Контрольные вопросы по дисциплине «Химические средства защиты растений»




Дата канвертавання21.04.2016
Памер148.91 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт – филиал ФГБОУ ВПО

«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Факультет Технологический

Кафедра Агрономии




Методические указания и контрольные вопросы по дисциплине

«Химические средства защиты растений»
Направление подготовки 110201.65 «Агрономия»

Форма обучения: заочная

Квалификация (степень) Специалист

Курс 5 курс


Чита 2014



ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цель освоения дисциплины

Химическая защита растений - это рациональная динамичная система защиты растений от вредных организмов, сочетающая использование природных регулирующих факторов среды с избирательным (дифференцированным) применением на основе порогов вредоносности химических средств. Она представляет собой систему правил и действий и может быть направлена против конкретного вредителя или болезни или комплекса патогенных объектов на одной культуре.

Цель дисциплины – изучение способов снижения плотности популяции вредителя до экономически неопасного уровня путем внесения химических реагентов в агросистему.



Задачи дисциплины:

- Изучить ассортимент пестицидов и их влияние на вредоносные организмы.

- Изучить биологические и экологические особенности вредителей

- Рассмотреть классификацию пестицидов по объектам применения;

- Изучить санитарно-гигиенические основы применения пестицидов

- Изучить средства борьбы с вредителями, болезнями растений, а также с сорной растительностью.
2. Структура и содержание дисциплины

Изучение курса у студентов заочной формы обучения проводится на 5 курсе. Изучение дисциплины слагается из самостоятельной работы студентов между сессиями и занятий на очных сессиях (установочной и экзаменационной). На очных сессиях проводятся лекции, лабораторно-практические занятия и групповые консультации. Между сессиями студент может получить индивидуальные консультации у преподавателя.

Самостоятельная работа студента-заочника состоит из изучения специальной литературы (список учебников и учебных пособий по курсу энтомологии прилагается) и выполнения курсовой работы. Методика и порядок выполнения курсовой работы сообщается преподавателем на специальных установочных лекциях во время очной сессии. По окончании курса студенты сдают зачет.

Объем курса. Дисциплина «Химические средства защиты растений» включает в себя лекционные (10 часов) и лабораторные занятия (10 часов), самостоятельную работу студентов (70 часа), в соответствии с учебным планом бакалавриата. Общее количество часов – 90.

Структура дисциплины по разделам, формам организации и

контроля обучения



Название


раздела/темы

Аудиторная работа

(час)



СРСчас

Итого


Формы текущего

контроля и

аттестации


Лек


ции

Практ./


семин.

Лаб.


зан.





5 курс

1

Место химического метода в системе мероприятий по защите с.-х. культур от вредителей, болезней, сорных растений.

2







10

10,5




2

Классификация пестицидов по объектам применения.

Основы агрономической токсикологии



2

2




10

11,5




3

Санитарно-гигиенические основы применения пестицидов

2







10

14




4

Физико-химические основы применения пестицидов

2

2




10

14




5

Средства борьбы с вредителями растений

2

2




10

14




6

Средства борьбы с возбудителями болезней

растений






2




10

14




7

Средства борьбы с сорной растительностью




2




10

12




8

Зачет



















9

Курсовая работа



















10

ВСЕГО

10

10




70

90





Содержание разделов дисциплины:

2.1. Предмет и задачи химической защиты растений, актуальность и практическое значение метода, недостатки. Теоретическая основа химической защиты растений. Интегрированная защита растений. Биологический метод. Биопрепараты против вредителей растений. Биологические препараты против болезней растений. Регуляция численности сорняков. Использование биологически активных веществ и генетический метод в борьбе с вредителями.

2.2. Классификация пестицидов по объектам применения. Основы агрономической токсикологии.

Химический метод защиты растений. Современная классификация пестицидов. Неорганические соединения. Пестициды растительного происхождения. Органические соединения. Классификация по объектам применения: средства борьбы с вредителями (инсектициды, акарициды, инсектоакарициды, моллюскоциды, нематоциды, родентициды ), средства борьбы с грибными и бактериальными болезнями (фунгициды и бактерициды), средства борьбы с сорной и нежелательной растительностью (гербициды, арборициды, альгициды ), а также десиканты и дефолианты. Классификация пестицидов по способу проникновения (системные, контактные, контактные с глубинным эффектом) и по характеру воздействия на вредные объекты (животные, грибы, бактерии, сорняки).

Токсикология – наука о ядах и действие их на живые организмы. Агрономическая токсикология – раздел токсикологии, изучающий свойства пестицидов, применяемых в агрономии, и действие их на различные организмы биоценозов и на характер взаимосвязей в экологических системах.

Факторы, влияющие на продолжительность контакта пестицида с вредным организмом. Факторы, влияющие на поступление пестицида в организм. Факторы, связанные с поведением токсического вещества в организме. Влияние пестицидов на окружающую среду.



2.3. Санитарно-гигиенические основы применения пестицидов
    1. Воздействие пестицидов на человека и теплокровных животных; содержание остаточных количеств пестицидов в продуктах; хранение пестицидов; индивидуальные средства защиты при работе с пестицидами. Токсикологическая характеристика пестицидов: класс опасности, кумулятивность, бластомогенность, мутагенность, эмбриотропность, терратогенность, аллергенность. Группы по степени токсичности их для человека и теплокровных животных.


Санитарные правила при хранении, транспортировке и применении пестицидов. Индивидуальные средства защиты. Меры первой помощи при отравлениях пестицидами.

2.4. Физико-химические основы применения пестицидов
    1. Практическое применение пестицидов. Действующее вещество, ингредиенты, товарная форма. Наиболее распространенные вспомогательные вещества, их свойства, требования, которые к ним предъявляются, способы и особенности их применения. Характеристика способов применения химических средств защиты растений.


Протравливание семян и посадочного материала. Виды протравливания: сухое, сухое с увлажнением, полусухое, мокрое и знать принцип действия машин, используемых для протравливания.

Опрыскивание – нанесение на обрабатываемую поверхность пестицидов в капельножидком состоянии в виде растворов, суспензий, эмульсий. Основные способы опрыскивания: крупнокапельное многолитражное, крупнокапельное малолитражное, малообъемное мелкокапельное, ультрамалообъемное.

Опыливание – нанесение пестицида в пылевидном состоянии на обрабатываемую поверхность защищаемой культуры.

Фумигация – введение препарата в паровом или газообразном состоянии. Объекты применения (вредители хранения зерна и продуктов, грызуны), положительные и отрицательные свойства фумигации. Физические и химические свойства фумигатов: летучесть, скорость испарения, сорбция, диффузия в воздухе, токсичность, способность взрываться или воспламеняться, действие на металл, способность к дегазации.

Отравленные приманки используют против насекомых (медведки) и против мышевидных грызунов. Сущность способа.

Аэрозольные обработки – это обработки в виде дыма или тумана, то есть использование таких дисперсионных систем, в которых дисперсной средой является воздух, а дисперсной фазой – очень мелкие капли жидкости (туманы) или мельчайшие частицы твердого вещества (дымы). Два метода – дисперсионный и конденсационный, их преимущества и недостатки, какие формы препаратов используются и на каких объектах.

Гранулированные препараты – это товарная форма пестицида, имеющая зернистую структуру с размером частиц, установленных нормативно-технической документацией. Ингредиенты этой формы препарата, виды действующего вещества, способы и объекты применения.

2.5. Средства борьбы с вредителями растений. Классификация пестицидов по объектам применения – насекомые (грызущие и сосущие), клещи, нематоды, моллюски, грызуны. Классификация по химическому строению: фосфорорганические, карбоматы, синтетические пиретроиды. Пути проникновения пестицидов в организм животных – контактный, кишечный, системный, фумигационный и длительность действия на вредные объекты. Особенности действия на теплокровных животных и человека, на защищаемые растения, на сохранность в почве и в растениеводческой продукции, регламенты применения пестицидов.


    1. Средства борьбы с возбудителями болезней растений

Классификация фунгицидов по различным принципам: объектам применения (фунгициды, бактерициды), характеру действия на возбудителя (защитные, лечебные), характеру распределения относительно растения (контактные, системные), характеру использования (протравители семян, обработка почвы, обработка растений в период покоя и вегетации).

Избирательность и специфичность действия. Биологические основы применения фунгицидов как место сохранности источника первичной инфекции, ее характер распространения, способ заражения растений. Период защитного действия и возможность комбинирования с другими препаратами.



2.7. Средства для борьбы с сорной растительностью

Уничтожение сорняков в посевах культурных растений. Для уничтожения деревьев и кустарников используются арборициды, для уничтожения водной растительности – альгициды. Вспомогательные средства: дефолианты (удаление листьев), десиканты (подсушивание растений), ретарданты (замедляющие рост растений). Классификация гербицидов. Гербициды классифицируются по способу проникновения в растения (контактные, системные), по срокам обработки (довсходовые, послевсходовые), по механизму действия (нарушение процессов фотосинтеза, гормональное действие, угнетение деления клеток, нарушение синтеза аминокислот), избирательность (топографическая и биохимическая). Способы применения гербицидов и факторы, влияющие на их эффективность – видовой состав сорняков, температура, осадки, механический состав почвы, ее физико-химические свойства. Влияние гербицидов на биологические и агрохимические свойства почвы, на урожайность и качество обрабатываемых культур. Биологическая эффективность применения гербицидов. Химические, физические свойства препаратов, в посевах каких культур применяются, сроки и способы обработки, остаточное их действие и возможность посева других культур после их применения.



Средства обеспечения освоения дисциплины.

При реализации программы используются следующие средства:



  • обучающие, контролирующие и расчётные компьютерные программы;

  • аудио-и видеофильмы;

  • другие средства обеспечения.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • специализированные лаборатории и классы;

  • установки и стенды.

Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Литература:

а) основная литература:

  1. Рогожин, Василий Васильевич. Практикум по биологической химии: учебное пособие/ В. В. Рогожин. - СПб.: Лань, 2006. - 256 с.

  2. Попов С.Я. Основы химической защиты растений: учеб. пособие / С. Я. Попов, Л. А. Дорожкина, В. А. Калинин. – М.: Арт – Лион, 2003. – 208 с.

3. Баздырев, Геннадий Иванович Защита сельскохозяйственных культур от сорных растений: учебное пособие/ Г. И. Баздырев. - М.: КолосС, 2004. - 328 с.: ил.. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений). - Библиогр.: с. 326

4. Защита растений от вредителей: учебник/ ред. Н. Н. Третьяков, ред. С. В. Исаичев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Лань, 2012. - 528 с.: ил.. - (Учебники для вузов. Специальная литература.). - Библиогр.: с. 507

5. Защита семян сельскохозяйственных растений от вредителей при хранении: методические рекомендации. - Иркутск: ИрГСХА, 2011. - 24 с.

Дополнительная:


  1. Сорняки в посевах зерновых культур [Электронный ресурс]. - Электрон. поисковая прогр.. - Новосибирск: ГНУ СибФТИ СО Россельхозакадемия, 2011

  2. Будажапов, В. Ц. Вредители агробиоценозов в Забайкалье: учебное пособие / В. Ц. Будажапов, Л. В. Будажапов. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2009. - 480 с.

  3. Защита растений от болезней. / Под ред. Шкаликова В.А. – М.: Колос, 2001. – 248 с.

  4. Будажапов В. Ц. Растения для защиты растений от вредителей. – Улан – Удэ, 1997. – 21 с.

  5. Будажапов В.Ц. Защита растений от вредителей в Забайкалье. – Улан – Удэ: Бурят. Кн. изд-во, 1993. – 416

  6. Захаренко В.А. Гербициды. – М.: Агропромиздат, 1990. – 240 с.

  7. Степановских А.С. Практикум по химической защите растений в Сибири. – Омск: ОмСХИ, 1990. – 188 с.

  8. Практикум по методике опытного дела в защите растений./ В.Ф. Пересыпкин и др. – М.: Агропромиздат, 1989. – 175 с.

  9. Кравцов А.А., Голышин Н.М. Химические и биологические средства защиты растений: Справ. – М,: Агропромиздат, 1989. – 176 с.

Химическая защита растений./ Под ред. Г.С. Груздева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1987. – 415 с.

Методы контроля СРС: самоконтроль, контроль преподавателя, защита контрольной работы.


Вопросы для подготовки к экзамену

1. Значение защиты растений в сельскохозяйственном производстве, ее теоретические цели и задачи.

2. Краткая характеристика групп организмов, среди которых имеются вредители сельскохозяйственных культур.

3. Ятрогенные и лучевые болезни растений. Методы защиты.

4. Сущность паразитизма и понятие о болезни растений.

5. Биотические факторы и их значение в жизни насекомых.

6. Типы ротовых аппаратов у насекомых вредителей. Особенности пищевой специализации.

7. Механизмы патогенности организмов

8. Болезни, вызываемые неблагоприятными условиями минерального питания.

9. Характерные особенности строения различных типов личинок насекомых.

10. Типы куколок, встречающиеся у насекомых их сравнительная характеристика. Понятие о гистолизе и гистогенезе.

11. Классификация болезней растений.

12. Абиотические факторы и их значение в жизни насекомых.

13. Эпифитотии и условия их определяющие.

14. Типы размножения, встречающиеся у насекомых. Полиморфизм.

15. Основные типы паразитической специализации возбудителей болезней растений.

16. Карантин растений. Карантинные объекты внешнего и внутреннего карантина.

17. Жизненный цикл развития насекомых вредителей, его биологическое значение.

18. Особенности патологического процесса при бактериозах растений.

19. Основные типы повреждений наносимых растениям насекомыми вредителями.

20. Методы диагностики болезней растений.

21. Антропогенные факторы и их значение в жизни насекомых вредителей.

22. Особенности патологического процесса при вирусных болезнях.

23. Строение головы и ее придатков у насекомых.

24. Фитоплазмы и риккетсии возбудители болезней растений.

25. Биотические факторы и их значение в жизни насекомых.

26. Защитные приспособления у насекомых к факторам среды.

27. Особенности патологического процесса при заболеваниях вызванных фитопатогенными грибами класса Хитридиомицеты.

28. Распространение насекомых. Стация, ареал и зоны вредоносности.

29. Особенности патологического процесса при заболеваниях вызванных фитопатогенными грибами класса Оомицеты.

30. Строение кровеносной системы насекомых и ее функции.

31. Особенности патологического процесса при заболеваниях вызванных фитопатогенными грибами класса Аскомицеты.

32. Строение пищеварительной системы насекомых.

33. Особенности патологического процесса при заболеваниях вызванных фитопатогенными грибами класса Базидиомицеты.

34. Половая система насекомых ее строение и функции. Половой деморфизм.

35. Особенности патологического процесса при заболеваниях вызванных фитопатогенными грибами класса Дейтеромицеты.

36. Типы постэмбрионального развития насекомых.

37. Общая характеристика фитопатогенных грибов.

38. Дыхательная система насекомых ее строение и функции. Дыхательный коэффициент.

39. Развитие инфекционного процесса у растений.

40. Строение грудного отдела и его придатков у насекомых.

41. Основные симптомы болезней растений особенности их проявления в зависимости от уровня паразитизма возбудителя.

42. Строение нервной системы насекомых. Рефлексы, таксисы, инстинкты.

43. Прогноз инфекционных болезней.

44. Размножение фитопатогенных грибов.

45. Типы яиц и характеристика их откладки у насекомых.

46. Методы учета насекомых вредителей.

47. Методы учета болезней растений.

48. Вредная черепашка. Ustilago tritici. Методы защиты.

49. Пьявица обыкновенная. Ustilago nuda. Методы защиты.

50. Серая зерновая совка. Puccinia graminis. Методы защиты.

51. Пилильщики стеблевые хлебные. Bipolaris sorokiniana. Методы защиты.

52. Шведская муха. Fusarium nivale. Методы защиты.

53. Яровая муха. Claviceps purpurea. Методы защиты.

54. Свекловичные блошки.Cercospora beticola. Методы защиты.

55. Яблонный цветоед. Venturia inaequalis. Методы защиты.

56. Яблонная медяница.Monilia fructigena. Методы защиты.

57. Калифорнийская щитовка.Sphaeropsis malorum. Методы защиты.

58. Яблонная плодожорка. Gymnosporangium tremelloides. Методы защиты.

59. Моль горностаевая яблонная. Coccomiyces hiemalis. Методы защиты.

60. Шелкопряд непарный. Taphrina pruni. Методы защиты.

61. Боярышница. Spheroteca morsuve. Методы защиты.

62. Пяденица зимняя. Gloesporium ribis. Методы защиты.

63. Малинный жук. Gloesporium venetum. Методы защиты.

64. Моль смородинная почковая. Puccinia ribesii caricis. Методы защиты.

65. Пилильщик крыжовниковый. Botrytis cinerea. Методы защиты.

66. Огневка крыжовниковая. Sphaeroteca macularis Методы защиты.

67. Стеклянница смородинная. Plasmopara viticola. Методы защиты.

68. Скрытнохоботник луковый. Peronospora distructor. Методы защиты.

69. Крестоцветные блошки. Pythium debarianum. Методы защиты.

70. Капустная совка. Plasmodiophora brassicae. Методы защиты.

Методические рекомендации составлены на основе Государственного образовательного стандарта и программе учебной дисциплины по специальности 110200.62 «Агрономия».

Автор (ы) к.б.н., доцент Борискин И.А.

Программа одобрена на заседании кафедры Агрономия ЗабАИ–филиала ФГБОУ ВПО «ИрГСХА (протокол № от « » 2014 г.).

Заведующий кафедрой ____________ к.б.н., доцент Борискин И.А.
Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии Технологического факультета протокол №___от «_____» _______2014

Председатель учебно-методической комиссии ____________



Рецензент(ы)


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка