Манипулятивность создания образа политика средствами instagram




Дата канвертавання22.04.2016
Памер57.74 Kb.
Леготина А. С. (г. Екатеринбург)

МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИКА СРЕДСТВАМИ INSTAGRAM

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30921928

Утро. Переполненный вагон метро. Жители мегаполиса едут на работу. Кто-то дремлет, кто-то, по старинке, читает книгу… Но основная масса листает странички модных ныне электронных гаджетов (англ. gadget, приспособление, прибор). Современный человек не может представить себя ни на минуту лишенным главного – информации.

Новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Общество это развивается спонтанно в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей. Оно лишено национальных границ, оно - глобально.

Глобальная сеть, по мнению американского социолога Мануэля Кастельса, явилась результатом революции в области информационных технологий, создавшей материальную основу глобализации экономики и появления новой, отличной от ранее существовавших, экономической системы, основанной на информациональном способе развития1.

В настоящее время возникает совершенно новое качество социальной коммуникации, основанное на сетевом взаимодействии, которое трансформирует институты и практики современного общества настолько стремительно, что появилось понятие сетевого общества (network society).

В основе концепции сетевого общества лежит представление об информации как знании, порождающем конструктивные изменения системы2.

Почему же именно сеть явилась формой организации, присущей постиндустриальному обществу?

Во первых – коммуникационные потоки сами производят сетевые структуры.

Во вторых – магистрали, пропускающие эти самые коммуникационные потоки, оформляются в сети.

В то же время, все больше и больше проникая в нашу жизнь современные компьютерные технологии, способствовали трансформированию самого понятия сеть. Современная компьютерная сеть это не только способ транспортировки информации, но и возможность ее обработки. И человеческая коммуникация, охваченная сетью технических стандартов, все больше заключается в некий специфический технологический каркас, который можно именовать сетевой моделью.

А в сетевом обществе «сообщением» или «потоком сообщений» становится все: явления культуры, политические события, личная жизнь…

По мнению Кевина Систрома, одного из создателей Instagram, в современном интернет общении происходит революция, так как общение при помощи клавиатуры все больше уступает место общению с использованием камеры.3

И это легко объясняется особенностями психики человека и его восприятия. После получения информации в текстовой форме человеку необходимо затрать силы, чтобы ее проанализировать, понять и выявить свое отношение. На выполнение данной процедуры тратится много времени и поэтому современное общество предпочитает уходить от текста, отдавая предпочтение визуальному представлению материала.

Всеми этими тенденциями обусловлена скорость роста популярности Instagram. Данное приложение позволяет делать фотографии, редактировать их при помощи встроенных фильтров (эффектов, накладываемых на полученное изображение) и делиться ими как через аккаунт Instagram, так и в интегрированных с ним социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Twitter, Tumblr, Foursquare, Flickr). Всего за четыре года существования Instagram нарастил аудиторию, которая на данный момент превышает 200 миллионов пользователей4, ежедневно загружающих около 60 миллионов изображений.

К изображениям, попадающим в Instagram, пользователи относятся не критично. Нет смысла подвергать каждый пост серьезнеому анализу, если люди итак фотографируют лишь то, что является актуальным и интересным. К тому же любая фотография имеет эмоциональную привязку, что только повышает уровень доверия к представленной на ней информации.

Беря в расчет столь уникальные объемы аудитории, обрабатываемой ей информации, и специфику данной платформы, на Instagram как на площадку, позволяющую влиять на настроения в обществе, обратили внимание политтехнологи по всему миру.

Так аккаунты в Instagram имеют: премьер- министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев (http://instagram.com/damedvedev), премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо (http://instagram.com/eliodirupo), президент США Барак Обама (http://instagram.com/barackobama), президент Бразилии Дилма Русеф (http://instagram.com/palaciodoplanalto).

У обычного пользователя сети возникает ощущение, что политический деятель сам непосредственно ведет аккаунт в Instagram и выкладывает фотографии. На самом деле подбором контента занимается команда профессионалов, главной целью которых является конструирование и поддержание заданного образа политика.

Именно из-за диссонанса между впечатлениями человека и реальными обстоятельствами, можно говорить о манипулировании общественным сознанием.

С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием»5 так трактует это понятие. Манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции и которое требует значительного мастерства и знаний.

То есть это намеренное введение человека в заблуждение с заранее определенной целью. Манипулятор вполне  представляет истинное положение вещей, но стремится скрыть его. В отношении политики, манипуляция – это один из способов подавления воли граждан путём программирования их поведения с целью изменения мнений, побуждений и целей людей в нужном для власти направлении.

И при помощи возможностей Instagram политтехнологи насильно внедряют в сознание граждан специально сконструированный образ того или иного политика.

В Instagram Барака Обамы можно увидеть, что он обычный парень, такой же, как твой сосед, просто ему повезло чуть больше, чем тебе, и теперь он может работать на благо государства и простых американцев. Несмотря на то, что во время регистрации аккаунта в январе 2012 года, Обама официально отказался пользоваться продукцией Apple в целях безопасности и сделал выбор в пользу смартфонов BlackBerry, доступ к Instagram у которых появился лишь спустя полгода, у почти четырех миллионов подписчиков не возникает ощущения, что Обама совершенно не причастен к своему аккаунту.

Команда, занимающаяся поддержкой образа президента Бразилии, выбрала другую концепцию. В сети появляются фотографии лишь с официальных мероприятий. Причем Дилма Русеф практически всегда изображается в окружение людей. Из-за чего у многих складывается чувство, что Русеф постоянно на работе, она серьезна, занята, но никогда не забывает о гражданах, для которых и работает.

Так же как и у Русеф, в Instagram премьер-министра Бельгии Элио ди Рупо постоянно появляются кадры рабочей обстановки: встречи, официальные мероприятия, заседания. Но, даже обнажая жизнь Рупо вне работы, специалисты все равно явно показывают, что он ведет жизнь политика, свойственную только хорошему и правильному премьеру. Тем самым создается образ «Элио ди Рупо – политик даже дома».

Instagram Дмитрия Анатольевича Медведева, как и у Барака Обамы, ставит себе целью сближение политика с народом. Поэтому в сети появляются изображения не только с официальных мероприятий, но и различные «дурачества» политика (selfie в лифте Дома Правительства РФ) и фото обыденной жизни (фотография яблок с комментарием «Урожай»). Все это помогает создать специфический образ премьер-министра: являясь вторым лицом в государстве, Д. А. Медведев остается простым русским человеком.

Таким образом, человечество, становясь сетевым обществом, не только всячески стремиться облегчить себе жизнь: быстрый обмен знаниями простой поиск информации, - но и вступает в беспрерывную коммуникацию, которая для каждого отдельно взятого человека сама по себе является беспрерывным стрессом. Он не успевает рационально оценить все то, что появляется в глобальном информационном потоке и либо не замечает часть материала, либо слепо верит первому впечатлению, что позволяет легко регулировать его мнение и отношение не только к какому-либо вопросу, но и к определенной персоне.

Список использованной литературы



  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.- М: ГУ ВШЭ, 2000.

  2. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление// Вопросы философии № 7/ Российская Академия наук.-М: Академиздатцентр «Наука»,2008.- С. 63

  3. Digit. РИА Новости. Создатель Instagram: для общения камера становится важнее клавиатуры. от 13.12.2013.// URL: http://digit.ru/internet/20131213/409427262.html

  4. РИА Новости. Глобальная аудитория Instagram превысила 200 миллионов пользователей от 26.03.2014.// URL: http://ria.ru/technology/20140326/1001109354.html

  5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.-М:Эксмо, 2011.-864с.

1 Кастельс М.,Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 2000

2 Назарчук А. В., Сетевое общество и его философское осмысление, Вопросы философии № 7, 2008, с. 63

3 Digit. РИА Новости. Создатель Instagram: для общения камера становится важнее клавиатуры. от 13.12.2013.// URL: http://digit.ru/internet/20131213/409427262.html

4 РИА Новости. Глобальная аудитория Instagram превысила 200 миллионов пользователей от 26.03.2014.// URL: http://ria.ru/technology/20140326/1001109354.html

5 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.-М:Эксмо, 2011.-864с.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка