Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Территория, население. Особенности развития




Дата канвертавання28.04.2016
Памер55.66 Kb.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Территория, население. Особенности развития.

18 млн. км2,

74 млн. чел.

Все необходимое для промышленного развития.

НО абсолютистское и крепостническое государство.

Гл. политическая и социальная сила – дворянство.

Доход от крепостничества – не вкладывается в пр-во.
Крепостническая система = тормоз роста производительных сил и модернизации.


  1. нет рынка свободной рабочей силы

  2. затягивание процесса начального накопления капитала

  3. молодая буржуазия = экономически слабая, политически аморфная, не играет социальной роли

  4. низкая покупательная способность населения

Не было буржуазных революций – в пролёте. Традиционный уклад.

НО в первой половине XIX в. – складывание причин падения КП.

Сельское хозяйство


9/10 населения – в с/х.

½ - помещичье землевладение, ½ - государственный феодализм.

Разложение натурального хозяйства. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню.

Помещичье с/х: все больше продукции на продажу.

Хлебный экспорт. К середине XIX в. – 70 млн. пудов.
1) Расширение товарности = усиление эксплуатации,

За первую ½ столетия – оброк  в 2-5 раз.

Увеличение барщины. «Месячина» (лишение земли; полный перевод на барщину; жалование).

Интенсификация с/х производства = застой производит. сил деревни.


Крестьянское хозяйтсво – малоземельное.

Доходы еле-еле достигают прожиточного минимума.

Нет возможности развивать товарное хозяйство.

Крестьянский вопрос – ключевой на весь XIX – начало XX в.



2) Общинная система.

Крестьянин – не собственник земли.

Перерспределение земли на уравнительных правах.

Препятствие к складыванию собственнической психологии (не свое, не жалко), к социальному расслоению, обуржуазиванию деревни.


3) Расширение товарности = модернизация производства.

2 х увеличение посевных площадей.

Многопольный севооборот.

С/х техника. Расширение ассортимента землед. культур.

Картофель – полевая культура.

Увеличение посевов сахарной свеклы.


Виноградарство, табаководство.
Юг, северо-запад – наемный труд  новые производственные отношения.


  • застой в производительных силах

  • низкая продуктивность

  • экспорт хлеба – за счет голодания основной массы населения



Промышленность


Частновладельческие и государственные мануфактуры.

Нерентабельные, малопродуктивные, не удовлетовряют протребности.


Застой в отраслях с принудительным трудом.

Первая половина XIX в. – потеря Уралом лидирующего положения в промышленности. Поссесионные и приписные мануфактуры.


Отставание по выплавке чугуна (в 3,5 раза от Англии).

НО 14-кратное увеличение использования наемного труда за первую половину XIX в.


30-40-е гг. XIX в. – начало промышленного переворота.

Легкая промышленность. Производство железа (паровой двигатель вместо конного).

Машинное оборудование – Англия, Бельгия.
Зарождение русской машиностроительной пр-ти.

Первые – в Петербурге.

Нижний Новогород – Сормовский завод.

НО слабо развита до конца XIX – начала XX в.


Новый социальный слой – вольнонаемные рабочие.

Принудительный труд невыгоден на фабриках и заводах.

Не хотят приобретать новые навыки; ломают механизмы.

Вольнонаемный труд = эффективное производство.

Жители городов, гос. крестьяне, крепостные «отходники».

К 1860 г. – 4/5 вольнонаемных рабочих.

До конца XIX в. – нет фабричного законодательства.

Нелимитрована з/п, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда, страхование и т.д.

По сравнению с ЗЕ: более низкая з/п, наиболее продолжительный рабочий день.

Бесконтрольная эксплуатация = мощный социальный протест в конце века.


Формирование новых промышленных районов:

Северо-Западный (Петербургский),

Центральный (Московский)?

Харьковский.

Все остальные (кроме Урала) – нет промышленности!

Вдали от центра – натуральное хозяйство.

Домотканая одежда, собственное питание, сами возводят дома.

Кустарное производство. Характерно для многих отраслей легкой промышленности (наряду с фабричным).

Производственно-художественные села: Палех, Гжель и т.д.
В первой ½ XIX в. – крепостная, кустарная, вольнонаемная мануфактуры, первые фабрики и заводы.

Финансы. Накопление капиталов.


Эмиссия ассигнаций (финансирование войн, поддержка дворянства).

Первая ¼ XIX в. – 4 x эмиссия

Обесценивание ассигнаций.

Павел I, Александр I – попытки преодолеть.


1839-1844 гг. – финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.

Серебряный рубль.



С 1843 г. – обмен ассигнаций на кредитные билеты (3,5/1). Кредитные билеты – на серебро.

Бездефицитный гос. бюджет (НО Крымская война 1853-1856 гг.).


Накопление капиталов – медленно и, чаще всего, незаконно.
Новые буржуазные династии – Сапожниковы, Морозовы, Бибиковы, Кондрашовы.

Многие родоначальники – из крепостных. Менталитет.

Деньги из торговли – в промышленность.
Торговля.

Формирование всероссийского рынкка. Медленно!!!



  • крепостное право

  • нищенское существование

  • низкая покупательная способность населения

Основные покупатели: дворянство, купечество, часть горожан.

Увеличение ассортимента; расширение торговых операций.

Появление на рынке ПРОМЫШЛЕННЫХ товаров.
Торговые центры – ЯРМАРКИ. Нижегородская, Ирбитская, Ростовская..
Развитие магазинной торговли.

Крупные магазины:Тверская, Петровка, Кузнецкий мост.


ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.

Экспорт > Импорт = активный баланс.


Экспорт:

хлеб, лес, сало, пенька, щетина, воск, мед, меха, икра, золото, полудрагметаллы


Импорт:

предметы роскоши, модная одежда, мебель, машины д/мануфа­ктур (мало), химические продукты, колониальные товары.


Слабые попытки буржуазии освоить внешнюю торговлю.

Восточноазиаткие рынки – только к концу века, после завоевания.


Транспорт.

Москва – центр, куда идут все дороги.

Ж/д сеть – по этому же принципу.
Связь с ЗЕ – Балтика, Черноморье.

Небольшой торговый флот. Использование иностранных судов.


Внутренняя СПС – архаична.

1810 г. – Мариинская система каналов. Петербург – волжский волжский торговый путь.

Тихвинская система: центр России – Балтика.

Первые пароходы. К середине века – более 10.
“Дураки и ДОРОГИ”: не соответствовали потребностям… (климат, S2).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ.

С конца 30-х гг XIX в.



1837 г. – Петербург – Царское село.

C 1839 г. – Варшавско-Венская. (Россия – ЗЕ). Under construction.



1843-1851 г. – Петербургско-Московская железная дорога.
Дороги строит государство. «Государственный капитализм».


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка