Создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт




Дата канвертавання24.04.2016
Памер127.33 Kb.
В настоящее время система городского пассажирского транспорта обеспечивает ежесуточную перевозку более 10 млн. человек, осуществляя ежедневно более 100 тысяч рейсов. Рост интенсивности движения транспорта, чрезмерное насыщение стихийными объектами торговли, несанкционированная парковка автотранспорта на улично-дорожной сети города приводят к неудовлетворительным условиям обслуживания пассажиров общественного транспорта, особенно в местах пересадки с городского наземного пассажирского транспорта на метрополитен и другие виды внеуличного транспорта.

В связи с этим возникает необходимость решения вопросов упорядочения движения транспорта и пешеходов для улучшения условий транспортного обслуживания населения города.

Транспортно-пересадочный узел - узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры. В зависимости от количества видов транспорта, их загрузки, роли и местоположения транспортно-пересадочных узлов они классифицируются на классы, виды и уровни.
Терминал транспортно-пересадочного узла (или транспортно-пересадочное устройство) (далее - терминал или ТПУ) - специально создаваемые одно или несколько сооружений в транспортно-пересадочном узле, предназначенные для:
- оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их;
- размещения необходимой протяженности фронта посадки на наземные виды транспорта;
- создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт;
- разделения потоков пассажиров, пользующихся маршрутами ГУП "Мосгортранс" (с возможностью установки турникетов для них) и пользующихся коммерческими маршрутами.
Классификация комплексных транспортно-пересадочных узлов.
По роли в городской транспортной инфраструктуре все пересадочные узлы ранжированы относительно трех основных показателей, к которым относятся:
- возможные виды пересадки в узле;
- роль узла в системе транспортного обслуживания города;
- расположение узла относительно магистральной УДС города.

Таблица 1. Классификационная матрица по пассажирским перевозкам

Роль и место пересадочного узла в системе городской транспортной инфраструктуры


А.Возможные виды пересадки в узле


Б.Роль узла в системе транспортного обслуживания города


В.Расположение узла относительно магистральной УДС города


А.1. Пересадка с пригородной железной дороги на скоростной транспорт и ГПТ


Б.1.Узлы, обеспечивающие междугородное и международное сообщение


В.1.Узлы, расположенные на магистральной УДС общегородского значения


А.2.Пересадка с пригородных автобусов на скоростной транспорт и ГПТ


Б.2.Узлы, обеспечивающие внутриагломерационное сообщение


В.2. Узлы, расположенные на удалении не более чем 500 м от магистральной УДС


А.3.Пересадка со скоростного транспорта на ГПТ


Б.3. Узлы, осуществляющие межрайонное внутригородское транспортное обслуживание


В.3. Узлы, расположенные на магистральной сети районного значения и на местной УДС


А.4.Пересадка с авиационного транспорта на ж/д, скоростной транспорт и пригородные автобусы







ТПУ включают две функциональные зоны: 

- транспортную, с расположенными на ней устройствами посадки, высадки, пересадки, увязанную с системой автостоянок пешеходными путями; 

- общественную, с объектами обслуживания, офисами, учреждениями управления связи и др.


.В транспортных зонах должны соблюдаться следующие важные требования: 

-оптимальность планировочного решения при минимальных затратах времени пассажиров на пересадки; 

-соответствие параметров пересадочного узла расчетной мощности пассажиропотоков; 

-обеспечение условий непрерывного нестесненного движения пешеходов с необходимой зрительной ориентацией; 

-наличие информации о расположении основных объектов вблизи пересадочного узла; 

-зонирование главных пешеходных путей с выделением зон попутного обслуживания; 

-размещение автостоянок, элементов благоустройства


1. Набор специализированных объектов управления, культуры и отдыха, торговли, питания и спорта и насыщение ими ТПУ рекомендуется предусматривать в соответствии с рангом узла взаимодействующих видов транспорта, пассажирообменом в узле и конкретными градостроительными условиями места и города в целом (табл.3.). 

2. Для пересадочных узлов всех рангов рекомендуется размещение объектов попутного обслуживания.

3. При формировании общественно-транспортных центров рекомендуется блокировка транспортных зданий с общегородскими объектами культурно-бытового назначения (гостиница, транспортное агентство, ресторан, кафе, торговый центр, реже - кино- и концертные залы и др.), а также другие формы объединения в зависимости от местных условий.

Проекты вновь сооружаемых или реконструируемых ТПУ должны удовлетворять следующим требованиям: 

-предусматривать необходимый состав зданий, транспортных и инженерных сооружений, постоянно развивающиеся комплексы; 

-учитывать архитектурно-композиционный и стилевой характер, а также масштаб существующей и проектируемой застройки данной части города с учетом конкретных культурно-исторических и других местных особенностей; 

-учитывать природно-климатические особенности района строительства, природный ландшафт, характер озеленения, рельеф, а также гидрогеологические факторы; 

-предлагать мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды от загрязнения отработавшими газами, сточными водами, по поддержанию нормируемых уровней шума и вибрации; 

-создавать комфортные условия для инвалидов и престарелых на территории ТПУ и объектах обслуживания путем удобной и прогрессивной организации пешеходных путей, оптимального обслуживания, упорядоченного передвижения и посадки в транспортное средство с применением специальных, предназначенных для этого устройств и приспособлений; 

-добиваться при расширении и реконструкции органичного включения нового строящегося или пристраиваемого объема в существующую композицию при сохранении целостности общего решения. 

В генеральных планах ТПУ следует учитывать местоположение территории застройки, значимость конкретного центра в системе городских центров, состав сооружений транспортно-пересадочного узла, а также: 

-максимальное разграничение транспортных и пешеходных потоков по главным и относительно второстепенным направлениям; 

-беспрепятственный подъезд к комплексу зданий, сооружений ТПУ и стоянок общественного, специального (почта, багаж) и индивидуального транспорта; 

-пешеходную доступность ко всем сооружениям и объектам ТПУ с учетом требований маломобильной группы населения (инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми); 

-экономию и рациональное использование городских территорий. 


Остановочные пункты наземного транспорта в пересадочных узлах следует размещать исходя из минимальной длины пешеходных связей и минимального количества пересечений пешеходами проезжих частей улиц. Целесообразно совмещение остановочных пунктов однонаправленных маршрутов разных типов транспорта.
В пересадочных узлах между скоростным транспортом и наземным транспортом расчетное время пересадки с одного вида транспорта на другой не должно превышать 7 мин, не считая времени ожидания.
На привокзальных площадях выделить участки, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, стоянки для кратковременного и долговременного хранения (отстоя) средств общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта, изолированные от путей движения транзитного транспорта. Размеры и конфигурация соответствующих участков определяются по расчетному количеству, габаритам и условиям маневрирования соответствующих транспортных средств.
В ТПУ необходимо предусматривать использование подземного пространства для размещения транспортных сооружений, площадок для стоянки автомобилей в увязке с наземными зданиями и др. в соответствии со строительными нормами и правилами. Вместимость автостоянок, их объемно-планировочное решение определяются архитектурно-планировочным заданием в зависимости от особенностей участка строительства, его размеров, условий подъезда и выезда, характера застройки и потребностей заказчика. 

Привокзальные площади входят в структуру транспортно-пересадочных узлов города. Ориентировочные размеры привокзальных площадей для вокзалов различных видов внешнего транспорта приведены в табл.2




Таблица 2 Размеры привокзальных площадей транспортно-пересадочных узлов 

Группы вокзалов по вместимости, пас.


Минимальный размер привокзальной площади, га


Крупные (особо крупные) 


1,25 

Большие 

0,75

Средние 

0,5

Малые 

0,25

Примечание. К крупным вокзалам относятся:

железнодорожные 

с расчетной вместимостью зданий 

св. 1500 пас.


речные 

700

автобусные 


500

К большим вокзалам относятся: 

железнодорожные 

с расчетной вместимостью 

св. 700 пас.


речные 

400

автобусные 


300

К средним вокзалам относятся: 

железнодорожные, 

автобусные с расчетной вместимостью 

св. 200 пас.


речные 

100 


Таблица 3. Специализированные объекты транспортно-пересадочных узлов в общественных центрах

Специализированные объекты 


Ранг транспортно-пересадочного узла 





4



1


2


3


4


5

Правительственные учреждения 


-

-

+

+

Административные учреждения областного, районного, городского рангов


-

+

+

-

Муниципальные службы города 


-

+

+

-

Учреждения судов, прокуратур 


-

-

+

+

Административно-офисные службы 


+

+

-




Архивы, книгохранилища 


-

+

+

-

Радиоузлы 


+

+

-

-

Милиция 

+

+

-

-

Опорные пункты охраны порядка 

-

-

+

+

Кинотеатры 


+

+

-

-

Видеозалы 


-

-

-

+

Дискотеки (дискобары)


-

-

+

+

Выставочные залы 


-

-

+

-

Театры 

-

-

+

-

Музеи, филиалы музеев 

-

-

+

+

Клубы 

-

+

-

-

Учреждения отдыха и туризма 

-

-

+

-

Фотоателье с лабораторией 


+

-

-

-

Лечебно-профилактические учреждения 


+

-

-

-

Пункты проката 


-

+

-

-

Супермаркеты 


+

-

-

-

Магазины 


-

+

-

-

Филиалы крупных фирменных магазинов 


-

-

+

+

Ярмарки 

-

+

-

-

Рынки 

-

-

+

-

Магазины оптовой торговли 


-

-

-

+

Помещения для сбора и упаковки мусора 


-

+

+

-

Киоски, ларьки 




+

+

+

+



1


2


3


4


5

Рестораны 


+

-

-

-

Столовые 


-

+

-

-

Кафе 

+

-

-

-

Закусочные 

-

+

-

-

Бары, бистро, экспресс-обслуживание 


+

+

+

+

Крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения


-

-

-

+

Залы тренажеров 


-

+

-

-

Бассейны 


-

-

+

-

Катки с искусственным льдом 


-

-

-

+

Залы игровых автоматов 


+

+

+

+

Гостиницы 


-

+

-

-

Мотели 

+

-

-

-

Жилые дома, общежития 

-

-

+

+

Учебные заведения 


-

-

+

-

Культовые учреждения 


-

+

+

-

Учреждения бытового обслуживания 


+

+

+

+

Медицинские центры 


-

-

+

+

Травмоцентры 


+

+

-

-

Транспортные агентства 


+

+

-

-

Кассы 

-

-

+

-

Общественные туалеты 

+

+

+

-

Примечание. Знаком плюс (+) обозначено желательное размещение объекта, минус (-) - нежелательное.


Транспортные узлы сегодня сильно трансформировались и вбирают в себя множество функций. Транспортная функция является основополагающей, но не определяющей пространственное содержание такого узла. Прикладными функциями являются коммуникационная, торговая, культурно-развлекательная, социальная, экономическая, экологическая, эстетическая. Все функции, работая в одной системе, должны представлять собой целую палитру пространств. И пространства эти должны быть уже не сугубо технологического характера, как, например, в случае транспортной развязки или в пересадочном терминале, а в гуманном для человека соотношении технократических и экологических пространств. Такого рода городские образования требуют своей функционально-пространственной структуры и принципы ее организации.

Основные структурно-функциональные требования:
1. Выгодное территориально-функциональное положение, работающее на
перспективы и панорамы города;
2. Оснащенность многоуровневым транспортно-пересадочным узлом,
позволяющим разделить транспортные и пешеходные транзиты;
3. Преимущественное сочетание общегородских функций, например транспортно-
торгово-офисно-деловой;
4. Тип пропуска транспортных и пешеходных потоков – многоуровневый;
5. Ядро приоритетной функции абсолютно интегрировано в пространственно-
композиционный каркас города;
6. Транспортно-пересадочные пункты;
7. Рекреационная зона;
8. Паркинги (автомобилей, такси, транспорта спец. назначения);
9. Зона обслуживания пассажиров (гостиничные, торговые комплексы,
развлекательные, деловые);
10. Транспортные развязки;
11. Пешеходный каркас. Многоуровневый комплекс с организацией
соответствующих беспрепятственных связей с комплексом, общественным транспортом
и оборудована соответствующим техническим благоустройством;
12. Технические коммуникации и связь с комплексом (багажные отделения,
погрузочно-разгрузочные зоны обслуживания и др.).

Пример ему – новый центральный вокзал в Берлине как символ европейского современного транспортного узла (рис. 3) или транспортный узел в Шарль де Голль (рис. 2). В отечественном опыте таким узлом внешнего сообщения можно назвать Ладожский вокзал в С.-Петербурге, «Студия 44», Явейн Н.И., где также ясно и четко представлены все комбинации пассажирских потоков и транспортных путей пересечения (рис. 4).



Исходя из наглядных примеров мировой практики и теоретических трудов по структуризации объекта исследования, мы можем заключить, что структура транспортных узлов, каркас и механизм транспортно-пассажирского взаимодействия найдены и отработаны в объеме главной функции – пересадки и передвижения. Положительное качество технологической направленности: разработка образующего структуру транспортного каркаса градостроительного узла. Четкая отработка принципов организации механизма пересадки и смены транспорта. Недостаток: утилитарность главной функции

Исходя из наглядных примеров мировой практики и теоретических трудов по структуризации объекта исследования, мы можем заключить, что структура транспортных узлов, каркас и механизм транспортно-пассажирского взаимодействия найдены и отработаны в объеме главной функции – пересадки и передвижения. Положительное качество технологической направленности: разработка образующего структуру транспортного каркаса градостроительного узла. Четкая отработка принципов организации механизма пересадки и смены транспорта. Недостаток: утилитарность главной функции.

.

Литература- :

Госстрой России ЦНИИП градостроительства

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ ЦЕНТРОВ (УЗЛОВ) В КРУПНЫХ ГОРОДАХ-

http://snipov.net/c_4646_snip_98244.html

1. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. — М.: ГП ЦПП, 1994.

2. СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. — М.: ГП ЦПП, 1993.

3. СНиП 2.01-02-85*. Противопожарные нормы. ¾ М.: ГП ЦПП, 1991.

4. ВСН 62-91*. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. — М.: ГП ЦПП, 1994.

5. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Структурно-планировочная организация транспортных систем взаимосвязанного расселения: Обзорная информация // Проблемы больших городов, вып. 23. ¾ М.: МГЦНТИ, 1985.

6. Азаренкова З.В., Степанова Л.Н. Общественно-транспортные центры в современных градостроительных условиях // Транспорт (Наука, техника и управление). № 12. — М.: ВИНИТИ,



проекты московских ТПУ-

http://www.mkzd.ru/project/proekty-tpu/


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка