Приложение 2




Дата канвертавання22.04.2016
Памер74.17 Kb.

Приложение 2


Обследование мелкой моторики

( методика Гризик Т.И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполне­ния детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражне­нию инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).

В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.



Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся по­казом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).



1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

3. «Три богатыря». Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

4. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев). Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)



ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

6. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может бы­стро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Дети 5-6 лет. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.

Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бу­маги (размером 10 х 10 см) с изображением контура цвет­ка (4—5 лепестков). Образцы см. в приложении на с. 208.

При выполнении задания обращается внимание на быст­роту и ловкость руки ребенка.



7. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. Детям 5-6 лет предлагают сделать прямоугольник.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

8. Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование. Ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пласт­массовая).

Дополнительный материал. Пуговицы (деревянная, пластмассовая, металлическая); расчески (деревян­ная, пластмассовая, металлическая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потро­гай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».



9. Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и опреде­ленного качества.

Оборудование. Треугольники (деревянный, пласт­массовый, резиновый картонный); прямоугольники (дере­вянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Для детей 5-6 лет предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потро­гай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый тре­угольник

СИЛА ТОНУСА.

10. Сжатие рук взрослого двумя руками. Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь».

11. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие») Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным и длительным дружеским рукопожатием.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

12. Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким ( дети 5-6 лет с большим) ушком и тонкую нить.

13. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с.



ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у прав­шей — правой руки, у левшей — левой руки.

Обследование представлено одной пробой — ка­танием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.

14. Катание шарика.

Упражнение проводится с шариком (6-7 лет диаметр 5мм, 5-6 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения — 1 мин.

Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. при­ложение).

При анализе результатов обследования мелкой моторики руки детей, особое внимание уделяется качеству и выполнения заданий. Поэтому в таблице есть особая графа. «Примечания», в которой педагоги фиксируют свои наблюдения (положительные и отрицательные) во время выполнения детьми заданий.

В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая мо­торики развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в на­следующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 бал­лов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.









Кинестический праксис

Кинетический праксис

Количество баллов

группа







«Кольцо»

«Коза»

«Три богатыря»

«Солдатики»

«Заяц»

«Вилка»

Работа с бумагой

Тактильные ощущения

Сила тонуса

Координация движений

Обследование щепоти

№ п/п

Фамилия

Имя ребёнка



Вырезывание ножницами

Обрывание листа бумаги

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Узнавание предмета

Сжатие рук взрослого двумя руками

Сжатие рук взрослого одной рукой

Вдевание нитки в иголку

Ладонь-ребро-кулак

Коза - заяц

Захват карандаша

Посолим суп

Катание шарика







1

Петрова Инна

+

+

+

+

+

+

+

V

V

+

+

+

+

V

V

V

V

_

_






Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания;

« - » - задание выполнено неверно;



«V» - неустойчивое выполнение задания

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только «+». Неустойчивость выполнения ( «V») является отрицательным показателем и нуждается в доработке.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка