Г о с у д а р с т в е н н ы й у н и в е р с и т е т высшая школа экономики




Дата канвертавання30.04.2016
Памер222.49 Kb.
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет Менеджмента

Кафедра экономической теории



ЭССЕ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Студентки группы М-04-2

Верещагиной А.В.

Преподаватель:

Зуева Е.Л

Пермь 2007



РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПЕРМСКОМ КРАЕ.

В современном обществе  действительное богатство страны определяется состоянием социосферы, обеспечивающей развитие человека. Поэтому в структуре национального богатства все более значительная доля приходится на  вложения в человеческий капитал. Вложения в человека включают затраты на образование и профессиональное обучение, охрану здоровья и поддержку физиологической (трудовой и социальной) активности людей, другие социальные расходы. Вложения в человеческий капитал формируют, таким образом, здоровье нации, её потенциал в широком, объемном понимании: это здоровье экономическое, здоровье моральное, здоровье физиологическое и т.д. Динамика человеческого потенциала выступает важной характеристикой социально-экономического развития. Отслеживание этой динамики требует фиксации наиболее значимых показателей человеческого потенциала. Их необходимо выбрать в качестве индикаторов из большого и четко не определенного числа качеств и признаков, характеризующих людей. В рамках Программы развития ООН разработана методология расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который принято считать обобщающим  показателем оценки качества жизни людей в той или иной стране.  Методология Программы развития ООН предполагает   оценку ИРЧП на основании трех основных, интегрирующих индикаторов качества жизни, получаемых из официальных статистических источников:

-   ожидаемая продолжительность жизни поколения в возрасте 0 лет (она может быть рассчитана  для поколения любого возраста);

- образовательный потенциал населения — доля учащихся среди населения в возрасте 6-23 года (избран возраст максимальной активности в  получении общеобразовательной подготовки и профессионального образования);

-  объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, рассчитанный с учетом паритета покупательской способности национальной валюты. Для региональных расчетов используется показатель объема валового регионального продукта (ВРП) на душу населения.

По этим показателям рассчитываются соответственно индекс долголетия, индекс образования и   индекс дохода. Средневзвешенное значение этих индексов и представляет собой ИРЧП.  

Далее будут представлены показатели ИРЧП по всем регионам мира.


Мировая карта индекса ИРЧП членов ООН, 2003.



██ 0.950 и выше

██ 0.900-0.949

██ 0.850-0.899

██ 0.800-0.849

██ 0.750-0.799

██ 0.700-0.749

██ 0.650-0.699

██ 0.600-0.649

██ 0.550-0.599

██ 0.500-0.549

██ 0.450-0.499

██ 0.400-0.449

██ 0.350-0.399

██ 0.300-0.349

██ меньше чем 0.300

██ нет данных

Рисунок 1: ИРЧП по регионам.

Как и в прежние годы, Россия входит в  многочисленную группу стран со средним уровнем ИРЧП. Причем, образовательный потенциал России оценивается на уровне развитых стран, а потенциал экономического развития и продолжительности жизни – на  уровне развивающихся. Далее будут рассмотрены основные аспекты развития человеческого потенциала в таких областях, как


  • Образование

  • Здравоохранение

  • Молодежная политика

  • Социальное развитие


ОБРАЗОВАНИЕ:

В любой западной стране огромная роль при увеличении роста человеческого потенциала уделяется образованию. Именно качество образования и его доступность говорит о степени развития региона. И Пермский край не исключение. В настоящее время на территории края действует около 2.4 тысяч учебных заведений, в которых обучается и воспитывается около 660 тысяч человек. В конце прошлого учебного года была завершена реализацией региональной целевой программы «Развитие системы образования Пермской области на 2002-2005 годы», а также начальным этапом отработки Приоритетных национальных и региональных проектов в сфере образования, которые должны стать системными стратегическими инструментами инновационного развития региональной образовательной системы. В связи с образование Пермского края начался процесс интеграции двух систем образования, требующий их выход на один уровень, сохранения и дальнейшего развития национальной направленности образовательных программ.

Подводя итоги 2005-2006 учебного года в системе образования края, следует отметить наиболее важные моменты. Прежде всего, сегодняшнее состояние системы образования края можно оценить как стабильно развивающееся в контексте модернизации российского образования. Система образования становится более открытой. Перемены в региональной образовательной политике ориентируют на комфорт и безопасность ребенка в школе. Постепенно улучшается качество образовательных услуг для детей дошкольного возраста за счет перехода к новым образовательным программам, однако, положение с обеспечением прав граждан на получение дошкольного образования в последнее время существенно обострилось. Основная причина – недостаток дошкольных учреждений и мест в имеющихся детских садах, закрытие и перепрофилирование большого числа ведомственных детских садов. Несмотря на сокращение сети дошкольных образовательных учреждений, охват детей дошкольным образованием растет и составляет 71,9 процентов, что выше среднего российского показателя (57,7%) и выше показателей последних лет в регионе.Удельный вес детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях региона, приблизительно соответствует общероссийскому уровню (83,2 и 83,9 процентов соответственно) и имеет тенденцию к увеличению. В целях создания системы, позволяющей объективно оценивать результаты образовательной деятельности, соотносить их с затраченными ресурсами, обеспечить стимулирование и оплату труда педагогов по достигнутому результату реализуется проект «Управление качеством образования». В результате осуществления комплекса мер уже заявляет о себе система объективной оценки уровня обученности, включая единый государственный экзамен. Практически на все специальности вузов и ссузов прием осуществляется по результатам ЕГЭ, налаживается оценка подготовленности первоклассников, выпускников основной и начальной школы. Средние баллы по итогам сдачи ЕГЭ на уровне средне российских, при этом увеличилось число выпускников, получивших по результатам экзаменов 100 баллов. Разработаны и вводятся модели портфолио для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ и педагогов.

Увеличилось количество человек, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, значение данного показателя за период с 1989 года по 2002 год (период между переписями населения) увеличилось на 331,4 тысячи человек, или на 52,8 процента и составляет 958,6 тысяч человек. Система высшего профессионального образования региона является многоуровневой, включающей все современные ступени образования: бакалавриат, магистратуру, подготовку дипломированных специалистов, послевузовское образование (аспирантуру), докторантуру, дополнительное профессиональное образование. Подготовка специалистов осуществляется более чем по 150 специальностям и направлениям подготовки.

Государственными вузами края в 2005 году было выпущено 15,4 тыс. чел. По сравнению с 2003 годом выпуск увеличился на 13,7%.Прошедший учебный год связан с завершением реализации региональной целевой программы «Вузы и регион (2003–2005 годы)». Оптимизация взаимодействия вузов и органов государственной власти Пермского края в интересах устойчивого социально-экономического развития региона – главный итог реализации Программы. В связи с окончанием в 2005 году срока реализации региональной целевой программы развития образования разработан проект целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2006-2010 годы. Цели, задачи и основные направления новой Программы определены, исходя из государственного заказа и гражданского запроса системе образования. Общественность не только предлагает запрос образованию, но и выступает как соавтор в разработке Программы, соисполнитель тех или иных проектов, участвует в контроле и оценке хода ее реализации. Стратегическая цель данной Программы состоит в создании условий для становления системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития региона, а также в предоставлении гражданам эффективного образовательного ресурса повышения их благосостояния.

Важным инструментом инновационного развития образования является национальный проект «Образование». На его реализацию в 2006 году запланировано привлечь из федерального бюджета 522,6 млн. рублей. Софинансирование мероприятий за счет средств консолидированного бюджета региона составит 214,9 млн. рублей.В общей сложности за два года реализации национального проекта «Образование» должны получить государственную поддержку инновационные проекты и программы развития 118 общеобразовательных школ края в размере 118 млн. рублей и 390 лучших учителей в размере 100 тысяч рублей. П Среди учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, Пермский государственный университет в текущем году в числе 17 лучших вузов России получил грант в сумме 395 млн. рублей.Проведен конкурсный отбор кандидатов на присуждение премии для государственной поддержки талантливой молодежи в количестве 27 человек в возрасте от 14 до 25 лет. Они получат премию по 30 тысяч рублей. По оперативной информации более 80 человек от Пермского края являются кандидатами на получение премий как победители или призеры мероприятий российского уровня. Молодые люди, занявшие 1 место, получат 60 тысяч рублей, 2-3 места – 30 тысяч рублей.Пермский регион активно участвует в федеральном проекте «Информатизация системы образования». Вклад Пермской края в реализацию проекта составил 52 млн.рублей. В рамках проекта происходит как наращивание материальной базы, так и программных средств, растет число педагогов, использующих ИКТ в образовательном процессе. Ключевое место занимает работа по внедрению в опытную эксплуатацию региональной распределенной информационной системы образования и науки (РРИСОН), разработанной департаментом образования Пермского края. Это позволит решить вопросы интеграции информационных и учебных ресурсов, обеспечения единых стандартов в представлении компьютерной педагогической информации, объединения информационных систем образовательных учреждений и органов управления образованием.

Расходы регионального консолидированного бюджета на образование в 2005 году составили 11,1 млрд. рублей (2004 г.-8,3 млрд.рублей). Удельный вес объема расходов на образование в объеме валового регионального продукта имеет за последние 3 года устойчивую тенденцию роста и в 2005 году увеличился до 3,9% (Россия – 3,1 процента). С 2005 года расчет объемов субвенции на выполнение своих полномочий регион осуществляет из принципов нормативного подушевого финансирования.

В рамках федерального проекта «Информатизация системы образования» к созданным в прошлом учебном году 43 межшкольным методическим центрам (ММЦ) в новом учебном году будут на условиях софинансирования созданы еще два в г.Кудымкаре и с. Кочево. (общая стоимость – 3 млн. руб., вклад Пермского края составит 600 000 рублей). На территории края начали действовать 10 апробационных площадок (120 учителей). Направления их деятельности – экспертиза и разработка методик использования цифровых образовательных ресурсов. Особое внимание будет уделено взаимодействию ММЦ с образовательными учреждениями, формированию школьных команд – одного из основных механизмов внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Информатизация в систему управления образованием: с сентября 2006 года начнется внедрение Региональной распределенной информационной системы образования (РРИСОН).

Также, предусматривается реализация проекта «Сельский школьный автобус», в рамках которого в 2006-2007 годах Пермскому краю на условиях паритетного финансирования будет предоставлена возможность приобрести 23 школьных автобуса.

По направлению «Создание инновационных образовательных учреждений» основными мероприятиями является создание механизмов, когда способные дети из малообеспеченных семей, в первую очередь из сельской местности и малых городов, смогут получить хорошее качественное образование. К ним относятся создание на базе школ, имеющих стабильно высокие результаты обучения, новых образовательных центров; создание краевого лицея для талантливых подростков, одаренных в сфере науки, искусства и спорта; создание международного бакалавриата.

В рамках приоритетного проекта «Управление качеством образования в Пермском крае» в новом учебном году будет осуществляться обследование качества подготовки детей-первоклассников к обучению в школе, а также обследование уровня готовности выпускников начальной школы к обучению на второй ступени школы по русскому языку и математике. Итоговая аттестация выпускников 9-х классов по основным предметам будет проходить по новой форме, по предметам по выбору – в тестовой форме. Предстоит продолжить отработку объективных технологий проведения единого государственного экзамена в старшей школе, возможно увеличение количества предметов за счет включения биологии и обществознания (или одного из них). Будет продолжено поэтапное введение портфолио.

ВЫВОД: Таким образом, можно сказать, что образование пермского края неуклонно движется в сторону западного примера, что включают в себя программы бакалавриата, которые были введены в большинство пермских университетов, программы сельский автобус, который делает доступным посещение школы для жителей сел и деревень, информатизация образования и внедрение инновационных систем обучения в университеты и школы. Вместе с тем, достаточно высоким остается % детей из неблагополучных семей, не имеющих доступа к обучению в школах, острой стоит проблема финансирования сельских школ, где наблюдается как нехватка учителей, так и учебных материалов.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ:

Одним из основных факторов, формирующих высокий уровень смертности, в регионе является заболеваемость населения. Развитие системы здравоохранения края направлено на снижение уровня общей заболеваемости населения посредством обеспечения доступности качественной медицинской помощи. Доля текущих подушевых расходов в сфере здравоохранения составляет 13,9% от всех расходов консолидированного бюджета Пермского края. Данный показатель в Прикамье (3451 руб. на 1 чел.) превосходит среднее значение по регионам-конкурентам (2915 руб. на 1 чел.), незначительно уступая только Свердловской области (3 490 руб. на 1 чел).

Вместе с тем, заболеваемость населения Пермской области несколько выше среднероссийских показателей, а в сравнении с регионами уступает только Самарской области. На конец 2004 г. в среднем на 1000 человек населения было зарегистрировано 834,3 больных с диагнозом, установленным впервые в жизни. По России этот показатель составлял 744,9; в Нижегородской области – 762,4; Свердловской – 685,8; Челябинской – 750,6; а в Самарской области – 844,0 случаев на 1000 человек населения.

Рост заболеваемости населения области происходит практически по всем классам болезней, что соответствует общероссийским тенденциям. Тенденция на стабилизацию уровня заболеваемости отмечается лишь по классу новообразований. В период 2000 - 2004 гг. ежегодный показатель впервые выявленных случаев менялся незначительно: от 306,3 до 300,6 на 100000 населения. В то же время ситуация с заболеваемостью по классу новообразований выглядит достаточно тревожно.

По большинству классов болезней первичная заболеваемость пермяков превышает как среднероссийские, так и региональные показатели. Наиболее высока численность вновь зарегистрированных в 2004 г. лиц с впервые установленным диагнозом по классам инфекционных и паразитарных болезней – 51,7 случаев на 1000 чел. (в РФ –38,6); болезней кожи и подкожной клетчатки – 62,0 (РФ – 49,0); врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений - 3,1 (РФ – 1,7); травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин – 118,5 (РФ – 90,0).

Уровень социально-обусловленных заболеваний - туберкулеза, сифилиса, гонореи постепенно снижается. За период с 2000 по 2005 год численность лиц с впервые выявленным заболеванием сифилиса сократилась почти в два раза (с 251,5 до 119,3 случая на 10 тыс. населения), а первичная заболеваемость гонореей уменьшилась почти на одну треть – с 168,5 до 115,7 случаев на 10 тыс. населения [1]. Однако показатели социально-обусловленных заболеваний остаются довольно высокими в сравнении со среднероссийскими данными (84,4 случая на 10 тыс. населения).

Остается высокой в сравнении с другими регионами заболеваемость активным туберкулезом. В РФ число больных с впервые установленным диагнозом составило в 2004 г. 71,7 случаев на 100 тыс. населения, в Пермском крае – 78,5 случаев.

В последние годы показатели заболеваемости туберкулезом снижаются. Так, число впервые установленных заболеваний уменьшилось с 133,7 (2000 г.) до 78,5 (2004 г.) случаев на 10 тыс. населения, а число больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях – с 328,8 до 258,2 случаев. Уменьшение показателей связано в первую очередь снижением заболеваемости среди мужчин (число впервые установленных диагнозов сократилось с 3043 до 2175 случаев.). Среди женского населения число впервые выявленных заболеваний туберкулезом в рассматриваемый период, напротив, выросло (с 805 до 881 случаев).

Численность лиц страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) за период с 2000-2005 гг. выросла более чем в 5 раз – с 1447 чел. до 6078 чел.

Уровень заболеваемости в ходе беременности и послеродового периода в Пермском регионе не превышает среднероссийских показателей (7914,9 случаев на 10 тыс. населения в Прикамье в 2004 г. против 8304,5 случаев в среднем по России). Однако, количество врожденных аномалий (пороков развития) в Пермском регионе выше, чем в среднем в РФ. Показатели репродуктивного здоровья населения также находятся на низком уровне: в Пермской области на 100 тыс. взрослого населения в 2004 г. было зарегистрировано 496,4 случаев женского бесплодия. В среднем по России этот показатель составляет 407 случаев на 100 тыс. жителей, в Самарской области – 323 случая, в Нижегородской области - 266,5 случаев, в Челябинской области – 452,4 случая на 100 тыс. населения.Уровень оказания медицинской помощи населению Пермской области достаточно высок, что демонстрируют показатели обеспеченности медицинскими кадрами. Пермская область лидирует среди близких по экономическому и трудовому потенциалам регионах по обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом, превышая и средние общероссийские показатели. По статистическим данным на конец 2004 г. она занимает 17 место в стране с показателем 54,5 врачей в расчете на 10 000 чел. населения. Для сравнения – Самарская область находится на 34 месте (49/ 10 тыс.чел), Нижегородская на 47 (44,7/10 тыс.чел), Свердловская – на 54 (41,5/10 тыс.чел) и Челябинская – на 57 (40,3/10 тыс.чел).

Такая же ситуация складывается и по обеспеченности населения Прикамья медицинскими работниками среднего звена. С показателем 117,8/10 тыс. чел. (по РФ – 108,6) Пермская область располагается на 38 месте. Свердловская, Челябинская, Нижегородская и Самарская области занимают соответственно 57 (109,4/10 тыс.чел.), 65 (107,2/10 тыс.чел.), 68 (105,8/10 тыс.чел.) и 77 места (99,2/10 тыс.чел.) в общероссийском рейтинге.

В структуре медицинской помощи продолжает сохраняться ориентация на стационарные формы лечения. В Пермском крае отмечаются высокие темпы сокращения коек на 10000 человек населения., которые в период с 2000 по 2004 гг. в области составили 10,5 % (включая КПАО – 7,5%), по РФ – 2,2%, в Самарской области – 3,1%, в Нижегородской – 8,2%, в Свердловской – 4,8%, в Челябинской – 0,5%. Несмотря на это, число коек на 10000 населения выше средних показателей по России и остается самым высоким среди регионов-конкурентов. В 2004 году в Пермской области этот показатель составил 120, в Самарской – 87, Свердловской – 109, в Нижегородской – 116, в РФ – 112.

В регионе наблюдается увеличение мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений: с 185,1 посещений в смену в расчете на 10 тыс. человек в 2000 г. до 192,1 - в 2004 г. Вместе с тем по этому показателю Пермский край существенно уступает регионам конкурентам и находится ниже среднероссийского уровня. Средний показатель мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений на 10000 человек) по России составляет 251,3, Самарской области - 232,4, Нижегородской - 234,5, Свердловской - 263,7, Челябинской - 269,4.

Отмечаются территориальные различия в обеспечении населения Пермского края медицинской помощью. Диапазон обеспечения медицинскими койками на 10000 населения в городах края колеблется от 111,8 - в Губахе до 64,8 – в Гремячинске. В сельской местности – от 85,1 в Осинском районе до 39,3 – в Кунгурском районе. Показатель обеспеченности врачами колеблется в сельских территориях от 10,0 в Чердынском районе до 32,2 в Красновишерском районе. В городах края этот показатель составил: в Александровске – 22,4 до 44,7 – в Кунгуре.

Диапазон колебаний по обеспеченности средними медицинскими работниками составил – от 66,7 в Кунгурском районе до 131,2 в Суксунском районе, в городах края - от 167,3 в Кизеле, до 91,2 – в Краснокамске[2].

ВЫВОД:

Таким образом, позитивными тенденциями в изменении состояния здоровья населения региона являются:

- стабилизация заболеваемости по классу новообразований;

- снижение уровня заболеваний социально-обусловленных болезней.

В тоже время, продолжают сохраняться достаточно высокими:

- уровень первичной заболеваемости;

- показатели заболеваний по классу болезней «Травмы и отравления», который является одной из ведущих причин смертности населения;

- показатели социально-обусловленных заболеваний в сравнении с общероссийскими и региональными.

Уровень обеспеченности населения Пермского края медицинской помощью характеризуется следующими особенностями:

- высокие затраты системы здравоохранения;

- слабо развитое первичное звено - сохраняется ориентация на стационарные формы оказания медицинской помощи.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ:

Анализ социальной структуры Пермского края позволил выделить социальные группы, наиболее подверженные различным рискам. Среди таких, прежде всего, следует выделить детей и молодежь, в отношении которых необходимо формировать и реализовывать специальную политику поддержки.  



1.1. Поддержка семьи, материнства и детства.

Безусловным приоритетом в региональной, общественно-государственной политике является «наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка».[1] Региональная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база (областная целевая программа «Семья и дети Прикамья», законы Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О приёмной семье», «О патронатном воспитании», программы адресной социальной поддержки и др.) способствовали повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей Прикамья. Так, в регионе зафиксировано увеличение числа браков и сокращение числа разводов на 1000 населения (в период 2001 – 2005 гг. с 5,8 до 6,7 и с 4,2 до 3,7, соответственно). Снижены показатели смертности: материнской – до 20‰ (в РФ – 33,6‰); перинатальной – до 10,3‰ (в РФ – 12,08‰); младенческой – до 11,2‰ (в РФ – 13,3‰). Увеличен до 75% показатель семейного устройства детей-сирот (в РФ – 69%), сократилось на 27% количество безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении. Вместе с тем, в регионе продолжают развиваться неблагоприятные тенденции. Наблюдается ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002г. – 13,2% в 2004г. – 16,1%), а также значительное ухудшение здоровья детей (показатель общей заболеваемости детей в 2005г. увеличился и составил 2314,4 на 1000 детей, тогда как в 2001г. он был существенно ниже – 2082,0). Продолжает оставаться высоким число суицидов совершённых детьми (2003 г. - 163 случая, 2004 г. - 233; 2005 - 167).

Остается высоким удельный вес детей, родившихся вне брака (в Пермской области – 46%, в КПО – 68%) и воспитывающихся в неполных семьях. В среднем по России доля внебрачных детей составляет 20-30%. Численность вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет и составляет 3800 человек в год. При этом доля «социального сиротства» остается стабильно высокой (около 80%).

В регионе большое количество детей, не обучающихся и не работающих (более 2000 человек), постоянно увеличивается уровень детской безнадзорности (ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске на 5%). Уровень преступности среди несовершеннолетних остается одним из самых высоких в Приволжском округе.

Практически каждый второй ребенок является малообеспеченным (41% от всего детского населения), 12% детей Пермского края проживает в крайне бедных семьях (с доходом 60% от прожиточного минимума) и число их ежегодно увеличивается. В наиболее неблагоприятном положении находятся многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами, из них, соответственно, 56% и 62% имеют доходы ниже прожиточного минимума.

Основной причиной всех негативных явлений является отсутствие ранней профилактики неблагополучия и кризиса семьи и детских девиаций. В Пермском крае не выстроена система межведомственных действий по ранней, докризисной профилактики семейного и детского неблагополучия. Экспериментальное использование технологий раннего вмешательства, восстановительных и реабилитационных технологий в работе с семьями и детьми группы риска не стало системой действий в регионе. Отсутствует система экстренной социально-психологической помощи детям и их защиты от жестокого обращения, не разработаны меры по преодолению детской бедности. Отсутствуют системные мероприятия по выявлению и развитию детской индивидуальности и одаренности.

В Пермском крае ослаблены управленческие механизмы, организующие системную работу по защите основных прав ребенка, гарантированных международными и российскими нормативными правовыми актами, Конституцией РФ - прав детей на полноценную семью, достойное материальной обеспечение, защиту от жестокого обращения, всеобщее обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют гарантии детям на экстренную помощь в трудной жизненной ситуации.

ВЫВОД:

Таким образом, положительными тенденциями в отношении семьи, материнства и детства являются:

улучшение показателей брачности и разводимости семей;

снижены показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности;

создана система семейного устройства детей-сирот, что позволило увеличить показатели устройства детей в семьи;

сокращается число безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Основными проблемами положения детей в Пермском крае являются:

- ухудшение показателей здоровья детей (физического, психического, социального);

- отсутствие условий для полноценного развития детей в семье (бедность, кризисные отношения в семьях, безнадзорность, социальное сиротство, отсутствие социально значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры и неготовность молодежи к семейной жизни);

- отсутствие равных возможностей для выявления и развития детской индивидуальности и одаренности;

- отсутствие системы экстренной помощи детям, оказавшимся в социально-опасном положении. 

1.2. Анализ состояния молодежи как социальной группы и региональной молодежной политики

Наиболее динамичной частью человеческого потенциала, демографически востребованной и экономически активной социальной группой является молодежь.

Основным противоречием современного рынка труда является увеличивающийся разрыв в трудовых притязаниях молодежи и возможности их удовлетворения. Трудоустройство является одной из ключевых проблем молодежи Пермского края. Как показывают данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения за 2004 г., молодежь в возрасте до 20 лет составляет 10% общего числа безработных, а в возрасте с 20 до 29 лет - 31%. Наиболее серьезные трудности в поиске работы испытывают выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования. Более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраивается по полученной специальности.

Молодежь Пермского края сталкивается с трудностями в решении жилищной проблемы. Обеспеченность собственным жильем молодых семей (проживание с родителями) составляет около 30%. Как показывают исследования, улучшить жилищные условия стремятся порядка 70% молодых семей.

Результаты проведенных опросов общественного мнения свидетельствуют о недостаточной информированности молодых людей о своих правах и обязанностях, возможностях реализации своего интеллектуального, творческого потенциала. Доля информированных к общей численности молодежи сегодня составляет всего 2%.

В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде Пермского края.

Так, уровень алкоголизации подростков и молодежи края превышает общероссийский показатель в 2,5 раза, средний показатель по ПФО – в 3 раза. Более 20% школьников в возрасте от 14 до 18 лет составляют группу риска по наркопотреблению, что в 2 раза превосходит уровень 1996 года.

По данным Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составляло в 2002 г. 4990, в 2004 г. – 6804. Таким образом, рост преступности по итогам 2004 г. составил 36,4%. Увеличилось число особо тяжких преступлений, совершаемых в молодежной среде.

Основные проблемные места во взаимоотношениях органов власти и молодежных общественных объединений края касаются выполнения государственного заказа молодежными объединениями; поддержки проектов молодежных и детских объединений; развития системы политического участия молодежи путем создания совещательных органов в структуре государственной и муниципальной власти из представителей молодежных объединений. В крае недостаточно условий для реализации молодежи как равноправного субъекта выработки и реализации молодежной политики.

ВЫВОД:

Таким образом, можно выделить следующие проблемы молодежи и региональной молодежной политики:

- поиск работы и профориентация;

- трудности в улучшении жилищных условий;

- рост негативных явлений в молодежной среде;

- сложности успешной социализации и гражданского становления молодого человека;

- в региональной молодежной политике приоритетным является развитие творческой, физической активности молодежи, а не решение конкретных социально-экономических проблем. 

1.3. Система социальной помощи малоимущим гражданам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Отдельные категории жителей Пермского края (малоимущие граждане; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; инвалиды; мигранты) потенциально составляют группу риска в области безопасности их жизни и в целом безопасности населения края, что требует специальной политики поддержки этих групп населения.

За последние годы в Пермской области наблюдается тенденция ежегодного снижения числа людей с доходами ниже прожиточного минимума (с 25,5% в 2000году до 20,6% в 2004году). Ежегодно в Пермском крае 1179 тысячам человек оказываются меры социальной поддержки и государственной помощи. За счёт внедрения новых технологий социальной работы ежегодно более 1000 семей с детьми снимаются с учёта как асоциальные семьи (2002 год – 1116, 2003 год – 1377, 2004 год - 1352 семьи), размеры финансовой поддержки малообеспеченных семей выросли с 458 рублей в 2001 году до 9285 рублей в год в 2005году, объемы финансирования социальной помощи из собственно областного бюджета в регионе выросли с 85,9 млн. руб. в 2001 году, до 89,1 млн.руб. в 2005 году.Основным параметром, характеризующим уровень бедности населения Пермского региона, является показатель численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. На фоне общей динамики снижения этих показателей в период с 2000 по 2004 гг. Пермская область и, особенно, Коми-Пермяцкий округ, имеют высокую долю такого населения. Вместе с тем, темпы снижения бедности в Пермской области значительно ниже, чем по РФ, а также в Свердловской, Челябинской, Нижегородской, Самарской областях, что требует определения специальной политики по снижению бедности,[2] предусматривающей изучение структуры бедности, определение приоритетных категорий малоимущих граждан – семей с детьми, одиноких пенсионеров, трудоспособных граждан, работающих в бюджетных сферах и т.д., выбор наиболее эффективных моделей оказания помощи.

Оказываемые меры поддержки людей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (лиц без определенного места жительства, вернувшихся из мест лишения свободы, жертв насилия, пострадавших от стихийных бедствий и пожаров) не эффективны, так как не способствуют преодолению трудной ситуации и социальной интеграции человека, в среднем ежегодное финансирование на эти нужды в 20 раз меньше необходимого. При определении права гражданина на получение социальной помощи оценивается, в основном, экономическая состоятельность семьи, тогда как понятие «трудная жизненная ситуация» включает в себя и такие причины как инвалидность, одиночество, безработица, перенесённые психологические и физические травмы, различного рода зависимости – алкогольные, психотропные и т.д.В Пермском крае зафиксированы тенденция к снижению уровня бедности, внедрение новых технологий («От пособия к зарплате», «Самообеспечение») и договорных отношений с малоимущими гражданами по повышению их доходов.В то же время, действующая система социальной помощи и поддержки населения в состоянии бедности и трудной жизненной ситуации не эффективна, не носит адресного характера, не способствует снижению бедности и социального неблагополучия, не развивает стремление самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию. 

Развитие человеческого потенциала является важным показателем социально-экономического развития общества. Люди – это настоящее и будущее нации, тот актив, в который необходимо инвестировать постоянно. Проанализировав основные тенденции развития образования, здравоохранения и социальной политики можно прийти к выводу, что Пермский край находится на правильном пути развития. Уже сейчас в крае реализуется большое количество образовательных и социальных программ, которые позволяют нашему региону успешно конкурировать с такими соседями как Свердловская область, Татарстан, Челябинская область, Башкирия. Однако в развитии региона по прежнему остается большое количество проблемных зон: это и высокая смертность, увеличение количества заболеваний, низкий уровень рождаемости, плачевное состояние сельских школ, и слабая поддержка пенсионеров, молодежи, инвалидов и других наименее социально защищенных слоев населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Сборник открытых лекций: пермский край конкурентное развитие, Пермь, 2006 г.

  2. Электронный ресурс: www.human.perm.ru

  3. Электронный ресурс: www.social.perm.ru

  4. Электронный ресурс: www.admin.perm.ru


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка