Консультация «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»




Дата канвертавання27.04.2016
Памер37.49 Kb.
Консультация

«Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития. В процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Если фонематический слух не сформировался вовремя, ребенок начинает испытывать проблемы: он "не слышит", а потому пропускает предлоги, укорачивает или переставляет слоги в словах; неправильно употребляет окончания.

При этом недостатке ребнок хотя и может правильно произносить в отдельности согласные звуки, но в речи их часто смешивает: шипящие со свистящими (сапка, замок, цай); звонкие с глухими (пулка, добор - топор); "Р" с "Л" (талерка, лыба, рожка). В основе этих недостатков лежит главным образом недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же плохое слуховое внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков.

У таких детей необходимо воспитывать слуховое внимание, развивать анализ звукового состава слов, осознание смысловых значений некоторых признаков смешиваемых в речи звуков (наличие или отсутствие звонкости, дрожания, свиста или шипения).

Для развития фонематического слуха можно использовать приведенные ниже игры.


АВТОБУС
Цель: развивать фонематический слух.
Дети сидят на стульях. Воспитатель раздает им игрушки. Едет игрушечный автобус или большая машина с кузовом. Дети должны положить в автобус такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук (например, [ц):
цыпленок, цапля, овца, цветы, рукавица). Воспитатель проверяет, правильно ли дети отобрали. Если игрушка отобрана неправильно, автобус не трогается с места, если правильно — автобус едет дальше.

ПОЙМАЙ ПЕСЕНКУ-ЗВУК «И», «А»/ «О», «У»


Цель: развивать фонематический слух.
Дети делятся па две команды. Первая команда ловит один звук. Например, «а»; вторая — другой звук, например, «и»
Воспитатель произносит слова с той или другой гласной каждая группа хлопком в ладоши «ловит свой звук».

ВЫДЕЛИ СЛОВО


Цель: привлечь внимание к звукам речи.
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] («песня комарика). Рекомендуемые слова:
зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга в др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук в словах нужно выделить голосом: ЗОНТ), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Надо следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие.
для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

ЧТО В МЕШОЧКЕ


Цель: привлечь внимание к звукам речи.
Наглядный материал: мешочек; игрушки и предметы (или их изображения), в названии которых есть звук [ц]: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям. Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, есть ли в этом названии песенка синички» (звук [ц]).


Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук [ц] (цыпленок, курица, овца, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.
Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук [ц], например: овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих названии звук [с], который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие [ц], отчетливо произносили этот звук в словах.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК


Цель: развитие фонематического слуха.
В мешочек складывают мелкие игрушки. Их подбирают с таким расчетом, чтобы в названиях были определенные звуки (например, [ш], [с]): шарик, совок, катушка, свисток, самовар, шишка и др. Вызванный ребенок ищет игрушку на заданный звук [с] или [ш].

САМ НАЗОВИ СЛОВО


Цель: развитие фонематического слуха.
По заданию взрослого дети самостоятельно припоминают и называют слова с определенным звуком. Для этого можно предложить вспомнить (про себя) хорошо знакомую сказку, стихотворение и выбрать подходящие слова.
СЛЫШИШЬ ЛИ ТЫ ЗВУК?’
Цель: развитие фонематического слуха, упражнение в интонировании.
Наглядный материал: картинки с изображениями разных предметов.
Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: <Рак>. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник (Мак)
Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушиваться в них я сказать, что же у них общего (Звучат сходно), а что разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки [м] и [р].
Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит кот. Очень важно при произнесение слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучания, акцентируя внимание на произнесение гласных звуков.


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка