Примерная программа: Образ главного героя повести и «наполеоновская»




Дата канвертавання18.04.2016
Памер124.59 Kb.
Изучение повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»
Класс- 8 (по примерной программе), 9 (по программе Беленького)

Примерная программа:



Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Программа Беленького:



Для чтения и бесед

Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента..
Место в системе уроков: изучены стихотворения, «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

Цель урока:

Дать характеристику персонажу, показать закономерность трагических последствий индивидуализма, алчности, злодейства.


Задачи урока:

Спроектировать изучение темы.

Развивать умение анализировать эпизод, определять его роль в изображении героя, в развитии идейно-нравственного содержания, умение выявлять авторскую позицию.

Учить сопоставлять разные произведения, отметить «сквозные» темы русской литературы.

Формировать поисково-исследовательский стиль мышления, потребность обращаться к словарям.

Учить выражать собственное мнение по прочитанному произведению.




  1. Создание проблемной ситуации.

Чтение цитаты из статьи, помещённой в альманахе «Северная Пчела» в 1834 г., № 192:

Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна - живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером.

Но в целом важный недостаток…- недостаток идеи…

Мы не знаем в русской литературе повести, которая была бы написана так легко, приятно, правильно и отчётисто, как «Пиковая Дама».

(Несоответствие ожидаемой оценке произведения)

- Каково ваше мнение о такой оценке произведения А.С.Пушкина?

- Почему произведение получило такую оценку? (Пушкин – автор романа «Евгений Онегин», одновременно работает над поэмой «Медный всадник»… зрелый Пушкин)

- Может быть, Пушкин исписался, как писали тогда некоторые критики?

Повторение фактов биографии, в том числе касающихся того, что произведения его не всегда понимали, принимали, о не простых отношениях с издателями.

НЕ ПОНИМАЛИ! Пушкин «перерос» своё время, обогнал, шагнул вперёд… (Вывод может быть сделан и после изучения произведения)

Мы, потомки, должны дать достойный ответ. Но сначала самими необходимо проанализировать произведение.


  1. Проектирование изучения темы

Работа в группах (в течение всего урока): 1) По какому плану предлагаете изучать произведение? Консультации учителя.

Обратить внимание, что в высказывании основные моменты анализа «подсказаны».

2) Выбрать 3 вопроса по тексту произведения (дом. зад. к уроку предполагало подготовить по одному вопросу по тексту).
Отчёт о работе групп - составление алгоритма анализа.


  1. «Подробности»- проверка знания текста-

Кольцовка вопросов.
4. «Германн»

Анализ высказывания Ф.М.Достоевского:

Мы пигмеи перед Пушкиным. Нет уж между нами такого гения. Что за красота, что за сила его фантазии. Недавно перечитал его «Пиковую Даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

- Проследим и мы «тонким анализом»…



Формулировка темы («Германн замечателен по оригинальности характера»).


  1. Характеристика героя.

Задание: назвать, записать черты характера, подтвердить цитатами, составить схему «Средства создания характера»


Характер Германна

  • «…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»

  • Расчётливость, прагматизм (греч. pragma— действие, практика).

  • Независимость

  • Скрытость

  • Бережливость

  • Честолюбив ( Работа со Словарём Даля: «Честолюбие – искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей… побуждение внешнее и низкое; честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям»)



  • Сильные страсти

  • Любовь к игре, азарт, авантюризм

  • Огненное воображение

  • Твёрдость

  • В душе игрок, но никогда не играл, «следовал с лихорадочным трепетом за оборотами игры»

  • «…расчёт, умеренность и трудолюбие: вот эти три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» - цель жизни


Лит. ассоциация: «Медный всадник» (работал одновременно) – герой мечтает о том, что «трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…»

- В чём разница? (Германн тоже стремится к независимости, но такого нравственного понятия, как честь нет в его лексиконе)

«Капитанская дочка» - мы знаем, как Пушкин и его герои относились к чести.

- Найдите противоречащие друг другу качества

- Как это совместилось в одном человеке?

Вывод: Черты романтического героя. + Натура честолюбивая, страстная, мечтающая о власти и богатстве.
Средства создания характера:


  • Самохарактеристика.

  • Характеристика других персонажей (Томский).

  • Авторская характеристика

  • Роль внесюжетных элементов (письма)

  • Портрет?

  • Фантастика

  • Роль эпиграфов к главам (исследование) – 3 гр.

  • Романтическая ирония

  • Символика

  • Психологизм




  1. Анализ эпизодов («вычитывание текста»):

1 группа - «Германн идёт в дом графини и в доме графини» - гл.3
Рассматриваем эпизод, когда Германн по соглашению с Лизой должен войти в дом графини.

"Германн трепетал, как тигр, — пи­шет Пушкин, — ожидая назначенного времени" Когда оно настало, он все делает быстро и решительно: ступил на графинино крыльцо, взошел в сени, взбежал по лест­нице, легким и твердым шагом прошел мимо спящего слуги. Вошел в спальню, в которой старинные кресла и диваны "сто­яли в печальной симметрии" (случаен ли эпитет "печальной"?). Весь интерьер с его блеклыми красками оживляет только пор­трет молодой красавицы "с розою в пуд­реных волосах".

Германн, согласно письменному указа­нию Лизы, должен был последовать по ви­той лестнице вверх, в ее комнату. Герой отворил дверь в коридор, увидел узкую, витую лестницу...

Из письма Лизы: «…узенькая витая лестница: она ведёт в мою комнату».

План, начерченный ею, оказывается весьма красноречивым.

А. Н. Афанасьев пишет: «кривизна служила для обозначения всякой неправды, той кривой дороги, какою идёт человек недобрый, увёртливый, не соблюдающий справедливости; до сих пор обойти кого - нибудь употребляется в смысле: обмануть, обольстить»


"Но он воротился, — пишет автор, — и вошел в темный каби­нет". Заметим: перед этой фразой у Пуш­кина многоточие — может быть, герой се­кунду колебался? Нет, у него были со­всем другие планы. "Сердце его билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое".Опять Пушкин употребляет слово "необхо­димое", но в этом контексте оно означа­ет: необходимо сделать то, что даст "из­лишнее" быстро и без труда. Тогда одна "неподвижная идея" в сознании Германна вытесняется, по Пушкину, другой "непод­вижной идеей". Между тем стук подъез­жающей кареты все-таки вызвал у героя волнение, а шаги Лизаветы Ивановны по ступеням лестницы породили "нечто похо­жее на угрызение совести". Но тотчас все в нем умолкло — "он окаменел". Надо за­помнить это слово "окаменел": смерть сто­ит рядом с молодым человеком.
Обратим внимание учащихся на следу­ющий эпизод: уйдя от Лизы, Германн вновь входит в спальню графини: "мертвая старуха сидела окаменев". Каменность, ока­менелость, неподвижность у Пушкина — символ омертвелости, безжизненности ("Германн окаменел"). Психологическое состояние героя при виде мертвой графи­ни сложно — ему приходит в голову фан­тазия: в эту же спальню 60 лет назад про­крадывался молодой счастливец, "давно уже истлевший в могиле, а сердце престарелой его любовницы сегодня перестало биться..." Так в повести возникает тема: жизнь — счастье — смерть.

2 группа: «Германн после смерти графини и на отпевании» - гл.4

(Пока ещё в душе героя идёт борьба добра и зла, он ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается в содеянном. Но когда он узнаёт тайну 3 карт, то сразу забывает «образ мёртвой старухи» и три условия, которые она поставила)


3 группа: исследование роли эпиграфов в произведении (предвосхищают события, помогают охарактеризовать героя, используется приём иронии).
6.Углубление представлений о герое.

Беседа.

- Какими средствами собирается достичь своей цели: «независимости и покоя»?



  • «расчёт, умеренность и трудолюбие»

  • Узнать тайну старухи

  • Сделаться любовником 80-летней старухи (для Пушкина и для нас омерзительно, говорит о крайней низости героя)

  • Использует Лизу, чтобы попасть в дом

  • Готов заключить сделку с дьяволом («…откройте мне вашу тайну!- что вам в ней!.. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом…с дьявольским договором…я готов взять грех ваш на свою душу»- готов даже заключить сделку с дьяволом.

- Вспомните, какие 3 условия поставила Германну старуха?

Во время похорон покойница оживает: «в эту минуту показалось ему, что мёртвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом…». Этой же ночью к Германну приходит женщина в белом платье и озарена луной. Эти цвета символизируют собой светлые начала, побуждения, с которыми явилось видение. Это была графиня. Она заключает с ним уговор: «тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтобы во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтобы ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…».

- В начале 6 главы автор говорит о двух неподвижных идеях, которые не могут вместе существовать в нравственной природе. Что это за идеи?
(Первые два условия старухи «работают» на его идею, помогают достичь цели, а третье- жениться на Лизе- никогда не входило в его планы. Это и есть смешение двух неподвижных идей. Германн не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без сердца).
Исследование:

Между тем тройка, семёрка, туз не выходили из головы Германна, превратились в навязчивую идею. По сути, эти три карты были известны ему уже давно. Вспомним его утверждение: «Нет! Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот, что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!». Утроит - тройка, усемерит - семёрка, покой и независимость - туз.

Здесь особое значение приобретает символ «три». Три карты, три качества (расчёт, умеренность и трудолюбие), он отправляется на похороны через три дня, Лизавета встречает Германна на третий день после игры у Нарумова.

Как известно, этот символ имеет христианское происхождение и заключает в себе единство Отца, Сына и Святого Духа. Эта символика приобретает особое значение для высоконравственного, глубоко верующего человека. Но если человек начинает жить без чести, в погоне за своей независимостью переступает через других людей, то его ждёт “Пиковая Дама”.


7. Осознание авторской идеи.

Литературная ассоциация:

- Какие строки «Евгения Онегина» можно отнести к герою «Пиковой дамы»?


Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.
А.С.Пушкин. «Герой» - о Наполеоне:

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

Оставь герою сердце! Что же

Он будет без него? Тиран…

(Томский и Лиза сравнивают Германна с Наполеоном. После убийства графини в характеристике упоминается Наполеон.) Пушкин продолжает развитие темы наполеонизма, которую будут разрабатывать Достоевский, Толстой и другие русские писатели.

Вывод: Германн из романтического героя превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном, он даже не испытывает радость и удовлетворение от выигрыша – автор лишает его человеческих чувств.

Пушкин помещает Германна в Обуховскую больницу. Но он оказывается там не только потому, что «не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: « Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..». Он отдалён от человечества как существо, утратившее человеческий облик. Нравственно он мёртв.


-Какие три злодейства совершил Германн? (Пушкин дважды упоминает об этом)

  1. Обманутая Лиза. Герману удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее открывшаяся ей истина: «…эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь! Деньги, - вот чего алкала его душа!»

Елизавета (др.-евр.) – «Бог клятвы, почитающая Бога». Значит, он совершил преступление против Бога, преступил через клятву, предал самое святое чувство –любовь.




  1. Графиня.

  2. 3-я жертва-сам Германн, он погубил в себе человеческое.


Составление схемы:

Убийство любви



\

Убийство старухи



\

Саморазрушение личности (Убийство в себе личности)


Маниакальная идея обогащения убивает в его душе все человеческие чувства: сомнения, угрызения совести, раскаяние жалость и сострадание,- приводит его к трагическому финалу. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных.

Герой жестоко наказан. Кто виноват в этом? Он сам. Он совершил преступление против природы человеческой: все благородное, бескорыстное, что есть в душе, подавил эгоизмом индивидуализмом, рас­судочной холодностью и алчностью, выбрав путь, который уродует человеческую личность. Добро, милость, милосердие — вот что, по мнению автора, есть правда жизни. А самое страшное наказание за преступление, не смерть — а су­масшествие.



(Стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума»)
Пушкин впервые в русской литературе затронул тему здодеяния, преступления (переступления через евангельские заповеди) и показап, что зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

8.Итог урока
«В душе игрок», - сказано о нём автором, конечно, не только в карточном смысле. Не зря игра окружила его, окольцевала, обрамила характеристику героя. Причём игра бесчестная, затеянная исключительно ради личной корысти и потому не считающаяся ни с кем и ни с чем.

Германн, встав на путь лживой игры, обмана терпит поражение. Как и в «Медном всаднике», и в «Каменном госте», герой, вступивший в борьбу с фантастическим силами, сходит с ума. (Можно предложить тему дальнейшего исследования в качестве индивидуального задания)

Мне хотелось бы познакомить вас с еще одним мнением о повести. П. И. Чайковский в 1890 г. создал оперу с одноименным названием, в которой несколько по-дру­гому трактует образ главного героя и мотивы его поведения. Но в характеристике личных качеств Германна он остался солида­рен с Пушкиным. Арию Германна, я уверена, слышали все без исключения. (Музыкальная цитата. Звучит ария Германна.)

Что наша жизнь? Игра...

Добро и зло - одни мечты.

Труд, честность — сказки для бабья.

Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?

Сегодня ты, а завтра я.

Так бросьте же борьбу, ловите миг удачи!

Пусть неудачник плачет…

Что наша жизнь? Игра... Игры, в которые не играют. Кто Германн: виновник или жертва?



Элемент диспута.
Д.з. 1. Какие черты Наполеона и Мефистофеля воплощает в себе Германн? (Письменный ответ 5-10 предложений)

2. по желанию: попытаться разгадать тайны произведения:

Смысл имени ГЕРМАНН.

Была ли умершая старуха в комнате Германна?

Почему выбраны именно эти три карты?

3. Рассказ о Лизе (по вопросам), о графине.

Сравнить интерьеры их комнат.

4. Дифференцированно: * Анализ эпизода «Графиня собирается на прогулку».



*Сравнение графини и Германна. (Тоже сильная, властная женщина. Противопоставление двух эпох (веков), двух жизненных позиций.)
Смысл имени ГЕРМАНН
имя "Герман" (лат.) — единоутробный, родной. Заметьте, Герман (Герман Титов, Герман Геббельс). Герой Пушкина — Германн. В немецком языке найдем по звучанию слова: der Herr — господин, der Mann — человек. Перевод по частям вызывает определенные ассоци­ации.


  1. Это немецкое имя. Оно употребляется без отчества, так как немцы не обращаются друг к другу по отчеству.

  2. Имя "Герман" пишется с одной буквой н, а в тексте их две (Германн). К тому же в высшем обществе начала XIX в. в России не было принято обращаться к людям толь­ко по имени. Всех остальных героев Пушкин называет по фа­милии. Значит, Германн — это фамилия.

Литературоведы до сих пор спо­рят и к единому мнению так и не пришли. В этом первая за­гадка повести.
Была ли умер­шая старуха в комнате Германна?


  1. Возможно, это был сон. В тот день Германн "пил очень много". "Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул". А остальное ему приснилось.

  2. Но человек во сне не замечает мелочей, не запоминает точного времени и уж точно не записывает ничего. Может быть, это было привидение (некая субстанция другого мира), которое послали высшие силы, чтобы наказать Германна, подтолкнуть его к сумасшествию.

  3. Скорее всего, это было видение, потому что Германн все время думал о графине, вот она ему и померещилась.


А вот почему названы именно эти три карты?


  1. Три и семь — магические числа, они часто употребля­ются в пословицах, в русском фольклоре, сказках ("три бо­гатыря", "три девицы...", семь дней в неделе, семь цветов ра­дуги, "семь раз отмерь..."). А туз — самая большая карта в колоде.

  2. Есть связь с жизненной программой Германна: "...вот что утроит, усемерит мой капитал".

  3. Объяснение литературоведа Л.В.Чхаидзе. Ставку можно было удвоить ("пароли"), учетверить ("пароли-пе"), удвоенные "пароли-пе" — это увеличение ставки в восемь раз. Посколь­ку одна ставка своя, чистый выигрыш — три ставки при "па­роли-пе", семь ставок при двойном "пароли-пе". Германн внимательно следит за игрой. "Тройка" и "семерка" врезыва­ются в его сознание. Тузами же называли знатных людей (вспомним фразу у Грибоедова: "Что за тузы живут в Моск­ве и умирают!").


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка