Российская благотворительность в IX xii веках




Дата канвертавання22.04.2016
Памер227.08 Kb.
Российская благотворительность в IX - XII веках

Помощь ближнему всегда была характерна для славянских народов. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему, столь распространенного на Руси еще в обычаях древних славян. Человеколюбие, незлобливость, открытость души наших предков формировались под влиянием основных видов их деятельности – хлебопашества, скотоводства, а также, затянувшегося дольше чем у других народов, родового общественного устройства.

Толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

Владимир, первый русский князь-христианин, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В Древнерусском государстве IX века основными направлениями социальной помощи было осуществление княжеской благотворительности. В годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Находясь под влиянием православного учения, Владимир, князь Киевский, в числе первых давал пример сострадательности к тем, кто нуждался в помощи. Помимо раздачи милостыни, "кормления" нуждавшихся на княжеском дворе, Владимир строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; при этом же князе были учреждены на Руси первые больницы. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность.

 Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов – «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычно для молодых государств Европы. «Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Последующие своды законов во многом строились по образцу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики.

Развитее традиций милосердия было приостановлено татаро-монгольским нашествием на Русь. Поэтому миссия общественной благотворительности все более становится делом церкви.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри, которые давали приют и помощь всем нуждавшимся. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому «нищелюбу», чем нищему. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви.

Стоит ли удивляться тому, что при подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.

Российское законодательство делило нищих на 4 категории (правда, это было уже много позже — в XIX в., но мы сразу скажем об этом, чтобы уже не возвращаться к этому вопросу). Здесь были: 


  • те, которые не могут своим трудом добыть пропитание;

  • те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;

  • те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 

  • те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

К середине XVI века убедившись, что раздача милостыни не уменьшает, а увеличивает нищенство, многие деятели стали относится к этой форме благотворения отрицательно.

Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих. Во второй половине XVII в. во времена царствования Федора Алексеевича, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного презрения.



Развитие социальной защиты населения России от начала XVII века до реформы 1861 года

Развитие мер общественного презрения в определенную систему явилось заслугой императора Петра Великого. В своих распоряжениях Петр I указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней, делит нищих на категории, ставит виды оказываемой помощи в зависимости от нужд, принимает решительные меры по урегулированию частной благотворительности, устанавливает органы призрения и определяет средства для их развития.

 В 1700 году Петр I издает указ о постройке во всех губерниях богаделен для старых и увечных, а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и выделения пособия бедным.

Петр Великий создал целую сеть социальных заведений: «Смирительные дома», куда определялись «рабы непотребные, которых никто и в службу не приемлет, еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки», для того, чтобы «посылать их на работы, чем бы они могли пропитание свое заработать»; «Прядильные дома» для «непотребного и неистового женского пола»; «Гошпитали» для призрения сирых, убогих, увечных и самых престарелых людей.

Все эти мероприятия проводились в целях обеспечения сознательного отношения к нищенствованию. В безразборчивой же милостыни Петр I видел зло, подлежащее искоренению. По указу 1712г. «О воспрещении нищенства» всех «ленивых прошаков» без разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагалось никому — ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков»). С 1718 г. карали и дающих милостыню — первый штраф 5 рублей, второй — 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Хочешь — отдай деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много.

Чтобы обеспечить материальную базу нововведений, император определить источники средств на нужды призрения: установлен вычет из жалования всех чинов, сбор доброхотных подаяний в церквях в «два кошелька», (один из которых на нужды церкви, другой – на содержание госпиталей), взаимные с раскольников и т.д. Все эти поборы составляли незначительные суммы, но сам факт их учреждения говорит о серьезности намерений организовать дело общественного призрения. Тем самым Петр I ограничил роль церкви, сделал заботу о бедных и немощных обязанностью государства и положил начало становлению государственной системы социального призрения.

Екатерина II продолжила дело, начатое Петром. Система общественного призрения, созданная ею, в общих чертах сохранилась до сегодняшних дней. Указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения», которым поручалось руководить народным образованием, открывать богадельни, сиротские дома, дома для неизлечимых больных и другие учреждения. Создавалась разветвленная структура государственного общественного призрения, попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Екатерина позаботилась и об источниках ее финансирования: каждому общественному Приказу выдавалось по 15 тысяч рублей, причем эти деньги можно было пускать в оборот, наращивая тем самым капитал. Наряду с государственной параллельно развивалась частная система призрения.

В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы. С большой неохотой Екатерина согласилась с этой идеей, а усердное чиновничество «довело ее до кондиции», в результате чего призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром государственных органов. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это «адресной помощью»).

Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых». Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

В начале века начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. Среди них заслуживает внимания «Императорское человеколюбивое общество», основанное несколькими частными лицами. Его целью было предоставление пособий всякого рода, для этого предполагалось проявлять старания «об учреждении сословий и заведений»:



  • для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных;

  • для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в свою пользу;

  • для воспитания сирот и детей бедных родителей.

За время царствования Александра I Человеколюбивым обществом были учреждены такие заведения, как Попечительный комитет о бедных (1816г), Институт слепых (1819), Маросейский богадельный дом (1825) и др.

Помимо «Императорского человеколюбивого общества» во второй половине XVIII- первой половине XIX веков значительную благотворительную деятельность вели Воспитательное общество благородных девиц, Вольное экономическое общество, Комитет о раненых и другие. В целом данный период был временем становления государственного призрения. На смену нищелюбию постепенно шла более или менее адресная помощь нуждавшимся.



60-е годы XIX века - начало XX века

 

В начале второй половины XIX века в Российском обществе   исключительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела социальной   помощи нуждавшимся. Предшествующий опыт централизованного  государственного призрения, постепенное утверждение новых социально  экономических отношений, связанные с отменой крепостного права,   требовали корректировки прежних подходов к управлению социальной  сферы, формам и методам благотворительности. Существенные изменения в   социальной политике Российского государства стали частью либеральных   реформ 60-70 годов. Своим Указом от 1 января 1864 года Александр II   утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”



Наряду с обязанностями по развитию местного хозяйства и быта в компетенцию земских органов вошли "заведование лечебными и благотворительными заведениями", "призрения о бедных, неизлечимо   больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения". Помимо социальной деятельности земских и городских самоуправленческих органов либеральные реформы 60-70 годов положительно отразились на деятельности благотворительных обществ. Ослабление административно-бюрократического регламентирования со стороны официальных властей, известная децентрализация сферы социального призрения, расширение участия общественности в его организации все это способствовало активному росту благотворительного движения. 

К концу XIX в. насчитывалось более 14 тысяч благотворительных учреждений (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.

Многие благотворительные организации и заведения действовали в рамках крупных государственно-общественных объединений, в формировании финансового капитала которых в определенной степени участвовало государство. Так, в составе Ведомства учреждений императрицы Марии действовало почти 700 благотворительных обществ и учреждений, в Императорском человеколюбивом обществе и Российском обществе Красного Креста более 500, Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах - 274, ведомства православного исповедания и военного духовенства - 3358 и др.  Только за один 1898 год услугами этих учреждений воспользовалось более 7 млн.человек. Таким образом, курс, взятый на соединение частной благотворительности и общественного призрения в целях реализации идеи организованного общественного попечения о бедных, дал реальные плоды и свидетельствовал об эффективности социальной помощи населению.

 Общая   активизация общественной самодеятельности и поощрительные меры   правительства содействовали дальнейшему подъёму частной   благотворительности. В течение 1891 года в частных благотворительных   учреждениях получили социальную помощь вдвое больше нуждавшихся,   чем в общественных и сословных заведениях. Известные предприниматели:   Бахрушины, Демидовы, Крестовниковы, Морозовы, Прохоровы,   Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы, Мамонтов, Бехтерев и   другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни и другие   благотворительные учреждения. 

Еще одной интересной формой общественного призрения в конце XIX столетия были дома трудолюбия. С самого начала попечительтво довольствовалось тем, что составляло из людей, нуждавшихся в работе, особые артели, которые нанимались поденно для портовых или других, так называемых черных работ, в том числе для очистки улиц, площадей и т.д. Главная цель домов трудолюбия состояла не только в том, чтобы предоставить людям временную работу и обучить профессии, но и в нравственном воспитании призреваемых и укреплении их сил для дальнейшей самостоятельной честной трудовой жизни.

Кроме того, практиковались и другие формы оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами: биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные профессиональные школы и т.д.

В сельской местности наряду с благотворительной деятельностью   земств, приказов общественного призрения, церковно-приходских   попечительств была распространена социальная поддержка нуждавшихся на  началах крестьянской самопомощи.  Периодически разражавшиеся бедствия - неурожаи, голод на их почве, эпидемии способствовали появлению приютов и яслей как формы общественной самопомощи. Яслями называли дневные приюты для детей, не умеющих ходить, а приютами - учреждения для детей более взрослых. В них принимались дети бедного населения бесплатно или за небольшую плату.

В начале XX века в России делаются первые шаги в области   социального страхования рабочих. В июне 1903 года правительством был издан закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев   рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично  заводской, горнозаводской промышленности». По этому закону в связи с   увечьем, полученным на производстве, в виду производственной травмы   учреждались пенсии и единовременные пособия. Причем определение   размеров пенсий и пособий полностью отдавалось на усмотрение   предпринимателей. В соответствии с законом 1912 года были существенно   расширены рамки социального страхования рабочих в связи с возможными   случаями. Но и в этом случае социальным страхованием подобного рода   охватывалась лишь шестая часть рабочих России. 

В это время получают дальнейшее развитие государственные призрения   в виде таких его форм, как пенсии и единовременные пособия. Право на   получение пенсий и единовременных пособий от государства  распространялось на государственных служащих. Размер государственных   пенсий определялся в зависимости от продолжительности службы и разряда   должности. Специальной Табелью было установлено 9 разрядов должностей,   в соответствии с которыми назначались полные оклады пенсий. Правом на   государственное пенсионное обеспечение пользовались также   военнослужащие. Анализ данных источников показывает, что на 1 января 1912 государственные пенсии в России получали около 3 тысячи военных, гражданских и придворных служащих.

 Система призрения, опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, которые имеют право на призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце прошлого века была образована (по высочайшему повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.

Послереволюционный и советский период

 

На протяжении всей социальной истории России в ней формировались традиции милосердия и благотворительности. И неправомерной представляется точка зрения некоторых ученых, отрицающих роль государственных и общественных организаций в осуществлении благотворительной деятельности и создании системы социального обслуживания на протяжении 70 лет существования советской власти.



Анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах был принят ряд важных законодательных актов, в том числе Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" и от 31 октября 1918 г. "Положение о социальном обеспечении трудящихся". Этими законами предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице.

Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. С апреля 1919 государство взяло на себя финансирование основной части расходов по социальному обеспечению.

Для оказания помощи инвалидам войны, их семьям, старикам, несовершеннолетним, а также охраны материнства и детства 29 октября 1917 был образован Наркомат государственного призрения, который возглавила А.М. Коллонтай.

С начала 20-х годов было введено социальное страхование всех лиц, занятых наемным трудом на государственных, кооперативных и частных предприятиях и в учреждениях. Система страхования обеспечивала размер пособий, достаточный для поддержания среднего уровня жизни страхуемых. Если в 1923 пособие при временной потере трудоспособности составляло 65, 3% фактического заработка, то с января 1924 г. оно выделялось уже в размере полного заработка.

С середины 20-х и особенно в начале 30-х годов был взят курс на ликвидацию массовой безработицы. В этот период предпринимаются попытки создания системы социальной защиты безработных. Так, всем временно оставшимся без работы из средств государственного социального страхования, а также из средств профсоюзов и других общественных организаций оказывалась материальная помощь.

Кроме того, в целях сокращения безработицы на предприятиях увеличивалась сменность производства (2-3-х сменная работа), поощрялось развитие мелкой и ремесленно-кустарной промышленности, расширение старых и строительство новых заводов, организация общественных работ, особенно для неквалифицированных рабочих.

Многое делалось для ликвидации безграмотности, оказания помощи старикам и инвалидам, проводилась работа с беспризорными подростками. Расширялась сеть медицинских учреждений бесплатного медицинского обслуживания, увеличивалось число женских и детских консультаций, молочных кухонь.

К началу 40-х годов, благодаря целенаправленной деятельности по увеличению общественного фонда потребления и использованию его средств, снижается число эпидемий, заболеваний, связанных с условиями труда и быта, сокращается смертность населения. Работающим женщинам предоставляются полностью оплачиваемые отпуска по беременности до- и послеродовый, открываются дома отдыха и санатории для трудящихся.

В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство много делает для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводятся пособия матерям и стипендии учащимся.

В конце 60-х - начале 70-х годов особое внимание уделялось развитию общественного фонда потребления, почти половина средств которого расходовалась на удовлетворение социальных потребностей, около 40% - на материальное обеспечение нетрудоспособных, 10% - на оплату отпусков. В этот период была создана единая система пенсионного обеспечения. В 1971 году на колхозников был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих. Пенсионный возраст для мужчин составил 60 лет, для женщин - 55 лет. Чуть ранее, в 1970, стало единым и социальное страхование членов колхозов, рабочих и служащих.

В 1968 был на пять лет снижен возраст для назначения пенсий по старости инвалидам войны, увеличены размеры пенсий инвалидам I и II групп, выдаются пенсии инвалидам III группы, установленной вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

К концу 70-х годов определяются дополнительные льготы по пенсионному обеспечению отдельных категорий работников ряда отраслей народного хозяйства, в том числе повышаются минимальные размеры пенсий. Были увеличены нормы расходов на питание и приобретение медикаментов в домах-интернатах для инвалидов и престарелых; расширена сеть специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введены дополнительные льготы по-000000 отпускам, пособиям и условиям труда для женщин, имеющих малолетних детей. Усиливается обеспечение многодетных семей за счет общественных фондов потребления (покрытие расходов на образование, воспитание и содержание детей).

В этот период, с помощью общественных организаций, для детей и подростков создаются различные клубы по интересам, открываются спортивные школы, дальнейшее развитие получают музыкальные, балетные, художественные студии, кружки технического творчества.

Многие виды культурно-оздоровительной работы строятся на общественных началах.

В начале 80-х годов реализуются крупные мероприятия по оказанию помощи семьям, имеющим детей, и работающим матерям. Для женщин-матерей вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, увеличиваются единовременные пособия по случаю рождения ребенка, повышаются нормы расхода на питание в дошкольных учреждениях и школах-интернатах, вводится бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных школ учебниками.

Улучшаются материально-бытовые условия участников Великой Отечественной войны, инвалидов, увеличиваются минимальные размеры пенсий, вводятся дополнительные надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы,

В таблице представлены сравнительные данные о расходах СССР и других стран на социальную защиту к произведенному национальному доходу

 


Страна

1965

1970

1975

1980

1983

СССР

7,8

8,0

12,1

9,9

10,0

Великобритания

11,7

13,7

16,0

17,3

20,5

Франция

15,8

15,3

24,1

26,7

29,4

ФРГ

16,6

17,1

23,7

24,0

24,3

Швеция

13,8

18,6

25,0

31,9

33,3

 

В конце 80-х годов начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а вместе с ней начала погибать и централизованная система социальной защиты. Тяжелая экономическая ситуация на большинстве промышленных предприятий способствовала фактическому разрушению ведомственной системы социальной защиты. Практически прекратила свое существование система бесплатного распределения жилья. Политика полной занятости, проводившаяся более 70-ти лет, привела к возникновению массовой безработицы.

            Радикальные экономические и политические реформы, проводимые правительством России в этот период времени, породили глубокие кризисные процессы. Начался распад хозяйственно-экономических связей, резко усилился процесс имущественной дифференциации общества. То тут, то там стали вспыхивать национальные конфликты.

            Все это создает опасные предпосылки для роста социальной напряженности и даже социальных взрывов. В этих условиях крайне важно, чтобы система социальной защиты и помощи населению работала эффективно.

            Однако старая система социальной защиты разрушилась, новая лишь только создается. Ее основные принципы: поддержка людей в их помощи самим себе; социальные гарантии безработным, семьям, имеющим детей, старикам, инвалидам, сиротам; создание системы адресной социальной помощи, новых социальных учреждений, учитывающих мировой опыт.  Реформы в самой системе социальной защиты наталкиваются на старую проблему -отсутствие средств.

            И тем не менее, как бы трудно не было, в большинстве регионов России система социальной защиты и поддержки населения интенсивно формируется под влиянием новой философии, новой этики социальной защиты населения, основанных на принципах христианской морали и цивилизованного гуманизма, а так же складывающейся идеологии социальной работы как системы взглядов, оценивающей и прогнозирующей отношение различных социальных групп к действительности и друг  к другу.



(По материалам Е.И. Холостовой  «Генезис социальной работы в России»)


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка