«Анализ и работа над формой рондо в средних классах»




Дата канвертавання26.04.2016
Памер123.16 Kb.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

г. Балаково
Методическое сообщение

с иллюстрацией

на тему:

« Анализ и работа над формой рондо в средних классах »
Подготовила преподаватель

МОУ ДОД «ДМШ №1»

Дмитриева Е.Ю.

Балаково

2011 год

Цель урока:

Определить и изучить форму рондо. Провести анализ и работу над стилистикой рондо. Поделиться своим видением работы над формой рондо.



План:
I. Введение.
1) Происхождение термина «Рондо»

2) Исторические этапы развития:

- рондо французских клавессинистов (Ф.Куперен)

- рондо в немецкой музыке XVII-XVIII веков ( И.С. Бах)

- венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

- рондо романтиков

3) Исторические предпосылки образования
II. Полный анализ «Рондо» Г. Бенда
- показать исполнительский вариант «Рондо» Г.Бенда

- разобрать произведение, определить и изучить форму рондо

- провести анализ и работу над стилистикой рондо

III. Заключение

РОНДО – одна из самых распространённых музыкальных форм, прошедшая долгий путь исторического развития. В переводе означает «круг». В её основе лежит принцип чередования главной, неизменной темы – рефрена и постоянно меняющихся эпизодов. В каждую эпоху рондо развивалось по-разному. В различных национальных культурах существовали свои нормы сопоставления и взаимосвязи отдельных частей Рондо.

Выделяют 3 периода развития рондо:

- старинное (куплетное) рондо

- рондо классической эпохи

- послеклассическое рондо

Исторически все типы Рондо следовали друг за другом, внося некоторые изменения. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо.

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских и немецких клавесинистов. В большинстве это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера. В этой форме композиторы писали и танцы. Рефрен излагает ведущую тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен и имеет форму периода. Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, варьирование его крайне редко. Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. Таким образом, авторитет рефрена французских и немецких клавесинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. (музыкальные фрагменты из рондо Ф. Куперена, Г. Пёрселла и И.С. Баха)

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. Эта форма обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира. Область применения рондо в этот период - финалы или медленные части циклов. Среди образцов рондо в творчестве венских классиков мы встречаем такие произведения, как известную арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Любопытно бетховенское фортепианное рондо под названием «Ярость из-за потерянного гроша», в котором сама форма - через многократные возвращения рефрена - помогает воплотить комическое несоответствие ничтожного повода и неутомимой энергии поисков

Итак, венские классики значение рефрена упрочили путём контрастного его соотношения с различными эпизодами.

(фрагменты музыки: Гайдн «Соната» e-moll III ч., Моцарт «Турецкий марш» из сонаты A-dur, Моцарт «Ария Фигаро»).

Романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменения. Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра, по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях, нередко также происходит нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд). (фрагмент из музыки Сенс-Санса «Интродукция и рондо-каприччиозо»)

В построении Рондо на равных основаниях участвуют два принципа: контраст и повторность-репризность. Произошла форма рондо подобно вариациям, от народной музыки.

Представим себе куплетную песню с припевом, слова запева каждый раз меняются, припев же остаётся неизменным. Вообразим теперь, что народные музыканты захотят переложить эту песню на инструменты, сыграть ее без слов. Очевидно, тогда придется, для того чтобы воспроизвести строение песни, каждый раз обновлять музыку «запева», сохраняя в неприкосновенности «припев».

Трудно утверждать, что именно таким путем возникло рондо, однако происхождение этой формы от народной хороводной песни с припевом несомненно. Само слово «рондо» в переводе с французского означает круг, движение по кругу, хоровод, круговую хоровую песню (пример «Рондо Фарлафа» из оперы М.И. Глинки)

Ученикам младших классов я объясняю строение формы рондо на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Окончательно складываясь как форма профессионального музыкального искусства, рондо всё дальше отходит от своего народного прообраза. Прежде всего «припев» становится наиболее важной по значению частью формы, основной темой, концентрирующей в себе характерные черты произведения. За основной темой закрепляется название рефрен (по-французски – припев). С рефрена, как правило, начинается произведение. Рефреном же форма и заканчивается. По мере развития рондо, части, чередующиеся с рефреном, «запевы» начинают всё более значительно отличаться от него и друг от друга и называются эпизодами. Итак, Рондо – музыкальная форма, в которой основная тема-рефрен возвращается несколько раз (не менее трёх), сменяясь другими темами-эпизодами. Если обозначить основную тему буквой А, эпизоды – последующими буквами латинского алфавита, то получится такая схема строения рондо: А В А С А D и т.д.

Мы рассмотрим Рондо G-dur чешского композитора Георга Бенды. Он являлся представителем Мангеймской школы. Это немецкое творческое исполнительское направление конца 18 века. В формировании его стиля большую роль сыграла именно чешская музыкальная культура, т.к. в капелле было много музыкантов чехов. Для этой школы были характерны такие черты как: подчёркивание динамических контрастов, причастие к динамическим нарастаниям (cresc. и dim.), выделение мелодических оборотов и излюбленные украшения. Мангеймская школа сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями Венской классической школы. Поэтому в творчестве Георга Бенды просматриваются не только элементы чешской мелодики и ритмики, но и другие музыкальные стили.

Ученица Баланда Таисия (4 класс) исполняет «Рондо» Г.Бенды

Рефрен

Вопрос: Сколько рефренов в Рондо, какую они имеют форму и характер музыки?

Ответ: В Рондо три одинаковый рефрена. Они имеют форму квадратного периода и танцевальный характер.

Пояснение: Период появился в европейской профессиональной музыке в 16-17 веках и в его формировании большую роль сыграли народные и бытовые танцы, а также песенно-танцевальные жанры, для которых характерна квадратность строения (4+4+4+4).

Вопрос: Чем отличаются два малых периода, входящие в состав рефрена?

Ответ: В первых пяти тактах они схожи, только во втором малом периоде басовый голос удваивается, идёт в октаву, а заканчиваются они разными каденциями: первый период – неполный, доминантовый, а второй – полный тонический.

(исполняем на фортепиано каждый период отдельно, а затем рефрен целиком).



Вопрос: Какие стилистические черты можно отметить в рефрене?

Ответ: Это мелизмы (группетто), мелкие, дробные мотивы и контрастная динамика.

Пояснение: Группетто приходится на слабую долю такта и способствует энергичному устремлению к сильной доле. Это подчёркивает изящество музыки, а также выявляет элементы танцевальной пластики (грациозные приседания в танце).

(работаем над исполнением группетто)

Продолжаю пояснение стилистических черт. Здесь встречаются мелкие, дробные мотивы и, в связи с этим, частые снятия рук помогают рельефнее выявить пластическое начало танцевальной музыки, а контрастная динамика характерна для сходных или одинаковых построений. Удвоение басов во втором малом периоде способствует большей объёмности и яркости звучания.



(работаем над штрихами и динамикой)

Вопрос: Есть ли в этом Рондо связующие элементы между рефреном и эпизодами?

Ответ: Связующие элементы здесь отсутствуют, а музыкальные материал вводится путём сопоставления, что подчёркивает контраст музыки рефрена и эпизодов.

Вопрос: Каково строение первого эпизода и его тональный план?

Ответ: Обычно он тяготеет к доминантовой тональности и имеет чёткую форму периода. В этом Рондо метрическое строение эпизода нарушено расширением второго предложения за счёт небольшого связующего элемента. Получается 4+5 такта. Также в басу мы видим органный пункт на доминанте.

Дополняю: органный пункт усиливает действие данной ладовой функции на длительное гармоническое пространство и имеет объединяющее значение, т.к. скрепляет разнородные элементы развития верхних голосов (играем партию левой руки)

Вопрос: Что можно сказать о верхнем голосе?

Ответ: Он лёгкий, прозрачный, с мелизмами, которые являются неразрывной частью мелодического рисунка, т.к. исполняются не за счёт звука, а плавно, как самостоятельный звук.

Пояснение: динамика piano и pianissimo с одной стороны подчёркивает прозрачность музыки, а с другой – придаёт ей «застывшее» состояние, которое только к концу эпизода под влиянием небольшого crescrit. приводит к доминантовому предыкту, начинает «оживать», т.е. подходит к кульминации. (работаем над рельефностью исполнения верхнего голоса, динамикой и темповым отклонением)

Вопрос: Что следует за доминантовым предыктом?

Ответ: Очень выразительная мелодическая фигура, определяемая в немецком языке словом Bebung, т.е. дрожание, трепетание.

Пояснение: подчёркнутая выразительность музыки композиторов Мангеймской школы достигалась с помощью ряда характерных мелодических фигур, например, «вздохи-задержания» и Bebung. (работаем над обозначенным элементом)

Вопрос: Какую роль играет связующий элемент между эпизодом и вторым рефреном?

Ответ: Он вносит в музыку чувство напряжённого ожидания.

Дополняю: В связи с этим появление рефрена воспринимается как неизбежное, что содействует пластичности и органичности формы в целом и её круговому движению.

(проигрываем эпизод целиком)

Вопрос: Чем отличается второй эпизод от первого?

Ответ: Он имеет более развёрнутую форму. Это не малый период, а большой, с расширенным последним предложением.

Вопрос: Каков тональный план второго эпизода?

Ответ: Это одноимённый g-moll, во втором предложении следует отклонение в параллельную тональность B-dur, затем отклонение в тональность субдоминанты c-moll, а к концу эпизода приходим в тональность доминанты D-dur.

Пояснение: Второй эпизод обычно тяготеет или к одноимённой тональности, или к тональности субдоминанты.

Тая правильно определила все тональные отклонения. Такой неустойчивый тональный план наводит на мысль о более глубоком содержании музыки второго эпизода, нежели первого.



Вопрос: Какие стилистические черты ты можешь назвать?

Ответ: Это орнаментика, мелизмы, выделение отдельных мелодических оборотов.

Пояснение: Здесь как бы переплетаются два стиля – рококо и сентиментализм, т.к. за изяществом и галантностью музыки угадывается стремление композитора к яркой, драматической выразительности.

Вопрос: Что можно сказать о динамике?

Ответ: Здесь нюансировка более тонкая; мы чаще видим cresc. и dim.

Дополнение: Одним из важнейшим достижением Мангеймцев была новая динамика, т.е. постепенные длительные нарастания и затухания звучности. В отличие от внезапных смен piano и forte, всё-таки больше характерных для стиля барокко, а не для сентиментализма, ближе всего к которому стояла Мангеймская школа, стремление к тонкой нюансировке, постоянным сменам оттенков, понимались композиторами как «движение страстей», а не как «застывшие, низменные состояния души».

Вопрос: Что можно отметить в динамических оттенках?

Ответ: В первых двух предложениях мы видим небольшое cresc. и dim. Следующее предложение начинается длительным piano, а затем идёт большое cresc.

Пояснение: Второе предложение словно бы застыло в ожидании бури, а огромное cresc. подводит нас к кульминации всего произведения, к связующему элементу, состоящему из сложных по ритму «вздохов-задержаний», приводящих к доминантовому предыкту и плавному переходу к заключительному рефрену. (работаем над подходом к кульминации этого эпизода, а затем проходим весь эпизод).

Заключение

Анализ музыкальных произведений - сложный процесс, вызывающий определённые трудности у учащихся. Гёте писал: «Содержание чувствуют все, сущность понимают многие, форму понимают единицы». Для сочинений крупной формы свойственно более протяжённое развитие музыкального материала, а также большее разнообразие содержания. В Рондо, которое мы вам показали, переплетаются различные эпохи и стили. В связи с этим, труднее выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключаться с одной художественной задачи на другую, требуется большой объём памяти, внимания, возникают трудности в достижении единого, целого образа, что характерно для произведений крупной формы. Поэтому работа над ними сложна как для ученика, так и для педагога. Она требует больших умений, опыта и специальных знаний. А эти знания помогут проникнуть нам в тайны музыкального содержания.



Список литературы:

  1. Г.Л. Головицкий «Куплетная, вариационная формы и форма рондо». – Советский композитор, М.,1962,с.60

  2. В.А. Цуккерман – Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. ч.1,ч.2: «Учебник». - М.:Музыка,1988,175с., 1990,128с.

  3. Способин «Музыкальная форма». – М., 1987, 236с.

  4. Алексеев «Методика»

  5. Вахромеев «Элементарная теория музыки»

  6. Скребков «Анализ музыкальных произведений


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка