Пояснитедьная записка




старонка1/3
Дата канвертавання16.04.2016
Памер493.01 Kb.
  1   2   3
ПОЯСНИТЕДЬНАЯ ЗАПИСКА
С 2001 года при краевом детско-юношеском экологическом центре на основе Научного общества Учащихся была организована трехгодичная краевая очно-заочная экологическая школа (КОЗЭШ), в которой обучаются дети 10-17 лет. Ежегодно организуются очные сессии, в которых участвуют учащиеся, проявившие интерес к изучению живых организмов, обитающих неподалеку от места проживания. Изучение природы в местных условиях организует учащихся в дружный творческий коллектив, помогаетт узнать на деле товарищескую поддержку и взаимовыручку, научит решать многие возникшие вопросы по исследованию той или иной проблемы. Школьники на деле узнают разнообразные формы взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой, оценивают влияние человеческой деятельности на природу, осознают, что человек - часть природы, а распорядиться ею он может только тогда, когда познает законы природы, правильно применит их в соответствии с нуждами общества.

В антропогенном или близко расположенных природных комплексах можно заложить Экологическую тропу, организовать систематические наблюдения за жизнью растений, животных, экологическим состоянием окружающей среды даже на короткий период. Экология создает научную основу охраны и рационального природопользования.



Наша программа предусматривает раскрытие экологического подхода при изучении окружающего мира животных организмов в зависимости от усиливающегося антропогенного пресса.

Цель программы:

1.Создание условий для формирования и развития экологической культуры учащихся Хабаровского края;

2. Формирование умений и навыков экологического подхода к изучению животных объектов природы;

3. Развитие самостоятельности и инициативы школьников при выполнении несложных исследований позвоночных животных.

Задачи:

1. Изучение природной обстановки своего поселка, района, города;

2. Знакомство с биоразнообразием флоры и фауны окрестностей своей местности;

3. Проведение рекогносцировочного среза животных, умение составить систематическую схему встреченных видов;

4. Овладение методами изучения выбранных видов животных;

5. Знакомство с физико-географической и экологической обстановкой своей местности.



Примечание: на очной сессии первого года обучения основное внимание уделено рыбам и земноводным.
Первая ступень обучения
ТЕМА 1. ЗООЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ЗООЛОГИЮ ПОЗВОНОЧНЫХ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

Практическая работа

1. Знакомство с основными направлениями зоологии – науки о животных, их значимости

2. Освоение систематической схемы хордовых животных, куда входит подтип позвоночных

Теоретические сведения

Введение в зоологию позвоночных. Зоология позвоночных (зоология хордовых) – завершающий раздел систематической зоологии, посвященный типу хордовых (Chordata). Среди других типов царства Животных хордовые представляют особый интерес. Это наиболее высокоорганизованная и сложная группа животных, представленная большим числом (не менее 40000) видов, живущих в разнообразных условиях. Распространены они по всему земному шару. Сложность организации хордовых заключается не только в особенностях и разнообразии их строения и физиологических отправлений, но и в сложности взаимоотношений с окружающей средой.

Основные направление и проблемы. Возрастающее освоение природных ресурсов Хабаровского края оказывает все более интенсивное воздействие на животный мир, и это заставляет уделять внимание проблеме его охраны. Для рационального использования биологического потенциала позвоночных животных необходимо досконально знать не только их видовой состав, но и детали географического (ландшафтного) размещения, численность в разных местообитаниях.

Для распознавания видового состава следует познакомиться с характерными чертами внешнего строения, знать основные морфологические признаки. Морфологические признаки любого животного ориентируют на систематическое положение

Изучение позвоночных животных своего места жительства каждым школьником, проявившим интерес к зоологии, на уровне обучения в общеобразовательной школе или в системе дополнительного образования, может достичь значительных результатов и положить начало определению профессионализма. Стране всегда нужны грамотные специалисты.

Позвоночные животные имеют важное значение в различных областях хозяйственной деятельности человека. Почти все виды домашних животных относятся к позвоночным. Среди них есть животные, используемые для получения продуктов питания, кожи, шерсти, для транспортных, сторожевых, спортивных и др. целей. Позвоночные животные – огромный резерв для выведения новых хозяйственно ценных пород домашних животных. Процесс одомашнивания идет непрерывно и дает результаты в течение жизни одного поколения. Как не заметить процесс одомашнивания лисицы, песца, норки, соболя, нутрии, лося, страусов и др.?

Добыча диких позвоночных животных позволяет получать ценные продукты: мясо, жир, кожу, пушнину и др. Обработкой и использованием продуктов, получаемых от хордовых, заняты многие отрасли промышленности: мясомолочная, текстильная, кожевенная, меховая, медицинская и др. Эксплуатация диких позвоночных животных и разведение их домашних пород занимают важное место в народном хозяйстве каждого региона, в том числе и Хабаровского края.

Отрицательная роль позвоночных животных. Многие виды вредят сельскому хозяйству (мыши, полевки, крысы и др.), часть из них служат носителями и распространителями опасных инфекций: туляремии, энцефалита, псевдотуберкулеза, бруцеллеза и др.

Хордовые – важный материал для разнообразных по характеру и назначению исследований. На примере этой группы животных решались многие общие вопросы систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, экологии, био- и зоогеографии, палеонтологии, филогенетики, эволюционной теории, медицины.

Дальнейшее развитие зоологии позвоночных требует решения вопросов, связанных с изучением животных и др. ресурсов, охраной природы и рациональным использованием ее богатств.



Школьникам и студентам биолого-экологического профиля для изучения животных предоставляется большой выбор направлений зоологии. Мы предлагаем программу «Животные рядом с нами», чтобы предоставить возможность выбора направления при изучении позвоночных, обитающих в поселениях человека или в ближайших окрестностях.

Поставить цели и задачи вашего исследования по программе «Животные рядом с нами»;



Порядок выполнения работ

1.Ознакомтесь с литературные источники (список прилагается).

2.Познакомьтесь с анатомо-морфологическими признаками позвоночных животных.

3.Выберете нужную Вам группу животных, из них обратите внимание на нужный для Вас вид.

4.Составьте систематическую сетку выбранного вида (видов): подтип, класс, отряд, семейство, род и вид.

5.Обозначьте их латинскими названиями.

6.Заведите тетрадь для подготовки текста по биоэкологической характеристике вида (видов).

7.Составьте план последовательного изучения выбранной Вами темы.


Вопросы для обсуждения

1. Какие основные, практически значимые направления зоологии?

2.Какие основные признаки организации (строения) позвоночных животных?

3.Чем привлек Ваше внимание выбранный Вами вид (виды)?

4.Ваше представление о систематике Типа Хордовые (подтип Позвоночные).
Список рекомендуемой литературы

1. Абдурахманов Г. М., Лопатин И. К., Исмаилов Ш. И. Основы зоологии и зоогеографии. М.: АСАDEMA, 2001. 495 с.

2. Жизнь животных. Т. 4. Ланцетники. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы ( под ред. проф. Т. С. Расса). М.: Просвещение, 1983. 575 с.

3. Жизнь животных. Т. 5. Земноводные. Пресмыкающиеся (под ред. засл. Деятеля науки РСФСР проф. А. Г. Банникова). М.: Просвещение. 1985. 272 с.

4. Жизнь животных. Т. 6. Птицы (под ред. проф. В. Д. Ильичева, проф. А. В. Михеева) . М.: Просвещение, 1986. 479 с.

5. Жизнь животных. Т. 7. Млекопитающие (под ред. акад. В. Е. Соколова). М.: Просвещение, 1989. 558 с.

6. Константинов В. М., Наумов С. П., Шаталова С. П. Зоология позвоночных. М,:ACADEMA, 2006. 464 с.

7. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных (под ред. В. М. Константинова). М.: ACADEMA, 2004. 272 с.

8. Тагирова В. Т. Зоологические экскурсии в Приамурье. Учебное пособие. 1986. 104 с.

9. Новомодный Г. В., Золотухин С. Ф., Шаров П. О. Рыбы Амура: богатство и кризис. Владивосток, 2004. 63 с.



  1. Никольский Г. В. Река Амур и ее рыбы. Хабаровское книж. изд-во. Хабаровск, 1953. 116 с.

  2. Тагирова В. Т. Жизнь приамурских птиц. Хабаровск, 1997. 71 с.

  3. Тагирова В. Т. Пресмыкающиеся Хабаровского края. Хабаровск, 1997. 88 с.

13. Тагирова В. Т. Позвоночные животные Хабаровского края. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000. 36 с.

14. Тагирова В. Т. Земноводные Хабаровского края. Хабаровск, 2000. 107 с.



  1. Тагирова В. Т., Маннанов И. А., Соколов А. В. Полевая практика по зоологии позвоночных. Хабаровск, 2004. 112 с.


ТЕМА 2. ГОРОД (ПОСЕЛОК) – АНТРОПОГЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ

Практическая работа

Описание физико-географических условий местности



  1. Составление схемы города и мест изучения животных;

  2. Описание физико-географических условий местности

3. Описание основного (ных) мест обитания животного (ных);

4. Раскрыть взаимосвязи животных с окружающей средой;

5. Дать краткую природную характеристику местности по схеме:

местоположение, рельеф, гидросеть, климат, почвы, флора, фауна;

6. Выделить причины, позволяющие благоприятное (и неблагоприятное) обитание животных в данной местности.



Теоретические сведения

Город или другой населенный пункт с проживанием в нем большего или меньшего числа людей на определенной территории (площади) представляет сложную экосистему. Термин «экологическая система» был предложен А. Тенсли в 1935 г., который считал, что экосистемы «с точки зрения эколога, представляют собой оси, природные единицы на поверхности земли», в которые входит «не только комплекс организмов, но и весь комплекс физических факторов, образующих то, что мы называем средой биома, - факторы местообитания в самом широком смысле». Термин б и о г е о ц е н о з часто употребляется в том смысле, который придается термину «экосистема». Независимо от степени сложности экосистема характеризуется видовым составом, численностью входящих в нее организмов, биомассой, соотношением отдельных трофических групп, интенсивностью процессов продуцирования и деструкции органического вещества. Город представляет собой экосистему с пространственной разграниченностью, протекающими процессами круговорота при притоке из окружающей среды не только энергии, но и большего или меньшего количества вещества. Экосистема городская, с одной стороны, автономна, а с другой – открытая. Это природно-территориальный комплекс, который в литературных источниках иногда называют к у л ь т у р н ы й, или антропогенный, л а н д ш а ф т, ограниченный естественными рубежами и имеющий определенный внешний облик. В его формировании решающую роль сыграла хозяйственная человеческая деятельность.

Для городского ландшафта характерно сложное сочетание не только природных, но и искусственных компонентов. Данная тема раскрывается по схеме общепринятого описания природной характеристики местности по физической карте: месторасположение, рельеф, гидрография, климат, почвы, флора и растительность, фауна и животное население. В зависимости от рельефа (гор, рек и речек, озерных впадин, преобладающих сопок) и др. природно-географических условий животные выбирают места обитания, порой образуя скопления (например, земноводные и пресмыкающиеся после пробуждения или рыбы в период нереста). С помощью литературных источников и личных наблюдений можно предположить пути формирования фауны и населения наземных (возможно, и рыб) животных.


Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с планом города, его составными частями; составить картографическую схему;

2. Используя карту-схему населенного пункта, показать рельеф, речную сеть;

3. Разместить озеленения на карте-схеме с обозначением видов растений – индикаторов (эдификаторов);

4. Указать на карте-схеме места с проведенным геоботаническим описанием, содержание которого будет приведено в тексте исследовательской работы;

5. Выделить частный сектор с деревянными и каменными строениями, парки, бульвары, зеленые массивы, пустыри, водоемы и др.;

6. Выявить наиболее обжитые людьми и животными участки города;

7. Выбрать определенную часть города (поселка, села), в которой предстоит проведение наблюдений ;

8. Провести опросные сведения и собрать достоверные источники по истории создания и развития населенного пункта с целью выявления условий обитания дикой фауны;

9. Составить список позвоночных животных, обитающих в вашем населенном пункте (личные наблюдения, анкетные данные, литературные источники).



  1. Показать размещение отдельных численно преобладающих (фоновых) видов животных


Методы исследования

Экологические экскурсии по изучению животных, как составной части антропогенного и природного комплексов - одна из форм полевого практикума. Они могут проводиться в течение календарного года (по крупным и мелким млекопитающим) или с некоторым смещением по сезонам года. Часть экскурсий по изучению животных можно перенести на апрель-май, на начало вскрытия водоемов (водотоков) для круглоротых и рыб, пробуждения, размножения (земноводные, пресмыкающиеся) или прилета (птицы). Региональные особенности распознавания животных и их биоэкологических особенностей своего города, поселка, района - основа экологии. В антропогенных или близко расположенных природных комплексах как средах обитания – лес, луг, водоемы, можно заложить Экологическую Тропу, организовать систематические наблюдения за жизнью животных, их численном состоянии в течение года или отдельных сезонов.

Животные – существенный компонент антропогенных и природных комплексов, изучение которых сопряжено с флорой и растительностью, следовательно, с фитоценозом. В биологических связях существенную роль играют численно преобладающие виды – эдификаторы, или фоновые. Они играют существенную роль в структуре любого биоценоза. На их долю приходится до 90% от числа обитающих особей. Эти виды практически наиболее значимы. Они относятся к доминирующим видам, доля участия их в сообществах учтенных животных, как правило, высокая. Из числа фоновых позвоночных животных различают многочисленные и обычные. Редкие и очень редкие виды (виды – ассектаторы) - наименее значимы в структуре биоценоза. Они требуют к себе иного подхода – охранного, составляют предмет рассмотрения для внесения в Красную книгу или повышения численности. Для регистрации численного состояния пользуются методами количественного учета (см. список литературы).



Вопросы для обсуждения

1.Как понимать: город (или другой населенный пункт) – экологическая среда?

2. Сформулируйте понятия «рельеф». «гидрография», «климат», «почвы», «флора», «растительность», «фауна», «животное население».

3.Дайте определение «Экологическая тропа», где ее заложить для последующих наблюдений?

4.Что значит «численно преобладающие виды», многочисленные, обычные, редкие и очень редкие.

Список рекомендуемой литературы

1. Биологический энциклопедический словарь. М.,19864.

2. Вишневский Д. С., Пензин И. Д. Физическая география Хабаровского края. Хабаровск, 1976. 78 с.

3. Никольская В. В. Дальний Восток. М., 1961. 215 с.

4. Никольская В. В. Физическая география юга Дальнего Востока. М.., 1982.

5. Новиков Э. А. Город и природопользование. Л., 1984

6.Тагирова В. Т. Зоологические экскурсии в Приамурье. Учебное пособие. Хабаровск, 1977. 98 с.

7.Тагирова В. Т. Зоологические экскурсии в Приамурье. Учебное пособие. Хабаровск, 1986. 104 с.

8.Тагирова В. Т. Жизнь приамурских птиц. Хабаровск, 1997.

9. Хабаровск. Географический атлас (отв. ред. Т. Н. Гайфулина). М.: Гл. управ-е геодезии и картографии, 1989.

10. Христофорова Н. К. Основы экологии. Владивосток: Дальнаука, 1999.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ АНТРОПОГЕННОГО КОМПЛЕКСА

РЫБЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ МЕСТНОЙ ФАУНЫ

Практическая работа

1. Вести дневник наблюдений за животными, их описаний и рисунков;

2. Добытых или встреченных особей рыб или земноводных (лягушки, жабы, квакши, жерлянки):

а. определить до вида, составить систематическую схему;

б. зарисовать (или представить фото) в разной проекции (сверху, снизу, сбоку);

в. составить таблицы промеров и морфологических описаний;

г. сделать фотографии мест обитания рыб и земноводных, их размножения, питания и др.

Теоретические сведения

Историческая справка по изучению фауны рыб и земноводных своей местности составляется с помощью литературных источников и опросных сведений. Возможно, в давние времена обитали и другие виды, и виды с другой (высокой) численностью. Хорошо, если будут приведены опросные сведения среди старожилов, охотоведов – биологов, учителей биологии, географии и др. о видовом составе рыб, земноводных и др. животных, их численном состоянии. Используя литературные источники, желательно составить систематическую схему обитающих в Ваших реках и озерах рыб и земноводных с обозначением их численности.

Необходимо познакомиться с общей характеристикой классов – Костные рыбы и Земноводные: видовой состав, распространение, морфологические признаки, особенности дыхания, питания, размножения, и др.



Порядок выполнения работы:

1. Выберите участок местности, где Вы проживаете.

2. Опишите территорию вокруг исследуемого участка – парка, водоема, лесного массива, луга, отрезка реки.

3. Отметьте, есть ли вблизи дороги, какого они типа (грунтовые, шоссейные) и как близко проходят. Есть ли рядом промышленные предприятия и какие сельскохозяйственные территории (огороды, поля, склады), свалки и др.

4. Измерьте ширину и длину (площадь) выбранного участка шнуром, помеченной на метры веревкой. Если изучаете озеро или пруд, определите его площадь (длину и ширину) и форму. В разных местах определите глубину с помощью шеста, размеченного на сантиметры.

Наиболее употребляемые стандартные промеры рыб и земноводных показаны на рис. 1 и 2.



Рис. 1. Внешнее строение серебряного карася (Carassius auratus):

I - голова; II - туловище; III - хвост; 1 - жаберная крышка; 2- спинной плавник; 3- хвостовой стебель; 4- хвостовой плавник; 5- грудной плавник; 6 - брюшной плавник; 7 - анус; 8 - анальный плавник; 9 - боковая линия; 10 - затылок; 11 - рыло; 12 - подбородок; 13 - горло; 14 - ротовая щель.

Рис.2. Схема тела и головы лягушки: 1 – ноздря, 2 – глаз, 3- барабанная перепонка, 4 – носовая полоска, 5 – верхнее веко, 6 – ширина века, 7 – промежуток между веками, 8 – промежуток между ноздрями, 9 – промежуток между носовыми полосками, 10 – расстояние от конца морды до ноздри, 11 – расстояние от конца морды до переднего края глаза, 12 – спинно-боковая складка, 13 – бедро, 14 – голень, 15 – предплюсна, 16 – длина туловища, 17 – плюсна и фаланги пальцев, 18 – длина бедра, 19 – длина голени, 20 – клоака.
Вопросы для обсуждения

1. Сколько видов рыб и земноводных обитают в вашей местности?

2. Какие виды рыб и земноводных имеют численное превосходство?

3. Что показали опросные сведения о рыбах и земноводных?


Список рекомендуемой литературы

Рыбы

Е.Д. Васильева. Рыбы. Энциклопедия природы России. Жизнь животных. М., 1999.

С. М. Дорохов. Юному рыбоводу. М., 1958.

С. П. Кучеренко. Рыбы у себя дома. Хабаровск, 1988.

М. Д. Махлин. Амурский аквариум. Хабаровск, 1990.

Н. А. Мягков. Атлас-определитель рыб. Книга для учащихся. М.,1994.

Г. В. Никольский. Река Амур и ее рыбы. Хабаровск, 1953.

Г. В. Никольский. Рыбы бассейна Амура. М., 1956.

В. Т. Тагирова. Рыбы и рыбные ресурсы. В кн.: Энциклопедия Хабаровского края и Еврейской автономной области. Хабаровск, 1995.

Земноводные

Кузьмин С. Л. Земноводные бывшего СССР. М., 1999.

Кузьмин С. Л., Маслова И. В. Земноводные российского Дальнего Востока. М., 2005.

В.Т. Тагирова. Земноводные Приамурья. Учебное пособие. Хабаровск,1984.

В. Т. Тагирова. Зоологические экскурсии в Приамурье. Хабаровск, 1986.

В. Т. Тагирова. Земноводные Хабаровского края. Учебное пособие. Хабаровск, 2000.


ТЕМА 4. МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЙ И СБОРА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Задачи: Освоить методы качественного и количественного учетов животных

Практическая работа
1. Выбрать отдельные участки для наблюдений, заложить маршрут не менее 500 м протяженностью или площадку для ведения подсчетов особей животных.

2. Вести дневник наблюдений за животными, их описаний и рисунков;

3. Добытых или встреченных особей рыб или земноводных (лягушки, жабы, квакши, жерлянки):

а. определить до вида, составить систематическую схему;

б. зарисовать (или фото) в разной проекции (сверху, снизу, сбоку);

в. составить таблицы промеров и морфологических описаний;

г. сделать фотографии мест обитания рыб и земноводных, их размножения, питания и др.
4. Все наблюдения записываются в дневник с бумагой в клеточку и твердой обложкой:

- Карандаш должен быть простым, не химическим.

- Записи следует вести на одной стороне листа, начиная с указания номера маршрута, даты, направления (конечный пункт), времени начала маршрута, описания погодных условий.

- Составить таблицу учета встреченных особей с обозначением морфологических (внешних) признаков, используя рис. 1, 2,. Например:

Таблица 1. Масса и промеры встреченных особей земноводных на маршруте

Вид

Масса,

г


Длина

тела, мм


Длина

бедра, мм



Длина

голени,


мм

Промежуток между

ноздрями, мм



Промеж. между

веками, мм



От конца

морды до


ноздри, мм


















































Теоретические сведения

Методы количественного учета в основном сводятся к двум: площадный и линейный. Для площадного метода выбирается площадка определенного размера с местом обитания или скопления животных. Например, в водоеме длиной 18 м и шириной 10 м (общая площадь акватории 180 кв. м) плавают личинки-головастики земноводных. Путем подсчета головастиков на каждый квадратный метр акватории или их отлова с помощью емкости определенного объема (1 – 3 л) ведут экстраполяцию на всю площадь или общий объем. Линейный метод иначе называется маршрутный. Выбирается определенный однотипный участок суши или прибрежной линии водоема, измеряют длину маршрута, на котором предстоит работать. Расстояние на маршруте можно измерять шагомерной съемкой, предварительно измерив длину своего шага или с помощью шнура; длина маршрута (пройденное расстояние) не должна превышать 1 км. Все встреченные неживые объекты, которые могут служить ориентирами (дома, электролинии, дороги, ручьи и т.п.), обозначают топографическими знаками. Маршрут можно чертить по ходу, к нему привязывают встречи с млекопитающими, птицами, с редко встречающимися пресмыкающимися и земноводными, растениями. Хорошо вычерченный маршрут точно указывает, где была встреча с животными или его следами. При многолетних наблюдениях на одних и тех же маршрутах можно вывести определенные закономерности расселения позвоночных животных, их численности.



Рыбы на экскурсиях добываются посильными и разрешаемыми методами: при помощи удочки с одним или несколькими крючками, спиннинга, мордуши. Добытые рыбы рассматриваются, определяются виды, при этом измеряется и взвешивается каждая особь с определением пола, возраста (по чешуям); составляются таблицы по систематическому положению и с промерами (см. рис. 1). Все данные заносятся в полевую книжку или в дневник. Желательно применять латинские названия. Примерные таблицы 1 –2. По числу особей добытых рыб можно составить представление о численном их составе.

Таблица 2.Систематика добытых рыб Найхинской протоки




Класс

Отряд

Семейство

Виды

Место добычи,

дата


Число

особей


Костные рыбы.

Osteichtchyes



Карпообразные.

Cypriniformes



Карповые.

Cyprinidae



Серебряный карась.

Carassius auratus



С. Найхин

5










Сазан




2




Сомообразные

Сомовые

Амурский сом




1
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка