Программа Intel «Путь к успеху»




Дата канвертавання22.04.2016
Памер290.74 Kb.
Программа Intel «Путь к успеху»


Раздел 1. О программе Intel «Путь к успеху». 2

Раздел 2. Типовые региональные модели внедрения программы Intel «Путь к успеху» 4

Раздел 3. Методический комплект программы Intel «Путь к успеху» 6

Раздел 4. Сертификаты программы 7



Раздел 1. О программе Intel «Путь к успеху».

О программе


Программа Intel «Путь к успеху» является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». Сегодня программа реализуется в Бразилии, Китае, Мексике, Египте, Индии, Израиле, Чили, Турции и России. Только за первые три года реализации программы в мире было обучено 625000 детей от 8 до 16 лет.

За 5 лет реализации программы в России обучение прошли более 65 000 учащихся в 14 регионах Российской Федерации: Республиках Карелия и Чувашия, Мари-Эл, Новосибирской, Воронежской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Томской, Нижегородской, Астраханской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге и г. Москве.

Программа Intel «Путь к успеху» была разработана для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, преодолеть имеющийся барьер и не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления.

Основные задачи образовательной программы Intel «Путь к успеху»:

1) способствовать овладению навыками работы на компьютере, - успешно применять полученные навыки в учебной и внеучебной деятельности

2) обучить навыкам решения проблем и другим видам критического мышления,

3) развивать и поощрять сотрудничество учащихся - в том числе для решения проблем местного сообщества (учебной группы, класса, школы, места жительства и т.д.)

Одной из самых амбициозных и важных целей, которые ставили перед собой разработчики программы - это повысить равенство стартовых условий для детей во всем мире. Вот уже 5 лет программа в России работает не только и не столько в мегаполисах, а в малых городах, поселках и удаленных деревнях и селах. Этим мы стараемся повысить шанс детей вне зависимости от места их проживания через освоение информационных технологий, обучение навыкам решения задач и другим видам критического мышления и поощрения сотрудничества - быть успешными в новом меняющемся мире. Шаг за шагом, расширяя границы программы, мы пытаемся сделать ее ближе ко всем детям.

Благодаря программе школьникам стало намного проще решать проблемы различного рода: домашние проблемы, а также проблемы, связанные со своими друзьями или одноклассниками. Развивая критическое мышление, дети стали демонстрировать полученные навыки и в образовательном процессе на уроках. Школьники стали более открытыми, они с интересом в глазах принимались за новые задания, им нравился сам процесс выполнения задания. Данные изменения на своих уроках заметили учителя-предметники, которые не работают с детьми по программе Intel «Путь к успеху»: «ребята стали более уверенными в себе, своих ответах, отстаивают свою точку зрения, не боятся делиться своими мыслями с одноклассниками».

Одной из особенностей реализации программы является наличие независимого наблюдения, его данные показывают, что программа хорошо приспособлена к различным культурным, социальным и образовательным условиям, в которых она осуществляется. Программа может быть успешно реализована, даже если педагоги только недавно начали осваивать компьютер и имеют слабое представление о проектной методике. Специально разработанный для учителей обучающий тренинг позволил им больше чем 90% случаях чувствовать себя подготовленными к использованию методов, отличных от традиционных. Учителя высоко оценили методику программы, позволяющую развивать самостоятельность детей в освоении новых знаний. По результатам наблюдения 42% учеников в программе при поиске информации обращаются к учебным пособиям и справочникам и чуть меньше (39,9%) к другим детям в группе. Учитель, как единственный носитель знаний отступает на второй план. Он лишь координирует деятельность детей, помогает им научиться самостоятельно находить выход из любой жизненной ситуации, использовать различные источники информации и успешно сотрудничать с другими людьми.

Анализ работ детей, наблюдение занятий, беседы с учителями и тьюторами программы свидетельствуют о заметном прогрессе всех детей, участвующих в проекте в каждой из трех направлений: освоению компьютерных технологий, сотрудничеству и развитию критического мышления. По мнению учителей, после участия детей в программе Intel «Путь к успеху» их умения и навыки, связанные с компьютерами, сильно и очень сильно изменились у учеников в 86,5% случаев, навыки критического мышления – в 70,9% случаев, а навыки сотрудничества со сверстниками – в 86,9% случаев. В беседах учителя отмечают, что дети сильно меняются в течение курса и стараются применить полученные навыки не только на занятиях по программе «Учимся с Intel», но и в своей жизни, а также на основных школьных занятиях

Направленность программы на проблемы местного сообщества является еще одним важным и ценным моментом ее реализации в России. Не секрет, что россияне в большинстве своем склонны мыслить глобальными категориями, упуская из виду то, что находится рядом, на расстоянии вытянутой руки. В большинстве случаев мы не думаем о себе как о местном сообществе, ассоциируя себя скорее со страной в целом или чем-то большим, но никак ни с сообществом маленького городка или деревушки, района или даже двора. Вот почему так важно для организаторов программы было донести сначала до учителей, а они уже до детей идеи местного сообщества и решения конкретных проблем конкретной группы людей. По мнению учителей, им это удалось, 80% детей значительно или в высшей степени осмысленно связывали участие в программе с проблемами местного сообщества. Важно, что любую проблему дети пытаются не только обсудить, но и решить своими силами или с помощью взрослых, найти пути взаимодействия с организациями, жителями своих районов, сел и деревень. На презентациях итоговых детских проектов в большинстве случаев присутствуют родители, другие учителя, директора школ, представители органов управления образованием. Частыми гостями являются депутаты и представители местного самоуправления. Ими не только дается высокая оценка деятельности программы, но предоставляется возможность для реализации наиболее интересных проектов. В каждом регионе есть примеры, когда детям выделялись деньги, либо осуществлялась другая помощь для воплощения проекта в жизнь.

Говоря об эффектах реализации программы Intel, нельзя не отметить ее влияние на учителей, работающих в рамках данного проекта. Специально для российских учителей, помимо адаптированного к условиям нашей страны обучающего тренинга, были разработаны дополнительные рекомендации по каждому занятию и направлениям деятельности, создан тренинг по критическому мышлению. В соответствии с активными пожеланиями регионов о дальнейшем распространении программы Intel «Путь к успеху» и необходимости обучения большого количества учителей, был создан и в апреле 2007 года апробирован тренинг по подготовке региональных тренеров программы, способных обучать учителей в своих регионах. Особенностью реализации проекта является постоянная, непрекращающаяся после завершения учителем обучающего тренинга, методическая поддержка. Она осуществляется в самых разных очных и дистанционных формах Постоянно развивается сайт программы http://ilearn.oblсit.ru c такими разделами как «История успеха», «Советы учителей», «Конкурсы», «Тренинги для преподавателей». Учителя публикуют на сайте информацию о своих центрах, делятся опытом работы, размещают материалы об успехах своих детей. Активно функционирует форум программы, на котором учителя и тьюторы обсуждают проблемы, идеи, опыт проведения занятий, это позволяет оперативно решать многие вопросы.

Раздел 2. Типовые региональные модели внедрения программы Intel «Путь к успеху»

Изначально проект стартовал как программа Intel «Путь к успеху» дополнительного образования на 68 академических часов и реализовывался в школах в качестве кружков, факультативных и элективных курсов, а так же на базе учреждений дополнительного образования, на летних школьных площадках и в оздоровительных лагерях. К 2007 году совместные усилия авторов программы и российских педагогов позволили расширить ее вариативность. В настоящий момент программа может быть реализована в нескольких организационных моделях.

Основная модель проведение курса в рамках дополнительного (необязательного) образования. В подавляющем большинстве случаев занятия проходят в общеобразовательных школах, но после обязательных уроков. Эти занятия не являлись обязательными для учащихся, выбор осуществляется детьми и их родителями. Возможны разные организационные формы:


    • Кружки – занятия не связанные с основной школьной программой, выбор свободный, группы разновозрастные, возможно посещение даже детьми из других школ.

    • Элективные курсы – курсы по выбору для школьников из разных, либо одного класса одной школьной ступени, например, восьмиклассники. Иногда школьники обязаны посетить определенное количество элективных курсов, выбрав их по своему усмотрению.

    • Профильные курсы – курсы в рамках выбранного профильного обучения на старшей образовательной ступени, также осуществляются по свободному выбору учащегося.

Вторая модель – курс информатики и ИКТ в рамках обязательного образования. Осуществляется полностью только в одном регионе – Чувашской Республике в 24 Центрах. Благодаря сотрудничеству с Министерством образования республики Чувашия программа Intel «Путь к успеху» была введена приказом министерства образования республики в программу информатики для 5–7 классов. В Астраханской области курс рекомендован к использованию в образовательных учреждениях области в 2 вариантах: за счет курса «Информационная культура» (региональный компонент - 1 час, школьный компонент - 1 час) или в образовательной области «Информационная культура» (региональный компонент - 1 час) и 1 час в образовательной области «Обществознание» (региональный компонент «Граждановедение»). В Республике Карелия издан приказ регионального министерства образования о целесообразности включения программы «Учимся с Интел» в обязательный учебный план (региональный компонент, 5–6 классы «Учебно-исследовательская деятельность учащихся», 1 час в неделю, 32 час. в год).

Заключение стратегического соглашения о реализации образовательных инициатив Intel по инициативе компаний Интел и Министерства образования Нижнего Новгорода позволило подключить к программе 200 школ региона только за 2008 год.

Третья модель – проведение программы в рамках каникулярных лагерей для детей. Летние площадки и лагеря организуются на базах общеобразовательных школ, занятия ведут учителя школ для детей разных возрастов. Учебный план программы включает 15 занятий (по 2 астрономических часа).

Четвертая модель - занятия учащихся по программе в рамках класс проектной деятельности. В рамках класс проектной деятельности школы программа проводится воспитателями ГПД и классными руководителями школ г. Москвы в рамках регионального компонента.

При реализации программы, начиная с 7 класса, курс может включать 2 года обучения.

Первый год обучения - курс «Технологии и сообщество» (68 академических часов). Второй год обучения – курс «Технологии и профессия» (68 академических часов).


Во время занятий дети работают в парах за одним компьютером или в группах по несколько человек. Выполняя несложные задания (нарисовать карту, создать объявление и т.д.) и создавая финальный проект, дети не только самостоятельно осваивают компьютерные технологии, но и учатся критически мыслить, решать проблемы и работать в команде.
Отдельно следует сказать о методике адаптации программы к применению Classmate PC в рамках нового проекта Intel проекта «Модель электронного обучения 1 ученик: 1 компьютер». Данное направление стартовало в России в 2007\2008 учебном году и связано с изменением учебной среды школы, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер. Школьники младших и средних классов получают возможность выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.


Раздел 3. Методический комплект программы Intel «Путь к успеху»

В программе Intel «Путь к успеху» разработан полный комплект материалов, необходимых для реализации программы как по модели дополнительного, так и основного образования в рамках регионального или школьного компонентов.

В методический комплект по данному курсу входят:


    • Руководство для преподавателя, которое содержит методические рекомендации к проведению занятий по данной программе.

    • Учебное пособие для учащихся «Технологии и местное сообщество»

    • Учебное пособие для учащихся «Технологии и профессия»

    • Учебное пособие для учащихся «Практическое руководство» - справочное пособие, содержащее информацию обо всех базовых возможностях программных продуктов Paint, Word, Excel, Powerpoint и множество советов по их использованию

    • Электронное учебное пособие, включающее в себя учебные пособия для учащихся

Учебные пособия написаны простым и доступным языком, что делает возможным изучение курса даже в начальной школе. Четко организованный и структурированный материал, соотнесенный с соответствующими разделами справочного пособия, позволяет формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самостоятельного обучения.

Экспертиза учебно-методические материалы на региональном уровне позволяет включить обучение учащихся в рамках регионального и школьного компонента. В Санкт - Петербурге программа принята региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

В Астраханской области УМК для внедрения курса «Путь к успеху рецензированы и рекомендованы Астраханским институтом повышения квалификации и переподготовки.

 Министерство образования Нижегородской области рекомендовало программу дополнительного образования «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» для внедрения в школы области на основании экспертного заключение научно-методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО №153 от 17.06.08).


Раздел 4. Сертификаты программы

Программы «Учимся с Intel» («Путь к успеху») сертифицирована Международным обществом информационных технологий в образовании.


Учителя прошедшие обучающий тренинг получают сертификат программы об окончании тренинга в количестве 40 часов


Ученики, прошедшие обучение по программе, пополняют свое портфолио сертификатом участника программы.





Приложение 1. Отчет независимого наблюдения за образовательными инициативами компании Intel «
Образовательные программы Intel – что это такое?

Программа «Intel « Обучение для будущего»- это программа для учителей, она призвана помочь учителям средней школы глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников. Эта программа предусматривает освоение учителями проектно-исследовательской методики, работу учителей с мультимедиа- и интернет-ресурсами, разработку ими собственных проектов с широким использованием информационных технологий, создание от лица учащихся презентаций, публикаций и веб-страниц, как представлений результатов самостоятельных учебных исследований.
Программы «Учимся с Intel» и «Путь к успеху» - это программы для школьников 7-15 лет, призванные повысить равенство стартовых условий для детей во всем мире. Основные задачи программ:

1) способствовать овладению навыками работы на компьютере,

2) обучить навыкам решения проблем и другим видам критического мышления,

3) поощрять сотрудничество учащихся

После прохождения специального 5-дневного обучающего тренинга учителя на уроках информатики или в рамках внеурочной деятельности помогаю детям самостоятельно в парах или группах осваивать основные компьютерные программы, выполняя различные задания (марка, визитная карточка, карта местности, бюджет, статья, социальный проект). Работа в проекте дает детям технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной деятельности и работы в команде. Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, поселка, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.


Социальные эффекты образовательных инициатив Intel»


Социальные эффекты образовательных инициатив Intel





ДЛЯ СПРАВКИ:

Программа «Intel « Обучение для будущего» стартовала в нашей стране в 2002 году. В 2003 году в России было всего 20 площадок, реализующих данную программу, 100 сертифицированных тренеров и около 13 тысяч обученных учителей. К концу 2008 года в программе участвуют 59 регионов (92площадки), обучено около 500 тысяч учителей и более 5 тысяч тренеров.

Пилот программы «Учимся с Intel» прошел в 2005 году в Новосибирской области. Была открыта 51 площадка, обучены 65 учителей и полторы тысячи детей. С 2007 года программа реализуется в двух вариантах «Учимся с Intel» и «Путь к успеху». К концу 2008 года в программе участвуют 12 регионов (более 500 площадок), обучено более 2000 учителей и около 30 тысяч детей.
«Образовательные инициативы компании Intel»- стандартное обозначение социально направленной деятельности коммерческой компании, но что за этим стоит? Чем наполнились эти слова за 7 лет существования упомянутых образовательных программ в России? Как их деятельность повлияла на российских детей и их учителей? Что дала школе из далекой глубинки или крупного мегаполиса? Как повлияла и повлияла ли на систему образования вообще? Для того чтобы ответить на эти и другие вопросы в марте 2008 года компания Intel инициировала исследование, основной целью которого была социологическая оценка социальных эффектов реализации образовательных программ компании Intel в Российской Федерации. Реализация проекта была поручена внешним экспертам1, и основным условием стала непредвзятая объективная оценка социальной результативности образовательных инициатив.

С помощью специально разработанного инструментария была собрана информация в трех пилотных регионах (Новосибирской и Псковской областях и Республики Карелия**), а так же проведен интернет-опрос. Ста участниками которого стали координаторы площадок и тьюторы образовательных программ Intel из более чем 50 регионов России. Основными методами исследования были анкетные опросы, групповые и индивидуальные интервью, фокус группы и анализ контекстуальной информации. В ходе исследования свое мнение об образовательных инициативах Intel в той или иной форме высказали более 400 родителей школьников, более 380 представителей сферы образования (учителей и директоров школ, на базе которых реализуются образовательные программы Intel, специалисты органов управления образованием, тренеры и координаторы программ Intel в регионах) и 25 независимых эксперта, в том числе представители власти и СМИ.

В фокусе исследования были три образовательные программы: «Intel « Обучение для будущего» (Intel® Teach to the Future), Intel «Путь к успеху»(Intel® Learn) и «Путь к успеху»(Skills for Success).

Основные выводы, которые были сделаны в ходе исследования:


  • Программы изменили профессиональную жизнь учителей

  • Участие в программах положительно отразились на образовательных успехах и социальной активности детей

  • Реализация программ повлияла на изменения, происходящие в школах, а в некоторых случаях даже инициировала их

  • Реализация проектов в рамках программ Intel активизировала местное сообщество, стала площадкой для диалога учителей, детей, родителей, бизнеса, местной власти и общественности

  • Обучение учителей и учащихся по образовательным программам актуализировали потребность семей и учителей в приобретении домашних компьютеров и изменении своей жизни

Изучив все материалы исследования, можно с уверенностью сказать, что образовательные программы Intel оставили свой след и в жизни отдельных людей, и в деятельности целой системы. Не возможно точно оценить на кого они повлияли больше, а на кого меньше. Некоторые изменения, например, в повседневной профессиональной деятельности учителей, знаниях и умениях детей проявились сразу, а некоторые изменения, например карьерный рост педагогов или перемены в мировосприятии детей, не проявляются сиюминутно и их результаты носят отложенный во времени характер. С уверенностью можно сказать, что и учителя и ученики занимают не пассивную, а активную позицию в этом процессе, они являются не пассивными объектами влияния, а активными преобразователями своей жизни.

Как отмечают все участники исследования, очень важно, что в фокусе внимания всех образовательных программ Intel находится именно учитель. От того, какими знаниями и профессиональными компетенциями будет он располагать, каким набором методик и технологий сможет свободно оперировать, будет зависеть и его собственная успешность и эффективность в качестве современного педагога, и успешность и результативность его учеников. Отвечая на вопрос об отличиях образовательных инициатив Intel, директора школ и сами учителя в качестве несомненного достоинства отмечают тот факт, что программы направлены не на освоение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), а на использование ИКТ как инструмента профессиональной деятельности педагога.

Приведем три высказывания участников всероссийского опроса ««Эффективность реализации образовательных инициатив Intel»»:

«Учителя стали более активно использовать информационные технологии в педагогической деятельности, был снят психологический стресс (страх работы с компьютером), многие увидели новые формы работы. Особый интерес вызвала возможность работать с цифровыми образовательными ресурсами, особенно с Интернет-ресурсами»

«Учитель, даже владеющий технологиями до прохождения программы, в процессе участия в программе наконец-то понимает, как можно их использовать в педагогической деятельности»,

«Учителя творчески стали использовать ИКТ в образовательном процессе. Почувствовали вкус к работе с использованием ИКТ, ПК используют не только для создания дидактических материалов, но и при формировании портфолио, конструирование уроков и внеклассных мероприятий».

Приведенные цитаты наглядно иллюстрируют три важных аспекта влияния образовательных инициатив Intel на учителей:

Во-первых, педагоги с минимальным уровнем компьютерной грамотности успешно осваивают ИКТ технологии, другими словами программы обеспечивают комфортный старт на пути внедрения компьютерных технологий в деятельности учителей.

Во-вторых, те из педагогов, которых можно отнести к уверенным пользователям, получают возможность пополнить багаж своих знаний, приобщится к новейшим разработкам и главное, они получают возможность освоить методы эффективного применения информационных технологий в педагогической практике.

В-третьих, учителя начинают активно применять компьютер за рамками урока, используя его не только как демонстрационное средство, но и как способ оптимизации и повышения эффективности своей деятельности.
По мнению координаторов из более чем 50 регионов России образовательные программы Intel значительно повлияли на интенсивность использования учителями информационных технологий в педагогической практике («очень повлияли» - так считают 69% участников опроса и «Скорее да, немного повлияли» - 28%). Более половины (51%) участников анкетного опроса среди региональных координаторов площадок уверены, что время, которое проводил за компьютером (дома или на работе) учитель до того как прошел курс по образовательным программам Intel, и время, которое он проводит за компьютером после прохождения курсов Intel, точно увеличилось, но они не знают на сколько. Около четверти опрошенных оценили это увеличение как «от 1 до нескольких часов в неделю», еще 14% считают, что время, проведенное учителями за компьютером, увеличилось более чем на час каждый день.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что учителя не только работают на компьютере, но и после прохождения образовательных программ Intel, стали чаще использовать компьютерные технологии в своей педагогической деятельности.



С образовательными программами Intel учителя во многом связывают свой профессиональный рост, который определяется не только освоением компьютерных технологий, но и активным внедрением в педагогическую деятельность проектного метода. Использование проектной методики сейчас актуально на любой ступени обучения. Вот как описывает один из участников опроса произошедшие со школой после внедрения образовательных программ Intel изменения: «В школе за время проведения этих программ создались целые команды учителей, которые работают по методу проектов, интегрируя в них разные дисциплины, ученики с удовольствием приняли новую форму обучения, администрация школ проявляет всяческую заинтересованность». Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к индивидуальности человека, его личности. По мнению представителей самой системы образования «применение учителями проектных методик делает обучение более практико-ориентированным, повышает мотивацию учащихся. В конечном итоге повышает качество образования».

Еще одним важным социальным эффектом образовательных инициатив Intel можно назвать объединение педагогов, их кооперацию, появление больших и малых сообществ как в рамках одной школы, так и в рамках всей страны. В учебных заведениях учителя, преподающие разные дисциплины объединяются для работы над одним проектом, участия в конкурсе или просто в силу общности интересов. Не мешают сетевому взаимодействию и тысячи километров – учителя из разных регионов России, прошедшие обучение по программам Intel, инициируют совместные проекты, обмениваются мнением по различным профессиональным вопросам и поддерживают друг друга в различных начинания. Вот как описал этот процесс один из учителей информатики Псковской области ««За это долгое и одновременно короткое время мы успели узнать друг друга, поработать вместе, пообщаться, поделиться своими размышлениями и опытом. Благодаря образовательным инициативам Intel и нашему РЦДО появилось новообразование «Тьюторы Псковской области» - это живой организм, одна большая семья, поддерживающая и помогающая каждому, помогающая идти вперед в интеллектуальном и профессиональном росте. Нас разделяет расстояние, но мы рядом. Мы научились понимать и чувствовать друг друга, мы научились работать вместе, "на расстоянии".

Социальная активность, как непременное условия и как результат – так можно обозначить позицию педагогов, прошедших обучение по программам Intel. Не только сами учителя, но и администраторы образования различных уровней отмечают, что навыки, полученные на курсах Intel, помогают учителям быть более успешными, участвовать в конкурсах и делать школу современной.

Исследование показало, что российские учителя ценят в программах Intel не только методическую поддержку и свой профессиональный рост. Им нравятся те изменения, которые происходят с ними как с личностью. Педагоги по-новому выстраивают диалог с учениками и с удовольствием включаются в совместную работу. «Инновации, творчество и общение» – 3 кита, на которых строятся программы Intel, по мнению респондентов.

Опираясь на результаты исследования можно с уверенностью сказать, что одна из самых амбициозных международных целей образовательных инициатив Intel - изменить в школе взаимоотношения между взрослыми и детьми, сформировать новую парадигму взаимоотношений учитель-ученик, нашла своих сторонников в нашей стране. Роль учителя как фасилитатора успешно осваивается российскими педагогами, общение между взрослым и детьми в классе становится более открытым и непринужденным и дружественным. Вот как описывает свой опыт одна из учительниц Оренбургской области: «Работа по программе Intel «Путь к успеху» позволила посмотреть на обучение школьников по-новому: я решила попробовать понять, как можно изменить обучение, не загружая школьников большой работой, диктатурой, предоставляя возможность свободно мыслить, говорить о своих мыслях и не бояться, что тебя кто-то осудит или будет смеяться над тобой». Программа «Intel Обучение для будущего» и Intel «Путь к успеху» используют разные приемы, но цель у них одна: научить учителей создавать условия для творческого роста детей, повышения самостоятельности и успешности школьника.

Подводя некоторый промежуточный итог, мы можем выделить наиболее важные моменты, влияния образовательных инициатив Intel на российских учителей:


  1. Освоение информационно-компьютерных технологий и повышение уровня владения как основным офисным пакетом, так и новыми сервисами

  2. Успешное внедрение ИКТ в преподавание школьных предметов

  3. Более широкое использование учителями компьютера во внеурочной деятельности и педагогической практике.

  4. Знакомство и активное применение в педагогической деятельности метода проектов

  5. Личностный рост педагогов, нацеленность на развитие и успех

  6. Изменение парадигмы взаимоотношений учитель-ученик, учитель от позиции «монополиста знаний» приходит к позиции фасилитатора, помощника ученика в самостоятельно исследовательской деятельности.

Меняется время, появляются новые технологии. Образовательные программы Intel также не стоят на месте. Если сравнить конфигурацию программ с момента их пилотного запуска до настоящего времени, то мы увидим значительные изменения и в организационном и в содержательном плане. Например, в рамках программы «Intel «Обучение для будущего» появились новые модули, такие как «Cетевые сервисы Web 2.0», который предназначен для обучения педагогов и всех тех, кто хочет использовать в своей педагогической и организационной практике современные сетевые сервисы, а в программе Intel «Путь к успеху» в рамках направления «1 ученик - 1 компьютер» создана методика использования нетбука Classmate PC для начальной школы.

По мнению участников нашего социологического исследования именно инновационность и быстрое реагирование на изменение технологий является одной из отличительных особенностей образовательных инициатив Intel.

Несомненно, что именно преподаватели являются локомотивом системы образования, без них не сможет быть реализовано ни одна реформа, ни одна инновация. Результаты социологического исследования наглядно продемонстрировали сколь сильным оказалось влияние образовательных инициатив Intel на российских учителей, но этим социальные эффекты изучаемых программ не ограничились.

Далее мы попытаемся дать оценку влиянию образовательных программ Intel на школу и систему образования в целом, на семьи и социальное окружение школ, а так же на самых ценных наших участников – на детей.

Администраторы школ отмечают с одной стороны инновационность образовательных программ Intel, с другой стороны их техничность. Имея выверенную методику и интересное содержание образовательные программы Intel очень хорошо встраиваются в систему повышения квалификации и переподготовки педагогов и в школьные программы. В рамках нашего социологического исследования, мы попросили респондентов назвать отличительные особенности образовательных программ Intel. Вопрос вызвал бурные дискуссии и не оставил равнодушным никого, вот несколько мнений директоров школ и учителей:



  • «Доступность. Они просты, мы относительно быстро их освоили, они легки, в освоении. И потом легко полученные знания применять в своей деятельности».

  • «Проработанность применяемых методик, достаточная методическая поддержка учителя, хорошая адаптация к условиям российского образования».

  • «Основное отличие – прекрасно ложатся на нашу школьную программу, развивают критическое мышление».

  • «Очевидное преимущество образовательных программ Intel – конкретная направленность на личность ребенка, вместе с учителем он становится исследователем, учится планировать, представлять результаты»

  • «Основное отличие: модульный принцип построения; более гибкая система преподавания».

  • «Основное отличие: четкая технология».

  • «Большой плюс подобных программ состоит в том, что их реализация обеспечена методически (Второй плюс – учителю предлагается сетевая методическая поддержка)».

Если резюмировать весь спектр мнений об отличиях образовательных инициатив Intel, то можно выделить следующие наиболее важные для администраторов образования моменты:

  • Технологичность

  • Модульность

  • Информативность

  • Относительная простота, ясность

  • Личностная ориентация

  • Методическая поддержка

В школах, учителя которых прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего», а дети занимаются по программе Intel «Путь к успеху» создается уникальная ситуация, когда и учителя хотят работать по-новому, и дети с удовольствием включаются в работу над проектом. К изменениям готовы в этом случае обе стороны, и обе стороны их поддерживают.

Многие директора отмечали, что школы участвуя в этих программах, получают ряд конкурентных преимуществ:


  • Меняется педагогический процесс, осваиваются новые педагогические технологии и внедряются в образовательную практику учителя, педагоги повышают свою квалификацию

  • Повышается внешняя активность детей, они участвуют в конкурсах и мероприятиях вне школы

  • Привлекается внимание родителей и общественности. Школа выступает в новой для себя роли не просителя, а инициатора перемен, площадки для социального диалога

  • Участвуя в программах, школы получают статус пилотных (инновационных, экспериментальных) площадок, что дает им новые финансовые и организационные возможности

В фокусе внимания образовательных инициатив Intel находятся не только учителя, но и дети. Так одна из программ Intel «Путь к успеху» была разработана для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, преодолеть имеющийся барьер и не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и научить их решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления.

«Социальная цель (образовательных программ Intel) – за счет приобщения ВСЕХ детей к работе с компьютером достичь в некотором смысле социального равенства, точнее равного доступа к возможностям информационного мира, равных возможностей для

достижения жизненной цели», так сформулировал цель программ Intel один из участников опроса в пилотном регионе.

Основным результатом обучения, по мнению учителей и директоров школ, можно назвать значительное продвижение детей, участвующих в программе по всем трем направлениям: освоению компьютерных технологий, сотрудничеству и развитию критического мышления

Результаты опроса показывают, что цели образовательных программ Intel и желания родителей во многом совпадают. Образовательные инициативы Intel позволяют детям обрести те навыки, которые требуются для успешной жизни в XXI веке. Так родители школьников в трех регионах РФ, участвовавшие в анкетном опросе, считают что:



  • владение компьютером поможет ребенку, какую бы профессию он в будущем не выбрал, стать успешным - 94,7%

  • умения пошагово решать проблемы, критически мыслить и планировать свою деятельность являются одними из важнейших умений в XXI веке - 90,5%

  • важно научить ребенка не просто играть на компьютере и общаться с друзьями, но  использовать его возможности для учебы - 99,7%

С точки зрения оценки социального эффекта очень важно, что наиболее эффективными родители считают именно те способы обучения, которые применяются в образовательных программах Intel.


К
Родители школьников высказали мнение, что наиболее эффективно помочь ребенку использовать компьютер в учебе и делах может:
омпьютер перестал быть игрушкой и стал помощником в учебной деятельности – таково влияние программ Intel глазами родителей

86,4% родителей отметили значительное влияние образовательных программ Intel на своих детей!

Из них:


  • 75,1% считают, что дети перестали на компьютере только играть и слушать музыку, стали делать на компьютере что-то помимо этого

  • 72,7% считают, что дети стали использовать компьютер для выполнения школьных заданий

  • 66,2% отмечают, что дети стали самостоятельно изучать возможности компьютера

  • 64,9% констатируют, что дети просят купить или обновить компьютер

Родители отметили значительные изменения в учебной деятельности и социальной жизни своих детей – это один из важных социальных эффектов программ Intel .

38,3% родителей, чьи дети обучались по программе Intel, отметили, что их дети СТАЛИ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ.

Вот как родители школьников участвующие в анкетировании оценили влияние образовательных инициатив Intel на жизнь детей и их образовательную деятельность:


  • 73,7% - дети стали задавать интересные вопросы и больше интересоваться окружающим миром

  • 64,7% - дети стали более самостоятельными

  • 51,7% -дети стали более взрослыми

  • 49,2% - дети научились по-новому относиться к проблемам

  • 41,6%-дети стали лучше общаться с другими людьми

Учителя, так же как и родители, отметили что:

  • Дети стали больше и с удовольствием общаться друг с другом и другими людьми

  • Повышается умение детей работать в коллективе, выполнять учебные, исследовательские и проектные задания парами и в малых группах

  • В классах появляется командный дух, который объединяет учеников, учителей и родителей

Активная позиция ребенка проявляется не только в школе, но и дома. Узнав на занятиях по программам много нового и интересного, а главное очень полезного в обыденной жизни, например, освоив новую компьютерную программу или научившись переносить теоретические знания школьной программы в свою обыденную жизнь, ребенок не только демонстрирует свои достижения родственникам, но и пытается их научить или привлечь к своей деятельности. Многие родители в анкетах отмечали, что дети с удовольствием учат их работать на компьютере, осваивать новые программы.
Значительным результатом обучения детей по программам стало для учителей повышение успешности детей в учебной и социальной деятельности. Многие педагоги и администраторы отмечают, что исследовательские и социальные проекты детей дали хороший старт для участия в конкурсах и олимпиадах различных уровней. Учащимся стало не только легче общаться с другими людьми, но и легче представлять обществу результаты своей деятельности. Появились навыки презентации, технические умения, необходимые для этого, повысилась самооценка и уверенность в себе.

Отдельно стоит отметить активизацию сетевой деятельности школьников. Место проживания, будь то деревня, поселок или малый город, перестает быть барьером на пути ребенка к успеху. Помощь в выравнивании возможностей и повышении социального равенства детей не зависимо от места проживания, возраста и принадлежности к определенной социальной группе – можно назвать еще одним большим социальным достижением образовательных программ Intel

Вот мнения нескольких учителей:


  • «Наши дети чувствуют результаты этих программ в ВУЗах, они более успешны. Им легче подготовить доклад, курсовую, исследовательскую работу, потому что они владеют этими навыками. Они умеют интересно представить свою работу, презентовать, используя навыки публичного выступления и навыки работы с офисными приложениями. И приходя в школу, нам выпускники рассказывают, что мы не отстаем, а еще и обучаем других студентов каким-то навыкам»

  • «Нашему выпускнику теперь легче адаптироваться в обществе. Потому что действительно стирается граница между селом и городом».

  • «Дети тоже меняются: они смотрят на мир уже другими глазами, не принимают все на веру, а стараются критически оценивать происходящее». (Директор из Новосибирской области)

  • «Компьютер становится для ребенка не объектом для игр, а инструментом совершенствования, самообразования, саморазвития» (учительница из Карелии)

  • «Самую большую пользу от образовательных программ Intel получают дети, так как исследуют окружающую действительность, познают себя через коллективную деятельность, приобретают проектную культуру, выстраивают, прогнозируют результат, задумываются о смысле своей деятельности».

  • «Они нужны детям, они актуальны, так как обращены к личности ученика, не так и много у нас таких программ, как Intel, эта методика показала свою эффективность в нашем регионе»


Как уже отмечалось, образовательные инициативы Intel направлены на систему образования: учителей и детей, но это не исключает косвенного их влияния на социальное окружение школы, местное сообщество и семьи.

Учителя первыми заметили изменения во взаимоотношениях семьи и школы. Так, по их мнению, семьи начинают уважать школу и ее педагогов, за то, что они дают детям такие «современные» знания. Родители, ощутив интерес своих детей к компьютеру, к месту в котором они живут, к учебе вначале просто наблюдают за происходящими с ребенком изменениями, порой возникает даже недоумение «что бы это могло означать», а потом постепенно включаются в процесс, увлекаются общими делами, порой становясь одними из самых активных участников

Социальное влияние программ Intel особенно проявилось в сельской местности и малых городах. Возможно, из-за того, что многие программы не доходят до российской глубинки, возможно из-за традиционного более близкого общения между жителями. На селе в реализацию проектов вовлекаются не только учителя, ученики и их родители, но и остальные жители.

Одним из важных эффектов программы Intel «Путь к успеху» является то, что детские проекты из учебной плоскости переходят в практическую. Социальная направленность проектов, связь с проблемами местного сообщества помогает детям привлечь к своим проектам внимание общественности, найти поддержку у представителей местной власти, бизнеса или общественных организаций и сделать обрести в лице учителей и родителей равноправных партнеров и успешно реализовать свой проект.

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ:



  • Проект "Школьный двор "НЕПОСЕДЫ", направленный на организацию спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности школьного сообщества был награжден Дипломом администрации Новосибирской области и получил грант на реализацию в размере 100 000 рублей. (Новосибирская область)

  • Проект детей Верх-Ирменской средней школы «Эхо войны в судьбах моих одноклассников» получил первое место на областном конкурсе «Герой нашего времени» Учащиеся получили грамоту за лучшую работу и книгу о Великой Отечественной войне. А также были награждены бесплатной путевкой в санаторий Завьялово. (Новосибирская область)

  • Школьниками был получен грант администрации Новосибирской области на реализацию проекта «Здоровый образ жизни» в городе Татарск. (Новосибирская область)

  • Ознакомившись с результатами деятельности программы Intel «Путь к успеху» Администрация Псковского района и Управление образования, утвердили ежегодное проведение конкурса проектов для школьников по двум номинациям со специальным призовым фондом Главы Администрации района. (Псковская область)

  • В средней школе №51 г. Воронеж был реализован проект «Создание музея школы» В его реализации приняли участие школьники, студенты вузов – бывшие выпускники этой школы, Школа юных туристов и несколько коммерческих партнеров проекта. Детям удалось собрать 140 тысяч рублей и с помощью партнеров создать музей, которым гордиться вся школа. (Воронежская область)

Подводя итог, хотелось бы отметить, что некоторые результаты социологического обследования «Социальные эффекты образовательных инициатив Intel» оказались для нас, как исследователей, неожиданными, некоторые подтвердили наши гипотезы, основанные на мнении менеджеров и участников программ Intel, но вот что показалось нам действительно важным: Как бы мы не относились к социальным проектам крупных корпораций, как бы не сомневались в целесообразности привнесения в нашу практику международных разработок, чтобы ни говорили о безучастности российских учителей и инертности российской школы, но опыт реализации образовательных инициатив Intel доказал, что подобные проекты обладают значительным социальным эффектом и помогают сделать жизнь наших учителей и детей лучше и успешней.





1 Проект «Социальные эффекты образовательных инициатив Intel» был реализован в марте-ноябре 2008 года сотрудниками Некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования» при участии независимых региональных экспертов из нескольких субъектов РФ.

** Для участия в исследовании были выбраны регионы, принципиально отличающиеся по географическому и социо-экономическому положению, модели реализации образовательных программ Intel, образовательной политике региона и общей ситуации с ИКТ и проектной деятельностью в системе образования и





База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка