Программа лекционного курса




старонка1/2
Дата канвертавання28.04.2016
Памер381.85 Kb.
  1   2
Факультет журналистики

Русская литература конца XIX-начала XX вв. (34 часа).

V семестр (3 курс).

старший преподаватель О. Д. Журавель
Программа лекционного курса.

1. Общественная и культурная ситуация в России к. XIX- нач. XX вв. Проявления духовного кризиса. Декадентство как тип мироощущения. Духовные поиски, богоискательство. Синкретизм литературно-эстетической и религиозно-философских сфер. Эстетический плюрализм как основная черта литературного процесса. (2 часа)

2. Истоки русского символизма.

Предсимволистская поэзия 1880-нач. 90-х гг. (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов, Н. Минский). Киевский кружок «неоромантиков». Статья Минского «Старинный спор».

Влияние философско-утопических идей и лирики Вл. Соловьева на русскую литературу и духовную жизнь эпохи.

Поэтические открытия И.Ф. Анненского. Импрессионистические тенденции. Роль символа в лирике. Значение творчества Анненского для становления русской поэзии Серебряного века. (2 часа)



3. Русский символизм как метод и направление. Проблема периодизации. Основные центры. Ключевые понятия: панэстетизм, символ, категория музыки. «Жизнетворчество» символистов.

Творчество «старших символистов». Релятивизм, проявления декадентского мироощущения. Эстетический бунт и самоценный эстетизм.



Д.С. Мережковский. Религиозно-философские поиски и их отражение в прозе и поэзии. Трилогия «Христос и Антихрист». Выработка «нового религиозного сознания». Публицистика Мережковского, литературная критика.

З. Н. Гиппиус. Поиски путей обновления поэзии.

В.Я. Брюсов. Значение деятельности и творчества для истории русского символизма. Поэтическое новаторство, обновление поэтического языка.

К.Д. Бальмонт. «Жизнетворчество» и мифотворчество Бальмонта. Лирика: основные художественные особенности.

Ф. Сологуб. Мифотворчество Сологуба. Отражение философско-эстетической концепции в поэтическом творчестве (на примере стихов из сборника «Пламенный круг»). «Мелкий бес» как роман-миф. (6 часов)

Практическое занятие:

1. Основные категории символизма. Символизм и декадентство. Русская литература и философия. (коллективное обсуждение).

2 Анализ поэтических текстов (З. Гиппиус, К. Бальмонта, И. Анненского, Ф. Сологуба) – индивидуальная письменная работа .

4. Русский «мифопоэтический» символизм. А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

А. А. Блок. Проблема периодизации творчества. Миф о пути, лежащий в основе авторской идеи «трилогии».

Раннее творчество (1898-1903). Миф о Прекрасной Даме. Мистицизм, идея двоемирия, особенности презентации лирического героя. Стилистические особенности стихов «I-го тома» («Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»).

Мотивы стихии в творчестве 1904-1907 гг. Отход от идей Вл. Соловьева. Неонародничество Блока (циклы «Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»). Роль русской классики и фольклорных мотивов в эволюции творческой системы. Отражение духовных исканий Блока в публицистике (статьи «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», «О иронии») и драматургии («Балаганчик», «Незнакомка», «Песня судьбы»). Жанровая специфика пьес Блока.

Основные темы и мотивы «III-го тома» (циклы «Страшный мир», «Итальянские стихи», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Арфы и скрипки», «Родина»). Поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие». Историческая тематика, своеобразие патриотической темы. Эстетические воззрения, интуитивно-творческое постижение мира через музыку.

Поэма «Двенадцать»: история замысла, основной конфликт, система образов и символов, особенности стилистики и ритмики. Статьи «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта». Трагедия поэта. (4 часа)

Андрей Белый. Жизнетворчество и художественные поиски. Влияние Вл. Соловьева, Ф. Ницше, Р. Штейнера на Белого. Сборники стихов «Золото в лазури», «Пепел». «Симфонии» как особая жанровая форма. Синкретизм музыки, лирики и прозы. «Петербург» - символистский роман. Идейно-философская концепция романа и основные художественные средства ее воплощения. Центральные образы-символы. Особенности композиции, стиля, ритмической организации. (2 часа)

5. «Обновленный реализм» рубежа веков. Стилевое разнообразие прозы конца XIX- начала XX вв. (А. Куприн, И. Бунин, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев, Л. Андреев, М. Горький).

А.И. Куприн. Традиции русской классической литературы и новые явления в творчестве. Проблематика прозы Куприна. Конфликт природы и цивилизации, отражение концепции «естественного человека». Влияние поэтики неоромантизма. Двойственный стилевой строй произведений: сочетание очерковой бытописи и лирической стихии. Творчество А. Куприна и процесс демократизации русской литературы. Гуманизм, внимание к индивидуальной психологии. 2 часа

И.А. Бунин. Лирика. Рассказы и новеллы 1910-х гг. Проблематика. Темы любви и смерти. Особенности поэтики. Жанровые особенности: преобладание малой повествовательной формы, обновление жанра новеллы. Тенденции импрессионизма. Лиризм прозы, лейтмотивность. Совмещение разных временных пластов, роль детали. Роль контрастов, лаконизм повествования, отточенность образов. Трагизм мировосприятия, философский подтекст прозы Бунина. Рассказы 1920-30-х гг. Роман «Жизнь Арсеньева». Проблема жанрового своеобразия. "Темные аллеи". 2 часа

Практическое занятие

Лирическая проза Бунина.

Микропоэтика рассказов «Легкое дыхание», «Последний вечер», «На качелях», «Чистый понедельник». 2 часа

М. Горький. Личность и судьба. Раннее творчество. Жанровое своеобразие, особенности художественного метода. Стилевая двойственность. Влияние поэтики неоромантизма на творчество 1990-х гг. Пафос преображения жизни, сопротивления косной среде. Философские основы горьковской концепции человека.

Драматургия Горького. Жанровое своеобразие пьес. Роль публицистического начала.

Роман М. Горького «Мать»: проблема художественного метода. Влияние идей «христианского социализма» на роман. Особенности стилистики. 2 часа

Л. Андреев. Проза. Проблема художественного метода. Реалистические и модернистские тенденции. Влияние поэтики экспрессионизма. Философичность, парадоксальность художественного мышления. Концепция человека в творчестве Л. Андреева.

Драматургия Андреева: «ретушированный реализм» («К звездам», «Савва»), «театр идей» («Жизнь человека», «Анатема»), драма «панпсихе» («Мысль»). 2 часа



6. Акмеизм. История возникновения и самоопределения. Литературные манифесты и программа. Основные эстетические принципы.

Философско-эстетические взгляды Н. Гумилева и их выражение в основных поэтических сборниках («Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Костер», «Огненный столп»).



А. Ахматова. Особенности стилистики лирических сборников 1912–1921 гг. ("Вечер", "Четки", "Белая стая"). Лаконизм, психологизм, роль художественной детали. Фольклорно-мифологические мотивы лирики. Гражданственные мотивы: поэтические отклики на I мировую войну, отношение к эмиграции. Сборники "Anno Domini", "Подорожник".

Судьба и творчество после октябрьской революции. Поэма "Реквием": жанровое своеобразие, мотивная структура.

Лирические циклы 40-50-х гг. ("Луна в зените", "Ветер войны", "Северные элегии").

«Поэма без героя»: проблематика, художественное новаторство.



О.Э. Мандельштам. Отказ от наследия романтизма и символизма. Реабилитация вещного мира в сборнике «Камень». Основные антиномии в ранней лирике: «свое»-«чужое», «небо»-«земля», идея «одомашнивания» вселенной. «Культуроцентричность» поэтического мышления, «тоска по мировой культуре» («Tristia», статья «Утро акмеизма»). Актуализация историософской тематики в стихах 1921-25 гг. Осмысление роли поэта в трагическую эпоху. Интертекстуальность лирики как способ создания семантической многоплановости. Сквозные мотивы, разрушение вещности в лирике 20-30-х гг. (6 часов)
Список литературы.

Источники

К. Фофанов, К. Случевский, Н. Минский, С. Надсон – избранные стихи.

Вл. Соловьев. Лирика. Поэма «Три свидания».

И. Анненский. Стихи из сборников «Тихие песни», «Кипарисовый ларец», «Разметанные листья». Статьи из «Книги отражений».

Д. С. Мережковский. Избранные стихи. Статья "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". Трилогия «Христос и Антихрист». Статьи о русской литературе.

З. Н. Гиппиус. Лирика. Рассказы.

В. Я. Брюсов. Лирика. Статья "Ключи тайн". Роман «Огненный ангел».

К. Д. Бальмонт. Стихи из разных поэтических сборников. Статья "Элементарные слова о лирической поэзии".

Федор Сологуб. Лирика (из сборника «Пламенный круг»). Роман "Мелкий бес".

Вяч. Иванов. Статья «Две стихии в современном символизме».

А. А. Блок. Стихи из циклов "Ante Lucem", "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья", «Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли», «Страшный мир», «Возмездие», «Итальянские мотивы», «Арфы и скрипки», «Ямбы», «Кармен», «Родина»..

Пьесы Блока («Балаганчик», «Незнакомка», «Песнь судьбы», «Роза и крест»). Статьи "Ирония", "Безвременье", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура" Статьи "Интеллигенция и революция", "О назначении поэта".



Поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие», «Двенадцать».

Андрей Белый. Стихи из сборников «Золото в лазури», «Пепел». Роман "Петербург". Статья «Символизм как миропонимание»

А.И. Куприн. Рассказы и повести ("Молох", "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет", "Гамбринус". "Листригоны". "Суламифь" и др.)

И.А. Бунин. Лирика. Рассказы и новеллы 1910-х гг. Повесть «Деревня». Роман «Жизнь Арсеньева». Рассказы 1920-х гг. («Митина любовь», «Солнечный удар» и др.). Цикл новелл «Темные аллеи».

Л. Н. Андреев. Рассказы и повести Рассказы («Петька на даче», «Ангелочек». «Стена». «Бездна». «Жизнь Василия Фивейского». «Красный смех». «Иуда Искариот». «Тьма». «Рассказ о семи повешенных» и др.). Пьесы («Жизнь человека», «Мысль»).

А. М. Горький. Ранние рассказы. Пьесы («На дне» и 1 на выбор: «Дети солнца», «Мещане», «Варвары», «Враги»). Роман «Мать». Рассказы из книги «По Руси». Очерки «Несвоевременные мысли».

Б. Зайцев. Рассказы 1910-х гг. Повесть «Голубая звезда».

Н.С. Гумилев. Стихи из сборников «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Костер», «Огненный столп».

А. Ахматова. Стихи из сборников "Вечер", "Четки", "Белая стая". "Anno Domini", "Подорожник". Поэма "Реквием". Лирические циклы 40-50-х гг. ("Луна в зените", "Ветер войны", "Северные элегии"). "Поэма без героя".

О.Э. Мандельштам. Стихи из сборников «Камень», «Tristia», стихи 1921-25 гг. Стихи 1930-х гг. Статья «Утро акмеизма».

Рекомендуемая литература по всему курсу

Дьякова Е.А., Катаев В.Б., Келдыш В.А. История русской литературы конца XIX–начала XX в: В 2-х тт. Под ред. В.А. Келдыша. -Т. 1. - М., 2007.

Келдыш В.А., Баран Х., Богомолов Н.А. История русской литературы конца XIX–начала XX в: В 2-х тт. Под ред. В.А. Келдыша. - Т. 2. - М., 2007.

История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

Русская литература XX века (1890-1910). Под ред. Проф. С.А. Венгерова. В 2-х кн. - М., 2000 (переизд. 1914-1916).

Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. Калуга, 1994.

Рекомендуемая литература по символизму

Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000

Критика русского символизма: в 2-х тт. Т. 2. Сост. Н.А. Богомолов. М., 2002

Минц З.Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004.

Пайман Аврил. История русского символизма. М., 2000.

Ходасевич В.Ф. Некрополь (любое издание)

Григорьев А. П. Мифы в поэзии и прозе русских символистов // Литература и мифология. Л., 1975. С. 56–78.

Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999.

Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003.

Ханзен-Леве А. А. Русское сектантство и его отражение в литературе русского модернизма // Русская литература и религия. Сб. науч. трудов. Отв.редакторы Р. Грюбель, В. Г. Одиноков. Новосибирск, 1997 (Изд-во НГУ).

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Т.I-II. М., 1998 (переизд-е).

Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., 1983.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995

Минц З.Г. Владимир Соловьев – поэт // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., Советский писатель, 1974. С. 5-59.

В. Брюсов

Венгеров С.А. Русская литература XX века. М., 2000 (переизд. 1914-1916). (автобиография, статья Ф.Д. Батюшкова).

Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286-304.

Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция // Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

Минц З.Г. Портреты // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004.

Мочульский К.В. Александр Блок. А. Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

Ходасевич В.Ф. Некрополь (очерки «Конец Ренаты», «Брюсов»).
Д. Мережковский

Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский. Жизнь и деяния. М., 2008.

Д.С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников: Антология. Сост. А.Н. Николюкин. СПб., 2001.

Кулешова О.В. Притчи Дмитрия Мережковского. Единство философского и художественного. М., Наука, 2007.

Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Блок и русский символизм. Поэтика русского символизма. Спб. 2004. С.227-241.
З. Гиппиус

Венгеров С.А. Русская литература XX века. М., 2000 (переизд. 1914-1916). (автобиография, статья В.Брюсова).

Богомолов Н.А. «Любовь – одна» // Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Размышления. Томск, 1999.
Ф. Сологуб

Ходасевич В.Ф. Сологуб // Некрополь (любое издание)

Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник. Тарту, 1979. Т. 3 (Уч. зап. Тартуского ун-та, Вып. 459)

можно также по изд-ю: Минц З.Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004.

Или: http://www.ruthenia.ru/mints/papers/neomifologich.html.



Ерофеев В. На грани разрыва: «Мелкий бес» Федора Сологуба и русский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990

Силард Л. Поэтика символистского романа к. XIX-нач.XX в.// Проблемы поэтики русского реализма. XIX век. Л., 1984.

Минц З.Г., Пустыгина Н.Г. «Миф о пути» и эволюция писателей-символистов // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Тв-во А.А. Блока и русская культура XX в.» Тарту,1975.

(можно также по изд-ю: Минц З.Г. Поэтика русского символизма. Спб, 2004)



Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

Розенталь Ш., Паули К. Символический аспект романа Ф.Сологуба «Мелкий бес» // Русская литература. XX век: исследования американских ученых. СПб., 1993.

Хольтхузен И. Федор Сологуб // История русской лит-ры. XX век: Серебряный век. М., 1995.

Дикман М.И. Предисловие // Сологуб Ф. Стихотворения / Ред. М.И. Дикман. Л., 1975.
А. Белый

Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

Кожевникова Н.А. Язык Андрея Белого. М., 1992.

Лавров А.В. Мифотворчество «аргонавтов» //Миф-фольклор-литература. Л., 1978, С. 137-170.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е гг. М., 1995.
А. Блок

Александр Блок: Pro et contra. СПб., 2004.

Грякалова Н.Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. М., 1987.

Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1980.

Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // Жирмунский В.М. Теория литературы Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Любимова О.Е. Блок и сектантство: «Песня судьбы», «Роза и крест» // Александр Блок. Исследования и материалы. Спб, 1998. С. 69-89.

Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Т. 2. С. 25–121.

Минц З.Г. Блок и символизм // Литературное наследство. М., 1980. Т. 92. Кн. 1.

Минц З.Г. «Миф о пути» и эволюция писателей-символистов // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Тв-во А.А. Блока и русская культура XX в.» Тарту,1975

Минц З.Г. Об эволюции русского символизма: к постановке вопроса // Блоковский сборник. Тарту, 1986, т. 7 (Уч. Зап. Тартуского ун-та, Вып. 735)

Мочульский К.В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 118-123.

Ходасевич Вл. Некрополь (любое издание).

Чуковский К. И. Александр Блок как человек и поэт // Сочинения в 2-х тт. М., 1990.

Чживон Ча. Проблема соотношения жизни и искусства в драматургии А.Блока (от «Песни судьбы» к драме «Роза и крест») // Русская литература. 2004. № 4.


А. И. Куприн

Кулешев Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. М., 1983.

Лилин В. Александр Иванович Куприн: Биография писателя. Л., 1975.

Михайлов О. Куприн. М., 1981 (серия «ЖЗЛ»).

Чуковский К. Куприн (любое издание).

Пустовский К. Поток жизни (любое издание).
И. А. Бунин

Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870 - 1953. Франкфурт на Майне-Москва, 1994.

Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

Михайлов О. И.А. Бунин. М., 1967.

Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906: Беседы с памятью. М., 1989.
М. Горький

Максим Горький: Pro et contra. Антология. СПб., 1997.

Бабаян Э.И. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. М., 1973.

Бялик Б.А. Горький-драматург. М., 1977.

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького "На дне". М., 1992.

Головчинер В.Е. Вчитаемся в строки…(М. Горький «На дне». А. Блок «Двенадцать». В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»). Уч. Пособие. Изде-е 2-е, доп. Томск, 2007. С. 5-20.

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX–XX вв. М., 1990.

Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989. № 4. С. 48–65.

Муратова К.Д. Максим Горький и Леонид Андреев // Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка // Лит. Наследство. М., 1986.

Спиридонова Л.М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Нижний Новгород. 1992.

Удодов А.Б. Пьеса М. Горького «На дне». Воронеж, 1989.
Л. Андреев

Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984

Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда. 1971.

Творчество Леонида Андреева. Курск, 1983.

Смирнова Л. А. Творчество Л.Н. Андреева: проблемы художественного метода и стиля. М., 1986.

Акмеизм. Н. С. Гумилев

Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 106-133.

Лекманов О.А. Акмеисты: поэты круга Гумилева. Статья 1 // НЛО, № 17 (1996); статья 2 // НЛО, № 19 (1996); Он же. Концепция «Серебряного века» и акмеизм в записных книжках А.Ахматовой // НЛО, № 46 (2000, № 6).

Н.С.Гумилев: pro et contra : Личность и творчество Николая Гумилева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология. СПб. : Изд-во РХГИ (РХГА), 1995

Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. Спб.,1996.

Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. Спб., 1994.

Полушин В.Л. Николай Гумилев: Жизнь расстрелянного поэта (Жизнь замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 2007

Самый непрочитанный поэт (Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве) // Новый мир. № 5. 1990

Черненькова О. Б. Предметная детализация в поэзии Н. С. Гумилева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. 2001. № 1.

Шубинский В. И. Николай Гумилев: Жизнь поэта. – СПб.: Вита Нова, 2004.
А. А. Ахматова

Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976. С. 369–459.

Жирмунский В.М. Анна Ахматова. Л., 1975.

Черных В.А. Летопись. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Ч.1-3. М., 1996-1998.

Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Чуковский К. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., 1990.

Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой В 3-х тт. М., 1989.

Виленкин В.Я. В сто первом зеркале: об Анне Ахматовой. М., 1978

Коржавин Наум. Анна Ахматова и «Серебряный век» // «Новый мир», 1989, № 7.

Найман Анат. Рассказы об Анне Ахматовой // «Новый мир», 1989, № 1.

Лукницкая В.Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце. М., 1987.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. Л., 1982.

Чуковская Л.К. Герой «Поэмы без героя» // Знамя, 2004. № 9.

Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. Литературный портрет // Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.
О. Э. Мандельштам

Аверинцев С.С. Слово и судьба Осипа Мандельштама. М., 1996.

Гинзбург Л. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л. О лирике. М., 1974.

Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания. Материалы к биографии. Новые стихи. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990.

Карпов А.С. Осип Мандельштам. Жизнь и судьба. М., 1998.

Кихней Л.Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика О.Мандельштама. М., 1997.

Кихней Л.Г. Осип Мандельштам: бытие слова. М: Диалог-МГУ, 2000.

Мандельштам и античность. Сб. статей. М., 1995.

Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX в. М., 1986.

Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989; Вторая книга. М., 1989.

О Мандельштаме и его времени. М., 1995.

Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. М., 2002.

Тарановский К. Очерки о поэзии О.Мандельштама // О поэзии и поэтике. М., 2000
Вопросы к экзамену.

1. Особенности литературного процесса конца XIX- начала XX вв. Общественная и культурная ситуация в России этого периода. Влияние философии на литературу. Основные особенности литературного процесса. История термина «Серебряный век».

2. Истоки русского символизма. Русская предсимволистская поэзия 1880-нач. 90-х гг. (творчество С. Надсона, К. Случевского, К. Фофанова, Н. Минского – обзор). Киевский кружок "неоромантиков". Значение идей и творчества Вл. Соловьева.

3. Лирика И. Анненского: поэтические открытия.

4. Символизм в русской литературе. Проблема периодизации. Манифесты символистов. Основные категории символизма.

5. Творчество "старших символистов". Основные особенности.

6. Д. Мережковский: художественные и духовные искания.

7. З. Гиппиус. Поэтическое новаторство.

8. К. Бальмонт. Лирика: художественные особенности. Образы, символы, музыкальность.

9. В. Брюсов. Личность, деятельность. Обновление поэтического языка

10. Мифотворчество Ф. Сологуба.

11. "Мелкий бес" Ф. Сологуба как роман-миф.

12. А. Блок. Проблема периодизации творчества. Лирический герой Блока.

13. Творчество А. Блока 1898-1904 г.: мифопоэтика, стилистические особенности.
14. Творчество А. Блока 1904-1907 гг. Неонародничество Блока. Вариации образов стихии и их значение в творчестве Блока.

15. Драматургия Блока в контексте творчества поэта.

16. Концепция революции в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать»: особенности поэтики.

17. Белый. Личность. Духовные искания. Творчество.

18. Роман А. Белого "Петербург". Система образов. Символика. Стилистические новации.

19. Акмеизм. Проблема самоопределения. Основные категории.

20. Стилевое разнообразие русской прозы "рубежа веков".

21. Художественное своеобразие лирической прозы И. Бунина.

22. Гуманистический пафос и стилевые особенности прозы А.И. Куприна.

23. М. Горький. Раннее творчество: стилевая двуплановость. Героическая концепция личности в творчестве Горького.

24. «На дне» Горького как философская драма.

25. Проблема художественного метода и концепция человека в творчестве Андреева.



Факультет журналистики

История русской литературы 1920-1930-х гг. (32 часа. из них лекции – 24 часа, практические занятия – 8 часов).

VI семестр (3 курс).

старший преподаватель О. Д. Журавель
1. Русский футуризм. Эстетические и социально-философские корни русского авангардизма. Манифесты русского футуризма. Основные признаки футуризма. Отрицание культурных традиций. Установка на создание нового поэтического языка. Жизнетворчество. Поэтика «сдвига» в области семантики, лексики, синтаксиса.

Неоднородность русского футуризма. "Кубофутуристы". В. Хлебников, Н. и Д. Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский, Е. Гуро.

"Мезонин поэзии" (В. Шершеневич). Эгофутуризм и поэзия И. Северянина. "Центрифуга" (Б. Пастернак, С. Бобров, Н. Асеев).

В. Хлебников. Мифотворчество и парадоксальность художественного мышления. Художественные эксперименты, опыты в стихосложении, в создании нового поэтического языка. (2 часа)

2. В.В. Маяковский. Поэма «Я сам». Маяковский и футуризм. Лирика 1912-1917 гг. Поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах». Особенности поэтики «остранения» и поэтики «сдвига» в раннем творчестве. Использование гротеска, гиперболы, особенности метафоры Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского.

Творчество Маяковского после 1917 г. Новый образ лирического героя. Маяковский и ЛЕФ. Эстетическая программа: «литература факта», «социальный заказ». Ритмико-интонационное своеобразие поэзии Маяковского. Лиро-эпическое творчество (поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо»). Сатира Маяковского. Лирика 20-х гг. Поэмы «Люблю», «Про это», «Во весь голос». Пьесы «Клоп», «Баня»: идейно-художественное своеобразие. Трагедия поэта. (2 часа)

3. Новокрестьянская поэзия как явление русского модернизма. Н. Клюев.

Творчество С. Есенина. Основные этапы творческой биографии. Эволюция лирического героя. Раннее творчество С. Есенина. Стихи из сборника «Радуница». Развитие традиций русской лирики XIX века, влияние мифопоэтических представлений, фольклора на формирование поэтической системы. Расширение поэтического словаря за счет диалектизмов, лексики и образного строя устного народного творчества. Своеобразие восприятия революции и трансформация лирического героя. «Голубень», «Инония», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана». Есенин и имажинизм. «Ключи Марии». Крушение надежд на осуществление крестьянской утопии. Трагические мотивы в лирике 20-х гг. Поэма «Пугачев». Цикл «Персидские мотивы». Поздняя лирика. Поэма «Анна Снегина». Поэма «Черный человек» (2 часа)

4 Русская литература 1920-х гг.

Идейно-эстетическая борьба как особенность литературно-художественной жизни 20-х гг. Основные литературные группировки и объединения (ВАПП, МАПП, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ, «ОБЭРИУ», ЛЦК). Начало процесса подчинения литературы партийному контролю и борьбы за власть в литературе. Разнообразие художественных поисков в литературе 20-х гг.: орнаментальная проза, сказовый стиль.

Осмысление революции и гражданской войны в литературе. Поиск «героя времени». Проблема стихийности и сознательности в прозе 20-х гг. Вс. Иванов. Б. Лавренев («Сорок первый»). А. Серафимович («Железный поток»). Д. Фурманов («Чапаев»). М. Шолохов («Донские рассказы», «Тихий Дон»).

А. Фадеев. Роман «Разгром» и формирование идеологии «революционного гуманизма».

И.Бабель. Цикл «Конармия». Особенности поэтики. Способы выражения авторской позиции. Сказовость, стилизация. Влияние эстетики ЛЕФа. Лиризм и поэтичность, образность художественного языка.

Б. Пильняк. «Повесть непогашенной луны». «Орнаментальность» стиля. Сквозные мотивы. Историософская концепция.

Е. Замятин. Роман-антиутопия «Мы». Рассказы («Дракон», «Мамай», «Пещера», «Икс», «Слово предоставляется тов. Чурыгину» и др.). Роль гротеска, фантастики в выражении авторской позиции. Особенности стилистики. Историософские взгляды Замятина. Публицистика (статьи «Завтра», «О синтетизме», «О литературе, революции, энтропии и о прочем», сказки (из цикла «Большим детям сказки»).(4 часа)

5. М.А. Булгаков. Творческий путь. Сатирические повести 1920-х гг. Роман «Белая гвардия». Проблематика. Развитие традиций русской классической литературы. Роль апокалиптических мотивов в романе. Сложность и своеобразие художественного языка.

Булгаков и театр. Новаторство драматургии Булгакова (пьесы «Белая гвардия», «Бег» и др.).

Роман «Мастер и Маргарита». Философско-нравственная проблематика и художественные особенности ее воплощения в романе. Проблема источников романа. Связь с европейской и русской литературной традицией. (4 часа)

6. А.П. Платонов. Своеобразие языка прозы Платонова. Связь языка с философско-эстетической концепцией, сложность нравственно-философской позиции Платонова. Влияние идей Н. Федорова, философско-эстетических исканий 1910-20-х гг. на взгляды Платонова. Романтический пафос, идея переустройства мира в рассказах начала 20-х гг. Гуманизм, обострение трагического восприятия современности в творчестве конца 20-х -30-х гг. Повесть «Котлован»: идейно-философская концепция и своеобразие ее воплощения. Роман «Чевенгур». Жанровое и композиционное своеобразие. Особенности хронотопа. Персонажная система. Военные рассказы Платонова. (4 часа)

7. М.М. Зощенко. Социальный заказ и формирование авторской позиции. Рассказы 1920-х гг. Автор и его герои. Сказовая форма изложения, стилизация. Формы выражения смехового начала. Изменение позиции автора в творчестве 1930-х гг. «Сентиментальные повести», «Голубая книга». Позднее творчество. История замысла книги «Перед восходом солнца».(2 часа)

8. Русская литература 1-й волны эмиграции. Основные центры эмиграции. Наиболее значимые имена.

В. Набоков. Романы «Машенька», «Камера обскура». «Защита Лужина», «Дар» и др. Рассказы. Лирика. (2 часа)

М. Цветаева. Раннее творчество. Влияние поэтики неоромантизма. Усложнение поэтического мира в 20-30 гг. Античные мотивы и влияние русского фольклора. Роль эстетики футуризма. Новизна поэтических приемов, ритмическое своеобразие лирики. Словообразование, обновление синтаксиса, семантическое варьирование как средства достижения высокой степени экспрессии стиха. Внутреннее единство поэзии и прозы Цветаевой. Трагическая судьба М. Цветаевой. (2 часа)
Практические занятия (8 часов)
Семинар 1. Русский футуризм. Творчество Хлебникова и Маяковского1.

1. Мифотворчество и парадоксальность художественного мышления В. Хлебникова (доклад).

2. Практическое занятие: работа с текстами В.Хлебникова.

3.Раннее творчество В. Маяковского. Тип конфликта, свореобразие лирического героя. Поэтика ранней лирики. Эстетика «остранения». Антиэстетизм.Основные приемы (словотворчество, метафоры, гротеск, гиперболизация). (коллективное обсуждение)

4.Кубизм, супрематизм и поэзия 20-30 гг. (сообщение).
Семинар 2. Русская литература 1920-х гг. Разнообразие художественных поисков.

1. Орнаментальная проза. Понятие. Истоки. Орнаментальная проза и сказ.

2. Идейно-художественное своеобразие рассказов Е. Замятина. Стилевые поиски и открытия.

3. Б. Пильняк. «Повесть непогашенной луны». Историософская концепция, отраженная в повести. Сквозные мотивы. Символика. Особенности стиля.

4. М. Зощенко. Рассказы 20-х гг. Особенности авторской позиции. Поиск героя. Развитие сказа.
Семинар 3. Творчество М. Булгакова.

1 Роман «Белая гвардия» как «иллюстрация к Апокалипсису». Жанровая уникальность, стилистические особенности. Роль символики в романе. (доклад, обсуждение).

2 Своеобразие драматургии Булгакова (доклад).

3 Роман «Мастер и Маргарита»: особенности поэтики. Источники романа.


Семинар 4. Творчество А. Платонова.

1. Язык Платонова.

2. Космос Платонова.

3. «Чевенгур» – утопия или антиутопия? Смысл названия. Пространственно-временная организация. Система образов.

4. Загадки повести «Котлован».

5. Смерть в изображении Платонова.

6. Любовь в изображении Платонова.

7. Поздний Платонов: рассказы («Возвращение»).



(сообщения и коллективное обсуждение, работа с текстами).

  1   2


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка