Ф. Скарыны Юбіляры Корпан Наталля Мікалаеўна, бібліятэкар філіяла №3. Усміхнемся разам




старонка1/4
Дата канвертавання30.03.2016
Памер0.9 Mb.
  1   2   3   4
1. Падзея!

Узнагароды ў Дзень работнікаў культуры.


2. Наведванне бібліятэк ЗША.

Уражаннямі дзеліцца загадчыца інфармацыйна-бібліяграфічнага аддзела ЦБ ім. Ф. Скарыны


3. Юбіляры

Корпан Наталля Мікалаеўна, бібліятэкар філіяла №3.


4. Усміхнемся разам

Запісана ў бібліятэцы-філіяле №7.


5. 2006 – год Маці. Расказ В.А. Куцынай.
6. Прафесійны юбілей

Зайцава Ларыса Васільеўна, стаж 35 лет

Коранеўская Наталля Станіславаўна, стаж 25 лет

Дзядзюліна Людміла Барысаўна, стаж 25 лет


7. Новае папаўненне

Грыбалёва Юлія, бібліятэкар філіяла №7.

Гуптар Наталія, бібліятэкар філіала №3.

8. Каляндар знамянальных і памятных дат Полаччыны на 2007 год.
9. Творчасць

Маразько І.М., бібліятэкар філіяла №7



Гарбачэўская А.У., бібліятэкар філіяла №5



Урачыстасць з нагоды дня работнікаў культуры адбылася ў Доме культуры 6 кастрычніка 2006 года. На яе запрасілі прадстаўнікоў усіх падраздзяленняў галіны. Ва ўрачыстай абстаноўцы прысутных цёпла вітала кіраўніцтва горада. Сярод узнагароджаных былі работнікі ЦБС. За ініцыятыву і творчасць у рабоце, за ўдзел у правядзенні Скарынаўскага свята кнігі падзяка аддзела культуры ўручана калектыву дзіцячай бібліятэкі-філіяла №7. Ларыса Міхайлаўна Вярыга, загадчыца аддзела камплектавання і апрацоўкі літаратуры, узнагароджана Ганаровай граматай аддзела культуры за значны асабісты ўклад ва ўдасканаленне камплектавання фонду і стварэнне электроннага каталога. Ганаровай граматай гарадскога Савета дэпутатаў за вялікі асабісты ўклад у бібліятэчнае абслугоўванне сацыяльна- неабароненых слаёў насельніцтва і асабісты уклад у развіццё ЦБС узнагароджана намеснік дырэктара В.І.Крук.


2. Посещение библиотек США.

Библиотека в США: технологии, политика и направления в работе.


Проект для одной страны – Беларусь

9 июня – 2 июля 2006 г.

Задачи проекта
Государственный департамент США установил следующие темы для этой программы:



  • Ознакомить белорусских библиотекарей с работой библиотек в США (на национальном уровне, на уровне штата и местном уровне);




  • На практике ознакомиться с библиотеками и системами управления информацией в США;




  • Изучить то, как используются в библиотеках технологические системы, включая онлайновые услуги и цифровой контент;




  • Лучшее понять роль и воздействие библиотечных и информационных специалистов на американское общество;




  • Посетить различные регионы США, чтобы посмотреть на конкретные библиотеки (общественные, университетские, школьные, сельские и специализированные);




  • Ознакомиться с тем, как местные библиотеки предоставляют свои услуги для общественности (например, детские программы, компьютерные классы, программы информационной грамотности);




  • Изучить активную роль библиотекарей в развитии свободного доступа к информации, Информационной грамотности, программ для молодых людей, работы с добровольцами при библиотеках и групп «друзей библиотеки»;




  • Ознакомиться с тем, как публичные библиотеки взаимодействуют с общественными организациями и учебными заведениями, а также рассмотреть их связи и вовлеченность в вопросах воплощения государственных инициатив;




  • Ознакомиться с американской историей, структурой, обществом и культурой.

Поездка продолжалась 23 дня. Мы посетили 5 городов: Вашингтон, Пэрис, Солт-Лейк-Сити, Новый Орлеан, Нью-Йорк.
Вашингтон, округ Колумбия

Население: 572 059
Город Вашингтон, расположен на реке Потомак. Вашингтон – это крупный центр образования и исследований. В черте города находятся: Американский университет, Католический университет Америки, Джорджтаунский университет, Университет им. Джорджа Вашингтона, Университет им. Хауарда, Университет округа Колумбия и Галодет, известный университет для глухих. Культурные ресурсы Вашингтона известны на весь мир. В этом городе всегда существовали красивые музеи. Главный из них – комплекс «Институт Смитсона», который состоит из шестнадцати музеев и галерей.

В Национальной галерее искусства, которая была учреждена согласно общей резолюции Конгресса в 1937 г., размещаются прекрасные коллекции картин и скульптур (13 - 19 век). Вход в галерею бесплатный. Мы могли ходить часами по залам и наслаждаться потрясающей красотой. Мы увидели картины Рафаэля, Ленардо да Винчи и многих других авторов. Очень много было посетителей в залах. Мы не смогли посмотреть и половины, но нас сразу предупредили, что мы должны определить залы, в которые мы пойдем, иначе ничего не посмотрим.

В 1978 году к ней был пристроен Восточный корпус, а в 1999 был добавлен сад скульптур под открытым небом, рядом с Западным корпусом.

Сад скульптур известен своими коллекциями современного искусства.

В Америке бросается в глаза приспособленность инфраструктуры для инвалидов. Пандусы в зданиях и на тротуарах, подпись по брайлю во всех учреждениях (библиотека района Квинс), и в лифтах (библиотека семейная). Даже в Национальной галерее на втором этаже мы видели инвалидов на колясках.
Пятница, 9 июня 2006 года

9 июня 2006 года мы прилетели в Вашингтон (с опозданием на два часа). За нами пришёл шикарный автобус, и мы отправились в Вашингтон, нам надо было ехать 40 минут. Мы с удовольствием рассматривали окрестности. Все было почти такое, как и у нас, но что-то было такое неуловимое, что отделяло нашу страну от той, где мы были. Кругом было все новое и неизведанное. К тому же нам попался очень хороший водитель, который всю дорогу что-то рассказывал. Мы проехали мимо Пентагона, попали в пробку. Нам объяснили, что это молодежь едет развлекаться в Вашингтоне, потому что все живут в окрестностях Вашингтона.

Нас поселили в гостиницу «Клаб Квортерз». Я жила на 10 этаже в одноместном номере. В номере были все услуги, ты даже мог воспользоваться Интернетом в номере, но это было платно, а бесплатно можно было воспользоваться Интернетом в бизнес-центре. 30 минут не больше.

К себе в номер я могла попасть, только если воспользуюсь магнитной карточкой от двери своего номера.

В Вашингтоне практически невозможно заблудиться, на карте все отмечено. И в наших папках, которые нам были приготовлены, госдепартаментом США были вложены документы и карта города.

Суббота 10 июня 2006 года

В субботу у нас была запланирована экскурсия по городу на тему «Общий обзор вопросов, касающихся американского общества, политики и культуры».

Мы посетили мемориалы Джефферсона и Линкольна, были возле Белого дома, видели Капитолий.

Было ещё как-то в диковинку, что люди могли загорать в любом месте. То ли это парк возле Белого дома, то ли это парк в центре города. Народ загорал везде. Но самое интересное, что нигде не было видно курящих подростков. Мы не видели никого с бутылкой пива или тем более вина. Оказывается, как нам потом сказали переводчики это все запрещено. Курить можно, только в строго отведенных местах. На улицах стоят специальные подставки. Наверно поэтому город такой чистый.


Воскресенье, 11 июня

Воскресенье у нас был свободный день, мы гуляли по городу, он был полупустой, если не считать приезжих.

Вечером у нас был прием у госпожи Дайен Макдональд, которая работала в Беларуси атташе по вопросам культуры, а сейчас вернулась к себе на Родину. Встреча состоялась у нее дома в Александрии, штата Виргиния. Недалеко от Вашингтона.

А завтра начиналась насыщенная рабочая неделя.


Понедельник 12 июня

В 9 утра нас ждали в Государственном департаменте. У нас состоялась встреча с руководителями нашей программы.



с г-жой Энн Л. Желязков, руководителем нашей программы, Отдел стран Европы и Евразии, Отдел международных посетителей Государственный департамент США.

г-жой Юрикой Хаггинс Аксум, помощник директора, Отдел программ профессионального обмена, Институт.

г-жой Зейфа Яхик, помощник руководителя программы, отдел программ профессионального обмена Институт международного образования.

Г-жой Дженнифер Бишофф, Интерн программы, Отдел программ профессионального обмена, Интситут международного образования



  • Следующая встреча у нас была с Клайдом Уилкоксом, профессором политологии Джорджтаунского университета на тему «Брифинг о федеральном устройстве правительства». Перед тем, как стать преподавателем университета, профессор работал в Федеральной избирательной комиссии. На встречу отводилось 1,5 часа.

Он описал нам систему государственного управления в США, процесс управления (то есть принятия решений). Штаты могут принять собственные законы, есть свои конституции, они сами определяют законы, по которым управляют библиотеками.





  • Господин Эдвин Сэм Клей 3, директор библиотеки округа Ферфакс, штат Виргиния. Тема выступления «Общий обзор системы библиотек США». На встречу отводилось 2,5 часа.

Директор библиотеки познакомил нас с системой библиотек США. Свое внимание он сосредоточил на новых тенденциях в следующих сферах: обучение и подготовка библиотечных кадров, нормы профессионального поведения и этики, о соблюдении авторских прав, повышение использования компьютеров и информационных технологий в современном библиотечном деле.

В России 99,6 % населения грамотны, это намного выше, чем в Америке.

В Америке 33 тыс. библиотек.



      • 54 % общественных, публичных

      • 30 %специализированных (ведомственные, корпоративные и т.д)

      • 11 % академических, научных библиотек

      • 5 % прочие

В пригородах Вашингтона 13 различных библиотечных систем. Книги в библиотеках берутся на 21 день, потом система штрафов, если вы не успели продлить 2 раза книги. Штраф 20 центов в день. За одно посещение читатели могут взять более 50 книг.

Нам рассказали о возможностях Интернет, о влиянии его на сотрудников. О расширении возможностей сотрудников, влияние на потребителей, о виртуальном справочном обслуживании, о межбиблиотечном обслуживании. В библиотеках системы очень развит межбиблиотечный абонемент. Библиотекам не обязательно приобретать одну и ту же литературу, потому что можно воспользоваться МБА. Практически книги не теряются при этом обмене.

Рабочий день закончился в 16.00, и далее у нас было свободное время, которым мы распоряжались по-своему усмотрению. Мы продолжали знакомиться с городом. Особенно нас поразило то, что в парках очень много белок, они просто ручные, сами бегут к тебе за кормом, готовы прыгнуть в руки. Очень много цветов и парков.
Вторник, 13 июня

День начался в 8.40. Первая половина дня, была отведена Библиотеке Конгресса.

Библиотека поразила своей масштабностью и красотой. Посещение библиотеки, началось с экскурсии, но во время экскурсии нас предупредили, что фотографировать нельзя, можно было только в холле, в залах нельзя.

Экскурсии по библиотеке бесплатны, продолжаются 45 минут и проводятся экскурсоводами. Каждый час, начиная, с 9 утра и проводятся, до 4 часов вечера с понедельника по пятницу.

Библиотека Конгресса открыта для посетителей каждый день за исключением Рождества и Нового Года.
В настоящее время библиотекой могут пользоваться различные категории читателей. Она обслуживает не только членов и комитеты Конгресса, но также и исполнительные и законодательные органы правительства, библиотеки страны и всего мира, включая ученых, деятелей искусства и всех исследователей. Но так было не все время, когда в 1800 году президент Джон Адамс подписал указ о перемещении правительства в новую столицу в Вашингтон, он создал справочную службу только для нужд конгресса. Законом предусматривалась сумма в 5000 долларов на покупку книг, которые могут понадобиться конгрессу.

В библиотеке конгресса сейчас работает 4 тыс. человек. В отделе славянистики работает 11 человек. 8 человек говорят на разных языках. В 1906 году отдел приобрел библиотеку Юдина. В 1853 году – Народные белорусские песни, потом издания Карского о белорусском языке. Где-то 25 или 30 тыс. томов о Белоруссии. Собрания библиотеки включают более 86 миллионов единиц хранения, охватывая фактически все области знания и изданные в различных видах, от папируса до оптических дисков.

В библиотеке содержится более 26 миллионов книг и памфлетов на 60 языках и более 36 миллионов рукописей, среди которых находятся такие сокровища американской культуры. Как бумаги президентов, архивы писателей, художников и ученых. В библиотеке имеется самая большая коллекция картографических материалов – почти 4 миллиона карт и атласов.

Ежегодно библиотека получает приблизительно 75000 наименований периодической литературы; 1200 газет находятся в постоянных коллекциях. Кроме того, имеется около 80 000 наименований кинофильмов, 50 000 телевизионных программ и свыше миллиона других звуковых записей различного рода, а также около семи миллионов микрофильмов.

Библиотека Конгресса, являясь национальной библиотекой Америки, является методическим центром, которая разрабатывает и распространяет свой опыт на все типы библиотек. Она является центром каталогизации. Она предоставляет свои базы данных предметных рубрик, коллективных авторов для всех библиотек континента.

Имея единый центр каталогизации – OCLC, американские библиотеки освобождены от дублируемой работы – систематизации и каталогизации литературы. По данным Американской библиотечной ассоциации, расчетам, проведенным в Библиотеке Конгресса, стоимость автоматизированной каталогизации одного издания составляет около ста долларов. То есть, создание машиночитаемой записи о книге, занесение ее в каталог иногда стоит дороже самой книги. Учитывая это, американские библиотеки тратят минимум усилий на обработку литературы и имея при этом удобный инструмент для поиска.


Централизованная обработка литературы, единый справочно-поисковый аппарат, а также надежная работа электронных сетей дают возможность коллективного использования фондов американских библиотек. Вот поэтому во всех библиотеках так развита система МБА и фонды библиотек не превращаются в невостребованные хранилища, а находятся в постоянном обороте. Фондами могут пользоваться ученые, которые работают в различных библиотеках. МБА – очень здорово развит во всех библиотеках США. Это нам продемонстрировали в библиотечной системе Урбана-Шампейн, нам рассказали, что читатель может обратиться к каталогу любой библиотеки, входящей в эту систему, узнать, свободна ли сейчас необходимая ему книга, заказать ее, даже не выходя из дома. Библиотека Конгресса оказывает помощь по поиску материалов в библиотеках Америки и всего мира.
Через Отдел обслуживания слепых и инвалидов и сеть 160 библиотек по всей стране, библиотека Конгресса обслуживает более 710 000 слепых и инвалидов всех возрастов. Библиотека бесплатно предоставляет таким читателям книги и журналы, либо напечатанные брайлевским шрифтом, либо записанные на пластинку или магнитофонную пленку, вместе с оборудованием для прослушивания.
Состоялась встреча в Европейском читальном зале.
Лекция на тему «Конверсия в цифровой формат».
Краткий обзор информационных технологий библиотеки

Библиотека конгресса США имеет 15-ний опыт в области оцифровки исторически значимых материалов и организации доступа к ним через Интернет. Она была одним из пионеров разработки цифровых собраний. В начале 90-х годов 20 века была учреждена программа создания Национальной цифровой библиотеки, которая предусматривала размещение в сети памятников американской культуры и истории.

Нас познакомили с информационными технологиями, в том числе с «Национальной электронной библиотекой». Потрясла «Память Америки», это электронная база, с огромным текстовым материалом, которая постоянно пополняется. Здесь представлены в свободном доступе цифровые копии свыше 10 миллионов уникальных первоисточников из фондов библиотеки и 30 других организаций: это рукописи президентов США, рисунки, плакаты, фотографии времен Гражданской войны, книги и мультимедийные материалы. Адрес http:// memory.loc.gov /a mem /index.html
Новая инициатива, которую предлагает библиотека – это создание Всемирной цифровой библиотеки в Интернете. Цель этой идеи – способствовать сближению и развитию взаимопонимания народов всего мира. Библиотека ищет финансовую поддержку у организаций. Эту идею поддержала компания Гугл (глава компания Сергей Брин), лидер в области поисковых систем Интернета. Компания выделила около 3 миллионов долларов США для финансового обеспечения проекта. Недавно библиотека и Гугл завершили годичный проект по сканированию книг (около 5 тыс. книг).

План создания Всемирной цифровой библиотеки будет предложен для ознакомления другим библиотекам и всем заинтересованным организациям.



Федеральный библиотечный и информационный центр
Около 2 тыс. федеральных библиотек по всему миру. В 1965 году была основана программа, которая

позволила библиотекам общаться между собой.



Университет им. Хауарда «Библиотека основателей»
Мы встретились с представителями Библиотеки учредителей при университете, они рассказали нам

историю университета и об информационных технологиях.

Университет был учрежден, как частный университет в 1867 году, согласно постановлению Конгресса

США.


Университет назван в честь генерала Оливера Отиса Хауарда, специального уполномоченного Бюро освобожденных (правительственная организация, созданная в ходе Гражданской войны в США для решения проблем и удовлетворения нужд миллионов освобожденных рабов). С момента своего основания университет был вузом с совместным обучением для обоих полов и, несмотря на то, что это был ВУЗ преимущественно для афроамериканцев, он стал многонациональным с первых же лет своей работы. На сегодняшний день этот университет состоит из восемнадцати полностью аккредитованных факультетов и колледжей. Общее количество преподавателей в нем – около 1 900, при том, что здесь имеется наибольший удельный вес чернокожих ученых и докторов наук среди всех ВУЗов. В университете получают образование более 11 000 студентов со всех уголков мира. Согласно классификации Фонда Карнеги, этот университет недавно стал исследовательским учреждением 1-го класса (всего лишь 70 учреждений страны обладают таким рейтингом). Учащимся предлагается выбор из почти, что 200 различных академических направлений.
Среда, 14 июня

Мемориальная библиотека им. Мартина Лютера Кинга. Встреча с г-жой

Патрицией Паскуаль, начальником отдела целевых услуг и завязывание контактов.
В библиотеке разработано 6 приоритетов для преобразования:

  • грамотность;

  • бестселлеры;

  • услуга по Интернет;

  • программа по информационной неграмотности;

  • пожизненное образование;

  • обеспечение общественного пространства.

Библиотека превращается в особенное пространство, где все обновляется, не только фонды, но и оборудование.

В год на библиотеку тратится около 30 млн. долларов.

При библиотеке работает 30 общественных групп, которые помогают ей. Например, «Возрождение библиотек». Часто представители этих групп выступают перед общественностью.

Платятся взносы – 10 долларов (на приобретение фондов или на что–то необходимое используются деньги).

В библиотеке нас познакомили с возможностями финансирования. Есть еще дарственный фонд, который ставится на отдельный стеллаж, не обрабатывается, но читатели могут им воспользоваться. Происходит обмен литературой между читателями.


Среда, 14 июня вылет из Вашингтона в Перис.

Перис, Иллинойс

Население: 9 900
Город Перис округ Эдгар расположены возле центральной части восточной границы штата Иллинойс. Первые поселенцы прибыли сюда в начале 1800-х годов. В 1823 году 26 акров было выделено под застройку будущего центра округа Эдгар, и были учреждены сам округ и город Перис. Название «Перис» объясняется тем, что первые поселенцы прибыли сюда из г. Перис, штат Кентукки. Город приобрел официальный статус в 1869 году, а его население составляло 6 000 жителей. В судебном округе, частью которого был округ Эдгар, проводил свою адвокатскую практику Авраам Линкольн.

Сегодня горд Перис это место где живут 9 900 жителей, где расположены широкие улицы под тенью деревьев, ухоженные жилые районы с различными направлениями в сфере бизнеса и промышленности, превосходная система парков, местное самоуправление в виде муниципальной комиссии, финансово обеспеченная система школьного образования, предлагающая как расширенное академическое, так и профессиональное обучение, а также разнообразные объекты социальной и рекреационной инфраструктуры для людей любого возраста.

В 17.30 мы прилетели в аэропорт, потом 2 часа добирались на автобусе, затем мы попали на прием к местному организатору госпоже Норме Трэвис, президенту международного общества благодарения г. Перис. Нас познакомили с представителями местной власти. На приеме присутствовал мэр города, директор библиотеки и ещё некоторые представители местной власти. Нам подарили ключ от города. На протяжении двух часов мы общались на разные темы, где с переводчиками, где сами. Нас просили рассказать о себе, о своей работе, о своем городе.

Нам рассказали, где мы будем жить и познакомили с программой посещения библиотек. Жили мы по 4 человека в двух различных штатах: Индиана и Индианаполис, в гостиницах семейного типа.



Посещение библиотеки Иллинойского университета в Урбане-Шампейн.

Библиотека университета занимается вопросами повышения квалификации для библиотекарей всего мира.

Нас познакомили с международными библиотечными программами Мортенсон-Центра.

Мортенсон-Центр, основан благодаря двум щедрым подаркам К. Вальтера и Герды Б. Мортенсон. Центр работает на укрепления международных связей между библиотеками и библиотекарями всего мира.

В программах центра приняли участие более 700 библиотекарей из 80 стран мира. Это библиотекари:



  • публичных и юношеских библиотек;

  • школьных библиотек;

  • национальных библиотек;

  • библиотек высших учебных заведений;

  • правительственных библиотек;

  • библиотек негосударственных организаций и объединений;

  • библиотеки для слепых и инвалидов;

  • медицинских библиотек;

  • библиотек научных учреждений;

  • правовых библиотек;

  • библиотек музеев и архивов;

  • библиотек банков, предприятий и организаций.

Страны-участники Программ Мортенсон-Центра:

  • Австрия

  • Азербайджан;

  • Албания;

  • Армения;

  • Бангладеш;

  • Беларусь;

  • Бутан;

  • Боливия;

  • Болгария;

  • Великобритания;

  • Венгрия и т.д.

Большое внимание уделяется справочно-информационному обслуживанию. Хотя значительная часть библиографической и справочной информации в сети Интернет является бесплатной, например, оглавления журналов, электронные каталоги библиотек и т.д., наиболее ценная информация, например, ведущие полнотекстовые данных остается платной. Но доступ читателей к этим базам, так же решается библиотеками, т.е. читатели со своего домашнего компьютера могут воспользоваться базами, имея пароль. Но неподготовленным читателям достаточно сложно бывает ориентироваться в них. Поэтому одной из задач библиотек является создание справочных пособий (главным образом, в виде WED-страниц) по работе с базами данных. Нам показывали такое пособие на сайте школьной библиотеки, которым могут воспользоваться пользователи. Это намного облегчает работу пользователей. Очень развита виртуальная справочная служба. При посещении справочного отдела, был задан вопрос, какое количество виртуальных справок поступает в отдел за день. Ответ был прост, где-то около 50 справок.

«Спроси библиотекаря?»

Эта форма работы с читателями, когда библиотекарь обслуживает читателя в онлайновом режиме, и по

запросу читателя подготавливает необходимую информацию в нужном пользователю объеме. Эта форма работы, которую можно применить и в наших библиотеках, так как у библиотеки есть сайт, который востребован.

Обучение пользователя библиографическим программам в online режиме.


Эта тема меня очень заинтересовала, так как это я смогу использовать в своей работе.

Мы уже сейчас думаем о том, как привлечь больше читателей к той информации, которая расположена на нашем сайте. Иногда в гостевой книге, пользователи оставляют запросы на определенные темы, например, можно ли найти на нашем сайте информацию о белорусских художниках или слова благодарности о нашей работе. Хотелось бы больше внимания уделить Виртуальной справке. Это еще один шаг вперед, который может нас приблизить к зарубежным библиотекам.

Важнейшей задачей любой библиотеки в информационной области является создание справочного аппарата ко всему фонду. Это относится и к традиционной части фонда, и к виртуальной. При этом меняется форма справочного аппарата – на смену традиционным каталогам, приходят электронные, которые обладают более широкими возможностями в части поиска информации.
Присутствовали на семинаре.

Очень заинтересовало выступление на тему «Российская литература на издательском рынке».

Другие выступления были немного тяжеловаты, так как мы с этим не работаем, например, по транслитерации. Но, в общем, посещение библиотеки университета было интересны, мы смогли вечером на приеме познакомится с библиотекарями различных стран, многие из них говорили на русском языке. Было приятно пообщаться с коллегой из Донбасса, директором областной библиотеки. Ее выступление было посвящено информационным технологиям и формам комплектования фондов библиотек. Рассказали об информационных ресурсах библиотек. На Украине 45 тыс. библиотек, из них публичных 20 тыс. Фонд около 700 млн. единиц.


Библиотека города Шампэня.

Библиотека города Шампэня – это огромный популярный ресурс для города, принимающий полмиллиона посетителей каждый год и выдающий 1,5 миллиона книг, видео- и аудиоматериалов,CD и DVD.

Волонтеры в библиотеке играют важную роль. Ежегодно количество волонтеров меняется, но приблизительно от 100 до 150 человек, - от подростков до людей пожилого возраста. Волонтеры выполняют любую работу.

Книги в библиотеке выдаются на 21 день, потом один раз можно продлить литературу. Если книги не возвращаются вовремя, с читателя взимается пеня 21 цент за каждый просроченный день. Книги можно продлить через Интернет. Книги возвращаются в любое время суток. Книги приобретаются в фонд в нескольких экземплярах, то есть если книга есть в платном фонде, то точно такая будет и в бесплатном. Читатель может прочитать любую, просто платную можно прочитать быстрее.



Воскресенье, 18 июня

Солт-Лейк-Сити, Юта

Население: 181 743
Город Солт-Лейк-Сити был основан в 1847 г. группой мормонов во главе с Бригемом Янгом. Он расположен возле озера, которое носит то же самое имя (это самый крупный водоём, расположенный между Большими озерами и Тихим океаном). Этот город является столицей штата. Он славится своим чистым воздухом, дружественными людьми и прямыми широкими улицами. В г. Солт-Лейк-Сити расположена международная штаб-квартира Церкви Иисуса Христа Святых Последнего Дня, которую иногда просто называют Мормонская Церковь. В результате этого данная церковь оказывает очень сильное влияние на весь этот регион. В городе функционируют: уникальная программа социального обеспечения и поиска работы, которая требует, чтобы все получатели социальной помощи работали, если они способны работать; две большие программы молодежной деятельности; Союз помощи (одна из самых крупных в мире женских организаций, насчитывающая свыше 350 000 членов). Темп-Сквер (площадь Храма) это религиозный центр мормонов, который расположен в самом центре города. Фактически сам храм, строительство которого началось в 1853 г. и закончилось через сорок лет, открыт лишь для мормонов.

Многие ведущие корпорации США расположены в районе города Солт-Лейк-Сити. Они специализируются на продукции, связанной с горной промышленностью, сельским хозяйством, нефтью, химией, производством инструментов и электроникой. Недалеко от г. Солт-Лейк-Сити расположены несколько шахт, включая Каньон Бингем (это самый крупный в мире открытый медный рудник, где вырабатывается 17% новой меди страны). Кроме этого, именно в этом регионе начали применяться многие современные методы ирригации. Солт-Лейк-Сити часто называют «центром живописной Америки», потому, что недалеко от него расположены одиннадцать национальных парков (и парков на уровне штата), включая Йелоустон и Большой каньон, к которым можно доехать за несколько часов.

В культурном плане, город предлагает постоянные программы для любителей симфонии, драмы и музыки, здесь выступают местные и приглашенные исполнители. Особенно известны танцевальные коллективы города. На весь мир известен Мормонский хор Дароносицы, который каждую неделю выступает в Мормонском храме Дароносицы, под аккомпанемент знаменитого органа, с прекрасной акустикой. Многих туристов привлекают в этот регион зимние виды спорта, особенно лыжный спорт. Также популярны разнообразные спортивные летные соревнования и охота на оленей и уток.

Библиотека семейной истории (при Церкви Иисуса Христа Святых Последнего Дня).

Библиотека была основана 13 ноября 1894 года с целью собирания генеалогических документов и помощи членам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в семейно-исторических и генеалогических исследованиях.

Это самая крупная генеалогическая библиотека в мире.

Она бесплатна для широкой публики.

Ежедневно библиотеку посещает не менее 2 000 посетителей.
Библиотечный фонд

В среднем библиотечный фонд ежемесячно увеличивался на 4 000 катушек микрофильмов и 700 книг и 16 ресурсов, предоставленных в электронном виде.

Библиотечный фонд – это 2,4 миллиона пленок микрофильмов с генеалогическими документами, 742 тысячи микрофиш, 310 тысяч книг, серийных и прочих изданий, 4 500 периодических издания и свыше 1 000 ресурсов, представленных в электронном виде.
Часы работы библиотеки

По понедельникам с 8.00 до 17.00

Со вторника по субботу с 8.00 до 21.00

В воскресенье и некоторые праздники библиотека не работает.


Базы данных

В базе данных Ancestral File (Родовой файл) содержится более 36 миллионов имен, связанных в семьи.

В базе данных Интернациональный генеалогический указатель содержится около 600 миллионов имен усопших. Эти имена были представлены посетителями Библиотеки или выбраны из тысячи документов: свидетельств о рождении, крещении и браке.

В базе данных Происхождение родословной содержится свыше 80 миллионов имен, связанных в семьи.

Генеалогические данные поступают из США, Канады, Великобритании, континентальной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки.
Большая часть записей содержит сведения о людях, живших до 1930 года.
В распоряжении посетителей


  • 202 компьютера;

  • 509 устройств для чтения микрофильмов;

  • 36 устройств для чтения микрофиш;

  • 4 сканера микрофильмов;

  • 15 устройств для копирования книг;

  • 396 посадочных мест за столами;


Персонал библиотеки

  • Более 130 штатных сотрудников, работающих полный и неполный рабочий день

  • Где-то около 400 обученных сотрудников.

И что поразило больше всего, что многие из них владеют русским языком,

переводчики нас сразу предупредили, чтоб мы были аккуратны в высказываниях, потому что сопровождающие владеют русским языком. Нас провели по всем залам библиотеки, где все компьютеры были заняты посетителями, в основном это были люди в возрасте.

В библиотеке пять этажей. Доступ в библиотеку бесплатный, библиотечными фондами также можно пользоваться бесплатно, хотя за пользование копировальными машинами, бумагу и дискеты взимается умеренная плата.

Когда мы вошли в библиотеку, то обратили внимание, что в одном зале люди сидят и смотрят телевизор, что-то записывая. Оказывается это, проводятся занятия, о том, как эффективнее использовать библиотечные фонды. Те, кто пришел сюда в первый раза, получают сведения о плане библиотеки и имеющихся в их распоряжении ресурсах. На специальных занятиях посетителей обучают методике поиска сведений и способам использования различных видов документации. На компьютерных курсах посетителям рассказывали о том, как пользоваться уникальным программным обеспечением библиотеки.


Библиотека штата ЮТА для слепых и инвалидов.

Поразило меня в библиотеке многое: обилие книг, изданных крупным шрифтом, компактное хранилище книг с подвижными стеллажами, наличие кабин звукозаписи и собственного радиоузла, клавиатура у компьютеров с шрифтом брайля, наличие волонтеров в библиотеке и само отношение работников к работе.

Библиотека предоставляет специальные услуги для слепых, для людей у которых есть проблемы со зрением, инвалидов и лиц, которые не могут читать.

Библиотеки имеются в каждом штате, очень распространен межбиблиотечный абонемент и программа летнего чтения.

Перед посещением библиотеки я определила для себя следующие задачи:


  • Изучить услуги библиотеки;

  • Каким образом осуществляется свободный доступ к информационным услугам;

  • Возможности комплектования;

  • Волонтерство;

  • Связи с общественностью.

Во время посещения библиотеки, я получила все ответы на поставленные вопросы, благодаря вниманию американских коллег, которые сумели рассказать много интересного о своей библиотеке, провели по всем залам библиотеки, показали свои фонды, рассказали, как у них работают волонтеры, показали многие операции, о которых мы даже не знаем. Каким образом книга преобразовывается в доступный источник, для людей с ограниченными возможностями.

Библиотека имеет большие возможности в комплектовании своих фондов и имеет всевозможную технику, на каждом компьютере есть клавиатура со шрифтом Брайля.

Волонтеры выполняют практически все виды работы в библиотеке. Начитывают книги и журналы на кассеты, расставляют по полкам издания, перематывают кассеты, работают на компьютерах. В основном это люди в возрасте, которые почти целый день работают в библиотеке, правда, была и молодежь.

Библиотека меня потрясла, в ней человек не может чувствовать обделенным, потому что для него есть все, чтобы получить полноценную информацию, придя в библиотеку, но если ты не в состоянии посетить библиотеку, то ты можешь послушать программы по радио, которые идут в определенные часы. Работники просматривают газеты и начитывают определенную информацию, которую потом пускают в эфир. То есть любой желающий может прослушать запись по радио. И так ежедневно.

Чтобы читатели могли получить нужную для себя литературу, некоторые книги сканируются в компьютер, а потом специальная программа их преобразовывает и выводит на принтер уже в другом виде. Текст распечатывается на больших листах, которыми могут воспользоваться читатели. Листы складываются как книга, подшиваются в папки и выдаются читателям. Задача библиотекаря откорректировать текст в компьютере, потому что при сканировании материала допускаются ошибки. Этим занимается один человек, который сидит в отдельном помещении.

Новый Орлеан, Луизиана

Население: 484 674

Новый Орлеан был основан в 1718 году французским первооткрывателем, а и 1731 году город стал французской колонией. Этот недавно основанный город, расположившийся на большом изгибе реки Миссисипи, в 1762 году был тайно передан Испании, а затем вернулся во владения Франции в 1802 году. Через год Франция продала эту территорию США. В городе до сих пор существуют признаки французского и испанского влияния, проявляющиеся в разнообразных деталях. Например, законодательство Луизианы является уникальным в США, поскольку его законы основаны на Наполеоновском кодексе законов, а не на британской юридической системе.

С севера г. Новый Орлеан ограничен озером Пончатрейн. Город очень зависит от сложной системе дамб и насосов, которые не позволяют городу погрузиться в дельту Миссисипи. В отличие от многих других крупных городов, Новый Орлеан не является крупным банковским центром и центром бизнеса; диверсификация отраслей экономики уже долгое время является предметом забот для городского правительства. Благодаря недавнему проведению агрессивных маркетинговых технологий, в зону Нового Орлеана было привлечено множество предприятий из производственных, высокотехнологических и связанных с портовым хозяйством отраслей. В результате этого новоорлеанский порт обрел экономическую мощь и значимость и, в настоящее время, является крупнейшим портом США по экспорту зерновых, сои и пшеницы

Жемчужина города – Французский квартал, или «Старый квартал» (Vieux Carre), первоначальный распланированный французами. Комиссия по развитию района Vieux Carre, созданная в 1937 году с целью сохранения исторической части города, была одной из первых комиссией такого рода в США. Она служит моделью для подобных комиссий в стране. Этот квартал известен своей архитектурой, в которой нашло своё отражение как французское, так и испанское влияние, своим джазом, изящными магазинами и художественными галереями, знаменитыми ресторанами и Французским рынком.


С 22 по 28 июня присутствовали на Американской библиотечной конференции.

Неделю присутствовали на Американской библиотечной ассоциации. Первое, что заслуживает особого уважения, это тот факт, что американские библиотеки всех типов – от небольших школьных, до крупнейших университетских и национальных, как государственных, так и частных – являются членами АБА. Поэтому всему сообществу библиотек удается вырабатывать единую политику в области предоставления информационных услуг, в области финансирования. Координация действий – это главная черта американских библиотек. Масштабность конференции потрясла, в особенности ее выставки.

Присутствовали на презентации книги Мадлен Олбрайт, было интересно послушать и увидеть человека, который мог что-то сказать об отношениях наших двух стран. В общем, ее выступление было интересным.

Вторник, 27 июня

Краткая информация о городе


Нью-Йорк, Нью-Йорк

Население: 8 008 278

Нью-Йорк это самый крупный город страны. Он состоит из 5 городских районов – Манхэттена, Бруклина, Бронкса, Куинса и Ричмонда (Стейтен Айленд). Большое разнообразие этнических групп и разных культур среди жителей г. Нью-Йорк сделали из этого города очень интересный международный город-космополит. Несмотря на то, что г. Нью-Йорк занимает большую площадь, большинство людей, когда они говорят о «Большом яблоке» (прозвище г. Нью-Йорк), имеют в виду лишь остров Манхеттен, который расположен между реками Гудзон и Ист-Ривер.

Город Нью-Йорк был основан голландцами в начале 17-го века. Он расположен в устье реки Гудзон, в одной из наилучших гаваней мира. В начале 19-го века г. Нью-Йорк стал самым крупным портом страны. Он все еще до сих пор обслуживает 40 процентов торгового оборота страны. Нью-Йорк быстро рос во второй половине 19-го века и в начале 20-века. Богатство его жителей все еще отчетливо заметно в старых вехах того времени: Собор Святого Патрика, Музей искусства Метрополитен, Бруклинский мост и гостиница Уолдорф-Астория.

Сейчас Нью-Йорк стал деловой и финансовой столицей мира. Это самый крупный промышленный и производственный центр в США. Нью-Йорк является национальным лидером в сфере культуры, издательства и рекламы, он также хорошо известен своей легкой промышленностью. Хорошо известная улица «Уолл-стирит» это место, где расположены штаб-квартиры Нью-йоркской фондовой биржи, многочисленные брокерские фирмы, финансовые учреждения и большие корпорации. Издательства г. Нью-Йорк печатают почти 75% всех американских книжек. Легкой промышленностью охвачено большинство из трехсот типов производства в Нью-Йорке. Семьдесят процентов всех национальных рекламных агентств размещены в Нью-Йорке. Этот город часто называют филантропическим центром США. Нью-Йорк также играет важную роль в международных, потому, что здесь расположена Организация Объединенных Наций.

Многие высшие учебные заведения Нью-Йорка известны качеством своего обучения для аспирантов, специалистов и взрослых студентов. Здесь в разных ВУЗах расположены известные программы аспирантуры, включая Колумбийский университет, Нью-Йоркский университет, Университет Фордем и Новую школу социальных исследований.

Шедевры искусства и музыки Нью-Йорка известны во всем мире. Один из самых известных – Центр Линкольна, городской балет Нью-Йорка и оперная труппа штата Нью0Йорк, Оперный театр размещает оперную группу «Метрополитен-Опера», в Эйвери Фишер Холл размещается Нью-Йоркская филармония, а в Эллис Туллии Холл размещается школа исполнительного искусства Джулиарда. В дополнение к всемирно известным театрам на Бродвее (и возле Бродвея), здесь также существуют профессиональные некоммерческие и репертуарные труппы, которые ставят разнообразные спектакли по всему городу. На весь мир славятся музеи Нью-Йорка, начиная от таких больших, как огромный музей искусства Метрополитен, Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства, Коллекция Фрика, Уитни, новая Галерея науки и искусства Ай-Би-Эм, и заканчивая небольшими музеями, такими как Музей Нью-Йорка.



Вторник, 27 июня

В 5 часов вечера прилетели в Нью- Йорк из Сент Луиса. Нас встретили в аэропорту и отвезли в гостиницу «Хэмптон». В Нью-Йорке, мы встретились с коллегами из Казахстана и Узбекистана, которые тоже были в Америке по такой же программе, только рассчитанной на директоров библиотек.


Среда, 28 июня

Посещение Музея Кино «Museum of Moving Image». У музея есть веб сайт www.movingimage.us

В музее мы познакомились с искусством, историей, технологиями в киноискусстве. Познакомились с историей создания фильмов. Нас провели по всем залам, рассказали и показали интересные экспонаты. Мы увидели процесс создания фильма. Музей расположен в оживленном месте.
Посетили театр на Бродвее. Посмотрели великолепный мюзикл.

Четверг, 29 июня

Посещение Публичной библиотеки района Квинс.

Сначала экскурсия по библиотеке, потом знакомство с новыми американскими

Программами и статистические данные о библиотеках системы.

Библиотека имеет 62 филиала, 6 центров обучения английскому языку.

Библиотека имеет одну из самых высоких книговыдач.


  • За год выдается – 18,9 млн. книг;

  • Посещают библиотеку – 14,3 млн. человек;

  • Ежедневно – 44.400 человек;

  • Справочные услуги получают – 11,4 человек;

  • 2 млн. только по Интернет.

Все читатели имеют читательские билеты: от младенцев до пенсионеров.

Библиотека обслуживает население численностью 2,2 миллиона из 63 районов.

В школах говорят на 40 языках

В библиотеке выбрано 19 попечителей – сроком на 5 лет (работают бесплатно), представляющие какую-нибудь общественность. Но они не участвуют в ежедневной работе. Директор назначается попечительским советом, он представляет библиотеку на всех официальных приемах. Руководитель занимается организацией фондов библиотеки и занимается рекламой. Директор назначает других сотрудников.

Кадры библиотеки: директор, зам. директора, директор библиотечной службы, начальники отделов, техническая служба, маркетинговые службы.

Штат: 1000 работников на полную ставку, 650 на неполную, 800 волонтеров.

Бюджет: 68,399,000. Общий бюджет: 1 млн. (финансируется из 9 источников).

Пятница, 30 июня

Посещение Публичной библиотеки Нью-Йорка.
Посещение библиотеки Морган, которая хранит огромную коллекцию литературных, музыкальных, художественных артефактов. Здесь имеются оригинальные партитуры Моцарта и Бетховена, картины Рембрата и Рубенса и т.д.

О поездке рассказала Дедюлина Л.Б.


3. Юбіляры
Корпан Наталья Николаевна, библиотекарь филиала №3.

Книги окружали меня с раннего детства. В семье читали все. Особенно памятны сказки Пушкина, которые наизусть помнила и читала нам перед сном моя бабушка. Как хотелось быстрее пойти в школу, научиться читать и самой прочитать все те книги, о которых рассказывала бабушка. Она же впервые привела меня в сельскую библиотеку. С тех пор библиотека стала моим вторым домом. Мне нравилось бродить среди полок, выбирать книги и всё свое свободное время я проводила в библиотеке.

Еще учась в седьмом классе, я познакомилась с профессией библиотекаря. Мне доверили заниматься книгоношеством. Я носила книги жителям своей деревни, разносила их по домам, записывала в формуляр и мне это очень нравилось.

Так, с выбором профессии дело было решено. В 1973 году я поступила на библиотечный факультет Минского государственного пединститута им. А.М. Горького. Четыре года учебы пролетели незаметно. И хотя вначале казалось, что изучаем много лишнего, ненужного, но как потом пригодились мне все те, полученные в институте, знания. «Боевое крещение» я получила на практике в Брестской областной библиотеке. Нас молодых практикантов привели в справочно-библиографический отдел библиотеки и оставили одних. Мы поначалу очень волновались, потом собрались и начали работу. Было очень много различных запросов от читателей, но мы справились. Не передать словами тех ощущений, с которыми мы закончили свой рабочий день. Нам доверили дело и мы не подвели. Еще раз я убедилась, что профессия библиотекаря нужная и важная.

После окончания института культуры в 1977 году я была принята на работу в горпоселковую библиотеку г.Дисна. Мне посчастливилось начать трудовую деятельность с замечательными людьми, профессионалами влюбленными в свою библиотеку и читателей. Эта Пугачевская Ирина Ивановна, Блашкевич Мария Николаевна. Под их руководством, с их помощью я постигла нелегкие азы библиотечной профессии. Мы проводили вечера, встречи, устные журналы. Как самой молодой мне доверили работу в пункте выдачи в деревне. И я два раза в неделю, в любую погоду пешком проходили по 4 км туда и обратно. И все равно никогда не пожалела о выбранной профессии. Незаметно пролетело 13 лет и мне по семейным обстоятельствам пришлось уехать из Дисны. С 1991 года по 2001 я проработала библиотекарем в Ситьковской средней школе. Работать с детьми сложно и интересно. Приходилось быть и психологом и педагогом. Дети стали тянуться в библиотеку. Вместе с учениками мы оформляли интерьер библиотеки, ремонтировали книги, проводили вечера, игры, викторины. И никакие грамоты, премии не заменят радость от скромных букетиков, подаренных на линейке, от песни, сочиненной специально для меня выпускниками школы. В школе я занималась не только сугубо библиотечной работой. Приходилось ходить с детьми в походы, выезжать на сельхозработы. Каждый день был насыщен чем-то новым, интересным.

Но вновь пришлось поменять место работы. В 2001году я была принята на должность библиотекаря абонемента филиала.№3 Полоцкой ЦБС. Я опять вернулась к истокам. Ведь и начинала я работу библиотекарем абонемента. И вновь рядом со мной работают замечательные коллеги, которые стали для меня добрыми друзьями, советчиками. Это: Горячева Галина Владимировна, Долгова Надежда Максимовна, Богданова Валентина Владимировна.

Многие говорят: «Может и неплохо быть библиотекарем, но очень скучно. Каждый день одно и тоже». Но я не согласна с ними. У библиотекаря каждый новый день не похожий на предыдущий. Приходит в библиотеку читатель – и сразу перед тобой целый мир. Он приходит со своими мыслями, чувствами, настроением, ожиданием встречи с любимой книгой, с желанием найти что-то по нужной теме, а иногда сам не зная, что ему взять и почитать. И библиотекарь должен помочь человеку, принести ему радость общения с хорошей книгой.

Корпан Наталья Николаевна, библиотекарь филиала №3
4. Усміхнемся разам
Юмор

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка