Развитие классификации национального законодательства: исторический аспект в. А. Шаршун




Дата канвертавання27.04.2016
Памер186.82 Kb.
РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В.А. Шаршун
Классификация законодательства имеет важное значение для обеспечения эффективного правоприменения и развития правовой системы государства в целом. Постижению сущности классификации, выявлению ее закономерностей и построению оптимальной модели способствует нормотворческий и научный опыт прошлых лет. Изучение классификации национального законодательства через призму исторического опыта позволяет увидеть ее проблемные вопросы и будет способствовать выработке оптимальных путей их решения. Следует отметить, что в отечественной историко-правовой науке вопросам исследования исторических аспектов классификации законодательства внимания практически не уделялось.

Выдающийся российский государственный деятель XIX в. М.М. Сперанский писал: «Мысль о приведении законов в один состав, о распределении их по предметам, для удобства их познания и приложения, столь проста и очевидна, что во всех почти государствах дело сие признаваемо было делом настоятельным, одною из первых государственных нужд, по мере того, как многосложность самих законов возрастала» [1, с. 15]. Это высказывание не теряет своей актуальности и сегодня.

Система классификации законодательства исторически развивалась вместе с национальной правовой системой. Первоначально системы классификации строились в рамках работы по систематизации законодательства на основе схем различных сводов законов и собраний законодательства.

Так, на территории современной Беларуси применялись некоторые правовые акты, включенные в «Volumina Legum» – многотомный сбор законов, сеймовых постановлений, привилеев и других законодательных актов, которые действовали на территории Польши, Беларуси, Литвы и правобережной Украины с 1347 да 1793 – 1795 гг. [2, с. 217]. Фактически схему данного свода законов можно считать в определенной степени первой попыткой создания системы классификации правовых актов, действовавших на землях Беларуси.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII в. и присоединения территории ВКЛ к Российской империи систематизация законодательства осуществлялась в рамках Свода Законов Российской Империи и Свода Военных Постановлений 1838 г., составленных при непосредственном участии М.М. Сперанского.

Свод законов должен был основываться на содержании Полного собрания законов Российской империи, но «он как сложный акт систематизации законодательства представлял тематическую инкорпорацию законодательного материала с его отраслевой консолидацией по соответствующим разделам свода – отраслям законодательства» [3, с. 140].

М.М. Сперанский разделяет законы на государственные и гражданские. В своей работе «Обозрение исторических сведений о своде законов» он пишет: «два союза, два порядка отношений необходимы в государстве: союз государственный и союз гражданский. Союз государственный есть внутренний и внешний; здесь вопрос только о первом. Союз гражданский есть или семейственный, или союз имуществам. Из союзов возникают права и обязанности. Те и другие охраняются законами. Отсюда два порядка законов: законы государственные и законы гражданские» [4, с. 154 – 155].

Свод Законов Российской Империи являлся официальным собранием действующих законодательных актов Российской Империи, расположенных в тематическом порядке. Он был впервые напечатан в течение 1832 года. Манифестом 31 января 1833 года Свод был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Законы, изданные после этой даты, подлежали опубликованию по порядку книг Свода и с указанием на их статьи; они распределялись в ежегодном продолжении Свода, о котором было заявлено, что он, «единожды устроенный, сохранится всегда в полноте его единства».

В структуре Свода можно выделить девять основных групп классификации законодательных актов:

- основные государственные законы (т.1 ч. 1);

- законы органические и учредительные – учреждения мест и властей государственных, уездных, городских и сельских (т. 1 ч. 2, т. 2, 3);

- уставы о повинностях военно-служебных и земских и уставы о доходах и имуществе государственных (т. 4 – 8);

- законы о состояниях (т. 9);

- законы гражданские и межевые (т. 10);

- уставы государственного благоустройства (т. 11, 12);

- уставы благочиния (т. 13, 14);

- уголовные законы (т. 15);

- судебные уставы (т. 16 с 1864 г.) [5].

Свод Военных Постановлений 1838 г. не входил в состав Свода Законов Российской Империи. Он был разделен на пять частей. В части I «Образование военных учреждений» были собраны конституционные законы, которые определяли устройство вооруженных сил. Все законоположения, касавшиеся организации войск, были разделены на несколько отделов в соответствии с важностью органов военного управления, каждый отдел составлял особую книгу. Например, в книге 1-й «Образование Военного Министерства и особых установлений» были сосредоточены положения, определяющие организацию центральных органов военного управления; книга 2-я «Образование войск с их управлениями» содержала законоположения об организации отдельных воинских частей; в книге 3-й «Образование военно-учебных заведений» определялась организация обучения военному искусству отдельных военнослужащих, в основном офицеров и унтер-офицеров; в книге 4-й «Образование хозяйственных учреждений с их управлениями» – организация учреждений, предназначавшихся для снабжения войск. Часть II Свода «Устав о службе по военному ведомству вообще» определяла взаимоотношения военнослужащих между собой (книга 1-я «О прохождении службы по военному ведомству», книга 2-я «О наградах во время прохождения службы и при отставке»). Часть III Свода «Наказ войскам», содержала положения, определяющие внутреннюю жизнь войск как обособленного организма (книга 1-я «О внутреннем управлении войсками», книга 2-я «Устав о службе войск»). В IV части Свода – «Уставе хозяйственном» – были собраны положения, регламентировавшие хозяйственные отношения в вооруженных силах. Заключительная, V часть Свода, «Устав военно-уголовный», содержала законы, охранявшие установленный порядок в войсках. В 1-й книге «О преступлениях и наказаниях» содержались законы о возможных случаях нарушения воинской дисциплины и о наказании виновных; во 2-й книге «О военном суде» – законы о порядке отправления правосудия в войсках [6].

После Октябрьской революции вопросам систематизации и классификации законодательства уделяется значительное внимание.

Так, в 1927 – 1930 гг. была предпринята попытка создания Свода законов СССР. Для этих целей 4 июня 1927 г. была создана Кодификационная комиссия Совета Народных Комиссаров СССР. В начале 1929 г., когда работа над составлением Свода была в основном закончена, он был представлен в Президиум ЦИК. В связи с этим ЦИК в марте 1929 г. создал Специальную комиссию из 12 человек для тщательной проверки составленного Свода «как в отношении объема материалов, так и текста законов» [7, с. 103].

В Свод подлежали включению следующие законодательные акты и другие нормативные решения: постановления съездов Советов, ЦИК, его Президиума, Совнаркома, опубликованные в установленном порядке, постановления ВЦИК, изданные до образования Союза ССР и имеющие согласно решению ЦИК Союза ССР от 6 июня 1923 г. силу общесоюзных законов, и некоторые другие законодательные акты РСФСР, действие которых было впоследствии распространено на другие союзные республики.

Кодификационной комиссией СНК была разработана структура Свода:

I том. Политический строй, культурное строительство;

Книга I. Политический строй. Гл. I — Государственное устройство; гл. II — Международные сношения; гл. III — Внутренняя администрация; гл. IV — Судопроизводство; гл. V — Уголовное право; гл. VI — Вооруженные силы.

Книга II. Культурное строительство. Гл. I — Народное просвещение; гл. II — Народное здравоохранение; гл. III — Жилищное дело; гл. IV — Социальное обеспечение.

II том. Хозяйственный строй.

Книга I. Общие положения. Гл. I — Основы гражданского законодательства; гл. II — Общие меры по организации народного хозяйства; гл. III — Отчетность и статистика.

Книга II. Труд, а) Основные начала; б) Меры по отдельным видам труда; в) Социальное страхование.

Книга III. Кооперация.

Книга IV. Отдельные отрасли народного хозяйства. Гл. I — Промышленность; гл. II — Землепользование и землеустройство. Сельское хозяйство; гл. III – Внешняя и внутренняя торговля; гл. IV – Транспорт; гл. V – Народная связь; гл. VI – Кредитное дело; гл. VII — Государственное страхование.

III том. Государственные финансы.

Книга I. Общегосударственные финансы. Гл. I – Общегосударственный бюджет; гл. II — Деньги. Государственные займы; гл. III — Налоги; гл. IV –Неналоговые доходы;

Книга II. Местные финансы.

Книга III. Льготы и изъятия по государственным налогам и неналоговым доходам [7, 104].

В дальнейшем, с учетом работы Специальной комиссии ЦИК эта структура была скорректирована. Однако данный Свод законов так и не был издан [7, с. 107].

В 1920-е гг. одной из форм классификации правовой информации являлась «Юридическая Картотека», которая периодически издавалась Юридическим Издательством Народного комиссариата юстиции СССР. Она представляла собой «подвижную систему карточек, содержащих полный текст закона или важнейшего распоряжения и расположенных по условным знакам (индексам) в особом порядке» [8, с. 514]. В картотеке использовалась десятичная система классификации, по которой раскладывались карточки. Большим преимуществом «Юридической картотеки» являлось то, что вместе с карточкой помещался и текст соответствующего правового акта, а также рядом помещались все карточки правовых актов, вносящих изменения и дополнения [9, с. 516].

Вопросы систематизации законодательства также были и в поле зрения белорусских ученых-правоведов и практиков. Так, М.М. Гутковский в 1928 году подготовил к опубликованию «Сістэматычны паказчык (спроба сістэматыкі) заканадаўства Беларускай Сацыялістычнай Рэспублікі за 1919–1928 гг. з альфабэтна-прадметным паказчыкам і спісам чынных на 1 студзеня 1929 г. законаў», положив начало систематизации белорусского законодательства советского периода. Данное издание было напечатано на основании постановления СНК БССР (протокол № 68, п. 1007 от 28 ноября 1928 г.), что свидетельствует о некоторой официальности данного систематического указателя.

Систематический указатель состоял из 10 классификационных делений:

1. Государственный строй. Оборона государства. Международное право.

2. Социально-культурное строительство.

3. Труд. Социальное страхование. Профсоюзы.

4. Земля, Лес, Воды.

5. Хозяйственное право.

6. Транспорт и связь.

7. Финансы.

8. Коммунальное и жилищное законодательство.

9. Уголовное и Исправительно-трудовое законодательство.

10. Судоустройство и судопроизводство [10, с. 6].

Каждый класс делился на более детализированные классификационные группировки, облегчающие поиск необходимой информации.

Глубина классификации составляла 3 уровня: «нумарацыя кляс; галіна і групы права» назывались индексом, «а ў межах групы нарматыўны матар’ял размешчаны ў альфабэтным парадку пытаньняў альбо інстытутаў, якія ўваходзяць у групу, і гэтыя пытаньні і інстытуты размешчаны ў хронолёгічным парадку свайго выданьня, выяўляючы такім чынам усю гісторыю праходжаньня данага інстытуту альбо пытаньня» [10, с. 7].

В систематическом указателе приводятся перечни более 4000 правовых актов, а также источники их официального опубликования: «Известия ЦИК СССР», «Собрание законов» 1922–1928 гг., «Бюллетень СНК» 1925–1928 гг. Для поиска необходимых сведений указатель был снабжен «альфабэтна-прадметным паказчыкам», термины которого обеспечивали более детализированный поиск правовых актов.

Систематический указатель М.М. Гутковского фактически является прообразом действующего Единого правового классификатора Республики Беларусь.

В последующий период, вплоть до 90-х годов, систематизация национального законодательства осуществлялась в соответствии с правовыми актами СССР и устоявшейся практикой.

В качестве примера можно привести Свод законов Белорусской ССР, созданный в соответствии с постановлением ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета БССР и Совета Министров БССР от 6 октября 1978 г. № 297 «Вопросы Свода законов Белорусской ССР». Свод состоял из пяти разделов, которые, в свою очередь, делились на главы:

раздел I. Законодательство об общественном и государственном строе:

глава 1. Конституция Республики Беларусь;

глава 2. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Республики Беларусь;

глава 3. Избирательная система. Народный депутат;

глава 4. Высшие органы государственной власти и управления;

глава 5. Местные органы государственной власти и управления;

глава 6. Гражданство;

глава 7. Трудовые коллективы. Общественные организации. Добровольные общества и союзы;

глава 8. Государственный герб. Государственный флаг. Государственный гимн;

глава 9. Почетные звания и Почетные грамоты. Государственные премии Республики Беларусь;

глава 10. Иные вопросы;

раздел II. Законодательство о социальном развитии и культуре. Социально-экономические права граждан:

глава 1. Гражданское законодательство;

глава 2. Брак и семья;

глава 3. Труд и социальное обеспечение;

глава 4. Здравоохранение. Физическая культура и спорт;

глава 5. Народное образование;

глава 6. Наука;

глава 7. Культура;



раздел III. Законодательство о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

глава 1. Общие вопросы;

глава 2. Земельное законодательство;

глава 3. Законодательство о недрах;

глава 4. Водное законодательство;

глава 5. Лесное законодательство;

глава 6. Охрана атмосферного воздуха;

глава 7. Охрана и использование животного мира;



раздел IV. Законодательство о народном хозяйстве:

глава 1. Государственное планирование, материально-техническое снабжение и другие общие вопросы народного хозяйства;

глава 2. Финансы;

глава 3. Капитальное строительство;

глава 4. Промышленность;

глава 5. Сельское хозяйство и заготовки сельскохозяйственной продукции;

глава 6. Транспорт и связь;

глава 7. Торговля и общественное питание;

глава 8. Жилищное и коммунальное хозяйство;

глава 9. Бытовое обслуживание населения



раздел V. Законодательство о правосудии и охране правопорядка:

глава 1. Общие вопросы;

глава 2. Судоустройство;

глава 3. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат. Правовая работа в народном хозяйстве;

глава 4. Гражданское судопроизводство. Арбитраж;

глава 5. Органы внутренних дел;

глава 6. Вопросы административной ответственности;

глава 7. Уголовное законодательство;

глава 8. Уголовное судопроизводство;

глава 9. Исправительно-трудовое законодательство [11].

Если проанализировать схему Свода законов Белорусской ССР 1978 г. и структуру систематического указателя М.М. Гутковского, то четко прослеживается преемственность между этими двумя системами классификации правовых актов.

Создание суверенного государства Республики Беларусь, политические и социальные преобразования обусловили не только новое государственное устройство, но и создание новой правовой базы. Существовавшее законодательство, а также вновь принимаемые правовые акты нуждались в упорядочении, приведении их в единую внутренне согласованную систему. Активизация правотворческой деятельности в тот период была направлена на реформирование законодательства, его становление и развитие. Все это потребовало дальнейшего развития национальной системы классификации законодательства.

Первоначально еще Республиканским центром правовой информации, существовавшим в структуре Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь в период с 1992 по 1997 гг., был разработан Общеправовой классификатор отраслевого законодательства. В связи с созданием на базе данного центра Национального центра правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ), в соответствии с пунктом 6 Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524, к основным задачам НЦПИ было отнесено выполнение работ по ведению и сопровождению Общеправового классификатора Республики Беларусь [12].

В дальнейшем, в результате приведенных в НЦПИ научно-исследовательских работ был разработан и в последующем утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 Единый правовой классификатор Республики Беларусь (далее – ЕПК), который в настоящее время стал системообразующим средством при систематизации и классификации правовой информации [13]. ЕПК представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных делений, отражающих отрасли, подотрасли права и правовые институты, сгруппированные по предмету правового регулирования. Основное назначение Единого правового классификатора Республики Беларусь – обеспечение систематизации и кодификации законодательства, организации обмена правовой информацией, ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь [14].

В 2002 году была подготовлена новая редакция классификатора, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2002 г. № 424 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1» [15]. В дальнейшем в ЕПК было внесено 17 изменений и дополнений.

Следует отметить, что на основе ЕПК при формировании банков данных в НЦПИ осуществляется классификация не только нормативных правовых актов, но и других источников права – различных материалов судебной и иной правоприменительной практики (локальных нормативных правовых актов, комментариев, разъяснений законодательства, образцов юридических документов и др.), научных трудов. Поэтому ЕПК используется применительно ко всем основным источникам права.

Так, например, Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2001 – 2003 гг., относящееся к такому источнику права как внутригосударственные договоры нормативного содержания, в информационно-поисковой системе (далее – ИПС) «ЭТАЛОН» проиндексирован по рубрикам 01.10.04 – «Профессиональные союзы» и 05.17 – «Деятельность профессиональных союзов в трудовых коллективах» ЕПК [16]. Научная статья Т.З Шалаевой «Теоретические подходы к современному определению понятия «информационный ресурс» в указанной ИПС отнесена к рубрике 10.03.06 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения» ЕПК [17]. Также в составе ИПС «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE» функционируют банки данных «Судебная практика» и «Правоприменительная практика», все документы которых также классифицированы по рубрикам ЕПК.

Белорусскими учеными (С.А. Балашенко, Г.А. Василевичем, С.А. Калининым, Н.В. Сильченко) была обоснована идея о создании Прогнозного классификатора, действующего наряду с ЕПК [18, с 97]. В рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Провести комплексный анализ современного законодательства Республики Беларусь, регулирующего приоритетные и социально-значимые области общественных отношений, подготовить правовой классификатор, обеспечивающий оптимальное построение законодательства по отраслям, целостность и согласованность правовых норм, и создать на базе этого классификатора «пакетные» сборники правовых актов в электронном виде» в 2006 – 2008 гг. была разработана предполагаемая структура данного классификатора [19].

В ходе выполнения указанных научных исследований было установлено, что действующий ЕПК является структурной основой эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь и кардинальное его изменение повлечет за собой необходимость создания новой версии указанного банка данных. Поэтому был обоснован вывод о допустимости и необходимости наличия нескольких систем классификации действующего нормативного массива, не ограниченного только системой действующего законодательства, но включающего правовую науку, международные нормы, правоприменительную практику. Разработанный Правовой классификатор имел характер прогнозного классификатора национального законодательства, в рамках которого действующее законодательство рубрицировалось на средне- и долгосрочную перспективу с учетом современных научных достижений. Правовой классификатор был призван выступить научной основой прогноза развития законодательства, упорядочения его количественных, качественных и структурных характеристик. Он предназначался не столько для классификации действующего законодательства и построения на его основе эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь, сколько для сложной системно-структурной классификации всего действующего права Беларуси, выступающего в различных формах (нормативные правовые акты, нормативные договоры, судебная практика, научные исследования) [19]. К сожалению, выполненные научные разработки не были реализованы на практике, хотя и на сегодняшний день они не утратили своей практической и теоретической значимости.

Также следует отметить и действующую систему классификации законодательства, осуществляемую в рамках ведения электронного Свода законов Республики Беларусь, созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь» [20]. Система классификации правовых актов в данном Своде законов незначительно отличается от классификации по ЕПК. В частности, в Своде законов Республики Беларусь используется трехуровневая система классификации и 16 рубрик первого уровня (в ЕПК соответственно – четырехуровневая и 18 рубрик первого уровня) [21].

За прошедшее время после утверждения действующей редакции ЕПК произошли существенные изменения в законодательстве. Был принят ряд новых кодексов (Налоговый кодекс, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Кодекс об образовании и др.). В некоторые кодексы были внесены существенные изменения и дополнения (Трудовой кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс и др.). В настоящее время рассматриваются вопросы о кодификации законодательства в сфере культуры, о разработке других кодексов, например, Спортивного кодекса. Строительство атомной электростанции в Беларуси влечет создание качественно нового законодательства, появления новых норм в традиционных отраслях и институтах. Меняется и терминология национального законодательства, например, введены новые термины ”профессиональная пенсия“, ”профессиональное пенсионное страхование“ и др.

Как справедливо отмечает Т.Н. Макаренко, создание новых кодификационных актов в базовых отраслях законодательства должно находить свое отражение в системе классификации, поскольку система кодифицированных актов оказывает большое влияние на систему законодательства [22].

В связи с этим возникла необходимость дальнейшего совершенствования ЕПК. В настоящее время в НЦПИ осуществляется выполнение научно-исследовательской работы на тему «Разработка проекта новой редакции Единого правового классификатора Республики Беларусь как основы систематизации законодательства и развития его системы», результаты которой станут основой для нового этапа развития классификации как национального законодательства, так и других источников права.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что изначально классификация правовых актов осуществлялась в рамках деятельности по систематизации законодательства путем создания различных собраний (сводов) законодательства (сбор законов «Volumina Legum», Свод Законов Российской Империи, Свод Военных Постановлений 1838 г., Свод законов Белорусской ССР и др.). В советский и постсоветский периоды классификация осуществляется как с помощью сводов законов, так и на основании специально разработанных правовых классификаторов, постоянное совершенствование которых осуществляется вместе с развитием национальной правовой системы. При этом характерной тенденцией является применение официально утвержденного правового классификатора не только для классификации правовых актов, но и других источников права – материалов судебной практики, научной доктрины, нормативных договоров, что придает данному классификатору универсальный характер.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Сперанский, М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. – Одесса, 1889. – 56 с.

  2. Галенчанка, Г.Я. Валюміна Легум // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. У 6 т. Т. 2: Беліцк – Гімн / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: Б. І. Сачанка (гал. рэд.) і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. – Мінск: БелЭн, 1994. –. 537 с.

  3. Кодан, С.В. Проекты преобразования Политико-правовой системы России М.М. Сперанского. – Екатеринбург: УрАГС, 2003. – 156 с.

  4. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб, 2-е изд. 1837. – 211 с.

  5. Свод законов Российской Империи [Электронный ресурс] : В 5 кн., 16 т. : неофиц. изд. / Рус. кн. Товарищество ”Деятель“ ; [под ред. с  примеч. И.Д. Мордухай-Болтовского]. – Электрон. дан. – М. : КонсультантПлюс, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Системные требования : IBM – совмест. РС ; 3,51 Гб ; Windows 2000/xp/7 ; СD-ROM дисковод ; мышь. – Загл. с экрана.

  6. Общее оглавление Свода Военных Постановлений. – С-Петербург, 1839. – 333 с.

  7. Гусев, Ю.И. Об опыте подготовки Свода законов СССР в 1927— 1930 гг. // Советское государство и право. – 1970. – № 2. – С. 103 – 107

  8. Алимов, П. Для чего издается «Юридическая Картотека» и как ею пользоваться // Еженедельник советской юстиции. – 1928. – № 17. – С. 514 – 516.

  9. Таршис, П. «Юридическая Картотека» – ее значение и необходимые к ней поправки // Еженедельник советской юстиции. –1928. – № 17. – С. 516 – 518.

  10. Гуткоўскі, М.М. Сыстэматычны паказчык (спроба сыстэматыкі) заканадаўства Беларускай Сацыялістычнай Рэспубликі за 1919-1928 годы з альфабэтна-прадметным паказчыкам і спісам чынных на 1 студзеня 1929 году законаў / М.М. Гуткоўскі. – Менск, 1929. – 271 с.

  11. Вопросы Свода законов Белорусской ССР: постановление ЦК КПБ, Президиума Верховного Совета БССР и Совета Министров БССР, 6 октября 1978 г., № 297 // Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. – 1978. – № 19. – Ст. 568.

  12. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации: Указ Президента Республики Беларусь, 30 октября 1998 г., № 524 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1998. – № 31. – Ст. 785.

  13. Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 4 января 1999 г., № 1 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 2-3. – 1/2.

  14. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 20.06.2014.

  15. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1: Указ Президента Республики Беларусь, 6 августа 2002 г., № 424 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 91. – 1/3938.

  16. Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2001 - 2003 годы // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

  17. Шалаева, Т.З. Теоретические подходы к современному определению понятия «информационный ресурс» // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

  18. Вечерко, В.Ю. О структурном совершенствовании национального законодательства // Актуальные вопросы совершенствования правовой системы на современном этапе : материалы междунар. Науч.-практ. Конфер., посвящ. 90-летию проф. С.Г. Дробязко. Минск, 11-12 окт. 2012 г. / редкол. : С.А. Балашенко (гл. ред.) [и др.]. – Минск. : БГУ, 2012 – С. 97 - 98.

  19. «Провести комплексный анализ современного законодательства Республики Беларусь, регулирующего приоритетные и социально-значимые области общественных отношений, подготовить правовой классификатор, обеспечивающий оптимальное построение законодательства по отраслям, целостность и согласованность правовых норм, и создать на базе этого классификатора «пакетные» сборники правовых актов в электронном виде» // УДК 340 (№ ГР 20066169, № темы 098/92).

  20. О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 19 января 1999 г., № 34 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 7. – 1/43.

  21. Свод законов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : банк данных правовой информации Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электрон. текст. дан. – Минск, 2008 – Жест. магнит. диск. – Период обновления: 2 раза в месяц.

  22. Макаренко, Т.Н. Правовая информатизация и классификация массива правовых актов / Макаренко, Т.Н. // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-informatizatsiya-i-klassifikatsiya-massiva-pravovyh-aktov. – Дата доступа: 20.06.2014.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка