Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:

Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).
Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении С.Лемешева.

Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина "Евгений Онегин".



У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: "Пиковая дама", "Мазепа".
Вопросы:

  1. О чём идёт речь в этом ариозо?

  2. Какой голос его поёт?

  3. По какому литературному произведению создана опера "Евгений Онегин"?

  4. Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка