Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры




Дата канвертавання22.04.2016
Памер80.86 Kb.

ЛИКБЕЗhttp://lik-bez.com — ICQ 566419171 — Agent lik-bez@mail.ru — Skype lik-bez.com


Тест 000.09.10.011



Часть 1
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов.
Крещение Руси князем Владимиром стало знаковым моментом для христианского мира: восточные славяне очень быстро усвоили азы православной культуры. Поначалу Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский, но впоследствии его резиденция переместилась в Москву, и в 1589 году в столице был основан патриархат.
В XVII веке православие ещё глубже ушло корнями в отечественную почву. Однако в это время произошёл религиозный раскол, обернувшийся для старообрядцев жестокими репрессиями: казнями, пытками, ссылками. Главной причиной раскола был протест против новшеств в делах Церкви, которые вводил патриарх Никон. А поводом для бунта были исправления церковных книг, изменения некоторых церковных обрядов. На Руси издавна крестились двумя перстами, а тут вдруг объявили, что единственно правильным является крещение тремя пальцами, как в то время крестились греки. Раскол начался на религиозной почве, но со временем превратился в вопрос политический. В 1667 году раскольников предали анафеме, которая была снята Русской Православной церковью только в 1971 году.
В начале прошлого века Русская Православная церковь претерпела ещё одно разделение. После того как в ноябре 1920 года остатки Белой армии покинули Россию, возникла Русская Православная церковь за границей. В изгнание ушли сотни тысяч человек, на чужбину за прихожанами последовало и духовенство. Более 80 лет Русская Православная церковь была разделена и её части не находились в общении друг с другом. Но в 2008 году её единство восстановилось.
Сегодня в мире около 225 миллионов православных. И если интерес к православию будет по-прежнему возрастать, то, пожалуй, в XXI веке их станет больше. А значит, больше станет и тех, кто стремится к своему духовному совершенству. (245 слов)
(По материалам журнала «Вокруг света» )
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1 — А7; В1 — В14.
(1)Едва солнце скрылось за пологими горами, как сумерки, томившиеся по обширным низинам, выбрались из своих тайных убежищ, шагнули под кроны деревьев и, поднявшись к чернеющему небу, затопили всё вокруг. (2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух, притихло зверьё, казалось, всё вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель. (4)Она сделала лишь несколько шагов и остановилась, тревожно потянув ноздрями воздух и силясь понять причину вдруг пронзившего её страха. (5)И в тот же миг из-за тёмной груды камней взметнулась какая-то серая, гибкая тень и обрушилась на газель. (6)Крик, полный отчаяния и муки, вспорол тишину, ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну, сообщив её обитателям, что на охоту вышел хозяин здешних мест — леопард. (7)Небо на востоке побледнело, наступал рассвет — время одиночества и страха.
(8)Занимавшийся день разбудил саванну лёгким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы, чуть тронул заросли высокой травы, запутался в жёстких ветвях баобаба. (9)В развилке его узловатого ствола лежала газель, убитая ночью, из её разорванного горла капала густая чёрная кровь. (10)Леопард, укрывший свою добычу от шакалов и гиен, расположился здесь же, на дереве. (11)Успев отведать ещё тёплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке. (12)Это был крупный, сильный кот, полуденное солнце добавило золота его прекрасной жёлтой шерсти, усыпанной чёрными округлыми пятнами, стройное, гибкое тело хищника дышало мощью и грацией. (13)Он столь непринуждённо устроился среди ветвей, что казалось, создан для жизни на деревьях. (14)Когда солнце миновало зенит, леопард наконец проснулся, потянувшись всем телом, зевнул, обнажив желтоватые клыки, взял в зубы недоеденную тушу газели и, спустившись на землю, завершил прерванную сном трапезу. (15)Покончив со своей жертвой, кот медленно удалился в глубь саванны.
(16)Леопард облюбовал этот уголок, саванны давно и часто наведывался в свои угодья. (17)3дешние места были обильны дичью, тут, под сенью многочисленных зонтичных акаций, располагался настоящий оазис, поросший сочной травой, которая как магнитом тянула разную живность, особенно антилоп. (18)На старых звериных тропах, набитых в саванне по пути к желанному пастбищу, и караулил свою очередную жертву леопард, редко оставаясь без добычи. (19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу. (20)Обильная травой долина широким горлом открывалась в небольшую безымянную речушку, невысокий берег которой изгибался мелким глинистым плёсом — удобным водопоем, где, скрываясь за подступившими к самой реке деревьями, порой устраивал засаду леопард. (21)Выше по холмистым склонам, в каменистых откосах нашлось немало удобных гротов и пещер, в которых кот любил скрываться от палящего зноя. (22)Всё в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, и, обходя свои владения, хозяин ревниво следил за тем, чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.
(Д. Иванов)
К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик назвал рассвет временем одиночества и страха?»


  1. Это самое тёмное время суток в саванне.

  2. На рассвете всё спит и неоткуда ждать помощи.

  3. В это время хищники выходят на охоту.

  4. На рассвете звери ходят не стаями, а по одному.


А2. Почему рассказчик, описывая леопарда, сказал, что «полуденное солнце добавило золота его прекрасной жёлтой шерсти?»


  1. Рассказчик намекнул на то, что шкура леопарда очень дорого стоит.

  2. Шерсть леопарда обгорела на солнце.

  3. Шерсть зверя блестит.

  4. Этим рассказчик подчеркнул, что шерсть леопарда жёлто-золотистого цвета.


А3. Как характеризует описанное животное информация, заключённая в предложениях 10—15?


  1. Леопард — практичный, коварный и расчётливый зверь.

  1. Леопард силён и грациозен.

  2. Леопард лучше всего чувствует себя на дереве.

  3. Леопард любит ходить медленно.


А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «угодья» (предложение 16).


  1. владения

  2. пашни

  3. место прогулок

  4. родина


А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении называется причина того, о чём говорится в первом?


  1. 16 и 17

  2. 21 и 22

  3. 1 и 2

  4. 11 и 12


А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 22, описывая территорию, слово «священная» заключает в кавычки?»
Использование кавычек говорит о...


  1. том, что это слово намеренно написано с ошибкой.

  2. цитировании.

  3. переносном значении слова.

  4. том, что это прямая речь.


А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «гибкое тело хищника дышало мощью и грацией».


  1. метонимия

  2. эпитет

  3. метафора

  4. сравнительный оборот



Ответы на задания В1 — В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ____________________________________________________
В2. Из предложений 2—3 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ: ____________________________________________________
В3. Из предложений 17—18 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
Ответ: ____________________________________________________
В4. Из предложений 9—12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на Н, пишется НН».
Ответ: ____________________________________________________
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными члена ми предложения.
Это был крупный,(1) сильный кот,(2) полуденное солнце добавило золота его прекрасной жёлтой шерсти,(3) усыпанной чёрными округлыми пятнами,(4) стройное,(5) гибкое тело хищника дышало мощью и грацией.
Ответ: ____________________________________________________
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Всё в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения.(З) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.
Ответ: ____________________________________________________
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив её обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест — леопард.
Ответ: ____________________________________________________
В8. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ (предложение 20), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________________________________
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ____________________________________________________
В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ____________________________________________________
В10. Среди предложений 8—15 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ____________________________________________________
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17.
Ответ: ____________________________________________________
В13. Среди предложений 10—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________
В14. Среди предложений 16—22 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________________

Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Ознакомьтесь с мнением Анны и Аркадия Ивановича о роли знаков препинания.
Анна: «Зачем нужны все эти двоеточия, запятые и тире? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания! А сейчас их сколько! Попробуй разберись, где какой знак ставить надо!»
Аркадий Иванович: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно...»

Помогите Аркадию Ивановичу доказать свою точку зрения.


Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?».
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Аркадию Ивановичу, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Аркадия Ивановича.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы: «Всё в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, и, обходя свои владения, хозяин ревниво следил за тем, чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка