Русская культура в конце xv—xvi в. Примерный план раскрытия темы




Дата канвертавання28.04.2016
Памер38.24 Kb.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ XV—XVI В.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ.

1. Особенности русской культуры на пороге Нового времени.

2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания.

1. Факторы роста потребности в грамотных людях.

2. Развитие образования: Обучение при монастырях. — Обучение в домашних условиях и в частных школах. — Основные предметы изучения. — «Учебные пособия».

3. Развитие письменности: Распространение бумаги. — Распространение «скорописи».

4. Начало книгопечатания. Иван Федоров и Петр Мстиславец.

3. Литература и общественно-политическая мысль.


  1. Летописание.

  2. 2. Исторические повести.

  3. Литература путешествий.

  4. Возникновение и развитие публицистики: «Сказание о князьях Влади­мирских» и «Сказание о Владимире.Мономахе». Концепция «Моск­ва—третий Рим». — Иван Пересветов и его произведения.— Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

  5. «Домострой».

  6. «Четьи-Минеи».

4. Архитектура.

1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля.

2. Развитие зодчества вне Москвы.

3. Возникновение нового стиля — шатрового строительства.

4. Строительство посадских храмов.

5. Подъем крепостного (фортификационного) строительства.



5. Изобразительное искусство.

1. Иконопись: Московская школа, как основа общерусской национальной иконописной школы. — Отход от классических норм в иконопи­си. — Рост интереса к реальным историческим лицам и событи­ям.— Дионисий.

2. Книжная миниатюра.

3. Регламентация искусства церковью и государством.


6. Декоративно-прикладное искусство.

Выводы.

Культурное развитие Руси в XVI веке определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.



ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА.
Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной культуры.

Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

  1. Большую роль в укреплении определяющих позиций православ­ной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., регламентировавший церковное искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Андрея Рублева, с точки зрения его иконографии, т. е. расположения фигур использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Решения Стоглавого собора способствовали поддержанию высокого уровня мастерства.

5. Несмотря, на сохранение господствующих позиций церкви с XVI века в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать расширительно, не только как «истина», но, главным образом, как «справедливость». Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой: «Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть».

О «правде» рассуждал и Иван Пересветов, служилый человек, выходец из Литвы. По его словам «Бог не веру любит – правду». Противопоставление веры правде было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что правда может быть введена в государстве только «грозой». Но в то же время он выступал против холопства и писал, что государь силен «воинниками», то есть служилыми людьми.

Совсем иной подход к «правде» был у Ивана IV, который в переписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый писатель и публицист. По мнению Ивана Грозного «правда» заключается в служении царю. Перед лицом государя все подданные - холопы. Ивану IV принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: «А жаловати вольны своих холопей есмя, а и казнити вольны же».

Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.




  1. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую, степень патриотизма, преобладание героической тематики.

  2. Образование единого централизованного государства, языка, и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей Руси. Синтез культур различных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка