Контрольные вопросы по дисциплине «Карантинные болезни растений»




Дата канвертавання24.04.2016
Памер172.89 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт – филиал ФГБОУ ВПО

«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Факультет Технологический

Кафедра Агрономии




Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине

«Карантинные болезни растений»
Направление подготовки 110201.65 «Агрономия»

Специализация: «Фитосанитарный контроль»

Форма обучения: заочная

Квалификация (степень) Специалист

Курс 5 курс

Чита 2012



ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель и задачи

Карантин растений – система государственных мероприятий, направленных на защиту продукции растениеводства от завоза и вторжения из других государств карантинных и других особо опасных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, а в случае проникновения карантинных объектов – на локализацию и ликвидацию их очагов.


Дисциплина «Карантинные болезни растений» рассматривает вопросы биологии и экологии карантинных возбудителей болезней растений, а также меры борьбы с ними.


Цель дисциплины - формирование знаний, умений и навыков по защите сельскохозяйственных культур от карантинных болезней растений.

Задачами дисциплины является изучение:



  • биологических особенностей возбудителей болезней растений;

  • Экологических особенностей жизнедеятельности и распространения карантинных возбудителей болезней растений;

  • систем защиты сельскохозяйственных культур от карантинных болезней растений.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1) основные сведения о строении возбудителей болезней, их эколого-биологических особенностях;



2) основные виды карантинных возбудителей болезней растений, их жизненные циклы, требования к условиям окружающей среды, вредоносность, распространение;

3) современные системы защиты основных с.-х. культур;

Уметь:

1) диагностировать возбудителей растений по стадиям их развития и типам повреждения культурных растений;



2) подбирать наиболее эффективные и экологически безопасные защитные мероприятия против возбудителей болезней;

2. Структура и содержание дисциплины

Изучение курса у студентов заочной формы обучения проводится на 5 курсе. Изучение дисциплины слагается из самостоятельной работы студентов между сессиями и занятий на очных сессиях (установочной и экзаменационной) На очных сессиях проводятся лекции, лабораторно-практические занятия и групповые консультации. Между сессиями студент может получить индивидуальные консультации у преподавателя.

Самостоятельная работа студента-заочника состоит из изучения специальной литературы (список учебников и учебных пособий по курсу фитопатологии прилагается) и выполнения письменной контрольной работы. Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается преподавателем на специальных установочных лекциях во время очной сессии. По окончании курса студенты сдают зачет.
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы

Всего, ч

1

Общая трудоемкость

80

2

Аудиторные занятия:

8

3

Лекции

4

4

Лабораторно-практические занятия

4

5

Самостоятельная работа

72

6

Зачет






2.2. Тематический план


Содержание занятий



Часов

Примечание



ЛЛК

ПЛР

ЛПР

11

Введение в дисциплину. История развития науки. Методы фитопатологических исследований

0,5




0,5




82

Болезни растений и их классификация. Карантинные болезни

0,5

1

0,5




23

Инфекционные карантинные болезни растений.

Основные группы возбудителей болезней.



20,5

1

20,5




34

Вирусы и микоплазмы. Методы борьбы с вирусными болезнями

10,5




10,5




45

Бактерии и актиномицеты. Основы классификации бактерий. Методы борьбы.

0,5

1

0,5




56

Грибы – возбудители болезней растений.


0,5

1

0,5




67

Устойчивость растений к вредителям и возбудителям болезней

0,5

1

0,5




78

Комплекс мер по защите растений

0,5

1

0,5







Всего

4




4





2.3. Содержание разделов дисциплины:

Введение в дисциплину. Предмет, объекты и методы фитопатологии на современном этапе. Основные исторические этапы развития фитопатологии. Задачи фитопатологии. Роль мероприятий по защите растений от болезней в получении высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Новые достижения в области защиты растений отечественной и зарубежной науки передового опыта.

Болезни растений и их классификация. Сущность, проявление и вредоносность болезней. Патоморфологические изменения. Патофизиолого-биохимические изменения. Симптомы болезней растений. Типы классификации болезней растений: по возбудителям; по культурам; по месту проявления болезни; по симптомам; по возрасту или фазе развития растений; по органам растений. Этиологическая классификация: неинфекционные и инфекционные болезни. Общая характеристика неинфекционных болезней. Болезни, вызываемые неблагоприятными условиями роста и развития. Болезни, вызываемые неблагоприятными действиями метеорологических факторов. Болезни, вызываемые механическими повреждениями и другими абиотическими факторами.

Инфекционные болезни растений. Понятие о паразитизме. Основные группы возбудителей болезней.

Понятие о паразитарных болезнях. Связь паразитизма с особенностями питания микроорганизмов. Степень паразитизма и характер проявления заболевания. Основные группы возбудителей инфекционных болезней и факторы, влияющие на их развитие.

Основные группы возбудителей болезней – вирусы, микоплазмы, грибы, бактерии, актиномицеты, растения-паразиты. Факторы, влияющие на их развитие: влажность и температура воздуха, освещенность, кислотность почвы и др. Развитие и этапы инфекционного процесса. Общая характеристика инфекции.

Вирусы и микоплазмы. Природа вирусов и микоплазм. Общая характеристика микоплазмов и вирозов. Строение, химический состав и свойства вирусов и микоплазм. Филогенетическая специализация. Вредоносность. Типы поражений. Методы борьбы с вирусными болезнями.

Особенности симптомов. Типы вирозов. Мероприятия по борьбе с вирозами и микоплазмами. Методы диагностики. Использование устойчивых сортов. Профилактические приемы.



Бактерии и актиномицеты. Основы классификации бактерий.

Строение бактерий. Особенности питания и размножения. Реакция на окрашивание. Классификация бактерий. Систематика бактерий. Особенности паразитизма и специализация фитопатогенных бактерий.

Заражение растений, развитие в тканях, паталогический процесс. Типы бактериозов. Гниль, ожог, некроз, рак, пятнистости, увядание. Пути и способы распространения и сокращения возбудителей. Роль внешних факторов в развитии бактериозов.

Основные направления защитных мероприятий.

Актиномицеты как возбудители болезней. Характеристика патогенных актиномицетов: строение, особенности роста, размножения и спороношения, среда обитания. Болезни вызываемые актиномицетами.

Грибы – возбудители болезней растений. Строение и размножение грибов. Систематика грибов. Основные принципы классификации грибов. Особенности питания. Циклы развития грибов.

Способы размножения: вегетативное, репродуктивное бесполое и репродуктивное половое. Видоизменения мицелия при наступлении неблагоприятных условий: хламидоспоры, склероции и микросклероции, ризоморфы.

Основные виды заболеваний, вызванных грибами. Особенности защиты растений.

Устойчивость растений к вредителям и возбудителям болезней. Современное состояние знаний об иммунитете растений. Основы фитоиммунитта. Горизонтальная и вертикальная устойчивость. Толерантность. Анатомо – морфологические и физиолого – биохимические факторы иммунитета. Типы иммунитета: врожденный (естественный), приобретенный (искусственный). Категории иммунитета: активный, пассивный, инфекционный, неинфекционный. Иммунизация растений: химическая, биологическая.

Комплекс мер по защите растений. Общая характеристика методов. Принципы построения интегрированных систем по защите сельскохозяйственных культур от болезней. Профилактические и лечебные мероприятия. Мероприятия общегосударственного значения: карантин растений, выведение устойчивых сортов, создание и использование здорового посадочного материала.

Фитосанитарные и агротехнические мероприятия.

Селекция. Стратегия создания сортов, имеющих стабильную устойчивость. Методы сохранения болезнеустойчивости сортов.

Семеноводство. Улучшающий отбор, фитопатологическая экспертиза, обеззараживание посевного материала, защита семенных участков от вторичного заражения.

Агротехнический метод. Биологически обоснованный севооборот. Сроки посадки и густота стояния растений, известкование кислых почв. Роль удобрений в повышении устойчивых растений к болезням.
Список рекомендуемой используемой литературы

а) основная литература:


  1. Штерншис, М.Н. Биологическая защита растений / М.Н.Штерншис. – М.: Колос, 2004. – 264 с.

  2. Баздырев Г.И. Защита с.-х. культур от сорных растений / Г.И. Баздырев.-М.: изд. «Колос»; 2008-276 с.

  3. Биологическая защита растений / под ред. М. В. Штерншис. - М.: КолосС, 2008 - 264 с.

  4. Ганиев М.М., Недорезков В.Д. Химические средства защиты растений. – Уфа: Изд-во БГАУ, 2006. – 320 с.

  5. Зинченко В.А. Химическая защита растений: средства, технология и экологическая безопасность. – М.: КолосС, 2009 – 232 с.

  6. Интегрированные системы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков: рекомендации / Нац. акад. наук Респ. Беларусь; Ин-т защиты растений НАН Беларуси; под ред. С. В. Сороки. – Мн.: Бел. Наука, 2009 – 462 с.

б) Дополнительная:

  1. Зинченко В.А. Агрономическая токсикология и химические средства защиты растений / В.А.Зинченко. - М.: МСХА, 1999.- 315 с.

  2. Шкаликов В.А. Защита растений от болезней / В.А.Шкаликов . – М.: Колос, 2003. 255 с.

  3. Шумахер О.В. Борьба с сорняками: Практ. руководство. – М.: Вече, 2008-176 с.


Средства обеспечения освоения дисциплины.

При реализации программы используются следующие средства:



  • обучающие, контролирующие и расчётные компьютерные программы;

  • аудио-и видеофильмы;

  • другие средства обеспечения.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • специализированные лаборатории и классы; установки и стенды.

Вопросы к зачету

1. Фитопатология, ее содержание и задачи.

2. Понятие о больном растении.

3. Классификация болезней растений.

4. Этиологические группы болезней растений.

5. Характеристика абиотических болезней растений.

6. Характеристика биотических болезней растений.

7. Понятие о сопряженных патологических процессах.

8. Паразитизм и различные его степени.

9. Паразитическая специализация и изменчивость патогенных свойств у возбудителей болезней растений.

10. Типы паразитической специализации: филогенетическая, органотропная, гистотропная, онтогенетическая.

11. Патогенность, вирулентность и агрессивность возбудителей заболеваний

растений.

12. Понятие о грибах. Фитопатогенные грибы – возбудители болезней растений.

13. Общие принципы, положенные в современную классификацию грибов.

14. Заспорение, заражение и инкубационный период при микозах.

15. Влияние внешних условий на развитие грибов и грибных болезней.

16. Срок хранения и способы перезимовки грибов (споры, мицелий, плодовые тела).

17. Мицелий и его видоизменения.

18. Типы размножения грибов.

19. Цикл развития возбудителя капустной килы, его органотропная специализация, условия, благоприятствующие прорастанию спор и заражению растений, форма проявления болезни.

20. Цикл развития возбудителя порошистой парши картофеля, ее органотропность, диагностические признаки болезни.

21. Половое размножение грибов порядка Chytridiales.

22. Семейство Synchytriaceae, характеристика.

23. Семейство Olpidiaceae, характеристика.

24. Биологический цикл развития возбудителя Olpidium brassicae Wor., органотропность и форма проявления болезни.

25. Характеристика порядка Saprolegniales и семейства Saprolegniaceae, основные представители.

26. Порядок пероноспоровых (Peronosporales), три семейства по приуроченности к среде обитания, торзионность и ее роль.

27. Семейство Pythiaceae морфобиологические особенности, основные представители, их места резервации.

28. Семейство Albuginaceae, его характеристика и основные возбудители болезней.

29. Характеристика класса и порядков Mucorales и Entomophthorales

30. Характеристика порядка Ervsiphales.

31. Характеристика порядка Phaddiales и основные его семейства.

32. Основные роды и возбудители болезней семейства Sclerotiniaceae. Вред, причиняемый грибами рода Sclerotinia.

33. Возбудители болезней родов из семейства Moniliaсеае: -Monilia, Oospora, Oidium, Botrytis, Verticillium., Aspergillus, Trichoderma, Ramularia, Trichothecium.

34. Возбудители болезней родов из семейства Dematiaceae: Cladosporium, Fusicladium, Helrnimhosporsum, Drechslera, Bipolaris, Altemaria, Stemphylium, Cercospora.

35. Возбудители болезней родов из семейства Tuberculariaceae

36. Характеристика семейств UstUaginaceae и Tillettaceae.

37. Характеристика грибов порядка Uredinales.

38. Возбудители болезней рода Puccinia и виды растений, поражаемые ими.

41 .Возбудители болезней рода Gymnosporangium и виды растений, поражаемые ими.

42. Характеристика семейства Melampsoraceae.

43. Возбудители болезней рода Melampsora и виды растений, поражаемые ими.

44. Возбудители болезней рода Cronartium и виды растений, поражаемые ими.

45. Характеристика, систематическое положение и морфология актиномицетов.

46. Характеристика, распространение, вредоносность, основные симптомы фитоплазмозов - пролиферация, желтухи, столбур, махровость цветков, израстание, карликовость и другие.

47. Понятие группы вирусов.

48. Способы распространения вирусов. Передача вирусов от растения к

растению, без участия переносчиков.

49. Общие биологические особенности, распространенность и хозяйственное

значение паразитических и полу паразитических высших растений.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студент выполняет контрольную работу в соответствии с последней цифрой шифра. К написанию контрольной работы предъявляются следующие требования: грамотность написания, четкость и разборчивость подчерка, иллюстрированность, логичность изложения. Общий объем контрольной работы составляет объем ученической тетради – 12 листов. Использованную литературу следует приводить в порядке изложения в тексте.



Перечень вопросов контрольной работы.

Последний номер в зачетной книжке

Вопросы контрольной работы

0

  1. Приведете примеры сопряженности неинфекционных и инфекционных заболеваний.

  2. Типы паразитизма возбудителей болезней: фитопатогенные сапротрофы и некрофиты, обязательные и факульта­тивные паразиты.

  3. Прогноз болезней и сигнализация о сроках проведения защитных мероприятий.

  1. Агротехнический метод защиты растений.

1

  1. Какие факторы вызывают неинфекционные заболева­ния?

  2. Что такое филогенетическая, возрастно-физиологическая и органотропная специализации возбудителей заболеваний?

  3. Понятие о заражении, инкубационном периоде.

  4. Первичная и вторичная инфекции (приведите примеры).

2

  1. Болезни, вызываемые недостатком или избытком влаги в почве и воздухе.

  2. Основные понятия: иммунитет, устойчивость.

  3. Местная и общая инфекция (приведите примеры).

  4. Механизмы защитных реакций.

3

  1. Факторы, определяющие массовое развитие болезни.

  2. Укажите корневых паразитов, биологические особенно­сти, вредоносность, защитные мероприятия.

  3. Физико-механический метод защиты растений.

  4. Виды прогноза и их назначение.

4

  1. Патологические явления, вызываемые низкими и высо­кими температурами почвы и воздуха.

  2. Условия, определяющие заражение и его исход.

  3. Принципы интегрированной защиты растений от болез­ней.

  4. Организационно-хозяйственные мероприятия по защите растений.

5

  1. Укажите болезни, вызываемые недостатком или избыт­ком питательных веществ.

  2. Достижения, задачи и перспективы селекции.

  3. Значение карантинных мероприятий в деле защиты растений

  4. Достижения и задачи селекции при выведении устой­чивых сортов.

6

  1. Механические повреждения и вызываемые ими патоло­гические процессы.

  2. Факторы иммунитета растений.

  3. Биологический метод защиты растений.

  4. Виды прогноза и их назначение.

7

  1. Приведите примеры возбудителей болезней, характери­зующихся различной степенью выраженности паразитизма.

  2. Болезнеустойчивые и иммунные сорта и пути их созда­ния.

  3. Агротехнический метод защиты растений.

  4. Сохранение и перезимовка возбудителей болезней в ра­стении и вне растения (приведите примеры).

8

  1. Типы специализации возбудителей болезней растений.

  2. Вирулентность и агрессивность возбудителей.

  3. Механизмы защитных реакций.

  4. Биологический метод защиты растений.

9

  1. Укажите паразитов надземных частей растений, их био­логические особенности.

  2. Степень выраженности специализации.

  3. Химический метод защиты растений.

  4. Первичная и вторичная инфекции (приведите примеры).

Методические рекомендации составлены на основе Государственного образовательного стандарта и программе учебной дисциплины по специальности 110201.65 «Агрономия».

Автор (ы) к.б.н., доцент Борискин И.А.

Программа одобрена на заседании кафедры Агрономия ЗабАИ–филиала ФГБОУ ВПО «ИрГСХА (протокол № от «17» декабря 2012 г.).

Заведующий кафедрой ____________ к.б.н., доцент Борискин И.А.
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии Технологического факультета протокол №___от «_____» _______2012

Председатель учебно-методической комиссии ____________



Рецензент(ы)


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка