1 полоцкое княжество при дедах и прадедах княжны предславы 2 детство и отрочество предславы-евфросинии 4 евфросиния полоцкая 9 ЕЎфрасіння полацкая 27 спасо –




старонка1/5
Дата канвертавання30.04.2016
Памер0.65 Mb.
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 1

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО ПРИ ДЕДАХ И ПРАДЕДАХ КНЯЖНЫ ПРЕДСЛАВЫ 2

ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ПРЕДСЛАВЫ-ЕВФРОСИНИИ 4

ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ 9

ЕЎФРАСІННЯ ПОЛАЦКАЯ 27

СПАСО – ЕВФРОСИНИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ 35

ИСТОРИЯ КРЕСТА ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ 39

ЮВЕЛІР ЛАЗАР БОГША СТВАРЫЎ КРЫЖ ЕЎФРАСІННІ ПОЛАЦКАЙ 48

ЕЎФРАСІННЯ ПОЛАЦКАЯ 51


ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО ПРИ ДЕДАХ И ПРАДЕДАХ КНЯЖНЫ ПРЕДСЛАВЫ

Славной белорусской подвижнице и просветительнице Евфросинии, игумении Полоцкой Господь судил жить в величайшую культурную эпоху домонгольской Руси в XII веке. Основная часть страны была уже крещена в 988 году. В основных центрах русских земель - Киеве, Новгороде, Полоцке поднялись грандиозные храмы Святой Софии, уже своим названием и размерами указывающие на горделивое состязание не только друг с другом, но и со знаменитой Софией Константинопольской, воздвигнутой в VI столетии Византийским императором Юстинианом.

Полоцкая земля, где родилась преподобная, счастливо находилась на западном ответвлении "Пути из варяг в греки" - главнейшей водной коммуникации Восточной Европы в древности. Благодаря этому, она рано оказалась среди передовых в экономическом (и политическом) плане земель и прежде других ощутила стремление к самостоятельности.

Это стремление почти сразу же получило поддержку Полоцких князей Брячислава Изяславича (1001-1044) и, главным образом, воинственного Всеслава Брячиславича (1044-1101).

Время, которое застало блаженную Евфросинию в XII веке, было несколько иным, чем при названных князьях - прадеде княжны и ее деде. Шесть сыновей Всеслава Полоцкого поделили между собой земли своего родителя, между ними начались столкновения и распри, что не могло не волновать будущую игумению, стремившуюся к умиротворению княжеской среды.



Храм Святой Софии в Константинополе.

Христианство мы получили из Византии; как и там, с 1054 года оно приняло у нас форму Православия. Наряду с возникшей у древних россов религиозно-философской литературой, воспитывавшей сознание людей, огромное влияние на средневекового человека - сына языческих традиций - должна было оказать и пришедшая с христианством великая Византийская культура в архитектуре, живописи, прикладном искусстве, церковных песнопениях.

Под руководством византийцев повсеместно строились храмы, стены которых расписывались библейскими сюжетами; основывались монастыри, в них создавались скриптории, где переводились с греческого языка и переписывались книги.

В Киеве и других городах возникали ювелирные мастерские: в них отливались и выковывались замечательные изделия из золота, серебра, бронзы, изготавливались украшения с тончайшими эмалями, жемчугом, драгоценными камнями.

Летопись свидетельствует, что в 992 году митрополит Киевский "и всея Руси" Леонтий учредил в своей митрополии много епископских кафедр. По другому источнику мы знаем, что в XI веке было всего десять кафедр: не приходится сомневаться, что среди учрежденных епископий в 992 году была и кафедра столь крупного и старинного города, как Полоцк. От домонгольского времени до нас дошли имена лишь восьми Полоцких иерархов:

Никифор (конец XI начало XII вв.)

Мина (1106 - 1116 гг.)

Козьма (1143 г.)

Илия (1120-е - 1130-е гг.)

Дионисий (ок. 1183 г.)

Николай Грек (до 1218 г.)

Владимир (ок. 1218 г.)

Алексий (ок. 1231 г.)

Литература

По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Специальный выпуск журнала 'Вестник Белорусского Экзархата' №15(1/'96) "Вестник Белорусского Экзархата", 1996.


ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ПРЕДСЛАВЫ-ЕВФРОСИНИИ

Она была дочерью князя Георгия Всеславича и его жены Софии. По житию преподобной, составленному для "Четий Миней митрополита Макария (1481-15631)", источнику, весьма близкому по времени к жизни Полоцкой подвижницы, мы знаем, что в 12 лет Предслава, как ее нарекли родители, пришла в монастырь к своей тетке игумении Романовой и сообщила о желании принять постриг. По летописи, Роман Всеславич умер в 1116 году; приход Предславы в монастырь, следовательно, произошел много позднее, когда вдова Романа сама приняла ангельский образ и уже стала игуменией: то есть, где-то в конце второго десятилетия XII века. Значит, родилась Предслава в 1106-1108 годах, а детство ее пришлось на 1106-1118 годы.

Что это была за эпоха? Чем жила Полоцкая земля во время детства и отрочества своей великой дочери?

Не так давно скончался ее знаменитый дед Всеслав; с ним ушла целая эпоха, и особая страница жизни была перевернута. Что же могла слышать Предслава в начале своего жизненного пути, что рассказывали окружающие ее на женской половине мамки? О чем говорили взрослые, что занимало ее родителей, князей-дядьев? Словом, что ее формировало?

Конечно, в те дни и годы полочане более всего были заняты состоянием межкняжеских отношений. Часто вспоминали ее деда Всеслава, которого помнили все: это он захватил на 7 месяцев Киевский великокняжеский стол; он возвел в Полоцке огромный по тому времени храм Святой Софии, равный по значению Софийским храмам Киева и Новгорода.

Он бесстрашно нападал на соседние земли и города Псков, Новгород, Смоленск, отбирал в Новгороде колокола, богослужебный реквизит, чтобы столь "простым" способом снабжать свой Свято-Софийский храм...

После 57 лет княжения (а эту цифру все также хорошо помнили), он отошел в лучший мир, разделив между сыновьями земли и, несомненно, завещав потомкам беречь единство княжества.

Рано услышала Предслава и еще более древнюю историю о Полоцке Х века и о Полоцком князе Рогволоде, его дочери Рогнеде, а также и о своем великом предке Владимире Святом. Еще будучи молодым, по наущению своего дяди Добрыни, Владимир захватил Полоцк, на глазах дочери убил отца Рогнеды и насильно взял ее себе в жены. Рогнеда и ее малолетний сын, родившийся от Владимира, не покорились князю и были высланы из Киева на родину Рогнеды... Таков был легендарный рассказ, вошедший позднее во все летописи.

Попробуем представить, как шло образование Предславы. Коль скоро "Житие" показывает ее глубоко религиозной и грамотной с самой ранней юности и даже, вероятно, с отрочества, то можно не сомневаться, что се сызмала окружали церковные люди. Ей рано было открыто, что "Красота праведнику почитание книжное", как написано в одной старинной книге (Изборник Святослава 1076 г.). Конечно же, более всего ей читались книги религиозные. По ним сначала учили азбуке, технике письма, началам чтения (Псалтирь, Апостол, Часослов...). Постепенно круг чтения расширялся.

...Бог создал человека по Своему образу и подобию, поселил его о раю, но грехопадение разрушило всю первозданную чистоту, - узнавала Предслава, постигая основы христианства. "Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго", - читала она по складам в Евангелии (Мф.18,11).





Храм Святой Софии в Полоцке

Узнавала она далее о подвигах мучеников из Четьих Миней, - тогда уже частично переведенных книг житий святых на каждый день. Знала, вероятно, почти наизусть житие первых русских святых Бориса и Глеба, живших всего сто лет назад и в 1015 году погибших от коварства их брата князя Святополка Окаянного.

Помимо вероисповедальных переживаний и раздумий, книги эти пробуждали умение мыслить и вечном, открывали широкие представления о мироздании, истории человечества, о родстве всех народов... В наиболее глубоких умах, какие были и в окружении юной княжны созревали рассуждения о месте и значении Родины в жизни всякого человека. Так появилась идея летописания: в Полоцке велась своя летопись. До нас она не дошла, но ее видел историк XVIII столетия В.Н. Татищев.

...Книги - книгами, но вокруг бурлила повседневная жизнь, и она не могла не проникнуть в княжеские терема, где жила Предслава, а позднее - и за стены монастыря, где затем подвизалась преподобная Евфросиния. Перед княжной проходила жизнь отца и пяти его братьев. Чем они занимались?

Киевский Владимир Мономах главной доблестью считал храбрость на войне и на "ловах" (на охоте). Воинственными были ее дядья и братья. Еще до ее рождения, в 1104 году брат отца Минский князь Глеб совершил какой-то проступок против братьев и едва отбился от них. Однако через два года (1106) все было забыто, Всеславичи организовали общий поход на земгалов, но потерпели страшный разгром: "дружину убиша 9 тысящь".

Через 10 лет в 1116 году, накопив силы, Глеб напал на соседних князей Слуцких. Наказание не замедлило себя ждать: Мономах не только начал длительную осаду Минска, но и построил перед городскими воротами избу, устрашая осажденных тем, что будет зимовать. Глеб, испугавшись, униженно кланялся ему с семьей у ворот своего города. Мономах ушел, но Глеб вновь напал на владения южнорусских князей и в результате с позором был вывезен сыном Мономаха Мстиславом из своего Минска в Киев, где через год умер (1119). Несомненно, обо всем этом с волнением много раз говаривали в окружении юной княжны.

...Снова в землях Всеславичей неспокойно: в 1121 году насмерть перессорившихся Полоцких князей мирил Мономах, властно вызвав их в Смоленск. Это тоже проходило пред очами Предславы-Евфросинии: ей было 15 лет и она уже жила в голубце Софийского собора.

Княжеские распри, борьба между Всеславичами за власть в Полоцкой земле, еще какие-то неизвестные нам обстоятельства, против которых усиленно протестовала Церковь, - все это отвращало Предславу от мирской жизни. Усиленное чтение библейских книг, учащих смирению, общение с полоцким духовенством, монахинями, - не это ли все побудило ее принять решение уйти в монастырь? "Видел я все дела, которые делаются под солнцем, - читала она грустную мудрость, - и вот все суета и томление духа!" (Эккл.1, 14).

Как, где произошел этот исход из мира?

"Русские люди имеют следующий обычай, - писал посетивший Русь в 1578 году австрийский принц Даниил фон Бухау, - девицы прежде достижения совершеннолетия вступают в брак на 10 году возраста, юноши на 12 или 15". У Предславы подобный случай представился в 12 лет. Слышала она как-то, как отец говорил матери: "Нама уже лепо дати Предславу за князь!". Предслава пришла в ужас: она помнила книги, которые читала, помнила речи наставников-монахов: житие князей "мимо течет и слава их погибе, аки прах и хуже паутины...", жизнь эта "не вечноваша", не останется для вечности, для спасения души.

Она знала, судя по ее Житию, что надо "духовным мечом" отсечь от себя плотские страсти, "предавше телеса свои на пост и бдение, и коленное поклонение..." Княжна тайно бежала в монастырь к тетке игумении Романовой, умоляя ее "причесть к ту сущим инокиням под игом Христовым". "Смятеся" старая игумения, - повествует Житие, - ибо она видела "юность ее и возраст ее цветущий".

Были у игумении, естественно, и другие опасения, - гнев отца двенадцатилетней княжны. Житие передает следующий диалог:

"Чадо мое! - скорбно восклицала игумения, - како могу се сотворити? Отец твой, уведав, со всяким гневом возложит вред на голову мою, и еще юна еси возрастом, не можеши понести тяготы мнишескаго жития, и како можеши оставити княжение и славу мира сего?". Но чадо твердо знало, чего желать: "Отпеща же блаженная отроковица: "Госпоже и мати! Вся видимая мира сего красна суть и славив, но вскоре минует, яко сон!.

Столь разумное утверждение двенадцатилетней девицы убедило игумению: "Удивишеся разуму отроковицы, - свидетельствует Житие, - удивишеся любви ея к Богу, повеле воле ея бытии, огласив ю иерей, остриже ю и нарече имя ей Евфросиния и облече ю в черные ризы...".

Гнев отца, которого так страшилась Романовая, обернулся горестными стенаниями родителя: "Почто ми преже сего, мысли сея не явила еси?" Однако назад возврата быть не могло, и Евфросиния упросила епископа Илию разрешить ей жить не в монастыре, а в некоем временном голубце в храме Святой Софии.

Зачем это было нужно? "Голубец", по Словарю русского языка XI - ХVII веков - "часть церковного помещения, служащая усыпальницей"; он мог находиться "по левую руку алтаря" (как значится в документе XIV в.). Перебравшись в него, Евфросиния начала интенсивно переписывать книги (по-видимому, и переплетать их - кто переписывал, сам же и переплетал), а на вырученные деньги стала помогать бедным... Что это за таинственный голубец, почему ей нужно было пребывать не в монастыре у Романовой, а именно здесь?

"В глазах образованных людей, - отмечал секретарь Польского короля Стефана Батория Р.Гейденштерн, описывая разгром Полоцка Баторием в 1570 году, - почти не меньшую ценность, чем вся остальная добыча, имела найденная там библиотека. Кроме летописей, в ней было много сочинений греческих Отцов Церкви...". Все это хранилось в Софийском соборе!

Действительно, в средние века переписка книг была очень трудоемка и дорога; книги хранили, боясь пожаров, в каменных зданиях и чаще всего в храмах. Древние болгарские рукописи, понятные на Руси без переводов, Византия здесь охотно распространяла. В Киевской Святой Софии, например, была размещена ценнейшая библиотека Болгарского царя Симеона - трофей императора Иоанна Цимисхия, в 972 году захватившего большую часть Болгарии. Его сын Василий II Болгаробойца передал добычу отца в качестве приданого своей сестре Анне, выходившей замуж за Владимира Святого. Древнеболгарские книги расходились по крупным городам и монастырям Руси, но в большинстве случаев погибли в татарском нашествии в XIII столетии. Лишь в нескольких городах, куда не заходили татары, книги сохранялись: в Полоцке, в частности, библиотека не пострадала до самого похода Батория в 1579 году.

Но почему же преподобной был нужен голубец? Ведь книги можно было переписывать в любом монастыре! Нам очевидно: ей требовалось собрание книг, место, где их много, а это нужно лишь тогда, когда с книгами усиленно работают: талантливая инокиня рвалась к чтению, к самообразованию! В Свято-Софийском соборе библиотека была, очевидно, уже тогда. Весьма примечательно: Житие говорит, что преподобная не только переписывала книги "своими руками", но и "наем емлюще". Это место обычно не замечают, но нам ясно, что в голубце ею был организован целый скрипторий: наемные писцы размножали те книги, которые она находила необходимым переписать. Творческая натура подвижницы проявлялась везде!

ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ


Преподобная мати

наша Евфросиния

моли Бога о нас
План лекции

  1. Вступление.




  1. Основные вехи жизни святой.

    1. Княжна Предслава.

    2. Послушница Евфросиния.

    3. Инокиня обители Спаса.

    4. Игумения – устроительница монастырей.

    5. Паломница. Преподобная.




  1. Судьба монастыря и его святынь после кончины преподобной

  1. Спасо-Преображенская церковь.

  2. Икона Эфесской Божией Матери.

  3. Крест Лазаря Богши.

  4. Архитектурный комплекс монастыря.

  5. Перенос мощей Евфросинии Полоцкой.




  1. Возрождение святой обители в наши дни.




  1. Список литературы.



I. Вступление

Призывно и неустанно звучат молитвы, возносимые Богу о спасении людей, в святом месте, в монастыре, основанным великой подвижницей Земли Полоцкой Преподобной Евфросинией. Защитница и просветительница белорусской земли и в наши дни, как в далекие времена, радует своими трудами и подвигами, приводит к спасению нуждающихся. Прославлена была Евфросиния Полоцкая ещё в 12 веке, когда неизвестный автор «Повести жития и преставления святыя и блаженныя и преподобныя Еуфросинии, игумении монастыря святого Спаса и пречистые его Матере, иже в Полоцке граде» восторженно описал жизненный путь, монашеский подвиг и дела просветительницы. «Еуфросиния убо сердце своя напояше Божия премудрости. Еуфросиния неувядающий цвет райского сада. Еуфросиния – небопарный орел, попарившия от запада до востока, яко луча солнечная, просветившая землю Полоцкую». Жизненный путь, монашеский подвиг и созидательный труд преподобной Евфросинии стали ярким примером веры и любви к Богу, к родной земле и людям, тем светом, что и в наши дни не угасает. Единственный достоверный источник, из которого известно о жизни святой, – это «Житие», сложенное неизвестным автором в конце XII века, а живым подтверждением ее трудов является ныне действующий женский монастырь в Полоцке, церковь Спасо-Преображения с уникальной фресковой росписью, мощи преподобной Евфросинии, хранящиеся в древнем храме, и все те святыни, что имели отношение к ней. Жизнь святых продолжается в их делах и памяти людей. Сегодня о преподобной Евфросинии написано много книг – это научные исследования и литературные произведения, о ней снимают фильм, ее образ вдохновляет художников и скульпторов и, конечно, строятся храмы в ее честь, в которых возносятся молитвы ко Всевышнему Богу и звучат песнопения, прославляющие труды и подвиги праведников на земле.


II. Основные вехи жизни святой

1. «БЫСТЬ КНЯЗЕ В ГРАДЕ ПОЛОТСКЕ ИМЕНЕМ ВСЕСЛАВ, ТОЙ ИМЕЯ СЫНОВЕ МНОГЫ. И БЕШЕ У НЕГО СЫН ИМЕНЕМ ГЕОРГИЙ ОТ НЕГО ЖЕ РОДИСЯ СИИ БЛАЖЕННА ОТРОКОВИЦА». В начале XII века в семье Святослава-Георгия и княжны Софии родилась дочь, которой дадут княжеской имя Предслава в память о древнем роде и славе Полоцкой земли.

С IX века землями Полоцкого княжества управляет династия, состоящая в родстве с варягами Рюриковичами. В конце X века дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеда станет женой новгородского князя Владимира и родит наследника полоцкого престола князя Изяслава. После принятия христианства князь Владимир крестил своих детей и раздавал им во владение города и земли. С 1001 по 1044 года Полоцким княжеством управляет князь Брячислав Изяславович, а с 1044 по 1101 на престоле его сын – Всеслав Брячиславович. В XI веке продолжается борьба за независимость Полоцкого княжества от Киевского и Новгородского, происходят военные столкновения между династическими линиями рода князя Владимира «Красное солнышко». В Полоцком княжестве, как и на соседних землях, активно развиваются ремесла, процветает торговля, начинается строительство первых каменных храмов, создаются первые книги и летописи. Вместе с христианской верой на полоцкие земли приходит новая культура, отличная от языческой, которая дает возможность для развития новых отношений во всех сферах человеческой деятельности. Развитию и процветанию княжества способствовал торговый путь «из варяг в греки», пролегавший по Западной Двине, связывающий Византию и арабский Восток с Северной Русью, Прибалтикой, Скандинавией. Вся Полоцкая земля, пока не распалась на уделы, была волостью Полоцка. В состав Полоцкой земли входили такие города, как: Витебск, Орша, Браслав, Минск, Логойск, Борисов, Кукейнос, Усвят, Лукомль, Орша, Друцк, Изяславль, Копысь, Голитичаск, Герсике, Стрежев, Городец. В каждом городе Полоцкой земли действовало свое вече. Главный город назначал посадников, устанавливал размер выплаты дани, вызывал на суд жителей пригородов, требовал участия в ратных делах по защите княжества. Решение веча главного города распространялось на население пригородов. При жизни князя Всеслава Брячиславовича его сыновья получают во владение волости. Сыновей было шесть: Рогволод-Борис (1128), Роман (1113), Глеб (1119), Давид, Ростислав, Святослав-Георгий. После кончины князя Всеслава Брячиславовича в 1101 году образуются центры удельных княжеств: Минск, Витебск, Друцк, Заславль, Логойск. Но Полоцк продолжает оставаться важным ремесленно-торговым, политическим и культурным центром Полоцкой земли.

В Полоцке в 992 году основана первая в землях Белой Руси епархия. В Изяславле образуется один из первых монастырей, где принимает постриг княгиня Рогнеда с именем Анастасия. В 1050-е годы в Полоцке возведен первый каменный храм – Софийский собор, который становится кафедральным города и княжества. В храме размещается скрипторий и хранилище рукописных книг. На территории Верхнего замка и посадов города строятся оборонительные сооружения, жилые и хозяйственные постройки, активно заселяются другие территории вблизи города, появляются первые монастыри.

По сложившейся традиции княжна была крещена и воспитывалась в христианской вере. Получив хорошее образование и воспитание в доме отца, познав книжную мудрость, Предслава могла делать самостоятельные выводы о своей будущей жизни. В «Житии» упоминается о сватовстве «славных князей» к дочери полоцкого князя Святослава-Георгия и об одном особо знатном и богатом женихе, но отец княжны не спешил принимать скорого решения. Слишком большое политическое имел брак в те времена, и не совсем обычным человеком была дочь князя. Даже за пределы полоцких земель шла молва о мудрости ее, начитанности и красоте. Что мог предложить ей мир тех времен, когда традиционно женщине отводилась роль жены и хозяйки, в лучшем случае, или рабыни, во время войны? Единственным применением ума и таланта была семья, и, лишь в исключительных случаях, совсем немногие женщины могли быть образованными и допускались к управлению государственными делами, как, возможно, княгиня Софья – мать Предславы. В 12 лет ей было дано понять, что земная слава и богатство временны, перспектива стать только женой князя и наслаждаться материальными благами была слишком простой для ее утонченной натуры и ее духовного мира. Все ее устремления были направлены к дальнейшему духовному развитию, совершенствованию своего внутреннего мира, продолжению образования. Все это она могла обрести в монастыре, служа самоотреченно Богу и людям. «Что бо успеша нас родове наши? И женишеся, посягаша и княжися, нъ не вечновавше, житие их мимо тече и славо их погибе, яко прах и хуже паучины. А иже прежния жены, вземши мужскую крепость, поидоша в след Христа, жениха своего … духовным мечем отсекоше от себе плотския сласти, предавша телеса своя на пост и бдение … то тии суть памятни на земли, и имена их написаны на небесах и тамо Аггелы безпрестани славят Бога». Об этом размышляла юная княжна, изучая книги святых отцов Церкви, осознавая христианское учение, изучая историческое наследие предков, наблюдая живые примеры служения Богу в монастырях. Действительно, неожиданным был уход в монастырь для отца и матери, для княжеской семьи и всех окружающих, но для самой княжны это был осознанный поступок. «Горе мне, чадо мое! Почто ми сице сотворила еси, и печаль души моей принесе? Почто преже сего мысли сияне явила еси? Лютее мне, чадо мое сладкое, жалости сердца моего! О горе мне, чадо мое милое!» Так неутешно плакал о Предславе отец, Святослав-Георгий, когда, покинув отчий дом, юная княжна тайно ушла в монастырь. Монастыри были очагами христианской культуры, своего рода университетами духа, где человек мог постичь иной духовный мир, защитить свои взгляды и убеждения, развивать таланты, сохранить веру.


2. МОУОS (греч.) – один, одинокий, уединенное жилище. В первые времена христианства, когда в IV веке усилилось гонение на верующих, стали зарождаться традиции монашества. Единомышленники объединялись для общего проживания в уединенных от мира местах и принимали на себя особые обязанности. В монастырях все подчинялись единому уставу, отрекались от благ мира, служили Богу молитвами и подвигами.

В 12 лет Предслава отказывается от светской жизни. В начале XII века настоятельницей монастыря, в котором княжна приняла постриг, была княгиня Романия, вдова князя Романа, скончавшегося в 1113 году. Поэтому исследователи «Жития» предполагают, что время пострига Предславы не ранее 1113 года и не позже 1116 года, когда состоялся военный поход полоцких князей на Смоленск при участии отца княжны. Жизнь этого монастыря строилась согласно правилам общежительного Студийского Устава: инокини имели свои келии, свои деньги, отдельно трапезничали, собирались вместе по праздничным и воскресным богослужениям. Для совершения пострига был установлен особый порядок: необходим определенный возраст – достижение совершеннолетия, особое время для испытания инокини – послушание, твердая вера и убеждения поступающего в монастырь. Существует также исключение из общих правил согласно 140 Правилу Карфагенского Собора для скорого пострига «по нужде угрожающей целомудрию девы». Нарушение всех этих правил влекло за собой строгое наказание настоятеля монастыря, но Предслава была принята в обитель несмотря на двенадцатилетний возраст и отсутствие срока послушания. Игумения Романия приняла ответственное решение, увидев твердую веру взрослой не по годам девочки, и благословила на принятие «ангельского чина». По установившейся традиции, при постриге будущей инокине дается новое имя, обычно это имя того святого, в день которого совершается постриг. Предславе было дано имя Евфросиния, в честь святой мученицы Евфросинии Александрийской (V век), память которой совершается в Церкви 25 сентября и 15 февраля. Имя Евфросиния, в переводе с греческого языка, означает радость; может быть, понимая не простой смысл своего нового «ангельского чина», так радостно и неутомимо совершала просветительница свое служение Богу, преумножая величие и славу родной земли.



Находясь в монастыре, Евфросиния преуспевает и в молитве, и в посте, и в послушании. Будучи образованной и начитанной с юных лет, она приобщается к профессиональному книжному делу, то есть учится переписывать книги, оформлять их, переплетать. По благословению епископа Полоцкого Илии книжная деятельность преподобной Евфросинии будет продолжаться и в стенах Софийского Собора, когда в подражание древним Иерусалимским девам, жившим при Соломоновой церкви в особых коморах, устроенных в стенах, она поселится в голубце храма. В скриптории собора переписывает книги, в библиотеке изучает священные писания. Деньги, вырученные от продажи книг, раздает нуждающимся. «И оттоле паче подвижнейши нача бытии, собирающи мысли благия в сердци своем, яко пчела сот». Несколько лет провела Евфросиния в трудах по переписыванию книг, в молитвах, духовных подвигах, накапливая опыт и знания. За стенами собора кипела жизнь, и не раз Евфросиния была свидетельницей всех политических событий, которые потом отразятся на страницах Полоцкой летописи.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©shkola.of.by 2016
звярнуцца да адміністрацыі

    Галоўная старонка