Практикум по дисциплине «Автоматизированные информационные системы в экономике»




старонка1/4
Дата канвертавання20.04.2016
Памер429.5 Kb.
  1   2   3   4

ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛНИМЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА RunaWFE


Часть 2. Первые три перспективы исполнимых бизнес-процессов.
Лабораторный практикум

по дисциплине «Автоматизированные

информационные системы в экономике»

Москва 2014

Продолжение. Часть2.

Во второй части практикума рассмотрены первые три перспективы исполнимых бизнес-процессов. Описание работы с системой управления бизнес-процессами и административными регламентами производится на примере свободного ПО с открытым кодом RunaWFE. Показано, как разрабатывать и исполнять бизнес-процессы. Приведен порядок выполнения лабораторного практикума.

Предназначен для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 080801 – «Прикладная информатика (в экономике)» и 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Текст настоящего пособия размещен на ресурсе INTUIT.RU по адресу http://www.intuit.ru/studies/courses/2358/658/info

материалы этого пособия распространяются свободно на

условиях лицензии GNU FDL.

СОДЕРЖАНИЕ


Практическое занятие №1. Изучение перспективы потока управления 6

Цель занятия 6

Теоретические сведения 6

Порядок выполнения работы 6

Задание для самостоятельной работы 18

Требования к представлению результатов занятия 20

Контрольные вопросы 20

Практическое занятие №2. Изучение перспективы ресурсов 21

Цель занятия 21

Теоретические сведения 21

Порядок выполнения работы 21

Задание для самостоятельной работы 45

Требования к представлению результатов занятия 52

Контрольные вопросы 52

Практическое занятие №3. Изучение перспективы данных 54

Цель занятия 54

Теоретические сведения 54

Порядок выполнения работы 54

Задание для самостоятельной работы 80

Требования к представлению результатов занятия 82

Контрольные вопросы 82

Ссылки 82




Введение

Для автоматизации процессного управления предприятием разработан специальный класс компьютерных систем – системы управления бизнес-процессами и административными регламентами (далее СУБПиАР). Основная задача таких систем - раздавать задания исполнителям и контролировать их выполнение. Последовательность заданий определяется схемой бизнес-процесса, которую можно разработать и в дальнейшем быстро модифицировать при помощи графического редактора бизнес-процессов. Эта схема похожа на блок-схему алгоритма. По схеме перемещаются точки управления. В узлах схемы генерируются задания исполнителям.

В первой части практикума были рассмотрены исполнимые бизнес-процессы и административные регламенты, было дано определение исполнимого бизнес-процесса, основанное на четырех перспективах. Также в первой части практикума было дано описание основных элементов систем управления бизнес-процессами и административными регламентами на примере свободного ПО с открытым кодом RunaWFE, показано, как установить систему и приведено вводное занятие, в котором объяснены базовые операции, позволяющие разрабатывать и исполнять бизнес-процессы. Первую часть практикума можно найти на сайте проекта RunaWFE в разделе "Документация/Документация для пользователя", документ "RunaWFE. Учебные материалы по процессному управлению".

Адрес сайта проекта RunaWFE - http://runawfe.org/rus.



В настоящей, второй части лабораторного практикума приведено описание трех практических занятий, посвященных изучению трех первых перспектив исполнимого бизнес-процесса:

  • перспектива управления потоком (control-flow perspective)

  • перспектива ресурсов (resource perspective)

  • перспектива данных (data perspective)

Система RunaWFE свободно распространяется вместе со своими исходными кодами на условиях открытой лицензии LGPL. Система бесплатная, ее можно свободно установить на любое количество компьютеров без каких-либо ограничений. Скачать дистрибутивы и исходный код ее можно через интернет с портала разработчиков свободного программного обеспечения sourceforge.net по адресу: http://sourceforge.net/projects/runawfe.

Практическое занятие №1. Изучение перспективы потока управления




Цель занятия


Целью занятия является изучение перспективы потока управления

Теоретические сведения


Необходимые теоретические сведения изложены в первой части лабораторного практикума в пункте "Перспектива управления потоком" раздела "Исполнимые бизнес-процессы и административные регламенты".

Порядок выполнения работы





  1. Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE. Для этого кликните на ярлык "Process Designer" на рабочем столе, или выполните команду меню Пуск / Программы / RunaWFE / Process designer. Появится окно графического редактора (см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 15, Рис 47).



