Питер москва ■ Санкт-Петербург Нижний Новгород ■ Воронеж




старонка1/8
Дата канвертавання21.04.2016
Памер1.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ИНКструкция для продвинутого пользователя изделия Homo sapiens

Игорь Калинаускас

ОГНЕННЫЙ ЦВЕТОК
Методика ДФС

ПИТЕР

Москва ■ Санкт-Петербург - Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

2009

Калинаускас Игорь Николаевич Огненный цветок. Методика ДФС

Заведующая редакцией В. Малышкина

Ведущий редактор Т. Яценко

Литературный редактор Е. Зверева

Художник К. Радзевич

Корректор Т. Данилова

Верстка И. Проворов
ББК 53.57 УДК 615.851
Калинаускас И. Н.
К17 Огненный цветок. Методика ДФС. — СПб.: Питер, 2009. 192 с . ил.

ISBN 978-5-388-00498-7

Игорь Калинаускас — психолог, писатель, профессор, a главное - практик повышения эффективности жизни человека в мире.

Более 30 лет назад его методика ДФС была запатентована как практический инструмент работы с психоэнергетикой.

Дифференцированные Функциональные Состояния — научное название для простого и нужного:

— как правильно воспринять;

— как адекватно отреагировать;

— как не потеряться в ситуации и обратить ее в свою пользу;

— как расширить границы своего мира;

— как построить отношения, карьеру, диалог с окружающим.

Четыре упражнения на базе энергетической структуры «Огненный цветок». Шестнадцать состояний, как палитра, сконцентрировавшие краски пространства.

Хотите почувствовать себя человеком в мире, а не песчинкой на берегу? ДФС — ключ, который вы искали.


© ООО «Питер Пресс», 2009

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена и какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-388-00498-7

Подписано в печать 08.08.08. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 12. Тираж 5000 экз.

Заказ 11143.

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., д. 15.



Содержание

Об авторе

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЧЕЛОВЕК В ПРОСТРАНСТВЕ КАК ХОЗЯИН

ДФС? Что это?

Инструментальный подход

Диалог. Умение договориться

Резонанс. Что там за словами?

Азбука ритмов. Как ты звучишь?

Ритм В

Ритм С


Ритм D

Ритм А


Практика ритмов. Настраиваем скрипку

Откуда энергия? Определяем уровни



ЧАСТЬ ВТОРАЯ. В ПРОСТРАНСТВЕ КУКЛЫ НЕ ЖИВУТ

Из истории эмигранта

Энергия белого огня

«Огненный цветок»-функциональная система

Базовые упражнения методики ДФС

«Созерцание»

«Полет белой птицы» - тренинг управляемого воображения

«Кино»


«Ноль-концентрация»

Шпаргалки попробовавшим

«Огненный цветок»

«Созерцание»

«Кино»

«Полет белой птицы»



«Ноль-концентрация»

Психоэнергетика как инструмент с позиции МКС

Комплекс базовых упражнений с позиции МКС

Новый этап. ДФС как целое

ДФС - технология для деятельности

Язык состояний

Доминанта и путешествие по ритмам



1D



2D



ЗА

ЗВ

ЗС



3D

«4» — гармонизация как базовое состояние

для нового качества

Вместо заключения. Почему люди не живут, опираясь на душу?

Приложение 1. Общие принципы саморегуляции

Приложение 2. Принципы методики ДФС

Об авторе

Игорь Калинаускас родился 7 февраля 1945 года в Новгороде. Окончил Театральное училище им. Б. Щу­кина, долгое время был известен как театральный актер и режиссер.

Затем сфера его деятельности существенно расшири­лась, и Игорь Калинаускас стало известен в научных и литературных кругах как автор книг и статей на самые разнообразные темы — от психологии до медицины. Се­годня Игорь Николаевич Калинаускас — профессор, док­тор наук в области философии и психологии личности, вице-президент МАИСУ, почетный президент МАНК, действительный член МАИ, поэт, писатель и художник. Он автор многочисленных научных статей и моногра­фий. Один из первых социоников, автор упрощенной мо­дели соционики — «штурвала Калинаускаса». Его книги «Жить надо», «Игры, в которые играет "Я"», «Хорошо сидим» и другие вызывают неизменный интерес у самых разных читателей, о чем свидетельствуют и многочис­ленные переводы на английский, литовский и словацкий языки.

Более десяти лет Игорь Калинаускас известен как пе­вец и композитор (сценический псевдоним — Игорь Си­лин) дуэта ЗИКР. А с 1996 года его многогранную творче­скую натуру увлекла живопись, и сегодня его творчество привлекает все более широкий круг ценителей.



Часть первая

Человек в пространстве

как хозяин
Когда-то очень давно люди твердо знали, что Земля плоская, что у нее есть край, и ходить на край Земли опа­сались. Еще бы! Если у чего-то есть край, то с него, несо­мненно, можно свалиться. Легенды о крае плоской Зем­ли существовали самые разные, но все соглашались: там ждет человека нечто страшное и неизведанное.

Были герои сказочные и настоящие, которые время от времени отваживались на вылазки в эти непознанные и опасные края. Но со сказочными героями там случались всякие очень опасные приключения, а реальные люди чаще всего не возвращались. И это только подтверждало опасения. Так родилось правило «счастливой жизни»: хочешь жить спокойно — не ходи на край, не выходи за границу, не переступай черту. То, что за краем, границей, чертой, — страшно, опасно и ничего хорошего чаще всего любопытствующему не принесет.

Но тем и славен род человеческий, что всегда найдутся безумцы и непоседы, любопытствующие и непослушные Мир изменился. Пройдя через страх, осуждение, недоуме­ние и недоверие, жертвуя благополучием и жизнью, до­были безумцы-смельчаки для рода своего среди других многих истин и эту — Земля круглая, и парит она в про­странстве, и кружит вместе с другими планетами вокруг Солнца. Да и Солнце не одно, а множество их. И множест­во миров и планет, и галактик, и нет этому конца и счета. И все это бесконечно-вечно существующее живет, вращается, гаснет и вспыхивает в пространстве, которому дали имя космос.

А что же люди? Как быть человеку, который точно зна­ет, что есть у него начало и конец, что он ограничен во вре­мени, ограничен возможностями своего тела, ума, таланта, воспитания, ограничен писаными и неписаными законами и правилами? Какое отношение имеет он к безбрежному миру, в который поселили его, не спросив желания?

Ну что люди... Велик человек во всем. И в способно­сти постигать неизведанное, и в способности приспосаб­ливаться к любым переменам.

Люди продолжали жить на Земле, пользоваться новы­ми знаниями, использовать великие открытия для своих каждодневных нужд, пересекать моря и океаны, заселять пустующие территории. Каждый отвоеванный у беско­нечности кусочек человек быстро огораживал стенами и заборами, выкраивая ограниченные, но изведанные и безопасные кусочки. Может, по привычке, а может, по правилам спокойной жизни, превращая огромную, круг­лую, вращающуюся в бесконечном пространстве Землю в обжитую плоскую территорию. И себя ограничивал, за­ковывая в латы неизменности и постоянства, преграждая дорогу к живому общению с окружающим миром и са­мим собой.

Сами о том не ведая, в первобытном страхе ма-а-а-а-ленького человека перед огромным миром, мы надеваем на себя ограничения, чтобы не было так страшно, чтобы точно знать: вот он я, я такой, я точно знаю, где я начина­юсь и чем заканчиваюсь. Я каждый день смотрюсь в зер­кало и узнаю себя.

Ах, как мы радуемся, когда, встречая старых знакомых после долгой разлуки, слышим: «Я сразу тебя узнал. Ты совсем не изменился».

Ура, вот радость, вот счастье. Я не изменился, я уз­наваем.

— Никогда не задумывались, а чему мы, собственно, так рады?

Как чему? Узнаваемость и неизменность залог стабильности и безопасности. И это хорошо! А риск и не­известность, вещи, конечно, привлекательные, — в кино, в книгах, в чужих рассказах. Вы рискуйте, а мы посмот­рим, что из этого получится. А вот когда получится, то­гда, может быть, для своей пользы и приспособим.

Пусть так и будет во веки веков, невольно решает че­ловек. Пусть мир вокруг тоже будет узнаваем, пусть он мало меняется. Тогда все будет безопасно и надежно.

Сколько людей готовы жить, как сложилось, быть не­довольными обстоятельствами, жаловаться, хандрить, впадать в депрессию или агрессию, ходить к психотера­певту или ближайшему ларьку... и изо всех сил, вопреки всему, не меняться. Не замечать, что мир-то меняется, меняется стремительно и как будто совсем независимо от нас. Помните: «Остановись, мгновенье, — ты прекрас­но!» А какая разница — прекрасно, ужасно?.. Главное — остановись! Пусть будет, как есть, — так хорошо, так привычно.

Но никакие ухищрения, увы, не помогают. Окружаю­щий мир меняется не только в течение нашей жизни, ме­няется ежегодно, ежеминутно. И это не только новый дом, который неожиданно вырос за вашим окном, и не новые марки машин, и даже не новые продукты в магази­не или новый телевизор в вашей квартире. Это другая скорость жизни и другой климат, это новые знания. Это дети, которые знают и умеют больше родителей, которые лучше разбираются в новом меняющемся мире, потому что они в нем родились и еще не успели обидеться и ис­пугаться.

Уже сегодня, уже сейчас появилось что-то новое, чего вчера еще не было. Это отношения между людьми, кото­рые строятся по новым правилам и законам, это откры­тые границы, из-за которых приходят совсем другие пра­вила и новые понятия о том, что хорошо и что плохо... Цена жизни человеческой совсем другая. Земля стано­вится все меньше и доступнее, и никуда не денешься от­того, что она круглая и несется в бесконечной Вселенной вместе с другими мирами. А куда несется? Не известно никому.

И только картины в музеях все те же. Однако и здесь все незаметно становится другим. Ведь понятие красоты непостоянно...

Все больше сил тратит боязливый человек на то, чтобы отгородиться от всего этого тревожащего нового мира, все больше энергии уходит у него на сохранение стен и забо­ров, но мир летит, и ветер перемен рвет с крыш черепицу, шатает заборы и воет за законопаченными окнами.

О чем это? О том, что мир вещей, мир стабильности, постоянства, где поколения умирали и зачинались в той же постели, где правнучка надевала прабабкино подве­нечное платье и внук доставал дедовский меч, собираясь сражаться за неколебимость своего мира, уже давно ис­чез. В большей части мира, в котором мы живем, про­изошла тихая, незаметная, но необратимая революция — мир вещей уступил место миру процессов.

Статичный, известный, гарантированный, неживой мир превратился в стремительно ускоряющийся поток — изменчивый и непредсказуемый. Конечно, не сам по себе, а, как бы это точнее выразиться, в результате деятельности человечества, но, увы, без согласия отдельно взятого конкретного человека.

Возникает законный вопрос: а что же человек? Венец природы! Что делать ему во всем этом? Поискав ответ в известном, он оказывается перед выбором:

ЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИВАТЬ? СОЗДАВАТЬ ИЛИ ПРИ­СПОСАБЛИВАТЬСЯ?

Путь выживания и приспособления не нов, известен и проторен.

Человек — давно уже прекрасный специалист по по­строению собственного отдельного мира, границы которо­го определяются областью интересов и кругом знакомых, территорией, за пределы которой он редко заглядывает. Даже пресловутое «окно в мир» под названием телевизор воспринимается не как окно, а как все тот же холст в ка­морке папы Карло — очаг нарисован, огонь ненастоящий.

Совсем недавно в одной милой семейной телевизион­ной передаче немолодая актриса сделала очень характер­ное признание: «Я совсем не могу ходить в магазины. Те­ряюсь от количества товаров, не знаю, что выбрать... Не нахожу знакомые продукты и не понимаю, что купить. Старых друзей становится все меньше, а с новыми, моло­дыми, не знаю, о чем говорить, не понимаю, когда они го­ворят всерьез, когда шутят, что для них действительно важно». Горькое и мужественное признание. Человек за­мер в привычном мире, а мир течет, движется и проходит сквозь и дальше.

Вы со мной не согласны? Тогда предлагаю небольшой тест для внутреннего пользования.
Вы живете в большом или не очень городе.

Пересчитайте количество людей, с которыми вы постоянно общаетесь.

Пересчитайте маршруты, по которым вы ходите и ездите, выставки, музеи, новые спектакли, которые посещаете.

А из чего состоит мир, в котором живут ваши соседи, ваши сослуживцы? А ваши дети?

Как мировые события, катаклизмы, катастрофы, достиже­ния, открытия, политические баталии влияют на вашу кон­кретную житейскую ситуацию? А то, что показывают по теле­визору?

А о чем вы думаете, когда пытаетесь понять, почему с вами случилось то или иное событие?

Приходит ли вам в голову, что эти ваши, только ваши со­бытия связаны с мировыми процессами, с общими тенден­циями изменения системы отношений в человеческом обще­стве, с иными взглядами на семейную жизнь, на отношения отцов и детей, с изменениями моральных норм и нравствен­ных приоритетов?

А как на вашу жизнь влияет то, что вы живете не просто на планете Земля, а в космосе и с этой точки зрения мало отличаетесь от тех, кто там, вокруг Земли, вертится в кос­мическом корабле?


От ответов на эти вопросы, собственно, и зависит, что вы выбираете: плоскость или пространство, жизнь или выживание, созидание или приспособление, границы или диалог.

Действительно ли есть варианты? Да, есть.

Если вас не вдохновляют и не мотивируют постоянные хлопоты по строительству крепостных стен. Если хочется пожить не на территории, а в мире. Если хочется, с удов­летворением вытирая пот со лба, разминая радостно гудя­щие мышцы, не сдерживать радость при виде хорошо и с удовольствием сделанной работы, которую вы назовете «моя жизнь», и с восторгом предъявите это произведение миру. Тогда у вас возникнет неизбежная мысль: «Если я согласен допустить, что мир — это не куча более или ме­нее случайных и в большинстве своем ненужных мне ве­щей, случайных встреч, связей, пересечений-отношений, знаний, информации (неизвестно зачем во мне и вокруг меня мелькающей), да и сам я — никакая не пылинка на песчинке, летящая в бесконечной страшно-неведомой Вселенной, а нечто, простите за пафос, по образу и подо­бию и венец творения, то не пора ли заняться таким де­лом, как реализация, воплощение, явление этого образа и подобия, этого венца и этого величия?»

Пойдем в этом прозрении еще дальше и даже предпо­ложим, что вы — не Емеля и прекрасно понимаете: для осуществления этих желаний как раз и придется слезть с печи, и не будет никакой щуки, разве что та, которую вы сами себе организуете: то ли поймаете, то ли купите на заработанные. Предположили. Вот теперь и рождается простой, ясный и отрезвляющий вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как что? Начать переселение. Переселение из-за ого­роженной и привычной территории в Пространство — естественное место обитания человека живого, текучего и резонирующего с миром.

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ БУДЕМ? С главного - с изме­нения отношения к окружающему миру. Попытаемся уви­деть его не плоским, разрозненным и случайным, а цель­ным, объемным, взаимосвязанным — Пространством. Пространством, которое одно, но заполнено многим.

Важно и то, что оно «одно», и то, что оно «заполнено многим».

Одно — и из этого следует, что ничто не существует само по себе. Знаем мы об этом или нет, отслеживаем или нет, все вокруг нас живет в постоянном взаимодействии: информационном, физическом или энергетическом.

Заполнено многим означает, что в эти взаимодействия вступает все разнообразие форм живого и неживого, ви­димого и невидимого, ведомого нам и неведомого.

А раз так, то о какой эффективности своего пребыва­ния в мире можно говорить, если прикрытые стенами и загородками, мы не просто не знаем, как реагировать, как воспринимать то, что происходит вокруг, но не зна­ем даже, что в принципе можем.

А если согласиться, что все так и есть, и попытаться увидеть себя не щепкой, безвольно мотающейся в неиз­вестно откуда и куда текущих потоках жизни, а процессом в Пространстве? Процессом объемным и многогранным, и поэтому имеющим возможность с этим Пространством взаимодействовать или, как сейчас принято говорить, вступать в партнерские отношения. Тогда встает еще один очень важный вопрос.

— Ну, хорошо, — соглашаетесь вы. — Мир — Про­странство, и человек — процесс. Мир говорит, сообщает, намекает, предлагает, несет информацию. А процессуаль­ный, живущий по принципу «пространство в простран­стве», человек готов вступить в эти самые партнерские взаимодействия, войти в Диалог с миром. Хорошо, вот он я — человек, вот ты — мир.

КАК МЫ ЭТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Как услышать и, что еще важнее, верно интерпретировать все, что говорит мир, как выделить то, что нужно? Где дорога к живому общению, не конвенциональному, не расписанному по заранее известным правилам?

Результатом ответов на эти вопросы и стала методика дифференцированных функциональных состояний — ДФС.



ДФС? Что это?
Доступ к Феноменальным Способностям?

Достижение Феерической Спонтанности?

Действенная Формула Самодостаточности? Да, все это и не только...

ДФС — технология Доминирования Филигранного Сопереживания, соответствующая Динамическая Функ­циональная Структура и конкретная практика для тех, кого привлекает не только игра слов, а реальные Дела, Факты и Смыслы... Душу Формирующие Свободную.

Выражаясь Деловито, Формально и Серьезно, ДФС — это комплекс методов и технологий, позволяющий пе­рейти от неуправляемого эмоционирования к целостно­му переживанию.

Простите, это, конечно, очень интересно, но страш­новато как-то. Жили себе спокойно, не в диком лесу, а на огороженном участке — цивилизованно. Все камни извест­ны, все уголки исследованы. Соседи давно знакомы. Все при­вычно, безопасно, гарантированно.

— А не скучно? В плечах не жмет? Королевство не ма­ловато? Если не скучно, не жмет и не маловато, то можно не беспокоиться. Это не ваше приключение.

У технологии, которая вам предлагается, есть много оп­ределений, и в нашем путешествии они появятся как пу­теводные знаки в свое время. А приключение всегда начи­нается с первого шага, и мы с вами начнем с нескольких практических моментов, которые совершенно необходимо освоить, постигая искусство ЖИТЬ. Искусство жить в пространстве, в объеме, искусство быть живым. Это некие киты, на которых стоит здание-знание методики ДФС. Методики дифференцированных функциональных со­стояний. Вчувствуйтесь!



Дифференцированных — разнообразных, различи­мых, поддающихся определению, описанию и усвоению.

Функциональных — конкретных, применимых к дей­ствию, описывающих действие, эффективных.

Состояний — переживаний, настроений, звучаний.

Вам больше не грозит испортить долгожданный празд­ник неизвестно откуда накатившимся плохим настроени­ем. Вы больше не будете через силу тащить себя на ра­боту, потому что, как неожиданный циклон, накатило нерабочее настроение. Вы не будете мучиться, понимая, что надо спешить, а хочется лениво сидеть на диване. Вы просто войдете в нужное вам состояние, и у вас всегда бу­дет достаточно энергии, чтобы выполнить задуманное.


Инструментальный подход
Внимание, начинаем переезд с территории в Простран­ство.

Как при всяком переезде, займемся для начала разбо­ром хозяйства.



Что у нас есть? Годится ли это для новой жизни, вы­брасывать ли, брать ли с собой?

Велики ли затраты на обновление и переделку имеюще­гося?

И что просто необходимо еще приобрести?

Решая эту задачу, предлагаю посмотреть на себя как на собственника (а впоследствии хозяина) трех инстру­ментов, данных человеку при рождении, очень полезных и нужных, но часто мало или весьма неэффективно ис­пользуемых. Вашему вниманию предлагается инстру­ментальная составляющая Я-концепции или инстру­ментальная концепция себя.



ОТКУДА ИНСТРУМЕНТЫ?

Не волнуйтесь, все это у нас уже есть от рождения, про­сто мы совершенно не привыкли смотреть на себя с такой точки зрения. Взгляд-то за годы жизни совершенно замы-ленный. Живешь в доме, живешь, ни на что конкретное внимания не обращаешь, а придет кто-то в гости: «Ах, ка­кой у вас шкаф необыкновенный! А ваза-то, ваза какая! А часы! Где вы только это все взяли?.. А что ж вы их в угол незаметный засунули? Это же чудо! Произведение искус­ства! Да всему этому цены нет!» И удивленный хозяин рас­терянно оглядывается вокруг, неожиданно осознав себя владельцем сокровищ. Так приблизительно и с тем, что вы­дала нам природа при рождении.

Инструментальная Я-концепция предлагает выделить три инструмента:


  • тело;

  • сознание;

  • психоэнергетику.

Для того чтобы увидеть, можете ли вы эти, данные вам природой составляющие действительно назвать своими инструментами хоть до какой-то степени, выясните,

А ЧТО ВЫ УМЕЕТЕ С ИХ ПОМОЩЬЮ ДЕЛАТЬ?

Тело. Проще всего, конечно, с телом. С самого рожде­ния его неустанно превращают в инструмент для решения огромного количества задач, которые ставит перед нами жизнь. Его учат ходить, сидеть, бегать, прыгать, плавать, лазать, держать вилку и нож, ручку, играть на рояле, хо­дить прямо и даже на каблуках. Каждый может продол­жить список, опираясь на историю своей жизни и опыт.

Осознанные возможности управления телом и опреде­лят его границы как инструмента: от первых неловких детских шагов до совершенства, которое демонстрируют великие спортсмены или танцовщики. Но имейте в виду, когда-то существовавшие, но утерянные навыки в зачет не идут. Умели садиться на «шпагат» и кататься на конь­ках, а сейчас с трудом нагибаетесь, чтобы завязать шнур­ки? Диагноз печален — ваш инструмент заржавел и поте­рял свои былые качества. Хотите обновить, определите задачу и тренируйте.


Сознание. Тут у нас тоже немалый опыт превращения природной данности в инструмент. Сознание учат гово­рить, причем на разных языках, развивают память, обуча­ют думать и думать по-разному, его тренируют понимать, читать, размышлять, размышлять на заданную тему и не думать о ненужном хозяину в данный момент. Оно осваи­вает технологию решения умственных задач, запоминает стихи, даты и рецепты. Запомнить можете. А забыть? По собственному желанию, а помнить то, что забывать неэф­фективно?

Границы сознания как инструмента Определяются по тем же принципам: что оно может или не может сделать по вашему требованию. Можете не думать о белой обезь­яне?


Психоэнергетика. Это сфера переживаний эмоций, настроений, чувств. Пожалуй, по поводу этой составляю­щей у нас возникает больше всего вопросов. Никто не со­мневается — что-то такое у каждого, несомненно, есть. Чувства, эмоции, переживания, настроения... Энергия то перехлестывает через край, то ее совершенно не хватает. И мы чаще всего чувствуем себя зависимыми от каких-то сил, про которые почти ничего не знаем, а потому и де­лать с этим практически ничего не умеем. Мы отлично чувствуем, что наше настроение меняется, а в зависимо­сти от настроения меняется взгляд на окружающих лю­дей и ситуации. Мы точно знаем, что есть музыка, люди, места, которые влияют на наше состояние в лучшую или в худшую сторону... Мы зависимы. А так хочется освобо­диться, снится самостоятельность и эмоциональная неза­висимость. Мечтается перестать чувствовать себя мухой в паутине и марионеткой на веревочке.

Такое настроение было прекрасное. Проехался в метро, и все прекрасное настроение куда-то делось.

Настроение было чье? Ваше? Кто ж тогда тот злобный враг, который намеренно вам его испортил? У вас что, так просто отобрать ваше?

Шел по улице спокойный, уверенный в себе, знал куда и зачем. Зашел в супермаркет, там толпа, суета, так рас­терялся, забыл за чем шел.

Что-то вы явно за своим хозяйством плохо пригляды­ваете. Ведь давно известно — что плохо лежит... Отсюда и страшилки: ой влияют, ой программируют, ой манипу­лируют. А все так просто — с бесхозной вещью случиться может всякое, случайные обстоятельства способны ее ис­портить, расстроить, поломать.

Навыков по управлению психоэнергетикой у нас, по­жалуй, меньше всего.



НО КАК МОЖНО УПРАВЛЯТЬ СВОИМ СОСТОЯ­НИЕМ?
Покопавшись в воспоминаниях, мы находим там чаще всего несколько жестких и ничего не объясняющих ука­заний по управлению этой подозрительной и тревожа­щей стихией. «Успокойся, держи себя в руках, веди себя прилично». «Не реви, не смейся так громко, не расстраи­вайся, не нервничай». Легко сказать! Да и кто против? Но так вместо обучения, раскрытия возможностей и раз­вития мы обретаем только некоторые навыки укрощать и усмирять себя.

Бушуют, рвутся из глубины души любовь и нежность, а наружу — несколько безликих банально-пустых слов. Гнев и возмущение вскипают в душе, а наружу, в зависи­мости от воспитания, ненормативная лексика, стыдный визг или слезы от невозможности выразить переживае­мое. Только те, чья судьба связана с творческими про­фессиями — актеры, музыканты, — получают некий для большинства экзотический навык управления и созна­тельного использования того, что мы с сегодняшнего дня будем называть психоэнергетическим инструментом — инструментом, предназначенным для познания мира переживаний.

Именно на развитии этого инструмента и на освоении навыков управления им и сосредоточилась психотехника под названием ДФС.

Еще один необходимый шаг в процессе переезда. Ре­шив переселиться из мира «на плоскости» «в пространст­во», мы не можем не учитывать, что жизнь в новом мире потребует умения общаться. Для общения нужен язык. Нам понадобится освоить язык пространства, и это будет один из главных моментов в освоении искусства жить в пространстве. Но прежде, чем приступить к практическо­му изучению языка, несколько слов по теории общения.


Диалог. Умение договориться

ДИАЛОГ (греч. dialogos — беседа) — ин­формативное и экзистенциальное взаимо­действие между коммуницирующими сто­ронами, посредством которого происходит понимание.


Новейший философский словарь

Диалог в наше время — понятие всем известное и широко употребляемое. Кто только ни стремится к диалогу, кто только в него ни вступает. Государства, правительства, культуры, политические партии и религиозные конфес­сии. Сразу видно, что дело это нужное, позитивное и эф­фективное.

А люди, конкретные люди, мы-то что делаем, когда разговариваем, общаемся, беседуем?

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, КОГДА ОБЩАЕМСЯ?

Почему иногда общение приносит радость, прибавку энергии, ощущение, что произошло что-то очень важное, значимое для нас и для нашего собеседника? А иногда не остается ничего, кроме опустошенности, ощущения зря потраченной энергии и бессмысленности происходяще­го. И это может произойти в результате общения с одним и тем же человеком. Чем же мы чаще всего занимаемся под видом беседы и как бы в стремлении, чтобы нас по­няли?
Молодая мама жалуется, что ее сын ничего ей не расска­зывает, а вот няня все про него знает.

— А вы когда с ним разговариваете?

— Ну, я прибегаю с работы и спрашиваю: «Как дела? Что было в детском саду?» А он: «Хорошо». И все.

— И что дальше?

— Да ничего. Ему пора спать, а у меня еще куча дел.

— Муж совсем перестал со мной разговаривать. Я спраши­ваю: «Как дела на работе?» А он: «Нормально».

-А вы?

— Ну, у меня еще по дому дела, себя в порядок привес­ти. Чувствую, что надо бы сесть, не спеша поговорить. Но совсем нет времени. Ну, совсем.



***

— Вы знаете, дочь совершенно отбилась от рук. Я ей вчера целый час объяснял, как мы с женой недовольны ее уче­бой и что ее ждет, если она не возьмется за ум.

— И что?

— Да ничего, молчит, бурчит что-то. С подругами может часами разговаривать, а родителям от нее слова не добиться.



***

— Вы знаете, до свадьбы мы много гуляли, ездили за го­род, ходили куда-нибудь вечером, нам всегда было о чем поговорить. Мы рассказывали друг другу о своих планах, делились своими мыслями и чувствами, доверяли друг другу самое сокровенное, могли говорить о вещах, о кото­рых никому никогда не рассказывали. А теперь мы живем вместе. Но ни о чем практически не разговариваем.

— Ты как?

— Нормально.

— Как дела?

— Хорошо.

В кино вместе сходили, и опять не о чем разговаривать.

Вам эти рассказы ничего не напоминают? Почти анекдотическая ситуация.

Вы бежите по улице, навстречу старый знакомый.

— Привет, как я тебе рад! Как дела? — с дежурной улыб­кой бросаете вы на ходу, собираясь бежать дальше.

И тут он останавливается и, радостно улыбаясь вам в ответ, начинает не спеша, с толком, с чувством, с расста­новкой... рассказывать, как же у него дела за последние три года, в течение которых вы не виделись.

О, ужас!
Так о чем же мы все-таки тоскуем?

ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ?

С одной стороны, мы постоянно жалуемся на бесконеч­ные разговоры, сердимся на практически не уолкающий телефон, а еще SMS, Интернет, электронная почта, «ась-ка» — и отовсюду слова, вопросы, сообщения. А с другой, сетуем: поговорить не с кем.

Ответ достаточно прост. Собственно говоря, мы все так или иначе знаем его. Нам не хватает живого, свободного, непредсказуемого общения. Диалога нам не хватает, того самого общения, которое приведет к пониманию. Совме­стному пониманию, общему переживанию, к общению, которое за автоматическим обменом информацией заде­нет тонкие струны и приоткроет душу, принесет неожи­данное. Ну не к психотерапевту же ходить в конце кон­цов.

Попробуем разобраться в том, почему далеко не каж­дое общение можно назвать Диалогом и что есть Диалог. А разобравшись, сделаем следующий самостоятельный шаг, который предлагает нам ДФС при переходе из жиз­ни на к жизни в.



Первое необходимое, но недостаточное условие, что­бы наш разговор, беседа, встреча превратились из более или менее полезного обмена информацией в диалог, это равноправие участников. Никто не командует и не подчиняется, никто не поучает и не сидит в почтитель­ной позе, внимая указаниям. Два равных собеседника, говорящий и слушающий, в процессе общения свободно меняющиеся ролями.

Второе, но не менее важное. Для того чтобы привычное предсказуемое общение превратилось в непредсказуемый живой диалог, ищите третьего. Очень важного и очень не лишнего третьего — нечто одинаково значимое, одина­ково объективно существующее для обоих. И только под сенью этого третьего, как под общим зонтом, может слу­читься живая, открытая и свободная беседа. Широта тем и вопросов, которые могут быть в такой беседе затронуты, зависит только от размеров «зонта», то есть от масштаба, объема, общего поля, которое вы нашли или постепенно построили, от общего представления о хорошей или пло­хой погоде до общности политических взглядов или веро­ваний.

Надо признать, что такой способ общения, — задача до­вольно рискованная. Во-первых, никогда не знаешь, слу­чится или нет. Во-вторых, предыдущий опыт ничего не га­рантирует — каждый раз как первый. Не расслабишься и на автомате не проскочишь. В-третьих, задача с тремя не­известными: какой вы сегодня, вы сами не знаете, каков собеседник — тоже, куда кривая вывезет — не знает никто.

Кому и зачем нужна такая радость? Любителям риска и жаждущим новых открытий.

У вас есть шанс узнать нечто ранее вам совершенно неизвестное, пережить то, что еще никогда не доводилось пережить. И, что самое удивительное, источником этого нового знания и нового переживания в равной степени может оказаться и ваш собеседник, и вы сами.

Вот таким необыкновенным приключением может обернуться привычное занятие — поговорить.

И еще один очень важный подготовительный шаг.


Резонанс, Что там за словами?
Общение с людьми, а в особенности попытка диалога, приводит нас к переживанию, что слова, конечно, штука архиважная, но далеко не единственная значимая часть общения. Есть, есть что-то еще, труднообъяснимое, ино­гда почти неуловимое, но есть. И это НЕЧТО часто ре­шает многое в общении с другими людьми, а уж в обще­нии с природой, ситуацией, искусством — буквально все.

Вы замерли перед понравившейся картиной; вы выходите не спеша, наполненные новым переживанием, из концерт­ного зала; вы почти задохнулись от восхищения, увидев необычную игру красок на небе... и вдруг что-то как будто мягко толкнуло, вы оглядываетесь и видите совершенно незнакомого человека, который в этот же момент оглянул­ся на вас. Вы точно знаете, что он чувствует, видит, пере­живает то же, что и вы. Вы услышали его. И он кажется уже почти знакомым, и с ним легко заговорить, и у вас найдется много общего.


Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.

(Максим Леонидов. «Девочка-видение»)


А бывает и так.

Вы приводите дорогого вам человека в место для вас важ­ное, с которым у вас связаны глубокие переживания, вы мечтаете подарить ему это место и эти переживания и... и ничего не происходит.

— Да, очень мило. — В лучшем случае.

— И чего мы сюда тащились? — Случай потяжелее.

Вы чувствуете себя обиженным, непонятым и одино­ким.

Никто не виноват. Просто человек не слышит. Это место в нем не находит отклика. Так вместо надежды на сближе­ние обнаруживается трещина.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ЗАГАДОЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ?

Есть такое техническое понятие — резонанс, есть по­нятие психологическое — эмпатия — способность по­стичь эмоциональное состояние другого без слов и объ­яснений, через переживание.

У вас возникла серьезная личная проблема, вы вынуждены просить начальника об одолжении. Это жизненно важно. Вы входите в кабинет. Начальник занят серьезным дело­вым разговором. Не спешите. Отодвиньте на время свою необходимость. Почувствуйте ситуацию, вчувствуйтесь в человека, к которому пришли. И вы найдете правильные слова для разговора, правильная интонация возникнет сама собой. Ведь вам нужен результат. Потрудитесь ради себя.

Отлично умеют это делать дети. Мать раздражена — ре­бенок плачет. Не назло, чтобы вам было еще труднее, — он вас чувствует, а реагирует остро, целостно, всем существом.

Дома мир и покой — спокойный, веселый ребенок во­зится со своими игрушками.

— Мама, можно я пойду с мальчишками на речку?

— Иди.

— Ну, мама, ну, можно.



— Я же сказала: можешь идти.
Почему мы не сдвигались с места и продолжали упра­шивать? Ох, как хорошо мы чувствовали, когда за формальным «иди» скрывалось что-то еще, возможно, непо­нятное нам, но остро чувствуемое мамино недовольство. В рамках ДФС-практики вы получаете реальную возмож­ность сознательно восстановить эту утерянную, но такую необходимую во многих непростых жизненных обстоя­тельствах способность. Предлагаю вам возможность поки­нуть страну глухих.
И для этого немного «тайных знаний».
1. Не прячьтесь от переживаний, вытащите их из глухих подвалов вашей памяти, любуйтесь ими и перебирайте, как восхищенный коллекционер.

2. Не ленитесь к своим переживаниям добавлять пережи­вания других людей, используйте их, как путешествен­ник использует проводника. Пройдя по незнакомой до­роге с проводником, вы сделаете ее своей.

3. И самое главное: хотите видеть свет — поднимите што­ры, откройте ставни; хотите слышать мир — уберите себя из центра мира. Не смотрите на других через свой опыт и знание, как оно есть. Смотрите, как в первый раз, не зная, кто перед вами, что перед вами. Смотрите свежим, живым взглядом. И вы услышите, почувствуете, переживете. Обретете слух и зрение.
Ну вот вы и переехали.
ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО?
Чем принципиально отличается мир, в который вы по­пали, от того, к которому привыкли, в котором жили всю жизнь?

В мире, к которому вы привыкли, все было на. Вы вхо­дите в комнату — стоите на полу, на полу стоит ваш люби­мый диван и ваше любимое кресло. Вы садитесь на стул, ложитесь на диван, на столе стоит компьютер, на полу лампа, на столике телевизор, на телевизоре ваза. Длинный список отдельных вещей и предметов, и вы — один из этих предметов, а целого нет. Вам неуютно, вам неудобно, и вы перемещаете предметы с одного места на другое или сами перемещаетесь с одного места на другое, но ничего не происходит.

А теперь выйдите из комнаты, как вышли из прежне­го мира, и войдите в новый, как и собирались. Войдите в пространство вашей комнаты, войдите в пространство дома, где вы живете, выйдите из дома в пространство го­рода.

Оставьте на какое-то время книгу и действительно сде­лайте это. Почувствуйте разницу.

С приездом, добро пожаловать в пространство.

В тот момент, когда вы это сделаете, уйдете с плоско­сти в пространственный мир, непременно обнаружится, что вы уже не в одиночестве, потому что теперь вас все­гда будет как минимум двое — вы и пространство, в кото­ром вы находитесь.

Может быть, непонятно почему, захочется поменять местами привычные вещи. Может быть, пожелаете сроч­но убрать какую-то статуэтку или картину. Или вдруг поймете, что срочно, вот сейчас, надо сменить занавески, потому что эти вещи или их цвет разрушают ваше про­странство и вообще они здесь чужие и попали сюда слу­чайно. Вы сделаете это и ощутите, что пространство из­менилось, изменилось именно так, как хотели вы, и вам наконец уютно и комфортно.

Где бы вы ни были, вы теперь всегда будете знать, что есть пространство, которое называется ваш дом. Вы мо­жете уставать, суетиться, торопиться, но всегда есть про­странство, которое вас ждет, чтобы сказать вам: «Добро пожаловать! Отдохни, расслабься, чувствуй себя в пол­ной безопасности».

Вы придете на работу и, войдя в пространство, где вам предстоит делать, думать, работать, впервые почув­ствуете, что вам тут плохо работается, потому что про­странство неорганизованно, случайно, хаотично. Уви­дите (услышите, почувствуете), что надо сделать, чтобы это изменилось, а если сделать многое не в вашей вла­сти, то научитесь взаимодействовать с пространством, зная его слабые и сильные стороны.

Теперь вспомните места, где вы любите бывать. Вспом­ните по-новому. Вспомните пространство. И припомните места, после посещения которых вы чувствуете себя уста­лыми, недовольными, раздраженными.

ЧТО ЭТО ЗА ПРОСТРАНСТВО?

Помните, как вы сидели в музее у какой-то совсем не­знаменитой картины и вам было хорошо и не хотелось уходить? Что такого было в пространстве этой картины? Вспомните, как вам было неловко, когда, придя в гости к уважаемым людям, хотелось побыстрее уйти, хотя вы со­вершенно не понимали, в чем дело. Как тяжело бывает в больнице, и ведь понимаешь, что надо поддержать чело­века, помочь ему, а сил нет, и совесть мучает от мысли, что хочется просто сбежать. Что там, в пространстве, что оно вам говорит, что делает с вами?

Итак, мы уже не сомневаемся, что пространство звучит, сообщает, несет информацию. Звучание, сообщение, ин­формация проникают в нас, взаимодействуют с нами, вли­яют на наше поведение, настроение, на наши мысли и в конце концов поступки. Удача, если это влияние, звуча­ние нравятся и подходят, а если нет? Как понять? Как от­ветить?

МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ДОГОВОРИТЬСЯ ЧЕЛО­ВЕКУ И ПРОСТРАНСТВУ?

Результатом поиска ответа на этот, такой важный для каждого прибывшего в новую страну вопрос и стало соз­дание языка состояний. Именно его методика ДФС предлагает как средство достижения осмысленного и эф­фективного взаимодействия между человеком, живущим в пространстве, и пространством, в котором он живет.

Мы ничего не выдумывали, мы просто слушали про­странство, копили опыт взаимодействия, анализировали результаты этого взаимодействия и постепенно начали понимать, а поняв — отвечать. Так появился язык состоя­ний — средство перевода сообщений, которые несет нам пространство. И мы смогли вступить с ним в содержа­тельный и очень эффективный диалог, в котором предла­гаем и вам принять участие.

Изучение любого языка традиционно начинается с аз­буки.

Вы бывали в стране, языка которой совершенно не знаете? Помните это странное ощущение, когда чужая незнакомая речь кажется слитным потоком бессмыслен­ных звуков и мучительно пытаешься уловить в них хоть что-то знакомое. Но когда начинаешь учить этот язык, он постепенно из звукового хаоса превращается во все более и более ясное и информативное сообщение. То же самое происходит и при изучении языка состояний, который мы постараемся освоить, чтобы понимать и говорить.

Помните, что произошло, когда вы попробовали, вме­сто того чтобы продолжать жить на полу, на диване, на стуле, на плоскости, переселиться в пространство? Вы ощутили себя включенным в пространство, ощутили его звучание, но еще не знали, как его понять и как с ним разговаривать. Вот это чувство включенности, этот еще непонятный нам звук мы назвали словом «ритм».
Ритм — так мы будем называть звучание пространст­ва, которое в состоянии ощутить.

А следующим пониманием было, что звучание это бы­вает совершенно разным. В чем причина этой разности? Как отделить один звук от другого и объяснить, в чем именно их различие?

Поиски критерия, который даст возможность ориен­тироваться в этом звучании, выделять разные его аспек­ты и отграничивать один от другого, открыли совершен­но замечательное и очень практичное свойство, общее для всего разнообразия «голосов пространства». Все раз­нообразие его звучаний может быть описано как про­странство деятельности. Разнообразие деятельности и отграничивает один аспект звучания пространства от другого.

Как же это выглядит на практике?



Азбука ритмов. Как ты звучишь?
Ритм В
Тихий парк в центре большого города. Дорожки, зеленая трава лужаек, надо же, слышен гомон птиц. Смотрите, смотрите, целое семейство белок прыгает по деревьям. Ро­дители-белки учат малышей перепрыгивать с ветки на ветку. По глади небольшого пруда плавают деловитые утки. Солнце то освещает всю эту красоту, то прячется не­надолго за причудливыми облаками. Люди на скамейках вокруг пруда тихо переговариваются, дремлют, разморен­ные этой тишиной, читают. Вы присели на свободную ска­мейку, ветерок мягкий, приятный, то пробегает по кронам деревьев, исполняя только ему ведомую, но приятную мелодию, то затихает. Мысли у вас в голове как-то успо­каиваются и неспешно, цепляясь одна за другую, уже не скачут и не несутся, как вечно опаздывающий поезд, а те­кут, словно вода в реке. В общем потоке жизни.
***
Концертный зал заполнен слушателями и звуками. Мощ­ная, сильная, захватывающая мелодия затопляет его до са­мых дальних рядов галерки, то обрушивается на слушате­лей бурным потоком, то превращается в веселый ручеек, то течет плавно и величаво, как великая река, горделиво несущая свои воды к океану. И слушатели, захваченные этим течением, чувствуют себя частью его и тоже плывут, подчиняясь влекущей силе, добавляя в этот поток свои воспоминания, всплывающие в памяти образы и нахлы­нувшие переживания. С новой силой ощущая вечное тече­ние жизни.
***
Праздничное застолье подошло к концу. Посуда перемыта, все убрано, верхний свет погашен, задержались только са­мые близкие. Осталось попить чаю и разойтись. Но слово за слово, и потекла неспешная задушевная беседа, не о де­лах и заботах, а о самом сокровенном, о дорогих пережива­ниях, о надеждах, когда мысли одного неожиданно оказы­ваются продолжением переживаний и чувств другого, и то, что казалось невозможным описать, вдруг обретает слова. И паузы так же содержательны, как фразы, и это течение объединяет и сближает как никогда, обновляя ощущения причастности к живому потоку жизни.

Нисколько не сомневаюсь, что вы не только увидели, почувствовали общность звучания пространства в моих описаниях, но и легко присоединили к ним всплывшие по ассоциации образы и картины, воспоминания из собст­венной жизни. Чего там только нет: и рыбалка на тихом озере, и посапывающий в кроватке ребенок, и задумчивая тишина читального зала, и дорога, уже который час сте­лющаяся под колеса машины. Все эти воспоминания, об­разы, ситуации объединяет одно — пространство, в кото­ром они происходят, пространство, которое их порождает, пространство, которое всплывает в вашей памяти, воспри­нимается, ощущается как текущий непрерывно живой поток.

Именно поэтому на языке состояний такой аспект вос­приятия пространства мы обозначили, как ритм потока, ритм живого и для легкости функционального использо­вания, — ритм В. Ключевое слово — «жизнь».
Pитм С
Как не хочется рано вставать, как не хочется торопиться, включаться в бешеный ритм делового дня. Но при этом очень хочется много успеть, хорошо и быстро сделать все намеченные на день дела, чувствовать себя собранным, де­ловым, четким, легким. Где это настроение? Как помочь себе не тратить силы на конфликт, этот вечный, так надо­евший конфликт между своими собственными намере­ниями и своими же капризами? Сколько энергии на них уходит, а ведь можно же как-то без всего этого обойтись. И сил будет больше, и себя почувствуешь эффективным, умелым, и настроение только улучшится, и энергии, как ни странно, прибавится.
Как удачно. Только включил в машине радио, а там такой отличный концерт, музыка веселая, ритмичная, и едется уже веселее, и как-то органично маневрируешь в потоке машин, и ситуация дорожная видится четко, ясно. А вот и мысль неожиданная блеснула: а не заскочить ли в фитнес, что-то я давно там не был. Давно пора размяться. Вполне успеваю.

Там так все бодро, по-деловому. Общая атмосфера несо­мненно тонизирует. Что это я совсем забыл про такую воз­можность? А зря. Ну что, теперь и за дела можно. Что там у меня на сегодня? Не так всего и много, как казалось. Приятно, оказывается, ощущать себя включенным в бод­рый, деловой, конкретный ритм рабочего дня.


***

Огромное офисное здание. Двери автоматически распах­нулись, вы вошли. Высокие потолки, четкие линии, соб­ранные, по-деловому одетые люди. Все ровно, спокойно, без лишних слов и движений. Четкие, ясные указатели. Вежливые, корректные сотрудники. Совершенно неиз­вестно откуда возникшая уверенность, что здесь будет хо­рошо работаться, а если и возникнут вопросы, они будут решаться без проволочек, конкретно и четко. Приятное, бодрящее ощущение системности и хорошо работающего механизма.


А это уже совсем другие картинки. Они вызывают иные воспоминания, ассоциации, ощущения. Развод во­енного караула, завораживающий своей слаженностью и синхронностью движений. Спортивные соревнования, за которыми вы наблюдали или в которых участвовали сами. А какая музыка зазвучала в вашей памяти? Бодрый марш, отточенные ритмы фламенко, простенькие, но та­кие поднимающие настроение песни детства?

Вы чувствуете себя заряженным на действие, в голову приходят очень четкие, последовательные идеи и спосо­бы их реализации. Хочется делать, причем сейчас, немед­ленно, не откладывая. Ситуация видится ясной и опреде­ленной.

Такой аспект восприятия пространства мы обозначи­ли на языке состояний, как множество дискретных объ­ектов, и для легкости функционального использования, как ритм С. Ключевое слово — «точка».
Ритм D
Страшно, непонятно почему, но страшно ходить по сыро­му, темному, глухому лесу. Жутко идти мимо разрушен­ных, заброшенных домов. Вдруг отчего-то совершенно не хочется сворачивать во двор давно знакомого дома.
Тяжело долго находиться в больнице. Невыносимо больно, страшно и тревожно оказаться на месте тяжелой аварии или трагедии.

И почему-то не хочется гулять в парке, разбитом на мес­те хоть и давно заброшенного, но все же кладбища; и жить хоть и в новом, но построенном на месте былой трагедии доме.

А как обидно, войдя с хорошим настроением в магазин, выйти из него, так ничего и не купив, но уже злым, недо­вольным, раздраженным. И еще больше злиться от невоз­можности от этой злости и раздражения избавиться.

А знакомое многим ощущение — хотел успокоить, а сам только расстроился. Шел по улице, а из мимо проезжав­шей машины — агрессивная злобная грохочущая музыка, как неожиданный удар, как оскорбление. Вроде понима­ешь, что не для тебя, ни тебе, а осадок неприятный, раз­дражающий остался.


Такое пространство вам тоже знакомо. Так или иначе мы сталкиваемся с тем, что вызывает в нас боль, раздра­жение, гнев, грусть, печаль, а порой ужас и отвращение. Это тоже часть пространства, в котором мы живем, не имея возможности избегать его и игнорировать. А поэто­му очень важно понимать, о чем оно информирует нас, когда мы слышим и такое звучание — болезненное, аг­рессивное, печальное, и как отвечать на такие сообщения.

Этот аспект восприятия пространства на языке со­стояний мы обозначили, как деструктивное, разрушаю­щее, и для легкости функционального использования, как



ритм D. Ключевое слово — «распад».
Ритм А
Вы лежите на лужайке, на траве. Над вами ничего, кроме чистого, голубого неба. Все заботы и беспокойства посте­пенно растворились в этом бездонном небе, мысли затих­ли, тело почти потеряло границы, вы парите между небом и землей, ощущая себя частью этой бездонной синевы и бесконечного мира. Хорошо-то как! Только я и Вселен­ная!
***
Город огромный, шумный, быстрый, до невозможности деловой. Любопытствующий турист, оглядываясь, наты­кается на необыкновенной красоты старинную дверь, от­крывает ее и заходит. Несколько еще с разгона быстрых суетных движений, но тишина, мерцающий свет, величе­ственная мелодия откуда-то сверху останавливают его так отчетливо, как будто кто-то взял за руку. И отбросив суе­ту, человек оказывается в пространстве величественного и незнакомого ему храма. Он даже не очень понимает, какой именно конфессии принадлежит этот храм, да это и не­важно. Важно, что из суеты и мельтешения он совершенно неожиданно попадает в другой мир. Возвышенный, напол­ненный раздумьями не о сиюминутном, уводящий от по­вседневности. И что странно. Там, в огромном деловитом городе, человек только что казался себе маленькой мало­значащей частью неведомо куда несущегося мира, а здесь, в не таком уж большом с архитектурной точки зрения зда­нии, вдруг ощутил себя значимым, возвышенным и прак­тически вечным. Равной и достойной частью бесконечно­го мира.
Совершенно не сомневаюсь, такие или подобные пере­живания знакомы каждому из вас. У каждого найдется, что добавить к этим картинам из своего опыта и своих впечатлений. Думаю, вы также согласитесь, что объединя­ет их одно совершенно не каждодневное, но очень важное в нашей жизни переживание — переживание своей сопри­частности, соразмерности бесконечному миру, в котором мы имеем счастье жить.

Именно поэтому на языке состояний такой аспект вос­приятия пространства мы обозначили, как ритм беско­нечного, и для легкости функционального использова­ния, как ритм А. Ключевое слово — «космос».


Практика ритмов. Настраиваем скрипку
Сядьте удобно. Закройте глаза. Внутри вас — пустое белое светящееся пространство. В этом пустом белом светящем­ся пространстве напишите слово «жизнь» и, не называя и не оценивая, слушайте пространство. Потом сотрите это слово из своего пустого белого светящегося пространства и от­кройте глаза. Потратьте на это не менее пяти минут.

Проделайте то же самое, по очереди используя все ос­тальные ключевые слова: «точка», «распад», «космос» — для активизации каждого из четырех аспектов звучания про­странства. Выбор последовательности этих включений со­вершенно произвольный, он будет зависеть только от ваших предпочтений и любопытства. И пусть каждое включение займет у вас не менее пяти минут. Вслушайтесь в каждое из звучаний. Сравните их между собой.

Несомненно, вы обнаружите состояния вам более прият­ные и более знакомые и те, с которыми вы предпочли бы не взаимодействовать. Но вспомним старую мудрость — если мы не можем изменить ситуацию, то ничто не мешает нам изменить к ней отношение.
Теперь, когда у вас есть собственное переживание этой части языка состояний, можно посмотреть вокруг себя.

Попробуйте определить, как звучит ваша квартира.

У вас есть любимая картина? Попробуйте войти в ее пространство и услышать, как она звучит. Вот вам пер­вая информация о ваших пространственных предпочте­ниях.

У вас конфликт, оттого что вам не нравится, как ваши дети оформили свою комнату? Вас нервирует и раздража­ет музыка, которую они слушают? А они не принимают ваш выбор? Вы обожаете большие, шумные рестораны и кафе, где голоса посетителей, музыка, пестрота оформле­ния сливаются в единое энергичное, приятное для вас пространство. А ваша подруга всегда тянет вас в неболь­шие полутемные, несколько мрачноватые места, которые ей кажутся уютными и располагающими к интимному об­щению?

У вас появилась возможность понять и аргументиро­вать. Что можно сказать? У вас разные пространствен­ные предпочтения. Но самое главное — что можно и нуж­но знать, чтобы преодолеть барьер непонимания: вы используете музыку, предметы интерьера, места, кото­рые предпочитаете выбирать для решения совершенно разных задач.

Помните, при первом упоминании о ДФС мы узнали, что речь пойдет о технологии управления функциональ­ными, то есть для каких-то конкретных задач используемыми состояниями. Даже при том, что мы еще не начали учиться ими управлять, мы уже сделали первый шаг к функциональному использованию тех состояний, с кото­рыми сталкиваемся в жизни. Главное помните, решение какой задачи вам предстоит. Тогда можно озаботиться правильной организацией пространства, нужного для ра­боты над ней.

И еще немного практики.

Опыт показывает, что самым надежным помощником в освоении языка пространства, самым лучшим камерто­ном для отстройки и утончения своего восприятия звуча­ния ритмов всегда служит музыка. Предлагаю небольшой перечень музыкальных произведений, которые звучат оп­ределенно в разных ритмах. Найдите время и послушайте. Попробуйте, сделав маленькое усилие, послушать эти произведения не так, как вы привыкли, а входя в их про­странство. Уверяю, вам предстоит несколько важных от­крытий. Позволю себе слегка переделать известную пого­ворку и сказать: лучше один раз услышать, чем несколько раз прочитать. А еще лучше, услышать не один раз.

Для начала четыре отрывка из великих музыкальных произведений.
С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Часть I.

М. Равель. «Болеро».

В. Моцарт. Реквием. Часть I.

В. Моцарт. Симфония № 40. Часть I.


Расположитесь поудобнее, пусть рядом лежит лист бума­ги и ручка. Послушайте каждое из этих произведений, ощу­тив себя в их пространстве. После каждого отрывка коротко запишите, какое настроение он вам навевает, какие всплы­вают образы.

Сделайте это для себя, не для кого-нибудь. И это будет ваше собственное, не рассказанное вам, а самостоятельно прочувствованное первое открытие — вы услышали, что го­ворит вам пространство этих произведений, и теперь може­те это сообщение опознать.

Вы услышите стремительный поток рахманиновской музыки и теперь будете знать — вот так звучит любое проявление живого, неважно, плоти ли, чувства ли или мысли, потому что в данном пространстве все это присутствует одновременно (ритм В, ритм живого).
Вы войдете в пространство равелевского «Болеро» и ощу­тите завораживающую, магическую красоту четкого, согла­сованного действия, силу, которую дает ясность и организо­ванность. Это равно относится и к физическим действиям, и к чувствам, и к мыслям (ритм С, ритм дискретного мира).
Вы соберетесь с силами и войдете в пространство мо-цартовского «Реквиема» и получите реальную возмож­ность, может быть, впервые пережить, что боль, печаль, по­тери и страдания — это необходимая часть жизни. Потому что разрушение того, чему суждено уйти и остаться в про­шлом, в памяти, в опыте, дает возможность освободить пространство для нового: новых действий, новых чувств и новых мыслей. И тогда переживание распада становится не таким невыносимым (ритм D, ритм распада).
Без сомнения пространство Симфонии №40 Моцарта от­кроет вам двери в мир радости, полета и бесконечной свобо­ды для свершения всего, что бы вы ни задумали, что бы вы ни почувствовали и что бы ни захотели сделать (ритм А, ритм бесконечного).
Приведу еще несколько музыкальных произведений. Если вы найдете время послушать их, то узнаете, что зву­чание одного и того же ритма пространства может иметь разные оттенки, разную мощность и глубину. Вы обнаружите, что звучание пространства в одном и том же ритме отличается, подобно тому, как отличаются по тембру го­лоса певцов, исполняющих одно и то же музыкальное произведение, безукоризненно соблюдая записанную но­тами мелодию, как отличаются варианты оркестровой интерпретации в зависимости от дирижера и от каждого музыканта. Но, окрашиваясь нюансами и тембрами, му­зыкальное произведение остается одним и тем же, так и звучание пространства, свидетельствуя об одном и том же пространственном аспекте, может иметь разные от­тенки и нюансы.
РИТМ В -------------------------------------------------------------------

♦ Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь.


РИТМ С -------------------------------------------------------------------

♦ Д. Шостакович. Тема нашествия в Седьмой (Ленинград­ской) симфонии.

♦ «Родина» (ДДТ).

♦ Победный хит группы «Серебро».

♦ «Money, money» (ABBA).

♦ В. Моцарт. Маленькая ночная серенада.

♦ А. Вивальди. «Зима» из «Времен года».
РИТМ D -------------------------------------------------------------------

♦ Ф. Шопен. «Траурный марш».

♦ Группа «Dors».

♦ А. Шнитке. Кончерто гроссо, часть I.

♦ Раннее творчество П. Мамонова («Звуки МУ»).
РИТМ А ------------------------------------------------------------------

♦ И. Бах. «Токатта» и Фуга си минор.

♦ А. Сен-Санс. «Лебедь».

♦ «Нет, никогда» (Эдит Пиаф).

♦ «Кони привередливые» (В. Высоцкий).
А теперь даже не практика, а небольшое проверочное упражнение на усвоение материала.

Чувство включенности в пространство мы с вами на­звали словом «ритм». Разнообразие звучаний простран­ства может быть описано как пространство деятельно­сти. Разнообразие деятельности и отграничивает один аспект звучания пространства от другого. Мы выделили четыре вида такой деятельности: процессуальная, дис­кретная, направленная на распад и на взаимодействие с бесконечностью.


Вспомните своих знакомых, друзей, родственников.
Эх, хочется тихий, спокойный вечерок провести после трудов праведных, поесть вкусно, посидеть тихо, в шахма­ты поиграть. Пойду-ка я к Ивановым.
***

Так, завтра всем с утра быть бодрыми, веселыми, не ныть, не копаться, смотреть браво, заботами не грузить. Бабушка с дедушкой в гости придут. Все должно быть бодро, друж­но. Стариков не расстраивать.

***
Может, ты одна сходишь к своей сестре на день рождения, поздравишь ее от меня. Не могу. Каждый раз одно и то же. Выпьет глоток, и начнется... На работе ее не ценят, этот ду­рак, тот подлец. Бывший муж, сволочь, со своей новой, что б ему... А вот я... Дети неблагодарные, так и норовят из дома, смыться. Ну не могу я это терпеть. Твоя сестра — тебе и му­читься.
Почувствуйте, в каком ритме звучат они чаще всего, ка­кой тип активности для них наиболее характерен, какое пространство они создают и в каком чувствуют себя наи­более комфортно.

Как всю жизнь отдыхаем?

Мне бы только до пляжа добраться. Так бы и лежала, пока живот сквозь спину не загорит. А он никак не уго­монится. То он на экскурсию, то на дельтаплане летает, то на водных лыжах катается. Только за ужином и встре­чаемся. Так и там покоя нет: пойдем потанцуем, пойдем погуляем. И это отдых?

Знакомые переживания? Ожидаемое привычное недо­вольство, и это несмотря на то, что мечты о совместном отдыхе согревали вас всю зиму? Разочарования? Обиды? А то и ссоры? Не драматизируйте.

Вспомните себя, как вы можете охарактеризовать себя с точки зрения включенности в пространство? А человека рядом с вами? Почувствовали разницу? Скорее всего, вы различаетесь по доминирующему типу активности. Тут и причины многих конфликтов, непониманий и глупых обид, симпатий и антипатий, тут и возможности понять, сблизиться, увидеть другого в давно знакомом человеке.

Вот он, момент, чтобы вспомнить о волшебной силе ре­зонанса. Привычный или даже доминирующий тип актив­ности — не приговор. Хотите быть вместе? Хотите быть рядом? Хотите, чтобы это приносило вам радость? Вспом­ните про возможности, которые открывает перед нами ре­зонансное взаимодействие. Войдите в пространство дру­гого человека, объедините ваши пространства в одном ритме. И... получите удовольствие...

Поразмышляйте об этом. Чувствуете, какие огромные горизонты открываются, какие реальные возможности увеличить свою эффективность. А ведь это только пер­вые шаги в постижении искусства жить в пространстве.

Откуда энергия? Определяем уровни

Освоившись с чувством включенности в пространство и разнообразием его звучания, самое время познакомиться поближе еще с одной характеристикой пространства, в ко­тором мы намерены теперь жить. Эта характеристика со­общает об источнике энергии, который используется при том или ином виде активности.

Предлагаю вам обратиться к своему жизненному опы­ту, который до этого момента, скорее всего, лежал в кла­довых памяти совершенно невостребованным. Могу по­спорить, вы никогда не задумывались о том, какой вид энергии я сейчас использую. А где ее источник? Ведь чаще всего мы пользуемся общепринятыми понятиями: «устал», «нет сил», «у меня море энергии», «ну, сейчас горы сверну».

Мы даже не задумываемся: а почему это читать и за­ниматься совершенно не хочется, а побегать, покопаться в огороде — с удовольствием? Или еще ситуация: давно надо бы кое-что подремонтировать, квартиру убрать, да и в спортзал сходить, а сил нет, вот посидеть, поговорить о том, о сем — очень даже и сколько угодно. А иногда имен­но поговорить сил-то и нет. А так надо бы...

Теперь примерьте эти или схожие ситуации на себя. Вчувствуйтесь в пространство себя самого, и с очень большой долей вероятности вы интуитивно ощутите внутри себя, какую энергию используете в тот или иной момент.

Именно поэтому мы в наших поисках характеристики источника энергии, или иными словами уровня активно­сти, остановились на достаточно известном и практически очень удобном выделении в деятельности трех основных источников энергии, которые и определяют уровень ак­тивности:




  • физического;

  • эмоционально-чувственного;

  • когнитивного (интеллектуального).

Хотите проверить? Вспомните себя, когда вы заняты спортом, возитесь в огороде, переносите тяжести, танцуе­те. А теперь вспомните себя во время душевной беседы или расслабленного отдыха. А себя, занятого подготов­кой деловых бумаг, во время подсчета доходов-расходов, при подготовке к ответственному экзамену? Почувство­вали разницу?

Для облегчения освоения языка ДФС в целом в отно­шении уровня активности мы тоже вводим специальные обозначения.
Физическая активность — 1-й уровень.

Эмоционально-чувственная активность — 2-й уро­вень.

Когнитивная (интеллектуальная) активность — 3-й уровень.
Опыт и многолетние исследования показывают, что в жизни каждого человека складывается так, что он пред­почтительно использует один источник энергии (1-й, 2-й или 3-й). А также предпочтительный ритм, то есть тип активности во взаимодействии данного человека и про­странства, в котором он живет и действует. Это звучание, которое становится основной характеристикой способа деятельности человека в пространстве, называется пси­хоэнергетической доминантой. Она складывается из од­ного из источников энергии и характеристики активно­сти. Давайте отметим этот момент, потому что мы к нему еще вернемся и очень подробно обсудим.

А сейчас время поговорить о моменте удивительном, небанальном и очень существенном. О моменте, кото­рый, несомненно, является одним из важных источников эффективности жизни человека в пространстве. И назы­вается он 4-й уровень.

Разберемся, что тут к чему. Итак, выделенные нами в деятельности уровни активности, или источники энер­гии, присутствуют в нашей жизни как данность. В тече­ние жизни вырабатывается предпочтительный уровень активности и звучание. Это своеобразная энергетическая привычка (психоэнергетическая доминанта). Складыва­ется она в раннем детстве и годам к семи становится очень устойчивым отличительным признаком. Причины закрепления той или иной доминанты до конца не иссле­дованы, но, несомненно, связаны с сочетанием природ­ной данности, акцентов воспитания и стиля отношений в семье. Только настойчивая необходимость может при­вести человека к смене уровня, и тогда он какое-то время будет пользоваться тем источником энергии, к которому не очень-то и привык. Человек с доминирующим мен­тальным типом активности не сможет сохранить его в спортзале, где смысл деятельности — физическая актив­ность. А очень ярко выраженная доминанта эмоциональ­ной активности будет неэффективна в момент решения серьезных интеллектуальных задач или активной физиче­ской деятельности. Такова повседневная данность нашей «психоэнергетической жизни».

4-й уровень, о котором я говорю, сам по себе практиче­ски никогда не возникает, разве что в результате спон­танного резонанса со звучащим таким образом простран­ством.

Да что это за состояние такое? Так вот.
Помните то странное, непривычное и редкое состояние, которое вы переживаете, стоя на вершине горы, на краю обрыва, когда бесконечные дали расстилаются перед вами, уходя за горизонт.
Помните, как вы себя чувствуете в храме, когда свечи и золото окладов, и суровые лики... а нечеловеческой красоты голоса поют о чем-то невыносимо прекрасном.
Помните мурашки, которые бегут по коже, и все в вас подбирается, и вы становитесь как будто выше и ощущае­те себя присутствующим в пространстве во всей полноте непривычно сильным, собранным, когда звучат в концерт­ном зале великие фуги Баха или хор поет «Священную войну».
Помните себя стоящим у дерева прислонясь спиной к мощному стволу, и уже непонятно, где кончается дерево и начинаетесь вы сами. Если не все перечисленные пережи­вания, но хоть какое-то одно из них непременно есть у ка­ждого.
То, что вы в эти моменты чувствовали, те состояния, в которые попадали, и есть 4-й уровень. Это состояние, когда все три имеющиеся у нас источника энергии акти­визированы одновременно с одинаковой мощностью, пре­вращаясь в единый, полный, цельный источник энергии. Такое состояние делает человека гармоничным, устойчи­вым, во много крат более энергичным, чем он привык себя чувствовать. Оно дает неоспоримое преимущество в лю­бых условиях — преимущество видеть, чувствовать, вос­принимать ситуацию, в которой мы находимся, во всей ее полноте. Это ли не эффективность!

Теперь подведем некоторые итоги.

Наше путешествие началось с того, что вы решили принять предложение и, отказавшись от привычной жиз­ни «на»: на диване, на стуле, на полу, на Земле, — начать жить «в»: в пространстве комнаты, в пространстве горо­да, в пространстве своей работы и семьи, в пространстве Земли.

Вы сделали первый шаг, вошли в пространство, вклю­чились в него, услышали его голос. И вдруг поняли, что оказались в малоприятном, но, в общем-то, знакомом по­ложении иностранца, который видит, что ему что-то пы­таются сказать, обращаются к нему, и чувствует, что это может быть очень важно, нужно и интересно, но... Но ни понять, ни тем более ответить или спросить при всем же­лании не имеет ни малейшей возможности. Это подвигло вас к следующему решению. Ну, раз уж я тут решил по­селиться, то надо учить язык.

Мы сделали первые шаги к освоению языка, который был специально создан для того, чтобы диалог человека и пространства наконец состоялся. Вы познакомились с теоретическими основами этого языка и даже кое-что по­пробовали самостоятельно.

Теперь с уверенностью можно сказать, что вы ознако­мились с его начальным курсом. И при желании можете расшифровать простые фразы, задать несложные вопросы и, что самое важное, понять, что же вам сказали в ответ.

Может быть, кому-нибудь из вас этого и достаточно. Бывает же так. Открыл новую страну, поселился на кра­ешке у океана и живешь себе припеваючи, раз в три ме­сяца встречая вагончик с товарами и покупая их, указав пальцем на нужный.

Ну а для тех, кто хочет дальше и больше, мы продол­жаем наше путешествие. И если для первого знакомства нам достаточно было краткого курса и разговорника, то следующий шаг, честно предупреждаю, потребует неко­торых усилий, труда и самостоятельной работы.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка