Приложение 2
Обследование мелкой моторики
( методика Гризик Т.И.)
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
3. «Три богатыря». Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
4. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев). Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
6. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Дети 5-6 лет. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги (размером 10 х 10 см) с изображением контура цветка (4—5 лепестков). Образцы см. в приложении на с. 208.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
7. Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. Детям 5-6 лет предлагают сделать прямоугольник.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
8. Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование. Ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Дополнительный материал. Пуговицы (деревянная, пластмассовая, металлическая); расчески (деревянная, пластмассовая, металлическая).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
9. Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование. Треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Для детей 5-6 лет предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы.
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник
СИЛА ТОНУСА.
10. Сжатие рук взрослого двумя руками. Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь».
11. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие») Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным и длительным дружеским рукопожатием.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
12. Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким ( дети 5-6 лет с большим) ушком и тонкую нить.
13. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.
Обследование представлено одной пробой — катанием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.
14. Катание шарика.
Упражнение проводится с шариком (6-7 лет диаметр 5мм, 5-6 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения — 1 мин.
Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение).
При анализе результатов обследования мелкой моторики руки детей, особое внимание уделяется качеству и выполнения заданий. Поэтому в таблице есть особая графа. «Примечания», в которой педагоги фиксируют свои наблюдения (положительные и отрицательные) во время выполнения детьми заданий.
В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
|
|
Кинестический праксис
|
Кинетический праксис
|
Количество баллов
|
группа
|
|
|
«Кольцо»
|
«Коза»
|
«Три богатыря»
|
«Солдатики»
|
«Заяц»
|
«Вилка»
|
Работа с бумагой
|
Тактильные ощущения
|
Сила тонуса
|
Координация движений
|
Обследование щепоти
|
№ п/п
|
Фамилия
Имя ребёнка
|
Вырезывание ножницами
|
Обрывание листа бумаги
|
Узнавание качества предмета
|
Узнавание формы предмета
|
Узнавание предмета
|
Сжатие рук взрослого двумя руками
|
Сжатие рук взрослого одной рукой
|
Вдевание нитки в иголку
|
Ладонь-ребро-кулак
|
Коза - заяц
|
Захват карандаша
|
Посолим суп
|
Катание шарика
|
|
|
1
|
Петрова Инна
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
V
|
V
|
+
|
+
|
+
|
+
|
V
|
V
|
V
|
V
|
_
|
_
|
|
|
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания;
« - » - задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания
Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только «+». Неустойчивость выполнения ( «V») является отрицательным показателем и нуждается в доработке. |