  2. Создайте новый проект - "Занятие 1" (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 16, Рис 48).



  3. Создайте новый бизнес-процесс. Название процесса Пример 1-1. (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 17, Рис 49).



  4. Поместите на схему бизнес-процесса узел - начало бизнес-процесса, три узла-действия и узел-окончание: Кликните на элемент «Выбрать» в палитре. Будет установлен режим выбора. В этом режиме каждый узел надо поместить на схему при помощи клика на элемент, расположенный в палитре и последующего клика на место в схеме, в которое требуется поместить новый элемент (Рис. 74. Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 19)



Рис 74. Создание схемы бизнес-процесса



  1. Поместите на схему бизнес-процесса линии-переходы, соединяющие начало, узлы - действия и окончание. Для этого надо кликнуть на элемент «Переход» в палитре. Будет установлен режим рисования переходов. В этом режиме создания каждого перехода надо сначала кликнуть в центр узла, в котором должен начаться переход, потом кликнуть в центр узла, в который должен закончиться переход. (Рис 75. Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 20)


    Замечание. Для того, чтобы "изогнуть" линии-переходы, надо в режиме «Выбрать» выделить кликом переход, найти в середине прямолинейного участка точку (см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 20, рис. 53) и далее "тащить" ее мышкой в нужном направлении.


Рис 75. Добавление переходов





  1. Введите названия для переходов из узла, в котором будет осуществляться выбор: Выделите переход, кликнув на него мышью, далее в окне свойства замените значение имени перехода по умолчанию ("tr1") на значение "Выбор1" (Рис. 76). Выделите второй переход, выходящий из узла, в котором будет осуществляться выбор, замените значение имени перехода по умолчанию на значение "Выбор2"

    Замечание. Метки с именами переходов на графе можно перемещать, для этого выделите название перехода и "перетащите" в необходимое место.



Рис 76. Изменение имени перехода


  1. Создайте роль: Кликните правой кнопкой мыши на узел - Начало, в появившемся контекстном меню выберите "Роли / Создание роли без инициализатора" (Рис. 77)



Рис 77. Создание роли без инициализатора


В появившейся форме ввода название роли оставьте без изменения предлагаемое по умолчанию название роли ("Роль1") и кликните "ОК" (Рис. 78).


Рис 78. Форма ввода названия роли


  1. Свяжите роль «Роль1» со всеми узлами-действиями. Для этого кликните правой кнопкой мыши на каждый узел и выберите «Роли/Роль1» (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 22, Рис. 55)



  1. Бизнес-процесс готов. Запустите RunaWFE симулятор, для этого дважды кликните по ярлыку «Start Simulation» на рабочем столе, или выполните команду меню Пуск / Программы / RunaWFE / Start Simulation. (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 1)

  2. Войдите в web-интерфейс системы RunaWFE под пользователем Administrator. (см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 2, Рис. 36)

    Замечание. По умолчанию пароль пользователя Administrator - "wf".



  1. Загрузите разработанный бизнес-процесс на RunaWFE сервер. Для этого войдите в редактор бизнес-процессов, кликните на разработанный бизнес-процесс, в меню выберите команду "Файл / Экспорт процесса" (Рис. 79)



Рис 79. Команда экспорта бизнес-процесса


  1. В появившейся форме выберите "экспорт на WFE сервер", затем кликните "Настройки соединения" (Рис. 80)



Рис 80. Экспорт на WFE сервер


  1. В появившейся форме проверьте, что в поле "Имя компьютера" стоит "localhost", в поле "порт" - 8080, в поле "Логин" - "Administrator", в поле "Пароль" - "wf". Кликните на "Проверить соединение". После получения сообщения "Соединение проверено" кликните на "ОК". (Рис. 81)



Рис 81. Настройки соединения с сервером



  1. Кликните на ссылку "Синхронизация", потом кликните на "Готово" - бизнес-процесс "Пример 1-1" будет загружен на RunaWFE сервер



  2. Войдите в Веб-интерфейс системы под пользователем Administrator, кликните на пункт меню "Запустить процесс", найдите в списке процессов бизнес-процесс "Пример 1-1" (Рис. 82)




Рис 82. Бизнес-процесс "Пример 1-1" загружен на RunaWFE сервер


  1. Запустите на бизнес-процесс "Пример 1-1" кликнув на имя, или иконку слева от него. - В верхней части экрана появится надпись "Экземпляр процесса запущен, рядом с которой будет находиться номер запущенного бизнес-процесса (см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 42, рис 68)




  1. Кликните на пункт меню "Запущенные процессы". Найдите в появившемся окне строку, соответствующую запущенному экземпляру бизнес-процесса - в ней число в поле номер должно совпадать с тем, которое было отображено в сообщении о запуске экземпляра процесса (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 43, Рис. 69).




  1. Кликните в этой строке на номер бизнес-процесса. - Откроется форма экземпляра бизнес-процесса. В этой форме будет показано, что в процессе есть единственная точка управления, которая находится в узле "Действие 1", задание этого узла назначено пользователю "Administrator". Пользователь "Administrator" является исполнителем роли "Роль1". Также в форме находится схема экземпляра бизнес-процесса с отмеченными на ней маршрутами точек управления. Переходы и узлы, по которым прошли точки управления выделены зеленым, узлы-Действия, в которых находятся текущие точки управления, выделены жирной рамкой (Рис 83). См. также 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 44, рис 70.


Рис 83. Схема выполняющегося экземпляра бизнес-процесса "Пример 1-1"


  1. Кликните на строку меню "Список заданий". В появившейся форме найдите задание "Действие 1" (См. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 45, рис 71)




  1. Кликните на задании "Действие 1" в поле "Имя". Появится форма, содержащая сообщение "Форма задания не определена", что означает - "для узла Действие 1 не была определена графическая форма".

Ниже этого сообщения расположены две командные кнопки "Выбор 1" и "Выбор 2". Кнопки соответствуют выбору исходящего перехода из узла "Действие 1". После клика на левую кнопку точка управления пойдет по переходу "Выбор1", а после клика на правую - по переходу "Выбор2". Таким образом в системе может быть реализовано принятие решения пользователем.

Рис 84. Выбор исходящего перехода




  1. Кликните на кнопку "Выбор1". - В верхней части экрана появится сообщение "Задание выполнено". После этого точка управления перейдет в узел "Действие 2", а в списке заданий появится задание "Действие 2" (Рис. 85)


Рис 85. Задание следующего узла




  1. Войдите в меню "Запущенные процессы". Найдите в появившемся окне строку, соответствующую запущенному экземпляру бизнес-процесса. Кликните на номере бизнес-процесса. Откроется форма экземпляра бизнес-процесса. В этой форме будет показано, что в процессе есть единственная точка управления, которая находится в узле "Действие 2", задание этого узла назначено пользователю "Administrator". Пользователь "Administrator" является исполнителем роли "Роль1". Также в форме находится схема экземпляра бизнес-процесса с отмеченными на ней маршрутами точек управления. Переходы и узлы, по которым прошли точки управления выделены зеленым, узлы-Действия, в которых находятся текущие точки управления, выделяются жирной рамкой (Рис 86)


Рис 86. Схема выполняющегося экземпляра бизнес-процесса "Пример 1-1"




  1. Кликните на строку меню "Список заданий". В появившейся форме найдите задание "Действие 2", кликните на поле "Имя" этого задания. Появится форма, содержащая сообщение "Форма задания не определена" (что означает - "для узла Узел-Действие 2 не была определена графическая форма"). Кликните на кнопку "Задание исполнено". - В верхней части экрана появится сообщение "Задание выполнено". После этого точка управления перейдет в конечный узел бизнес-процесса и экземпляр бизнес-процесса будет завершен




  1. Проверьте, что у экземпляра бизнес-процесса появилась дата завершения (Подробнее см. 1-ая Часть, Вводное занятие, Порядок выполнения работы, Пункт 49, Рис. 73)




  1. Войдите в форму экземпляра бизнес-процесса. Проверьте, что путь точки управления отмечен до узла-окончания бизнес-процесса (Рис. 87).


Рис 87. Схема завершенного экземпляра бизнес-процесса "Пример 1-1"




  1. Запустите и доведите до конца еще один экземпляр бизнес-процесса. В форме выбора направления дальнейшего движения точки управления (Действие 1) выберите "Выбор2". После окончания экземпляра бизнес-процесса откройте свойства экземпляра и проследите путь точки управления по схеме бизнес-процесса.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка