Первая мировая война в




старонка1/3
Дата канвертавання30.04.2016
Памер0.52 Mb.
  1   2   3

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ЛИДСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Государственное учреждение образования


«ЛИДСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ»

Ярошко Т.И.



ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В

ИСТОРИИ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
материалы выступлений участников

районных краеведческих чтений

г.Лида

2014


ББК 74.200.5

Яро 76
Составитель: Т.И. Ярошко, директор ГУО «Лидский районный центр ту-

ризма и краеведения учащейся молодёжи»
Рецензенты: И.Г.Рабец, заведующий сектором воспитательной и социальной работы отдела образования, спорта и туризма

Лидского райисполкома


Яро 76 Ярошко Т.И. Первая мировая война в истории моей малой родины: материалы выступлений участников районных краеведческих чтений / сост. Т.И. Ярошко – Лида, ГУО «Лидский районный центр туризма и краеведения учащейся молодёжи», 2014. –40с.

Данный сборник содержит материалы выступлений участников районных краеведческих чтений, посвящённых истории первой мировой войны на территории Лидского района, проведённых в рамках четвёртого этапа республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Информация носит ознакомительный характер и направлена на популяризацию краеведческих исследований в регионе.

ББК 74.200.5

© Т.И. Ярошко составление, 2014

© ГУО «Лидский районный центр туризма и краеведения учащейся молодёжи», 2014


Содержание


Положение о проведении районных краеведческих чтений «Первая мировая война в истории моей малой родины»


С.4

Информационные материалы по истории Первой мировой войны
Сценарий проведения районных краеведческих чтений «Первая мировая война в истории моей малой родины»


С.8

С.13


Судьба 172-го пехотного Лидского полка в годы Первой мировой войны. Веретило Дарья, учащаяся 10 класса гимназии №1 г.Лиды


С.17

Аэродром г.Лиды в годы Первой мировой войны. Гринкевич Антон, Лещевич Алексей, учащиеся 10 класса СШ№1 г.Лиды


С.20

Эхо Первой мировой войны на Гродненщине: трагические судьбы и немые свидетели. Дуки Татьяна,учащаяся 10 класса,

СШ №5 г.Лиды


С.23

Лидчина в годы Первой мировой войны. Оберган Маргарита, учащаяся 9 класса, СШ №8 г.Лиды


С.26

Первая мировая война в жизни моей маленькой родины Пуйдак Эдуард, Зданович Ксения, Костюченко Александра, учащиеся 9 «А» класса СШ №15 г.Лиды


С.29

Лёс нашага краю ў гады Першай сусветнай вайны Васылькива Мария, учащаяся 9 класса Бердовского УПК д/с-СШ


С.31












УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

отдела образования,

спорта и туризма Лидского

райисполкома

_подпись__О.З.Тарасюк

«_19_»__ноября___2013г.



Положение

о проведении районных краеведческих чтений учащихся

Первая мировая война в истории моей малой родины”, посвящённых 100-летию начала Первой мировой войны”


1. Общие положения

1.1. Районные краеведческие чтения учащихся “Первая мировая война в истории моей малой родины”, посвящённые 100-летию начала Первой мировой войны”, (далее – Чтения) проводятся в соответствии с положением о районном этапе областной патриотической акции учащейся молодежи «Дорогами трёх войн».

1.2. Основной целью проведения Чтений является создание педагогических условий для получения учащимися краеведческих знаний по истории родного края и осознания ими роли Гродненской земли в отечественной и мировой истории.

Основные задачи:

• воспитывать у учащихся чувство патриотизма и формировать у них гражданскую позицию через краеведческую деятельность;

• углублять знания учащихся по истории Лидского региона, Гродненской области;

• совершенствовать организацию и методики школьного краеведения, приемов и методов поисково-исследовательской деятельности учащихся;

• повышать интеллектуальный уровень школьников, развивать их способности, навыки творческой деятельности.

1.3. Организатором Чтений является отдел образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, ГУО «Лидский районый центр туризма и краеведения учащейся молодёжи».
2. Порядок, место и время проведения Чтений

2.1. Районные краеведческие чтения учащихся “Первая мировая война в истории моей малой родины” проводятся в два тура.

2.2. Первый тур – заочный, в учреждениях образования, проводится с 20.11.2013 по 20.03.2014. Исследовательские работы учащихся предоставляются в Оргкомитет (ЛРЦТиКУМ, ул.Победы,52) до 20.03.2014. По итогам первого тура участники приглашаются на второй тур чтений.

2.3. Второй тур – очный (по итогам заочного), состоится в период весенних каникул 2013/2014 учебного года (22.03.2014-29.03.2014).

3. Участники Чтений

4.1. К участию в Чтениях допускаются учащиеся 8-11 классов - члены туристско-краеведческих объединений учреждений общего среднего и дополнительного образования.

4. Программа Чтений

5.1. Для участия в Чтениях принимаются исследовательские краеведческие работы по теме “Первая мировая война в истории моей малой родины”.

5. Условия участия в Чтениях

8.1. Для участия в Чтениях необходимо не позднее 1 марта 2014 года прислать в ЛРЦТиКУМ (cdute@tut.by):

- заявку на участие в Чтениях (Приложение №1)

- исследовательские работы учащихся. Объем текста – от 10 до 20 страниц компьютерного набора: шрифт Times New Roman, размер 14пт; межстрочный интервал 1-1,15; объем приложений – не более 10 страниц. Все материалы присылаются на бумажном и электронном носителе. (Материалы, поступившие на Чтения, не возвращаются);

- тезисы выступлений (до 10 минут).

8.2 Участники второго тура Чтений обеспечиваются мультимедийной аппаратурой для выступления.

8.3. Информационные материалы для участников размещены на сайте ГУО «ГОЦТиК»: www.centrtur.grodno.by, (Приложение 2).

8.4. Лучшие исследовательские работы учащихся будут отмечены грамотами отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома и представлены для участия в областных краеведческих чтениях, которые состоятся в мае-июне 2014 года в г.Гродно, ГОЦТиК.

Дополнительную информацию (консультацию) об условиях проведения Чтений можно получить по тел. 520433 (ЛРЦТиКУМ)

ОРГКОМИТЕТ

по проведению районных краеведческих чтений учащихся

«Первая мировая война в истории моей малой Родины»,

посвященных 100-летию начала Первой мировой войны
1.Рабец Ирина Геннадьевна – заведующий сектором воспитательной и социальной работы отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома.

2.Шинкович Марина Сергеевна – главный специалист сектора воспитательной и социальной работы отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома.

3.Драб Анна Николаевна – директор Лидского историко-художественного музея.

4.Хотянович Наталья Александровна – главный хранитель фондов Лидского историко-художественного музея.

5.Ярошко Татьяна Иосифовна – директор ЛРЦТиКУМ.

6.Глинина Оксана Владимировна – методист ЛРЦТиКУМ.

7.Зенюкевич Тамара Иосифовна – зав. библиотекой СШ№11 г.Лиды.

Приложение 1


Заявка на участие

в районных краеведческих чтениях учащихся

Первая мировая война в истории моей малой родины”
Название работы ________________________________________

Автор работы (если работа коллективная, указывать всех авторов)

Фамилия, имя___________________________________________

Учреждение образования, класс____________________________

Руководитель работы

Фамилия, имя, отчество___________________________________

Должность______________________________________________

Контактные данные (телефон)______________________________


Дата подачи заявки _________________
Директор __________________

МП.


Информационные материалы

для участников районных краеведческих чтений учащихся

«Первая мировая война в истории моей малой Родины»
Первая мировая война (1914-1918) – война между двумя коалициями капиталистических держав, вызванная обострением противоречий в ходе борьбы за передел мира, колоний, сфер влияния и приложения капитала. Началась между 8 государствами Европы (Германия и Австро-Венгрия и противостоящие им Великобритания, Франция, Россия, Бельгия, Сербия и Черногория), со временем охватила 38 государств (в том числе на стороне Антанты – 34) с населением свыше 1,5 миллиардов человек. Была с обеих сторон захватнической, несправедливой. Германия стремилась разгромить Великобританию, ослабить Францию и Россию (отторгнув от последней Польшу, Украину и Прибалтику) и совместно с Австро-Венгрией утвердиться на Балканах. Другие империалистические государства преследовали свои цели.

Первая мировая война готовилась государствами задолго до её начала. Оба блока развернули военную промышленность, подготовили мобилизационные запасы вооружения и боеприпасов, генеральные штабы разработали планы, исходившие из скоротечности и манёвренности предстоящей войны.

План ведения войны Германией против Франции и России был разработан начальником Генерального штаба Германии Альфредом фон Шлиффеном в 1905 году. В соответствии с планом намечалось ударом через Бельгию на Париж глубоко охватить главные силы французских войск, прижать их к франко-швейцарской границе, окружить и разгромить, а затем, перебросив силы на Восток, уничтожить армию России. Авантюристичность этого плана доказал опыт Первой мировой войны, однако идею этого плана германские фашисты положили в основу теории «молниеносной» войны.

Поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года наследника австро-венгерского престола австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в городе Сараево (Босния) конспиративной группой «Молодая Босния». Убийство было использовано как повод для нападения на Сербию, что и положило начало Первой мировой войне.

К 17 – 19 августа Германия выставила 8 армий (около 1,8 миллионов человек), Франция – 5 армий (1,3 миллиона человек), Россия – 6 армий (свыше 1 миллиона человек), Австро-Венгрия – 5 армий и 2 армейских группы (свыше 1 миллиона человек). Военные действия охватили территории Европы, Азии и Африки. Главными сухопутными фронтами были Западный (французский) и Восточный (русский), основными морскими ТВД – Северное, Средиземное, Балтийское и Чёрное моря.

Кампания 1914 года Провал стратегии быстротечной войны, переход от манёвренной к позиционной формам борьбы на Западном фронте.

2 августа 1914 года германская армия оккупировала Люксембург, а 4 августа вторглась в Бельгию, нарушив её нейтралитет. Расчет Германии на разгром и вывод Франции из войны потерпел провал в первых же сражениях на Западном фронте (пограничное сражение 21-25 августа в северо-западной части Франции, Марнское сражение 5-12 сентября 1914 года). Манёвренные боевые действия сменила позиционная борьба. Провалу германской стратегии в 1914 году способствовало наступление русских войск в Восточной Пруссии (Восточно-Прусская операция 1914 года), в Галиции (Галицийская битва 1914 года) и других операциях (Варшавско-Ивангородская операция, Лодзинская операция). 16 октября в войну на стороне германо-австрийского блока вступила Турция. Образовались фронты в Закавказье, Месопотамии, Сирии и Дарданеллах. В Закавказье русская Кавказская армия провела Сарыкамышскую операцию.

В итоге кампании ни одна из сторон не добилась первоначально поставленных целей.

Кампания 1915 года Срыв германского плана вывода России из войны. Борьба на Западном фронте.

Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. В результате Горлицкого прорыва германских армий русские войска летом оставили Галицию, Польшу и часть Прибалтики, однако в сентябре – октябре, отразив германское наступление в районе Вильно (Виленская операция, 9 августа – 19 сентября 1915 года), они вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. Фронт установился на линии озеро Дрисвяты, озеро Нарочь, Сморгонь.

На Западном фронте стороны вели стратегическую оборону. Частные операции у Ипра, в Шампани и Артуа в целях прорыва позиций обороны успеха не имели. 10 мая к Антанте примкнула Италия, 1 октября на стороне германо-австрийского блока выступила Болгария. Россия упрочила своё положение в Закавказье и Северном Иране. На море господствовал английский флот.

Важнейшим итогом кампании явился провал германских планов на суше и на море. Германия вынуждена была вести борьбу на два фронта и в тисках блокады.



Кампания 1916 года Позиционная война. Генеральное сражение на море линейных сил флота.

Германия вновь перенесла главные усилия против Франции, но успеха не достигла (Верденская операция 21 февраля – 18 декабря 1916 года). Этому способствовало наступление русского Юго-Западного фронта в Галиции. Германо-австрийское командование вынуждено было перебросить с Западного и Итальянского фронтов на Восточный фронт 34 германских и австро-венгерских дивизий. Англо-французские войска, применив в операции на реке Сомма новое средство борьбы – танки, не добились прорыва германской обороны.

В итоге кампании Антанта перехватила у германо-австрийского блока стратегическую инициативу.

Кампания 1917 года Наступление Антанты. Неограниченная подводная война. Революционный выход России из войны.

Вступление 6 апреля в войну США на стороне Антанты окончательно изменило соотношение сил в её пользу. Однако апрельское наступление союзников с целью вывести Германию из войны (операция Нивеля) было неудачным. Провалилась Митавская операция и июньское наступление русской армии.

В итоге кампании германо-австрийский блок отразил удары Антанты на суше.

Кампания 1918 года Преодоление позиционной обороны в ходе общего наступления Антанты. Капитуляция Германии.

Ввиду отказа стран Антанты и США от предложения Советского правительства о заключении мира без аннексий и контрибуций последнее пошло на заключение тяжелого Брестского мира. Германия предприняла на Западном фронте так называемое Мартовское наступление в Пикардии, операции во Фландрии, на реках Эрна и Марна, но из-за отсутствия резервов приостановила их. Союзники при содействии США (их войска начали действовать с мая) в ряде операций ликвидировали результаты германского наступления, перешли в общее наступление и вынудили Германию и её союзников к капитуляции.



Итоги войны Первая мировая война длилась свыше четырех лет (51 месяц и 2 недели), в ней участвовало две трети населения земного шара с численностью действовавших армий коалиций около 37 миллионов человек (январь 1917года) и мобилизованных за годы войны в армии около 70 миллионов человек. Протяженность фронтов достигала 2,5 – 4 тысяч километров, людские потери сторон составили 9,5 миллионов убитых и 20 миллионов раненых.

В Первой мировой войне получили развитие новые боевые средства – самолеты, танки, подводные лодки, минное оружие, зенитные и противотанковые орудия, были усовершенствованы старые образцы вооружения и боевой техники, использовалось химическое оружие, резко возросла огневая мощь войск. Армии машинизировались. Произошли большие изменения в их организации, соотношении родов войск, военном искусстве. Появились новые виды артиллерии – зенитная, противотанковая, сопровождения; наступление пехоты стало сопровождаться огневым валом. Авиация выросла в самостоятельный род войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную, бомбардировочную и штурмовую. Возникли танковые войска (их численность к концу войны достигла свыше 8 тысяч танков), химические войска, войска ПВО. Удельный вес инженерных войск вырос в 1,5 – 2 раза. Сузилось применение конницы. На флоте возросла роль подводных лодок, морской авиации, торпедного и минного оружия, появились новые классы кораблей. Первая мировая война вскрыла возрастающую зависимость вооруженной борьбы от экономики и политики, от тыла страны, окончательно похоронила теорию генерального сражения. В Первой мировой войне оформились понятия «операции» и «общевойскового боя», основанного на взаимодействии всех родов войск, возникли фронтовые объединения (фронты, группы армий). В войне зародилась теория прорыва позиционной обороны, получила решение проблема создания и использования стратегических и оперативных резервов.



Танк – гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя.

Первые проекты боевой гусеничной бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России в 1911 году В.Д. Менделеевым. В 1914 году А.А. Пороховщиков разработал, а в начале 1915 года построил и испытал опытный образец боевой машины «Вездеход». Впервые в бою танки применены в 1916 году. 32 английских танка участвовали в сражении на реке Сомма.






Танки Англии



Тяжелый танк Mark I



Тяжелый танк Mk II



Тяжелый танк Mk III



Тяжелый танк Mk IV



Тяжелый танк Mk VII



Тяжелые танки Mk V и Mk V*



Средние танки Mk А "Уиппет", Mk В и Mk С



Тяжелый танк Mk VIII

Танки Франции



Средний танк "Шнейдер" СА-1



Средний танк "Сен-Шамон"



Легкий танк Рено FT-17




 

Танки Германии



Тяжелый танк A7V



Опытный танк A7VU



Легкий танк LK-I



Легкий танк LK-II



Сверхтяжелый танк "Колоссаль"



Танки LK-III и "Oberschlesien"










 

Химическое оружие За 1915 – 1918 годы, воюющие страны израсходовали более 125 тысяч тонн отравляющих веществ, общие потери от их применения составили около одного миллиона человек. Наиболее эффективными оказались фосген, дифосген, хлорпикрин, иприт. В конце войны появились люизит, адамсит и хлорацетофенон.
По материалам сайта ГОЦТиК:

www.centrtur.grodno.by


Районные краеведческие чтения

«Первая мировая война в истории моей малой Родины»
Сценарий проведения

Звучит музыка

Слайд №1

ВЕД.: - Добрый день, уважаемые участники и гости районных краеведческих чтений «Первая Мировая война в истории моей малой Родины», посвященных 100-летию начала Первой мировой ойны! Мы рады приветствовать в этом зале юных исследователей и их руководителей, кому небезразлична история своего края, своей малой родины.

Слайд №2

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет, Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути,

Но святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести!
С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним!


Слайд №3

Сегодняшнюю встречу мы посвящаем Событиям Первой мировой войны в истории нашего города.



Слайд №4

Первая мировая война - одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени также исчислялись десятками миллионов.



Слайд №5

В то же время, как ни парадоксально, Первая мировая продолжает оставаться для нас забытой и "чужой" войной, а ее герои почти нам не известны.

Учащиеся учреждений образования Лидского района, вместе со своими руководителями, провели исследовательскую работу и посвятили свои работы тем страшным событиям.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка