Краеведческий материал, собранный группой в походе




старонка1/2
Дата канвертавання30.04.2016
Памер392.98 Kb.
  1   2
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, СОБРАННЫЙ ГРУППОЙ В ПОХОДЕ

Этот маршрут мы начинаем с городского пляжа г.Могилёва. У подножия вала завершается крутой западный поворот Днепра, и река вновь приобретает южное направление. Сразу же наше внимание привлекает устье Дубровенки. Это небольшая речка весной превращается в бурный мутный поток. Половодье Дубровенки предшествует Днепровскому, поэтому при впадении воды речки резко теряют скорость. Часть взвешенного в них материала тут же осаждается, но при этом течением главной реки несколько сносится в низ. В результате всего у устья Дубровенки формируется значительный полуостров с песчаной косой, а ниже его длинная мель. Дубровенские воды богаты питательными веществами, привлекающими в место её впадения массу рыбы. Вот почему здесь в течении всего лета почти в любое время суток можно видеть рыбаков. У южной окраины города в урочище «Горка» создана система отстойников в которых очищается сточная вода ОАО «Лента». Здесь же и несколько дальше в урочище «Городок», есть ряд прекрасных геологических обнажений, в которых прослеживается слой речного наноса из мелкозернистого песка, два слоя морены, разделённые слоем слоистых межморенных водно-ледниковых песков, похожих на речные. Все эти слои являются яркими страницами геологической истории, на которых запечатлены великие события прошлого Земли. Тут же нашими геологами было собрано немало интересных образцов горных пород, которые были переданы в гимназию №1, как учебные пособия для кабинета географии.

Прилежащий к долине водораздел составляет маленькую частичку южной окраины Оршанско - Могилёвского лёссового плато здесь ещё развиты лёссовидные суглинки поэтому мы можем заметить небольшие блюдцеобразные западины, местами распаханные, а кое-где покрытые кустами ив и влаголюбивыми травами. Почвы здесь плодородны, поля заняты различными сельскохозяйственными культурами.

Буйничское поле видело много значительных исторических событий. В 1595 году на нем произошло сражение между казачьим отрядом и восставшими белорусскими крестьянами, овладевшими Могилевом, с одной стороны , и восемнадцатитысячным конным войско, собранным гетманом Литовского княжества, с другой. Командир казаков Наливайко опоясал свой отряд рядами повозок и приготовился к отражению атаки. Шляхецкое войско окружило отряд, но как только ринулось в атаку, наткнулось на убийственный огонь казаков и крестьян. Шляхта вынуждена была отступить, Наливайко ушёл на юг.

С 3 по 26 июля 1941 г. шли напряжённые бои в районе Могилёва, который стойко обороняли воинские части Западного фронта и бойцы отрядов народного ополчения. Непосредственную оборону города вела 172-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора М.Т. Романова. На протяжении двух недель она держала оборону около деревни Буйничи. Наиболее жестокие бои происходили 12 июля, когда противник направил на Буйничское поле 70 танков. Битва продолжалась 14 часов. Во время её советские воины уничтожили 39 танков и отбили несколько атак противника. Жестокие бои проходили и в последующие дни. Свои позиции воины удерживали до 26 июля. Бои под Могилёвом стали значительным вкладом в срыв плана «молниеносной войны».

На Буйничском поле установлен памятник бойцам и командирам 388-го стрелкового полка; здесь же открыт памятник писателю Константину Симионову очевидцу обороны Могилёва, военному корреспонденту.

На седьмой день войны К.М. Симонов приехал в Могилёв, где и встретил героев своих первых военных корреспонденций. О них он написал очерки , «Горячий день», «Валентина Тимофеева». Свидетель некоторых эпизодов 25 – дневной героической обороны Могилёва, К.М. Симонов навсегда сердцем остался с городом и его защитниками, многие из которых стали впоследствии героями трилогии о войне «Живые и мёртвые». Мужественный, суровый, честный генерал Серпилин во многом похож на командира 388-го стрелкового полка полковника Семена Фёдоровича Кутепова.

В стихах Симонова мы встречаем название Могилёва:
В ночи под глухим Могилёвом –

Уж так получилось само,

Иначе не мог я – ну, словом

Пришлось разорвать мне письмо.
Два стихотворения датируемые июнем 1941 года, посвящены участникам обороны Могилёва. Это «Презрение к смерти» (памяти наводчика Сергея Полякова) и «Секрет победы» (посвящается истребителю Николаю Терёхину».

После войны, работая над трилогией, К.М..Симонов неоднократно приезжал в город. Прах его развеян на Буйничском поле. Рядом с памятником защитникам города лежит камень-валун, на котором издали видна проезжающим по Бобруйскому шоссе знакомая летящая роспись: "«Константин Симонов"». На металлической пластине такие слова:
К.М. Симонов

1915 – 1979 гг.
Вернувшись в пойму Днепра мы натыкаемся на оригинальные следы далекой старины – Городище. Городище занимает высокую кручу, ограниченную берегам и оврагам, С тыловой стороны возвышается искусственная насыпь, в центре имеется характерная седловинка. По последним двум признакам, а их сохраняют почти все Городища, легко узнать этот археологический памятник. Здесь когда-то жили люди (1 род, душ 50). В дополнении к земляным волам они обносили свое поселение высоким частоколом ( от слова «городить» пошло «Городище», «Городок», а в последствии «Город»). Оно превращалась в небольшую крепостцу. На поверхности Городища ныне ничего не видно, но на некоторой глубине , особенно в центре , могут хранится интереснейшие памятники далекого прошлого, следы очагов, остатки жилищ, предметы домашнего обихода, орудия труда и пр. по этим памятникам ученые изучают жизнь наших предков.

Городища возникли в эпоху распада первобытно - общинного строя и формирования строя феодального, что совпадает для наших мест с 3-5 в.в. В это время производительность труда выросла на столько, что люди могли создавать запасы продуктов, иметь скот. От охотничье-рыбловсного хозяйства они переходили к земледельческо-скотоводческому. Для охраны родовой собственности нужны были укрепления. В последствии (7 век) Городище из родовых превратились в укрепленные усадьбы феодалов-землевладельцев, а еще позже (8-9 в.в.) необходимость в ни отпала вовсе.

Рядом с Городищем располагается громадный курган. Его высота около 12 метров, длина окружности у основания свыше 200 метров. Он представляет собой братскую могилу захватчиков, убитых русскими солдатами в сражении под Салтановкой в 1812 году. Размеры могилы красноречиво говорят о том, что Салтановская битва врагам нашей Родины обошлась дорого. Окрестности Салтановки 11 (23) июля 1912 года явились местом ожесточенного сражения между авангардом русской армии Багратиона и французскими захватчиками. Как известно, армия Багратиона отступала на Смоленск, где должна была соединиться с основными русскими силами. Путь её лежал через Могилев. Но враг сумел овладеть городом прежде, чем русские успели к нему подойти и вот здесь, на подступах к городу, разгорелось сражение. Противники не знали сил друг друга. В авангарде русских под командованием генерала Раевского было 15 тыс. солдат, французы выставили 26 тыс. Бой длился много часов. Русские войска не смогли овладеть вражескими позициями, но и своих не уступили, не смотря на численное превосходство французов. Они показали чудеса храбрости, позволившие армии Багратиона выиграть время и переправится через Днепр ниже Быхова. Следами этой битвы являются курганы (братские могилы), разбросанные в окрестностях Салтановки. Столетнюю годовщину сражения в память о нем на обочине шоссе Могилев-Бобруйск была воздвигнута часовня.

Дашковка лежит в 7 км. от Салтановки. Она может служить примером того чего достигла деревня за годы реализации Программы возрождения и развитие села Могилёвской области 2005 – 2010 г.г. Современная Дашковка – это агрогородок. В ней есть клуб, в котором регулярно демонстрируются кинофильмы, библиотека, средняя школа, больница, почта, магазины, спортивные объекты. В Дашковской средней школе имеется краеведческий музей, который для юных краеведов и туристов представляет интерес. Музей открыт в 1980 году. Фонд составляет более 2000 экспонатов, в том числе около 700 – основного фонда.

Созданию музея предшествовала большая и кропотливая работа в которой принимали участие учащиеся и учителя школы, родители. Но самый большой вклад внесли юные краеведы, активисты добровольного общества охраны памятников истории и культуры, которые работали под руководством бывшего учителя истории, участника Великой Отечесттвенной войны Мартынкова Василия Ивановича.

Экспозиция музея состоит из 7 разделов:

  • «Археология региона»;

  • «Возникновение поселения;

  • «М. Дашковка во 2-й половине XIX века;

  • «Начало XIX века. Война 1812 года на территории региона»;

  • «Дашковка с 1917 по 1941 год»

  • «События Великой Отечественной войны на территории региона»;

  • «История восстановления деревни. Дашковка сегодня. История школы»

Возле Дашковки (несколько северней больницы) есть древнее городище. Оно обладает значительной площадью, чем то, с которым мы встречались возле Буйнич, но топографические особенности его здесь сохраняются.

Дальнейший путь ведет на д. Стайки (4 км от Дашковки). По правому берегу долины видны курганы. Это братские могилы воинов, жертв сражения при Салтановке ( в Дашковке тогда был перевязочный пункт).

Ниже Стаек на берегу Днепра впервые по нашему маршруту обнажается писчий мел. Пройдя с километр нам открывается меловое обнажение. Мел лежит на дне реки и у берега. Дальше он прикрыт толщей речного наноса. Раньше его добывали со дна экскаватором.

Откуда здесь мел? Это его коренное залегание. Он здесь образовался в бывшем меловом море миллионов 60 лет тому назад. Рассмотрев мел в лупу, нетрудно установить, что он состоит из множество известковых раковинок различных организмов, обитавших на морском дне. Мел можно назвать мягким известняком.

Покопавшись в обнажении, можно найти окаменелости некоторых моллюсков в частности белемнита ( «чёртов палец»).

Далее наш путь лежит в Барколабово.

Барколабово – древнее село, известное в прошлом своим монастырём. В монастыре была написана летопись, представляющая собой ценный исторический документ, в котором содержится много сведений о важных исторических событиях на Могилёвщине в XVI-XVII вв. В настоящее время здание монастыря не сохранилось, но подробно мы узнали об этом из статьи краеведов В.Ф. Кулешова и А.П. Кулешовой, которая приводится ниже.

«МАЯК ПРЫДНЯПРОЎЯ», 28 сакавика 2001 г


Святло далёкай спадчыны
Баркалабаўскi бастыён

праваслаўя
Увесь праваслаўны свет, у тым ліку вернікі і грамадскасць нашай краіны рознымі мерапрыемствамі адзначылі двухтысячагоддзе з дня нараджэння Хрыстова. Следаванне хрысціянскім традыцыям стала часткай дзяржаўнай ідэалогіі, вядуцца размовы аб выкарыстанні хрысціянскіх каштоўнасцяў у маральным выхаванні вучняў, наладжваецца супрацоўніцтва паміж царквой і школай. Настаў час успомніць пярэдадне і гісторыю Баркалабаўскага жаночага манастыра — вядомага кутка багатай і каштоўнай духоўнай і культурнай спадчыны. У тыя далёкія часы нашы выдатныя продкі жылі, працавалі, змагаліся, каб стварыць найлепшыя ўмовы для сённяшняга жыцця. Урокі пройдзенага імі шляху будуць карысны і для нас.

На поўдзень ад вёскі Баркалабава, на ад легласці аднаго кіламетра, у маляўнічай мясціне захаваліся руіны старажытнага жаночага манастыра. Ён размяшчаўся на невысокім пагорку, узнесеным над бяскрайнімі лугамі, непадалёку ад Дняпра. 3 аднаго боку к яму прытулілася глыбокае возера Старык, з другіх — яго абдымаюць рачулкі вусця Лахвы.

Цяпер на гэтым пагорку засталіся толькі ліпы і таполі, якія, хістаючыся на вятрах, ціха шапацяць, нібы ўспамінаюць далёкія часы.

Баркалабаўскі жаночы манастыр пачаў дзейнічаць у 1633 годзе (“Памяць. Быхаўскі раён” стар.29). Гэта была не адзіная праваслаўная святыня на баркалабаўскай зямлі. Яшчэ Баркулаб Корсак, заснавальнік в. Баркалабава і замка (1564 год), пабудаваў у вёсцы і наваколлі дзве царквы. У хуткім часе была заснавана царква ў гонар Георгія Пераможца, затым будуецца мужчынскі манастыр і, нарэшце, жаночы.

На першы погляд цяжка зразумець неабходнасць для адной вёскі такой колькасці царкоўных аб'ектаў.

Што ж папяраднічала і патрабавала інтэнсіўнай дзейнасці нашых продкаў па ўсталяванню праваслауя ў краі?

Тэмп i размах будаўніцтва замка, вёскі і цэркваў Б.Корсакам прывялі к атрыманню вёскай статуса горада-"месца". Вёска стала называцца мястэчкам.

У 1583 годзе, пасля шлюбу Евы Баркулабаўны з князем Б.Саламярэцкім, вёска і замак сталі княжыцкім уладаннем. Баркалабава становіцца культурным цэнтрам прыдняпроўскага краю. Тут набыта вядомая ва ўсёй Рэчы Паспалітай бібліятэка. У Баркалабаве створаны найвыдатнейшы помнік беларускай нацыянальнай культуры “Баркулабаўскі летапіс”.

У князя Саламярэцкага ў той час жылі і працавалі хатнімі настаўнікамі Лаўрэнцій Зізаній і Мялецій (Максім) Сматрыцкі — вядомыя асветнікі і грамадска-палітычныя дзеячы. “Азбукай” і “Граматыкай” Л. Зізанія карысталіся ў школах Беларусі, Украіны і Літвы. 3 1600 года дзяцей князя вучыў Мялецій Сматрыцкі. “Вратамі своей ученостн” назваў М.В.Ламаносаў яго “Граматыку” разам з “Арыфметыкай” Л.Магніцкага. Самым аўтарытэтным падручнікам па славянскім мовазнаўстве больш як два стагоддзі была “Граматыка” Сматрыцкага.

Здзіўляе, што мы ведаем пра Сматрыцкага з біяграфіі Ламаносава і не ведаем пра яго дзейнасць у нашым краі са сваёй гісторыі.

К слову, Магніцкі таксама паходжаннем з Беларусі. Святло адукавамасці сыходзіла з нашага краю і з зямлі беларускай на другія славянскія народы — рускі і ўкраінскі.

Сматрыцкі надоўга звязвае свой лёс з сям'ёй князя Саламярэцкага, часта жыве ў яго маёнтках, выязджае за мяжу з яго сынам Багданам для працягвання адукацыі. Яны правялі некалькі гадоў у розных гарадах у Сілезіі, Славакіі і Германіі, слухалі лекцыі ў многіх універсітэтах. За мяжой Сматрыцкі атрымаў і ступень доктара медыцыны.

Велізарная яго дзейнасць па абароне і ўсталяванню праваслаўя ў нашым краі. За гэта ён праследаваўся ўладамі Рэчы Паспалітай, яму прыйшлося хавацца ад праследаванняў за мяжой і ў Баркалабаве.

У той час Беларусь уваходзіла ў склад аб'яднанай Польска-Беларускай дзяржавы — Рэчы Паспалітай, усе народы якой па пагадненю павінны былі мець аднолькавыя правы. Але каралеўскія ўлады праводзілі жорсткую палітыку па паланізацыі і апалячвання беларускага народа, насільна насаджаўся каталіцызм у народа, у асноўным праваслаўнай веры, гвалтам аднімалі культуру, мову, вымушалі адрачыся ад духоўнай спадчыны.

Многія беларускія магнаты і шляхта, дзеля ўласных выгодаў, здраджвалі мове, культурным здабыткам, рэлігійным традыцыям мясцовага насельніцтва. Яны прымалі каталіцкую веру, засвойвалі польскую мову, прымушалі свой народ жыць паводле чужых звычаяў і традыцый.

М.Сматрыцкі адным з першых павёў рашучую барацьбу з паланізацыяй роднага краю. Ён аказаўся ў цэнтры грамадска-рэлігійнага руху і ўпартай барацьбы “русінаў” (так ён называў беларусаў) за раўнапраўнае існаванне. У гэты час М. Сматрыцкі піша разам з многімі іншымі творамі сваё галоўнае сачыненне — “Трэнас”, альбо “Лямант усходняй царквы”, дзе ад імя маці-царквы, якая сімвалізавала прыгнечанную радзіму, заклікаў беларускі, рускі і ўкраінскі народы да аб'яднання супраць каталіцызму, да змагання за свае правы. У выніку народ падымаўся на барацьбу з прыгнётам. Так, бясчынствуючага ўніяцкага епіскапа Іасафата Кунцэвіча, які агнём і мячом насаджаў каталіцызм, забіваў праваслаўных свяшчэннікаў, паўстаўшыя гараджане Магілёва не пусцілі ў горад, а ў Оршы яго ледзь не ўтапілі ў Дняпры. У Віцебску I.Кунцэвіч быў забіты паўстаўшымі гараджанамі. Польскія ўлады ўчынілі бязлітасную расправу над паўстаўшымі.

К гонару заснавальніка баркалабаўскага замка Баркулаба Корсака і яго нашчадкаў яны не здрадзілі духоўным народным традыцыям, роднай мове, праваслаўнай веры, настойліва змагаліся за свае погляды. Вось чаму Б. Корсак адразу ж будуе ў вёсцы і наваколлі праваслаўныя цэрквы, князем Саламярэцкім была закладзема ў 1594 годзе царква ў гонар Георгія Пераможца. Яны выступілі фундатарамі праваслаўных брацтваў у Магілёве, Мінску, Кіеве, падтрымлівалі Куцвінскі і Буйніцкі манастыры. Але гэта яшчэ не ўсё.

У 1626 годзе ўжо дзеці князя Саламярэцкага Багдан і Алена, настаўнікам якіх быў М. Сматрыцкі, будуюць мужчынскі праваслаўны манастыр, ва ўласнасць якога даруюць вёскі Сутокі і Малахава.

Больш таго, праз некаторы час князёўна Алена Саламярэцкая, уступіўшы ў шлюб з Багданам Статкевічам, пагаджаецца з ім аб будаўніцтве жаночага манастыра. У 1641 г. Б.Статкевіч атрымлівае “фундуш на Баркалабаўскі манастыр”. Стаўшы фундатарам манастыра, ён даруе ва ўласнасць яму зямельныя ўгоддзі (востраў Барок, пашню, луг), вадзяны млын і права лавіць рыбу ў Дняпры да быхаўскай мяжы. I хоць князёўна ў хуткім часе памёрла, муж здзяйсняе сумесна дадзены зарок: паўднёвей мястэчка Баркалабава, у маляўнічым кутку паблізу Дняпра ва ўрочышчы Барок падняла к небу свае пяць пазалочаных купалаў прыгажэйшая і велізарная Саборная царква. Пазней выраслі высачэзная званіца — брама, мураваная агароджа і іншыя пабудовы ў дадатак да раней пабудаванай зімовай царквы. За ўсё гэта манахіні “паненскага манастыра” павінны “прасіць у малітвах сваіх Госпада Бога за мяне і адышоўшую жонку маю, а таксама, за нашчадкаў кроўных і павінных мне”. Гэта значыць і за ўсіх нас.

Баркалабава ператварылася ў магутны бастыён праваслаўя. Баркулаб Корсак і яго нашчадкі ўнеслі велізарнейшы ўклад ва ўсталяванне праваслаўя ў нашым краі. Іх дзейнасць была накіравана супраць насільнай паланізацыі і акаталічвання беларусаў, садзейнічала фарміраванню іх рускай самасвядомасці. Праваслаўе — гэта нітачка, звязваючая славянскія народы. Нездарма магілёўскае духавенства за прыхільнасць да Масквы атрымала ўзнагароду ад цара Аляксея Міхайлавіча.

Дружба паміж рускім і беларускім народамі выцякае з глыбіні вякоў.

Плённая дзейнасць М. Сматрыцкага па абароне і захаванню праваслаўя ўяўляе сабой яркі прыклад служэння інтарэсам народа і сваёй Айчыны. Яна дала буйныя ўсходы ў справах яго вучняў, суайчыннікаў і іх нашчадкаў.

Баркалабаўскі Свята-Узнясенскі жаночы манастыр каля трохсот гадоў быў важнейшым духоўным і культурным цэнтрам ва ўсёй усходняй Беларусі і адыграў выдатную ролю ў духоўным і маральным узбагачэнні народа, у станаўленні маладой беларускай нацыянальнай культуры.

Увесь комплекс манастырскіх пабудоў уражваў сваёй архітэктурай, велічнасцю, гармоніяй, зліццём з прыродай. Вясною ў час разліву Дняпра і Лахвы Саборная царква ўяўлялася людзям белым лебедзем, які плыве па воднай роўнадзі (на прыведзеным малюнку манастыра адсутнічаюць зялёныя насаджэнні, высачэзная званніца і вярхі купалоў былі ў выглядзе завостраных шароў). Унутранае ўбранне Саборнай царквы зачароўвала прыгажосцю і бляскам. Богаслужэнні суправаджаліся духоўнымі спевамі хору манахінь. Усё гэта захапляла і паланіла душу, сэрца і розум прыхаджан.

Манастыр аказаў вялікі ўплыў на насельніцтва навакольных вёсак. Святло хрысціянскіх традыцый спагады, любові і дабрыні, святло адукаванасці сыходзілі з яго. У манастыры дзейнічала школа, дзе з 1884 года пачалі навучанне 20 дзяўчынак, мясцовыя дзяўчаты спявалі ў царкоўным хоры, у манастырскім прытулку ўтрымліваліся дзеці-сіроты. Прывівалася любоў да кніг, навыкаў дамашняга чытання. Тут канцэнтраваліся веды па зямельнай справе, агранаміі, сялекцыі раслін. Самі манахіні працавалі на зямлі, даглядалі жывёлу.

Перапляценне хрысціянскіх і народных традыцый, хрысціянскіх запаведзяў і агульначалавечых каштоўнасцяў былі маральнай асновай духоўнага развіцця народа. У царкоўных пропаведзях строга асуджалісь п'янства, разбэшчанасць, распуста. Вёска станавілася больш цвярозай, цнатлівай (на рус. мове: целомудренной). Вернікі лічаць, што сям'ю ўмацоўвала пропаведзь пакорнасці і паслухмянасці ў адносінах жонкі і мужа, дзяцей і бацькоў. А муж павінен любіць жонку як самого сябе. Паслухмянасць падразумевалася, як уменне слухаць старэйшых для пераймання іх жыццёвага вопыту з мэтай дасягнення сваёй паўнаты. Існавала грамадская думка супраць парушальнікаў хрысціянскіх запаведзяў. Калі здараўся, напрыклад, крадзёж, то злодзея шукалі ўсёй вёскай, злавіўшы, яго вадзілі па вуліцы на паказ усім аднавяскоўцам. (Параўнаем цяпер: "Так яму і патрэбна, няхай не багацее").

Заезжыя паломнікі адзначалі высокі ўзровень культуры і адукаванасці ў краі. (Часопіс "Беларусь", №10, 1999 год).

Вось чаму нашы далёкія продкі ўдзялялі такую вялікую ўвагу будаўніцтву цэркваў і манастыроў.

Так здарылася, што на рубяжы 17 і 18 стагоддзяў прыярытэт Баркалабава ў краі стаў страчвацца. У 1685 годзе дачка тагачаснага гаспадара мястэчка Iзабэла Палубянская выйшла замуж за Е. Сапегу і замак у якасці прыданага перайшоў к яму. Паступова сталі заняпадаць замак і мужчынскі манастыр, затым яны зусім зніклі.

Толькі жаночы манастыр прадаўжаў працвітаць і развівацца, прыносячы славу вёсцы Баркалабава.

Тут бурліла імклівае жыццё. На святы і ў нядзельныя дні абуджаў прастору царкоўны перазвон, асабліва гучны і меладычны ў часе вясенняга разліву, разносячыся па ўсёй акрузе. Прыхаджане ішлі ў царкву цэлымі сем'ямі, каб прысутнічаць на багаслужэнні, суправаджаемым спевамі царкоўнага хору, далучыцца да святых таінстваў, ачысціцца ад грахоў, памаліцца за сябе і сваіх блізкіх, пакланіцца цудадзейнай іконе Божай Маці, прасіць у яе дапамогі і Ісцалення ад хвароб, ці паслухаць пропаведзь свяшчэнніка. Проста ішлі, каб сябе паказаць і на людзей паглядзець, сустрэць каханую ці знаёмых, ішлі хлопцы з навакольных вёсак, каб паглядзець на маладых манахінь.

Два разы ў год пад сценамі манастыра адбываліся вялізныя кірмашы, на якія гандляры везлі свае тавары за сотні кіламетраў. Кірмашы прыдавалі вядомасць вёсцы ва ўсім краі.

На працягу доўгай сваёй гісторыі манастыр спасцігалі і часы ліхалеццяў. У 1648-1654 гадах сюды часта наведваліся казацкія атрады і рускія войскі, якія ў наваколлі вялі баі з войскамі Рэчы Паспалітай. У 1708 годзе шведы сталі лагерам пад сценамі манастыра. Тут ішлі жорсткія баі. У 1812 годзе прыйшлося перажыць нашэсце французскай арміі.

У гады 1-й сусветнай вайны манастыр праявіў міласэрнасць к шматлікім бежанцам, якіх фронт прымусіў пакінуць свае абжытыя месцы. Не адзін з іх знайшоў тут прытулак.

Многія падзеі, якія адбываліся ў манастыры сталі легендамi. Яны жывуць у народзе i ў цяперашні час.

Пасля вайны ў Польшчы і Літве ў 1659 годзе ехаў князь Пажарскі з пахода праз Баркалабава. Ён браў з сабою ікону Божай Маці. Калі ж прыйшоў час рухацца з дадзенага месца каля вялікай брамы манастыра, ікона тады не дазволіла зварухнуцца. Колькі не падганялі коней, яны павозку не скранулі. Убачыўшы гэта, князь пайшоў да ігумені Фацініі (Святланы) Кірнараўны са словамі: "Вазьміце ікону прысвятой Багародзіцы, відаць жадае Маці Божая тут знаходзіцца".

Так цудадзейная ікона Божай Маці навечна стала Баркалабаўскай. Пасля закрыцця манастыра вернікі схавалі яе, доўга захоўвалі, пасля ВялікайАйчыннай вайны перадалі яе ў Свята-Троіцкую царкву г. Быхава, дзе яна знаходзіцца і ў цяперашні час.

3 пакалення ў пакаленне перадаецца аповяд, як ужо ў 19 стагоддзі нашы продкі збераглі манастыр ад наступстваў прыроды. Манастыр быў пабудаваны на правым беразе Дняпра. Як вядома рэчышча Дняпра з цягам часу змяняецца. Здарылася так, што рака, падмываючы бераг, стала прыбліжацца к сценам манастыра. Быў дадзены кліч к выратаванню яго. Па просьбе ігумені магілёўскі губернатар прыслаў полк салдат. Салдаты і вяскоўцы перавязлі горы зямлі ў мяшках і перакрылі рэчышча Дняпра, накіравалі яго ў абход манастыра. Ад ранейшага Дняпра застаўся маляўнічы след: глыбокае возера Старык.

Так была выратавана праваслаўная святыня для нашчадкаў— жаночы манастыр — ад разбурэння.

Такія пярэдадне і гады росквіту Баркалабаўскага Свята-Вазнясенскага жаночага манастыра.

Трэба адзначыць, што ў канцы свайго жыцця М. Сматрыцкі заняў новую пазіцыю. Няроўная барацьба з уніяцка-каталіцкай рэакцыяй зламала яго. Ён ужо піша, што барацьба з уніяй парушае спакой у дзяржаве, з'яўляецца дарэмнай, магутныя сілы на чале з каралём і папай не адалець. Але яго ідэі абароны праваслаўя жьші ў народзе многія стагоддзі.

Нарэшце, у новых гістарычных умовах нашы продкі прыйшлі да высновы, што мір і згода паміж праваслаўнымі і католікамі з'яўляюцца гарантыяй стабільнасці ў грамадстве. Праваслаўныя і католікі складаюць адзіны беларускі народ.

Часам бывае, што к светлым паімкненням праваслаўнай веры прымешваюцца карыслівыя мэты і дзеянні некаторых царкоўных служак.

Нашы далёкія продкі Б. Корсак і яго нашчадкі праявілі яркія прыклады самаахвярнасці, бескарыслівасці і дабрачыннасці пры пабудове цэркваў і манастыроў, у адстайванні правоў свайго народа, яго мовы, культуры і веры. Яны думалі аб будучым свайго народа.

Вось больш блізкі прыклад бескарыслівага служэння веры і народу. У 1898 годзе ў в.Баркалабава была адкрыта царкоўна-прыхадская школа, у якой навучалісь 8 хлопчыкаў. Заняткі праводзіў бясплатна псаломшчык Каманскі Максім.

На тэрыторыі манастыра знаходзіўся могільнік, на якім хавалі багатых і знакамітых асоб. Старажылы ўспаміналі, што апошнімі з мясцовай знаці тут пахаваны два браты Радкевічы — гаспадары Сарочынскага маёнтка. Старшы з іх служыў паслом Расіі ў Англіі. Яны загінулі ў часе рэвалюцыі. Скляпы з многімі пахаванымі ў іх захаваліся, відаць, да гэтага часу.

У 1924 годзе Баркалабаўскі жаночы манастыр быў закрыты. Адыйшлі ў нябыт залатыя яго гады, але багаслужэнні ў царквах ішлі амаль да канца 20-х гадоў, пакуль не былі знесены з іх волаты-званы і пазалочаныя крыжы разам з купаламі. Знос купалаў праводзіўся пад кіраўніцтвам і пры ўдзеле камуністаў і камсамолыдаў Сарочынскай камуны і в.Баркалабава і суправаджаўся жудасным лямантам і страшэннымі праклёнамі шматлікіх багамольцаў і былых манахінь.

Захаваўся ўспамін, як адзін з удзельнікаў “разгрому” цэркваў вяртаўся дадому па замёрзлай Струзе і праваліўся пад лёд. Яго воклічы “Ратуйце, хто Богу веруе” пачулі аднавяскоўцы, выратавалі яго і доўга пацяшаліся з гэтага.

Нягледзячы на гады панавання атэізму, хрысціянскія традыцыі і звычаі жылі ў народзе, многія захаваліся да нашага часу, а страчаныя паступова адраджаюцца.

Пасля закрыцця манастыра манахіні рассяліліся ў навакольных вёсках: хто ў родзічаў або сваякоў ці знаёмых. Доўгі час яны былі носьбітамі рэлігійных поглядаў сярод сяльчан.

Свяшчэннік быў рэпрэсіраваны. Яго сям'я — дзве дачкі, адукаваныя і прыгожыя дзяўчыны, і іх маці — знайшлі прытулак на першы час у в. Залахвенне ў пакінутай хацінцы на "курыных ножках". Паступова іх жыццё ўваходзіла ў звычайную каляю.

Запомніўся такі выпадак. У адну з сясцёр закахаўся настаўнік пачатковай школы, таксама відны сабой хлопец. Яго вучню (аднаму з аўтараў артыкула) выпала незвычайная роль, якая выконвалася з вялікім задавальненнем. Па просьбе настаўніка, вучань запрашаў яго каханую на любоўныя спатканні, якія адбываліся на прыродзе. Не магла ж дзяўчына прынімаць яго ў сваёй “святліцы”, ды і настаўніку ў той час, відаць, было ніякавата заходзіць к ёй на кватэру.

У які раз пацвярджаецца ісціна, што для кахання няма межаў: ні ўзроставых, ні класавых або якіх іншых.

Наладжвалася новае жыццё. Манастырскія памяшканні занялі іншыя насельнікі. У ранейшай трапезнай размясціўся Баркалабаўскі сельскі савет. У 1929 годзе былы выхаванец манастырскага прытулка Раманчук Кірыл арганізаваў тут першы на баркалабаўскай зямлі калгас “Чырвоны барацьбіт”. Цэрквы сталі клубамі, у іх выступалі прыезжыя артысты, часта паказвалі кінафільмы. Затым яны выкарыстоўваліся ў якасці складаў.

У пачатку 30-х гадоў манашанскія келлі занялі беспрытульнікі і дзеці-сіроты: на месцы манастыра з'явіўся Баркалабаўскі дзіцячы дом. У гады Вялікай Айчыннай вайны ён быў эвакуіраваны на ўсход. Пасля вызвалення дзіцячы дом быў адноўлены і праіснаваў да сярэдзіны 60-х гадоў, калі ён быў расфармаваны.

Непапраўны ўрон былому манастыру нанеслі нямецкія захопнікі. Яны ўзарвалі абедзве царквы, не пашкадаваўшы і прыгажуню Саборную царкву і прымусілі мясцовае насельніцтва выкласці цэглай грэблю праз лажбіну.

На змену дзіцячаму дому ў манастырскіх пабудовах размясцілі ўчастковую бальніцу, аптэку і сельскую амбулаторыю. Прасторныя памяшканні і санаторныя прыродныя ўмовы падыйшлі для бальніцы найлепшым чынам. Але ў канцы 70-х, у мэтах эканоміі сродкаў, бальніцу закрылі. Мясцовы люд, асабліва старэйшае пакаленне, са шкадаваннем успамінаюць гэтую страту. У сярэдзіне 80-х перавялі адсюль у цэнтр калгаса амбулаторыю і аптэку.

У гэты ж час манастырскі двор зноў напоўніўся дзіцячымі галасамі. Пасля капітальнага рамонту і добраўпарадкавання тэрыторыі тут пачаў дзейнічаць міжкалгасны піянерскі лагер з мілагучнай назвай “Светлячок”. Усяго некалькі гадоў у лагер на аздараўленне паступалі дзеці з нашага раёна. Павышаны ўзровень радыёактыўнага забруджвання паслужыў прычынай закрыцця лагера, а дзяцей пачалі аздараўляць за межамі раёна.

У пачатку 90-х гадоў наступіў апошні перыяд гісторыі Баркалабаўскага жаночага манастыра. Адбылося непрадбачанае: мясцовыя жыхары зруйнавалі манастыр. Усе будынкі — і былыя келлі манахінь, і ўзведзеныя ў бытнасць дзіцячага дома — разрабавалі, расцягнулі да апошняй шчэпкі, да апошняга кавалка цэглы або каменя, праляжаўшых у зямлі каля 400 гадоў. Нават з падмуркаў царквы. Праз пагорак праляглі канавы. Застаўся толькі аскёпак надмагільнага каменя, ды глыбока пад зямлёй захаваліся могільныя скляпы, у якія пранікалі прадстаўнікі ўлады ў час разгрому цэркваў з мэтай пошуку скарбаў.

Удзячныя” нашчадкі “аддзякавалі” сваіх продкаў за іх клопаты аб усіх нас. Ад манастыра застаўся толькі ўспамін і то ў людзей старэйшага ўзросту. Для большасці страчваецца і гістарычная памяць аб ім. Манастырскія мясціны больш называюць “Светлячком” — назвай унаследаванай ад піянерскага лагера. Толькі суседняе ўрочышча пад назвай “Базарышча” напамінае аб колішніх манастырскіх кірмашах.



У 1993 годзе ў в.Баркалабава праводзілася ўсебеларускае свята Купалле з удзелам дэлегатаў першага з'езда беларусаў свету. К гэтаму дню на месцы манастыра паставілі драўляны крыж з невялічкай копіяй іконы Баркалабаўскай Божай Маці. Яго асвяціў архіепіскап Магілёўскі і Мсціслаўскі Максім. Крыж з'яўляецца напамінкам аб тым, што калісьці тут была праваслаўная святыня — жаночы манастыр.

У дні святаў часам сюды, на святое месца, прыходзяць вернікі, каб пакланіцца крыжу і ўспомніць былое: гады, калі манастыр быў прытулкам веры, культуры, маральнасці. Некаторыя з вернікаў сцвярджаюць, што калі доўга маліцца на руінах манастыра, то чуваць ціхі перазвон званоў Саборнай царквы.

Блізкія к царкоўнай дзейнасці зацікаўленыя асобы не аднойчы звярталіся к мясцовым уладам і Уладыку Максіму з просьбай пачаць будаўніцтва на ранейшым месцы манастыра. На ўсе звароты атрыманы адмоўныя адказы, відаць з-за адсутнасці сродкаў ці багатых спонсараў, к таму ж і прыхаджан цяпер не вельмі багата.

Бясспрэчны доўг сучаснікаў берагчы і памнажаць духоўныя і матэрыяльныя набыткі і нашых далёкіх і блізкіх продкаў, а не руйнаваць іх, як гэта здарылася з Баркалабаўскім Свята-Вазнясенскім жаночым манастыром.

Наша спадчына — падмурак нашай будучыні, аснова паспяховага руху наперад. Забыць сваё прошлае — забыць саміх сябе. Ды й гістарычная справядлівасць не дазваляе страціць памяць аб мінулым, аб сваіх знакамітых продках. Вельмі ўжо высока яны ўзнеслі і ўзвялічылі славу свайго краю.

У южного конца деревни, на мысу, образуемом долинами Днепра и Лахвы, сохранились следы древнего городища и стоянок доисторического человека. Археологами здесь были обнаружены предметы неолита и бронзового века .

Пойма Днепра у Барколабово кажется необозримой и достигает 5 – 6 км. ширины. Здесь увеличивается число долинных озёр, в притеррасной пойме течёт речка Струга, густо заросшая растительностью.

У Барколабово в Днепр впадает довольно крупный правый приток его – Лахва. Берег долины Днепра на этом участке сильно размыт и повсюду выступают пески.

У южной оконечности д. Седич видны развалины кирпичного завода, некогда принадлежавшего Быховской артели «Красный строитель». В бывшем карьере завода участники похода были поражены необычным видом, глины, употреблявшейся в качестве сырья для кирпича: глина не красная, а синеватого цвета. Это – так называемая «синюха», оглеенный лёссовидный суглинок.

От д. Седич уже совсем не далеко до Быхова.

Быхов, из­вестен с 14 века. Город имеет богатую историю. В течении несколь­ких веков он являлся собственностью польских феодалов сначала Хадкевичей, а затем Сапег, превративших город в свою укрепленную вотчину. В период революционных волнений крестьян в Быховской крепости укры­валась от народного гнева знать и шляхта.

В конце 16 столетия в районе города действовали казачьи отряды Матюши, Голого, Наливайко. В 1590г. город был занят отрядом Матюши.

В период войны в середине 17 века в районе Быхова снова действо­вали отряды восставших. В это время за крепостными стенами города прятались знать и остатки разгромленных войск. Город неоднократно осаждался и брался восставшими. В нём погиб сподвижник Б. Хмельниц­кого командир отряда казаков Иван Золоторенко.

Следы старых укреплений Быхова в виде валов и рвов перед ним со­хранились в центре города до настоящих времен. Сохранился и бывший замок Сапеги. Из других исторических памятников достойно внимания здание бывшей синагоги, построенное в 17 веке.

Быховская синагога, принадлежащая к памятникам архитектуры Беларуси 17 века, являет собой образец самобытного искусства еврейского народа на белорусских землях. Точная дата постройки синагоги неизвестна. Оборонный характер зданию придавали толстые стены, размещенные высоко над землёй окна, угловая башня. Стены завершал широкий пояс аттика с бойницами. Здание было накрыто плоской крышей, что позволяло увеличить объём молитвенного зала синагоги. Помимо этого, во время боёв плоская крыша служила площадкой для укрывавшегося за высоким аттиком вооруженного отряда. Можно также предположить, что на начальном этапе истории храма, по крайней мере в 17, начале 18 в. пристройки к зданию отсутствовали, так как это ограничивало бы обороноспособность синагоги. В центре здания переплетались традиционные, ветхозаветные, и новые, характерные для 17 века принципы организации внутреннего пространства еврейских культовых сооружений. Некоторые детали интерьера Быховской синагоги еще перед Великой Отечественной войной сохранялись в хорошем состоянии.

Со временем храм претерпел в своем облике определенные изменения. На это влияли войны, пожары, процессы естественного обветшания. В нижней части замуровали бойницы, надстроив над основным залом дополнительное помещение. Вместо плоской крыши построили двускатную крышу. Примыкавшая к синагоге территория называлась синагогальный или школьный двор и была застроена религиозными и общественными зданиями – молитвенными домами, общественной баней, кагальной избой, богадельней и т.д. Некоторые из этих зданий вплотную примыкали к синагоге. Во время Великой Отечественной войны здание синагоги было повреждено: полностью разрушена крыша, местами отбит цоколь, на большей части осыпалась штукатурка. Не уцелели пристройки к храму и прочие здания еврейского квартала.

В первые послевоенные годы здание синагоги использовалось воинской частью, затем поступило в распоряжение горторга, который разместил в нем склад. В настоящее время здание пустует и постепенно разрушается. Требуются безотлагательные меры и финансовые средства по его восстановлению или хотя бы грамотной консервации.
В средние века Беларусь называли «страной замков». Через каждые 20-30 километров стояли укрепленные города и местечки. Существовал такой замок и в Быхове. Он входил в систему быховских городских укреплений и был построен в период с 1590 по 1619 годы. Началось строительство при Кароле Хадкевиче, а завершилось при Льве Сапеге. В первой половине 17 столетия замок и город представляли собой единый комплекс оборонительных сооружений, имеющих форму полукруга диаметром около 800 метров. Они стояли на высоком обрывистом берегу Днепра, который протекал недалеко у подножья замковой горы, и надёжно прикрывал подходы к замку с востока. Дополнительным препятствием на пути к замку с той стороны служила также речка Мокрянка с системой запруд на ней. Замок занимал прямоугольную площадку размером 77х100 метров. С трех сторон – юга, запада и севера его защищали глубокие и широкие (до 22-27 метров) оборонительные рвы. Попасть в замок можно было только по подъемному мосту, переброшенному через западный ров. Обнесенный земляным валом и бастионами, замок имел комплекс жилых и хозяйственных каменных построек. По углам стояли восьмигранные двухъярусные башни, толщина стен которых превышала 1,1 м. Первый ярус имел семь бойниц высотой 70 см. На втором ярусе размещалось восемь бойниц. Высота башен вместе с крышей была более 12 метров.

Кварталы города, который окружал замок с трёх сторон, также были обнесены мощным земляным валом. Внешний вал достигал высоты 7-8 метров, ширины в основании – до 30 метров. Перед его крутым внешним склоном размещался глубокий оборонительный водяной ров шириной 50 метров. Попасть в город и выйти из него можно было только через трое каменных ворот (брам). Подольная брама выводила на берег Днепра, Могилевская брама была расположена в северной части, а Рогачевская – в южной. Через оборонительный ров перед Могилевской и Рогачевской брамами были переброшены подъемные мосты.

На оси въезда стоял дворец. Вытянутое здание дворца главным удлиненным фасадом было ориентировано на восток, к Днепру, крыша – высокая, двускатная, покрыта черепицей, по высоте равнялась почти двум этажам. Под зданием размещались большие подвалы. Первый этаж занимали служебные помещения. Второй этаж предназначался для хозяев и разделялся на две половины: женскую и мужскую. На торце размещался зал приемов, в башнях – каплица, библиотека и кабинет хозяина. На бастионах Быховского замка и на городском валу стояли 34 пушки различных калибров и конструкций, в том числе 5 пушек быховского отлива.

В то время Быхов являлся одной из наиболее мощных цитаделей государства. Однако с течением времени город утратил оборонительное и стратегическое значение крепости на Днепре. В начале 20-го столетия оборонительные валы и рвы города были переданы или сданы в аренду местным жителям, которые до 1912 года почти все валы разрыли, а рвы засыпали и заняли постройками, огородами и садами. Тогда еще были целы 10 пушек, четыре из них стояли приставленными к стене костела, шесть находились в замке у стен дворца. Сейчас в городе уцелели остатки земляных валов довольно значительных размеров и оборонительные рвы шириной до 25 м. а также две башни и часть дворца, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии, требуют неотложной. Здание бывшей женской гимназии, «Быховская тюрьма». С этим зданием связаны интересные исторические события. В августе 1917 года под руководством генерала Л.Г. Корнилова был поднят контрреволюционный мятеж. Центр корниловщины – ставка Верховного главнокомандующего в Могилёве. Организаторами борьбы против корниловщины стали большевики. Под влиянием их агитации георгиевский батальон, корниловский полк не поддержали мятежников. Генералы Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, А.С. Лукомский, И.П. Романовский, С.Л. Марков и другие (8 человек) были взяты под стражу в помещении женской гимназии в Быхове. За их охрану отвечала ставка Верховного главнокомандующего.

20 ноября в г. Могилеве, в Ставку поступила срочная телеграмма из г. Быхова от начальника гарнизона генерала Астаповича о том, что в минувшую ночь генерал Корнилов сбежал с места заключения вместе с Текинским конным полком, под охраной которого находился. Также сбежали все генералы, освобожденные как бы по распоряжению из Петрограда. Была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств побега Корнилова. Как же могло случиться, что врагам революции удалось осуществить свои планы?

Исторические документы и архивные материалы позволяют ответить на это вопрос. Ни чрезвычайная следственная комиссия, ни Ставка, в которой оставался преданный Корнилову состав генералов и офицеров, не заботились о строгой изоляции арестованных. Местом пленения был избран Быхов, где стояла польская дивизия с корниловским командным составом. Для охраны определен Текинский полк – личная охрана Корнилова в то время, когда он был Верховным главнокомандующим. Режим содержания заключенных определял не комендант города и не начальник охраны, а сам Корнилов. Он мог связаться по телефону со своими соратниками и даже давал им советы по борьбе с революционным движением. Побег Корнилова был тщательно подготовлен при участии Духонина. В тот заговор были втянуты офицеры Текинского полка, комендант Быхова Эргорт, командир первого польского корпуса генерал Довбор-Мусницкий и др.
24 ноября военно-революционный комитет при ставке дал телеграмму всем срочно принять меры для ареста Корнилова. Вскоре контрреволюционные отряды, которые почти одновременно с побегом Корнилова отправились из Быхова и Могилева на Дон, были ликвидированы. Корнилов сбежал в Новочеркасск, где с генералом М.В. Алексеевым возглавил белогвардейскую добровольческую армию. Во время штурма Екатеринбурга был убит.
Памятник на братской могиле борцам за Советскую власть, советским воинам и партизанам (Октябрьская площадь)
Этот памятник сооружен на братской могиле активных борцов за Советскую власть на Быховщине. На высоком пьедестале фигура солдата и партизанки. Среди похороненных – активные участники борьбы за восстановление Советской власти на Быховщине Р.И. Никитин, Г.Е. Дорохов, Н.Л. Француз и П.И. Баранкевич, которые погибли от рук кулацких элементов, воины 137-й стрелковой дивизии 13 армии Западного фронта, которые погибли при защите города в конце июня - начале июля 1941 года; воины 19-го стрелкового корпуса 50-й армии 2-го Белорусского фронта, которые погибли 27-28 июня 1944 года в боях за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Скульптурная композиция на могиле – воин с флагом и партизанка с автоматом была поставлена в 1958 году. На бронированной основе памятника – 5 досок с именами погибших и надписью - посвящением. Скупые буквы мраморных досок доносят до нас имена участников тех давних событий. «Никитин Р.И. – член Быховского ревкома и уездного комитета партии. Погиб в матре 1920 года в борьбе за Советскую власть». Старожилы д. Грудиновка рассказывали о кровавом контрреволюционном выступлении приверженцев старого режима. От их рук погибли многие красноармейцы, руководители уезда, и среди них Роман Никитин. От рук бандита погибли председатель уездного политбюро Наум Француз и секретарь политбюро Георгий Дорохов. В сентябре 1921 года быховчане проводили их в последний путь. Петр Баранкевич в 1924 году в д. Мокрое создал и возглавил комсомольскую ячейку, был секретарем, председателем комитета крестьянской взаимопомощи Мокрянского сельского совета. Настенная газета, которую издавали комсомольцы, их выступления в периодической печати вызывали враждебность кулацких злементов. 20 января 1925 года, ночью, когда Петр Баранкевич возвращался из д. Холстово, где проводил собрание, на него было совершено покушение. 21 января 1925 года Петр Баранкевич умер.

Свято – Троицкая церковь

была построена в середине 19 столетия. К этому времени земляные укрепления города были ликвидированы, что способствовало его более свободному развитию. Были проложены деревянные тротуары, установлено уличное освещение, городские часы. Жилые постройки полностью были деревянными. Среди жилого массива в середине 19 столетия была построена деревянная Троицкая церковь с чертами позднего классицизма. Здание крестообразное в плане, завершено куполом. Окна полуциркульные. Стены ошалёваны вертикально. По своим традиционным формам, конструкциям и декору церковь – один из немногих памятников деревянного зодчества всего приднепровского региона.

Свято-Троицкая церковь имеет чудотворную икону Барколабовской Божей матери. Широко известна легенда об этой иконе.

Летом 1648 года к Барколабовскому монастырю, что в 14 километрах от Быхова, подъехала великолепная карета и резко остановилась у главных ворот. В ней ехал уже тогда знаменитый князь Пожарский. Он возвращался из Польши и вез в карете икону Пресвятой Богородицы. И вдруг кони встали как вкопанные, и ни с места. Так и не въехал князь в монастырский двор, а сам пошел к игуменье Фотинье и просил её взять икону. Икона была оставлена в монастыре и стала называться Барколабовской. Весть о чудесном явлении быстро распространилась, и из разных мест стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. И каждый, кто с искренней верою молился перед Барколабовской иконою, получал утешение, больные исцелялись. В советские времена, когда монастырь закрыли, Барколабовскую икону в своем доме хранила одна верующая женщина. После войны икона была передана из Барколабово в Свято-Троицкую церковь г. Быхова. День обретения иконы – 24 июля по новому стилю стал ежегодным праздником для всех православных верующих.

Памятный знак воинам – афганцам
Ваш образ в дымке растворился,

Не воскресить и не вернуть.

Дай Бог, чтобы не повторился

Войны жестокой страшный путь
Чтоб дети радовались свету,

Цветами полнилась земля…

Дороже вас, афганцев, нету,

За все простите, сыновья!
Прошло уже много лет, как последний советский солдат пересек афганскую границу в направлении дома. Но боль и память о той войне всегда в наших сердцах. О наших земляках, погибших в Афганистане, напоминает этот памятный знак. Всего с начала конфликта в Афганистане погибло 780 белорусов, около 800 человек получили инвалидность, 12 воинов-интернационалистов объявлены пропавшими без вести. В той тяжелой, остающейся неоднозначной войне сложили молодые головы 120 уроженцев Могилевщины. 86 жителей области награждены боевыми орденами и медалями за проявленное мужество и героизм. А. Мельников удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Не вернулись с той далекой афганской войны наши земляки Леонид Буглак, Александр Григорьев, Сергей Коробов, Николай Москальков, Владимир Смыков, Петр Стрельцов.

Батальон возвращался с боевой операции в провинции Багран. Николай Москальков на своем ЗИЛе замыкал колонну. Неожиданно раздались выстрелы. Одна пуля попала прямо в бойца Москалькова.

Во время захвата склада с боеприпасами и ликвидации банды мятежников рядовой В. Смыков был тяжело ранен в живот. Более трех часов боролись врачи за жизнь бойца. Однако ранение оказалось смертельным.

Сергей Коробов и еще двое бойцов остались прикрывать товарищей. Группе удалось выйти из-под обстрела, но ребята, что вызвали огонь на себя, геройски погибли. Посмертно отважные воины награждены орденами Красной Звезды. Их имена навсегда в памяти быховчан.



В деревне Глухи проживает Геннадий Александрович Суходольский. О подвиге этого отважного парня на афганской земле быховчане узнали из очерка «Позиция», который был опубликован в районной газете «Маяк Приднепровья». Во время боя командир взвода, где служил Геннадий, был тяжело ранен. Смелый воин, рискуя жизнью, перенес командира в безопасное место, а сам вернулся на позицию и продолжал вести бой до подхода подкрепления. За этот подвиг Геннадий награжден орденом Красной Звезды.

На Быховщине по праву гордятся людьми , которые выдержали жестокие испытания «афганской» войны, помнят их имена.

В настоящее время город развивается как центр пищевой промыш­ленности. Крупнейшими предприятиями этой отрасли являются: кон-сервно-овощесушилъный завод (торговый знак «Хозяин-барин»), выпускающий разнообразные консервиро­ванные продукты из овощей и фруктов, и предприятие Белатмит (торговый знак «Мясоград»), по производству колбасных изделий.

В городе работает 3 школы, 1 гимназия, 2 дома культуры, музыкальная школа, дом детского творчества, школа исскуств. Есть больница с поликлиникой, гостиница, несколько уч­реждений общественного питания.

Маршрут от Быхова до деревни Новый Быхов замечателен боль­шим количеством высоких обрывов, с которых открывается прекрасный вид на пойму Днепра. На этом участке маршрута она достигает шири­ны 6 - 7 км., местами заболочена и испещрена длинными старицами-озерами. В некоторых из них (Ветовском, Полки, Старике) сохранились заросли интереснейшего растения - чилима, он же рогульник или земля­ной орех.

В прошлом это растение встречалось почти во всех водоемах Бело­руссии. Оно сохранилось со времен третичного периода и в течение мно­гих веков служило пищей для людей, в частности для тех поселенцев, ко­торые оставили после себя могильные курганы. В настоящее время в республике отмечено лишь несколько мест, где сохранился водяной орех. Это - в некоторых старицах Березины, кое-где в Полесье и в Соже возле Гомеля. По всей вероятности данное место - наиболее крупный остров обитания водяного ореха в Белоруссии.

Плод водяного ореха вкусен и питателен. Он содержит до 3% жи­ра, 2,4% белка и 55% крахмала. Его можно есть сырым, но лучше варе­ным или запеченным.

На левом берегу Днепра, в шести километрах от Быхова располо­жена деревня Прибор, а за ней - громадный лесной массив. В этом лесу, уходящим в Славгородский район, осенью 1943г. партизанские отряды (особый партизанский полк «13», под командованием Героя Советского Союза СВ. Гришина) успешно выдержали жесточайшую блокаду врага в течение почти трех недель и нанесли ему серьёзные потери. После про­рыва блокады подразделения гришинцев форсировали реку Днепр южнее Прибора и развернули боевые операции на правом берегу Днепра.

Сергей Владимирович Гришин – Герой Советского Союза, один из руководителей партизанского движения. Звание Героя ему было присвоено 7.03.1943 года. Родился С.В. Гришин 18 марта 1917 года в деревне Фомино Дрогобужского района, Смоленской области в крестьянской семье. В 1935-1939 г.г., окончив педучилище и заочный Смоленский пединститут, работал заведующим начальной школы и одновременно учителем семилетки, с 1939 года в Красной Армии. Великую Отечественную войну командир танкового взвода младший лейтенант Гришин встретил в Белостоке. В жестоких боях под Минском его танк был подбит. Оказавшись в тылу врага, организовал в родном селе патриотическую группу, которая в ноябре 1941 года оформилась в небольшой отряд «Тринадцать». Отряд назван в честь отважных красноармейцев – героев одноименного фильма. В июне 1942 – мае 1944 г. командир особого партизанского полка «Тринадцать». После войны в Советской Армии. В 1947 году окончил Военную академию им. Фрунзе в 1955 – Военную академию Генерального штаба. Полковник. С 1958 года преподаватель, с 1966 года заместитель начальника кафедры Военной академии им. Фрунзе. Кандидат военных наук, доцент. В послевоенное время С.В. Гришин жил в Москве, однако часто приезжал на Быховщину, встречался с молодежью, делился воспоминаниями. На одной из таких встреч Сергей Владимирович Гришин сказал: «В суровых буднях войны нашими разведчиками и их помощниками, заботливыми друзьями и добрыми хозяевами были белорусские братья и сестры, матери и дети.

Благодарность им навсегда переполнила наши сердца, и каждый партизан нашего полка мог бы подписаться под строками однополчанина Марка Максимова:


Беларусь! Я хожу под дарованным небом

В неоплатном долгу у твоей доброты

За последнюю корку из рук твоих хлеба,

За рубаху, изорванную на бинты.
За твои несравненные драники с пылу,

Что для нас по ночам на загнетке пекла.

И за то, что была ты не вражеским тылом,

Партизанскою матерью нашей была.
Прямо напротив Прибора, на правом берегу Днепра, расположен ландшафтный заказник республиканского значения «Старица» с огром­ным количеством озёр и староречий. Эти места славятся хорошей ры­балкой и охотой. В одном километре южнее деревни Прибор расположен «Дом охотника», где есть жилое помещение на 18 мест.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка